Аппликатурные правила в гаммах | Архив пианистки
Мажорные и минорные гаммы в октаву и противоположном движении.
Как правило, все пианисты играют гаммы. А что такое гамма? Гамма — это восходящий или нисходящий звукоряд, где звуки соседние располагаются так, что между ними образует тон или полутон. Вот что, например, говорил про гаммы И. Гофман, выдающийся пианист, ученик А. Г. Рубинштейна:
«Например, нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо сыгранная гамма — поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы — это одна из самых трудных вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,— этого я не представляю. Я знаю, напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.»
Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития, они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. Т.е. ученик быстрее овладевать всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в гаммах. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи в произведениях. Развивает пальцевую технику. Так что, без гамм — никуда. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.
А для удобства запоминания аппликатуры в гаммах, предлагаю данные карточки с проверенной и одобренной в образовательном музыкальном стандарте аппликатурой.
Все гаммы идут по нотам звукоряда.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить! Она откроется в новом окне.
До мажор
До минор
До диез минор
До-диез мажор = ре-бемоль мажор
Ре мажор
Ре минор
Ре диез минор
Ми мажор
Ми минор
Ми бемоль мажор
Ми бемоль минор
Фа мажор
Фа минор
Фа диез мажор
Фа диез минор
Соль мажор
Соль минор
Соль бемоль мажор
Соль диез минор = ля бемоль минор
Ля мажор
Ля минор
Ля бемоль мажор
Си мажор
Си минор
Си бемоль мажор
Си бемоль минор
Аппликатура взята из учебного пособия Ширинская Н. Гаммы и арпеджио для фортепиано. (1980)
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!
104 302
Автор adminОпубликовано Формат ЗаметкаРубрики Музыкальная терминологияМетки ГаммыГаммы для фортепиано мажор и минор для начинающих и детей, гаммы для пианино
Хорошая музыка невероятно красива, но красота требует усилия и постоянного труда. Технику исполнения отрабатывают на гаммах, что часто ввергает в ужас тех, кто вынужден подобные упражнения слушать часами. Однако самому музыканту гаммы дают не только технический навык, ведь они вмещают в себя все звуковые нюансы. Их многократное повторение тренирует пальцы и одновременно воспитывает слух.
Важное место в гамме занимают тона и полутона — те составные единицы, управляя которыми музыканты достигают нужного звука.
Тона и полутона (tones and semitones)На клавиатуре фортепиано мы видим белые и чёрные клавиши. Расстояние между соседними клавишами равняется одному полутону:
- си-до — полутон;
- до-ре♭ — полутон;
- ре♭-ми — полутон и т. д.
Полутоны бывают диатоническими и хроматическими. Диатонический — это полутон между разными нотам: до-ре♭. Хроматически — между двумя одинаковыми: до-до♯. Два полутона составляют целый тон.
В октаве двенадцать равных полутонов. В гамме важны вводные звуки: седьмой восходящий и второй нисходящий тон — две неустойчивые ступени вокруг тоники.
Гаммы для пианино (scales for piano)В греческом алфавите есть буква γαμμα (гамма). Первоначально буква γαμμα обозначала звук «соль» большой октавы. Когда-то этот звук был самым низким из употреблявшихся и служил основанием всего звукоряда. Но позже гаммой стали называть и весь звукоряд, который берёт начало в тонике, а завершается её октавным повторением. Всего насчитывают 30 гамм, различающихся между собой по строению:
- семь диезных мажорных;
- семь диезных минорных;
- семь бемольных мажорных;
- семь бемольных минорных;
- одна мажорная без знаков;
- одна минорная без знаков.
Музыкантами, составлявшими учебный курс для пианистов, было написано множество великолепных упражнений, построенных именно на гаммах. Некогда Иоганн Себастьян Бах составил уникальный сборник «Хорошо темперированный клавир» (Das Wohltemperierte Clavier), где ему удалось использовать все мажорные и минорные тональности. Этот сборник признан настоящим сокровищем в мире музыке.
Виды гамм (types of scales)Каждая гамма тесно связана с такими понятиями, как лад, звукоряд и тональность, где:
- звукоряд — это любое количество нот, последовательно идущих вверх или вниз;
- лад — звукоряд с тоникой, имеющий характерную окраску;
- тональность — это лад, построенный от какого-либо конкретного звука.
Гаммы различаются по звучанию и количеству звуков. Например:
- пентатоника — пять звуков;
- мажор, минор и диатонические лады — семь звуков;
- хроматические лады образованы двенадцатью звуками.
В основание мажорной гаммы заложен мажорный лад, первая ступень которого образует мажорное трезвучие. Его определяет начальная большая терция, которая и создаёт светлое настроение лада и всей гаммы. Символически мажор обозначается словом dur — жёсткий (фр.).
Когда в мажоре отсутствуют «случайные» знаки альтерации, то есть те, которые не записаны при ключе, мажор называется натуральным. Такой мажор состоит из двух одинаковых тетрахордов (двух звукорядов из четырёх ступеней). Ниже приводим его формулу:
Т-Т-П-Т-Т-Т-П
где «Т» обозначает целый тон, а «П» — полутон.
Помимо натурального существуют и другие виды мажора — minor and major:
- в мелодическом понижены VI и VII ст.;
- в гармоническом — VI ст.
Такое понижение звуков слегка «оминоривает» мажор, делает его звучание более тёмным и грустным.
Минорные гаммы (minor scales) строятся на основе минорного лада, где на первой ступени образуется минорное трезвучие, которое создаёт малая терция, образованная от тоники. Она и придаёт звучанию печальную окраску. Если мажорная гамма (major scales) состоит из двух одинаковых тетрахордов, то в минорной эти части различаются между собой.
В натуральном миноре, как и в мажоре, нет «случайных» знаков. Но они присутствуют в миноре мелодическом и гармоническом (melodic and harmonic):
- в гармоническом повышается VII ст.;
- в мелодическом — VI и VII ст.
Важно, что при движении вниз гамма звучит чаще как натуральная, то есть VI и VII ступени уже не повышаются, а занимают своё первоначальное положение.
Всего в октаве 12 полутонов, и от каждой ноты можно построить гамму как мажорную, так и минорную. То есть по звучанию насчитывают 24 гаммы. А где же те тридцать, о которых мы говорили вначале? Дело в том, что по написанию гамм действительно больше. Происходит это благодаря энгармонизму тональностей, когда одна и та же нота записывается по-разному:
- до♯ = ре♭;
- ре♯ = ми♭;
- до♭ = си и т. д.
Мажорные гаммы звучат радостно и светло, минорная звучит грустно, её можно сравнить с тёмными красками. Ступени гаммы обозначают римскими цифрами.
Все гаммы можно расположить по порядку по мере возрастания знаков альтерации при ключе. То есть начиная от полного отсутствия ключевых знаков, можно дойти до семи знаков при ключе.
При написании гамм восходящие характеризуются тем, что здесь используется диез, в то время как для нисходящих характерен бемоль. Рассмотрим некоторые виды гамм на примерах.
Вообще хроматизм — это выход за пределы. В гамме — это выход за пределы семи ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Древние греки приравнивали эти ноты к семи цветам радуги. Изменение любой ноты (повышение или понижение на полтона) окрашивает её в другой оттенок. Вот почему именно хроматизм, то есть иные окраска и цвет.
При написании это выглядит как так: одна и та же нота, изменённая знаком альтерации. В хроматических гаммах знаки альтерации присутствуют априори. В освоении они более просты. Их простота объясняется тем, что расстояние между звуками здесь всегда равно одному полутону. То есть это гамма, идущая по полутонам.
Восходящая хроматическая гамма (ascending chromatic scale)Восходящая гамма движется строго вверх по звукоряду и включает в себя все тона и полутона в пределах одной октавы. Она может быть мажорной или минорной. В мажорной III и VI ступень не изменяются. Вот как выглядит такая гамма, построенная от ноты «до»:
do — do♯ — re — re♯ — mi — fa — fa♯ — sol — sol♯ — la — la♯ — si — do
Нисходящая хроматическая гамма (descending chromatic scale)Здесь мелодия идёт вниз, то есть по нисходящей. Для записи нисходящей хроматической гаммы для пианино (scales for piano) характерны используемые в ней бемоли. Выглядеть её запись будет так:
do — si — si♭— la — la♭— sol — sol♭— fa — mi — mi♭— re — re♭— do
Натуральные гаммыК основным натуральным гаммам относятся мажорная и минорная гаммы, соответствующие двум ладам — мажорному Ионийскому и минорному Эолийскому. Но помимо основных можно встретить и другие диатонические лады:
- Лидийский, который был широко распространён в античности, своё название он получил от одноимённого региона Лидии.
- Миксолидийский — лад мажорного наклонения, который также был распространён во времена античности, он часто используется в рок-н-ролле, блюзе, джазе и кантри.
- Дорийский — лад минорного наклонения. Название чётко перекликается с дорийцами. Он также был широко распространён в античные времена.
- Фригийский — название ладу минорного наклонения было дано в Древней Фригии. Его структура прежних времён соответствовала современному дорийскому ладу.
Но здесь мы рассмотрим только две основные натуральные гаммы — Ионийского и Эолийского лада.
Натуральная мажорная гамма — Ионийский лад (Natural major scale, — Ionian scale)Натуральные мажорные гаммы построены на диатонике, то есть на ладах без хроматизмов. Среди натуральных мажорных гамм наиболее популярен Ионийский лад. Это гамма, состоящая из семи основополагающих нот, которые греки ассоциировали с радугой. Натуральная мажорная гамма для пианино (scales for piano) признана самой популярной в музыке. Именно на ней строятся все последующие транскрипции и комбинации. Если изобразить гамму в полутонах выглядеть она будет так:
Т-Т-П-Т-Т-Т-П
А вот так выглядит её построение от ноты «до»:
do — tonic, I ст.
re — вводный нисходящий зв., II ст.
mi — III ст., mediant
fa — IV ст., subdominant
sol — V ст., dominant
la — VI ст., dominant
si — вводный восходящий звук, VII ст.
Ионийский лад совпадает с натуральным мажором.
Натуральная минорная гамма — Эолийский лад (Natural minor scale — Aeolian fret)Эолийский — это минорный лад, совпадающий с натуральным минором. В этом ряду выделяют три минорные гаммы. Эолийский является основополагающим или общим для всех. Строится он на минорных трезвучиях по следующему принципу:
Т-П-Т-Т-П-Т-Т
Вот как выглядит построение от ноты «до»:
do — tonic, I ст.
re — II ст., вводный нисходящий зв.
mi♭— III ст., mediant
fa — IV ст., subdominant
sol — V ст., dominant
la♭— VI ст., subdominant
si♭— VII ст., вводный восходящий зв.
Гармоническая мажорная гамма (harmonic major scale)Каждая гармоническая гамма также строится по определённому принципу. Так выглядит её символическое построение:
Т-Т-П-Т-П-полуторатон-П
Звучание гаммы приобретает минорную окраску благодаря пониженной шестой ступени.
А вот как выглядит построение от ноты «до»:
do — tonic, I ст.
re — вводный нисходящий зв., II ст.
mi — III ст. , mediant
fa — IV ст., subdominant
sol — V ст., dominant
la♭— VI ст., subdominant
si — VII ст., вводный восходящий зв.
Гармоническая минорная гамма (harmonic minor scale)Она представляет собой разновидность натурального минора. Принцип её построения подчиняется основным музыкальным законам. Особенностью здесь будет повышенная на полтона седьмая ступень. Общий принцип построения выглядит так:
Т-П-Т-Т-П-полуторатон-П
А вот как выглядит построение от ноты «до»:
do — tonic, I ст.
re — вводный нисходящий зв., II ст.
mi♭— III ст., mediant
fa — IV ст., subdominant
sol — V ступ., dominant
la♭— VI ст., submediant
si — вводный восходящий зв., VII ст.
Пентатоника (pentatonic)Пентатоника — особый лад, включающий в себя пять ступеней. Звуки его могут располагаться по квинтам. Здесь нет тритона и составляющих его ступеней. То есть в пентатонике нет малых секунд и, как следствие, ярких тяготений. Для пентатоники характерна безмятежность, её часто используют для выражения покоя. Краски пентатоники помогают при изображении нетривиальных мелодий. Например, при изображении колоколов их использовали Дебюсси и Римский-Корсаков. Пентатонику часто применяют в восточной этнической музыке, а пентатонические гаммы иногда называют китайскими. Как же выглядят эти гаммы?
Пентатоническая мажорная гамма (pentatonic major scale)В звукоряд гаммы включены все звуки натурального мажора кроме четвёртой и седьмой ступеней. Вот принцип её построения:
полуторатон-Т-Т-полуторатон-Т
А вот как выглядит гамма, построенная от ноты «до»:
do — tonic, I ст.
re — вводный нисходящий зв., II ст.
mi — III ст., mediant
sol — IV ст. , dominant
la — V ст., subdominant
Пентатоническая минорная гамма (pentatonic minor scale)А здесь мы видим натуральный минор, в котором нет второй и седьмой ступеней. Принцип построения будет следующим:
полуторатон-Т-Т-полуторатон-Т
Да, точно таким, как у мажорной гаммы. А вот как выглядит её построение от ноты «до»:
do — tonic, I ст.
mi♭— пониженная III ст., mediant
fa — IV ст., subdominant
sol — V ст., dominant
si♭— вводный восходящий зв., пониженная VII ст.
Блюзовые гаммы (blues scales)Они представляют собой пентатонические гаммы с дополнительными звуками. Мажорная и минорная отличаются между собой по звуковым оттенкам.
Блюзовая мажорная гамма (blues major scale)Особенности её прослеживаются непосредственно в принципе построения:
полуторатон-Т-П-П-полуторатон-Т
Вот как выглядит гамма с тоникой «до»:
do — tonic, I ст.
re — вводный нисходящий зв., II ст.
mi♭— III пониженная ст., mediant
mi — III ст., mediant
sol — V ст., dominant
la — VI ст. subdominant
Блюзовая минорная гамма (blues minor scale)Эта гамма представляет собой минорную пентатонику с дополнительными нотами. Принцип её построения совпадает с предыдущей мажорной:
полуторатон-Т-П-П-полуторатон-Т
Вот как выглядит её построение от ноты «до»:
do — tonic, I ст.
mi♭— III пониженная ст., mediant
fa — IV ст., subdominant
sol♭— V пониженная ст., dominant
sol — V ст., dominant
si♭— вводный восходящий зв., VII ст.
Примеры гамм
Восходящая и нисходящая хроматическая гамма
Ионийский и Эолийский лад
Минор натуральный, гармонический и мелодический
Пентатоническая гамма
Блюзовые гаммы
Как осваивать гаммы
Освоение гамм — упорный и непрерывный труд. Отыгрывать их необходимо каждый день. Для получения нужного результата используют разные штрихи и динамику — legato, nonlegato, staccato, piano, forte, diminuendo, crescendo и т. д. Существуют общие рекомендации по их освоению.
Советы по обработке гамм- диапазон отрабатываемой гаммы должен составлять 1-2 октавы;
- вначале отрабатывают только одну руку, затем — вторую;
- когда исполнение отдельными руками будет доведено до автоматизма, руки соединяют;
- во время работы лучше использовать метод пробежки: 2 ноты исполняйте медленно, четыре последующие — быстро;
- на тонике всегда необходимо немного «зависнуть», она — главная в каждой гамме, что должно чётко запечатлеться в руках и в голове;
- предварительно стоит проиграть каждую гамму на столе, чтобы добиться однородной силы удара каждым пальцем, характерный стук помогает в этом;
- на пианино гамму следует играть пунктирным ритмом.
Небольшое дополнение по построению гамм: диезные гаммы строятся по квинтам вверх, бемольные строятся по квартам. Запомнить все это сразу достаточно сложно. Но постепенно — вполне возможно. При изучении гамм для пианино (scales for piano) необходим старинный, известный принцип последовательности и постоянства. И это не выдумка, а многовековой опыт. Главное — усердие, желание и вера в результат.
Не стоит форсировать события, как и застревать на чём-то одном. То есть нужно идти, не останавливаясь, но и не переутомляясь чрезмерно. Оно стоит того. Ведь гамма подобна алфавиту, без которого невозможно научиться читать. Отточенная гамма — преддверие грандиозного профессионализма игры на фортепиано.
Зачем учить натуральные мажорные и минорные гаммы?
Вопрос от Фрэнка
(Голландия)
Привет! Я играю на гитаре примерно с 6 лет. Берет уроки в Голландии, уделяя особое внимание латиноамериканской музыке, особенно Atahualpa Yupanqui (Аргентина). Теперь переходим к тому моменту, когда мы начинаем немного импровизировать. Выучил пентатонические гаммы и арпеджио, работаю над различными последовательностями аккордов.
Мой вопрос:
Я анализирую гармоники и ритмику Гуантанамеры (ча-ча). Я понял прогрессию I IV V IV I в тональности G. Зная пентатонические гаммы и связанные с ними арпеджио, почему я должен также учиться играть натуральные гаммы?
Можете ли вы объяснить, в чем польза от изучения естественных мажорных и минорных гамм, если вы уже знаете, где находятся корни всех основных аккордов? Возможно глупый вопрос. Но ваш ответ может быть очень поучительным для меня.
Большое спасибо за внимание.
Ответить
Фрэнк, то, как ты это выучил (смешение пентатоники и арпеджио), прекрасно подходит для того, чтобы знать, что играть на каждом аккорде в последовательности. На самом деле очень полезно иметь возможность видеть это таким образом, поскольку это помогает вам гармонизировать отдельные аккорды.
В каком-то смысле вы перешагнули тот этап, когда вам НЕОБХОДИМО знать мажорную и минорную гаммы.
Однако изучение натуральных мажорных и минорных гамм может помочь, если соединить их все вместе в одну основную гамму.
Это может быть просто вопросом удобства, чтобы помочь вам визуализировать всю гармонию прогрессии в единой гамме.
Например, возьмем прогрессию I, ii, IV, V (то есть в до мажоре это будет: Cmaj, Dm, Fmaj, Gmaj).
Во всех этих аккордах используются ноты в гамме до мажор.
Это просто еще один способ увидеть связь между аккордами и гаммами — коллекция связанных интервалов, если хотите, в одном удобном месте на грифе.
Вы по-прежнему можете разбивать последовательность так, как вы это делали, и видеть каждый аккорд с соответствующими арпеджио и пентатонической гаммой, но зная, что все они связаны с основной мажорной гаммой, вы можете быстро пробежаться вверх или вниз по ней. мажорную гамму, и вы будете знать, что она будет работать над этими аккордами.
Итак, продолжайте делать все так, как вы делаете, но ознакомьтесь с мажорной и минорной гаммами, поскольку это дает вам другой, возможно, более плавный способ соединения каждого аккорда, который может дать вам новые идеи для ваших соло.
Например, многие люди считают мажорную гамму полезной для озвучивания.
Допустим, мы переходим от V к I аккорду. В до мажоре это будет от Gmaj до Cmaj.
4-я и 7-я до мажор были бы естественными ведущими тонами для поддержки этого разрешения.
4-я разрешается в 3-ю, а 7-я разрешается в тонику, когда аккорд меняется с V на I.
Было бы трудно увидеть эту взаимосвязь, если бы вы разбивали каждый аккорд на связанные с ним арпеджио и пентатонические гаммы .
Итак, те же заметки, но другой взгляд на то, как они соотносятся друг с другом.
Преимущество заключается также в возможности более плавного согласования гаммы. Посмотрите приведенные ниже видеоролики, в которых я использовал гаммы (например, натуральный мажор) для создания соответствующих форм аккордов…
Надеюсь, это поможет.
Параллельные мажорные и минорные гаммы
закрыть
My StudyBass
шеврон_левый Последний урок queue_music Песни Следующий урок chevron_right
Мы обсудили идею относительных мажорных и минорных гамм — мажорной и минорной гамм, которые имеют одни и те же семь нот. Например, до мажор (C, D, E, F, G, A и B) и ля минор (A, B, C, D, E, F и G) имеют одни и те же ноты; это относительные шкалы или относительные ключи. Мы также рассмотрели, как диатонические аккорды соответствующих тональностей перекрываются, соединяются и соотносятся.
Еще одна важная музыкальная взаимосвязь, которую следует знать, — это параллельные тональности.
Что такое Parallel Major и Parallel Minor?
Параллельные мажорные и параллельные минорные тональности имеют одинаковую тоническую ноту. Они построены на одной начальной ноте.
Например, тональности до мажор и до минор имеют тоническую ноту до и считаются «параллельными». Точно так же фа мажор и фа минор параллельны. Каждая мажорная тональность будет иметь параллельную минорную тональность и наоборот.
Параллельные мажорная и минорная тональности идут рядом.
Параллельные мажорная и минорная тональности отличаются тремя нотами — их 3-й, 6-й и 7-й. Гамма натурального минора по сравнению с мажорной гаммой имеет плоскую терцию, шестую и седьмую.
Очень простая идея, не правда ли? Я не думаю, что вам даже нужна викторина на эту тему! Если вы знаете тоническую ноту, вы знаете параллельную — бок о бок — гамму.
Как используются параллельные мажорные и минорные гаммы?
Хотя идея параллельных тональностей проста, их применение в музыке привносит уровень сложности и гармонического богатства, которые вы не получите от одной тональности.
Изменение параллельной тональности
Это не очень распространено, но в некоторых песнях мажорная тональность меняется на параллельную минорную тональность или наоборот.
The Police — Synchronicity II
Предоставьте Стингу возможность использовать идею параллельных мажорных и минорных тональностей в песне о параллельных мирах и взаимосвязи. В песне The Police Synchronicity II аккорды переключаются между тональностью ля мажор и ля минор. Прислушайтесь к контрасту мажорной тональности («Еще одно семейное утро в пригороде») и параллельной минорной тональности («За много миль…»).
The Beatles — While My Guitar Gently Weeps
Другим примером является песня The Beatles While My Guitar Gently Weeps, в которой ля минор в куплетах превращается в ля мажор в проигрыше (0:50). Слушайте, и вы можете услышать, как песня меняется от темной к яркой.
Чудеса — (Подойди сюда) Я тот, кто тебе нужен наш друг Джеймс Джеймерсон на басу). Эта песня соль мажор пробирается в тональность соль минор прямо перед каждым куплетом и припевом. Послушайте (0:11) и (0:36) переход от мажора к минору обратно к мажору.
Смена тональности между параллельными тональностями аналогична идее нашего последнего урока по смене тональности между относительными мажорной и минорной тональностями.