Высшие чувства в психологии: 11.5. Высшие эмоции (чувства) человека

§ 3. Виды чувств

Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлет¬ворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.). К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками. Содержание высших чувств советского человека определяется задачами построения коммунизма, диалектико-материалистическим мировоззрением и моральным кодексом строителя коммунизма.
Моральные чувства — это чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чув¬ство коллективизма и т.

п.
В основе чувства долга лежит осознание человеком общест¬венных интересов своего народа и своих обязательств по отноше¬нию к нему. Однако это не холодное, рассудочное знание своих обязанностей перед народом, а глубокое переживание обязанно¬стей. Если человек радуется успехам своего народа, коллектива так же искренне, как и собственным успехам, рассматривает уда¬чи своего коллектива, как собственные удачи, тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство.
Пример проявления чувства долга — подвиги тысяч советских людей во время Великой Отечественной войны, героев-молодо¬гвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Чув¬ство долга проявляется и в самоотверженной работе наших космонавтов, строителей Байкало-Амурской магистрали.
Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству боль¬ной матери, жертвуя игрой с товарищами.

Труд советского человека вызывает особую радость труда, связанную с сознанием его общественного значения, с сознанием того, что твой труд служит делу строительства коммунизма. Человек переживает чувство удовлетворения от самого процесса труда и при успешном его завершении, чувство огорчения при неуспехе, скуку — при отсутствии деятельности.
Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исхо¬дя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести: «Моя совесть спокойна, так как я поступил правильно». Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.
Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познаватель¬ной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интел¬лектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности.
Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения.
Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивлять¬ся — очень важное качество, стимул познавательной деятель¬ности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И. 21. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.
Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства, прежде всего чувство красоты, восхищение прекрас¬ным. Источник эстетических чувств — произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэ¬зия, а также произведения архитектуры и замечательные дости¬жения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания мы испытываем при созерцании природы.
Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности. О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступ¬кам, но и по ее эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. У принципиального человека и чувства устойчивы и принципиальны, будь то даже гнев или ненависть. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противо¬речивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У та¬кого человека эмоции и чувства возникают по случайным моти¬вам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.

Следует отметить также, что наряду с высокими моральными чувствами, отличающими советских людей, встречаются еще у нас и люди с мелкими, низменными чувствами, недостойными советского человека, как пережитки старой идеологии и морали — мелкой завистью к успехам и благополучию других людей, жад¬ностью, чувством собственности и стяжательства. Таким же злом является и эмоциональная тупость человека, его безразличие и равнодушие ко всему окружающему.
В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей различ¬ные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других — чувство беспомощности и досады, уныние, апатия.
Переживания человека могут быть как глубокими, так и повер¬хностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т. е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко пере¬живает лишь то, без чего он не может ни жить, нп существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчи¬вость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не под¬вержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя, может быть, и сильные, временны и преходящи.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Формирование высших чувств . Психология человека от рождения до смерти

Высшие чувства – эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.

В период дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства. Особыми переживаниями окрашено отношение детей к своим родителям: мать и отец кажутся им самыми чудесными людьми на свете. Они делают множество комплиментов своим родителям, хотят во всем на них походить. Главный повод для радости – это общение с родителями в совместной с ними деятельности.

Малышей радуют общие лыжные прогулки, походы в лес, за ягодами, за грибами, на рыбалку. Дети охотно рассказывают о том, как в семье прошел праздник.

Главная причина огорчений дошкольников – разлад в семье. Дети отвечают: больше всего меня огорчает, когда мама с папой ссорятся. Детей расстраивают ссоры со сверстниками, несправедливость по отношению к ним. Кроме того, в этот возрастной период дети переживают много и таких огорчений, которые очень быстро проходят: «Поссорился с Мишкой, а потом помирился» (Белкина В. Н., 1998).

В то же время у дошкольника может возникнуть и чувство ревности: ему показалось, что брат или сестра (а в детском саду – другой ребенок) пользуется большим вниманием со стороны взрослых. Дети пытаются подавлять в себе чувство ревности, но оно все равно проявляется (Венгер Л. А., Мухина В. С., 1973). Вот, например, появление в семье еще одного малыша очень часто вызывает терзания и ревность старшего ребенка. Это чувство может выражаться и очень острыми симптомами: разрушительными действиями, демонстративной потерей уже сформированных навыков самообслуживания (ребенок перестает одеваться сам, мочится в кровать), кашлем и кожными реакциями.

В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения. Эти чувства к семи годам приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности ребенка. У одних детей чувства гордости, самоуважения развиты сильно, они не допускают унижения ни со стороны взрослого, ни, тем более, со стороны сверстника. Другие постоянно находятся в чьем-либо подчинении, неспособны и не стремятся дать отпор обидчику. Чувства гордости и самоуважения являются одним из эмоциональных компонентов самооценки ребенка, во многом мотивируют его поведение.

Бывает, однако, и так, что эти чувства заслоняют от ребенка другого человека. Тогда появляется

себялюбие, эгоизм, то есть стремление сохранять за собой право быть уважаемым всеми, не имея при этом обязанностей по отношению к другим.

Важное место в развитии личности ребенка занимают эстетические чувства: чувства прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. В дошкольном возрасте подобные художественные впечатления значительно обогащаются.

Формирование эстетических чувств неразрывно связано с нравственным развитием ребенка. Это объясняется тем, что эстетические чувства могут возникать у малыша и в процессе его повседневного общения с окружающим миром.

«Я умею ездить на велосипеде!» Праксические чувства

Наиболее яркие из интеллектуальных чувств – чувства удивления и любознательности. Эти чувства возникают уже на пороге дошкольного детства и отражают отношение ребенка к новым фактам реальной действительности, которые каждодневно открываются перед ним. Чувство удивления, возникающее как естественная реакция на новизну, благодаря поддержке взрослого является началом любознательности ребенка (Субботский Е. В., 1991).

Благоприятные условия для возникновения разнообразных эмоций и развития чувств создает деятельность ребенка.

Особую группу эмоциональных переживаний, непосредственно связанных с деятельностью ребенка, составляют так называемые праксические чувства (чувства, вызванные деятельностью, ее успехом и неуспехом, трудностями в осуществлении и завершении).

Наблюдения А. Д. Кошелевой показали такую закономерность: успех в деятельности вызывает у ребенка яркие положительные переживания, но они могут не проявляться бурно, а неуспех у этого же малыша вызывает, наоборот, резкое проявление неудовлетворенности. Неприятные переживания, связанные с какой-либо деятельностью, могут сохраняться в памяти ребенка достаточно долго, тогда он начинает чувствовать неуверенность в своих силах, бояться нового задания. У некоторых под влиянием неудач возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности с элементами агрессивных реакций, адресующихся трудному действию, предметам (Кошелева А. Д., 1985).

Другие чувства – Психология

Ощущение и восприятие

OpenStaxCollege

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описывать основные функции химических органов чувств
  • Объясните основные функции соматосенсорной, ноцицептивной и термоцептивной сенсорных систем
  • Опишите основные функции вестибулярной, проприоцептивной и кинестетической сенсорных систем

На протяжении многих лет исследователи уделяли невероятное внимание зрению и слуху. Хотя многое еще предстоит узнать о том, как работают эти сенсорные системы, мы гораздо лучше понимаем их, чем другие наши сенсорные модальности. В этом разделе мы исследуем наши химические чувства (вкус и обоняние) и наши телесные ощущения (осязание, температуру, боль, равновесие и положение тела).

Вкус (вкус) и обоняние (обоняние) называются химическими чувствами, потому что оба имеют сенсорные рецепторы, которые реагируют на молекулы в пище, которую мы едим, или в воздухе, которым мы дышим. Между нашими химическими чувствами существует ярко выраженное взаимодействие. Например, когда мы описываем вкус данной пищи, мы на самом деле имеем в виду как вкусовые, так и обонятельные свойства пищи, действующие в сочетании.

Вкус (дегустация)

С начальной школы вы узнали, что существует четыре основных вкусовых группы: сладкий, соленый, кислый и горький. Однако исследования показывают, что у нас есть как минимум шесть вкусовых групп. Умами — наш пятый вкус. На самом деле умами — это японское слово, которое примерно переводится как «вкусный», и оно связано со вкусом глутамата натрия (Kinnamon & Vandenbeuch, 2009). Также появляется все больше экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что мы чувствуем вкус к содержанию жира в той или иной пище (Mizushige, Inoue, & Fushiki, 2007).

Молекулы пищи и напитков, которые мы потребляем, растворяются в нашей слюне и взаимодействуют со вкусовыми рецепторами на нашем языке, во рту и горле. Вкусовые сосочки образованы группами вкусовых рецепторных клеток с волосовидными отростками, которые впиваются в центральную пору вкусовой почки ([ссылка]). Жизненный цикл вкусовых рецепторов составляет от десяти дней до двух недель, поэтому даже уничтожение некоторых из них путем обжига языка не будет иметь долгосрочного эффекта; они просто отрастают обратно. Молекулы вкуса связываются с рецепторами на этом расширении и вызывают химические изменения в сенсорной клетке, что приводит к передаче нервных импульсов в мозг через разные нервы, в зависимости от того, где расположен рецептор. Информация о вкусе передается в продолговатый мозг, таламус и лимбическую систему, а также в вкусовую кору, которая спрятана под перекрытием между лобной и височной долями (Maffei, Haley, & Fontanini, 2012; Roper, 2013).

(a) Вкусовые луковицы состоят из ряда отдельных клеток вкусовых рецепторов, которые передают информацию нервам. (b) На этой микрофотографии показан крупный план поверхности языка. (кредит a: модификация работы Йонаса Тёле; кредит b: данные масштабной линейки Мэтта Рассела)


Запах (обоняние)

Обонятельные рецепторы расположены на слизистой оболочке в верхней части носа. Небольшие волосовидные отростки этих рецепторов служат местами для молекул запаха, растворенных в слизи, для взаимодействия с химическими рецепторами, расположенными на этих отростках ([ссылка]). Как только молекула запаха связывается с данным рецептором, химические изменения внутри клетки приводят к отправке сигналов в обонятельную луковицу: луковицеобразную структуру на кончике лобной доли, где начинаются обонятельные нервы. Из обонятельной луковицы информация отправляется в области лимбической системы и в первичную обонятельную кору, расположенную очень близко от вкусовой коры (Lodovichi & Belluscio, 2012; Spors et al., 2013).

Обонятельные рецепторы представляют собой волосовидные части, которые простираются от обонятельной луковицы до слизистой оболочки полости носа.


Чувствительность обонятельных систем у разных видов сильно различается. Мы часто думаем, что у собак обонятельная система намного лучше, чем у нас, и действительно, собаки могут делать некоторые замечательные вещи своим носом. Есть некоторые свидетельства того, что собаки могут «учуять» опасное падение уровня глюкозы в крови, а также раковые опухоли (Wells, 2010). Выдающиеся обонятельные способности собак могут быть связаны с увеличением количества функциональных генов обонятельных рецепторов (от 800 до 1200) по сравнению с менее чем 400, наблюдаемыми у людей и других приматов (Niimura & Nei, 2007).

Многие виды реагируют на химические сообщения, известные как феромоны, посылаемые другим человеком (Wysocki & Preti, 2004). Феромональная коммуникация часто включает предоставление информации о репродуктивном статусе потенциального партнера. Так, например, когда самка крысы готова к спариванию, она выделяет феромональные сигналы, привлекающие внимание находящихся рядом крыс-самцов. Активация феромонов на самом деле является важным компонентом сексуального поведения у самцов крыс (Furlow, 1996, 2012; Purvis & Haynes, 19).72; Сакс, 1997). Также было много исследований (и споров) о феромонах у людей (Comfort, 1971; Russell, 1976; Wolfgang-Kimball, 1992; Weller, 1998).

Ряд рецепторов распределен по всей коже, чтобы реагировать на различные стимулы, связанные с прикосновением ([ссылка]). Эти рецепторы включают тельца Мейснера, тельца Пачини, диски Меркеля и тельца Руффини. Тельца Мейснера реагируют на давление и колебания более низкой частоты, а тельца Пачини обнаруживают кратковременное давление и колебания более высокой частоты. Диски Меркеля реагируют на легкое давление, а тельца Руффини обнаруживают растяжение (Abraira & Ginty, 2013).

В коже расположено множество типов сенсорных рецепторов, каждый из которых настроен на определенные сенсорные раздражители.


Помимо рецепторов, расположенных в коже, имеется также ряд свободных нервных окончаний, выполняющих сенсорные функции. Эти нервные окончания реагируют на различные типы сенсорных стимулов и служат сенсорными рецепторами как для термоцепции (восприятие температуры), так и для ноцицепции (сигнал, указывающий на потенциальный вред и, возможно, боль) (Garland, 2012; Petho & Reeh, 2012; Спрей, 1986). Сенсорная информация, полученная от рецепторов и свободных нервных окончаний, проходит вверх по спинному мозгу и передается в области продолговатого мозга, таламуса и, в конечном счете, в соматосенсорную кору, расположенную в постцентральной извилине теменной доли.

Восприятие боли

Боль — неприятное ощущение, включающее как физические, так и психологические компоненты. Чувство боли довольно адаптивно, потому что оно заставляет нас осознать травму и мотивирует нас избавиться от причины этой травмы. Кроме того, боль снижает вероятность дополнительных травм, потому что мы бережнее относимся к травмированным частям тела.

Вообще говоря, боль можно рассматривать как невропатическую или воспалительную по своей природе. Боль, которая сигнализирует о некотором типе повреждения ткани, известна как воспалительная боль. В некоторых ситуациях боль возникает в результате повреждения нейронов периферической или центральной нервной системы. В результате болевые сигналы, посылаемые в мозг, преувеличиваются. Этот тип боли известен как нейропатическая боль. Несколько вариантов лечения для облегчения боли варьируются от релаксационной терапии до использования обезболивающих препаратов и глубокой стимуляции мозга. Наиболее эффективный вариант лечения для данного человека будет зависеть от ряда соображений, включая тяжесть и постоянство боли и любые медицинские/психологические состояния.

Некоторые люди рождаются без способности чувствовать боль. Это очень редкое генетическое заболевание известно как врожденная нечувствительность к боли (или врожденная анальгезия). В то время как люди с врожденной анальгезией могут обнаруживать разницу в температуре и давлении, они не могут испытывать боль. В результате они часто получают серьезные травмы. У маленьких детей серьезные травмы рта и языка, потому что они неоднократно кусали себя. Неудивительно, что люди, страдающие этим расстройством, имеют гораздо более короткую продолжительность жизни из-за травм и вторичных инфекций поврежденных участков (U.S. National Library of Medicine, 2013).

Вестибулярное чувство способствует нашей способности сохранять равновесие и осанку. Как показывает [ссылка], основные органы чувств (маточка, мешочек и три полукружных канала) этой системы расположены рядом с улиткой во внутреннем ухе. Вестибулярные органы заполнены жидкостью и имеют волосковые клетки, подобные тем, которые находятся в слуховой системе, которые реагируют на движение головы и гравитационные силы. Когда эти волосковые клетки стимулируются, они посылают сигналы в мозг через вестибулярный нерв. Хотя мы можем не осознавать сенсорную информацию нашей вестибулярной системы в нормальных условиях, ее важность становится очевидной, когда мы испытываем укачивание и/или головокружение, связанное с инфекциями внутреннего уха (Khan & Chang, 2013).

Основные органы чувств вестибулярной системы расположены рядом с улиткой во внутреннем ухе. К ним относятся маточка, мешочек и три полукружных канала (задний, верхний и горизонтальный).


Вестибулярная система не только поддерживает равновесие, но и собирает информацию, необходимую для управления движением и рефлексами, которые двигают различные части нашего тела, чтобы компенсировать изменения положения тела. Следовательно, и проприоцепция (восприятие положения тела), и кинестезия (восприятие движения тела в пространстве) взаимодействуют с информацией, поступающей от вестибулярной системы.

Эти сенсорные системы также собирают информацию от рецепторов, которые реагируют на растяжение и напряжение мышц, суставов, кожи и сухожилий (Lackner & DiZio, 2005; Proske, 2006; Proske & Gandevia, 2012). Проприоцептивная и кинестетическая информация поступает в мозг через позвоночник. Несколько областей коры в дополнение к мозжечку получают информацию и посылают информацию к органам чувств проприоцептивной и кинестетической систем.

Вкус (вкус) и обоняние (обоняние) — это химические чувства, которые используют рецепторы на языке и в носу, которые напрямую связываются с молекулами вкуса и запаха, чтобы передать информацию в мозг для обработки. Наша способность воспринимать прикосновение, температуру и боль опосредуется рядом рецепторов и свободных нервных окончаний, которые распределены по коже и различным тканям тела. Вестибулярное чувство помогает нам поддерживать чувство равновесия благодаря реакции волосковых клеток маточки, мешочка и полукружных каналов, которые реагируют на изменения положения головы и силы тяжести. Наши проприоцептивные и кинестетические системы предоставляют информацию о положении тела и движениях тела через рецепторы, которые обнаруживают растяжение и напряжение в мышцах, суставах, сухожилиях и коже тела.

Химические сообщения, которые часто передаются между двумя представителями одного вида, чтобы сообщить что-то о репродуктивном статусе, называются ________.

  1. гормоны
  2. феромоны
  3. Диски Меркель
  4. Тельца Мейснера

B

Какой вкус ассоциируется с глутаматом натрия?

  1. сладкий
  2. горький
  3. умами
  4. кислый

C

________ служат сенсорными рецепторами для температурных и болевых раздражителей.

  1. свободные нервные окончания
  2. тельца Пачини
  3. Тельца Руффини
  4. Тельца Мейснера

A

Что из следующего участвует в поддержании равновесия и осанки?

  1. слуховой нерв
  2. ноцицепторы
  3. обонятельная луковица
  4. вестибулярная система

Д

Многие люди испытывают тошноту во время путешествия в машине, самолете или лодке. Как вы могли бы объяснить это как функцию сенсорного взаимодействия?

Когда мы путешествуем на машине, мы часто получаем визуальную информацию, которая предполагает, что мы находимся в движении, в то время как наше вестибулярное восприятие указывает, что мы не движемся (при условии, что мы движемся с относительно постоянной скоростью). Обычно эти две сенсорные модальности дают конгруэнтную информацию, но несоответствие может привести к спутанности сознания и тошноте. Обратное будет верно при путешествии на самолете или лодке.

Если бы вы услышали, что кто-то сказал бы, что сделает все, чтобы не чувствовать боли, связанной со значительной травмой, что бы вы ответили, учитывая то, что вы только что прочитали?

Боль выполняет важные функции, необходимые для нашего выживания. Какими бы пагубными ни были болевые раздражители, опыт людей, страдающих врожденной нечувствительностью к боли, делает последствия отсутствия боли слишком очевидными.

Считаете ли вы, что женщины переживают боль иначе, чем мужчины? Как вы думаете, почему это так?

Исследования показали, что женщины и мужчины по-разному переносят боль и переносят ее: женщины лучше переносят боль, чем мужчины. Возможно, это связано с женским опытом родов и родов. Мужчины, как правило, стоически относятся к своей боли и не обращаются за помощью. Исследования также показывают, что гендерные различия в переносимости боли могут различаться в разных культурах.

Как упоминалось ранее, вкус пищи представляет собой взаимодействие как вкусовой, так и обонятельной информации. Подумайте о том, когда вы в последний раз были серьезно перегружены из-за простуды или гриппа. Какие изменения вы заметили во вкусах продуктов, которые вы ели за это время?

Глоссарий

врожденная нечувствительность к боли (врожденная анальгезия)
генетическое заболевание, приводящее к неспособности испытывать боль
воспалительная боль
сигнализируют о каком-либо повреждении ткани
кинестезия
восприятие движения тела в пространстве
Тельца Мейснера
Сенсорный датчик, реагирующий на давление и низкочастотные вибрации
Диск Меркеля
сенсорный рецептор, реагирующий на легкое прикосновение
нейропатическая боль
боль от повреждения нейронов периферической или центральной нервной системы
ноцицепция
сенсорный сигнал, указывающий на потенциальный вред и, возможно, на боль
обонятельная луковица
луковицеобразная структура на кончике лобной доли, где начинаются обонятельные нервы
обонятельный рецептор
сенсорная ячейка для обонятельной системы
Тельца Пачини
Сенсорный датчик, обнаруживающий кратковременное давление и высокочастотные вибрации
феромон
химическое сообщение, отправленное другим человеком
проприоцепция
восприятие положения тела
Тельца Руффини
Сенсорный датчик, определяющий растяжение
вкусовая почка
группа клеток вкусовых рецепторов с волосовидными отростками, выступающими в центральную пору вкусовой луковицы
термосепшн
восприятие температуры
умами
вкус глутамата натрия
вестибулярный аппарат
способствует нашей способности сохранять равновесие и осанку

Сколько органов чувств у человека? Гораздо больше пяти — это мышление, чувство

Магнитоцепция — это способность обнаруживать магнитные поля, и она наблюдается у многих животных, включая морских черепах и почтовых голубей. Это прекрасно подходит для навигации, потому что животное с таким чутьем всегда может сказать, в каком направлении находится магнитный север, если только кто-нибудь не придет с большим электромагнитом и не запутает проблему. Кстати, именно так ученые показали, что у морских черепах есть магнитоцепция.

Никто точно не знает, как достигается магнитоцепция, или даже используют ли разные животные один и тот же метод, но есть три основные теории:

  • Электромагнитная индукция , т. поля напряжение в проводнике меняется. В этом случае магнитное поле — это поле, созданное Землей, а то, что может проводить электричество, — это животное. Животное также должно чувствовать изменения в электрических полях, и мы знаем, что некоторые животные могут это делать. Настоящая проблема этой теории заключается в том, что находится вокруг животного. Воздух и пресная вода плохо проводят электричество, поэтому почтовые голуби точно не смогут использовать этот метод. Морская вода — это , хорошо проводящий электричество, но склонный много двигаться и обладающий собственными электрическими токами, которые нарушили бы способность животного ощущать магнитное поле Земли.

  • Химическая магнитоцепция , основанная на том, что молекулы в теле животного передают электроны туда и обратно с разной скоростью. Возможно, эти молекулы находятся в светочувствительных клетках глаз животных, но пока что единственные из них, которые, как было обнаружено, переключают электроны, делают это только в ответ на магнитные поля, намного более сильные, чем создаваемые Землей.

  • Магнетит , магнитный минерал, обнаруженный у многих животных, обладающих магнитоцепцией. Это кажется более правдоподобным, чем две другие теории, основанные на доказательствах, хотя и все еще довольно слабые.

Люди могут обнаруживать магнитные поля с помощью химической магнитоцепции — в наших глазах есть белок, который чувствителен к ним, но неясно, действительно ли наши тела используют эту информацию, и, как я указал, раньше никто еще не нашел химическое вещество, способное улавливать магнитное поле Земли.

Итак… что, если мы попробуем технологические средства создания человеческого магниторецептора?

Я не имею в виду компас, хотя компасы прекрасны — они предназначены для проверки время от времени, а не для обеспечения постоянного потока информации о направлении, как это может сделать встроенное чувство магнитоцепции. Давайте поговорим о попытке сделать это.

Пояс feelSpace представляет собой петлю из вибрирующих панелей, которую можно носить на талии. Он опирается на ваше осязание, но не содержит той же информации, что и осязание (например, насколько сильно вы что-то нажимаете). Вместо этого тот, который находится ближе всего к магнитному северу, всегда вибрирует — вы почувствуете, как вибрирует тот, что в середине вашего живота, если вы смотрите на север, но если вы повернетесь лицом на юг, вибрация переместится вокруг вашей талии к маленькому вашей спины. Некоторые люди, носящие эти ремни в течение нескольких недель, начинают ощущать это как новое чувство, позволяющее им осознать свое относительное местоположение в большом пространстве, простирающемся далеко за пределы того, что они могли видеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *