Вспыльчивость в психологии это: причины и как с ней бороться

Как побороть вспыльчивость? — Блог Викиум

    • Илья Павлов

      Автор Викиум

Некоторые люди могут легко переносить разнообразные неприятные моменты и многое терпеть, но все же встречаются и те, которым достаточно буквально капли негатива, чтобы «взорваться». Вспыльчивость является весьма распространенной проблемой, и с ней нужно бороться, чтобы избежать многих проблем в жизни.

Что такое вспыльчивость?

С точки зрения психологии, вспыльчивость представляет собой несдержанность эмоционального характера и раздражительность, которая очень часто присутствуют у темпераментных людей. Как показывает многочисленная практика, подобное чаще встречается среди мужчин. Конечно, женщины также могут страдать вспыльчивостью, но в их случае это больше замещается постоянными обидами или истериками.

Любые эмоции, которые возникают у человека, являются ответом его нервной системы на тот или иной раздражитель. Самой частой причиной вспыльчивости считается темперамент человека, его характер.

Но если более подробно разобраться, то причины совершенно другие.

  • Постоянное нервное напряжение.
  • Недовольство собой или своими поступками.
  • Недовольство жизненными обстоятельствами.
  • Низкая самооценка.
  • Слишком высокие требования к тем людям, которые находятся вокруг.
  • Страх перед неизвестностью.

Эти причины являются основными. Именно они больше всего сказываются на развитии у человека такой эмоции, как вспыльчивость. Если ничего не делать, то проблема может усугубиться, а сама эмоция станет устойчивой чертой характера, от которой будет практически невозможно избавиться.

Методы нивелирования вспыльчивости

Существует несколько разных видов этой неприятной эмоции, возникающей не по самым приятным причинам. При этом специалисты выделяют также разные методики для полного расслабления и релаксации, которые помогут человеку держать себя под контролем.

Стоит отметить, что каждый отдельный вид требует своего определенного метода нивелирования. Начать стоит с необоснованной вспыльчивости, причина которой скрывается еще в детстве. Такой тип принято считать самым тяжелым, и справляться со вспыльчивостью, будучи взрослым, крайне проблематично. Но если приложить усилия и быть настойчивым, а также воспользоваться помощью и поддержкой близких людей, то можно легко справиться с проблемой.

Нужно полностью пересмотреть реакции на определенные ситуации. Если в семье царит гармония, любовь и при этом присутствует дисциплина, то вспыльчивость не будет иметь никаких оснований для развития. Обязательно нужно проанализировать примеры поведенческих реакций, которые демонстрируют дети каждый день. В том случае, если не получается себя быстро изменить, нужно говорить с ребенком и объяснять, что такое поведение неправильное, оно не приведет ни к чему хорошему и родители на данный момент пытаются все исправить и начать вести себя так, как положено.

Ситуация со взрослым человеком и наличием у него устойчивой формы вспыльчивости совершенно другая. Очень важно понимать наличие проблемы и иметь желание ее устранить. Грамотная поддержка позволит избавиться от вспыльчивости. В первую очередь нужно научиться реагировать иначе на те или иные события. Для этого потребуется следовать четкому плану:

  • Сядьте и постарайтесь полностью расслабиться, закройте глаза.
  • Дальше нужно четко представить ситуацию, которая вызывает приступ вспыльчивости.
  • Дальше стоит представить то, как все изменится, если отреагировать иначе. При этом нужно думать о спокойной и полностью взвешенной реакции, которая и должна быть, если речь идет об адекватном человеке.

Выполнять подобные действия нужно как можно чаще и представлять самые разные ситуации, которые возникали ранее в жизни человека. В первое время будет достаточно сложно себя контролировать и останавливаться, но делать все это стоит до тех пор, пока не закрепится максимально надежно спокойная или же нейтральная эмоция.

Профилактика вспыльчивости

Если вспыльчивость имеет приобретенную форму, то нужно установить, что именно ее спровоцировало. Дальше пусковой механизм устраняется, а человек борется с последствиями столь неприятных изменений. Очень важно понимать, что проблема присутствует и требует решения. В противном случае, она может очень быстро укорениться и в дальнейшем мешать полноценной жизни и общению с другими людьми.

Иногда самостоятельно справиться со вспыльчивостью не получается. В таком случае можно заручиться поддержкой не только своих близких, но еще и профессиональных психотерапевтов. Они помогут разобраться в разных ситуациях и настроиться на более спокойную реакцию, которая поможет избежать конфликтов и отрицательных эмоций. Человек при этом должен прекрасно понимать, что избавляться от вспыльчивости стоит максимально быстро, чтобы не навредить окружающим.

Курс Викиум «Эмоциональный интеллект» научит управлять всеми своими эмоциями.

Вспыльчивость

Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,

как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.

Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

  • Страх, тревога, фобии
  • Стресс
  • Психология любви и секса
  • Психология обмана
  • Здоровье и долголетие
  • Бизнес и карьера
  • Искусство общения
  • Психология выборов
  • ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
  • САЙТЫ- ПАРТНЕРЫ
  • Фестиваль ЗОЖ

Психологические
тестыПсихологические
тесты

Свежие статьи

  • Избавься от стресса
  • Книги автора
  • Стресс-менеджмент
  • Как работает ваш мозг
  • Общая психология — вопросы
  • Статьи по психологии Щербатых
  • Психология религии
  • Физиология
  • Радиационная биология
  • Стресс-менеджмент

Психологический
словарь
терминовПсихологический
словарь

терминов

  • Валерий Абанькин -стихи
  • Стихи Вадима Шефнера
  • Рассказы Ю. Щербатых
  • Омар Хайям
  • Любимые анекдоты

Визуализация

Написать письмо

Приглашаем партнеров по бизнесу

Если у вас есть проблема — будем вместе ее решать »

Интересно? Напишите:

/ Главная / Словарь психологических терминов / Свойства личности / Вспыльчивость

В ноябре вышла новая книга профессора психологии Ю.Щербатых «Избавься от стресса и живи счастливо!». Это краткое и емкое руководство по снятию стрессов, в котором автор изложил  многолетний опыт работы по нейтрализации вредных стрессов. Если вы хотите научиться  снимать стрессы себе или  другим людям — узнайте подробности об этом руководстве по стресс-менеджменту.

Вспыльчивость.

 Вспыльчивый –склонный к горячности, легко раздражающийся (словарь Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.).

 

Вспыльчивость – качество скорее отрицательное, так как оно затеняет разум и способствует выплескиванию отрицательных разрушительных эмоций. Данная черта характера провоцирует такое психическое состояние как гнев, причисленный к семи смертным грехам. Близкими к вспыльчивости чертами характера являются горячность, запальчивость и раздражительность.

 

 

 

Существенно заблуждается тот, кто считает вспыльчивость и упрямство признаком силы. Кто подвержен припадкам судорог, тот вовсе не силен, хотя требуется шесть человек, чтобы сдержать его.

Т. Карлейль

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой»

.

  • Научно-популярные книги по психологии
  • Аудиокниги (звуковые книги)
  • Учебники
  • Научные монографии
  • Научные статьи
  • Азарт
  • Безответственность
  • Гедонизм
  • Естественность
  • Кокетство
  • Учебники для студентов — психологов и менеджеров
  • Общая психология
  • Психология предпринимательства и бизнеса
  • Анатомия ЦНС для психологов
  • Психология стресса и методы коррекции
  • Что такое грех?
  • Грех обжорства
  • Грех похоти
  • Грех жадности
  • Гнев
  • Обучающие семинары по НЛП
  • Стресс-менеджмент
  • Бизнес-обучение
  • Приглашаем партнеров по бизнесу
  • Путь к успеху
  • Научная деятельность
  • Блог Юрия Щербатых
  • Хобби
  • Картины
  • Психология стресса
  • Общая психология — вопросы
  • Психология предпринимательства
  • Схема расположения ВФ МГЭИ
  • Психология и педагогика
  • Информация о конференциях
  • Казань 2008 Состояния
  • Форум «50 ПЛЮС»
  • Экология мозга
  • Рецензии на книги
  • Отзывы о тренингах
  • СМИ
  • Интервью
  • Вопрос -Ответ

    Темперамент | Детская психология

    Возможно, вы проводили время с несколькими младенцами. Чем они были похожи? Чем они отличались? Или сравните себя со своими братьями и сестрами или другими детьми, которых вы хорошо знали. Вы, возможно, заметили, что некоторые из них были в лучшем настроении, чем другие, и что некоторые были более чувствительны к шуму или легче отвлекались, чем другие. Эти различия могут быть связаны с темпераментом. Темперамент — врожденное качество, заметное вскоре после рождения. Темперамент не то же самое, что личность, но может привести к личностным различиям. Как правило, личностные черты приобретаются, тогда как темперамент передается по наследству. Конечно, для каждой черты природа и воспитание взаимодействуют.

    Видео 1.  Темперамент, наследственность и гены.

    Согласно Чессу и Томасу (1996), дети различаются по девяти параметрам темперамента. К ним относятся, среди прочего, уровень активности, регулярность (или предсказуемость), пороги чувствительности, настроение, настойчивость или отвлекаемость. Эти категории включают следующее:

    1. Уровень активности. Отображает ли ребенок в основном активное или неактивное состояние?
    2. Ритмичность или регулярность. Является ли ребенок предсказуемым или непредсказуемым в отношении режима сна, еды и выделения?
    3. Подход-отход. Реагирует ли ребенок положительно или отрицательно на вновь возникшую ситуацию?
    4. Адаптивность. Легко или с трудом приспосабливается ребенок к незнакомым обстоятельствам?
    5. Отзывчивость. Требуется ли небольшая или большая стимуляция, чтобы вызвать реакцию (например, смех, страх, боль) у ребенка?
    6. Интенсивность реакции. Реагирует ли ребенок на раздражители с низкой или высокой энергией?
    7. Качество настроения. Ребенок в норме счастлив и приятен или несчастлив и неприятен?
    8. Отвлекаемость. Легко ли внимание ребенка отвлекается от задачи внешними раздражителями?
    9. Настойчивость и концентрация внимания. Настойчивость – как долго ребенок будет продолжать заниматься, несмотря на трудности или перерывы? Продолжительность концентрации внимания – как долго ребенок может сохранять интерес к деятельности?

    Нью-Йоркское продольное исследование было долгосрочным исследованием младенцев по этим измерениям, которое началось в 1950-х годах. Темперамент большинства детей не измеряется клинически, но были разработаны категории темперамента, которые считаются полезными для понимания детей и работы с ними. Основываясь на этом исследовании, детей можно охарактеризовать в соответствии с одним из нескольких профилей: легкие или гибкие (40%), медленно разогревающиеся или осторожные (15%), трудные или дерзкие (10%), недифференцированные или те, кто может нелегко классифицировать (35%).

    Легкие младенцы (40% младенцев) имеют положительный характер. Функции их тела работают регулярно, и они легко адаптируются. Как правило, они позитивны, проявляют любопытство к новым ситуациям, а их эмоции умеренные или низкие по интенсивности. Трудные дети (10% детей) имеют более негативное настроение и медленно адаптируются к новым ситуациям. Столкнувшись с новой ситуацией, они склонны отступать. Младенцы, которые медленно согреваются (15% младенцев), неактивны, демонстрируя относительно спокойную реакцию на окружающую среду. Их настроение, как правило, негативное, и они уходят от новых ситуаций, медленно адаптируясь. Недифференцированные (35%) не могут быть последовательно классифицированы. Эти дети демонстрируют различные комбинации характеристик. Например, младенец может иметь в целом положительное настроение, но негативно реагировать на новые ситуации.

    Ни один тип темперамента не может быть однозначно хорошим или плохим, однако младенцы с трудным темпераментом чаще, чем другие дети, подвержены эмоциональным проблемам, особенно если их матери были в депрессии или тревожно ухаживали за ними (Garthus-Niegel et al. , 2017). Долговременная адаптация детей на самом деле зависит от степени приспособленности их особого темперамента к характеру и требованиям окружающей среды, в которой они находятся. Следовательно, более важным, чем детский темперамент, является то, как воспитатели реагируют на него.

    Подумайте, как вы могли бы подойти к каждому типу детей, чтобы улучшить взаимодействие с ними. Легкому или гибкому ребенку не потребуется много дополнительного внимания, если только вы не захотите выяснить, есть ли у него трудности, о которых не упоминалось. Ребенка, который медленно согревается, возможно, нужно заранее предупредить, если будут представлены новые люди или ситуации. Трудному или дерзкому ребенку может потребоваться дополнительное время, чтобы сжечь свою энергию. Способность воспитателя точно читать и хорошо работать с ребенком будет пользоваться этим  соответствие, означает, что их стили совпадают, и общение и взаимодействие могут идти гладко. Темпераментно активные дети могут хорошо себя чувствовать с родителями, которые поддерживают их любопытство, но могут иметь проблемы в более жесткой семье.

    Именно это соответствие между детским темпераментом и родительскими требованиями и ожиданиями может стать причиной борьбы. Наши знания о темпераменте могут помочь родителю, учителю или другому лицу, осуществляющему уход, понять, как более эффективно работать с ребенком, вместо того, чтобы верить в то, что одна только дисциплина приведет к улучшению поведения детей. Рассмотрение различий темперамента как различных стилей, на которые можно реагировать соответствующим образом, в отличие от «хорошего» или «плохого» поведения. Например, настойчивого ребенка может быть трудно отвлечь от запрещенных вещей, таких как электрические шнуры, но эта настойчивость может сослужить ему хорошую службу в других областях, таких как решение проблем. Положительные черты можно усилить, а отрицательные можно приглушить. Однако стиль реакции ребенка вряд ли изменится. Темперамент не меняется кардинально, когда мы взрослеем, но мы можем научиться справляться со своими качествами темперамента и управлять ими. Темперамент может быть одной из наших черт, которая остается неизменной на протяжении всего развития.

    Ссылка на обучение

    Прочтите статью «Продолжительные последствия хорошего или плохого соответствия» из Psychology Today , чтобы узнать больше о хорошем и плохом соответствии.

    Что такое личность? – Введение в психологию

    Перейти к содержимому

    К концу этого раздела вы сможете:

    • Определить личность
    • Опишите ранние теории развития личности

    Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность — это то, что делает нас уникальными или отличными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой он или она взаимодействует с другими людьми и окружающим миром. Считается, что наша личность долговременна, стабильна и ее нелегко изменить. Слово личность  происходит от латинского слова  persona . В древнем мире персоной была маска, которую носил актер. В то время как мы склонны думать, что маску носят, чтобы скрыть свою личность, театральная маска изначально использовалась либо для представления, либо для демонстрации определенной черты характера персонажа (рис. 8.2).

    Рисунок 8.2 Счастливый, грустный, нетерпеливый, застенчивый, испуганный, любопытный, полезный. Какие характеристики описывают вашу личность?

    Исторические перспективы

    Концепция личности изучается не менее 2000 лет, начиная с Гиппократа в 370 г. до н.э. (Fazeli, 2012). Гиппократ предположил, что черты личности и поведение человека основаны на четырех отдельных темпераментах, связанных с четырьмя жидкостями («гуморами») тела: холерический темперамент (желтая желчь из печени), меланхолический темперамент (черная желчь из почек), сангвинический темперамент ( красная кровь из сердца) и флегматический темперамент (белая слизь из легких) (Clark & ​​Watson, 2008; Eysenck & Eysenck, 19). 85; Леччи и Магнавита, 2013 г.; Нога, 2007). Столетия спустя влиятельный греческий врач и философ Гален опирался на теорию Гиппократа, предполагая, что как болезни, так и личностные различия можно объяснить дисбалансом юмора и что каждый человек демонстрирует один из четырех темпераментов. Например, холерик страстный, честолюбивый и смелый; меланхолик сдержан, тревожен и несчастен; сангвиник радостен, нетерпелив и оптимистичен; а флегматик спокоен, надежен и вдумчив (Clark & ​​Watson, 2008; Stelmack & Stalikas, 1991). Теория Галена преобладала более 1000 лет и оставалась популярной в Средние века.

    В 1780 году немецкий врач Франц Галль предположил, что расстояния между бугорками на черепе раскрывают черты личности, характер и умственные способности человека (рис. 8.3). По словам Галла, измерение этих расстояний выявило размеры областей мозга под ним, предоставив информацию, которую можно было использовать для определения того, был ли человек дружелюбным, гордым, кровожадным, добрым, хорошо владел языками и так далее. Первоначально френология была очень популярна; однако вскоре она была дискредитирована из-за отсутствия эмпирической поддержки и долгое время низводилась до статуса лженауки (Fancher, 19).79).

    Рисунок 8.3 Псевдонаука измерения площади черепа человека известна как френология. (а) Галл разработал диаграмму, показывающую, какие области черепа соответствуют определенным чертам или характеристикам личности (Hothersall, 1995). (б) Литография 1825 года изображает Галла, исследующего череп молодой женщины. (кредит b: модификация работы Wellcome Library, Лондон)

    Спустя столетия после Галена другие исследователи внесли свой вклад в развитие его четырех основных типов темперамента, в первую очередь Иммануил Кант (в 18 веке) и психолог Вильгельм Вундт (в 19 веке).век) (Eysenck, 2009; Stelmack & Stalikas, 1991; Wundt, 1874/1886) (рис. 8.4). Кант соглашался с Галеном в том, что каждого можно отнести к одному из четырех темпераментов и что между четырьмя категориями нет совпадения (Eysenck, 2009). Он разработал список черт, которые можно использовать для описания личности человека с каждым из четырех темпераментов. Однако Вундт предположил, что лучшего описания личности можно добиться, используя две основные оси: эмоциональность/неэмоциональность и изменчивость/неизменность. Первая ось отделяла сильные эмоции от слабых (меланхолический и холерический темпераменты от флегматичного и сангвинического). Вторая ось отделяла изменчивые темпераменты (холерики и сангвиники) от неизменных (меланхоликов и флегматиков) (Айзенк, 2009).).

    Рисунок 8.4. Разработанный на основе теории Галена о четырех темпераментах, Кант предложил слова-характеристики для описания каждого темперамента. Позже Вундт предложил расположить признаки по двум основным осям.

    Психодинамическая точка зрения Зигмунда Фрейда на личность была первой всеобъемлющей теорией личности, объясняющей большое разнообразие как нормального, так и ненормального поведения. Согласно Фрейду, бессознательные влечения под влиянием секса и агрессии, наряду с детской сексуальностью, являются силами, влияющими на нашу личность. Фрейд привлек много последователей, которые модифицировали его идеи для создания новых теорий о личности. Эти теоретики, которых называют неофрейдистами, в целом соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания имеют значение, но они уменьшили акцент на сексе и больше сосредоточились на социальной среде и влиянии культуры на личность. Перспектива личности, предложенная Фрейдом и его последователями, была доминирующей теорией личности в первой половине 20 века.

    Затем появились другие основные теории, в том числе обучающая, гуманистическая, биологическая, эволюционная, личностная и культурная перспективы. В этой главе мы подробно рассмотрим эти различные взгляды на личность.

    ССЫЛКА НА ОБУЧЕНИЕ: Посмотрите это видео с обзором некоторых психологических взглядов на личность , чтобы узнать больше.

    Лицензия

    Введение в психологию Технологического института Южной Альберты (SAIT) находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *