ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Общая психиатрия››
Форма обратной связи
Вопрос по работе сайтаВопрос специалистуВопрос в администацию клиники
Адрес email
Имя
Текст сообщения
Тиганов А.С. (под. ред.) ‹‹Общая психиатрия››
Высшие психические функции в норме и при патологии
- Главная
- Библиотека
- Общая психиатрия
- Высшие психические функции в норме и при патологии
Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические функции. К ним относят мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы (процессы восприятия).
Высшие психические функции имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок. Они складываются прижизненно во взаимодействии ребенка со взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, «психологических орудий», среди которых особое место занимает речь. Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Например, при запоминании словесного ряда с помощью логических или образных ассоциаций человек вводит в память мышление или воображение. Таким образом, одна функция опосредует оптимальное осуществление другой; человек, по словам Л.С. Выготского, сотрудничает с самим собой. Диапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности. В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности.
Развитию высших психических функций свойственна определенная динамика» более новые и сложные функции надстраиваются над более ранними и простыми, «вбирая» их в себя. Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий. Этот аспект важно принимать во внимание при клинико-психологическом обследовании больного ребенка, поскольку патология высших психических функций проявляется на фоне их неполной сформированности. Кроме того, и при диагностике патологии у взрослых больных следует учитывать, что, если выполнение заданий осуществляется развернуто с применением наглядных способов решения, с участием проговаривания (т.е. наблюдается перенос умственных действий во внешний план), то это может указывать на дефицитарность, осознаваемую больным и преодолеваемую с помощью аутокомпенсации.
Высшие психические функции человека рассматриваются с позиции структурно-функционального подхода, в котором важным является анализ входящих в них звеньев (составляющих), с оценкой роли и места каждой из них в обеспечении психической деятельности. При этом следует отметить, что дифференцированные структурные составляющие высших психических функций обеспечиваются работой специфических (локальных) зон мозга, но различные функции имеют и общие звенья, пересекающиеся на уровне определенных мозговых структур. Примером является «сквозная» роль такой составляющей, как пространственный анализ и синтез. Так, переработка пространственных характеристик информации необходима для выполнения произвольных движении, понимания структуры многозначного числа и его разрядного строения, для выполнения счетных операций, зрительного восприятия, решения конструктивных задач, понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения в виде предлогов, падежных окончаний и т.п.
Таким образом, на пространственном анализе и синтезе «сходятся» такие высшие психические функции, как произвольные движения, мышление, речь, письмо, счет и перцептивные процессы. Вместе с тем известно, что эта составляющая психики связана с работой теменно-височно-затылочной области левого и правого полушарий мозга. Поражение этой зоны (например, при болезни Альцгеймера) приводит к развитию комплекса симптомов, отражающих нарушения названных психических функций, поскольку при этом становится дефицитарным общий для них фактор пространственной организации психических процессов. Другие составляющие психических процессов одновременно могут оставаться сохранными при условии нормального функционирования иных зон мозга. Таким образом, при обследовании больных становятся значимыми не столько сами симптомы нарушений психических функций, сколько психологическая квалификация симптомов, направленная на выявление патологического звена в целостном системном строении психики. В свою очередь установление этого звена позволяет сделать вывод об общей причине нарушений различных психических процессов, т.е. сделать заключение о механизмах образования клинико-психологических симптомов и их закономерном объединении в синдром.
Высшие ⚠️ психические функции: теория, чем характеризуются, признаки
Содержание:- Высшие психические функции
-
Что относится к ВПФ
- Восприятие
- Память
- Мышление
- Речь
- Признаки
-
Факторы, влияющие на развитие ВПФ
- Биологический
- Социальный
- Как происходит формирование ВПФ
- Основные свойства ВПФ
-
Примеры формирования высших психических функций
- Формирование высших психических функций у ребенка
Содержание
- Высшие психические функции
-
Что относится к ВПФ
- Восприятие
- Память
- Мышление
- Речь
- Признаки
-
Факторы, влияющие на развитие ВПФ
- Биологический
- Социальный
- Как происходит формирование ВПФ
- Основные свойства ВПФ
-
Примеры формирования высших психических функций
- Формирование высших психических функций у ребенка
Высшие психические функции
Высшие психические функции — это особые психологические системы, сформированные по принципу многослойности. Внутри такой системы находится ядро, являющееся старым образованием. Его обволакивает следующий слой в виде нового образования, который в свою очередь находится внутри более нового образования. При этом внутренние слои подчиняются внешним.
Понятие высших психических функций (ВПФ) в русскоязычную психологию было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским. Они описывают сложные психические процессы, свойственные только человеку.
Особенности высших психических функций:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- Формируются при жизни человека под влиянием социальной среды, культуры и по происхождению являются социальными.
- Способ осуществления функций — произвольный, связан с мыслительной деятельностью человека, способного ими управлять.
- По своему психологическому строению эти процессы являются опосредствованными, возникшими из натуральных психических функций с помощью специальных средств — культурных знаков (в первую очередь речи) и других психологических орудий.
Что относится к ВПФ
В научном мире общепринято относят к высшим психическим функциям:
- восприятие;
- память;
- мышление;
- речь.
Остальные виды психических функций (такие как внимание, воля, социальные эмоции, внутренние мотивация и чувства) остаются под вопросом в силу своей неоднозначности.
Восприятие
Окружающая действительность, воздействуя на органы чувств человека, отпечатывается в его сознании. Эта особенность человеческого мозга называется восприятием. Не секрет, что каждый человек по своему воспринимает окружающий мир и на основе своих впечатлений рисует собственную картину бытия.
Восприятие может быть непреднамеренным, когда внешний фактор является раздражающим и невольно вызывает к себе интерес.
Преднамеренное же восприятие обусловлено поставленной индивидом перед собой задачей изучить какой-то предмет или явление, получить о нем определенные знания.
Память
Память выполняет поочередно три функции: запоминание, хранение и извлечение информации.
Запоминание является следствием восприятия, и точно так же может быть непроизвольным и произвольным. Восприятие оставляет отпечатки в коре головного мозга и формирует представление о том или ином событии, явлении, предмете.
Полученные сведения попадают на хранение в определенную ячейку памяти, которая может быть как кратковременной, так и долговременной.
В подходящий момент, когда это необходимо, данные извлекаются из своих ячеек, происходит процесс узнавания либо воспроизведения.
В процессе запоминания формируются устойчивые связи между образами предметов или явлений. Помимо этого память устанавливает связь между прошлым, настоящим и подготовительным состояниями психики, обеспечивая непрерывность и взаимосвязанность жизненного опыта. Этот процесс способствует осознанию человеком своей индивидуальности и формированию личности.
Мышление
Мышление в качестве высшей психической функции является познавательным процессом, происходящим на основе сбора, анализа, сопоставления фактов окружающего мира. Это своего рода обобщенное и опосредованное отражение действительности человеческим мозгом.
Мышление помогает индивиду постичь внешнюю и внутреннюю сущность и содержание предметов, явлений, событий.
Речь
Речь является уникальной психической функцией, свойственной только человеку, главным орудием в социализации личности, незаменимым средством общения.
Именно речь, в том числе письменная, обеспечивает поступление и хранение в памяти основного количества информации. С помощью речи можно передать мысли, чувства, абстрактные понятия, сохранить исторические факты и события.
Благодаря речи человек способен усваивать опыт других людей и обогащать им свое сознание. В определенных ситуациях передача знаний через речь гораздо эффективнее неречевых процессов познания (наблюдения, восприятия, воображения, мышления).
Признаки
К признакам ВПФ принято относить следующие характеристики:
- Социальность. Высшие психические функции способны возникнуть и развиваться только в процессе интериоризации, когда человек в результате внешнего социального взаимодействия с другими субъектами усваивает социальные формы поведения и переносит их во внутренний план, тем самым формируя внутреннюю структуру психики.
- Опосредованность. ВПФ работают благодаря развитию способности индивида распознавать и воспроизводить символы и знаки. Такие средства как слова, образы, числа, иероглифы помогают постигнуть смысл сущности предметов и явлений на абстрактном и конкретном уровнях, связать их воедино.
- Произвольный характер. Высшие психические функции — произвольные по способу саморегуляции. Это значит, что индивид может осознавать их, регулировать и управлять ими самостоятельно, ставя перед собой задачи и цели. Человек осуществляет деятельность целенаправленно, основываясь на анализе предыдущего опыта и корректируя в нужную сторону свои действия и поведение.
- Системность. ВПФ являются иерархической системой — одни ее части подчиняются другим. При этом она представляет собой динамичное образование. На протяжении всей жизни каждого индивида меняются как ее части, так и взаимоотношения между ними. Все вышеприведенные характеристики (социальность, опосредованность, произвольный характер) являются качествами этой системы.
Факторы, влияющие на развитие ВПФ
Высшие психические функции формируются по совершенно отличному от органического развития пути. Поэтому совершенствование психики человека состоит не в органическом ее развитии, а в функциональном.
Можно выделить два фактора, влияющих на развитие ВПФ: биологический и социальный.
Биологический
Одним из условий процесса культурного развития является физиологическая способность человеческого мозга развиваться, то есть обладать определенной пластичностью. Эта особенность обеспечивает биологическую составляющую развития человеческой психики. Но одного этого условия недостаточно, потому что сам процесс провоцируется внешними воздействиями.
Социальный
Эти внешние воздействия обусловлены наличием особой культурной среды, находясь в которой, человек способен усваивать определенные психические приемы.
Вначале любая из высших психических функций проявляется как интерпсихологический процесс в виде взаимодействия между собой двух или более индивидов. Этот процесс завязан на сенсорных и моторных функциях, воспроизводимых во время деятельности субъектов. В дальнейшем средства взаимодействия переходят из внешних во внутренние, и сам процесс также превращается в интрапсихический (то есть внутренний). Внешние действия преобразуются в умственные, производимые автоматически.
Как происходит формирование ВПФ
Особенностями формирования ВПФ являются два последовательных процесса:
- Интерпсихологический — как форма взаимодействия индивидов между собой.
- Интрапсихический — как внутренний процесс, происходящий в коре головного мозга отдельного индивида.
Таким образом, при постепенном формировании этих функций осуществляется интериоризация — преобразование внешних средств во внутренние. Вначале осуществляется предметная деятельность, основанная на простейших сенсорных и моторных процессах. Затем, по мере накопления опыта, происходит переход от элементарных внешних психических процессов к автоматизированным умственным действиям.
Высшие психические функции завязаны на физиологических особенностях структуры мозга человека. Психические функции имеют под собой физиологическую основу в виде способных к развитию и взаимной замене звеньев, образующих вместе функциональную систему. Каждое звено является частью структуры мозга и связано с ним определенным образом. Одно и то же звено может быть частью нескольких функциональных систем. А одна и та же система может участвовать в различных психических функциях.
В теории, если одно из звеньев будет повреждено, то произойдет нарушение нейронных связей между ними, что может привести к сбою в работе психических функций с проявлением нейропсихологического синдрома.
Функциональные системы имеют два вида организации: вертикальную и горизонтальную. В первом случае идет взаимодействие между коркой и подкоркой человеческого мозга, во втором — между корками. Каждая из высших функций образуется в результате работы всей системы мозга, а не какого-то определенного его центра.
Основные свойства ВПФ
Высшие психические функции по своему существу являются социальными. Они формируются исключительно как результат общения нескольких субъектов и разделяются между отдельными личностями. Отдельному индивиду они не нужны, он не сможет ими воспользоваться вне социума. Таким примером является речь.
По своему характеру эти функции опосредованы, то есть используют внешние средства — символы, знаки, интегрируя полученную с их помощью информацию во внутренний процесс, осуществляя интериоризацию. Такими средствами, как в устной, так и в письменной речи служат слова.
По процессу своего формирования функции являются произвольными, то есть зависящими от воли субъекта. Произвольность возникает как результат внутренней обработки, осмысления информации, полученной в процессе опосредованности.
Человек, стремясь прийти к определенному итогу, ставит перед собой задачи и, и принимая во внимание приобретенный опыт, вносит коррективы в свои действия. Таким образом он регулирует психические процессы.
Все высшие функции психики по своему строению являются системными. Их происхождение основывается на комплексе натуральных функций. Они не возникают по отдельности и вне зависимости друг от друга. Системные образования на основе ВПФ являются более сложными, на порядок выше, чем другие психические явления.
Примеры формирования высших психических функций
Л.С. Выготский в своих работах объясняет как формируются ВПФ на примере новорожденного. Младенец пытается произвести определенное действие с предметом, привлекающим его внимание, в результате у него непроизвольно получается указательный жест. Он не является осознанным, но если взрослые отреагируют на этот жест нужным образом и закрепят его своими действиями, то впоследствии ребенок может начать использовать его целенаправленно, когда хочет получить желаемый предмет.
Как работает интериоризация, можно увидеть на таком примере:
- 1 этап — взрослый использует речевые знаки, указывая ребенку, что надо сделать.
- 2 этап — ребенок усваивает эти знаки и с их помощью обращается к взрослому.
- 3 этап — ребенок обращается сам к себе, используя речевые знаки.
- 4 этап — ребенок переводит внешний процесс во внутренний, мыслительный.
Формирование высших психических функций у ребенка
Рассмотрим процесс формирования высших психических функций у ребенка. На первой, примитивной стадии, ребенок воспринимает знак как простой образ. Он может запомнить, как называется тот или иной символ, обозначающий букву или цифру, но пользоваться ими еще не умеет.
Затем наступает вторая стадия, неадекватного использования знака: ребенок пытается его применять, но скорее наугад, чем используя логическое мышление.
На третьей стадии происходит внешнее использование знака. Это может быть счет на пальцах или воспроизведение сложенных из печатных букв простейших звуковых конструкций. На этой стадии речь ребенка может быть адресована самому себе — он проговаривает вслух, что надо сделать.
Четвертая стадия характеризуется счетом в уме, чтением «про себя» и развитием логической памяти. Таким образом, на стадии «вращивания» происходит процесс перехода внешней операции внутрь сознания. Здесь же мы наблюдаем, как речь из функции передачи информации трансформируется в интеллектуальную, мыслительную.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 4)
Высшие психические функции
12. Психика — это специфическое свойство высокоорганизованной материи -головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений существующего вне нас и независимо от нас материального мира. Будучи особым свойством высокоорганизованной материи психика прошла долгий путь развития от самых элементарных форм формирования ощущений до сознания человека. Ощущения и восприятия являются необходимым начальным этапом наших знаний о самом себе и о внешнем мире.
0щущение_- это процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств. Всякое ощущение имеет качество, силу, длительность. Качественные особенности тех или иных ощущений называются модальностью.
Являясь простейшей первоначальной формой отражения материального мира в нашем сознании, наши ощущения дают материал для более сложных форм отражения действительности в сознании человека — для восприятия, представления, для разных форм мысли. Поэтому ощущения являются источником всех знаний об окружающей нас действительности. Процесс возникновения ощущений представляет собой не что иное, как превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания. Этот процесс неразрывно связан с деятельностью ЦНС.
Все ощущения можно разделить на две группы.
1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений материального мира. К ним относятся: зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные и кожные.
2. Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и состояние внутренних органов. К ним относятся: двигательные ощущения, ощущения равновесия и др.
Восприятие, в основе которого лежат ощущения, представляет собой сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей организму отражение объективной реальности и ориентировки в окружающем мире. Восприятие — это активный процесс, характеризующийся направленностью и избирательностью, т. е. выделением из массы разнородных объектов внешнего мира именно тех, которые более всего необходимы именно в данный момент.
Ощущения и восприятия человека носят сознательный, осмысленный характер. Важную роль в этом играют мышление и речь.
Мышление представляет собой высшую форму отражения мира. Мышление позволяет получить знания о таких объектах, свойствах и сношениях реального мира которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление как высшая и качественно новая форма психической деятельности возникло на базе общественного развития, благодаря труду.
Мышление — процесс опосредованного обобщения отражения действительности с ее связями, отражениями и закономерностями. С помощью мышления познается содержание, значение и смысл воспринимаемого, а также внутренние, скрытые для непосредственного познания (ощущения и чувственного восприятия) особенности предметов и явлений. С помощью мышления человек может понять не только настоящее, но и будущее и прошедшее, строить гипотезы, обобщать и обеспечивать их проверку. Наиболее высокая форма обобщения — понятие, наивысшая форма мышления — понятийное мышление. В понятии отражено то, что не может непосредственно быть воспринято при помощи наших органов чувств, причем, понятие отражает в предмете лишь существенное.
Характерной, отличительной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, языком.
Язык — это средство выражения мысли и формы существования мысли. Человеческий язык представляет систему материальных средств: звуков, слов, форм слов и закономерных сочетаний слов в предложении. Язык теснейшим образом связан с мышлением, он регистрирует и закрепляет в словах и предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной деятельности человека и таким образом делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе. Без языка человеческая мысль не могла бы существовать и развиваться. Одной из важнейших специфических особенностей человеческого познания является речь, язык, который дает возможность создавать научные понятия, категории, формулировать законы науки и тем самым глубоко проникать в сущность явлений.
17. Речь. Восприятие (анализ и синтез) непосредственных конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и у человека. Вместе с тем, у человека в процесс? трудовой деятельности и социальной жизни развивается «чрезвычайная прибавка» так называемая сигнальная система, связанная со словесными сигналами, речью. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов -слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении или в письме). Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах.
Речь выполняет следующие функции: коммуникативную, понятийную и регуляторную.
Коммуникативная функция речи заключается в том, что речь рассматривается как средство общения. Эта сложная деятельность выступает в виде двух самостоятельных, но тесным образом связанных специфических форм. Одна из них предполагает участие субъекта, формулирующего речевое высказывание и выступает в форме экспресивной речи. Другая предусматривает наличие субъекта, воспринимающего речевое сообщение — импрессивная форма речи.
Понятийная функция речи заключается в том, что речь является орудием
понятийного, абстрактного мышления. С помощью речи осуществляется не только анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы.
Регуляторная функция речи выражается в осуществлении регуляции деятельности различных органов и систем организма с помощью слова. Словесные раздражители изменяют функцию внутренних органов, интенсивность обменных процессов, они также воздействуют на мышечную систему и на сенсорные системы. Слово, как физиологический активный фактор, оказывает влияние своим непосредственным содержанием. Действие слова определяется его смысловым значением. От раздражителей первой сигнальной системы слово отличается тем, что оно является многообъемлющим. Вовремя сказанное доброе слово может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Но словом можно и тяжело ранить человека. Это особенно важно в отношениях между больным и врачом. Неосторожно произнесенное слово в присутствии больного по поводу его заболевания может значительно ухудшить состояние больного и привести к так называемым «ятрогенным заболеваниям», т. е. к заболеваниям, которые возникают под влиянием слов и поведения врача.
ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Речь, связанная со словесным обозначением
объектов, может проявляться в трех формах: акустической, оптической и кинестезической.
Акустическая форма речи представлена в виде звуковых сигналов, восприятие которых происходит в результате дробления речевого потока на участки. Такое дробление обеспечивает восприятие фонем. Вместе с тем происходит и интеграция отдельных элементов в речевой поток. Акустическая форма речи является основой для осуществления коммуникативной функции речи.
Оптическая форма речи обеспечивает анализ и интеграцию отдельных речевых (буквенных) раздражений и реализует символическую функцию речи. При поражении зрительных отделов коры головного мозга нарушается не только возможность различения букв, но и часто нарушается символическая функция.
Кинестезическая форма речи проявляется в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, с помощью которых происходит реализация звукового выражения речи. Мышечное напряжение органов артикуляции даже при отсутствии звукового речевого выражения достаточно высокое. Физиологически это проявляется в работе речевых органов в процессе мышления.
Формирование второй сигнальной системы зависит от определенного уровня развития коры и, в частности, ее лобных отделов. Периферический речедвигательный аппарат играет вспомогательную роль. Это было показано на слепоглухонемых, у которых не было ни оптических, ни акустических связей, дающих возможность воспринимать произносимые или печатные слова. Тем не менее оказалось возможным формирование у этих людей второй сигнальной системы на базе кожных ощущений и двигательных реакций рук с последующим вовлечением речевых органов. Таким образом была создана возможность высокой степени интеллектуального развития слепоглухих людей.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ. Деятельность речевой или второй сигнальной системы обеспечивается функцией речедвигательного, речеслухового и речезрительного анализаторов и лобных отделов мозга. Речедвигательный анализатор воспринимает сигналы от языка, губ, гортани, диафрагмы и осуществляет построение речи и произношение слов. Тонкая регуляция речи связана с пусковой и регуляторной ролью коры, которая получает афферентные импульсы от рецепторов мышц, сухожилий и связок голосового аппарата и дыхательных мышц.
Кортикальное ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин — речедвигательный центр Брока. Возможность возникновения речедвигательного акта при безусловном раздражении (например, при боли) позволяет предположить наличие и субкортикальных центров, участвующих в регуляции речи, но подчиненных корковому контролю.
Восприятие речи происходит с помощью речедвигательного и речеслухового анализаторов. Центр речеслухового анализатора (центр Вернике) расположен в верхневисочной области левого полушария. Главным процессом, обеспечивающим понимание развернутой речи является декодирование поступающей словесной информации в виде аккустической или оптической форм. Для декодирования смысла речи необходим анализ наиболее существенных элементов ее содержания, особенно для расшифровки сложно построенной фразы и понимания ее общего смысла и подтекста.
Для декодирования речи, воспринимаемой в акустической форме, важнейшим условием является удержание в речевой памяти всех ее элементов, а в оптической форме — участие сложных поисковых движений глаз (в том числе многократных возвратов к пройденным участкам текста), особенно при чтении трудного для понимания текста. Процессы декодирования речи осуществляются височно-теменно-затылочными отделами левого полушария (у правшей). При поражении этих отделов коры происходит нарушение понимания логико-грамматических конструкций и счетных операций.
13. Внимание — это сосредоточенность и направленность психической деятельности на каком-то определенном объекте. С помощью внимания обеспечивается отбор необходимой информации. Различают непроизвольную и произвольную формы внимания. Непроизвольное внимание — это первичный врожденный процесс, который осуществляется с помощью наследственных нервных механизмов. Произвольное внимание выражается в целенаправленной мобилизации психической активности человека, производится на сознательно преднамеренно выбранный объект внимания. Произвольное внимание свойственно человеку и возникло в процессе трудовой деятельности. Характеристиками внимания являются: устойчивость, переключаемость, объем, выражающийся в количестве объектов, которые могут быть восприняты и
запечатлены человеком в относительно короткий период времени.
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ связаны с проявлениями ориентировочного рефлекса, с локальными процессами активации коры головного мозга, а также с эмоциональными состояниями и биологическими потребностями организма. В связи с тем, что различные стадии внимания от диффузионного до высококонцентрированного коррелируют с определенными, различными по уровню, состояниями бодрствования, можно предположить наличие некоторых общих нейрофизиологических механизмов внимания и бодрствования. Избирательное внимание возможно лишь при состоянии повышенного, но не чрезмерно высокого бодрствования, которое на ЭЭГ характеризуется высокочастотными десинхронизированными низкоамплитудными колебаниями с редким появлением групп синхронизированных альфа-волн. Диффузным формам внимания соответствуют состояния расслабленного бодрствования с четко выраженными на ЭЭГ синхронизированными альфа-ритмами. Рассеянное внимание, отвлекаемость, трудность сосредоточения часто возникают в состоянии сильного возбуждения, связанного с сильными эмоциями, при этом на ЭЭГ регистрируется десинхронизированная высокочастотная низкоамплитудная электрическая активность.
Большинство исследователей считает, что анатомическим субстратом регуляции различных состояний бодрствования, форм внимания и сознания является ретикулярная формация различных отделов ствола мозга, диффузная таламическая система с ее корковыми проекциями, субталамус и гипоталамус. Неспецифическая таламическая система рассматривается как фильтрующий механизм, обладающий способностью обострять и переключать внимание с одних раздражителей на другие.
Ассоциативные зоны коры являются центральным звеном в системе механизмов, регулирующих селективный отбор информации, собирательные формы восприятия, внимания и сознания.
С работой кортико-ретикулярных механизмов связывают в основном процессы произвольного внимания, которому в отличие от непроизвольного, предшествует подготовительная установка, соответствующая концентрации внимания. Оно представляет собой подготовительное состояние для специфической деятельности. Непроизвольное внимание может осуществляться на подкорковом уровне, произвольное внимание возникает при действии выработавшихся в процессе обучения условных стимулов и требует участия корково-ретикулярных механизмов. Выделяют особую форму произвольного внимания — интеллектуальное внимание, объектом которого являются мысли и воспоминания. Ведущая роль в осуществлении этого высшего вида внимания принадлежит фронтальным кортико-фугальным влияниям на различные области и центры мозга.
Физиологические механизмы, регулирующие разные формы внимания, функционируют как колебательная система, работающая по принципу градуальных изменении. В избирательном сенсорном внимании, а также в интеллектуальном внимании особое значение придается корковым фронтальным областям по-видимому, обеспечивающих и речевую регуляцию внимания.
14. Память — одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма. Память как единый процесс складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранения опыта и воспроизведения опыта.
ВИДЫ ПАМЯТИ. Различают память наследуемую (генетическую) и ненаследуемую (индивидуальную). Кроме того, выделяют и такие виды памяти, как образная (которая воспроизводит образ жизненно важного объекта), эмоциональную (когда аналогичная ситуация вызывает эмоции, характерные для происходивших ранее в_ ситуации событий, словесно-логическую (она обусловлена развитием речи и свойственна только человеку). По времени сохранения информации различают: непосредственный отпечаток сенсорной информации (сенсорная память), кратковременную и долговременную память.
Непосредственный отпечаток обеспечивает удержание следов в сенсорной памяти не более 500 мс. Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю. Этот вид памяти зависит от функционального состояния организма и обладает индивидуальными особенностями. Время сохранения образа внешнего мира неодинаково для различных органов чувств. Наиболее длительно сохраняются зрительные образы. Непосредственный отпечаток сенсорной информации невоспроизводим. Он является начальным этапом переработки поступивших сигналов. Количество информации, содержащейся в образе, «отпечатке», избыточно. В дальнейшем высший аппарат анализа информации определяет, вычленяет и интегрирует лишь существенную ее часть.
Кратковременная память формируется на базе непосредственного отпечатка сенсорной информации. Обеспечивает удержание ограниченной части поступающих сигналов из внешней среды, позволяет воспроизводить какую-то часть предъявляемого материала и тем самым некоторое время использовать определенное количество информации.
Долговременная память обеспечивает сохранение информации неограниченное время. В системе долговременной памяти, объем которой практически не ограничен, сохраняется огромное количество информации без ее искажения. Информация при необходимости может легко воспроизводиться.
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. Процесс эапечатления в ЦНС поступающей информации может быть двух видов: произвольным и непроизвольным. Произвольное запечатление оказывается более эффективным. Избыток зафиксированной информации не способствует успешной переработке и ее дальнейшему использованию. Для каждого индивида существует оптимальный объем информации, который может быть успешно переработан и освоен. Стимулы, имеющие большое биологическое и социальное значение, фиксируются значительно эффективнее независимо от их физической силы.
Сохранение следов является центральным звеном в системе памяти. В процессе накопления и хранения приобретенной информации в ЦНС происходит ее сложная переработка. Неоднократное повторение идентичных или подобных воздействий запечатлевается в памяти не по принципу простого наложения и закрепления, а путем .упорядочения и обогащения.
Воспроизведение заключается в извлечении (считывания) информации из систем или блоков памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит непреднамеренно и может иметь навязчивый характер. Произвольное воспроизведение, заключающееся в воспроизведении из долговременной памяти ранее приобретенной информации, имеет избирательный характер и представляет собой активный процесс, требующий включения внимания, а иногда и значительных умственных усилий.
Под забыванием понимают невозможность воспроизведения , неиспользование и неприменение в практической деятельности приобретенной информации, которая тем не менее при определенных обстоятельствах может воспроизводиться.
ФИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ. Существуют несколько теорий, рассматривающих физиологические механизмы кратковременной памяти. На основании морфологических данных, свидетельствующих о существовании замкнутых цепейнейронов была предложена теория реверберации импульсов по замкнутой системе нейронов. Согласно этой теории, субстратом, хранящим поступающую информацию, является так называемая нейронная ловушка, образующаяся из цепи нейронов, что обеспечивает длительную циркуляцию возбуждения по таким кольцевым связям. Если импульсация, подобная той, которая сформировала реверберационную цепочку, будет повторно поступать к тому же нейрону, то возникает закрепление следов этих процессов в памяти. Отсутствие повторной импульсации или приход тормозного импульса к одному из нейронов цепочки реверберации, приводит к прекращению реверберации, забыванию.
Электротоническая теория памяти основана на том, что кратковременная память может быть объяснена специфическими явлениями, развивающимися при прохождении нервных импульсов через синапсы и развитии в них электротонических потенциалов, которые регистрируются в течение нескольких минут и даже часов и способны облегчить прохождение имульсов через строго определенные синапсы. Сильное раздражение нейронов любого уровня ЦНС часто приводит к явлению посттетанической потенциации, которая выражается в нарастании возбудимости этого нейрона и развитии длительной импульсной активности после прекращения раздражения.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ. Этот вид памяти не может базироваться только на циркуляции импульсов или изменениях электрофизиологических характеристик отдельных нейронов. При различных воздействиях на организм (гипоксия, наркоз, охлаждение, сон) могут разрушаться кольцевые реверберационные связи и снижаться возбудимость нейронов. При этом огромное количество информации сохраняется в долговременной памяти в неизмененном виде.
Согласно анатоической теории запоминание и хранение информации осуществляется за счет образования новых терминальных волокон, изменения их формы, размеров, развития шипикового аппарата на дендритах нейронов, устанавливающих связи с другими нейронами.
Глиальная теория основывается на изменениях глиальных клеток, которые окружают нейроны. Глиальные клетки могут синтезировать особые вещества, облегчающие синаптическую передачу или повышающие возбудимость соответствующих нейронов.
Биохимическая теория развивает представление об активировании ферментативных процессов при образовании медиаторов или перестройке мембраны нейронов. Было обнаружено, что при активации нейрональных процессов в них происходит интенсификация белкового обмена. Исследованиями показано, что в хранении и воспроизведении следов информации необходимы специфические белки. Кроме того, показано, что торможение синтеза белка приводит к нарушению или прекращению консолидации следов в долговременной памяти. Уже можно с уверенностью сказать, что в механизмах долговременной памяти перестройка структур молекул ДНК и РНК в нейронах головного мозга играет первостепенную роль.
Мотивация.
Источником активности животного и человека являются потребности. Мотивы — это побуждения к действиям, связанные с удовлетворением определенных потребностей.
Мотивации делят на три основные группы:
биологические мотивации, которые свойственны человеку и животным;
социальные мотивации, свойственные частично человеку и частично животным;
духовные (идеальные), свойственные только человеку.
Основной причиной возникновения биологических мотиваций является отклонение основных констант внутренней среды организма, т.е. биологические мотивации формируются на основе биологических потребностей — голода, жажды, полового чувства и др. Так, например, формируется мотивация голода. При снижении в крови уровня питательных веществ, возбуждаются глюкорецепторы, информация от которых поступает в латеральные ядра гипоталамуса, в которых локализуется подкорковый центр голода. Эти ядра могут раздражаться и непосредственно «голодной кровью» (кровь, в которой снижено содержание питательных веществ). Возбуждение от ядер гипоталамуса передается в кору головного мозга — возникает субъективное чувство голода. Это мотивационное возбуждение постепенно захватывает все большие и большие участки коры, т.е. в активное состояние приходят большие территории мозга, что обеспечивает формирование деятельности организма на удовлетворение возникшей мотивации.
Социальные мотивации свойственны человеку и отчасти животным, у которых сложные виды деятельности связаны с системой мотиваций действий и поступков в социальной среде, сообществе. Эмоциональные проявления познавательных потребностей человека называются интересами, они характеризуются положительными эмоциональными состояниями и различаются по содержанию, цели, широте и устойчивости.
Духовные (идеальные) мотивации свойственны только человеку и связаны с потребностями, возникающими в интеллектуальной сфере: потребность творчества, просветительской деятельности и др.
48. Эмоции. Одним из проявлений ВНД являются эмоции. Они представляют собой реакции организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, на воздействия внешних и внутренних раздражителей. С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции — один из ведущих механизмов регуляции адаптивной и психической деятельности организма. Эмоциональные состояния реализуются в определенных поведенческих реакциях.
Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей.
Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функции. Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Приспособительная роль этого механизма заключается в немедленной реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски. Это приводит к быстрой мобилизации всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом полезного или вредного воздействия на организм служит данный раздражитель. Таким образом, воздействия, исходящие как из внешней среды, так и от самого организма, приводят к возникновению эмоциональных переживаний, дающих общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие.
Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потребностей, также на прекращение действия раздражителей, т. е. в реализации механизмов адаптации организма к непрерывно меняющимся условиям среды. Неудовлетворенные потребности организма обычно сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности, как правило, сопровождается приятным эмоциональным переживанием.
Возникновение положительных эмоций при удовлетворении потребности характеризует успех поиска для достижения цели, что ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности. С другой стороны, неоднократное удовлетворение тех или иных потребностей, сопровождающееся субъективно приятными эмоциональными переживаниями, приводит к тому, что в дальнейшем организм стимулируется к целенаправленной деятельности представлением о будущей положительной эмоции. Этот второй стимулирующий момент целенаправленного мотивационного поведения — результат общения, и поэтому приобретает особое значение в дальнейшем поведении человека и животного.
Эмоции делятся на положительные и отрицательные. Положительные эмоции определяют такое состояние организма, которое характеризуется активными усилиями животного и человека, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные эмоции проявляются в усилиях, направленных на устранение неблагоприятного состояния организма, вызванного неудовлетворением потребности или воздействием вредоносного фактора. Положительные и отрицательные эмоции играют существенную роль в приспособительном поведении.
Эмоции также делятся на низшие и высшие. Низшие эмоции более элементарны, связаны с органическими потребностями животных и человека и подразделяются на два вида:
* гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и носящие всегда отрицательный характер;
* инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.
Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллекуальных, моральных, эстетических и др. ). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
Различают эмоции стенические — вызывающие активную деятельность и астенические — снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.
НЕРВНЫЙ СУБСТРАТ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЭМОЦИЙ. Экспериментально было показано, что эмоции гнева и страха под влиянием таламических разрядов сопровождаются повышенным поступлением адреналина в кровь, что приводит к развитию симпатикотонии, играющей роль в подготовке организма к деятельности. Эта теория получила название таламической теории эмоций. В норме положительные эмоции умеренной интенсивности связаны преимущественно с парасимпатическими реакциями. Отрицательные эмоции — с симпатическими и включают в большой степени симпато-адреналовую и в меньшей ваго-инсулиновую системы. При сильном эмоциональном возбуждении нисходящие гипоталамические влияния не ограничиваются одним из отделов вегетативной нервной системы.
В соответствии с теорией И. Пейпеца возникновение эмоций обусловливается лимбической системой. Кортикальные эмоциональные процессы возникают в гиппокампе, оттуда импульсы идут в маммилярные тела, затем в передние ядра гипоталамуса и в поясную извилину (круг Пейпеца). Эмоциональная окраска психических процессов создается распространением этих импульсов на другие области коры. Рецептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи предоставляет собой механизм, организующий переживание и выражение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в «круг» через гипокамп, либо в результате возбуждения гипоталамуса , и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов. Лимбическую систему рассматривают как «висцеральный мозг». Считают, что именно здесь происходит интеграция воспринимаемой информации, получаемой от всех структур тела, в том числе от скелетной мускулатуры и внутренних органов, и формирование определенных эмоциональных состояний.
В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико -гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникновения эмоций.
Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, а также между различными областями самой новой коры, несомненно играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.
Эмоциональные состояния являются важной формой адаптационных состояний организма, и играют огромную роль в создании условий для более широкого и более совершенного приспособления животных и человека к окружающим условиям.
Механизм возникновения эмоций может быть рассмотрен с точки зрения биологической теории П. К. Анохина. Суть этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмоциями. Если параметры реально полученного результата не совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства — отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и к формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия.
Сознание — это высшая форма отражения действительности. С помощью сознания целенаправленно регулируются формы контакта человека с окружающим миром. Сознание представляет собой субъективные переживания действительности, протекающие на фоне существующего у индивида опыта, и сознаваемые ими как определенная субъективная реальность. Для сознания характерно отношение, которое. человек имеет ко всему, что его окружает.
Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт человека — есть процесс осознания действительности. Сознание личности означает не только осознание внешних объектов, но и осознание самого себя и своей психической деятельности. Следовательно, сознание личности немыслимо без самосознания. Самосознание следует понимать как сознание, имеющее специфические особенности, так как объект анализа — психические качества самой личности, как качества отражения личностью действительности, ее переживания, адекватность действий в окружающей действительности. Так же, как и сознание, формирование которого начинается у человека с чувственных форм — ощущений, восприятий, самосознание формируется через те же стадии развития.
Только на основе единства самосознания и осознания окружающей действительности может быть обеспечена высшая форма саморегуляции, присущая только человеческой личности.
Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства и волю. Каждое из этих психических явлений, обладающих своей качественной спецификой, существуют не как нечто самостоятельное, изолированное, а является лишь частью или стороной единого целого сознания.
Сознавая действительность, человек эмоционально переживает свое отношение к познанному, испытывает те или иные чувства, которые являются специфической, осознанной формой отражения реального мира. Эмоции, чувства — одна из сторон сознания. Но сущность сознания не сводится лишь к интеллектуальному отражению внешнего мира и эмоциональному переживанию отраженного. Сознание включает в себя регулирование человеческой деятельности, направленное на активное преобразование действительности. Обращенность сознания к практическим действиям составляет волю — одну из важнейших сторон сознания.
Психические процессы, познавательные и эмоционально-волевые всегда направлены на определенные предметы и явления. Внимание как объективная направленность психических процессов может рассматриваться как одна из сторон сознания.
Сознание становится объективным как для самого сознавающего индивида, так и для других людей через посредство речи. Благодаря речи как реальной форме выражения мысли, человек может выделить себя из всей остальной природы, абстрагироваться с помощью отвлеченного мышления, раскрыть законы природы и использовать их для практической деятельности. Сознание — главная характеристика человеческого индивида.
СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И ПОДСОЗНАНИЯ. Несмотря на то, что принципы целостной деятельности мозга к настоящему времени изучены недостаточно полно, имеющиеся физиологические факты позволяют выявить различия и общность нейрофизиологических процессов, обуславливающих возникновение сознательных и подсознательных проявлений высшей нервной деятельности человека.
Раздражитель, воздействуя на рецепторы, приводит к появлению афферентных сигналов, которые формируют в проекционных областях коры электрические ответы. Электрический ответ можно зарегистрировать у организма, находящегося в состоянии сна. Следовательно, его распространение осуществляется без участия сознания. После оценки мозгом поступившей информации, ответная реакция может протекать по-разному.
Во-первых, если поступивший сигнал не несет какой-либо существенной информации для организма, то формирующаяся на уровне подсознания программа сводится к торможению внешних ответных реакций на данный сигнал. В таком случае сигнал вызывает лишь первичный биоэлектрический ответ и вторичную биоэлектрическую активность без осознания сигнала и без каких-либо других реакций организма.
Во-вторых, если при первичной оценке сигнала (протекающей на уровне подсознания) обнаружено, что он по своему характеру требует шаблонного, хорошо заученного ответа, то возникает автоматизированная ответная реакция. Такой автоматизированный ответ организма не требует подключения сознания и осуществляется на уровне подсознания.
В-третьих, если первичная оценка сигнала (осуществленная до включения сознания) свидетельствует о том, что поступившая информация является важной для организма и что для ответной реакции на данный сигнал требуется включения деятельности всей ЦНС, то еще на уровне подсознания в коре большого мозга формируется команда, вызывающая через ретикулярную формацию общую активацию мозга. В деятельность включается вся ЦНС. Возникает «реакция пробуждения», которая проявляется десинхронизацией ЭЭГ. Лишь в этом случае сигнал осознается и ответная реакция на него протекает уже с участием сознания. Субъективно это представляется одним мгновением.
На уровне подсознания могут осуществляться любые условно-рефлектоные реакции, в том числе и возникающие с участием второй сигнальной системы, еще до включения сознания мозг способен анализировать любые, в том числе и словесные, сигналы. Это свидетельствует о том, что и сознательные и подсознательные проявления ВНД человека могут осуществляться одними и теми же структурами целого мозга, а не какого-нибудь его отдела.
Исходя из характера изменений биоэлектрической активности мозга разница между осознанными и неосознанными реакциями состоит в степени «глобальности» активации мозга, зависящей от количества вовлеченных в реакцию нейрональных структур. Если в реакцию вовлекается относительно небольшое количество нейронов коры и подкорки, то такие реакции протекают как подсознательные. Если в ответную реакцию вовлекается вся гигантская суперсистема нейронных ансамблей коры и подкорки, т. е. реакция протекает при глобальной активации всей ЦНС, то она осуществляется с участием сознания.
Подсознание оценивает любой приходящий в мозг сигнал не только во сне, но и при бодрствовании, являясь своеобразным первичным фильтром для всей поступающей в мозг информации. Следовательно, вся ВНД человека постоянно протекает на двух уровнях — подсознания и сознания, т. е. имеет двухчленную структуру.
Сознание может отключаться от привычных влияний окружающей обстановки, углубляться в исследование сущности явлений, оперировать абстрактными категориями, но связь организма и среды при этом не нарушается, она продолжает осуществляться на уровне подсознания. Нарушение непрерывной связи организма и среды могло бы привести к гибели организма. Но этого не происходит, т. к. подсознание даже после выключения сознания или переключения его на решение абстрактных проблем, всегда «на посту».
Между процессами, происходящими на уровне подсознания и процессами, обеспечивающими возникновение сознания, существует как бы «динамическое равновесие». Это равновесие может сдвигаться в ту или иную сторону в широких пределах при изменении функционального состояния мозга и окружающей обстановки. Если прекратить непрерывную деятельность подсознания по анализу и переработке поступающей в мозг информации, то и сама функция сознания станет невозможной.
На уровне подсознания протекает и условно-рефлекторная деятельность внутренних органов здорового человека. Привычные раздражители интерорецепторов внутренних органов вызывают сигналы, поступающие в кору большого мозга, где они анализируются на уровне подсознания. Эти сигналы могут стать основой выработки условных рефлексов, изменяющих поведение организма.
Таким образом, подсознание относится к сознанию, как часть к целому, оно представляет собой первую ступень, первое несамостоятельное звено всех реакций организма. Его деятельность направляется сознанием и подчинено сознанию, так как именно сознание представляет собой высший регулятор человеческого поведения.
Подсознательные реакции, как и все другие формы поведения в психической деятельности, подчинены законам причинно-следственных отношений. Такова природа интуиции, творческого озарения, предчувствий, в основе которых лежат прошлый опыт субъекта и воздействующие на него в настоящий момент влияния окружающей и внутренней сред.
Wertsch (1985) «Социальные истоки высших психических функций» — Группа чтения по культуре и познанию
В этой главе обсуждается подход Льва Выготского к процессам развития; исторические корни его творчества; и его влияние на современную психологию. В этом обзоре я хотел бы сосредоточиться на трех концепциях, которые Верч выделяет в своем обсуждении и которые, как мне кажется, имеют решающее значение для понимания взаимодействия культуры и познания: [1] интерпсихологическая предшествует интрапсихологической; [2] интернализация как трансформация; и [3] зона ближайшего развития. Хотя внимание Выготского было сосредоточено на очень специфической стадии развития детей, я думаю, что следующие три концепции важны для рассмотрения инкультурации как непрерывного процесса на протяжении всей жизни человека.
1. Интерпсихологические до интрапсихологических
Выготский утверждал, что некоторые человеческие когнитивные способности начинаются как то, что он называет интерпсихологическими, прежде чем они становятся интрапсихологическими. Под интерпсихологическим он подразумевает, что когнитивный процесс не принадлежит всецело индивидууму, а скорее имеет место в социальных взаимодействиях (обычно диадных) между экспертом и новичком. Выготский утверждает, что в траектории развития человека наши высшие когнитивные способности проявляются дважды: один раз как социальное взаимодействие с другими в культурной нише; а затем, когда человек овладевает этими когнитивными способностями, они интернализируются (см. ниже) и становятся интрапсихологическими, т.е. они могут быть развернуты агентом самостоятельно без присутствия эксперта по строительным лесам.
Интер-интра-ось Выготского — отличная основа для рассмотрения дебатов об инкультурированном и распределенном познании по ряду причин (см. также Menary 2007, ch7). Во-первых, , Верч перечисляет «логическую память», «произвольное внимание» и «мышление» как интерпсихологические свойства, которые можно «должным образом отнести как к группам, так и к индивидуумам» (1985, стр. 61). Я считаю эти архаичные термины разумным эквивалентом современных дискуссий о «распределенной памяти»; «совместное внимание» и/или «возможности»; и «рассуждения» — в частности, как эти когнитивные способности могут быть распределены по группам, а также как пути развития. Я думаю, что акцент на этом процессе обучения — или «инкультурации» (Menary 2014) — жизненно важен для понимания того, как могут распространяться эти когнитивные свойства. Этот акцент на онтогенезе часто упускается из виду в дебатах о распределенном познании. Это затмевает важность того, как человеческие агенты встроены в свою культурную нишу и вылеплены из нее.
Во-вторых, наряду с подчеркиванием важности онтогенеза, внутри-между осью также подчеркивается важность множественных уровней анализа , поскольку она включает в себя фокус не только группового или системного уровня, но и отношения этого уровня к индивидууму (см. также Norman 1991; Menary & Gillett 2017). Важно то, что это различие в когнитивном свойстве, поскольку оно реализуется на этих различных уровнях — как я сейчас обсужу.
2. Интернализация как трансформация
Интернализация – это процесс, посредством которого когнитивная способность, реализованная извне на интерпсихологическом уровне, становится способной выполняться внутренне на интрапсихологическом уровне. Например, интернализация речи.
Важно подчеркнуть, что процесс, посредством которого когнитивная способность «переходит» из интерпсихологической в интрапсихологическую, не следует характеризовать как простой механизм копирования; вместо этого преобразующее : «интернализация трансформирует сам процесс и изменяет его структуру и функции» (Выготский 1981, с. 163). Менари (2014) уточняет, что мы должны понимать это не только как трансформацию когнитивных способностей агента, но также и как его неврологический профиль. каннибализированы культурными моделями для выполнения новых функций (см. Dehaene & Cohen 2007).
3. Зона ближайшего развития
Одной из ключевых теоретических схем Выготского для изучения процессов развития является «зона ближайшего развития», которая представляет собой меру между реальными способностями новичка и его потенциальными способностями в присутствии помощник эксперта. Это форма строительных лесов. Вертч отмечает, что эта концепция отмечает ключевое различие между историями российской и американской психологии развития: последняя изучает, что такое дети; в то время как первый пытается исследовать, кем может стать ребенок (1985, с. 67). Это теоретическое различие имеет серьезные практические последствия. В аккуратной серии экспериментов с IQ экспериментаторы обнаружили, что измерение только фактических способностей ребенка было не столь эффективным, как измерение так называемого «индекса скорости» (который измеряет, сколько подсказок требуется новичку для достижения иначе недостижимой цели). для прогнозирования и понимания развития этого новичка (см. Wertsch 1985, стр. 68-70). Я думаю, что это очень важно, потому что это показывает, что у нас есть чрезвычайно практическая и важная причина принять к сведению надындивидуальные когнитивные свойства для правильного понимания когнитивных способностей на индивидуальном уровне.
Ура,
Алекс
Библиография
Менари (2007) Когнитивная интеграция: Разум и познание. Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан.
Менари (2014) Нейронная пластичность, переработка нейронов и строительство ниши. Разум и язык 29 (3), 286-303.
Выготский (1981) Генезис высших психических функций. (стр. 144-189) в Wertsch (ред.) Понятие деятельности в советской психологии . Нью-Йорк: ME Sharpe, Inc.
Wertsch (1985) Выготский и социальное формирование сознания. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Posted in Еженедельное чтениеTagged Развитие, Распределенное познание, Инкультурация, Интернализация, Интерпсихологический-интрапсихологический, Лев Выготский, Ричард Менари, Строительные леса, Зона ближайшего развития3 комментарияВыготский, Лурия и социальный мозг | Само- и социальная регуляция: изучение отношений между социальным взаимодействием, социальным пониманием и развитием исполнительных функций
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Само- и социальная регуляция: изучение отношений между социальным взаимодействием, социальным пониманием и развитием исполнительных функцийКогнитивная психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Само- и социальная регуляция: изучение отношений между социальным взаимодействием, социальным пониманием и развитием исполнительных функцийКогнитивная психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Fernyhough, Charles,
«Выготский, Лурия и социальный мозг»
,
Брайан Сокол и др. (ред.)
,
Саморегуляция социальных отношений: Социальное взаимодействие, социальное понимание и развитие исполнительных функций
(
Нью-Йорк,
2010 г.;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 1 мая 2010 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195327694.003.0003,
, по состоянию на 14 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Само- и социальная регуляция: изучение отношений между социальным взаимодействием, социальным пониманием и развитием исполнительных функцийКогнитивная психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Само- и социальная регуляция: изучение отношений между социальным взаимодействием, социальным пониманием и развитием исполнительных функцийКогнитивная психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе рассматривается потенциальная ценность функционально-системного подхода Выготского и Лурии для нашего понимания взаимосвязей развития между исполнительным функционированием и социальным пониманием. Предлагается, чтобы такие связи лучше всего объяснялись с помощью межфункционального подхода к обоим классам психологических процессов, согласно которому как исполнительное функционирование, так и социальное понимание состоят из функциональных систем, структурированных в процессе развития социальным опытом и сформированных общим переходом к семиотическому опосредованию познания и поведения в дошкольном возрасте. Обращаясь к значению этой точки зрения для развивающейся нейроанатомической локализации таких функций, в этой главе эти отношения рассматриваются в свете соконструктивистского подхода Лурии к развитию нервной системы, который допускал двунаправленные причинные влияния между биологией и социальной средой.
Ключевые слова: Выготский, Лурия, функциональные системы, социальное понимание, исполнительное функционирование
Предмет
Психология развитияКогнитивная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
11 лучших продуктов для улучшения работы мозга и памяти большое дело.
Как центр управления вашим телом, он отвечает за биение сердца и дыхание легких, а также за то, чтобы вы могли двигаться, чувствовать и думать.
Вот почему полезно поддерживать свой мозг в наилучшем рабочем состоянии.
Пища, которую вы едите, играет важную роль в поддержании здоровья вашего мозга и может улучшить определенные умственные задачи, такие как память и концентрация.
В этой статье перечислены 11 продуктов, которые улучшают работу мозга.
1. Жирная рыба
Когда люди говорят о пище для мозга, жирная рыба часто находится в верхней части списка.
К этому типу рыбы относятся лосось, форель, тунец-альбакор, сельдь и сардины, которые являются богатыми источниками омега-3 жирных кислот (1).
Около 60% вашего мозга состоит из жира, и половина этого жира состоит из омега-3 жирных кислот (2).
Ваш мозг использует омега-3 для построения мозговых и нервных клеток, и эти жиры необходимы для обучения и памяти (2, 3).
Омега-3 также обладают рядом дополнительных преимуществ для вашего мозга.
Во-первых, они могут замедлить возрастное снижение умственных способностей и помочь предотвратить болезнь Альцгеймера (4, 5, 6, 7).
С другой стороны, недостаток омега-3 связан с нарушениями обучаемости, а также с депрессией (3, 8).
В целом употребление рыбы положительно влияет на здоровье.
Некоторые исследования также показывают, что у людей, которые регулярно едят рыбу, в мозгу больше серого вещества. Серое вещество содержит большую часть нервных клеток, которые контролируют принятие решений, память и эмоции (9).
В целом, жирная рыба — отличный выбор для здоровья мозга.
РезюмеЖирная рыба является богатым источником омега-3 жирных кислот, основных строительных блоков мозга. Омега-3 играют роль в обострении памяти и улучшении настроения, а также защищают ваш мозг от снижения когнитивных функций.
2. Кофе
Если кофе является главным украшением вашего утра, вы будете рады услышать, что он полезен для вас.
Два основных компонента кофе — кофеин и антиоксиданты — помогают поддерживать здоровье мозга.
Кофеин, содержащийся в кофе, оказывает ряд положительных эффектов на мозг, в том числе (10):
- Повышение бдительности. Кофеин поддерживает бдительность вашего мозга, блокируя аденозин, химический мессенджер, вызывающий сонливость (11, 12).
- Улучшение настроения . Кофеин также может повысить уровень некоторых нейротрансмиттеров «хорошего самочувствия», таких как дофамин (13).
- Заостренная концентрация . Одно исследование показало, что потребление кофеина привело к кратковременному улучшению внимания и бдительности у участников, прошедших когнитивный тест (14).
Употребление кофе в течение длительного времени также связано со снижением риска неврологических заболеваний, таких как болезни Паркинсона и Альцгеймера. Наибольшее снижение риска наблюдалось у тех взрослых, которые выпивают 3-4 чашки в день (10, 15).
Частично это может быть связано с высокой концентрацией антиоксидантов в кофе (16).
Краткая информацияКофе повышает концентрацию внимания и настроение. Он также может обеспечить некоторую защиту от болезни Альцгеймера благодаря содержанию кофеина и антиоксидантов.
3. Черника
Черника полезна для здоровья, в том числе и для мозга.
Черника и другие ярко окрашенные ягоды содержат антоцианы, группу растительных соединений с противовоспалительным и антиоксидантным действием (17).
Антиоксиданты действуют как против окислительного стресса, так и против воспаления, состояний, которые могут способствовать старению мозга и нейродегенеративным заболеваниям (18).
Было обнаружено, что некоторые антиоксиданты черники накапливаются в мозге и помогают улучшить связь между клетками мозга (17, 19).
Согласно одному обзору 11 исследований, черника может помочь улучшить память и некоторые когнитивные процессы у детей и пожилых людей (20).
Попробуйте посыпать ими хлопья для завтрака, добавить их в смузи или просто перекусить.
РезюмеЧерника богата антиоксидантами, которые замедляют старение мозга и улучшают память.
4. Куркума
В последнее время куркума вызвала много шума.
Эта темно-желтая пряность является ключевым ингредиентом порошка карри и имеет ряд преимуществ для мозга.
Было показано, что куркумин, активный ингредиент куркумы, преодолевает гематоэнцефалический барьер, что означает, что он может напрямую проникать в мозг и приносить пользу его клеткам (21).
Это мощный антиоксидант и противовоспалительное соединение, которое связано со следующими полезными свойствами для мозга:
- Может улучшать память. Куркумин может помочь улучшить память у людей с болезнью Альцгеймера. Это также может помочь избавиться от амилоидных бляшек, которые являются признаком этого заболевания (21, 22).
- Облегчает депрессию. Куркумин повышает уровень серотонина и дофамина, которые улучшают настроение. Один обзор показал, что куркумин может улучшить симптомы депрессии и тревоги при использовании вместе со стандартными методами лечения у людей с диагнозом депрессия (23, 24).
- Помогает расти новым клеткам мозга. Куркумин повышает нейротрофический фактор мозга, тип гормона роста, который помогает клеткам мозга расти. Это может помочь отсрочить возрастное снижение умственных способностей, но необходимы дополнительные исследования (25, 26).
Имейте в виду, что в большинстве исследований используются высококонцентрированные добавки куркумина в дозах от 500 до 2000 мг в день, что намного больше куркумина, чем обычно потребляет большинство людей при использовании куркумы в качестве приправы. Это связано с тем, что куркума состоит только из 3–6% куркумина (27).
Поэтому, несмотря на то, что добавление куркумы в пищу может быть полезным, вам, возможно, придется использовать добавку куркумина под руководством врача, чтобы получить результаты, указанные в этих исследованиях.
РезюмеКуркума и ее активное соединение куркумин обладают сильными противовоспалительными и антиоксидантными свойствами, которые помогают мозгу. Согласно исследованиям, он уменьшает симптомы депрессии и болезни Альцгеймера.
5. Брокколи
Брокколи богата мощными растительными соединениями, в том числе антиоксидантами (28).
Он также очень богат витамином К, обеспечивая более 100% рекомендуемой суточной дозы (RDI) в 1 чашке (160 г) порции приготовленной брокколи (29).
Этот жирорастворимый витамин необходим для образования сфинголипидов, типа жира, который плотно упакован в клетки головного мозга (30).
Несколько исследований с участием пожилых людей связывают более высокое потребление витамина К с улучшением памяти и когнитивного статуса (31, 32).
Помимо витамина К, брокколи содержит ряд соединений, придающих ей противовоспалительное и антиоксидантное действие, которые могут помочь защитить мозг от повреждений (33).
РезюмеБрокколи содержит ряд соединений, обладающих мощным антиоксидантным и противовоспалительным действием, в том числе витамин К. -радикальное повреждение (34).
Они также являются отличным источником магния, железа, цинка и меди (35).
Каждое из этих питательных веществ важно для здоровья мозга:
- Цинк. Этот элемент имеет решающее значение для передачи нервных сигналов. Дефицит цинка связан со многими неврологическими состояниями, включая болезнь Альцгеймера, депрессию и болезнь Паркинсона (36, 37, 38).
- Магний. Магний необходим для обучения и памяти. Низкий уровень магния связан со многими неврологическими заболеваниями, включая мигрень, депрессию и эпилепсию (39, 40).
- Медь. Ваш мозг использует медь для управления нервными сигналами. А когда уровень меди не соответствует норме, повышается риск нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера (41, 42, 9).0110
- Железо. Дефицит железа часто характеризуется затуманиванием сознания и нарушением функции мозга (43).
Исследования сосредоточены в основном на этих микроэлементах, а не на самих семенах тыквы. Однако, поскольку тыквенные семечки богаты этими микроэлементами, вы, вероятно, сможете воспользоваться их преимуществами, добавив семена тыквы в свой рацион.
РезюмеСемена тыквы богаты многими микроэлементами, важными для работы мозга, включая медь, железо, магний и цинк.
7. Темный шоколад
Темный шоколад и какао-порошок содержат несколько соединений, улучшающих работу мозга, включая флавоноиды, кофеин и антиоксиданты.
Темный шоколад содержит 70% или более какао. Эти преимущества не наблюдаются у обычного молочного шоколада, который содержит от 10 до 50% какао.
Флавоноиды представляют собой группу антиоксидантных растительных соединений.
Флавоноиды в шоколаде собираются в областях мозга, отвечающих за обучение и память. Исследователи считают, что эти соединения могут улучшать память, а также помогают замедлить возрастное снижение умственных способностей (44, 45, 46).
На самом деле это подтверждает ряд исследований (47, 48, 49).
Согласно одному исследованию, в котором приняли участие более 900 человек, те, кто ел шоколад чаще, лучше справлялись с рядом умственных задач, в том числе связанных с памятью, по сравнению с теми, кто ел его редко (50).
Согласно исследованиям, шоколад также является законным средством повышения настроения.
Одно исследование показало, что участники, которые ели шоколад, испытывали больше положительных эмоций по сравнению с теми, кто ел крекеры (51).
Однако до сих пор неясно, связано ли это с соединениями в шоколаде или просто потому, что вкусный вкус делает людей счастливыми.
РезюмеФлавоноиды в шоколаде могут помочь защитить мозг. Исследования показали, что употребление шоколада, особенно темного, может улучшить память и настроение.
8. Орехи
Исследования показали, что употребление орехов может улучшить маркеры здоровья сердца, а здоровое сердце связано со здоровым мозгом (52, 53).
Одно исследование показало, что регулярное употребление орехов может быть связано с более низким риском ухудшения когнитивных функций у пожилых людей (54).
Кроме того, другое исследование 2014 года показало, что женщины, которые регулярно ели орехи в течение нескольких лет, имели более острую память по сравнению с теми, кто не ел орехи (55).
Некоторые питательные вещества в орехах, такие как полезные жиры, антиоксиданты и витамин Е, могут объяснить их благотворное влияние на здоровье мозга (56, 57).
Витамин Е защищает клетки от повреждения свободными радикалами, помогая замедлить снижение умственных способностей (58, 59).
Хотя все орехи полезны для вашего мозга, грецкие орехи могут иметь дополнительное преимущество, поскольку они также содержат противовоспалительные жирные кислоты омега-3 (57).
РезюмеОрехи содержат множество полезных для мозга питательных веществ, в том числе витамин Е, полезные жиры и растительные соединения.
9. Апельсины
Почти весь необходимый вам витамин С можно получить, съев один средний апельсин (60).
Это важно для здоровья мозга, поскольку витамин С является ключевым фактором в предотвращении снижения умственных способностей (61).
Согласно одному исследованию, более высокий уровень витамина С в крови был связан с улучшением выполнения задач, связанных с концентрацией внимания, памятью, вниманием и скоростью принятия решений (62).
Витамин С является мощным антиоксидантом, который помогает бороться со свободными радикалами, которые могут повредить клетки мозга. Кроме того, витамин С поддерживает здоровье мозга с возрастом и может защитить от таких состояний, как большое депрессивное расстройство, тревога, шизофрения и болезнь Альцгеймера (63).
Вы также можете получить большое количество витамина С из других продуктов, таких как сладкий перец, гуава, киви, помидоры и клубника.
РезюмеАпельсины и другие продукты с высоким содержанием витамина С помогают защитить мозг от повреждения свободными радикалами.
10. Яйца
Яйца являются хорошим источником нескольких питательных веществ, связанных со здоровьем мозга, включая витамины B6 и B12, фолиевую кислоту и холин (64).
Холин — это важный микроэлемент, который ваш организм использует для выработки ацетилхолина — нейротрансмиттера, помогающего регулировать настроение и память (65, 66, 67).
Два более ранних исследования показали, что более высокое потребление холина было связано с лучшей памятью и умственной функцией (68, 69).
Тем не менее, многие люди не получают достаточного количества холина с пищей.
Употребление в пищу яиц — это простой способ получить холин, учитывая, что яичные желтки являются одним из наиболее концентрированных источников этого питательного вещества.
Адекватное потребление холина составляет 425 мг в день для большинства женщин и 550 мг в день для мужчин, причем только один яичный желток содержит 112 мг (65).
Кроме того, витамины группы В, содержащиеся в яйцах, также играют несколько ролей в здоровье мозга.
Во-первых, они могут помочь замедлить прогрессирование умственного расстройства у пожилых людей за счет снижения уровня гомоцистеина, аминокислоты, которая может быть связана с деменцией и болезнью Альцгеймера (70, 71).
Кроме того, дефицит двух типов витаминов группы В — фолиевой кислоты и В12 — связан с депрессией (72).
Дефицит фолиевой кислоты часто встречается у пожилых людей с деменцией, и исследования показывают, что добавки фолиевой кислоты могут помочь свести к минимуму возрастное снижение умственных способностей (73, 74).
Витамин B12 также участвует в синтезе химических веществ мозга и регулировании уровня сахара в мозге (72).
Стоит отметить, что прямых исследований связи между употреблением яиц и здоровьем мозга очень мало. Тем не менее, есть исследования, подтверждающие положительное влияние определенных питательных веществ, содержащихся в яйцах, на стимулирование работы мозга.
РезюмеЯйца являются богатым источником нескольких витаминов группы В и холина, которые важны для регулирования настроения и обеспечения правильной работы и развития мозга.
11. Зеленый чай
Как и в случае с кофе, кофеин в зеленом чае улучшает работу мозга.
На самом деле было обнаружено, что он улучшает бдительность, производительность, память и концентрацию (75).
Но в зеленом чае есть и другие компоненты, которые делают его полезным для мозга напитком.
Одним из них является L-теанин, аминокислота, которая может преодолевать гематоэнцефалический барьер и повышать активность нейротрансмиттера ГАМК, что помогает уменьшить беспокойство и заставляет вас чувствовать себя более расслабленно (76, 77).
L-теанин также увеличивает частоту альфа-волн в мозге, что помогает расслабиться, не вызывая чувства усталости (78).
Один обзор показал, что L-теанин в зеленом чае может помочь вам расслабиться, противодействуя стимулирующему действию кофеина (79).
Он также богат полифенолами и антиоксидантами, которые могут защитить мозг от упадка умственных способностей и снизить риск развития болезней Альцгеймера и Паркинсона (80, 81).
Кроме того, некоторые исследования показали, что зеленый чай помогает улучшить память (82, 83).
РезюмеЗеленый чай — отличный напиток для поддержки работы мозга. Содержащийся в нем кофеин повышает бдительность, антиоксиданты защищают мозг, а L-теанин помогает расслабиться.
Практический результат
Многие продукты могут помочь сохранить здоровье вашего мозга.
Некоторые продукты, такие как фрукты и овощи из этого списка, а также чай и кофе, содержат антиоксиданты, которые помогают защитить мозг от повреждений.
Другие продукты, такие как орехи и яйца, содержат питательные вещества, поддерживающие память и развитие мозга.