Зона ближайшего развития Выготского: понятие, концепция: VIKENT.RU
Понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие».
Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно.
Часто цитируют высказывание из работы «История развития высших психических функций» (написанной в 1931 году, опубликованной только в 1960 году): «Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая».
В книге «Мышление и речь» Лев Выготский писал:
«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии.
Этим и отличается обучение ребёнка от дрессуры животных.
Этим отличается обучение ребёнка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие. Формальная дисциплина каждого школьного предмета является той сферой, в которой совершается и осуществляется это влияние обучения на развитие. Обучение было бы совершенно не нужно, если бы оно только могло использовать уже созревшее в развитии, если бы оно само не являлось источником развития, источником возникновения нового.
Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют многие современные педагоги, как Фортуин, Монтессори и др., сензитивным периодом. Как известно, этим именем знаменитый биолог де Фриз обозначил те установленные им экспериментально периоды онтогенетического развития, когда организм оказывается особенно чувствительным к влияниям определённого рода. В этот период определённые влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нём те или другие глубокие изменения.
В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное действие на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы назвали выше оптимальными сроками обучения. Разница заключается только в двух моментах:
1) в том, что мы пытались не только эмпирически, но и экспериментально и теоретически определить природу этих периодов и нашли объяснение специфической чувствительности этих периодов к обучению определённого рода в зоне ближайшего развития, что дало нам возможность разработать метод определения этих периодов;
2) в том, что Монтессори и другие авторы строят своё учение о сензитивных периодах на прямой биологической аналогии между данными о сензитивных периодах в развитии низших животных, найденными де Фризом, и между такими сложными процессами развития, как развитие письменной речи.
Продолжение »
Формирование двух и более моделей поведения.
Зона ближайшего развития. Что такое «Зона ближайшего развития»? Понятие и определение термина «Зона ближайшего развития» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Зона ближайшего развития – термин для определения взаимосвязи между процессом обучения и умственным развитием ребенка. Понятие ввел советский психолог Л. С. Выготский в начале 1930-х годов, оно традиционно выступает в качестве фундаментального положения в педагогической психологии и психологии развития.
Выготский объяснял, что поскольку процессы обучения следуют первыми, а процессы развития несколько запаздывают, то между ними всегда существуют небольшие несовпадения (зона ближайшего развития). Эта категория указывает на различия между тем, чего ребенок может достигнуть самостоятельно (уровень актуального развития) и тем, что он способен сделать под руководством взрослого. Уровень актуального развития при этом обусловлен формирующимися в зоне ближайшего развития процессами – соответственно, любое действие ребенок сначала выполняет при помощи взрослого, и только потом способен повторить его в одиночку.
В качестве подтверждения своей теории Выготский приводил пример двух восьмилетних мальчиков, которые сначала поодиночке проходили тест интеллекта для их возраста, а затем под руководством экспериментатора решали задачи более сложного уровня. Во втором случае результаты соответствовали умственному развитию девятилетнего ребенка у одного из испытуемых, и двенадцатилетнего – у второго.
Разница между итогами первого и второго теста связана с зоной ближайшего развития, а разница в результатах мальчиков после второго теста указывает на различный потенциал к обучению, диагностируемый у этих детей.
< Защита психологическая
Зрелость >
Популярные термины
Зона ближайшего развития
Юлия Гиппенрейтер: «Дети будут нам доверять, если мы будем вести себя благородно»
Чуть ли не чаще всего наших читателей интересует ответ на вопрос «Как общаться с ребенком?». И мы знаем, кто может унять волнения: Юлия Гиппенрейтер, психолог, автор бестселлера «Общаться с ребенком. Как?». Она ответила на ваши вопросы.
Новости СМИ2
новое на сайте
- Изменение сознания: что такое ментальная революция и почему она так важна для нашего общества
- «Мы вместе год, и мужчина меня раздражает. Это притирка или пора расставаться?»
- Гараж особого назначения: мужское убежище или культурный миф?
- «Я мужчина-гетеросексуал, который любит носить женские вещи»
- Как общаться с невесткой: 9 советов психолога для начинающей свекрови
- «Парень постоянно сохраняет изображения других девушек и говорит, что это нормально»
- «У нас скоро родится ребенок, а муж днями напролет играет и спускает деньги на ставки»
- Почему мы изменяем: 4 причины — проверьте ваши отношения
Сегодня читают
- Как понять, что вас выживают с работы: 5 признаков
- «Я этого не говорил»: 15 фраз, выдающих газлайтера
- «Если делать то, что делаете, — будете иметь то, что имеете»: 4 шага к переменам в жизни
- Спорт, алкоголь и секс: 15 видов скрытого саморазрушения — необычные признания
- «После 10 лет брака муж-иностранец подал на развод и оставил меня без жилья»
- «Муж изменил мне в командировке, теперь просит прощения, но я ему не верю»
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72
Подробнее
спецпроекты
Зона ближайшего развития Выготского и строительные леса
Выготский создал концепцию зоны ближайшего развития, часто сокращенно ЗБР, которая стала центральной частью его теории. Язык — это способ, с помощью которого ребенок общается с другими людьми после рождения и продолжает учиться, взаимодействуя с окружающими. Основываясь на своей идее социального взаимодействия как основы обучения, он поднял вопрос о ценности наставника или учителя в жизни ученика.
См. также: Теория андрагогии – Малкольм Ноулз
Выготский сделал ряд противоречивых заявлений, противоречащих видным в то время исследованиям в области образования. Он отверг идею о том, что идеального возраста для обучения не существует, и вместо этого ввел идеальные этапы обучения, аналогично мнению Пиаже. Он также объяснил, что при поступлении в школу когнитивный рост у учащихся с более высоким интеллектом увеличивался меньше, чем у учащихся с более низким интеллектом. Он ввел этот термин относительное достижение, метод, который подчеркивает отправную точку обучения студентов, а не только конечный результат. Это привело Выготского к идее «зоны ближайшего развития», поскольку она оценивала изменение когнитивного развития учащихся, а не только конечный результат. Учащиеся получают непосредственную пользу от социального взаимодействия в классе и, в идеале, раскрывают свой учебный потенциал с помощью своего учителя.
Выготский последовательно определяет зону ближайшего развития как разницу между текущим уровнем когнитивного развития и потенциальным уровнем когнитивного развития. Он утверждает, что учащийся может достичь своей цели обучения, выполняя задачи по решению проблем со своим учителем или общаясь с более компетентными сверстниками. Выготский считал, что ученик не сможет достичь того же уровня обучения, работая в одиночку. Когда учащийся покидает свою зону текущего развития, он проходит через зону ближайшего развития к своей цели обучения.
Зона ближайшего развития состоит из двух важных компонентов: потенциального развития учащегося и роли взаимодействия с окружающими. Обучение происходит в зоне ближайшего развития после выявления текущих знаний. Потенциальное развитие — это просто то, чему студент способен научиться.
См. также: Проблемно-ориентированное обучение (PBL)
Чтобы помочь учащимся достичь независимости, Выготский описал строительные леса как инструмент роста. Учащиеся выполняют небольшие управляемые шаги, чтобы достичь цели. Работа в сотрудничестве с опытным инструктором или более знающими сверстниками помогает учащимся устанавливать связи между концепциями.
По мере того, как учащиеся растут в своей зоне ближайшего развития и становятся более уверенными в себе, они выполняют новые задачи при социальной поддержке, которая их окружает. Выготский утверждает, что обучение происходит через целенаправленное, значимое взаимодействие с другими.
Как Выготский влияет на обучение
Многие психологи, в том числе Пиаже и Бандура, оценивали влияние культуры на обучение, однако только Выготский утверждает, что они неразрывно связаны друг с другом. Он считал, что исследования должны анализировать человека в обществе, а не самого человека. Только тогда вы сможете наблюдать за уровнем роста, поскольку именно социальное взаимодействие способствует умственному развитию. Хотя считается, что мораль, ценности и мысли находятся под влиянием общества, процесс обучения не рассматривается как нечто, чему имитируют. Выготский подчеркнул, что взаимодействие с другими людьми приводит к росту за счет установления связей между концепциями. Подводя итог, взгляды Выготского на когнитивное развитие можно сгруппировать в четыре основных пункта, изложенных следующим образом:
- отношения между учеником и учителем занимают центральное место в обучении;
- общество и культура влияют на отношение и убеждения учащегося к учебе и образованию;
- язык является основным средством, используемым в развитии обучения у детей, включая передачу социокультурных влияний; и
- студентов получают большую пользу в программах, проводимых под руководством студентов, поскольку они могут использовать социальное взаимодействие для достижения своего потенциального уровня развития.
Учебный план – Цели обучения и планы учебного плана должны быть разработаны с учетом социального взаимодействия между учащимися и задачами.
Инструкция – В основе инструкции лежит идея строительных лесов. Учащиеся могут реализовать свой учебный потенциал под руководством учителя. Учитель постоянно переоценивает уровни достижений ученика и создает следующую задачу как строительный блок к цели. В качестве дополнительного преимущества учащийся также осваивает навыки решения проблем, выполняя задания уровня самостоятельно.
Оценка – Оценка проводится для каждого учащегося в зависимости от его зоны ближайшего развития. Поскольку учителя стремятся увидеть потенциальный уровень когнитивного развития всех учащихся, оценки должны охватывать целый ряд способностей. Некоторые учащиеся могут достичь более высокого уровня при поддержке своего учителя, чем другие.
См. также: Стратегии инклюзивного обучения
С практической точки зрения многие задаются вопросом, как этот тип обучения может быть реализован в школах. Леса представляют собой цикл — учитель постоянно оценивает прогресс ученика на протяжении всей учебной деятельности и последовательно реагирует в соответствии с его потребностями.
Подводя итог, можно сказать, что учащимся требуется много возможностей, чтобы продемонстрировать свою точку зрения, чтобы учитель мог создать следующие шаги и поддержать каждую потребность. Постепенное освобождение от ответственности, известное нам как формирование лесов, позволяет учащимся обрести независимость в выполнении учебных задач по мере достижения ими своих целей. Учитель начинает с того, что предлагает сильное присутствие и близкое руководство; это может включать демонстрации, содействующие действия или явное преподавание идей.
По мере того, как ученик движется через зону ближайшего развития к цели, учитель постепенно передает контроль ученику по мере того, как он приближается к своему уровню потенциального обучения. Задания становятся все более сложными по мере того, как учащийся получает больше знаний и приближается к достижению своего потенциального уровня когнитивного развития. Некоторые предполагают, что все задания должны быть на более высоком уровне по направлению к оптимальному уровню зоны ближайшего развития, чтобы поддерживать интерес ученика. Леса используются как инструмент для достижения потенциальных результатов обучения студента.Остается вопрос: действительно ли теоретическое представление о зонах ближайшего развития так сильно отличается от того, что практикуют на уроках опытные учителя? Теория Выготского основана на идее о том, что социальное взаимодействие имеет решающее значение для когнитивного развития. За исключением некоторых больших классов, ученики активно взаимодействуют со своим учителем и друг с другом.
Языковые задания в образовании по-прежнему являются лучшим индикатором когнитивного развития. Такие действия позволяют возникать цепным реакциям, которые начинаются с прочных коммуникативных навыков, приводят к прояснению внутренней речи и продолжаются с ростом мыслительных паттернов. Однако не следует рассматривать языковую деятельность как исключительную: это не означает, что учащийся обладает низким уровнем познавательных способностей, если он не может устно выразить себя. Язык сложен, и некоторые не улавливают тонких смыслов, присутствующих в общении. Другие типы интеллекта, такие как музыкальный и телесно-кинестетический, не обязательно совместимы с обучением, ориентированным на язык. Однако важно отметить, что раннее развитие языка дает преимущество детям в нашем обществе, поскольку оно предлагает фаворитизм по отношению к другим образовательным навыкам.
В настоящее время ценность образовательного программного обеспечения несовместима с теорией Выготского. Поскольку существует такое большое разнообразие доступных компьютерных программ, сложно оценить их влияние на обучение. Социальное взаимодействие выглядит иначе на компьютере; теперь студенты могут взаимодействовать с программным обеспечением, похожим на человека. Некоторые системы искусственного интеллекта предлагают отличные ответы на вопросы и недоразумения, но другие не настолько продвинуты. Есть большая надежда, что сложная программа сможет оценить зону ближайшего развития учащегося и отреагировать соответствующим образом, но на данный момент широкий спектр доступных программ слишком непредсказуем.
Выготский поставил перед собой задачу проанализировать влияние социализации на когнитивное развитие. Мы можем видеть, как язык является центральным подходом его теории и как культурные и социальные отношения влияют на обучение. В реальных приложениях мы обсудили использование учителем зоны ближайшего развития, что также подчеркивает необходимость ориентированного на ученика обучения в образовательной системе. По мере того, как мы движемся к дистанционному обучению и компьютерным приложениям, нам необходимо оценивать влияние социального мира и внимание, требуемое для учащихся.
См. также: Использование таксономии Блума для написания эффективных целей обучения: подход ABCD
Зона ближайшего развития: руководство для учителя
Что такое зона ближайшего развития?Зона ближайшего развития (ZPD) — это образовательная концепция, часто цитируемая в лекционных залах профессорами университетов, но почему она так важна для классных учителей в развитии навыков учащихся ? Основная идея Зоны ближайшего развития состоит в том, что человек с большим знанием может улучшить обучение учащегося, проводя его через задание, немного превышающее его способности. По мере того, как обучаемый приобретает больше компетентности , эксперт неуклонно прекращает руководство до тех пор, пока обучаемый не станет способным выполнять задание самостоятельно. В этой статье мы покажем, что при надлежащем уровне руководства со стороны взрослых мы можем не только улучшить доступ к образованию, но и улучшить результаты обучения для более способных учащихся.
зона ближайшего развития диаграмма
зона ближайшего развития указывает на разницу между тем, что ученик может сделать без руководства, и тем, чего он может достичь с помощью поощрения квалифицированный партнер . Следовательно, термин « ближайший к » относится к тем навыкам, которыми учащийся « близок к » в освоении. Эта теория обучения может быть полезна учителям.
Вопросы для размышления
1. Как ZPD соотносится с другими понятиями, такими как строительные леса или взаимное обучение?
2. Почему некоторые учащиеся используют этот подход лучше, чем другие?
3. Можете ли вы назвать ситуации, когда учителям было бы полезно использовать эту стратегию?
4. Что еще мы должны знать о ZPD?
5. Есть ли у вас какие-либо идеи о том, как внедрить эту стратегию в свою педагогическую практику?
История зоны проксимального развитияВ 1900S , русский психолог LEV VYGOTSCY PREPARED. Выготский признал, что каждый человек имеет 2 стадий развития навыков:
- Уровень, который может быть достигнут самим собой.
- Уровень, которого можно достичь, ища помощь от опытного человека или учителя .
Выготский назвал уровень, которого может достичь человек с помощью помощи, своим ЗПД . Выготский предположил, что, когда учащийся находится в ZPD для выполнения конкретной задачи, предложение соответствующего руководства даст учащемуся достаточно « повышения » для выполнения задачи. Однако, если учащемуся не хватает опыта, инструктор должен оказать дополнительную поддержку, чтобы учащийся мог перейти на следующий уровень мастерства.
Этот процесс продолжается до тех пор, пока учащийся не достигнет максимально возможного уровня владения языком.
Концептуализация зоны ближайшего развития
Как это работает?
Когда учащемуся нужна помощь, он обращается за советом к своим сверстникам или преподавателям. Преподаватель дает обратную связь, основанную на успеваемости учащегося. Это помогает им осваивать новые стратегии и приемы. По мере того как учащийся овладевает этими новыми навыками, инструктор постепенно уменьшает свое участие до тех пор, пока не перестанет предлагать прямые инструкции. На этом этапе учащийся способен выполнять задание самостоятельно.
Зона ближайшего развития в классе
Чтобы помочь ученику пройти зону ближайшего развития , учителя должны сосредоточиться на трех основных компонентах, которые облегчают процесс обучения:
присутствие другого человека с навыками и знаниями, отличными от навыков и знаний учащегося (более квалифицированного другого). Более осведомленный другой относительно не требует пояснений ; это показывает человека с более высокой уровень способности или более знания чем студент, в отношении конкретной задачи или концепции.
Зона ближайшего развития как лестница
Значение для занятий в классе очень глубокое. Если мы сможем поддерживать когнитивную функцию ребенка на соответствующем уровне, мы сможем дать ему возможность продвигать свое обучение и развивать новые навыки. В условиях класса мы хотим улучшить как доступ к учебной программе, так и уровень сложности. Наш альтернативный подход к планированию и проведению уроков с использованием концепции универсального мышления позволяет преподавателям полностью принять эту философию. 9. ZPD часто используется в литературе как термин строительные леса . Но следует помнить, что Выготский никогда не использовал это слово в своих произведениях, а впервые оно было использовано Вудом, Брунером и Россом (1976). Лицо, выполняющее строительные леса, может быть сверстник , учитель или даже родитель . Чтобы помочь учащимся обрести независимость , Вуд, Брунер и Росс (1976) определили поддержку и надзор со стороны более способного или знающего человека (инструктора или родителя) для выполнения задания, которое ребенок не смог бы выполнять самостоятельно.
Студенты делают простых и управляемых шагов для достижения цели . Работаем в партнерстве с более знающие коллеги или квалифицированный инструктор помогут учащимся установить связи между различными понятиями.
Развитие учебного процесса с помощью универсальной модели мышления
По мере того, как учащиеся добиваются успеха в своей зоне ближайшего развития 5, 9036 новых задач, они становятся более уверенными в себе и становятся более уверенными в себе социальная поддержка , существующая вокруг них. Выготского предположил, что обучение происходит с использованием осмысленных и целенаправленных взаимодействий с другими. Мы использовали эту теорию обучения в рамках нашей концепции ментального моделирования. Этот подход к совместному обучению позволяет учащимся вынести свои мысли из головы там, где у них больше возможностей.
Используя яркие кубики, учащиеся организуют свои мысли и развивают новые идеи. Использование этой методики берет их текущие знания и развивает их вместе с другими (в буквальном смысле). Их предыдущие знания служат основой для расширения их концептуального понимания рассматриваемой темы. Уровень знаний учащихся отражается в сложности структуры их строения. Когда студенты находятся в «зоне», их потенциал обучения значительно увеличивается.
графические органайзеры в качестве вспомогательного инструмента
Такой подход к обучению в классе делает такие занятия, как изучение языка, более увлекательными и в то же время более сложными. Инкрементальный характер построения блоков означает, что рабочая память учащихся редко перегружается. Уровень гибкости стратегии означает, что ее можно использовать для исследовательского обучения или, с другой стороны, для прямого обучения.
Блоки можно использовать для конкретизации абстрактных понятий. Связи между понятиями можно проиллюстрировать с помощью связей между блоками. Эта визуальная очередь действует как «якорь памяти», который помогает при поиске. Этот процесс является прекрасным примером концепции строительных лесов.
ZPD для планирования урока
Обучение в классе должно быть достаточно сложным, чтобы быть увлекательным, и концепция ближайшего развития очень полезна, когда речь идет о планировании урока. Если мы сможем разбить классные задания на управляемые части с правильной помощью взрослых, мы сможем дать ученику возможность самостоятельно решать большинство задач. Улучшение доступа к образованию — это глобальная цель, которую мы все разделяем.
Наше сообщество практиков продемонстрировало, как этого можно достичь, используя новейшие идеи когнитивной науки. Вам не нужно быть профессором образования, чтобы принять мощные психологические принципы разума. Учебные концепции, такие как двойное кодирование, интеллект-карты и ораторское искусство, позволяют детям раздвинуть границы того, на что они способны. Взрослый становится фасилитатором, а не поставщиком построения знаний.
Зона ближайшего развития в классе Теория вспомогательного решения задачВуд и ситуация. Дети должны были использовать набор из штифтов и блоков , чтобы создать 3D-модель по картинке. Задача была слишком сложной для этих детей, чтобы выполнить их самостоятельно.
Wood и Миддлтон (1975) оценивали, как матери помогали своим детям создавать 3D-модель . Различные виды поддержки включали:
- Непосредственную демонстрацию (например, кладя один кубик на другой и показывая его ребенку)
- Общее поощрение ( г., говоря: «Теперь ты должен попробовать».)
- Конкретные инструкции (например, сказать: «Возьми два маленьких блока».
-
Это исследование показало, что нет одной стратегии было достаточно, чтобы помочь каждому ребенку прогрессировать. Матери, которые модифицировали свою помощь в соответствии с успеваемостью своих детей, оказались наиболее успешными . Когда эти матери увидели, что их дети чувствуют себя хорошо, они уменьшили уровень своей помощи. Когда они увидели, что их ребенок начал бороться , они увеличили уровень своей помощи, предоставив конкретные инструкции пока ребенок снова не покажет прогресс.
Это исследование иллюстрирует концепцию Выготского о строительных лесах ZPD и . Поддержка (или руководство) наиболее полезна, когда поддержка соответствует конкретным потребностям ребенка. Это дает ребенку возможность добиться успеха в деятельности, которую он не смог бы выполнить в прошлом.
Древесина и др. (1976) упомянул некоторые процессы, которые помогают эффективно использовать леса:
- Облегчение задачи .
- Повышение и поддержание интереса учащегося к заданию.
- Объяснение задания.
- Выделение некоторых аспектов, которые помогут найти решение.
- Контроль уровня фрустрации у ребенка.
Зона ближайшего развития – важное понятие в классеЗначение зоны ближайшего развития для учителей
Выготский утверждает, что роль образования состоит в том, чтобы предоставить детям тот опыт, который находится в их ZPD , тем самым продвигая и поощряя их знания . Выготский считает, что учителя являются как бы посредниками в учебной деятельности детей, поскольку они обмениваются информацией через социальное взаимодействие .
Выготский воспринял общение со сверстниками как полезный способ развить навыки. Он подразумевает, что для детей с низкой компетентностью учителей необходимо использовать стратегии совместного обучения и они должны обращаться за помощью к более чем компетентным сверстникам в зоне ближайшего развития.
Леса являются важным компонентом эффективного обучения , в котором более компетентный человек постоянно изменяет уровень своей помощи в соответствии с уровнем успеваемости учащегося . Создание лесов в классе может включать моделирование таланта, предоставление подсказок или подсказок и адаптацию деятельности или материала . Учителя должны учитывать следующие рекомендации по обучению строительных лесов .
- Оцените текущий уровень способностей учащегося для создания академического контента.
- Свяжите содержание с тем, что учащиеся уже знают.
- Разделите задачу на более простые задачи с возможностью регулярной обратной связи.
- Используйте голосовых подсказок и реплик, чтобы помочь учащимся.
- Строительные леса не только дают быстрые результаты, но и прививают способности, необходимые для автономного решения проблем в будущем.
Текущее применение концепций Выготского: « взаимное обучение, «используется для повышения способности учащихся запоминать текст. В этом типе обучения преподаватель и учащиеся сотрудничают , чтобы запомнить и отработать четыре основных навыка: предсказание, уточнение, вопросы, и подведение итогов Роль учителя в этом процессе со временем уменьшилась
Теории Выготского также обращаются к недавнему интересу к совместному обучению , подразумевая, что члены группы в основном имеют разные уровни таланта, поэтому больше продвинутые сверстники должны помогать менее продвинутым ученикам в пределах их зоны ближайшего развития.