Вильгельм Вундт | это… Что такое Вильгельм Вундт?
Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма — 31 августа 1920, Лейпциг) — немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии[1][2] . Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.
Содержание
|
Биография
Ранние годы
Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора.
В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки — психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных
в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии». Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.
Годы в Лейпциге
В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.
Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.
В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Социальная психология».
Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц[3] в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.
Концепции Вундта в психологии
Вундт пытался понять человеческий разум изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.
Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.
Наследие Вундта
Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.
Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[4] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма. [5]
Примечания
- ↑ http://books.google.com/books?id=wfjB9Blnk8kC&pg=PA10-IA2&dq=Wundt+%2B%22Father+of+Psychology%22&sig=gWJeyuPPFuxlyTh0Eg61zM90BFI
- ↑ http://66.102.1.104/scholar?hl=en&lr=&safe=off&q=cache:626Y91hNCp4J:https://secure.nsta.org/store/download.aspx%3Fl%3D0f4hSoGloTlINwK9v0t1cA%3D%3D+Wundt+%2B%22Father+of+Psychology%22
- ↑ Bringmann & Balk, 1992
- ↑ http://plato.stanford.edu/entries/wilhelm-wundt/
- ↑ http://plato.stanford.edu/entries/wilhelm-wundt/
Работы на русском языке
- Введение в философию М., 1998
- В библиотеке РГИУ
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Вильгельм Вундт
- Биография Вундта в Стендфордской энциклопедии философии(англ.)
- Биография Вундта (укр.)
Фундаментальная психология. № 10. Вильгельм Вундт. Психология без души
- Главная
- Фундаментальная психология. № 10. Вильгельм Вундт. Психология без души
Вильге́льм Максимилиа́н Вундт ( 1832 — 1920)
Цель психологии. Психология без души! / Психологическое не что, а какое?
Интроспекция Selbstbeobachtung / Структура психологического эксперимента
Закон относительности внутренних состояний
Структура сознания Aktualitätstheorie / Апперцепция по Вундту
Закон апперцептивной коннекции / Психологические законы
Репрезентационный синтез / Акты апперцепции
Gesammtvorstellung и репрезентационный холизм
Aktualität
Принцип психо-физиологического параллелизма (ПФП)
Völkerpsychologie
Курсы и циклы
Лекции по психологии и психиатрии
Курс Фундаментальная психология (2020)
Цикл из 40 лекций, посвященный фундаментальным проблемам психологии и психиатрии.
Представления о душе в архаических обществах и цивилизациях древности.
Душа, бессмертие, Бог в религиях (политеизм/монотеизм).
Душа и рассудок в научной картине мира Нового времени.
Рождение психологии и психиатрии.
Первые психологические теории и школы.
Психологический материализм.
Истоки психиатрических институций и практик. Антропология психической болезни.
Психология и физиология.
Дескриптивная психология.
Гештальт-психология.
Рождение и становление психоанализа.
Поздний психоанализ: структурализм и постмодернизм (шизоанализ)
Психология объектов.
Дазайн-терапия.
Лекции курса:
- Заставка к курсу Фундаментальная психология
- Фундаментальная психология №1. Что такое душа?
- Фундаментальная психология № 2. Душа/тело/человек в архаических обществах
- Фундаментальная психология № 3. Душа в политеистических религиях.
- Фундаментальная психология №4. Душа в монотеистических религиях
- Фундаментальная психология №5. Душа и разум
- Фундаментальная психология № 6. Ratio: исчезновение души в картине мира Нового времени
- Фундаментальная психология. № 7. Ятромеханика и физиология. Территория психологии
- Фундаментальная психология. № 8. Иоган Гербарт. Психомеханика и представления.
- Фундаментальная психология. № 9. Густав Фехнер — психофизика.
- Фундаментальная психология. № 10. Вильгельм Вундт. Психология без души
- Фундаментальная психология. № 11. Машина Гельмгольца
- Фундаментальная психология. № 12. Психиатрия: наблюдение, эксперименты, кара
- Фундаментальная психология. № 13. Унитарный психоз и его враги
- Фундаментальная психология. № 14. Спенсер: зоологический материализм. Джемс: функциональный прагматизм
- Фундаментальная психология. № 15. Брентано: психогнозия, дескриптивная психология
- Фундаментальная психология. № 16. Алексиус Майнонг: психические объекты, объективы, дигнитативы и дезидеративы
- Фундаментальная психология. № 17. Дильтей: Leben и Erlebnisse. Излечение жизнью.
- Фундаментальная психология. № 18. Gestalt-1. Фундаментальность концепта
- Фундаментальная психология. № 19. Gestalt-2. Вертгеймер. Гештальт-психология
- Фундаментальная психология. № 20. Gestalt-3. Формула психического здоровья.
- Фундаментальная психология. № 21. Психоанализ: истоки. Становление Зигмунда Фрейда.
- Фундаментальная психология. № 22. Фрейдизм: черный язык сновидений. Энэпитимема
- Фундаментальная психология. № 23. Бог Пан и топография бессознательного
- Фундаментальная психология. № 24. Юнг: онтология архетипов и коллективное бессознательное
- Фундаментальная психология. № 25. Комплекс «Я» и черный двойник
- Фундаментальная психология. № 26. Архетипы пола в психологии глубин
- Фундаментальная психология. № 27. Жильбер Дюран: режимы имажинэра
- Фундаментальная психология. № 28. Лакан: RSI структура и топология бессознательного
- Фундаментальная психология. № 29. Топика Лакана. Расколотый субъект. Lalangue и jouissance
- Фундаментальная психология. № 30. Лакан-3. Синтом и гендер.
- Фундаментальная психология № 31. Weibliche Ich-Komplex.
- Фундаментальная психология № 32. Ф.Гваттари/Ж.Делёз: Введение в шизоанализ
- Фундаментальная психология. № 33. Психотический субъект: машины желаний
- Фундаментальная психология № 34. Территории, потоки, универсумы, машины.
- Фундаментальная психология № 35. Р.Жирар: антропология насилия
- Фундаментальная психология № 36. Когнитивная психология. От нейролингвистики к биокомпьютерам.
- Фундаментальная психология. № 37. Психология объектов. Weird-реализм и сознание Аримана.
- Фундаментальная психология. № 38. Антропоанализ и Dasein-терапия
- Фундаментальная психология. № 39. Сильная Дазайн-терапия. Философская болезнь и философское здоровье
- Фундаментальная психология № 40. Душа как событие. Психологический Апокалипсис. Выбор
Дополнительные материалы
- Экспертиза Дугина № 60: Мы становимся дебилами
- Экспертиза Дугина № 64: Перед лицом смерти
Книги к курсу:
- Мартин Хайдеггер — философия другого Начала
- Мартин Хайдеггер: возможность русской философии
- Радикальный субъект и его дубль
- Русская вещь. Том 1
- Русская вещь. Том 2
Вильгельм Вундт (1832 — 1920). Введение, цитаты, прием, комментарии, попытки реконструкции
- Дом
- Обзор
- Вильгельм Вундт (1832 — 1920). Введение…
Автор(ы) / Создатель(и)
Фаренберг, Йохен
Резюме/Описание
Концепция психологии Вундта сформировалась в течение многих десятилетий исследований и преподавания, которые привели его от нейрофизиологии к психологии и философии. Таким образом, он установил уникальный, междисциплинарный и всеобъемлющий теоретический горизонт, которого не достиг ни один психолог после него: сенсорная психология, нейропсихология, психофизиология, зоопсихология, общая психология, культурная психология, этика, эпистемология, методология и философия. Разработка теории развития разума, которая, например, ищет доступ к генезису мышления через развитие языка, может считаться центральной руководящей идеей всей работы Вундта. Общая психология и культурная психология («Völkerpsychologie») имеют общую основу в теории апперцепции Вундта. В обобщенном смысле апперцепция представляет собой интегративный процесс, в котором сенсорные впечатления, чувства и волевая деятельность не просто перерабатываются, а интегрируются и творчески синтезируются. На этот процесс динамически влияет активное устремление личности, т. е. прежде всего мотивы, а не системы когнитивного контроля. Вундт также разработал первую подлинную теорию науки и методологию в отношении эмпирической психологии. Его концепция включает в себя многометодный подход, т.е. способность к экспериментированию, а также качественное сравнение и интерпретацию (герменевтика). – Когда односторонние взгляды становятся временно привлекательными в русле психологии – будь то когнитивизм или нейрофизиологический редукционизм, компьютерное моделирование, психоанализ, феноменологическая ориентация, нарративный поворот или социально-критическая новая психология – стоит вспомнить о теоретическом горизонте основоположника психологии как дисциплины. Вундт призвал психологов разработать скоординированную стратегию, ссылаясь на отдельные категории и принципы, действительные для ментальных наук и для естественных наук, чтобы оценить человека как психофизическую единицу. Здесь он утверждал на этапе становления психологии с высокой степенью метанаучной рефлексии, которая все еще может дать импульс для текущих исследований. Концепция Вундта остается привлекательной благодаря своей интегративной основе и комплексности его концепции, тем более, что продолжаются споры о целях и методах психологии, о смещении течений внутри господствующих теоретических установок, а также фактические расколы на подразделения и узкоспециализированные профессиональные объединения. Такие разработки требуют непрерывного обсуждения противоречий в теоретической психологии. Это включает в себя критическое философское осмысление собственных предположений, а также способность и готовность систематически менять точки зрения, особенно в психологии, академических исследованиях, исследованиях и профессиональной практике.
Ключевое слово(я)
Вильгельм Вундт, Сенсорная физиология, Нейропсихология, Психология животных, Общая психология, Культурная психология, Этика, Эпистемология и методология, Философия (метафизика), Теория науки, История психологииАвтор(ы) / Создатель(и)
Фаренберг, Йохен
Метка времени получения PsychArchives
2022-11-21T14:25:52Z
Стало доступно
2019-10-07T09:24:57Z
Доступен по номеру
2022-11-21T14:25:52Z
Дата первой публикации
2019-11
Abstract / Description
Концепция психологии Вундта возникла в ходе многих десятилетий исследований и преподавания, которые привели его от нейрофизиологии к психологии и философии. Таким образом, он установил уникальный, междисциплинарный и всеобъемлющий теоретический горизонт, которого не достиг ни один психолог после него: сенсорная психология, нейропсихология, психофизиология, зоопсихология, общая психология, культурная психология, этика, эпистемология, методология и философия. Разработка теории развития разума, которая, например, ищет доступ к генезису мышления через развитие языка, может считаться центральной руководящей идеей всей работы Вундта. Общая психология и культурная психология («Völkerpsychologie») имеют общую основу в теории апперцепции Вундта. В обобщенном смысле апперцепция представляет собой интегративный процесс, в котором сенсорные впечатления, чувства и волевая деятельность не просто перерабатываются, а интегрируются и творчески синтезируются. На этот процесс динамически влияет активное устремление личности, т. е. прежде всего мотивы, а не системы когнитивного контроля. Вундт также разработал первую подлинную теорию науки и методологию в отношении эмпирической психологии. Его концепция включает в себя многометодный подход, т.е. способность к экспериментированию, а также качественное сравнение и интерпретацию (герменевтика). – Когда односторонние взгляды становятся временно привлекательными в русле психологии – будь то когнитивизм или нейрофизиологический редукционизм, компьютерное моделирование, психоанализ, феноменологическая ориентация, нарративный поворот или социально-критическая новая психология – стоит вспомнить о теоретическом горизонте основоположника психологии как дисциплины. Вундт призвал психологов разработать скоординированную стратегию, ссылаясь на отдельные категории и принципы, действительные для ментальных наук и для естественных наук, чтобы оценить человека как психофизическую единицу. Здесь он утверждал на этапе становления психологии с высокой степенью метанаучной рефлексии, которая все еще может дать импульс для текущих исследований. Концепция Вундта остается привлекательной благодаря своей интегративной основе и комплексности его концепции, тем более, что продолжаются споры о целях и методах психологии, о смещении течений внутри господствующих теоретических установок, а также фактические расколы на подразделения и узкоспециализированные профессиональные объединения. Такие разработки требуют непрерывного обсуждения противоречий в теоретической психологии. Это включает в себя критическое философское осмысление собственных предположений, а также способность и готовность систематически менять точки зрения, особенно в психологии, академических исследованиях, исследованиях и профессиональной практике.
de_DE
Статус публикации
неизвестно
Статус проверки
неизвестно
Постоянный идентификатор
https://hdl. handle.net/20.500.11780/3783
Постоянный идентификатор
https://doi.org/10.23668/psycharchives.10325
Язык содержания
eng_US
de_DE
Ключевые слова
Вильгельм Вундт, Сенсорная физиология, Нейропсихология, Психология животных, Общая психология, Культурная психология, Этика, Эпистемология и методология, Философия (метафизика), Теория науки, История психологии
de_DE
Десятичный классификационный номер Дьюи
150
Название
Вильгельм Вундт (1832 — 1920). Введение, цитаты, прием, комментарии, попытки реконструкции
de_DE
УЦИ тип
книга
Видимые теги
PsyDok
Веймарская республика — Wikiwand
- ВведениеИсторияПредысторияНоябрьская революция (1918–1919)Годы кризиса (1919–1923)Бремя Первой мировой войныВерсальский договорСоюзная оккупация Рейнской областиРепарацииГиперинфляцияВопрос о вине в войнеПолитические потрясения: политические убийства и попытки захвата властиЗолотая эра (1924–1929)КультураСоциальная политика при ВеймареВозобновление кризиса и упадка ( 1930–1933)Начало Великой депрессииДефляционная политика Брюнинга (1930–1932)Сделка ПапенаВыборы в июле 1932 годаКабинет ШлейхераКонец Веймарской республикиГитлеровский пост канцлера (1933) Заседание кабинета Гитлера в середине мартхенабранного закона о переговорах о договоренности об обеспечении действующих действий
- Причины для сбоев.
Дорогой Wikiwand AI, давайте будем краткими, просто ответив на эти ключевые вопросы:
Можете ли вы перечислить основные факты и статистические данные о Веймарской республике?
Суммируйте эту статью для 10 -летнего
Покажите все вопросы
Weimar Republic (немецкий: Weimarer Republik [ˈvaɪmaʁɐ ʁepuˈbliːk] (слушание) (ˈvaɪmaʁɐ ʁepuˈbliːk] (ˈvaɪmaʁɐ ʁepuˈbliːk] (ˈvaɪmaʁɐ ʁepuˈbli период Германии с 9 ноября 1918 г. по 23 марта 1933 г., когда она впервые в истории была конституционной федеративной республикой; следовательно, он также упоминается и неофициально провозглашается как Германская Республика ( Немецкая Республика ). Неофициальное название периода происходит от города Веймар, где проходило учредительное собрание, установившее его правительство. На английском языке республика обычно называлась просто «Германия», а «Веймарская республика» (термин, введенный Адольфом Гитлером в 1929 году) не использовалась до 1930-х годов.
После опустошительной Первой мировой войны (1914–1918) Германия была истощена и в отчаянных обстоятельствах потребовала мира. Осознание неминуемого поражения вызвало революцию, отречение кайзера Вильгельма II, формальную капитуляцию перед союзниками и провозглашение Веймарской республики 9 сентября.ноябрь 1918 г.[10]
В первые годы Республику преследовали серьезные проблемы, такие как гиперинфляция и политический экстремизм, в том числе политические убийства и две попытки захвата власти соперничающими полувоенными формированиями; на международном уровне он страдал изоляцией, снижением дипломатического статуса и спорными отношениями с великими державами. К 1924 г. была восстановлена значительная денежная и политическая стабильность, и в течение следующих пяти лет в республике наблюдалось относительное процветание; этот период, иногда называемый золотыми двадцатыми, характеризовался значительным культурным расцветом, социальным прогрессом и постепенным улучшением международных отношений. По Локарнским договорам 19 г.25 февраля Германия перешла к нормализации отношений со своими соседями, признав большинство территориальных изменений в соответствии с Версальским договором 1919 года и взяв на себя обязательство никогда не вступать в войну. В следующем году он присоединился к Лиге Наций, что ознаменовало его реинтеграцию в международное сообщество. Тем не менее, особенно со стороны правых политических сил, оставалось сильное и широко распространенное недовольство договором и теми, кто его подписал и поддержал.
Великая депрессия 19 октября29 серьезно повлияли на незначительный прогресс Германии; высокий уровень безработицы и последующие социальные и политические волнения привели к краху большой коалиции канцлера Германа Мюллера и началу работы президентского кабинета. С марта 1930 года президент Пауль фон Гинденбург использовал чрезвычайные полномочия для поддержки канцлеров Генриха Брюнинга, Франца фон Папена и генерала Курта фон Шлейхера. Великая депрессия, усугубленная политикой дефляции Брюнинга, привела к всплеску безработицы. 30 января 1933 года Гинденбург назначил Адольфа Гитлера канцлером, чтобы возглавить коалиционное правительство; Крайне правая нацистская партия Гитлера занимала два из десяти мест в кабинете министров. Фон Папен, как вице-канцлер и доверенное лицо Гинденбурга, должен был служить серым кардиналом , который будет держать Гитлера под контролем; эти намерения сильно недооценивали политические способности Гитлера. К концу марта 1933 года Указ о пожаре Рейхстага и Закон о полномочиях 1933 года были использованы в условиях предполагаемого чрезвычайного положения, чтобы фактически предоставить новому канцлеру широкие полномочия действовать вне парламентского контроля. Гитлер быстро использовал эти полномочия, чтобы помешать конституционному правлению и приостановить действие гражданских свобод, что привело к быстрому краху демократии на федеральном уровне и уровне штатов и созданию под его руководством однопартийной диктатуры.
До окончания Второй мировой войны в Европе в 1945 году нацисты правили Германией под предлогом того, что все принятые ими чрезвычайные меры и законы были конституционными; в частности, никогда не было попыток заменить или существенно изменить Веймарскую конституцию.