Восприятие — Когнитивная способность
Что такое пространственное восприятие?
Пространственное восприятие — это способность человека осознавать отношения со своим окружением (экстероцептивные процессы) и с самим собой (интероцептивные процессы). Пространственное восприятие формируют два вида процессов: экстероцептивные — процессы, которые создают представление о нашем пространстве при помощи чувств, и интероцептивные — процессы, создающие представление о нашем теле, его позиции или направлении. Пространство — это то, что нас окружает: объекты, элементы, люди и т.д. Пространство также является частью нашего мышления, так как именно оттуда мы черпаем информацию для нашего жизненного опыта. Для того, чтобы получить полную информацию о характеристиках окружающего мира, человек использует две системы.
Когда мы говорим о пространственном восприятии, обычно под «пространством» мы подразумеваем всё, что нас окружает: предметы, объекты, люди и т. д. Однако пространство также является частью нашего мышления, поскольку мы храним в памяти полученный нами жизненный опыт.
Хорошее пространственное восприятие позволяет нам понять состояние окружающего нас мира и наше с ним взаимоотношение. К пространственному восприятию также относится понимание соотношения объектов при изменении их положения в пространстве. Кроме того, оно помогает нам представлять объекты в двух или трёх измерениях, что даёт возможность визуализировать их под различными углами зрения вне зависимости от перспективы, с которой мы смотрим.
- Зрительная система: в сетчатке глаза находятся зрительные рецепторы, которые отвечают за информацию, получаемую от окружающей среды при помощи зрения.
- Тактильно-кинестетическая система: находится вокруг тела человека и предоставляет информацию о положении различных частей тела, движении конечностей, а также характеристиках обнаруженных физических поверхностей, в том числе их скорости и неподвижности.
Самой важной характеристикой этой когнитивной способности является то, что с её помощью мы воспринимаем окружающий мир посредством размеров, форм, расстояний и т.д. Благодаря этому навыку мы можем воспроизвести предметы «в уме», как в 2D, так и 3D, а также предвидеть изменения в окружающем нас пространстве.
Пространственное восприятие важно и необходимо нам с самого детства, мы постоянно используем эту когнитивную способность. Например, когда мы идём, одеваемся или даже когда рисуем. С другой стороны, пространственное восприятие постоянно помогает нам не натыкаться на окружающие предметы. Когда мы ведём машину, мы стараемся не пересекать разделительные полосы, а также не задевать колёсами тротуар при парковке. В эти моменты мы обращаем внимание на дистанцию, положение и размеры объектов по отношению к нам. Даже когда нам нужно добраться до места, в котором мы раньше не были, нам нужно сориентироваться, и для этого также необходим данный навык.
Когда мы тренируем пространственное восприятие, мы развиваем способность осознавать расположение окружающих нас объектов. Для этого очень важно понимать расположение объектов, понятия дистанции, скорости и местонахождения (наверху, внизу, сверху, снизу и т.д.).
Пространственное восприятие может быть нарушено при некоторых расстройствах развития, таких, как аутизм, синдром Аспергера, церебральный паралич и другие. Страдающие этими заболеваниями не могут правильно воспринимать стимулы окружающего пространства, объединять их в единое целое и интерпретировать.
Примеры пространственного восприятия
За развитие этой когнитивной способности отвечает левое полушарие. С помощью этого полушария мы выполняем математические и пространственные расчёты, которые непосредственно связаны с пространственным восприятием, пониманием пространства. Представьте, что если из-за травмы мозга будет повреждено левое полушарие, это может вызвать трудностости с ориентированием, распознаванием и толкованием, таким образом, пространственное восприятие будет нарушено.
Патологии и расстройства, связанные с нарушением пространственного восприятия
Таким образом, обладать хорошим пространственным восприятием означает иметь способность стоять, двигаться, ориентироваться, принимать различные решения, анализировать ситуации и события в нашем окружении, а также взаимоотношение с ним нашего тела.
Пример: вы решаете пойти в новое кафе в торговом центре. При входе разглядываете план и находите местоположение кафе. Для чтения карт и понимания знаков в двух измерениях нам необходимо пространственное восприятие.
Как измерить и оценить пространственное восприятие?
Пример: пространственное восприятие необходимо нам, чтобы положить на место коробки, книги, например, на полку или в кладовку. При этом мы перебираем в уме возможное расположение и выбираем оптимальный для себя вариант.
Пример: когда мы должны определить маршрут или направление движения, мы должны выбрать наиболее подходящую нам позицию. Для этого нам нужно сориентироваться одним из двух способов: либо с помощью декартовой системы координат, базирующейся на использовании сторон света (север, юг, восток и запад) либо используя точку отсчёта. Например, взять за точку отсчёта какой-то объект — дерево, дом или иной, для того, чтобы вернуться в нужное нам место.
- Тест на Программирование VIPER-PLAN: необходимо как можно быстрее провести шар по лабиринту за минимальное количество шагов.
- Тест на Концентрацию VISMEM-PLAN: на экране в случайном порядке будут появляться стимулы. Далее символы будут загораться по очереди в определённом порядке под звуковые сигналы. Необходимо наблюдать как за изображением, так и за звуком. Во время вашей очереди игры нужно будет воспроизвести последовательность.
Как реабилитировать или улучшить пространственное восприятие?
Все когнитивные способности, включая пространственное восприятие, можно улучшить с помощью тренировки. CogniFit («КогниФит») даёт возможность делать это профессионально.
Пластичность мозга лежит в основе реабилитации пространственного восприятия и других когнитивных способностей. CogniFit («КогниФит») предлагает батарею упражнений, созданных для реабилитации дефицита пространственного восприятия и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи укрепляются при использовании функций, которые от них зависят. Таким образом, при регулярной тренировке пространственного восприятия укрепляются нейронные связи задействованных при этом отделов мозга. Поэтому когда наши глаза передают пространственную информацию мозга и он начинает её обрабатывать, нейронные соединения становятся более быстрыми и эффективными, и наше пространственное восприятие улучшается.
CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это позволило создать персонализированную программу когнитивной стимуляции для каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки пространственного восприятия и других основных когнитивных функций. По итогам тестирования программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предложит персональную когнитивную тренировку для улучшения пространственного восприятия и других когнитивных функций, которые, по результатам оценки, в этом нуждаются.
Чтобы улучшить пространственное восприятие, тренироваться нужно правильно и регулярно. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты оценки и реабилитации этой когнитивной функции. Для корректной стимуляции необходимо уделять 15 минут в день тренировке, два или три раза в неделю.
Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. Разнообразные интерактивные упражнения представлены в форме увлекательных умных игр, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») представит подробный график прогресса когнитивного состояния.
Д3. Свойства восприятия – Эффективная работа в MS Office
Информационный дизайн ‒ художественно-техническое оформление и представление информации. Информационный дизайн включает в себя:
- Функциональные возможности представления информации
- Психологические критерии восприятия информации человеком
- Эстетика визуальных форм представления информации.
90 % информации человек получает с помощью зрения Это знают все |
Не раз я становилась свидетелем спора: что и кто определяет качество обучения. Преподаватель, а точнее квалификация преподавателя, или наглядные материалы, в частности презентации? Для меня подобный спор беспредметен – в обучении нет мелочей. Что касается наглядных материалов, то этот спор давно решён самой природой – 90 % информации мы получаем через глаза.
Рассказывать или показывать? Почти гамлетовский вопрос.
Вид занятия | Усвоенная информация | |
После 3 часов | После 3 дней | |
Только рассказ | 70 % | 10 % |
Только показ | 72 % | 20 % |
Рассказ и показ | 85 % | 65 % |
По окончании урока вы сможете:
- Дать определение понятию «Восприятие»
- Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
- Перечислить свойства хороших учебных материалов
1. Восприятие окружающего мира
Мы воспринимаем окружающий мир, благодаря пяти органам чувств:
- глаза (орган зрения),
- уши (орган слуха),
- нос (орган обоняния),
- кожа (орган осязания),
- язык (орган вкуса).
Восприятием называется процесс, в ходе которого происходит:
- отражение человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств;
- создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.
Восприятие – процесс, имеющий две связанные между собой стороны:
- отражение в сознании внешних предметов и явлений,
- «встречную» деятельность сознания, в ходе которой создаётся некий образ. Последнее означает, что эффективное и полноценное восприятие всегда должно быть активным, и это необходимо учитывать при создании презентации и любого другого наглядного материала.
Восприятие является одним из этапов воздействия любой учебной информации на людей и занимает первое место в цепочке:
Следовательно, если эффективного восприятия объекта не произойдёт, то снизится или даже будет равна нулю эффективность процесса «Восприятие ⇒ Запоминание ⇒ Вовлечение».
Для нас важно понять особенности зрительного восприятия потому, что оно обеспечивает человеку до 90 % всей получаемой информации.
Главные причины, по которым зрительная информация так важна:
- зрительные образы по большей части (хотя далеко не все) «интернациональны», они позволяют преодолевать языковой барьер;
- зрительная информация более выразительна, сильнее привлекает внимание, поэтому она легче и быстрее воспринимается;
- зрительная информация лучше запоминается, чем любая другая – нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде визуальных образов (с помощью иллюстраций учат иностранные слова, а в начальной школе – и слова родного языка).
Более подробно об этом можно почитать в любой работе по психологии, посвящённой свойствам восприятия.
Существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Об этих закономерностях знают рекламщики и маркетологи. Воздействуя на наше восприятие, нас заставляют совершать зачастую не нужные нам покупки, запоминать не нужную нам информацию. Так почему мы не можем воспользоваться объективными закономерностями в благородных целях? А наша цель – создать красивые интересные запоминающиеся учебно-методические материалы и в конечном итоге поспособствовать успеху обучения.
Рассмотрим психологические критерии зрительного восприятия информации человеком или Свойства восприятия, так как нам важно понять, почему свойства зрительного восприятия следует учитывать при создании слайдов, да и вообще при любой визуализации информации.
- Последовательность
- Избирательность
- Соотносительность
- Константность
- Целостность
- Иллюзорность
- Ассоциативность
- Запоминаемость
- Реакция на движение
2.
Свойства восприятия1. Свойство восприятия «Последовательность»
Любое изображение или объект – в общем, то, что находится у нас перед глазами, – состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время движется по сложным траекториям. Глаз устроен так, что за один раз позволяет распознать только один образ, затем переходит к следующему и т. д., то есть, человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы ощупывает его взглядом.
Посмотрите, как хаотично движется зрачок при рассматривании профиля Нефертити:В зрительной памяти «застревают» характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, иногда несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.
Смысловыми центрами называются элементы изображения, на которых человек фиксирует взгляд чаще всего. Последовательность зрительного восприятия – это последовательность восприятия смысловых центров.
При визуализации учебной информации необходимо заботиться о том, чтобы смысловыми центрами были не второстепенные элементы, а элементы, несущие непосредственную учебную нагрузку.
Пример:
Выводы, которые я делаю при рассмотрении этой схемы
- ЗГИ (1) имеет крайне отдалённое отношение к Начальнику управления по модернизации и ПСЭ (2).
- Начальники отделов (3) имеют различный «вес» на производстве,
- Группа контроллинга (4) стоит на ступеньку ниже Начальника управления по модернизации и ПСЭ (2), но выше других начальников.
- Связь между группой контроллинга (4) и Контролем выполнения заданий, соблюдения норм и правил (5) более весома и направлена чётко от одного к другому, тогда как связь между остальными объектами выражена соединительными линиями. (Кстати, а почему группа контроллинга с маленькой буквы?)
- Элемент Контроль выполнения заданий (5) обозначен международным символом «база данных». Это база данных документов по контролю?
- Связи (6) между начальниками отделов (3) и группами (7) имеют различные «коленца»
- Группы (7) различаются не понятно по какому признаку: то ли по количеству сотрудников, то ли по важности выполняемых задач.
А теперь окончательный вывод по этой схеме. Смысловые центры расположены по схеме хаотично, не определены вес и значимость каждого смыслового центра. Обилие ломанных линий даёт иллюзию обилия связей, в которых тяжело разобраться. Глаза обучаемых при рассмотрении этой схемы наверняка будут двигаться хаотично, чтобы собрать эту схему в единое целое. Понять такую схему тяжело, а запомнить практически невозможно.
При анализе этой структурной схемы следует:
- Выделить главные и второстепенные смысловые центры.
- Определить связи между центрами и расположением подчеркнуть уровень связей.
При оформлении структурный схемы следует:
- Делать скруглённые углы у фигур.
- Использовать серую обводку для «смягчения» и размытия фигуру (приём смягчения фигур позволяет тексту не потеряться, а остаться в зоне внимания).
- Использовать различные оттенки одного цвета для заливки фигур, чтобы подчеркнуть различные уровни.
Обратите внимание на элемент «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил». Этот элемент отличается от других по своему смыслу (он раскрывает функционал группы контроллинга), поэтому и оформление должно отличаться от остальных.
Элементы, обозначающие функционал групп, подчиняющихся начальникам отделов, оформлен в одном ключе с элементом «Контроль выполнения заданий, соблюдения норм и правил» – прямоугольная форма элемента, курсивное начертание текста. Но граница окрашена в тон элементу «Группа…»
Вывод: к свойству восприятия «Последовательность» мы обращаемся тогда, когда структурируем информацию.
2. Свойство восприятия «Избирательность»
Человек воспринимает зрительные объекты избирательно, и одним элементам уделяет больше внимания, а другим меньше, то есть для нас существуют более и менее значимые элементы изображения. Точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны (или точками излома) данного участка контура (иногда они бывают точками максимального контраста, как, например, глаза). Эти точки наиболее важны для распознавания визуальной информации. Повышенное внимание к таким точкам выработано эволюцией. Эти точки, то есть характер излома линий, служит первостепенным признаком для быстрого определения объектов, которые могут нести опасность.
Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Перед вами стилизованное изображение бегущего человечка. На изображении кружками выделены точки излома:Когда нам полезно вспомнить об этом свойстве восприятия? Когда идёт сплошной текст (а это часто встречается в учебных презентациях), сдвиньте блоки текста относительно друг друга, добавьте картинку-перебивку, которая по смыслу подходит к тексту.
Пример. Сплошной текст:При анализе этого текстового блока можно выделить различные объекты (см статью Технология работы с текстом):
- Заголовки
- Подзаголовки
- Поясняющий текст.
Заголовки и подзаголовки будут главными объектами, а поясняющий текст ‒ второстепенным объектом. При оформлении этого блока текста акцентируем цветом, размером и расположением различные уровни этих объектов (как это делалось в структурной схеме). В результате получаем точки излома в тексте:
3. Свойство восприятия «Соотносительность»
Соотносительность ‒ особенность восприятия, которая выражает следующее: свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.
Если на картинке изображён только один объект, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький.
Следует поместить его в какую-то среду, сопоставить габариты с известными размерами других предметов.
Посмотрите, как меняется наше представление о размере автомобиля в зависимости от того, чьё изображение мы поместим рядом с автомобилем. В первом случае мы видим дорогой кабриолет, который собирается ремонтировать механик, а во втором случае мы видим большую красивую машинку, которую любящие родители слишком рано подарили своему малышу:
Глаз воспринимает линию как длинную, если для сравнения перед ним находится другая, более короткая. Но та же линия будет казаться короткой, если рядом расположена линия большей длины.
Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения:Принцип соотносительности восприятия справедлив не только для размера. Это свойство зрения позволяет усилить восприятие цветности изображения: тёмное на светлом фоне кажется более темным и наоборот; контраст цветов усиливает их «звучание». Посмотрите на картинку. Внутренние прямоугольники одинаковые, они залиты одной и той же градиентной заливкой. Первый внешний прямоугольник залит сплошным цветом, а второй – градиентом обратного направления. Во втором случае контраст цветов заметнее
Подсознательное стремление человека сравнивать объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям. Поместите рядом с объектом предмет, размеры которого заведомо известны (спичечный коробок, мобильный телефон известной марки, взрослого человека), и размеры этого объекта станут узнаваемыми:
4. Свойство восприятия «Константность»
Константность (предметность), или постоянство восприятия величины и формы, — это относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.
Увиденный предмет по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу:
- раскрытая ладонь и кулак объединяются понятием «рука»,
- собака, рассматриваемая с разных точек зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, более того, собаки бывают разных пород – но увидев изображение любой собаки, человек непременно идентифицирует ее именно как таковую.
- все мыслимые изображения деревьев — в понятие «дерево»:
Постоянство восприятия объектов, которые различаются между собой, но принадлежат к одному классу – свойство не врождённое, а приобретённое. Оно формируется у человека на основе накопленного опыта. В течение жизни в нашем сознании накапливается множество обобщённых образов, необходимых для опознания тех или иных предметов. И как только человек в очередной раз видит предмет этого класса, в его сознании всплывает обобщённый образ.
Для иллюстрации данного утверждения приведу старинную детскую загадку:
Ответ:
Вы никогда не видели человека в сомбреро на велосипеде сверху? Я – нет. У меня нет опыта в распознавании сомбреро вид сверху
С учётом свойства «Константность» мы можем добиться того, чтобы обучаемые смогли соотнести новый материал с накопленным ранее опытом. Содержательная и изобразительная составляющие наших учебных пособий и презентаций должны быть узнаваемы.
5. Свойство восприятия «Целостность»
Человек способен воспринимать как отдельные части, так и все изображение одновременно.
Информация о форме, цвете, яркости и других характеристиках объекта сливается воедино, формируя определённый образ:
Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемые как единое целое, могут неожиданно породить новое изображение, причём человек подсознательно пытается наделить такое изображение смыслом.
Пример:
На этой картинке заголовок настолько доминирует над всей остальной информацией, что взгляд постоянно будет обращаться к этому заголовку, а остальная информация будет ускользать от внимания. Когда вы сделаете усилие и начнёте изучать слайд, то пляшущие строчки не дадут вам целостной картины. Взгляд постоянно будет сбиваться. Хорошо, если в презентации один такой слайд, а если несколько? Ничего, кроме утомления, такой слайд не вызывает
А на этой картинке заголовок акцентирован размером шрифта и неяркой подложкой. Текст является естественным продолжением заголовка. Благодаря использованию табуляторов смысловые части создают иллюзию вертикальных линий. Текст легко читается и воспринимается:
6. Свойство восприятия «Запоминаемость»
Существенной характеристикой зрительного восприятия является запоминаемость. Из множества элементов рассматриваемого изображения или другого объекта человек может одновременно воспринять и запомнить лишь ограниченное их число, а именно 7 плюс-минус 2 (так называемое число Миллера). По отношению к учебным пособиям это означает, что их нельзя перегружать лишними деталями, в которых человек не сможет разобраться с первого взгляда.
Посмотрите в течение нескольких секунд на иллюстрацию, закройте глаза и попробуйте мысленно воспроизвести элементы сцены. Наверняка их будет не больше девяти:
При создании сложных композиционных произведений, плакатов и экспозиций, не забывайте это свойство восприятия, не перегружайте свою работу избыточным количеством деталей.
Но в практике нам приходится в качестве иллюстрации давать сложную схему с большим количеством элементов. Попробуйте выделить в схеме функциональные блока, то есть группу элементов, отвечающих за один процесс. Разделите эти блоки интервалами (расстояниями). Для однотиповых элементов задайте определённый цвет:
На этой картинке выделены функциональные блоки, которые расстоянием отделены друг от друга и воспринимаются отдельными большими объектами. В результате мы имеем схему из четырёх объектов. Схема намного легче читается.
7. Свойство восприятия «Реакция на движение»
Зрительный аппарат устроен так, что когда в поле зрения появляется движущийся объект, взгляд почти мгновенно, через 150–170 миллисекунд, захватывает объект центральным зрением и отслеживает движение. Вот появилось пульсирующее сердечко – и ваш взгляд метнулся к нему и отвлёкся от текста.
Существует версия, что причина этого механизма кроется в истории эволюции человечества. Для первобытного человека движущийся объект часто представлял опасность. Это мог быть хищник, падающее дерево, летящий камень, лавина и т. д. Человек должен был быстро отреагировать на постороннее движение и принять меры предосторожности. Возможно, выжили те, чья реакция была лучше, и это свойство закрепилось на генетическом уровне.
Реакция на движение широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.
Очень осторожно применяйте анимацию в учебных презентациях. После анимации, особенно, экзотической, взгляду трудно перейти к статике, то есть к элементарному чтению текста, схемы, таблицы. Ничего, кроме раздражения, презентации, перегруженные анимацией, не вызывают.
Анимация должна быть только там, где это необходимо. Анимация, которая не утомляет глаза ‒ это должно стать всеобщим правилом
8. Свойство восприятия «Иллюзорность»
Иллюзорность – это обманчивость зрительного восприятия, когда наше сознание даёт нам неверную информацию о видимых объектах. Так происходит потому, что зрительное восприятие часто сопровождается глазомерной оценкой. В ходе этой оценки некоторые выводы человек делает подсознательно и при этом ошибается, когда определяет размеры отрезков, равенство или неравенство фигур. Глазомерные оценки порой бывают ошибочны, и эта ошибочность носит весьма устойчивый характер. Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше и значительнее, чем они есть на самом деле, этот эффект называется иррадиацией (от лат. «сиять», «сияние»):
9. Свойство восприятие «Ассоциативность»
Ассоциативность – свойство восприятия, в силу которого человек устанавливает связи между, изображениями и возникающими при их восприятии зрительными образами с одной стороны, и идеями, понятиями, представлениями – с другой стороны.
Разные ассоциации может вызывать и восприятие разных линий и фигур:
Ассоциативность и особенно образность восприятия в большой степени зависит от национально-культурной принадлежности человека, от его образованности и информированности. Поэтому, используя те или иные образы и рассчитывая на те или иные ассоциации, необходимо учитывать, на какую аудиторию нацелена реклама – для того, чтобы закодированная в ней информация была правильно интерпретирована.
Учет особенностей зрительного восприятия является значительным резервом повышения выразительности.
3. Характеристика хороших учебных материалов
Квалифицированный преподаватель, показывающий хорошо сделанную презентацию, добьётся наибольших успехов:
Хорошо сделанные учебные материалы показывают уважение к аудитории, серьёзное отношение к информации и к мероприятию, работают на имидж компании и на личный имидж преподавателя.
Учебные материалы, в том числе и презентации, должны:
- отвечать поставленным задачам занятия,
- позволять организовывать учебный процесс (вопросы, задания, проверка гипотез),
- отвечать выбранным педагогическим технологиям и формам работы во время занятия,
- учитывать особенности восприятия информации,
- быть вариативным по способам представления учебной информации (рисунки, таблицы, модели, анимации, видеофрагменты).
Теперь вы сможете:
- Дать определение понятию «Восприятие»
- Перечислить свойства восприятия и дать им краткую характеристику
- Перечислить свойства хороших учебных материалов
Набор восприятия: определение, примеры и определитель
То, как мы видим мир, не так просто, как наш мозг обрабатывает все, что мы видим. Когда мы что-то видим, мы, как правило, улавливаем некоторые детали и упускаем некоторые из них, потому что мозгу не удаётся обработать слишком много информации. Перцептивный набор будет обсуждаться, чтобы узнать больше об этом.
- Мы начнем с изучения того, как определить набор восприятия в психологии, а также рассмотрим некоторые примеры набора восприятия.
- Продолжаем изучать детерминанты наборов восприятия.
- В завершение мы рассмотрим несколько экспериментов с восприятием.
Рис. 1. Мозг предвзят, поскольку он избирательно обрабатывает информацию, чтобы предотвратить перегрузку.
Набор восприятия: определение
Allport (1955) определил набор восприятия как « перцептивное предубеждение, или предрасположенность, или готовность воспринимать определенные особенности стимула». Перцептивная установка, таким образом, относится к тенденции воспринимать определенные аспекты того, что мы видим, игнорируя при этом другие, состояние готовности воспринимать одни элементы по сравнению с другими.
Теория перцептивных множеств подчеркивает, что восприятие избирательно; мы делаем выводы и интерпретируем то, что видим, на основе схем и текущих действий .
Наши предыдущие знания и контекст заставляют нас преувеличивать некоторые аспекты того, что мы видим, и игнорировать другие.
Схемы — это структуры, которые организуют наши предыдущие знания и помогают нам понимать и интерпретировать новую информацию на их основе. Примерами схем являются стереотипы, ожидания того, как люди обычно ведут себя в различных социальных ролях, или воспоминания о первом свидании.
Набор восприятия: примеры
Набор восприятия является примером нисходящей обработки. Исследователи предложили два подхода, объясняющих, как мозг обрабатывает информацию. Теория обработки снизу-вниз предполагает, что мы получаем сенсорную информацию из окружающей среды, и определяющим фактором восприятия является то, как мы интерпретируем полученную информацию. Принимая во внимание, что нисходящая обработка включает в себя обработку и интерпретацию мозгом поступающей сенсорной информации с использованием наших прошлых знаний, мыслей и ожиданий.
Ваше прежнее знание английского языка и представления о том, что означает это предложение, позволяют вам читать его, даже если в нем нет гласных.
M*RY H*D * L*TTL* L*MB
Наборы восприятия являются примером нисходящей обработки, и обе эти когнитивные способности имеют предвзятую природу, являющуюся следствием предыдущего знания, которое мы получили.
Детерминант набора восприятия
Схемы определяют набор восприятия и влияют на него, который формируется различными контекстуальными факторами, такими как культура, мотивация, эмоции и ожидания.
Культура
Схемы часто определяются культурой. Скорее всего, мы примем убеждения, соответствующие нашему культурному контексту. То, что мы слышим от окружающих нас людей и средств массовой информации, формирует наш взгляд на мир.
Рис. 2 — Культура влияет на наше восприятие информации.
Предположим, вы выросли в культуре, которая уважает и восхищается пожилыми людьми. В этом случае вы с большей вероятностью будете воспринимать пожилых людей, с которыми сталкиваетесь, как более знающих, заслуживающих доверия или даже авторитетных.
Мотивация
Мотивация, наши цели и задачи влияют на то, как мы воспринимаем объекты.
Если вы хотите бросить в кого-то предмет, вы воспримете апельсин как потенциальную ракету. Если ваша цель состоит в том, чтобы вас считали первоклассным человеком с высоким социальным статусом, вы можете счесть брендовую одежду с завышенными ценами более ценной, чем в противном случае.
Эмоции
Мы воспринимаем мир через призму наших текущих эмоций. Наши эмоции меняют то, как мы воспринимаем затраты и выгоды различных действий. Поэтому, когда мы в плохом настроении, действия, требующие усилий, могут восприниматься как большее бремя, чем в хорошем настроении.
Песня может показаться печальнее, если мы будем слушать ее в грустном состоянии. Или, если вы уже нервничаете, небольшая проблема, например, невозможность найти важный документ, может оказаться огромной проблемой. Но если вы столкнетесь с той же проблемой, находясь в лучшем настроении, вы можете воспринять ее как нечто, что легко сможете преодолеть.
ОжиданиеЛюди видят то, что хотят видеть. Ожидания создаются прошлым опытом, а также влияют на то, на что мы обращаем внимание, и на аспекты поля зрения, которые мы выбираем для восприятия.
Если вы, переходя улицу, по своему прошлому опыту знаете, что нужно переключать уличные фонари и следить за машинами, вы можете пропустить знакомое лицо, проходящее мимо.
Мы часто отфильтровываем то, что не ожидаем увидеть.
Предположим, мы ожидаем провала при выступлении с важной презентацией. В этом случае мы будем обращать больше внимания на любые признаки, подтверждающие это, например, увидеть, как кто-то в зале зевает или чувствовать, что наши ладони ругаются. Тем не менее, мы также можем упустить все доказательства, доказывающие обратное, — людей в аудитории, которые обращают внимание и кажутся заинтересованными.
Эксперименты с наборами восприятия
Давайте взглянем на некоторые примеры наборов восприятия, которые были исследованы в лабораторных условиях!
Культура
Хадсон (1960) исследовал кросс-культурные различия в восприятии признаков глубины на изображениях. В ходе исследования исследователи показывали участникам фотографию охотника, нападающего на стоящую рядом с ним антилопу; на картинке также был изображен слон, стоящий на холме далеко позади охотника. Хотя слон был далеко, он оказался между охотником и антилопой.
Исследование показало, что белые люди и коренные чернокожие жители Южной Африки по-разному воспринимали изображение. Белые люди чаще воспринимали глубину; результаты показывают, что культурные различия влияют на восприятие.
Мотивация
Гилкрист и Несберг (1952) исследовали, как сильная мотивация к еде влияет на восприятие участниками изображений еды. Исследователи показали участников, которые не ели в течение 20 часов, и участников, которые ели фотографии еды. Та же картинка была показана снова, но с уменьшенной яркостью. Затем участников попросили отрегулировать яркость изображения, чтобы оно соответствовало исходному изображению, которое им показывали.
Голодные участники переоценили яркость изначального изображения, из-за чего исследователи пришли к выводу, что когда мы голодны, изображения еды кажутся ярче.
Голод является примером мотиватора.
Эмоции
Ринер и др. (2011) исследовали, как настроение влияет на восприятие. Исследователи вызвали у участников грустное настроение, попросив их описать печальное событие из жизни, которое они пережили, или послушать грустную песню. Участникам показывали изображение холма и просили оценить, насколько он крутой.
Участники в грустном настроении рассматривали холм значительно круче, чем счастливые. Исследователи пришли к выводу, что участники, которые были в худшем настроении, воспринимали восхождение на холм как большую ношу и поэтому считали его более крутым.
Ожидание
Брунер и Минтурн (1955) исследовали влияние ожиданий на наше восприятие. В ходе исследования участников попросили записать, какие буквы или цифры высвечивались на экране. Стимулы демонстрировались только кратковременно (сначала 30 миллисекунд, а затем продолжительность увеличивалась с каждым испытанием). На протяжении испытаний показывалась неоднозначная цифра. Неоднозначные цифры можно было легко интерпретировать как «В» или «13». Участники были разделены на две группы:
- Группе 1 были показаны цифры перед двусмысленной цифрой, предполагая, что 13 будет восприниматься как число.
- Группе 2 показывали буквы перед неоднозначной цифрой, предполагая, что 13 будет восприниматься как буква B. неоднозначная цифра в виде числа 13.
Рис. 3 – Иллюстрация стимулов по Брунеру и Минтурну (1955).
Набор восприятия — Основные выводы
- Набор восприятия относится к тенденции воспринимать одни аспекты того, что мы видим, игнорируя другие.
- Теория перцептивных множеств подчеркивает, что восприятие избирательно; мы делаем выводы и интерпретируем то, что видим, на основе наших схем.
- Перцептивный набор является примером обработки сверху вниз; оба они имеют предвзятую природу и полагаются на наши предыдущие знания.
- Исследования выявили примеры детерминант набора восприятия, таких как культура, мотивация, эмоции и ожидания.
Перцептивное определение и значение — Merriam-Webster
per·cep·tu·al (ˌ)pər-sep-chə-wəl
-chəl,
-shwəl
: относящийся к восприятию или связанный с ним, особенно в связи с непосредственным сенсорным опытом
перцептивно наречие
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете Синдром Алисы в стране чудес состоит из метаморфопсии (видеть что-то искаженным образом), причудливых искажений образа своего тела и причудливых перцептивные искажения формы, размера, движения или цвета. —Серьезно Наука, Discover Magazine , 25 апреля 2018 г. Помимо присвоения каждому цвету уникальной координаты и их разумного расположения, перцептивных цветовых пространств располагают цвета таким образом, что расстояние между двумя цветами отражает то, насколько по-разному их воспринимают люди. —Адриенн Бернхард, 9 лет.0017 Популярная механика , 20 марта 2023 г. Проблема отчасти перцептивная и лингвистическая. — Эми Брэди, Scientific American , 14 февраля 2023 г. Этот перцептивный сдвиг заставляет партнера казаться большей добычей по сравнению с ним и отбивает у партнеров желание искать другие романтические варианты. — Бенджамин Кавеладзе, 9 лет0017 Разговор , 12 июля 2022 г. Но перцептивный здравый смысл также является проблемой. — Мэтью Хатсон, The New Yorker , 5 апреля 2022 г. Исследование показало, что психоделики при использовании на суб-перцептивных уровнях потенциально могут уменьшить депрессию, тревогу и стресс. — Марк Трэверс, Forbes , 26 января 2023 г. Игра в экшн-видеоигры, в том числе в шутеры от первого лица, может постоянно тренировать вашу психику.0017 перцептивное внимание с немедленной обратной связью, в различных постоянно меняющихся контекстах и с возрастающими уровнями сложности. — Ричард Э. Майер, Discover Magazine , 21 января 2023 г. Переживание самого искусства было единственным способом обнаружить его сложное перцептивное разъяснение. — Los Angeles Times , 7 февраля 2023 г. Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «перцептивный». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
восприятие + -ual (как в понятийный )
Первое известное использование
1878, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование перцептивного было в 1878 г.
Посмотреть другие слова того же года проницательный
перцептивный
восприятие
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Восприятие».