Высшая нервная деятельность это: Высшая нервная деятельность — это… Что такое Высшая нервная деятельность?

Содержание

Высшая нервная деятельность — это… Что такое Высшая нервная деятельность?

Высшая нервная деятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также «высших» психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных и человека в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях. Высшую нервную деятельность центральной нервной системы следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой. Высшую нервную деятельность связывают с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке.

Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности.

Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта), в результате которого человек приобретает способность выбирать наилучший из возможных вариантов, предвидеть результаты своей деятельности, изменять окружающие его условия, создавать новые, не имеющие аналогов материалы.

Литература

  • Дмитриев А. С., Физиология высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа, 1974.
  • Воронин Л. Г., Физиология высшей нервной деятельности. М.: Высшая школа, 1979. 312с.
  • Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991. 396 с.
  • Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: «Феникс», 2005. — 478с. (Учебники МГУ) (1-ое изд. М.: Учебная литература, 1997. 431 с.)
  • Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. (Высшая школа, 1988, 2-е изд., 368с.)
  • Шульговский В. В., Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии (Академия, 2003) 464с.

См. также

Ссылки

Высшая нервная деятельность. Биология, Человек (8 класс): уроки, тесты, задания.

1. Основные особенности ВНД

Сложность: лёгкое

1
2. Определи тип рефлекса по рисунку

Сложность: лёгкое

1
3. Условные и безусловные рефлексы

Сложность: среднее

1
4. Особенности условных и безусловных рефлексов

Сложность: среднее

1
5. Учёные, внёсшие вклад в учение о ВНД

Сложность: среднее

2
6. Типы ВНД (темперамента)

Сложность: среднее

2
7. Признаки, характеризующие ВНД человека

Сложность: сложное

1
8. Собери рефлекторную дугу условного рефлекса

Сложность: сложное

7
9. Дополни текст «Формирование условного рефлекса»

Сложность: сложное

1

Значение «Высшая нервная деятельность» в энциклопедии по биологии

Что значит «Высшая нервная деятельность»? Читайте ниже определение «Высшая нервная деятельность».


Что такое «Высшая нервная деятельность»? «Высшая нервная деятельность» – это:

вы́сшая нервная деятельность

Свойственные человеку и высшим животным сложные формы жизнедеятельности, формируемые высшими отделами центральной нервной системы и обеспечивающие их приспособление к окружающей среде. Термин введён И.П. Павловым. В отличие от «низшей» нервной деятельности, которая осуществляется на основе врождённых механизмов (безусловных рефлексов), высшая нервная деятельность формируется в процессе индивидуальной жизни организма на основе приобретённого опыта (условных рефлексов) и определяет поведение животного (или человека). Нейрофизиолог П.К. Анохин доказал, что непременным условием любого поведенческого условно-рефлекторного акта является наличие мотивации (потребности), возникающей в конкретной ситуации. Высшие животные и человек получают информацию от органов чувств о совокупности внешних факторов окружающей среды. Затем из памяти извлекается имеющийся опыт удовлетворения возникшей потребности. Если информации недостаточно, животное (или человек) активно ищет дополнительные данные. Информация анализируется в высших отделах головного мозга (кора больших полушарий), где формируется решение, что и как надо сделать для удовлетворения данной потребности в данных условиях.

Выработанные условные рефлексы подвергаются торможению, если они не соответствуют приспособлению к окружающей среде. Взамен вырабатываются новые, более совершенные условные рефлексы. В основе высшей нервной деятельности лежат процессы возбуждения и торможения, оптимальное взаимодействие которых обеспечивает нормальное функционирование организма. В случае перенапряжения системы регуляции этих процессов под действием стресса наступает т.н. охранительное торможение, препятствующее истощению нервных клеток.

Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта), в результате которого человек приобретает способность выбирать наилучший из возможных вариантов, предвидеть результаты своей деятельности, изменять окружающие его условия, создавать новые, не имеющие аналогов материальные и духовные ценности, т.е. осуществлять

психическую деятельность.

Индивидуальные особенности проявления высшей нерв-ной деятельности зависят от характера, темперамента, интеллекта, внимания, памяти и др. свойств организма и психики. Расстройство высшей нервной деятельности человека (невроз) вызывается неблагоприятными условиями внешней среды (биологической и социальной), физическим и умственным перенапряжением и сопровождается нарушениями функций различных органов и систем (сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и др.). Для устранения этих нарушений необходимы отдых (от нескольких недель до нескольких месяцев), перемена обстановки, переключение на другие интересы. Профилактика расстройств высшей нервной деятельности за-ключается в закаливании организма, ведении здорового образа жизни.

Источник: Биология. Современная энциклопедия.


Другие значения

Определение термина в других источниках:

  1. Биологический энциклопедический словарь / Высшая нервная деятельность – это

    Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиб. совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. Структурная основа В. н. д. у млекопитающих — кора больших полушарий вместе с подкорковыми ядр… далее…


См. также что такое

12 — Высшая нервная деятельность

ЛЕКЦИЯ № 12. Высшая нервная деятельность

1.  Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий.

2. Торможение условных рефлексов.

3. Типы высшей нервной деятельности.

4. Физиология памяти. Динамический стереотип.

5. Сон и гипноз.     

6.Две сигнальные системы действительности.

1.        Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий

В основу учения о высшей нервной деятельности И. П. Павлов положил три методологических принципа:

Рекомендуемые файлы

1. Детерминизм – принцип  причинной обусловленности всех проявлений ВНД. Нет действия без причины.

2. Принцип анализа и синтеза – все раздражители подвергаются анализу корой больших полушарий и  выделению отдельных элементов (форма, цвет, запах, температура). За анализом всегда следует синтез, т. е. соединение отдельных элементов дающих целостное представление о предмете.

3. Принцип структурности – аналитические и синтетические процессы осуществляются разными структурами головного мозга.

Безусловные рефлексы – это врождённые приспособительные реакции, которые формируются в процессе  эволюции данного вида животных и носят  постоянный характер.

Условные рефлексы – это временные приспособительные реакции  организма, которые формируются в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие). При помощи условных рефлексов животное приобретает опыт, который помогает ему выжить в меняющихся условиях внешней среды.

 

Отличие условных рефлексов от безусловных

 

№ п/п

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

1.

Врождённые, видовые

Приобретённые, индивидуальные

2.

Стойкие, мало изменчивы

Изменчивы, появляются и исчезают

3.

К  моменту рождения имеют готовую рефлекторную дугу

Формируются в течение жизни

4.

Осуществляются низшими отделами ЦНС

Осуществляются корой больших     полушарий

5.

Раздражители специфические (боль, корм)

Индифферентный раздражитель

  

Методики выработки условных рефлексов

1.         Классическая Павловская слюноотделительная методика. В качестве условного раздражителя используются звуковые и световые сигналы, запах и т. д.

2.        Двигательно-оборонительная методика. Безусловным рефлексом в этом случае является  оборонительный рефлекс сгибания конечности на раздражение её индукционным током в области путового сустава. В качестве условных раздражителей используют звуковые, зрительные раздражители.

3.        Двигательно-пищевая методика. Животное свободно перемещается в комнате и на условный раздражитель ему    подаётся порция корма при совершении им определённого действия (нажатие на педаль).

  Классификация условных рефлексов.

1.        В основу классификации положено название безусловных рефлексов, на базе которых образовались условные: пищевые, оборонительные, половые и т. д. 

2.        По названию анализатора, который воспринимает условный раздражитель: слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой, кожный.

3.         Название по эффектору: двигательные, секреторные.

4.        По месту локализации рецепторного поля: экстерорецептивные (раздражение внешних рецепторов), интерорецептивные (раздражение внутренних рецепторов), проприорецептивные (раздражение рецепторов мышц и сухожилий).

5.        Существуют условные рефлексы первого и высшего порядков. Первого порядка вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Рефлексы второго и последующих порядков вырабатываются на базе хорошо закреплённых условных рефлексов.      

Неассоциативные рефлексы.

1.        Суммационная реакция. В основе этого явления лежит сенсибилизация нервной ткани. После неоднократных повторений явления суммируются и определяют поведение животного, освоение маршрута следования, запоминание мест скопления и т.д.

2.        Привыкание (ориентировочный рефлекс). Простейшая форма обучения, при которой игнорируются раздражители не несущие новизны и не имеющие значения на данный момент времени.

3.        Импритинг (запечетлевание). Комплекс поведенческих адаптационных реакций новорождённого, которые обеспечивают первичную  связь между ним и родителями.

4.        Подражание. Имитационное поведение  укладывается в рамках видового стереотипа позволяя молодняку сельскохозяйственных животных, подражая взрослым, овладевать необходимыми навыками: добывать корм, защита и т. д.

Ассоциативные рефлексы — совпадающие во времени (образование связи между стимулом и реакцией).

1.        Классический условный рефлекс. Вырабатывается при совпадении индифферентного и безусловного раздражителя.

2.        Инструментальный условный рефлекс (оперантное поведение). Животное, реагируя на индифферентный раздражитель должно совершить дополнительное  действие (например, нажатие педали), которое является необходимым условием подкрепления.

Условия необходимые для образования условных рефлексов.

1.        Условный рефлекс формируется на базе безусловного.

2.        Наличие двух раздражителей: индифферентного и безусловного.

3.        Сила индифферентного раздражителя должна быть такой, чтобы вызвать ориентировочную реакцию.

4.        Животное должно находиться в бодрствующем и здоровом состоянии.

5.        Отсутствие посторонних раздражителей и других видов активной деятельности у животного.

6.        Имеет значение степень возбудимости нервного центра (голод, ощущение боли).

7.        Индифферентный раздражитель всегда должен предшествовать безусловному   с разницей во времени 10-15 сек.

8.        Многократное повторение воздействия сочетаний индифферентного  и безусловного раздражителей.

9.        Безусловный раздражитель должен быть выше по силе, чем индифферентный.

Механизм образования условного рефлекса.

При воздействии на кору больших полушарий двух раздражителей в ней появляются два очага возбуждения: слабый, ориентировочный от индифферентного раздражителя и сильный, доминирующий от безусловного раздражителя.

После многократного повторения сочетаний  действий раздражителей в коре между двумя очагами возбуждения появляется временная связь (условный рефлекс). В основе этой связи лежат свойства нервных центров: доминанта, проторение путей и суммация.

 

3.        Торможение условных рефлексов.

Деятельность коры головного мозга осуществляется в результате взаимодействия процессов возбуждения и торможения.

Различают два основных вида торможения: безусловное внешнее торможение и условное внутреннее торможение.

Безусловное внешнее торможение. В коре очень быстро появляется новый очаг возбуждения и вызывает торможение условного рефлекса (например слюноотделительного).

Условное внутреннее торможение вырабатывается медленно и возникает внутри одного и того же нервного центра условного рефлекса при систематическом не подкреплении индифферентного (условного) раздражителя, безусловным. Различают четыре вида условного внутреннего торможения: угасание, дифференцировка, условный тормоз и запаздывание.

Угасание. Если условный раздражитель повторяется несколько раз без сопровождения безусловного. При этом величина условного рефлекса будет меньше и меньше и, наконец, условный рефлекс исчезнет.

Дифференцировка. Дифференцировачное торможение наступает при использование индифферентного раздражителя, на который выработан условный рефлекс, но с другими характеристиками.

Условный тормоз. Это торможение возникает при комбинации отрицательного условного сигнала с положительным, но  без подкрепления безусловным раздражителем.

Запаздывание. Когда между началом действия условного  раздражителя и подкреплением проходит более или менее значительное время (2-3 мин.), то условный рефлекс отодвигается.

 

4.        Типы высшей нервной деятельности (ВНД).

Типом ВНД называется совокупность врожденных и приобретённых  свойств нервной системы каждого организма. В основу деления животных на типы ВНД И. П. Павлов положил свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов —  способность организма сохранять адекватные реакции  на сильные и сверхсильные раздражители.

Уравновешенность — сбалансированность  в нейронах коры больших полушарий процессов возбуждения и торможения.              

Подвижность – скорость перехода процессов возбуждения в торможение и наоборот.

Из комбинации перечисленных показателей выделено четыре общих типа для человека и животных.

Тип сильный, неуравновешенный, безудержный (по Гиппократу, холерик). Это смелые, быстро ориентирующиеся, сильно возбудимые животные с ярко выраженной агрессией. Условные рефлексы образуются легко, отличаются постоянством. Дифференцировка раздражителей долго не вырабатывается тренинг сопровождается «протестом».

Тип сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник). У животных одинаково хорошо выражены процессы возбуждения и торможения. Условные рефлексы образуются быстро, прочно удерживаются, но легко  переделываются. Внешне животные любопытны, быстро и безболезненно реагируют на изменение внешней среды. Наиболее желательный тип для тренинга, дрессуры и комплектования крупных животноводческих комплексов

Тип сильный, уравновешенный, инертный (флегматик) имеет сильные процессы возбуждения и торможения, с плохой подвижностью. Положительные и отрицательные рефлексы  вырабатываются медленно, но удерживаются стойко. Животные мало доверчивы, испытывают затруднения при перегруппировках и изменениях среды обитания.

Тип слабый, тормозной (меланхолик). У таких животных процессы возбуждения и торможения слабые. Условные рефлексы вырабатываются с трудом. Животные всего боятся, плохо приспосабливаются к условиям внешней среды. Резко выражена пассивно-оборонительная реакция. Тип не пригоден для дрессировки и промышленного содержания.

 

                                                        Схема типов ВНД по И.В.Павлову.

 

5. Память.

1.                                                                                                                       Память — способность мозга сохранять образовавшиеся в процессе обучения временные нервные связи. Память служит основой для дальнейшего обучения и даёт ЦНС наилучшие возможности приспособления  к среде обитания.

                Существует три основных вида памяти:

1. Кратковременная память (сенсорная), первичная. Информация, поступающая в нервную систему, хранится в течение нескольких секунд.

2. Промежуточная память,вторичная. Информация хранится от  нескольких минут, часов до нескольких лет.

3. Долговременная память,тритичная. Эмоциональные события и другие факты, имеющие важное значение  могут храниться всю жизнь.

 «Запись» новой информации, сравнение её с имеющейся                                                                                  и передачу в долговременную память у высших животных осуществляет гиппокамп.  Хранение и извлечение следов долговременной памяти связывают с нейронами височной доли коры мозга.

Всем видам сельскохозяйственных животных свойственно «чувство времени», связанное  с распорядком дня.

Окружающая среда воздействует на организм животного целым набором раздражителей. Многократное повторение таких стереотипных комплексов раздражителей ведёт к возникновению системности в работе коры полушарий. Эти сложные формы синтетической  деятельности коры (цепь условных  и безусловных рефлексов откладывающихся в памяти)

И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Который определяет порядок и систему поведения животных в течение суток.

                                       

 6. Сон и гипноз.

Длительная работа нервных клеток вызывает их истощение. Чтобы это предотвратить существует охранительное торможение или сон. Таким образом, сон физиологическая необходимость всех животных.

Сон не пассивное, а активное состояние нервных центров, когда идёт процесс восстановления. Функциональная активность вегетативных процессов в это время снижена: мускулатура расслаблена, урежается пульс и дыхание, снижается кровяное давление и обмен веществ, температура тела слегка понижается.

Разновидности сна: нормальный физиологический сон (периодический суточный, сезонный, гипнотический), наркотический и патологический. Сон у птиц монофазный, у млекопитающих животных и человека полифазный (медленный, быстрый сон).

Сон это результат последовательной смены в нейронах коры возбуждения торможением. Кроме этого уменьшается или прекращается приток афферентных импульсов из зрительных бугров, гипоталамуса и ретикулярной формации.

Во сне резко заторможены симпатические ядра подбугровой области и возбуждены парасимпатические.

Наркотический сон – вызывают вещества, отравляющие нервную систему.

патологический сон (летаргический сон, сомнабулизм) – возникает при возрастных изменениях головного мозга, нарушениях кровообращения, опухолях и психологических переживаниях.

Гипноз – разновидность физиологического сна, вызванного искусственным путём: снотворное действие обстановки; быстрое изменение положения тела в пространстве; воздействие гипнотизёра, внушающего потребность во сне.

В развитии гипноза различают три стадии:

1. Сильное сокращение мышц разгибателей – оцепенение.

2. Стадия восковой ригидности, когда телу можно придать любую позу.

3. Стадия глубокого сна, состояние, когда человеку можно внушить различные иллюзии.

 

7 . Две сигнальные системы действительности.

Высшая нервная деятельность основывается на сигнальных системах.

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта — 4 Технологии ввода данных.

Первая сигнальная система у животных. Информация об изменениях внешней среды поступает в организм с раздражителями через различные рецепторы (анализаторы). Животные анализируют и синтезируют только конкретную обстановку, поэтому обладают конкретным умом на данный момент времени.

Первая сигнальная система человека отличается скоростью иррадиации и концентрации нервного процесса, его подвижностью, образованием условных рефлексов высших порядков. Кроме этого в результате трудовой деятельности и социального развития у человека появилась вторая сигнальная система.

Вторая сигнальная система  связана с психической деятельностью мозга человека и его речью. Слово действует не своим звуком, а понятием в нём заключённым. Главное отличие человека от животного состоит в том, что только человек     мыслит понятиями, только у него есть отвлечённое, абстрактное мышление.

 

 

 

Низшая и высшая нервные деятельности | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Тема:

Физиология нервной системы

Термин низшая нервная деятельность предложил Иван Пав­лов. Центры низшей нервной деятельности содержатся преимущественно в спинном мозгу и мозговом стволе (например, в продолговатом мозгу), некото­рых подкорковых образованиях и мозжечке. Она в основном базируется на без­условных рефлексах и обеспечивает процессы саморегуляции.

Низшая нервная деятельность — это рефлекторная регуляция процессов внутри организма, направленная на координацию деятельности разных органов и систем органов для поддержания постоянства внутренней среды — гоме­остаза (уровня кровяного давления, содержания глюкозы в крови и др.).

Высшая нервная деятельность — это деятельность высших отделов нервной системы (коры головного мозга и подкорковых мозговых структур), которая предопределяет рефлекторную регуляцию взаимоотношений орга­низма с окружающей средой.

Иван Павлов отождествлял понятие «высшая нервная деятельность» с понятием «психическая деятельность». Материал с сайта http://worldofschool.ru

Соответствие поведения потребностям организма (биологическим и соци­альным) и условиям среды — важнейший фактор гармонического развития и полноценного существования человека. И наобо­рот — несоответствие поведения условиям среды (биологической или социальной) — путь к болез­ням, конфликтным ситуациям в семье, школе и на работе, а иногда — к преждевременной смерти.

На этой странице материал по темам:
  • Конспект по биологии высшая нервная деятельность

  • Низшая и высшая нервная деятельность

Вопросы по этому материалу:
  • Можно ли утверждать, что соответствие пове­дения условиям окружающей и внутренней среды — важнейший фактор адапта­ции?

Высшая нервная деятельность человека

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Вариант I

Задание 1.Из предложенных ответов выберите один верный:

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?

А. Выделение слюны при показе пищи Б. Реакция собаки на голос хозяина

В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук…

А. Является условным раздражителем Б. Является безразличным раздражителем

В. Является безусловным раздражителем Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель.

А. Постоянно подкреплять безусловным Б. Подкреплять безусловным нерегулярно

В. Не подкреплять безусловным Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

4. Какой признак характерен для безусловного рефлекса?

А. Характерен для всех особей данного вида Б. Приобретается в течение жизни

В. Не передается по наследству Г. Вырабатывается у каждой особи вида

5. К высшей нервной деятельности относят:

А. Мыслительную, речевую деятельность и память Б. Группу ориентировочных рефлексов

В. Инстинкты Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда и др.)

6. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребёнок перестал плакать в результате:

А.безусловного рефлекса, Б.рассудочной деятельности,

В.процесса возбуждения, Г.процесса торможения.

7. Какая форма высшей нервной деятельности характерна для человека?

А.Условные рефлексы Б.Безусловные рефлексы В.Мышление Г.Элементарная рассудочность

8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятельности внес

А. И.И. Мечников Б. И.П. Павлов В. Луи Пастер Г. Н.А. Семашко

9. Во время сна деятельность мозга:

А. Прекращается на все время сна Б. Прекращается на время медленного сна

В. Не меняется вовсе Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

10. Инстинкт — это:

А. Генетически закрепленное поведение Б. Приобретенный в течение жизни опыт

В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

11. Что, по И.П. Павлову, является «чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга?

А. Рассудочная деятельность Б. Эмоции: В. Речь

12. Первая сигнальная система:

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды В. Анализирует оба типа сигналов

13. Важнейшая функция речи — это:

А. Обобщение и абстрактное мышление Б. Обозначение конкретных примеров

В. Выражение эмоций

14. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна Б. Быстрого сна В. В обоих случаях

15. Ухаживание кошки за котятами — это:

А. Условный рефлекс Б. Сложная цепь безусловных рефлексов

В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте:

А.Эмоции Б. Внимание В. Память

17. Какая из форм торможения передается по наследству?

А. Внешнее Б. Внутреннее В. Таких не существует

18. Чего нельзя увидеть в сновидениях?

А. Прошлое Б. Настоящее В. Будущее

Задание 2. с выбором нескольких правильных ответов.

На звонок с урока:

А) реагируют дети любого возраста одинаково, Б) сходно реагируют дети школьного возраста,

В) приобретается рефлекс в процессе жизни Г) рефлекс передаётся по наследству,

Д) рефлекс является врождённым, Е) рефлекс не передаётся по наследству.

Задание3. на установление соответствия.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФАЗЫ СНА

  1. учащение дыхания, А) парадоксальный сон,

  2. быстроволновая электрическая активность мозга, Б) медленный сон.

  3. падение ЧСС,

  4. релаксация мышц,

  5. сновидения,

  6. активное сокращение мимической мускулатуры.

Задание4. на установление правильной последовательности.

Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.

А) слуховой центр коры мозга,

Б) чувствительный нейрон,

В) рецепторы слуха,

Г) временная связь,

Д) центр слюноотделения,

Е) слюнные железы,

Ж) двигательный нейрон.

Задание 5. со свободным ответом

1.Чем условный рефлекс отличается от безусловного?

2.Какое значение для организма имеет сон?

3.Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Вариант II

Задание 1.Из предложенных ответов выберите один верный:

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным?

А. Выделение слюны при показе пищи Б. Реакция собаки на голос хозяина

В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае…

А. Является условным раздражителем Б. Является безразличным раздражителем

В. Является безусловным раздражителем Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Какие формы высшей нервной деятельности наблюдаются у животных?

А. Только безусловные и условные рефлексы

Б. Безусловные и условные рефлексы и элементарная рассудочная деятельность

В. Мышление Г. Только элементарная рассудочная деятельность

4. Условный рефлекс…

А. Характерен для всех особей данного вида Б. Приобретается в течение жизни

В. Передается по наследству Г. Является врожденным

5. Какая из форм высшей нервной деятельности соотносится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексы Б. Безусловные рефлексы В. Абстрактное мышление

Г. Элементарная рассудочная деятельность

6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, постоянно включено радио. Радио в этом случае выступает как…

А. Условный раздражитель Б. Безразличный раздражитель В. Безусловный раздражитель

Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса

7. В период быстрого сна

А. Снижается температура Б. Замедляется дыхание

В.Происходит движение глазных яблок под закрытыми веками Г.Понижается кровяное давление

8. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов при участии и контроле нервней системы называется:

А. Гуморальной регуляцией Б. Рефлексом В. Автоматизмом Г. Сознательной деятельностью

9. Во время сна деятельность мозга:

А. Прекращается на все время сна Б. Прекращается на время медленного сна

В. Не меняется вовсе Г. Перестраивается, циклически изменяясь на протяжении всего сна

10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вкопанный. Почему?

А.Сработало внешнее торможение Б.Сработал условный рефлекс В.Сработало внутреннее торможение

11. Вторая сигнальная система:

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений) Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды В. Анализирует оба типа сигналов

12.Рассудочная деятельность — это…

А. Высшая форма приспособления к условиям среды Б. Способность говорить

В. Способность использовать орудия труда

13. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна Б. Быстрого сна В. В обоих случаях

14. Засыпание человека происходит:

А. Только рефлекторно Б. Под влиянием гуморальных процессов

В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных процессов

15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип работы головного мозга?

А. И. П. Плодов Б. А. Л. Ухтомский В. И.М. Сеченов Г. II.И. Анохин

16. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»?

А. Первую сигнальную систему Б. Вторую сигнальную систему В. Рефлекс

17.Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:

А.безусловное торможение, Б.условное торможение, В.рассудочное действие, Г.осознанный поступок.

18.Эмоциональные реакции у животных наиболее отчётливо проявляются при раздражении: А.продолговатого мозга, Б.среднего мозга, В.промежуточного мозга, Г.мозжечка.

Задание 2. с выбором нескольких правильных ответов.

Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:

А) врождённого, Б) приобретённого в течение жизни, В) имеющегося у всех грудных детей,

Г) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием,

Д) передающегося по наследству, Е) не передающегося по наследству.

Задание3. на установление соответствия.

Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ

  1. передаются по наследству, А) условные,

  2. не передаются по наследству, Б) безусловные.

  3. приобретаются в течение жизни,

  4. врождённые,

  5. характерны для всех особей вида,

  6. индивидуальны для каждой особи.

Задание4. на установление правильной последовательности.

Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.

А) центр слюноотделения,

Б) чувствительный нейрон,

В) временная связь,

Г) зрительный центр,

Д) слюнные железы,

Е) рецепторы глаза,

Ж) двигательный нейрон,

З) подкорковые образования.

Задание 5. со свободным ответом

1. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов?

2.Что формируется труднее: знания, умения или навыки?

3.Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

Ответы к тесту «Высшая нервная деятельность»

Вариант I

Задание 1.

1 — В; 2 — Г; 3 — А; 4 — А; 5 — А; 6 — Г; 7 — В; 8 — Б; 9 —Г; 10—А; 11 — В; 12 — В;

13 —А; 14—А; 15 —Б; 16 — Б; 17 — Б; 18 — В;

Задание 2. БВЕ

Задание 3. ААББАА

Задание 4. ВБАГДЖЕ

Задание 5.

1 — безусловные рефлексы передаются по наследству, а условные рефлексы вырабатываются после рождения в процессе жизни;

2 — отдых мозга, активная перестройка его работы, необходимая для упорядочивания полученной информации в период бодрствования;

3 — мышление — это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды.

Вариант II

1 — Б; 2 — В; 3 — Б; 4 — Б; 5 — В; 6 — Г; 7 — В; 8 — Б; 9 —Г; 10—А; 11—А; 12 —А; 13 — Б; 14 —В; 15 —В; 16 — Б; 17 — А; 18 —В

Задание 2. БГЕ

Задание 3. БААББА

Задание 4. ЕБЗГВАЖД

Задание 5.

1 позволяет приспособиться к конкретным условиям существования;

2 — умения;

3 — динамический стереотип.

Высшая нервная деятельность, подготовка к ЕГЭ по биологии

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

«Отец русской физиологии» — И.М. Сеченов написал книгу «Рефлексы головного мозга», где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.

Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным — постоянным, а другая — приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Условные и безусловные рефлексы

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

  • Приобретенные — врожденные
  • Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы — врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.

  • Индивидуальные — групповые
  • Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.

  • Неспецифичные — специфичные
  • Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет — палочками и колбочками сетчатки.

  • Изменчивые — постоянные
  • Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды — они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

  • С корой — без коры
  • Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное — запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.

Механизм формирования условного рефлекса

Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного — включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.

Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой — происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Торможение рефлексов

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.

Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Павлов описан два вида коркового торможения:

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).

Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет — это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание — исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.

Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах

У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук — они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .

Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.

В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.

Типы темперамента

Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик — легко возбудимый тип, сангвиник — уравновешенный. Флегматик — процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик — процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы — весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.

Эмоции, мышление и память

Эмоции — субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей — в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).

Память — способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сон

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.

Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна — именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные «умные» будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.

Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания — осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.

Заболевания

Сомнамбулизм (устаревшее — лунатизм) — болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

% PDF-1.4 % 1158 0 объект > эндобдж xref 1158 80 0000000016 00000 н. 0000003657 00000 н. 0000003840 00000 н. 0000003877 00000 н. 0000004495 00000 н. 0000004524 00000 н. 0000004677 00000 н. 0000004822 00000 н. 0000005538 00000 п. 0000005987 00000 п. 0000006397 00000 н. 0000006966 00000 н. 0000007081 00000 п. 0000007194 00000 н. 0000007223 00000 п. 0000007853 00000 п. 0000008124 00000 н. 0000008769 00000 н. 0000009046 00000 н. 0000009525 00000 н. 0000010615 00000 п. 0000011008 00000 п. 0000011288 00000 п. 0000011658 00000 п. 0000012638 00000 п. 0000013701 00000 п. 0000014737 00000 п. 0000015865 00000 п. 0000016246 00000 п. 0000016738 00000 п. 0000017134 00000 п. 0000017541 00000 п. 0000017960 00000 п. 0000018378 00000 п. 0000019481 00000 п. 0000019616 00000 п. 0000020835 00000 п. 0000021758 00000 п. 0000022044 00000 п. 0000040325 00000 п. 0000040847 00000 п. 0000040918 00000 п. 0000070325 00000 п. 0000070429 00000 п. 0000118127 00000 н. 0000160528 00000 н. 0000160696 00000 п. 0000160767 00000 н. 0000160864 00000 н. 0000181059 00000 н. 0000181325 00000 н. 0000181642 00000 н. 0000181671 00000 н. 0000182111 00000 п. 0000183341 00000 н. 0000183645 00000 н. 0000183997 00000 н. 0000192269 00000 н. 0000192523 00000 н. 0000192937 00000 н. 0000204673 00000 н. 0000204921 00000 н. 0000205485 00000 н. 0000232204 00000 н. 0000232455 00000 н. 0000232954 00000 н. 0000249051 00000 н. 0000249308 00000 н. 0000249711 00000 н. 0000271779 00000 н. 0000272036 00000 н. 0000272441 00000 н. 0000290408 00000 н. 0000290666 00000 н. 0000291093 00000 н. 0000301751 00000 н. 0000302022 00000 н. 0000302445 00000 н. 0000003449 00000 н. 0000001938 00000 н. трейлер ] / Назад 657801 / XRefStm 3449 >> startxref 0 %% EOF 1237 0 объект > поток h ތ UyPG | x3W5 * B9GVA >.4 (Тр) ZT (FDdj @ N [m + Eyy7ov

PRIME PubMed | Нейрофизиологические аспекты теории высшей нервной деятельности Павлова: к 150-летию со дня рождения Павлова

Abstract

А Павлов Иван Павлов, 1849 -1936) хорошо известен своими работами по классической обусловленности, его вклад в нейробиологию, особенно его интерес к функциям нервных центров в центральной нервной системе, не так широко известен. В течение последних трех десятилетий своей жизни Павлов исследовал корковые процессы с помощью рефлекса слюны, метод, который он использовал для разработки своей теории высшей нервной деятельности.Эта теория обрисовала в общих чертах функцию мозга у высших организмов во взаимодействии с меняющимися обстоятельствами окружающей среды. Еще в 1908 г. Павлов изложил нейрофизиологическую теорию как физиологическую основу своей теории высшей нервной деятельности. Он утверждал, что нервные процессы возбуждения и торможения излучают и концентрируются среди корковых нервных центров. Больше всего он подчеркивал пластичность коры у высших организмов в дарвиновской борьбе за существование.

Citation

Grimsley, D L., and G Windholz. «Нейрофизиологические аспекты теории высшей нервной деятельности Павлова: к 150-летию со дня рождения Павлова». Журнал истории неврологии, т. 9, вып. 2, 2000, с. 152-63.

Гримсли Д.Л., Виндхольц Г. Нейрофизиологические аспекты теории высшей нервной деятельности Павлова: к 150-летию со дня рождения Павлова. J Hist Neurosci . 2000; 9 (2): 152-63.

Гримсли, Д. Л., и Виндхольц, Г. (2000). Нейрофизиологические аспекты теории высшей нервной деятельности Павлова: к 150-летию со дня рождения Павлова. Журнал истории неврологии , 9 (2), 152-63.

Гримсли Д.Л., Виндхольц Г. Нейрофизиологические аспекты теории высшей нервной деятельности Павлова: к 150-летию со дня рождения Павлова. J Hist Neurosci. 2000; 9 (2): 152-63. PubMed PMID: 11608939.

TY — ПУТЕШЕСТВИЕ Т1 — Нейрофизиологические аспекты теории высшей нервной деятельности Павлова: к 150-летию со дня рождения Павлова. AU — Гримсли, Д.Л., AU — Виндхольц, G, PY — 2001/10/20 / pubmed PY — 2001/10/31 / medline PY — 2001/10/20 / entrez СП — 152 EP — 63 JF — Журнал истории нейробиологии JO — J Hist Neurosci ВЛ — 9 ИС — 2 N2 — В то время как Иван Павлов (1849-1936) хорошо известен своими работами по классической обусловленности, его вклад в нейробиологию, особенно его интерес к функциям нервных центров в центральной нервной системе, не так широко известен.В течение последних трех десятилетий своей жизни Павлов исследовал корковые процессы с помощью слюнно-рефлекторного кондиционирования — метода, который он использовал для разработки своей теории высшей нервной деятельности. Эта теория обрисовала в общих чертах функцию мозга у высших организмов во взаимодействии с меняющимися обстоятельствами окружающей среды. Еще в 1908 г. Павлов изложил нейрофизиологическую теорию как физиологическую основу своей теории высшей нервной деятельности. Он утверждал, что нервные процессы возбуждения и торможения излучают и концентрируются среди корковых нервных центров.Больше всего он подчеркивал пластичность коры у высших организмов в дарвиновской борьбе за существование. СН — 0964-704Х UR — https://neuro.unboundmedicine.com/medline/citation/11608939/the_neurophysiological_aspects_of_pavlov’s_theory_of_higher_nervous_activity:_in_honor_of_the_150th_anniversary_of_pavlov’s_birth_ L2 — https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1076/0964-704x(200008)9:2;1-y;ft152 БД — ПРЕМЬЕР DP — Unbound Medicine ER —

Лекций об условных рефлексах Двадцать пять лет объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных

Абстрактные

Предисловие переводчика 9 I.П. Павлов: биографический очерк, доктор В. Хорсли Гант. 11 Введение в английский перевод, проф. Уолтер Б. Кэннон 33 Предисловие автора к английскому переводу 35 Предисловие к первому русскому изданию • 37 Глава. I. Экспериментальная психология и психопатология у животных — 47 II. . Психическая секреция слюнных желез (сложные нервные явления в работе слюнных желез) 61 III. Первые верные шаги на пути нового расследования 76 IV. Научное изучение так называемых психических процессов у высших животных 81 V.Условные рефлексы у собак после разрушения разных отделов полушарий головного мозга 97 VI. Центр коркового вкуса доктора Горшкова 99 VII. Механизм высших отделов центральной нервной системы, показанный при исследовании условных рефлексов 100 VIII. Дальнейшие достижения объективного анализа сложных нервных явлений и его сравнение с IX. Субъективное представление об этих явлениях • 103 X. Некоторые общие факты о центрах головного мозга, 115 XI. Естественные науки и мозг 120 XII.Задача и организация лаборатории по изучению нормальной деятельности высших отделов центральной нервной системы высших животных • 131 XIII. Лаборатория по изучению деятельности центральной нервной системы высших животных 144 XIV. Продовольственный центр • 147 XV. Некоторые основные законы работы полушарий головного мозга 156 XVI. Разрушение анализатора кожи 165 XVII. Процесс дифференциации раздражений в полушариях мозга 170 XVIII.Некоторые принципы деятельности центральной нервной системы, показанные при изучении условных рефлексов; Взаимодействие центров 182 XIX. Сводка результатов удаления разных частей полушарий головного мозга 193 XX. Внутреннее торможение как функция полушарий головного мозга 205 XXI. Объективное изучение высшей нервной деятельности животных. 213 XXII. Исследование высшей нервной деятельности • 223 XXIII. Нестабильность (лабильность) внутреннего торможения условных рефлексов.238 XXIV. Чистая физиология мозга 241 XXV. Некоторые факты о физиологии сна 250 XXVI. Анализ некоторых сложных рефлексов у собаки; И относительная сила и напряжение нескольких центров 255 XXVII. Физиология и психология в изучении высшей нервной деятельности животных 261 XXVIII. Рефлекс цели 275 XXIX. Рефлекс свободы 282 XXX. Как психиатрия может помочь нам понять физиологию полушарий головного мозга 287 XXXI. Гипноз у животных 294 XXXII.Нормальная деятельность и общее строение полушарий головного мозга. 296 XXXIII. Внутреннее торможение и сон — один и тот же процесс 305 XXXIV. Изменение возбудимости различных точек коры головного мозга как одна из ее функциональных характеристик 319 XXXV. Другая проблема в физиологии головного мозга 326 XXXVI. Последние успехи объективного изучения высшей нервной деятельности 329 XXXVII. Связь между возбуждением и торможением и их границы; Экспериментальные неврозы у собак 339 XXXVIII.Эффект прерывания эксперимента у собак с условными рефлексами 350 XXXIX. Нормальные и патологические состояния полушарий 353 XL. Тормозной тип нервной системы у собаки 363 XLI. Физиологическое исследование типов нервных систем, т. Е. Темпераментов • 370 XLII. Некоторые проблемы физиологии полушарий головного мозга 379 Библиография • 395 Указатель имен 409 Указатель к. Темам 410

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность — сложная форма нервной системы, основанная на совокупности условных рефлексов, обеспечивающая совершенную адаптацию животных и человека к изменяющимся условиям окружающей среды.Высшая нервная деятельность является результатом совместной деятельности различных отделов головного мозга — коры головного мозга и подкорковых структур (см. Нервная система).
Учение о высшей нервной деятельности создано И. П. Павловым и его школой в результате научного анализа основного физиологического принципа работы центральной нервной системы, принципа условного рефлекса. Взаимодействие и последовательность условно-рефлекторных реакций позволяют ему наиболее точно адаптироваться к малейшим изменениям внешней среды.Сложность и разнообразие высшей нервной деятельности у ряда животных и человека тесно связано с развитием коры больших полушарий головного мозга, играющей ведущую роль в механизме образования и торможения условных рефлексов. Условнорефлекторное возбуждение возникает, когда любой индифферентный условный раздражитель повторно поддерживается безусловным (см. Безусловные рефлексы, Условные рефлексы). Наряду с условнорефлекторным возбуждением центральной нервной системы идут процессы условнорефлекторного торможения (см. Торможение).Существует два типа торможения: внешнее (безусловное) и внутреннее (условное).
Взаимодействие процессов условнорефлекторного возбуждения и внутреннего торможения позволяет животному и человеку ориентироваться в самых сложных ситуациях. Это достигается также постоянством синтетической активности коры головного мозга. Если человек каждый день совершает примерно равные и последовательные временные шаги, разные стимулы, которые являются условными относительно выполнения действия, создают стереотип их выполнения.Системные возбуждения, приводящие к лаю больших полушарий и приводящие к определенной последовательности совершаемых поведенческих актов, называют динамическим стереотипом. Резкое нарушение динамического стереотипа, сложившегося на протяжении всей жизни человека, может быть причиной развития различных заболеваний (например, неврозов).
Высшая нервная деятельность у некоторых видов животных и людей имеет индивидуальные особенности, которые отличаются скоростью и силой образования условных рефлексов, интенсивностью внутреннего и внешнего торможения, скоростью облучения и концентрацией нервных процессов.Сочетание этих характеристик определяет тип высшей нервной деятельности. Экспериментальными исследованиями были установлены четыре основных типа высшей нервной деятельности у собак, которые по важнейшим параметрам (сила, подвижность и сбалансированность процессов возбуждения и торможения) совпадают с четырьмя темпераментами людей. Тип сильный, неуравновешенный, с преобладанием процессов возбуждения совпадает с холерическим темпераментом; тип крепкий, уравновешенный, малоподвижный — с флегматичным темпераментом; тип сильный, уравновешенный, гибкий — сангвинический темперамент; тип слабый, быстролей, малоподвижный — с меланхоличным темпераментом.Людей с чистым типом высшей нервной деятельности не бывает, каждый может выявить преимущество того типа, который разделяет его поведение.
Основные закономерности высшей нервной деятельности характерны для животных и человека, для которых любые раздражители внешнего мира могут служить сигнальной условно-рефлекторной реакцией. Анализ и синтез этих сигналов в центральной нервной системе являются первой сигнальной системой. У человека, в отличие от животных, наряду с первой существует вторая сигнальная система, связанная с ней.Слово, обозначающее человека, — это не только звук, но и значимый сигнал. Развитие словесной тревоги сделало возможным обобщение человеком многих окружающих явлений. Умение обобщать резко поднимает сознание человека над уровнем примитивной психики животного.
Первая и вторая сигнальные системы человека неотделимы друг от друга. Только ребенок будет усвоен ею, а взрослый в случае патологии может отделить первую сигнальную систему.Особенности взаимодействия двух сигнальных систем позволяют раскрыть основы отражения действительности в сознании человека. Законы высшей нервной деятельности позволяют физиологически объяснить многие явления психики человека.

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИЕ КОРРЕЛАТЫ СКОРОСТИ (ВРЕМЕНИ) ЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ВЫСШИМИ ЧАСТЯМИ МОЗГА У ЧЕЛОВЕКА С РАЗЛИЧНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ АКТИВНОСТИ

Лизогуб, В.С., Кожемяко Т.В., Юхименко Л.И., Хоменко С.Н. (2015). Мозговые механизмы функциональной организации сложных слухомоторных реакций. «Educatio» (Международный научный институт «Educatio»). Новосибирск. Биологические науки, IX (16), 132–136.

Макаренко, М.В., Лизогуб, В.С. (2007). Швыдкисть центральной обробки информации у людей з ризными властями основных нервных процессов. Физиологический журнал, 53 (4), 87–92.

Филимонова Н., Куценко, Т., Макарчук, М., Попова, О. (2007). Вариабельность швыдкости центральной обробки информации у дитей молодого дошкольного вику. Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, 89–93.

Макаренко М.В., Лизогуб В.С. (2011). Онтогенез психофизиологических функций людей. Черкаси: Вертикаль, 256.

Макаренко, М. В. (2009). Швыдкистъ переробки информации — як крытерий власти функциональной рухливости нервных процессов.Вестник Национальной академии обороны Украины. Киев, 2 (10), 94–101.

Болдырева Г. Н., Жаворонкова Н. А., Шарова Е. В., Буклина С. Б. и др. al (2009). fMRT-JeJeG-исследование реакции мозга здорового человека на функциональные нагрузки. Физиология человека, 35 (3), 20–30.

Шеповальников А. Н. (2007). Анализ пространственно-временной организации JeJeG — путь к познанию нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга.Журнал высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова, 57 (6), 663–672.

Иваницкий, А. М. (1997). Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний. Журнал высшей нервной деятельности, 47 (2), 209–216.

Зенков, Л. Р. (2013). Функциональная диагностика нервных болезней. Москва: Медицина, 488.

Макаренко М.В., Лизогуб В.С., Галка М.С., Юхименко Л.И., Хоменко С.М.(2010). Пат. 96496 МПК: А 61V5 / 16. Спосиб психофизиологической оценки функционального станции слухового анализатора, а 2010 02225; заявл. 01.03.2010; опубл. 10.11.2011, бул. № 21.

Макаренко М.В., Лизогуб В.С., Юхименко Л.И., Хоменко С.М. (2013). Пат. 106028 МПК: А 61В5 / 16. Спосиб обозначення швыдкости центральной ‘обробки информации’ вышымы виддиламы нервной системы, а 2013 12529; заявл. 25.10.2013; опубл. 10.07.2014, бул. № 13.

Симонов, П.В. (1998). Лекции о работе головного мозга. Москва: ИП РАН, 95.

Эдельман, Г. М. (1989). Запоминающийся подарок. Биологическая теория сознания. Нью-Йорк: книги по основам, 346.

Бушман, Т. Дж., Миллер, Э. К. (2007). Контроль внимания сверху вниз и снизу вверх в префронтальной и задней теменной коре. Наука, 315 (5820), 1860–1862. DOI: 10.1126 / science.1138071

Бехтерева Н.П., Нагорнова Ж. В.(2007). Динамика когерентности JeJeG при выполнении заданий на невербальную (образную) креативность. Физиология человека, 33 (5), 5–13.

Мачинская, Р. И. (2012). Сравнительное электрофизиологическое исследование регуляторных компонентов рабочей памяти у взрослых и детей 7–8 лет. Анализ когерентности ритмов JeJeG. Физиология человека, 38 (1), 5–19.

Murik, S. Je. (2008). Свойства нервной системы и темперамент. Иркутск: ИГУ, 188.

Лизогуб В. С., Юхименко Л. И., Хоменко С. М. (2011). ЭЭГ-анализ переробки слуховой информации у людей с ризным ривнем функциональной обработки нервных процессов. Вестник Черкасского университета. Серия «Биологические науки», 204, 94–99.

Тебенова, К. С. (2009). Изучение биоэлектрической активности мозга операторов телефонных станций. Современные проблемы науки и образования, 4, 138–141.

Харченко, Д.М. (2011). Психологични та психофизиологични особенности осиб из психосоматические розладамы. Киев: КИП, 41.

Возрастные изменения нервной системы: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

Мозг и нервная система — это центральный центр управления вашим телом. Они контролируют ваше тело:

  • Движения
  • Чувства
  • Мысли и воспоминания

Они также помогают контролировать такие органы, как сердце и кишечник.

Нервы — это пути, по которым передаются сигналы к мозгу и остальному телу.Спинной мозг — это пучок нервов, идущий от головного мозга к центру спины. Нервы проходят от спинного мозга ко всем частям вашего тела.

ИЗМЕНЕНИЯ СТАРЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

С возрастом ваш мозг и нервная система претерпевают естественные изменения. Ваш головной и спинной мозг теряет нервные клетки и вес (атрофируется). Нервные клетки могут начать передавать сообщения медленнее, чем раньше. Отходы или другие химические вещества, такие как бета-амилоид, могут накапливаться в тканях мозга при разрушении нервных клеток.Это может вызвать аномальные изменения в головном мозге, которые называются бляшками и клубками. Жирный коричневый пигмент (липофусцин) также может накапливаться в нервной ткани.

Нервный нерв может повлиять на ваши чувства. Возможно, у вас снижены или потеряны рефлексы или чувствительность. Это приводит к проблемам с передвижением и безопасностью.

Замедление мышления, памяти и мышления — нормальная часть старения. Эти изменения не у всех одинаковы. У некоторых людей происходит множество изменений в нервной системе и мозговой ткани. Остальные мало изменений.Эти изменения не всегда связаны с влиянием на вашу способность мыслить.

ПРОБЛЕМЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Деменция и серьезная потеря памяти не являются нормальной частью старения. Они могут быть вызваны заболеваниями головного мозга, такими как болезнь Альцгеймера, которая, по мнению врачей, связана с образованием бляшек и клубков в мозгу.

Делирий — это внезапное замешательство, которое приводит к изменению мышления и поведения. Часто это происходит из-за болезней, не связанных с мозгом.Инфекция может вызвать у пожилого человека сильное замешательство. Некоторые лекарства также могут вызывать это.

Проблемы с мышлением и поведением также могут быть вызваны плохо контролируемым диабетом. Повышающийся или понижающийся уровень сахара в крови может мешать мыслить.

Поговорите со своим врачом, если у вас есть какие-либо изменения:

  • Память
  • Мысль
  • Способность выполнять задачу

Немедленно обратитесь за медицинской помощью, если эти симптомы возникают внезапно или наряду с другими симптомами.Изменение мышления, памяти или поведения важно, если оно отличается от ваших обычных моделей поведения или влияет на ваш образ жизни.

ПРОФИЛАКТИКА

Умственные и физические упражнения помогут вашему мозгу оставаться в тонусе. К умственным упражнениям относятся:

  • Чтение
  • разгадывать кроссворды
  • Разговор, стимулирующий

Физические упражнения улучшают приток крови к мозгу. Это также помогает уменьшить потерю клеток мозга.

ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

По мере взросления у вас будут и другие изменения, в том числе:

ВНД есть… Виды высшей нервной деятельности

Все организмы рождаются с врожденными реакциями, которые помогают им выжить. Безусловные рефлексы различаются по своему постоянству, на один и тот же раздражитель может наблюдаться один и тот же ответ.

Но окружающий мир постоянно меняется, и организм вынужден приспосабливаться к новым условиям, и здесь только врожденные рефлексы не справляются. К работе привлекаются высшие отделы головного мозга, которые обеспечивают нормальное существование и адаптацию к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Высшая нервная деятельность

ВНД — это работа всех подкорковых образований и коры полушарий головного мозга. Это довольно широкое понятие, которое включает:

  • Умственная деятельность.
  • Особенности поведения.

У каждого человека свое неповторимое поведение, взгляды и убеждения, привычки, которые формируются на протяжении всей его жизни. В основе всех этих особенностей лежит система условных рефлексов, они формируются под влиянием окружающей среды и наследственных особенностей нервной системы.

Долгое время работал над ПНВ Павлова, разработал объективную методику изучения работы высших отделов нервной системы. Также во время учебы он изучил механизмы, лежащие в основе работы высших структур нервной системы, и экспериментально доказал, что это условные рефлексы.

Свойства IRR

Основные особенности нервной системы передаются человеку по наследству. Свойства ВНД включают:

  1. Сила нервных процессов.
  2. Равновесие.
  3. Мобильность.

Наиболее важным является первое свойство, оно характеризуется способностью нервной системы противостоять длительному воздействию стимулирующих факторов.

Можно привести пример: в самолетах громкий шум во время полета, для взрослого это не сильный раздражитель, а у детей, у которых еще слабые нервные процессы, может вызвать трансцендентное торможение.

Всех людей можно отнести к двум категориям: у первых сильная нервная система, у вторых — слабая.У людей с сильным типом нервная система может быть уравновешенной и неуравновешенной.

Равновесие характеризуется высокой скоростью выработки условных рефлексов.

Это свойство, как и подвижность, зависит от того, насколько быстро сменяются процессы торможения и возбуждения. Люди, легко переключающиеся с одного вида деятельности на другой, обладают подвижной нервной системой.

Типы ВСД

Психические процессы и поведенческие реакции у каждого человека имеют свои индивидуальные особенности.Сочетание силы, мобильности и уравновешенности определяет тип ВНД. Их различают несколько:

  1. Сильный, маневренный и уравновешенный.
  2. Сильный и неуравновешенный.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный.
  4. Слабый тип.

GNI — это также функции, связанные с речью, поэтому человек идентифицируется с типами, которые уникальны для него, и они связаны с взаимодействием первой и второй сигнальных систем:

  1. Задумчивый.На первый план выходит вторая сигнальная система. У таких людей хорошо развито абстрактное мышление.
  2. Художественный тип. Отчетливо проявляется первая сигнальная система.
  3. Среднее. Обе системы сбалансированы.

Физиология ВНД такова, что наследственные особенности протекания психических процессов могут претерпевать изменения под влиянием воспитания, это связано с тем, что есть такое качество, как пластичность.

Sanguine

Еще Гиппократ разделил людей на разные категории, имеющие свой темперамент.Характеристики ВНД как раз определяют принадлежность людей к тому или иному типу.

Для сангвиников характерна сильная нервная система с двигательными процессами. Все рефлексы у этих людей формируются быстро, речь громкая и четкая. Говорят таких людей выразительно, с использованием жестов, но без лишних мимик.

Гашение и восстановление условных связей происходит легко и быстро. Если у ребенка такой темперамент, значит, у него хорошие способности, хорошо поддается воспитанию.

Холерик

У таких людей процессы возбуждения преобладают над торможением. Условные рефлексы вырабатываются очень легко, а их торможение, наоборот, происходит с трудом. Холерики всегда подвижны, не могут долго концентрироваться на чем-то одном.

ВНД — это поведение, и у людей с таким темпераментом оно часто требует серьезной коррекции, особенно у детей. В детстве холерики могут вести себя агрессивно и вызывающе, это связано с высокой возбудимостью и слабым торможением нервных процессов.

Флегматик

ВНД человека с сильной и уравновешенной нервной системой, но медленным переключением между психическими процессами, относят к флегматическому темпераменту.

Рефлексы формируются, но гораздо медленнее. Такие люди говорят медленно, речь размеренная и спокойная, без мимики и жестов. ВНД ребенка с таким темпераментом имеет такие характеристики, которые делают таких детей трудолюбивыми, дисциплинированными. Все задачи они выполняют добросовестно, но медленно.

Родителям и учителям очень важно знать эту особенность и учитывать ее во время уроков и общения.

Меланхолик

Типы ВНД различаются по своим свойствам и особенностям функционирования нервной системы. Если он слабый, то можно говорить о меланхолическом темпераменте.

Такие люди с большим трудом переносят действие сильных раздражителей, у них начинается обратное торможение в ответ. Меланхоликам очень сложно привыкнуть к новому коллективу, особенно детям.Все рефлексы формируются медленно, после многократного сочетания с безусловным раздражителем.

Движение, речь таких людей медленные, размеренные. Как правило, лишних движений не совершают. Если посмотреть на ребенка с таким темпераментом, то можно сказать, что он постоянно чего-то боится, никогда не может постоять за себя.

Отличительные особенности высшей нервной деятельности человека

Физиология ВНД такова, что при любом темпераменте в человеке возможно развитие и воспитание всех тех качеств и свойств личности, которые просто необходимы в обществе.

В каждом темпераменте можно отметить как свои положительные качества, так и отрицательные. Очень важно в процессе обучения не порождать нежелательные свойства личности.

Для человека характерно наличие второй сигнальной системы, а это значительно усложняет его поведение и мыслительные процессы.

Возможности также могут включать:

  1. ВНД — это условнорефлекторная деятельность, приобретаемая в течение жизни. По сравнению с животными он намного богаче и разнообразнее.Это связано с тем, что образуется большое количество временных связей, а между ними сложные отношения.
  2. Высокая степень развития рациональной деятельности, проявляющейся в форме мышления.
  3. Осведомленность о внутренних процессах жизни.
  4. Люди с ВНД имеют социальную природу. Любой стимул социально преломлен, поэтому вся адаптивная деятельность имеет сложные формы.
  5. Наличие речи у людей дает им возможность мыслить абстрактно, а это накладывает свой отпечаток на поведение и деятельность человека.

Разновидности ВНД человека имеют большое практическое значение, их можно охарактеризовать следующим образом:

  • Уже научно доказано, что большинство заболеваний ЦНС напрямую связаны с особенностями течения нервных процессов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *