Возраст отрочества – ( ) —

Глава XVI подростковый возраст (отрочество)

§ 1. Социальная ситуация развития

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

«Странно, отчего, когда я был ребенком, я старался быть похожим на большого, а с тех пор, как перестал быть им, часто желал быть похожим на него. Сколько раз это желание — не быть похожим на маленького, в моих отношениях с Сережей, останавливало чувство, готовое излиться, и заставляло лицемерить. Я не только не смел поцеловать его, чего мне иногда очень хотелось, взять его за руку, сказать, как я рад его видеть, но не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей: так уж было заведено у нас. Каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка. Не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях, мы лишали себя чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим» (Толстой Л.Н. Детство // Избранные произведения. М., 1985. С. 110).

Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Однако в работах культурантропологов (М. Мид, Р. Бенедикт и др.) показано, что в так называемых примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним конфликты, межличностные и внутриличностные, отсутствуют. В этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь; происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого через специальную процедуру инициации. Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности, генетической запрограммированности кризиса, о его прямой связи с процессом полового созревания. При этом на первый план выходят так называемые социальные факторы.

До XVII—XVIII столетий подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее историческое образование. В XIX в. во многих странах было введено систематическое школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка и к отсрочке момента принятия им ролей, свойственных взрослому человеку. Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка.

Например, у героя рассказа Дж. Лондона «Отступник» Джонни и детство, и отрочество были очень короткими: «Джонни очень рано стал взрослым. В семь лет, когда он получил первое жалованье, началось его отрочество. У него появилось известное ощущение независимости, и отношения между матерью и сыном изменились. Он зарабатывал свой хлеб, жил своим трудом и тем как бы становился с нею на равную ногу. Взрослым, по-настоящему взрослым, он стал в одиннадцать лет, после того как полгода проработал в ночной смене. Ни один ребенок, работающий в ночной смене, не может остаться ребенком». В двенадцать лет «он был очень стар, а они (братья и сестры. — И.Ш.) оскорбительно молоды. Его раздражала эта чрезмерная и непостижимая молодость. Он не понимал ее. Его собственное детство было слишком далеко позади. Как брюзгливому старику, Джонни претило это буйное озорство, казавшееся ему отъявленной глупостью» (Лондон Дж. Отступник// Соч.: В 7 т. М., 1954. Т. 2. С. 149, 153).

Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо.

Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросление». Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода «бури и натиска». Он разработал содержательно-негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста — «чувство индивидуальности». К. Левин говорил о своеобразной маргиналъности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой.

Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности. В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых (например, Божович Л.И.).

Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению.

Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).

Отечественные психологи акцентируют внимание также на том егативном обстоятельстве, что в современном обществе нет подходящих для решения задач подросткового возраста «пространств» «мест» общения и продуктивной деятельности), поэтому кризисные явления имеют тенденцию затягиваться.

studfiles.net

Подростковый возраст (отрочество)

Тэги: Подростки, Подростковый психолог, Семейный психологический центр

Подростковый возраст — это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Как он будет реагировать на события своей жизни, принимать решения, какой круг общения выберет, как будет относиться к самому себе и своим близким, как будет строить отношения с людьми, будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого, каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности — лич­ностные ресурсы, навыки и умения для всего этого закладывают­ся именно в подростковом возрасте.

Чем же характеризуется подростковый возраст?

Это время большой «перестройки» не только организма, но и личности. У подростка есть огромные ресурсы и энергия для их реа­лизации, но при этом еще не определен вектор их приложения, не выработаны важные жизненные умения, позволяющие пользовать­ся ими для созидания и развития. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать. Они стремятся к высоким идеалам, но чувствуют себя далекими от совершенства. Они стремятся к независимости, но при этом чрезвычайно зави­симы от мнения окружающих. Подростки полны противоречивых чувств и мыслей. Они порой не могут объяснить своих поступков. Неудивительно, что это самый трудный период в жизни человека.

К сожалению, родители тоже перестают понимать своего ре­бенка. Прежние, привычные модели взаимодействия и влияния вдруг перестают «работать». Сталкиваясь с непривычным по­ведением, открытым сопротивлением или отчужденностью под­ростка, родители постепенно переходят от растерянности к раз­дражению. Стремясь сохранить прежние способы управления, они усиливают давление. В ответ подросток с нарастающей ак­тивностью отстаивает свою независимость. Учащаются конфлик­ты. Как следствие — опасное отдаление, растущее непонимание, потеря близких и доброжелательных отношений.

В той или иной степени описанный процесс происходит в каждой семье, и это надо принять как неизбежность. НО! Во что выльется эта борьба, будет ли она наполнена насилием и раз­рушениями или перерастет в совместное развитие отношений на новой ступени — во многом зависит от родителей и других взрослых, окружающих подростка.

В подростковом возрасте

человек впервые стремится отделить оценки родителей от того, что он думает сам по тому или иному поводу. В первую очередь он начинает вырабатывать самооценку. Для этого он должен несколько отодвинуть привычную систему ценно­стей своих родителей, чтобы она не мешала его самоопределению. Как он это делает? Он все подвергает сомнению. Итак, подросток на­чинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории более решительно, чем делал это в детстве.

Это начало психологического отделения от се­мьи. Несмотря на пугающие тенденции, такое стремление — нор­мальный период взросления. Без такого сложного и, в общем-то,по-настоящему опасного периода невозможно становление ни одного человека. Родители должны быть готовы к нему и на­учиться отделять стремление к собственному спокойствию от ис­тинной помощи взрослого друга, который позволяет тинейдже­ру рисковать, но всегда рядом и всегда может остановить (когда степень риска грозит не простым «набиванием шишек», а серьез­ными жизненными последствиями) и помочь выйти из сложной ситуации. В этом состоит истинная поддержка родителей.

В этот период подростком решается много задач.

  • Изучение своего «Я» и своего места в мире, то есть себя как личности: кто я, какой я, каковы мои особенности, в каком мире я живу, каково мое место в этом мире.
  • Выработка положительного отношения к себе, к своим лич­ностным качествам, то есть принятие их как ценных, нужных ему качеств. Умение объективно оценивать, в каких случаях эти каче­ства могут быть эффективными, а в каких они могут мешать.
  • Формирование умений сознательно пользоваться своими качествами и полученным опытом или сознательно воздерживаться от проявления тех или иных качеств.
  • Инвентаризации детских установок, убеждений, предписа­ний и выработка собственной системы ценностей. При этом дет­ский опыт всегда имеет доминирующее значение, но задача под­ростка — отделить чуждое его личности, мешающее его развитию от тех семейных ценностей, которые поддерживают и помогают решать жизненные задачи.
  • Выработка полоролевого самосознания и собственной сексу­альности: каким я хочу стать мужчиной, женщиной; каковы осо­бенности пола и как я чувствую себя в этих границах; могу ли я соответствовать тем идеалам, которые транслирует большинство людей; чем мои идеалы похожи на общепризнанные или отлича­ются от них; какова сексуальная жизнь; насколько я сексуально привлекателен и т. д.
  • Определение границ: что я считаю правильным и непра­вильным, что для меня добро и зло; где границы риска, на которые я могу пойти в различных жизненных ситуациях; умею ли подчиняться определенным правилам; умею ли я сам созда­вать определенные правила для себя и других.
  • Определение своей принадлежности: какова моя семья, какова история моей семьи, каково мое место в этой семье; каков я как член семьи, как друг, как ученик, как член моего сообщества сверстников; нравится ли мне то, как я себя с ними проявляю.
  • Определение своего физического статуса: каковы моя внеш­ность; привлекателен ли я; что нужно делать, чтобы быть привлекательным; каким я хотел бы быть; что есть во мне, чего нет у других, и наоборот, чего у меня нет, каковы мои ограничения и возможности (здоровье, фи­зические особенности, природные данные).
  • Определение своего характера: каков мой характер, на чем основаны мои реакции и вкусы; нравится ли мне мой характер, хочу ли что-то изменить; могу ли я изменить что-либо в моем характере; помогают ли мне особенности моего характера или мешают.
  • Развитие своей эмоциональной компетенции: что озна­чают мои чувства и эмоции, како­вы причины тех или иных чувств и эмоций.
  • Развитие качеств, позволяющих строить успешные отношения с другими. Развитие навыков построения отношений, а также умение выстраивать близкие, открытые отношения.
  • Умение определить важные жизненные цели. Кем я хочу стать? Чем эта профессия меня привлекает, почему я выбрал именно ее? Что мне даст эта про­фессия для моей жизни? Что должен я вложить в профессию, чтобы стать хорошим специалистом?

Автор:  Илона Фомина

Тэги: Подростки   Подростковый психолог   Семейный психологический центр  

Возврат к списку

www.help-nn.ru

И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста

Когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юношей, а 20-летнего – подростком. Но применительно к 14–18-летним употребляются оба эти термина. Случайно? Ошибка? Ни то, ни другое. Грани перехода от детства к зрелости условны. И не потому, что кто-то чего-то недодумал. Неопределенность возрастных групп объясняется объективными факторами. Она значительно старше научно-теоретической революции, акселерации и других ультрасовременных процессов, из которых ее обычно выводят.

Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет, а юноша – как «молодой», «малый», парень от 15 до 20 лет и более. Но это деление весьма условно Лев Толстой в своей трилогии считает хронологической гранью между отрочеством и юностью 15-летие, а герою «Подростка» Ф. М. Достоевского уже перевалило за 20.

Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус лица. В наше время подростковый (отроческий) период – это возраст от 11 до 15-16 лет.

Периодизация жизненного пути всегда включает указание на то, какие задачи должен решить человек, достигший определенного возраста, чтобы своевременно перейти в следующую фазу жизни.

Во многих древних обществах переход от детства к взрослости оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым подросток не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя, причем символическое наступление социальной зрелости зачастую не совпадало по срокам с половым созреванием. Некоторые ритуалы такого рода существуют и сегодня – торжественное вручение паспорта, аттестата зрелости, посвящение в рабочие или в студенты и т.п.

Как писал… Л.С. Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов. Натуральный составляют процессы биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязано не синхронны.

Во-первых, различны темпы физического и психического развития. Один мальчик в 14-15 лет выглядел уже почти взрослым, другой только-только еще начинает расставаться с детством. Вспомните фильм «Завтра – третье апреля». Все играющие в нем ребята сверстники-шестиклассники, но одному можно дать 16, а другому – не больше 10.

Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило.

Во-вторых, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время.

Еще больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости.

В-третьих, социальное возмужание по времени нетождественно физическому. Физическое созревание подростка происходит сегодня значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошлом столетии. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Сроки обучения за последние годы заметно удлинились Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начинается и ее трудовая деятельность. Напротив, средний возраст вступления в брак уменьшился; молодые люди раньше обзаводятся собственной семьей, хотя некоторые из них еще какое-то время сохраняют материальную зависимость от родителей. Отсюда и неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.

Пытаясь сформулировать общий критерий социальной зрелости, некоторые социологи считают им начало самостоятельной трудовой жизни. Этот критерий действительно очень важен. Но начало трудовой жизни, достижение экономической самостоятельности и приобретение стабильной профессии часто хронологически не совпадают друг с другом. Если взять за основу этот критерий, то получится, что раньше всего созревает сельская молодежь, потом рабочая, а позже всего – учащаяся молодежь, студенчество.

У работающей молодежи действительно раньше формируется чувство личной ответственности, она раньше узнает цену труда. Студенчество дольше сохраняет относительно независимый социальный статус.

Не все так просто для работающей молодежи. Многие из тех, кто рано начинает работать, еще не завершили ни общего, ни профессионального образования и не считают свою профессию постоянной. Среди этой части молодежи велика «текучесть», часты нарушения трудовой дисциплины и т.д.

Социальное созревание определяется несколькими критериями. Это завершение образов

psylist.net

Со скольки и до скольки лет ребёнок, подросток и так далиие.

Ребенок. ДЕТСТВО — период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает: младенчество (от рождения до 1 года) раннее детство (1-3 года) , дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет) и младший школьный возраст (6—11 лет) . Детство — период интенсивного биологического, социального и психологического развития. В детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых. Эта готовность обеспечивается обучением и воспитанием, усвоением ребенком опыта человечества, достижений его материальной и духовной культуры. Наряду с общими чертами детство у разных народов и народностей имеет некоторые особенности, которые вызываются географическими, национально-культурными и другими факторами. Люди формируют в ребенке черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций, приспосабливают к общепринятым ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (отрочество) — период онтогенеза (от 10—11 до 15 лет) , соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является *чувство взрослости*, а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни человека от 15 до 21 года. Для юношей этой возрастной ступени характерно своеобразие социализации, личностной активности, динамичности протекания психических процессов. Проявляется повышенная эмоциональность, стремление к самостоятельным поискам и самоутверждению в глазах окружающих людей. Вместе с тем среди черт людей этого возраста часто встречаются завышенные самооценки и самомнение, беспечность, а порой и бездумное отношение к здоровью и жизни. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание принимать что-либо на веру. Неосознанный нигилизм, как своеобразная форма самоутверждения молодых людей, требует от старших гибкости в подходе к оценке их поведения и отношения к другим людям. Юность — время развития социальной зрелости, движения к сознательной жизни. Именно в этом возрасте отношение к действительности, убеждения и взгляды на мир проверяются на практике, переосмысливаются и складываются в единую систему социальных ориентации и установок. Молодость человека определяется «биологическим возрастом» , а не датой рождения. ЗРЕЛОСТЬ — достигнутый высокий уровень развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров человека. Для зрелости личности характерны чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к психологической близости с другим человеком, к активному участию в жизни общества. Зрелость человека приходит к примирению с самим собой.

до 13 лет ребенок до 18 подросток а далее идет молодежь и взрослые

младенец — от рождения до года преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет дошкольник — 4 — 7 лет младший школьник — 8 — 12 подростки — 13 — 16 юношеский возраст — 16-20 лет

Есть такое понятие как возрастная психология. В ней существует периодизация. В России принята периодизация по Выгодскому. от 0-1 младенчество 1-3 раннее детство 3-7 детство 7-10 отрочество 10-14 подросток 14-18 ранняя молодость 18-25 молодость 25-45 зрелость 45-60 старший возраст 60-…старость

Ребенок для родителей всю жизнь. Ребенок лет до 12-13, когда начинается половое созревание и переходный возраст — подросток (до 15-17 лет)

когда захочет, тогда и повзрослеет )

Ирина Просветленный (49338) 5 лет назад Ребенок. ДЕТСТВО — период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает: младенчество (от рождения до 1 года) раннее детство (1-3 года) , дошкольный возраст (3 года — 6-7 лет) и младший школьный возраст (6—11 лет) . Детство — период интенсивного биологического, социального и психологического развития. В детстве, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых. Эта готовность обеспечивается обучением и воспитанием, усвоением ребенком опыта человечества, достижений его материальной и духовной культуры. Наряду с общими чертами детство у разных народов и народностей имеет некоторые особенности, которые вызываются географическими, национально-культурными и другими факторами. Люди формируют в ребенке черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций, приспосабливают к общепринятым ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (отрочество) — период онтогенеза (от 10—11 до 15 лет) , соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является *чувство взрослости*, а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни человека от 15 до 21 года. Для юношей этой возрастной ступени характерно своеобразие социализации, личностной активности, динамичности протекания психических процессов. Проявляется повышенная эмоциональность, стремление к самостоятельным поискам и самоутверждению в глазах окружающих людей. Вместе с тем среди черт людей этого возраста часто встречаются завышенные самооценки и самомнение, беспечность, а порой и бездумное отношение к здоровью и жизни. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание принимать что-либо на веру. Неосознанный нигилизм, как своеобразная форма самоутверждения молодых людей, требует от старших гибкости в подходе к оценке их поведения и отношения к другим людям. Юность — время развития социальной зрелости, движения к сознательной жизни. Именно в этом возрасте отношение к действительности, убеждения и взгляды на мир проверяются на практике, переосмысливаются и складываются в единую систему социальных ориентации и установок. Молодость человека определяется «биологическим возрастом» , а не датой рождения. ЗРЕЛОСТЬ — достигнутый высокий уровень развития биологических, физиологических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и нравственных параметров человека. Для зрелости личности характерны чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к психологической близости с другим человеком, к активному участию в жизни общества. Зрелость человека приходит к примирению с самим собой.

мне 12 я подросток?

0-2 Младенчество 2-4 Раннее детство 4-7 дошкольный возраст 7-10 Отрочество 10-15 подросток 15-18 Ранняя молодость 18-26 Молодость 27-45 Зрелость 46-61 Старший возраст 62-…Старость

10 14 лет подростки

подросток 14 или с 15 лет

Вообще много версий. До 18 лет мы дети, несовершеннолетние. Для родителей — мы всегда дети. А если уж по природе, то по-разному. Кто-то начинает взрослеть в 10, а кто-то и в 16. Мы все разные. А ещё есть ребёнок в душе, т. е. бывают те, кому 10, а они уже не чувствуют себя детьми, а есть и в 30, которые покупают куклы, в тайне и играют:)

Люди становятся подростками, когда осознают свое положение в обществе, когда понимают сложные ситуации и т. п.

__________________________________________________________________________________ Рождение (начало жизни) 0-1 год-Младенчество (или грудной ребёнок) 2-3 года-Раннее детство 4-6 лет-Дошкольник (дошкольница) 7-11 лет-Младший школьный возраст (или отрочество) 12-16 лет-Подросток 17-18 лет-Юноша (девушка) 18-59 лет-Взрослый 60-100 лет-Старость (обычно на этом этапе умирают) 100-…лет-Долгожитель Смерть (конец жизни) __________________________________________________________________________________

0-1 — младенчество 2-4 — тодлер (от англ. todler) 5-6(7) — дошкольный возраст 7(8)-11 — ребёнок (детство) 12-16 — подросток (отрочество) 17-20 — послеподростковый возраст (студенчество)

1-3 Малыш 3-13 Ребёнок 13- 18 Подросток 18-25 Молодой 25-35 Взрослый 35-50 Взрослый склонный к старости . 50-70-80-90-100 Пожилой

мне 11 я подросток ,?

мне 10 я подросток

Вы че до 7 лет это дети с 7 до 14 подростки с 14 до 21 это юноши с 21+ взрослые

Эй вы слушайте сюда: ночь скидок прошла а там БЫЛО все ЗА ДЕШЕВА!!! 0-1(2)- младенец 2(3)-7(8) -ребенок 7-12 -это которые ничего не делают

touch.otvet.mail.ru

Статья по теме: особенности и сложности периода отрочества

Особенности и сложности периода отрочества

Подростковый период часто называют периодом отрочества. Слово «отрок» в переводе с древнерусского буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»):  так раньше называли и дитя , и подростка,  и юношу. В словаре В.И.Даля подросток определяется как «дитя, на подросте». Что же для этого этапа жизни человека является самой главной особенностью? Тотальная несвобода от  окружения- вот характерная   особенность современного отрочества.

Отрочество- это беспокойство: «Вдруг я не такой, как все?» «или же: «Вдруг я такой, как все? « Поэтому в центре жизни подростка находятся отношения со сверстниками, которые и влияют на его поведение и поступки.

Жизнь подростка насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями. Но самым ценным в жизни подростка является общение с друзьями, которое отодвигает на второй план школу и родных. Общаясь со сверстниками, подросток проявляет самостоятельность: с ними он имеет личное мнение и защищает его, именно поэтому любое вмешательство взрослых вызывает у него обиду и протест.

Подросток стремится к общению со сверстниками, хочет проявить себя в коллективе и иметь близких друзей, а еще у него есть не менее сильное желание — быть принятым, признанным и уважаемым товарищами. Если же у него не складываются отношения с одноклассниками, нет близких товарищей или друга, то он это воспринимает как личную драму. Самая неприятная ситуация для подростка – осуждение коллектива, друзей нежелание общаться, а самое тяжелое наказание – открытый или негласный бойкот.

Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит, но они не всегда бывают хорошими. Стремление привлечь к себе внимания, заинтересовать вызвать симпатию ровесников проявляется по-разному: это могут быть демонстрации собственных качеств, паясничанье, кривляние,   рассказы всевозможных былей и небылиц. Общаясь в основном с родителями,  учителями и старшими людьми, подросток все свое внимание переключает на ровесников.

Из чего же состоит мир подростка?

1.Важным каналом информации для подростка становятся сверстники: от них он узнает о многих вещах, о которых по тем или иным причинам ему не сообщают взрослые.

2.Совместная  деятельность помогает подростку найти свое место в коллективе, даст понятие о коллективной дисциплине, учит отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Таких  взаимоотношений с родителями нет, поэтому компания для подростка является ценной жизненной школой.

3.Сознание того, что он является частью компании, облегчает подростку переход к «автономному режиму» от взрослых.

В переходном возрасте подросток иначе представляет себе понятия «одиночество» и «уединение» : он наполняет эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Именно чувство одиночества порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет- какой угодно компании. Один ищет в обществе сверстников признания, другому важно слиться с группой,  третий черпает недостающие информацию и общение, четвертому необходимо командовать другими.

Очень часто в этом возрасте за грубостью, цинизмом, бравадой и хулиганскими выходками прячется нежная и ранимая душа. И все это потому, что для подростка нет нечего страшнее, чем прослыть слюнтяем,  маменькиным сынком.

Отрочество- это период внутреннего смятения, неуверенности и потребности в одобрении со стороны сверстников, время, когда человек наиболее подвержен групповому давлению. Поэтому дружба в подростковом возрасте имеет особое значение, поскольку формирует личность. Дружба помогает избавиться от возрастных страхов, почувствовать себя сильнее, увереннее, дает возможность поделиться самым важным и сокровенным.

Подросток нуждается в дружбе, потому что хочет быть понятным и защищенным, стремится познать самого себя и найти свое место среди людей. В дружбе он учится особым человеческим отношениям: глубоко интимным, доверительным, заботливым. Не пройдя это «школу», подросток часто бывает не готов к другим видам человеческой близости: любви, семейным привязанностям.

Как правило, близкими друзьями подростка являются его ровесники того же пола, которые учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде, сходны по умственному развитию, социальному поведению, успехам в учебе, степени активности в общественной жизни. Это связано с тем, что подростки выбирают в друзья себе подобных.

Итак, отрочество- это возраст сильно развитой общительности. И если одним необходимо постоянно находиться в компании, то другие предпочитают проводить время наедине с собой. Основная масса подростков располагается между этими двумя крайностями, то есть потребность в общении сочетается у них со стремлением к уединению для осмысления мира. Мир сверстников так притягателен потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам, умениям. Сравнить и по-новому взглянуть на себя, оценить себя. А это так важно!

nsportal.ru

Подростковый возраст

ЛЕКЦИЯ для самостоятельного изучения

  1. Общая характеристика подросткового возраста

  2. Некоторые анатомо-физиологические особенности.

  3. Познавательная сфера и умственные способности.

  4. Эмоциональная сфера.

  5. Личность подростка.

Подростковый возраст (отрочество) [10-11 – 15-16] является переходным прежде всего в биологическом смысле, т.к. это возраст полового созревания, параллельно с которым достигают зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации.

Для подросткового возраста характерно:

  • Социальный статус мало отличается от детского (практически все подростки находятся на иждивении родителей или государства)

  • Психологический статус крайне противоречив: для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития

  • «чувство взрослости» — основное новообразование данного периода развития — определяет новый уровень притязаний, отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер.

Характерно:

  • стремление приобщиться к миру взрослых,

  • ориентация поведения на нормы и ценности «взрослого мира»

Новообразования:

  • «чувство взрослости»,

  • рефлексия (развитие самосознания, самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям)

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить, только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте — не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции:

восприятие, память, внимание, практическое мышление (или

действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития;

Негативизм. Иногда переходный этап от подросткового к юношескому возрасту называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

1) Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2) Подросток — потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

3) Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.

В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.

Половое созревание.

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.

Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период «пустыней отрочества».

Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец — реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

studfiles.net

ПЕРИОД СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТРОЧЕСТВО) — Мегаобучалка

В этом возрасте, называемом переходным, происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Как отмечал Л. С. Выготский (1984), это существенно изменяет сферу интересов ребенка. При этом, ссылаясь на исследования О. Кро (О. Kroh, 1926), В. Петерса (W. Peters, 1927), Ш. Бюллер (Ch. Buhlier, 1926), он пишет, что в переходном периоде можно отчетливо проследить две волны (фазы) в развитии интересов: волну появления новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов, а затем и волну созревания этой новой системы интересов, надстраивающейся над новым влечением. Фаза влечений длится обычно около двух лет. Она характеризуется В. Петерсом как фаза резких колебаний и столкновений психологических установок, фаза крушения авторитетов. В этой фазе происходит свертыва-^Д1’ние и отмирание прежде установившейся системы интересов (отсюда ее негативный, протестующий, отрицательный характер), вызревание и появление первых органических влечений, связанных с половым созреванием. Именно сочетание обоих моментов, взятых вместе, пишет Л. С. Выготский, характеризует тот на первый взгляд странный факт, что у подростка наблюдается как будто общее понижение, а иногда даже и полное отсутствие интересов. Эта опустошающая фаза, в продолжение которой подросток окончательно изживает свое детство, дала повод Л. Толстому назвать этот период «пустыней отрочества».

Для этой фазы характерны также пессимизм, распад коллективных связей, раз­рыв сложившихся прежде отношений между детьми, в том числе и дружествен­ных, стремление к одиночеству, резкое изменение отношения к другим людям, пре­небрежение правилами общественного поведения (Л. Вечерка [L. Vecerka, 1926]; П. Л. Загоровский, 1928).

Вторая фаза — фаза интересов — вначале характеризуется их многообразием. Затем постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов. Романтические стремления уступают место реалистично­му и прагматичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, большей час­тью непосредственно связанного с основной жизненной линией подростка и опре­деляющего направленность его личности. Для этой фазы характерным является так­же расширение и укрепление общественных связей. Вторая фаза существенно зависит от материальных условий жизни, окружения. При неблагоприятных, тяже­лых условиях она сжата по времени, заторможена в своем развитии, из-за чего круг интересов подростка мал и беден.



В исследованиях К. Рейнингера (К. Reininger, 1924), Л. Вечерка (1926) и Г. Хет-цер (Н. Hetzer, 1927) показано, что в протекании этих фаз имеются существенные половые различия. Негативная фаза у мальчиков наступает позднее (в связи с более поздним половым созреванием), но протекает она более бурно и длительно, негати­визм выражен сильнее.

В мотивационной сфере подростков, как отмечает Л. И. Божович, происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся в том, что они в значительной степе­ни способны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требования­ми, которые сами себе предъявляют, и теми задачами и целями, которые перед со­бой ставят. Следовательно, происходит переход от «реактивного» следования тре­бованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным идеалом.

У школьников средних классов отмечается большая, чем прежде, устойчивость целей, достаточно развитое чувство долга, ответственности. Интересы уже не ситу­ативны, а возникают постепенно по мере накопления знаний. Отсюда — устойчи­вость ряда мотивов, базирующихся на интересах и поставленных самими учащими­ся целях.

У подростков интерес к чему-нибудь часто приобретает характер увлечения. Счи­тается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Увлечения подростка — сильные и часто сменяют друг друга, но иногда принимают «запойный» характер; как правило, они не связаны с учебной деятельностью. А. Е. Личко делит их на интеллектуально-эстетические (увлечение историей, радиотехникой, музыкой, рисованием и т. д.), эгоцентрические (увлечение модными сферами деятельности — спортом, художественной самодеятельностью, редким иностранным языком и т.п.— ради демонстрации своих успехов), телесно-мануальные (занятия спортом, вожде­ние автомобиля или мотоцикла, занятия в столярной мастерской и т.п.— ради полу­чения удовольствия от самого процесса деятельности), накопительские (коллекцио­нирование во всех его видах), информативно-коммуникативные (стремление к новой, не слишком содержательной информации, не требующей глубокого осмысления и ус­воения; потребность в легком общении со сверстниками, позволяющем обменивать­ся такой информацией). Некоторые из этих увлечений могут способствовать развитию личности подростков, так как удовлетворяют их познавательную потребность, способствуют формированию полезных навыков. Однако при определенных личностных особенностях они же могут искривлять развитие личности, формировать склонность к накопительству, пустому времяпрепровождению, лихачеству (у рокеров) с нарушением общественного порядка. О пагубном влиянии увлечений азартными играми, алкогольными напитками, наркотиками нет нужды и говорить.

Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о значительно более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии в формировании мотива блока «внутреннего фильтра». Это снижает импульсивность действий и поступков подростков, особенно старших,

Кроме того, самооценка у подростков становится более многогранной и приобретает большее значение, чем оценка окружающих. По данным Е. И. Савонько (1972), наибольшее число учащихся, ориентированных на самооценку, приходится на 6-й класс. Наличие идеалов, самооценок, усвоенных норм и правил общественного поведения свидетельствует о значительном развитии личности подростков, о формировании у них «внутреннего плана», являющегося существенным фактором мотивации и организации собственного поведения. Однако этот «внутренний план» еще не организован в целостную систему, недостаточно обобщен и устойчив. Так, имеющийся идеал неконкретен и часто меняется (сегодня подростку нравится один j герой, которому хочется подражать, а завтра — другой). Требования подростка к себе нуждаются в постоянной поддержке со стороны. Отсюда — и неустойчивость ряда мотивов, изменчивость поведения. Кроме того, характерным для данного возраста является несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частых неудач в осуществлении задуманного.

Стремление старших подростков утвердиться в собственном мнении в большей мере, нежели во мнении окружающих, приводит к тому, что мотивы у них формируются прежде всего и главным образом с учетом собственного мнения, что в конечном итоге выражается в их упрямстве.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *