Вундт в введение в психологию: Введение в психологию — Вильгельм Максимилиан (Макс) Вундт

Раздел 2. Историческое введение в психологию

Раздел II

Историческое введение в

психологию

Часть 1 Из истории развития представлений о

предмете психологии

Основные положения программы курса

Задачи истории психологии как отрасли психологической науки. Типы историко-научной реконструкции концепций прошлого. Роль истории психологии в развитии современной психологии.

Необходимость введения понятия души для объяснения ряда жизненных явлений. Разработка отдельных психологи- ческих проблем в досократической философии. Три жизни философов (Демокрит, Сократ, Платон) и особенности их учений о душе. Функциональное определение души Аристотелем. Правила искусства “быть счастливым” и “психотерапевтические приемы” в сократовских школах и учениях эпохи эллинизма.

Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Проблема достоверности познания души в учении Блаженного Августина. Развитие эмпирического познания в других науках и его роль в становлении эмпирической психологии сознания (Р.

Бэкон, У.Оккам, Ф.Бэкон). Метод универсального сомнения Р.Декарта и его путь к понятию сознания. Дж.Локк как “отец” эмпирической психологии сознания. Обоснование необходимости метода самонаблюдения как единственного пути изучения внутреннего мира субъекта.

Возникновение и развитие ассоциативной психологии (Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль). Виды и свойства ассоциаций. Пути образова-

!$

ния ассоциаций. Ассоциативный эксперимент и его роль в психологии, в том числе в современной. Практические приложения некоторых идей ассоцианизма.

Первые программы построения психологии как самостоятельной науки (В.Вундт, Ф.Брентано). Структурализм и функционализм. Определения сознания в различных психологических школах. Свойства сознания (В.Вундт, У.Джемс). Первые экспериментальные исследования сознания. Обоснования необходимости метода интроспекции в исследованиях сознания (Г.И.Челпанов). Соотношение интроспекции и эксперимента в психологии (В.Вундт, Г.

И.Челпанов). Различные варианты метода интроспекции (Э.Титченер, Вюрцбургская школа, гештальтпсихология). Интроспекция и самонаблюдение: связь и различия. Критика метода интроспекции его противниками. Значение метода самонаблюдения для современной психологии.

Судьба “классической” эмпирической психологии сознания. Кризис в психологии — его причины и характер (Н.Н.Ланге, Л.С.Выготский).

Вопросы к семинарским занятиям (4 часа)

1.История психологии как отрасль психологической науки и ее значение для современных исследований.

2.Различные представления о природе и свойствах души как исторически первом предмете психологии.

3.Предпосылки формирования эмпирической психологии.

4.Р.Декарт и его путь к пониманию сознания.

5.Дж.Локк как “отец” эмпирической психологии. Понятие опыта в психологии.

6.Предмет и методы эмпирической психологии сознания. Свойства сознания.

7.Метод интроспекции, его сущность, варианты и принципиальные ограничения. Интроспекция и самонаблюдение — связь и различия.

8.Ассоциация как механизм работы сознания. Виды ассоциаций, пути их образования. Практическое приложение идей ассоцианизма.

!%

9.Судьба эмпирической психологии. Кризис в психологии, его причины и характер.

Литература

Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу “Введение в психологию” / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 95—105 (к вопросу 6)

Выготский Л.С. Причины кризиса в психологической науке // Там же. С. 148—150. (к вопросу 9).

Джемс У. Поток сознания // Там же. С.106—118 (к вопросу 6).

Ланге Н.Н. Борьба воззрений в современной психологии // Там же. С. 133—147 (к вопросам 8, 9)

Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История психологии — особая отрасль знания // Там же. С. 68—72 (к вопросу 1).

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология как наука о душе // Там же. С. 73—86 (к вопросу 2).

Рубинштейн С.Л. Развитие психологии в новое время // Там же. С. 87—94. (к вопросам 3, 4).

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1997. С. 28—32 (к вопросу 1), 33—37, 50—83 (к вопросу 2), 85—91, 97—130 (к вопросам 3, 4, 5), 143—171 (к вопросу 8), 187—223 (к вопросам 6, 7).

Теплов Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу “Введение в психологию” / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 126—132 (к вопросу 7).

Челпанов Г.И. Предмет, методы и задачи психологии // Там же. С. 119—125. (к вопросам 6, 7).

Конспект лекций и методические указания

В данном разделе предполагается знакомство студентов с предметом и задачами истории психологии — еще одной и очень важной отрасли психологической науки. Сведения по этому вопросу содержатся в отрывке из работы А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, опубликованном в Хрестоматии. Возможные подходы к изучению исторических источников

!&

кратко излагаются и обсуждаются в книге “13 диалогов” на с. 28—32. Этих подходов три — антикваризм, презентизм и историзм. В нашем “Историческом введении в психологию” мы будем придерживаться позиций историзма, т. е. рассматривать то или иное психологическое понятие (к примеру, понятие бессознательного) в историческом контексте его возникновения и дальнейшей разработки. Но в силу того, что нашей целью является не собственно историко-психо- логическое исследование, а извлечение полезной информации для знакомства с современными проблемами психологии, мы, придерживаясь в целом позиции историзма, будем использовать особый прием, который некоторые авторы называют “диалогом” между понятийными системами истори- чески отдаленной от нас эпохи, с одной стороны, и современной эпохи — с другой.

Остановимся сначала на том этапе развития психологи- ческой науки, когда она в течение долгого времени развивалась в контексте других наук — и прежде всего философии1 . Условно этот большой период можно разделить на два подпериода — психология как наука о душе и психология как наука о сознании. Рассмотрим вкратце содержание и смысл этих периодов развития психологической науки.

Различные варианты понимания души в античной психологии

В опубликованном в Хрестоматии тексте А. В.Петровского и М.Г. Ярошевского “Психология как наука о душе”, а также во втором диалоге книги “13 диалогов” подробно говорится о различных вариантах толкования понятия “душа” в античной психологии и позже, в Средние века. При изучении данных текстов следует обратить внимание не

1 Считается, что самостоятельной наукой психология становится лишь в последней трети XIX в., когда появляются первые программы построения психологии как отделенной от философии (и иных наук) научной дисциплины со своим предметом, методологическим инструментарием и задачами. Такие программы были представлены прежде всего в трудах В.Вундта, Ф.Брентано и И.М.Сеченова.

!’

столько на различные детали в понимании души отдельными античными авторами, сколько на смысл самого этого понятия как первого научного обобщения (первой научной гипотезы, как выразился Л.С.Выготский) древнего человека. Душа выступала, как говорят методологи, “объяснительным понятием” ряда явлений человеческой жизни (в частности, явлений рождения и смерти, сновидений, различных психических процессов и т. п.). Любое понятие предполагает некоторое обобщение, т.е. определенное отражение в сознании человека существенных для него свойств явлений окружающего мира. Но, как вы узнаете из курса по психологии мышления, обобщения могут строиться на разных основаниях. В мифологии за словом “душа” также скрывалось некоторое обобщение, но имеющее другое происхождение и характер, чем значение слова “душа” (т.е. обобщение) в научной психологии. В чем же отличие этих обобщений друг от друга? Мне представляется, что таковых наиболее существенных отличий два.

Во-первых, по происхождению мифологические обобщения, свойственные представителям того или иного племени, народности и т.п., являлись отражением или, лучше сказать, выражением особенностей образа жизни этого племени или народности (т.е. были сродни обобщениям первобытного мышления, о которых говорил известный французский исследователь Л.Леви-Брюль в своей концепции первобытного мышления). Из всех особенностей этих обобщений подчеркнем прежде всего их опосредствованность потребносто-мотивационными, а следовательно, и эмоциональными процессами принадлежащих к племени людей.

Напротив, в рамках научных концепций (как бы они ни отличались друг от друга) душа предстает как рационально обоснованное понятие, в идеале отделенное от субъективных желаний авторов этих концепций, стремящееся к отражению объективной1 истины (хочу я или нет, но такова истина). Современный исследователь мифологического созна-

1 Выше, в первом разделе, мы говорили о сложностях, которые возникают в психологии в истолковании понятия “объективная истина”.

«

ния А.М.Лобок определяет миф как смысл. Само это последнее понятие требует подробной и глубокой расшифровки, возможной лишь на последующих стадиях вашего психологического образования, но конспективно смысл озна- чает “мотивационную” (личностную) значимость тех или иных явлений бытия, обусловленную, в свою очередь, господствующими в социальной общности (например, племени) ценностями, которые данный индивид считает единственно подлинными, поскольку его жизнь абсолютно неотделима от жизни всего племени, и поэтому конкретное мифологическое “знание” для него — единственно возможное знание1.

У другого племени его миф — столь же единственно возможное знание. Напротив, в науке статус научного понятия требует, чтобы оно было принято всеми учеными, независимо от того, в какой стране они живут. Забегая вперед, можно сказать, что различие между обобщениями первого и второго рода можно сравнить с различием таких психологических реалий, как смысл и значение.

Во-вторых, рассматриваемые виды обобщений различа- ются по характеру доказательства их справедливости (истинности). В мифологии основанием “принятия” понятия “душа” является вера (не требующая никакого рационального обоснования), в то время как понимание и усвоение научных понятий и научных принципов познания требует рациональных доказательств их истинности. В мифологии не требуется ничего доказывать, говорит А.М.Лобок, достаточно того, что миф просто существует. Миф ничего не объясняет, а приобщение к мифологическому мировоззрению происходит в священных ритуалах.

В различных учениях древних авторов душа выступала объяснительным понятием для вышеуказанных явлений жизни (заметим для себя: именно жизни, а не психики, так как древние не давали критерия отличия психических процессов от явлений жизни, считая душу ответственной и за эти последние, т. е. явления, например, дыхания, пищеварения, роста и т.п.). Но как по-разному объясняли эти авторы природу

1 См. Лобок А.М. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. С. 106—107.

«

 

Основные

 

 

 

 

 

проблемы

 

 

 

 

 

философии и

Демокрит

Платон

Аристотель

 

психологии

 

 

(Сократ)

 

 

äóøè

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ìèð

Несотворимая

Истинным бытием

Единство материи

 

в целом

и неуничтожимая

обладают идеи

и формы, идей

 

 

материя, состоя-

как идеальные

и вещей

 

 

щая из движущихся

«модели» вещей, а

(материализм с

 

 

в пустоте атомов

материя – «функ-

элементами

 

 

(философская

ция» идей (объек-

объективного

 

 

позиция – антич-

тивный идеализм)

идеализма)

 

 

ный атомистичес-

 

 

 

 

кий материализм)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа

Особое тело

Часть невидимой

Душа – форма,

 

äóøè

(атомы огня)

мировой души

сущность, причина

 

 

 

 

 

и цель (энтелехия)

 

 

 

 

 

тела (функциональ-

 

 

 

 

 

ное понимание

 

 

 

 

 

äóøè)

 

 

 

 

 

 

 

Смертность

Смертна

Бессмертна1

Смертна, поскольку

 

äóøè

(рассыпается после

 

это функциониро-

 

 

смерти тела)

 

вание тела (кроме

 

 

 

 

 

разумной части ду-

 

 

 

 

 

ши, не являющейся

 

 

 

 

 

функцией тела)

 

 

 

 

 

 

 

Соотноше-

Чувственное

Рациональное

Чувственное

 

ние чувст-

предшествует

предшествует

предшествует

 

венного и

рациональному

чувственному

рациональному, но

 

рациональ-

 

 

 

последнее не

 

íîãî ïîç-

 

 

 

сводится к первому

 

нания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины

Жесткий

Большее

Многомерность

 

действий

причинный

значение

детерминации

 

человека

детерминизм

придается

поведения

 

 

 

 

целевой

человека, пси-

 

 

 

 

детерминации

хологический

 

 

 

 

 

анализ произ-

 

 

 

 

 

вольных и не-

 

 

 

 

 

произвольных

 

 

 

 

 

действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 В некоторых поздних работах Платона говорится о смертности тех частей души, которые в наибольшей степени связаны с телом.

«

“носителя”, субъекта психических процессов! Не излагая и даже не перечисляя всех точек зрения на эту тему (интересующихся подробностями я отсылаю ко второму диалогу книги “13 диалогов” (с. 33—84), выделю три самые фундаментальные позиции в решении проблем души, которые не только определили лицо античной философии и психологии, но оказали существенное влияние на последующее развитие психологической мысли. Эти три позиции — учения о душе Демокрита, Платона (Сократа) и Аристотеля.

Для удобства представим результаты анализа данных учений в небольшой таблице, не забыв при этом подчеркнуть, что содержательно наполнить представленные в таблице выводы можно только при тщательном изучении соответствующих текстов (см. литературу) и что эти выводы, взятые абстрактно, несколько огрубляют сложнейшие теоретические построения каждого из авторов, которые к тому же могли меняться на протяжении их жизненного пути и даже противоречить друг другу.

Специальных комментариев в данном учебном пособии заслуживают, пожалуй, лишь некоторые клеточки таблицы. При решении вопроса о бессмертии души Платоном и Аристотелем может поразить внешнее сходство их позиций: оба считают, чт.е. смертные (низшие), а есть бессмертные (высшие) части души. Но внешнее сходство не должно замаскировать фундаментальные различия в понимании обоими философами природы души и, следовательно, в решении вопроса ее смертности или бессмертия. Для Платона душа — особая сущность, отделимая от тела, имеющая историю своих воплощений в разных телах (переселение душ), тело же считается “темницей” души. У Аристотеля душа — это функционирование тела, не отделимое от него самого (душа умирает вместе с телом как его функция). Тогда почему Аристотель все же говорит о бессмертии разумной части души, не считая ее функцией тела, т.е. непоследователен в своих суждениях? Многие комментаторы творчества Аристотеля считают, что эта непоследовательность объясняется действительной невозможностью вывести разум и волевые действия человека из “естественных”, т.е. природных (“телесных”) причин — разум и воля имеют принципиально

«!

иную — социальную и “искусственную” природу, т. е. являются инструментами, специально создаваемыми в социуме (что было доказано в психологической науке лишь относительно недавно). Понять суть этого положения возможно только после прохождения в нашем курсе культурно-исто- рической концепции происхождения и развития высших психических функций Л.С.Выготского и других связанных с ней теорий (см. ниже).

Из материалов уже упомянутых книг (Хрестоматии и “13 диалогов”) вы сможете также узнать о дальнейшем развитии учений о душе в послесократовское и послеаристотелевское время — они теряют налет академичности и превращаются в своеобразные психотерапевтические руководства, призванные помочь человеку решить его психологические проблемы в суровом и страшном мире. По этим текстам можно составить общее представление о ценностных ориентирах, а также о своеобразных психотерапевтических приемах киников и киренаиков, эпикурейцев и стоиков. В курсе истории психологии вы будете намного подробнее знакомиться с этими учениями, идеи которых не потеряли своей актуальности до настоящих дней.

Подводя итоги анализа различных учений о душе в период античности, необходимо специально остановиться на вопросе о содержащейся в них “правде” и “неправде” (т.е. о достижениях и о неизбежных ограничениях того или иного решения в них психологических проблем). Этот материал вы найдете в книге “13 диалогов”. Здесь же приведем основные выводы, следующие из анализа этого этапа развития психологической науки в рамках философии.

1. В учениях всех античных авторов душа выступала объяснительным понятием для всех жизненных отправлений живого организма, в том числе тех, которые с современной точки зрения принадлежат к допсихическим или непсихи- ческим формам отражения (например, физиологическим процессам, обеспечивающим пищеварение, дыхание и т.п.). Психическое (душевное) отождествлялось с “жизненным”, и древние мыслители не давали критерия отличия психических явлений от непсихических (допсихических, физиологи- ческих) процессов.

«»

2.Учения о душе развивались в постоянной борьбе материалистического и идеалистического способов объяснения (иногда эта борьба происходила в рамках концептуальных построений одного и того же автора).

3.Позитивность материалистического способа объяснения сущности и функций души заключалась в том, что все психические функции античные материалисты пытались объяснить естественным способом (и в этом смысле были убеждены в принципиальной познаваемости всех психических процессов без исключения). Однако при этом они не могли объяснить качественных различий между разными уровнями развития психических процессов (т.е., условно говоря, между “низшими” и “высшими” процессами). Идеалисты, напротив, постоянно подчеркивали эту качественную разницу, но объясняли ее сверхъестественными при- чинами (разум и воля человека — божественного происхождения).

Из проведенного нами анализа нетрудно убедиться, что практически все проблемы психологической науки были поставлены уже античными авторами.

Предпосылки формирования и возникновение эмпирической психологии сознания

Остановимся теперь кратко на предпосылках формирования в психологии новых представлений о ее предмете, которые связаны с превращением психологии в эмпирическую науку, науку о явлениях сознания (этот переход был обоснован в основном в трудах мыслителей XVII в. ). Сразу же хочу предостеречь вас от распространенного заблуждения. Встре- чая слово “сознание” в различных старых и современных книгах и учебниках, многие читатели предполагают, что речь идет об одной и той же реальности. Но это не так. Уже знакомство с различными концепциями души в античности должно было привести вас к выводу, что за одним и тем же словом, обозначающим реальность, могут скрываться принципиально различные понимания ее, а иногда — даже раз-

«#

Соседние файлы в папке Соколова Е.Е. Краткий конспект лекций и метод. указ к курсу

  • #

    04.06.2015170.54 Кб22Заключение.pdf

  • #

    04.06.2015104.36 Кб25От автора.pdf

  • #

    04.06.2015203.47 Кб23Приложение 1.pdf

  • #

    04.06.2015153.46 Кб22Приложение 2.pdf

  • #

    04.06.2015226.87 Кб75Раздел 1. Общее представлен.pdf

  • #

    04. 06.2015260 Кб63Раздел 2. Историческое введение в психологию.pdf

  • #

    04.06.2015157.43 Кб37Раздел 3. Эволюционное введение в психологию.pdf

  • #

    04.06.201584.86 Кб22Титульный лист.pdf

Введение в психологию — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Введение в психологию

1. Предметная область изучения
психологии
2. Принципы психологии
3. Отрасли психологии
4. Методы психологии

2. ПСИХОЛОГИЯ

Этот термин, образованный
от греческих слов psyche душа, психика и знание,
осмысление, loqos изучение, наука.

3. Психология -это

научная дисциплина
изучающая закономерности
возникновения, развития и
функционирования психики
и психической деятельности
человека и групп людей.

4. Объект психологии:

это совокупность различных
носителей психических явлений,
основными из которых
являются поведение,
деятельность, взаимоотношения
людей в больших и малых
социальных группах.

5. Предмет психологии:

Душа (все исследователи до начала XVIII века)
Явления сознания (английская эмпирическая ассоциан
истская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт
Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)
Непосредственный опыт субъекта (структурализм —
Вильгельм Вундт)
Приспособляемость (функционализм — Уильям
Джеймс)
Происхождение психических деятельностей
(психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)
Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)
Бессознательное (глубинная
психология: психоанализ — Зигмунд
Фрейд, индивидуальная психология — Альфред
Адлер, аналитическая психология — Карл Густав Юнг)
Процессы восприятия, формирования и переработки
образов и результаты этих процессов (гештальтпсихология — Макс Вертгеймер)
Проблемы бытия человека (гуманистическая
психология, включая экзистенциальную психологию —
Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор
Франкл, Ролло Мэй, онтопсихологию — Антонио
Менегетти и позитивную психологию — Мартин
Селигман)
Процессы переработки информации
информационной системой «мозг», познавательные
способности человека (когнитивная психология —
Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен
Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин, Джон Свитс и
другие)
В 1879 году Вильгельм Вундт в
Лейпциге организовал первую в мире
лабораторию экспериментальной
психологии, впоследствии
преобразованную в институт.

9. Экспериментальная психология

Так, в рамках экспериментальной лаборатории
происходило становление собственно
психологического метода — интроспекции
(самонаблюдения). Несмотря на то, что со
временем интроспекция оказалась
бесперспективной для научного психологического
исследования в силу своей субъективности, она
сыграла важную историческую роль в понимании
предмета психологии и становлении ее как
самостоятельной науки.

10. Зарождение мировых школ психологии

В начале десятых годов ХХ века психология
вступила в период открытого кризиса,
который продолжался до середины 30-х
годов.
Выход из кризиса определялся поиском
как новых теоретических подходов к
пониманию предмета психологии, так и
новых экспериментальных методов
исследования психики.
в начале 20в. появляются самостоятельные
направления, оказавшие влияние на
развитие психологии как науки:
бихевиоризм, психоанализ,
гештальтпсихология, теория деятельности

11.

ПсихикаУглубление в филогенетическую историю психики неизбежно
подводит к вопросу о ее объективном критерии.
Очевидно, что, обсуждая психику животных,
нельзя пользоваться субъективным
критерием: мы не знаем и, наверное,
никогда не узнаем, что чувствует
(переживает, ощущает) дождевой червь или
муравей. Единственный путь — найти
объективный критерий психики, т.е. такой
внешне наблюдаемый и регистрируемый
признак, который позволяет утверждать, что у
данного организма есть психика.

12. В истории естествознания существовали различные попытки “локализовать” психику в природе

панпсихизм
биопсихизм
антропопсихизм
нейропсихизм

13. Критерий психики

Теория “панпсихизма” наделяла душой
всю природу, в том числе и неживую
(например, камни).
Теория “биопсихизма” приписывала
психику всему живому, включая растения
Теория “антропопсихизма” относила
психику только к человеку, а животные, как
и растения, только “живые автоматы”
Концепция “нейропсихизма” относила
психику только к существам,
обладающим нервной системой и т. п.

15. Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений

Главной задачей психологии как науки является
исследование особенностей формирования,
развития и проявления психических явлений и
процессов.
1) изучать качественное и структурное своеобразие психических
явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и
большое практическое значение;
2) анализировать функционирование психических явлений и
процессов в связи с их детерминированностью объективными
условиями жизни и деятельности людей;
3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе
психических явлений, поскольку без их знания невозможно
правильно овладеть практическими средствами их
формирования и развития;
4) содействовать планомерному внедрению научных знаний и
представлений психологической науки в практику жизни и
деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания
(разработка научных и практических методик обучения и
воспитания, рационализации процесса труда в различных видах
деятельности людей).

16. Методы в психологии:

Метод –путь научного познания. Развитие любой
науки зависит от того насколько используемые ею
методы надежны и валидны.
Надежность метода это характеристика
показывающая устойчивость, постоянство
результатов, получаемых с помощью метода.
Валидность метода-степень адекватности метода
исследуемой проблемы
Наблюдение- преднамеренное , систематическое и
целенаправленное восприятие внешнего поведения
человека с целью его последующего анализа и
объяснения.
Объективность результатов, зависит исследователя,
его умений и навыка вести наблюдение, замечать
существенные, значимые детали. В настоящее время
выделяют около 14 видов наблюдения:
самонаблюдение, внешнее, включенное и т.д
Опрос-представляет собой метод, основанный на
получении необходимой информации от самих
обследуемых путем вопросов и ответов.
письменные (анкета) и устные (интервью,
беседа,дискуссия).
Тест-это исследовательский метод, который позволяет
выявить уровень знаний, умений и навыков,
способностей и других качеств личности, а также их
соответствие определенным нормам путем анализа
способов выполнения испытуемым ряда специальных
заданий.
Эксперимент -проводимый в специальных условиях опыт
для получения новых научных знаний
о психологии посредством целенаправленного
вмешательства исследователя в жизнедеятельность
испытуемого(лабораторный и естественный)

English     Русский Правила

Ранняя психология — структурализм и функционализм — Введение в психологию [Lumen/OpenStax]

Перейти к содержимому

Цели обучения

  • Дать определение структурализму и функционализму и вкладу Вундта и Джеймса в развитие психологии

Психология — относительно молодая наука, уходящая своими экспериментальными корнями в 19 век, по сравнению, например, с физиологией человека, возникшей гораздо раньше. Как уже упоминалось, любой, кто интересовался изучением вопросов, связанных с разумом, обычно делал это в философском контексте до XIX века.век. Двое мужчин, работавших в 19 веке, обычно считаются основателями психологии как науки и академической дисциплины, отличной от философии. Их звали Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс.

Вундт и структурализм

Вильгельм Вундт (1832–1920) был немецким ученым, первым человеком, которого назвали психологом. Его знаменитая книга под названием « Принципы физиологической психологии » была опубликована в 1873 году. Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта и считал, что цель психологии состоит в том, чтобы идентифицировать компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту. опыт. Вундт использовал интроспекцию (он называл ее «внутренним восприятием») — процесс, посредством которого кто-то максимально объективно исследует свой собственный сознательный опыт, делая человеческий разум похожим на любой другой аспект природы, который наблюдал ученый.

Версия интроспекции Вундта использовала только очень специфические экспериментальные условия, в которых внешний стимул был предназначен для получения научно наблюдаемого (повторяемого) психического опыта (Danziger, 1980). Первым строгим требованием было использование «обученных» или опытных наблюдателей, которые могли немедленно наблюдать и сообщать о реакции. Вторым требованием было использование повторяющихся стимулов, которые всегда вызывали у испытуемого одно и то же переживание и позволяли испытуемому ожидать и, таким образом, быть полностью внимательным к внутренней реакции. Эти экспериментальные требования были введены, чтобы устранить «интерпретацию» в сообщении о внутренних переживаниях и опровергнуть аргумент о том, что нет никакого способа узнать, что человек точно наблюдает за своим умом или сознанием, поскольку это не может быть замечено другим человеком. .

Эта попытка понять структуру или характеристики разума была известна как . В 1879 году Вундт основал свою психологическую лабораторию в Лейпцигском университете. В этой лаборатории Вундт и его ученики проводили эксперименты, например, с временем реакции. Субъект, иногда в комнате, изолированной от ученого, получал стимул, такой как свет, изображение или звук. Реакцией испытуемого на раздражитель будет нажатие кнопки, и аппарат зафиксирует время до реакции. Вундт мог измерять время реакции с точностью до одной тысячной секунды (Николя и Ферран, 19 лет).99).

Рисунок 1 . а) Вильгельма Вундта считают одним из основоположников психологии. Он создал первую лабораторию для психологических исследований. (b) На этой фотографии он изображен сидящим в окружении коллег-исследователей и оборудования в своей лаборатории в Германии.

Однако, несмотря на его усилия по обучению людей процессу самонаблюдения, этот процесс оставался в высшей степени субъективным, и между людьми было очень мало согласия. В результате структурализм потерял популярность после смерти ученика Вундта Эдварда Титченера в 1919 г.27 (Гордон, 1995).

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о ранней истории психологии.

Вы можете просмотреть стенограмму «Психология 101 — Вундт и Джеймс: структурализм и функционализм — Вук» здесь (открывается в новом окне). Рисунок 2 . Уильям Джеймс, изображенный здесь в виде автопортрета, был первым американским психологом.

Джеймс и функционализм

Уильям Джеймс (1842–1910) был первым американским психологом, поддержавшим иной взгляд на то, как должна действовать психология. Джеймс познакомился с дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора и принял ее как объяснение характеристик организма. Ключом к этой теории является идея о том, что естественный отбор приводит к появлению организмов, адаптированных к окружающей среде, включая их поведение. Адаптация означает, что черта организма имеет функцию выживания и воспроизводства особи, потому что она была отобрана естественным путем. По мнению Джеймса, целью психологии было изучение функции поведения в мире, и поэтому его точка зрения была известна как .

Функционализм сосредоточился на том, как умственная деятельность помогает организму вписаться в окружающую среду. Функционализм имеет второй, более тонкий смысл в том, что функционалистов больше интересовала работа всего разума, а не отдельных его частей, которые были в центре внимания структурализма. Подобно Вундту, Джеймс считал, что самоанализ может служить одним из средств изучения умственной деятельности, но Джеймс также полагался на более объективные измерения, включая использование различных записывающих устройств, исследование конкретных продуктов умственной деятельности, анатомию и физиологию. (Гордон, 19 лет95).

Адаптировано из Early Schools of Psychology   из Open Learning Initiative Introduction to Psychology.  CC-BY-NC-SA.
Ранние школы психологии (больше не действуют)
Факультет психологии Описание Исторически важные люди
Структурализм Сосредоточен на понимании сознательного опыта посредством самоанализа Вильгельм Вундт
Функционализм Подчеркивал, как умственная деятельность помогает организму адаптироваться к окружающей среде Уильям Джеймс
Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, опубликованный ранее

  • История психологии. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-2-history-of-psychology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Вундт и структурализм. Предоставлено : OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-2-history-of-psychology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : бесплатный доступ по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction

Все права защищены содержание

  • Психология 101 — Вундт и Джеймс: структурализм и функционализм — Вук. Предоставлено : канал VookInc. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=SW6nm69Z_IE. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

Лицензия

Введение в психологию [Lumen/OpenStax] от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Вильгельм Вундт (1832 – 1920) – введение, цитаты, рецепция, комментарии, попытки реконструкции

Сенсорная физиология, нейропсихология, зоопсихология, общая психология, культурная психология, этика, эпистемология и методология, философия (метафизика)

 

Концепция психологии Вундта возникла в течение многих десятилетий исследований и преподавания, которые привели его от нейрофизиологии к психологии и философия. Таким образом, он установил уникальный, междисциплинарный и всеобъемлющий теоретический горизонт, которого не достиг ни один психолог после него: сенсорная психология, нейропсихология, психофизиология, зоопсихология, общая психология, культурная психология, этика, эпистемология, методология и философия. Разработка теории развития сознания, которая, например, ищет доступ к генезису мышления через развитие языка, может считаться центральной руководящей идеей всей работы Вундта. Общая психология и культурная психология («Völkerpsychologie») имеют общую основу в теории апперцепции Вундта. В обобщенном смысле апперцепция представляет собой интегративный процесс, в котором сенсорные впечатления, чувства и волевая деятельность не просто перерабатываются, а интегрируются и творчески синтезируются. На этот процесс динамически влияет активное устремление личности, т. е. прежде всего мотивы, а не системы когнитивного контроля.

Вундт также разработал первую подлинную теорию науки и методологию в отношении эмпирической психологии. Его концепция включает в себя многометодный подход, т.е. способность к эксперименту, а также качественное сравнение и интерпретацию (герменевтика). – Когда односторонние взгляды становятся временно привлекательными в русле психологии – будь то когнитивизм или нейрофизиологический редукционизм, компьютерное моделирование, психоанализ, феноменологическая ориентация, нарративный поворот или социально-критическая новая психология – стоит вспомнить о теоретическом горизонте основоположника психологии как дисциплины. Вундт призвал психологов разработать скоординированную стратегию, ссылаясь на отдельные категории и принципы, действительные для ментальных наук и для естественных наук, чтобы оценить человека как психофизическую единицу. Здесь он утверждал на этапе основания психологии с высокой степенью метанаучной рефлексии, которая все еще может дать импульс для текущих исследований.

Концепция Вундта остается привлекательной благодаря своей интегративной основе и всесторонности его концепции, тем более, что сохраняются споры о целях и методах психологии и о смещении течений в рамках господствующих теоретических направлений, а также фактические расколы на подразделения и узкоспециализированные профессиональные объединения . Такие разработки требуют непрерывного обсуждения противоречий в теоретической психологии. Это включает в себя критическое философское осмысление собственных предположений, а также способность и готовность систематически менять точки зрения, особенно в психологии, академических исследованиях, исследованиях и профессиональной практике.

 

 

              Предисловие

                       Введение и обзор

1.1        Памяти Вильгельма Вундта

1.2         Цели

1.3         Подходы к работе Вундта

1.4         Предыдущие публикации автора о Вильгельме Вундте и Теоретическая психология

             

2            Вильгельм Вундт: краткая биография

2.1         Curriculum Vitae

2.2         Исследования и преподавание

2.3         Политические и религиозные взгляды Вундта

2.4         Взгляд Эмиля Крепелина на Вундта.       

3 Полное собрание сочинений Вундта

3.1         Обзор

3.1.1      Определения и классификация

3.1.2      Фундаментальные различия

3.1.3      Темы психологии Вундта

3.1.4      Преемственность в программе Вундта

3.1.5      Обзор и структура Wundt Полная работа Ундта

3. 1.6      Проблемы с пониманием

3.1.7 Принципы представления

3.1.8      Библиографии

3.1.9      Выдающиеся книги, очерки и речи

3.1.10    Переводы

3.1 11    Глоссарий 90 003

3.2         Сенсорная физиология и сенсорная психология

3.3         Нейропсихология и психофизиология

3.4         Психология животных

3.5         Общая психология 900 03

3.5.1      Введение и обзор

3.5.2      Темы общей психологии

3.5.3      Теория апперцепции

3.5 .4      Психология воли (теория воли Вундта)

3.5.5      Чувства и аффекты (теория эмоций)

3.5.6      Стратегии и методы в общей психологии

3.6         Культурная психология («Völkerpsychologie»)

3.6.1      Введение и план

3.6.2      Руководящие идеи и Исследовательская программа

3.6.3      Методология культурной психологии

3.6.4      Прием и комментарии

3.7        Этика

3. 7.1      Обзор

3.7.2      Индивидуальные, социальные и человеческие нормы

3.7.3      Права человека и обязанности

3.7.4      Прием и комментарии

3.8         Эпистемология и методология

3.8.1      Введение

3.8.2      Обзор работ Вундта по эпистемологии и методологии

3.8.3      Система принципов – обзор

3.8.4      Принципы психической причинности и законов развития

3.8.5      Разработка теории категорий, принципов причинности и цели, категорий и общих понятий

3.8.6      Разработка психологических измерений, математического моделирования в психологии и статистических методов

3.8.7      Прием и комментарии

3.9         Философия (метафизика)

900 10 3.9.1      Введение и обзор

3.9.2      Философские труды Вундта

3.9.3      Влияние философской традиции

3.9.4      Волюнтаризм: метафизические аспекты воли

3.9.5      Обсуждение психологических и онтологических идей Вундтом

3. 9.6      Прием и комментарии

             

4            Прием

4.1         Исследование

4.2         Анализ рецепции

4.2.1      Систематический анализ рецепции

4.2.2      Современная рецепция полной работы и исходных биографий

4.2.3      Библиометрический анализ

4.3         Работа Вундта в Избранных немецких учебниках с 1890 по приблизительно 1935

4.4         Роль аспирантов и сотрудников Вундта

4.5         Festschrift, Благодарности и некрологи

4.6         Научные споры и философские позиции 900 03

4.7        Текущее немецкое восприятие психологии Вундта

4.8         Англо-американское восприятие творчества Вундта

4.9         Гипотезы о незначительном влиянии творчества Вундта

4.10       Тезисы об историографии Вундта

4.11       Задачи для исследования

             

5            Попытки реконструкции

5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *