Я концепция что такое: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

Содержание

Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии

Представление и мнение человека о самом себе значительно влияет на его мировосприятие, поведение и стиль жизни.

В психологии такое представление называют Я-концепцией. Это одна из важнейших составляющих человеческой личности, которая формирует не только представление человека о самом себе, но и представление о нем других людей.

Я-концепция – результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей.

На сегодняшний день понятие «Я-концепции» становится все более актуальным. Многие интересующиеся психологией или просто небезразличные к своему развитию люди пытаются познать себя и свою личность, обращаясь к понятию Я-концепции.

Это не просто идея представления человека о самом себе, это сложная динамическая система, которая состоит из множества аспектов. Разберем понятие подробнее.

Содержание

  • 1 История возникновения концепции
  • 2 Составляющие Я-концепции
  • 3 Архитектоника Я-концепции
  • 4 Какую роль Я-концепция играет в жизни человека

История возникновения концепции

Я-концепция в психологии – система представлений личности о самой себе, которая состоит из:

На протяжении долгого времени многие ученые, философы и психологии считали вопросы об истоках представления человека о самом себе очень серьезными и значимыми.

Но попытки дать точное определение такой концепции были безуспешными.

Я-концепция как самостоятельное понятие начало зарождаться только в 19-20 веках. В те времена активно велись споры и обсуждались идеи о человеке как о познаваемом субъекте и познающем, то есть о его двойственной природе.

Одним их первых исследователей идеи о системе представлений человека о самом себе был психолог Вильям Джеймс. Он каждый день наблюдал за собственными сознательными переживаниями и делал выводы, на которых основываются его убеждения касательно Я-концепции .

В 50-е годы 20 века к Я-концепции заново вернулись ученые, занимающиеся гуманистической психологией и положившие начало развитию этого понятия. Карл Роджерс и Абрахам Маслоу рассматривали целостное человеческое «Я» как неотъемлемую часть процесса развития личности и ее основополагающий фактор.

В 80-е понятием Я-концепции заинтересовались и отечественные ученые-психологи, которые также внесли свой вклад в исследования данной концепции.

За все время существования понятия Я-концепции исследованиями этой идеи занимались не только обычные психологи, но и социологи, врачи-клиницисты, социальные и детские психологи.

Исследования данной концепции очень важны для становления истины о гармоничном развитии личности, формирования ее мировоззрения и характера поведения.

Составляющие Я-концепции

Многие определяют Я-концепцию как самосознание и определяют эти два понятия как синонимы.

Действительно, Я-концепцию и самосознание можно назвать близкими друг другу терминами, но в некоторых случаях данную концепцию не приравнивают к самосознанию, а, наоборот, называют ее конечным продуктом или итогом его процессов.

Вильям Джеймс выделял в Я-концепции несколько важных составляющих самого «Я»:

Одна из архиважных функций Я-концепции – обеспечение внутренней согласованности и устойчивости поведения личности. Формирование данной концепции происходит во время получения человеком жизненного опыта.

Особенно это касается отношений детей с родителями. Я-концепция достаточно рано приобретает активную роль. Она влияет на жизненные цели человека и оценку их достижений, на его ожидания и систему прогнозов на будущее.

Таким образом Я-концепция влияет на развитие личности в целом, ее поведение и деятельность. На реальность Я-концепции влияет ряд факторов:

  • чувство и ощущение личной адекватности человека;
  • отсутствие ощущения угрозы в процессе самоописания;
  • ясность самосознания;
  • адекватное выражение самосознания.

Я-концепция напрямую зависит от внешних воздействий на человека. Однако, в течение своего развития концепция становится самостоятельным фактором, играющим важную роль в жизнедеятельности человека.

Люди воспринимают все происходящие с ними вокруг через призму данной концепции, которая формируется под воздействием жизненного опыта и социализации.

Архитектоника Я-концепции

Я-концепция формируется в процессе получения жизненного опыта и развития человека. Этот процесс выступает как итог:

В «Я-концепции» можно также выделить следующие компоненты:

  • образ «Я» (когнитивный). Это ничто иное как представление человека о самом себе;
  • самооценка (оценочный). Эмоциональная оценка человеком своего внутреннего «Я»;
  • поведенческий. Это то, как человек реагирует и поступает, руководствуясь знаниями о себе самом и своей самооценкой.

В своих исследованиях концепции представления человека о самом себе ученые часто затрагивали такое понятие как самооценка.

Также популярным был термин «самопринятие» или «самоосознавание», которыми ученые-психологи обозначали принятие и уважение человека к самому себе вне зависимости от своих недостатков.

Человек взаимодействует с окружающим миром, становясь субъектом всевозможных видов деятельности. Благодаря любому такому взаимодействию формируется образ собственного «Я».

Люди анализируют себя и свои поступки, исследуют свою натуру путем разделения различных образов себя на внешние и внутренние образования.

Со временем человек формирует суммарное представление о своем «Я», которое будет состоять из отдельных элементов, образующихся во время самоанализа, самонаблюдения и самопознания.

Такое суммарное представление о своем «Я» будет состоять из основных представлений человека о самом себе и своей натуре, что и отражает Я-концепция.

Какую роль Я-концепция играет в жизни человека

Я-концепция очень важна для становления личности и играет особую роль в жизни человека. Важность роли данной концепции, по большей части, определяется ее основными функциями:

  1. Я-концепция помогает достигнуть личности внутренней согласованности. Воздействия окружающей среды сравниваются с концепцией представления человека о самом себе. Если эти воздействия не соответствуют данной концепции, то они вытесняются сознанием. Механизмы психологической защиты таким образом охраняют целостность внутреннего «Я».
  2. Данная концепция есть ничто иное как источник установок личности и ее ожиданий. Я-концепция влияет на определение ожиданий личности, таких как уровень самооценки и характер поведения.
  3. Я-концепция выявляет характер становления и развития жизненного опыта личности.

Для концепции познания человеком самого себя характерны и постоянные внутренние перемены. Я-концепция не может быть однажды сформирована раз и навсегда, это перманентное состояние личности.

В течение жизни, по мере изменения жизненного опыта Я-концепция личности способна менять свою адекватность и зрелость. Таким образом, данная концепция является основополагающим фактором формирования поведения человека, а также оказывает большое влияние на его психическое состояние и мировоззрение.

Я-концепция является неотъемлемой частью процесса самопознания. Человеку станет гораздо проще функционировать в окружающей среде, достигать успехов и развиваться в нужном русле, если он начнет разбираться в составляющих своей личности, ее особенностях и функциях самой Я-концепции.

Развитие каждой личности зависит от нее самой. Зная особенности своего психического состояния, можно не только добиться определенных успехов в становлении своей личности, но и влиять на развитие других.

В этом видео вы узнаете о характеристиках темперамента в Я-концепции:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ

РАЗВИТИЕ

«SELF-CONCEPT» AND FACTORS INFLUENCING ITS DEVELOPMENT

УДК: 159.9

Чемпорова Мария Реворьевна, Студент бакалавра, 3 курс, кафедра «Офис образовательных программ» институт психологии ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет имени М. К.Аммосова», Россия, г. Якутск

Chemporova Maria Revoryevna, Bachelor’s student, 3rd year, department «Office of educational programs» Institute of Psychology, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov», Russia, Yakutsk

Аннотация: В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. В статье рассматриваются факторы, влияющие на становление «Я-концепции».

Annotation: In modern psychology, the «Self-concept» is regarded as one of the components of the personality, as the relation of the individual to himself. The concept of «Self-conception» expresses the unity and integrity of the personality with its subjective inner side, that is, what the individual knows about himself, how he

sees, feels and presents himself. The article examines the factors that influence the reappearance of the «Self-concept»

Ключевые слова: Я-концепция; самооценка; фактор.

Key words: Self-concept; self-assessment; factor.

«Я-концепция» относится к совокупности сложной, организованной и динамичной системы усвоенных убеждений, взглядов и мнений, которые каждый человек считает правдивыми в отношении своего личного существования. Родительское воспитание, социальное окружение, успех и неудачи, внутренняя самокритика и т.д. являются факторами, влияющими на развитие собственной «Я-концепции». Положительное представление о себе может быть развито через объективное познание себя, самооценку, дружбы с собой и присутствия позитивного и рационального мышления.

1. Определение Я-концепции

Есть множество способов думать о себе. Наиболее широко использующийся термин — «Я-концепция» относится, как правило, к совокупности сложной, организованной и динамичной системе убеждений, взглядов и мнений, которые каждый человек считает правдивыми в отношении своего личного существования. Р. Фрэнкин утверждает, что: «Есть много исследований, которые показывают, что Я-концепция, возможно, является основой для всех мотивированных действий. Именно самооценка порождает возможные «я», и возможно, что это создает мотивацию к поведению».

Мы развиваем и поддерживаем нашу самооценку в процессе принятия решений, а затем размышляем о том, что мы сделали, и о том, что другие говорят нам о том, что мы сделали. Мы размышляем о том, что мы сделали и можем сделать в сравнении с нашими ожиданиями и ожиданиями других, а также с характеристиками и достижениями других. Таким образом, получается что «Я-концепция» не является врожденной, но развита человеком

через взаимодействие с окружающей средой и размышлений над этим взаимодействием.

2. Компоненты «Я-концепции»

Есть несколько различных компонентов «Я-концепции»: физический,

академический, социальный, и надличностный. Физический аспект «Я-концепции» относится к конкретному: как мы выглядим, к нашему полу, росту, весу и т. д., какую одежду мы носим, какой автомобиль мы водим, в каком доме мы живем и т.д.

Наша академическая самооценка относится к тому, насколько хорошо мы учимся (или учились) и как хорошо это делаем. Существует еще два уровня: общая самооценка того, насколько хороши мы в целом, и набор конкретных ориентированных понятий, которые описывают, насколько хороши мы в математике, языках, социальных науках и т. д.

Социальное представление о себе описывает, как мы относимся к другим людям. Надличностная «Я-концепция» описывает, как мы относимся к сверхъестественному или неизвестному.

Р. Фрэнкен отмечает: «Растет число исследований, которые показывают, что можно изменить самооценку. Самоизменение — это не то, что человек может сделать, а скорее зависит от процесса саморефлексии. Через саморефлексию люди часто приходят, чтобы увидеть себя по-новому, более мощным способом, и именно через этот новый, более мощный способ просмотра себя, люди могут развивать свои возможности».

3. Факторы, влияющие на «Я-концепцию».

Развитие самооценки происходит через процесс обучения с детства. Воспитание ребенка, опыт и стиль родительского воспитания также вносят существенный вклад в развитие самооценки. Если ребенок растет при запутанном и негативном родительском воспитании, то в результате, этот ребенок склонен развивать отрицательное представление о себе. Отрицательное родительское воспитание может проявляться через

физические наказания, пренебрежение, недостаточное внимание, несправедливость, унизительное и неудовлетворительное отношение к своему ребенку. Наоборот, положительное родительское воспитание будет развивать положительное представление о себе.

«Я-концепция» динамична, она может время от времени изменяться. Некоторые аспекты самооценки остаются в течение длительного периода времени, но другие могут измениться за несколько секунд.

Существуют факторы, которые влияют на процесс развития «Я-концепции». Стиль родительского воспитания, которое было упомянуто прежде, является значимым фактором. Положительное родительское воспитание и отношение могут развить позитивное мышление и самооценку. Отрицательное родительское отношение создает предположение о том, что ребенок не ценится и не любим своими родителями из-за своей слабости.

Еще один фактор — неудачи в жизни ребенка. В этом случае неудачи могут быть определены как безуспешность в том, чтобы угодить своим родителям или самому себе. Непрерывные неудачи в жизни ребенка, заставляют его чувствовать, что он бесполезен. Постепенно в этом ребенке развивается негативная самооценка. С другой стороны, если ребенок видит, что неудача — это лишь возможность улучшить себя во всех аспектах принятия решений, то развивается позитивная самооценка.

Следующий фактор — депрессия. Люди, страдающие депрессией, склонны думать и реагировать отрицательно на все, включая оценку себя. Они могут быть очень чувствительны к тому, что другие люди говорят о них или как действуют по отношению к ним.

И последнее, но не менее важное: «внутренний критик» — еще один фактор, влияющий на процесс развития самооценки. Мы не можем отрицать, что «внутренний критик» необходим, чтобы оценить каждое действие и решение, которое мы принимаем в нашей жизни. «Внутренний критик» функционирует как регулятор в каждом предпринятом действии, чтобы мы

могли быть приняты обществом окружающем нас и возможность адаптироваться в этом обществе.

4. Развитие положительной «Я-концепции»

Как уже упоминалось ранее, самооценка является чем-то очень динамичным, есть несколько шагов могут быть предприняты, чтобы иметь положительную самооценку.

Во-первых, мы должны вести себя объективно в познании себя. Независимо от того, насколько малы достижения или положительный опыт, которыми мы обладаем, их нужно ценить. Мы должны попытаться увеличить потенциал. Как говорится: «Вы не можете быть всем для всех людей, вы не можете делать все сразу, вы просто старайтесь изо всех сил».

Во-вторых, мы должны знать и всегда ценить себя. Нет никакого другого человека, который может ценить нас больше нас самих. Люди, которые умеют ценить себя, — это те, кто может видеть все хорошие и позитивные вещи внутри них самих и в других людях. Так, если мы можем ценить других людей, мы также можем ценить себя.

В-третьих, никогда не быть врагом себе. Люди склонны обвинять себя, когда возникают конфликты между идеальным ожиданием и реальным «я». Когда мы становимся врагами для себя, мы едва ли можем видеть добрую и позитивную сторону себя. Постепенно мы умственно истощаемся, расстраиваемся и развиваем негативную самооценку.

Последний шаг — иметь позитивное и рациональное мышление. Будда говорил: «Мы — то, что мы думаем. Все, чем мы являемся делается нашими мыслями. Нашими мыслями мы создаем мир». Насколько силен наш ум! Сила наших мыслей во многом зависит от того, как мы думаем. Если мы сможем развить позитивные и рациональные мысли, мы разовьем позитивную самооценку. Человек с положительной самооценкой обычно является победителем, но человек с отрицательной самооценкой всегда проиграл.

«Я-концепция» очень важна и необходима для развития личности. Родители ребенка должны учитывать различные факторы, которые влияют на развитие более позитивной самооценки. Этими факторами являются стиль родительского воспитания, неудачи, депрессия и «внутренний критик». В школе развитие самооценки учащихся зависит в ориентировании педагогов в психологии образования. Положительная атмосфера в семье и школе создает благоприятную среду для развития позитивной «Я-концепции» будущей личности.

Литература:

1. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993.

2. Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1978.

3. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.

4. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. — М., 1994.

Literature:

1. Zakharova A.V. The psychology of self-esteem formation. — Minsk, 1993.

2. Kon I.S. Discovery of «I». — M., 1978.

3. Spirkin A.G. Consciousness and self-awareness. — M., 1972.

4. Frankin R. Motivation of behavior. — M., 1994.

1.4.2 Понятие я – концепции

Я-концепция — устойчивая, более или ме­нее осознанная, индивидуальная система представлений че­ловека о себе, интегрирующая его различные проявления в многообразных жизненных ситуациях. Я-концепция – это своеобразная теория самого себя.

В чем специфика Я-концепции по отношению к самосознанию? Какое из них является более широким? (вопросы для размышления)

Я-концепция — это система самовосприятий. Именно Я-концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения. Как отмечали Снигг и Комбс (1949), существование реального Я — это вопрос скорее философский, поскольку наблюдать его непосредственно невозможно.

Я-концепция — предпосылка и следствие социального взаимодействия. Предпосылкой она является потому, что представления человека о себе во многом определяют его представления о других. Следствием социального взаимодействия Я-концепция выступает потому, что отношение к себе определяется отношением к человеку других, прежде всего значимых, людей.

Качества, которые мы приписываем собственной личности, в реальности могут отсутствовать, или быть не такими, как нам кажется, т. е. с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции.

Близким понятием к Я-концепции выступает также понятие «идентичность», предложенное Э. Эриксоном. Подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного Я индивида — эго. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, «культурно значимое достижение». Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться. В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадии кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов.

Особенно сложным является процесс развития эго-идентичности в пору юности. Поэтому Эриксон уделяет особое внимание юношескому кризису развития и «размытости» эго-идентичности в этот период. Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности» 1968). Более развернутого определения он нигде не приводит, хотя и указывает, что эго-идентичность — это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. Поскольку эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, она имеет психосоциальную природу.

Структура Я-концепции

Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию, мы предлагаем схему, которая, с одной стороны, должна отразить структуру Я-концепции, а с другой — упорядочить терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы, посвященной Я-концепции (рис. 2).

Рис. 2. Структура Я-концепции

Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это — «поток сознания», о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Джемс, как мы уже говорили, выделил в нем два элемента — Я-сознающее и Я-как-объект. Однако но следует забывать об условности такого различения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Точно так же образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности.

Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

  1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.

  2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

  3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Большинство авторов при изучении Я-концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Как мы увидим в дальнейшем, рассматривая генезис Я-концепции у индивида, реальное Я и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению.

Применительно к Я-концепции три элемента установки конкретизируются следующим образом:

1. Образ Я — представления индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как показала Хорни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным от реальности, является, по ее мнению, одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапия. Олпорт (1961) считает, что идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.

Комбс и Соупер (1957) рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду.

С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах (функции Я-концепции):

  1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.

    Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

  2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

  3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Образ Я носит специфичный ситуативно-измен­чивый характер, отражает самовосприятие в данный момент времени, содержит ограниченный набор характеристик че­ловека (главным образом, интериоризованный репертуар со­циальных ролей). Осознание Образа Я связывают с ситуа­тивными препятствиями в деятельности, с приспособитель­ной реакцией в ответ на внешнее воздействие других людей, с более ранними сроками возникновения, чем Я-концепция. Его изменения не изменяют Я-концепцию личности. Вместе с тем, понятие Образ Я может употребляться не только в значении оперативно-ситуативного образа, но и синони­мично понятию Я-концепция, и для обозначения достаточно устойчивых, включенных в Я-концепцию ее измерений, от­ражающих представления человека о себе в конкретных сфе­рах его жизнедеятельности.

Особенности конструктивной Я-концепции и условия ее формирования у юных спортсменов //Психологическая газета

Термин «Я-концепция» давно и основательно стал одной из наиболее значимых категорий в психологии личности. Впервые он упоминается и входит в научный оборот еще на рубеже XIX–XX веков, а автором принято считать американского психолога У. Джемса, который и заложил основы для дальнейшего развития этой проблематики.

Так или иначе, свое лепту в понимание категории «Я-концепция» внесли наиболее известные школы мировой психологии, начиная от родоначальников психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг и др.), с одной стороны, и представителей гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс), с другой. Значительное внимание этому вопросу уделяется и в исследованиях известных отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина и многих других.

Многочисленность проведенных исследований на тему Я-концепции различными авторами во многом обусловливает и многообразие подходов к определению самой этой категории. По нашему мнению, наиболее ёмко Я-концепцию как совокупность всех представлений личности о себе самой определяет Р. Бернс. Он же указывает на одну из наиболее значимых характеристик этой категории — ее динамическое изменение, происходящее одновременно с личностным развитием человека. Иными словами, представления индивидуума о себе во взрослом возрасте могут заметно отличаться от тех, что были в юношестве [1].

По мнению А.И. Кравченко, Я-концепция начинает активно формироваться в подростковом периоде (около 12 лет) и приобретает реальные очертания в 15–16 лет, когда у человека складывается представление о себе как цельной личности, отличной от других людей. Автор указывает на важное в контексте нашего исследования обстоятельство: пик негативности самовосприятия приходится на возраст 12 лет. Затем, одновременно с процессом взросления, картина немного сглаживается, но те, кто имел преимущественно негативную направленность Я-концепции при вступлении в период юности, становясь взрослыми, в большинстве случаев сохраняют эту направленность [8].

Наши многолетние наблюдения показывают, что изначально более негативно могут воспринимать себя подростки с тревожной доминантой в структуре темперамента. Кроме того, часто негативное влияние на самооценку юных спортсменов оказывают завышенные ожидания и амбиции их родителей.

Значимость вопроса целенаправленного формирования конструктивной, в том числе и с точки зрения позитивности самовосприятия, Я-концепции в подростковом возрасте имеет двойную подоплеку: с одной стороны, именно в этом периоде она только начинает активно формироваться, а значит в большей степени подвержена внешнему целенаправленному воздействию, с другой — изменение негативного самовосприятия подростка крайне важно с точки зрения профилактики возникновения у него невротических состояний и поддержания его психоэмоционального благополучия, что делает тему настоящего исследования особенно актуальной.

Целью нашего исследования является определение особенностей конструктивной Я-концепции юных спортсменов (12–13 лет) на примере тенниса, а также необходимых условий ее эффективного формирования.

Под конструктивной Я-концепцией в данном случае мы понимаем такие установки в отношение себя, которые одинаково значимо и положительно влияют как на реализацию спортивного потенциала, так и на гармоничное развитие личности юных спортсменов, развитие у них необходимых качеств и навыков, важных и для спорта, и для других сфер жизни.

Особенности Я-концепции юных спортсменов подробно изучены в диссертационном исследовании С.В. Жилина [5]. Вместе с тем ряд практически значимых вопросов нуждаются в дополнительном изучении. Чтобы качественно охарактеризовать особенности конструктивной Я-концепции юных спортсменов, необходимо прежде всего рассмотреть структуру Я-концепции как таковой, исходя из существующих в современной науке представлений в отношении этой категории.

Обычно структура Я-концепции включает в себя три основных модальности: реальное Я — представления индивида о своих актуальных способностях, возможностях, статусе и пр., иными словами, каков он на самом деле в настоящее время; социальное (зеркальное) Я — представления индивида о том, как его видят окружающие люди; идеальное Я — представления индивида о том, каким он хотел бы быть [3].

Такие компоненты Я-концепции, как реальное Я и социальное Я, мы вполне можем связать с таким важным качеством личности, как самооценка, которая обычно может диагностироваться как высокая, средняя или низкая, а также как адекватная или неадекватная.

Адекватная самооценка выражается прежде всего в умении человека объективно оценить реальный уровень собственных способностей и возможностей на основе самоанализа, постоянного сравнивания себя с другими людьми и оценок со стороны окружающих. Если это умение развито недостаточно и самооценка носит неадекватный характер, мы можем говорить о наличии у человека завышенной или заниженной самооценки, что неизменно негативно отражается на степени социальной адаптации личности и часто ведет к ее невротизации.

Исследования в области психологии спорта говорят о высокой адекватной самооценке как об одном из наиболее важных качеств личности спортсмена, необходимом для наиболее полной реализации его спортивного потенциала [6]. Такая самооценка обусловливает формирование одного из необходимых элементов оптимального психологического состояния спортсмена (оптимального боевого состояния) в ходе соревновательной деятельности, а именно — уверенности в собственных силах.

Задача по формированию высокой адекватной самооценки спортсмена любого уровня является неотрывной частью процесса его психологической подготовки к соревнованиям. Особенно важно это по отношению к юниорам, чьи личностные качества преимущественно находятся в стадии формирования, а соревновательный опыт недостаточен.

Таким образом, мы можем говорить о том, что одной из основных особенностей конструктивной Я-концепции юных спортсменов является адекватное (относительно соответствующее действительности) позитивное восприятие себя, своих качеств, возможностей и способностей (реальное Я).

Помимо реального и социального Я в структуру Я-концепции входит такой крайне значимый элемент, как идеальное Я. Применительно к спортсменам данный элемент значимо взаимосвязан с таким свойством личности, как уровень ее притязаний. Особая важность этого свойства для спорта связана с тем, что большинство других видов деятельности не подразумевают необходимости измеримого превосходства индивидуума по отношению к своим соперникам.

За время наших наблюдений за юными теннисистами, серьезно вовлеченными в соревновательный и тренировочный процесс (часто в ущерб другим видам деятельности, в том числе учебе), не отмечено респондентов, имеющих низкий или средний уровень притязаний. В ходе интервьюирования все они с разной степенью уверенности показывают, что хотят добиться очень высоких (от мастера спорта) или максимальных результатов (олимпийский чемпион) в спорте. К тому же выводу приходит и С.В. Жилин, показывая, что уровень притязаний спортсменов-подростков заметно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом [5].

Уровень притязаний человека неизменно находит отражение и на образе его идеального Я. Нами отмечено, что большинство подростков, серьезно занимающихся спортом, хотят видеть себя многократными победителями международных турниров, занимать высокое место в рейтинге и, кроме того, представляют себя финансово успешными и известными в среде болельщиков. Возникает закономерный вопрос: «Можно ли считать подобный уровень притязаний адекватным?», так как в возрасте 12–13 лет объективно оценить уровень спортивного потенциала юниора можно с определенной долей условностей. По нашему мнению, основной вопрос заключается не в том, на что в реальности способен претендовать тот или иной юниор, а в том насколько уровень его притязаний отражается на психологической готовности к текущей соревновательной деятельности и уровне его психоэмоционального благополучия. Не случайно Е.П. Ильин в аспекте психологии спорта рассматривает снижение уровня притязаний, определяя его как уровень сложности поставленной цели, как один из способов саморегуляции спортсмена перед стартом соревнований [6].

Соответственно, мы можем говорить о том, что одной из наиболее важных характеристик конструктивной Я-концепции юных спортсменов является некий оптимальный уровень соотношения самооценки человека и уровня его притязаний.

Еще в начале 20 века У. Джемс предложил формулу для определения уровня самооценки:

Самооценка = Успех (Результат) / Уровень притязаний,

из которой следует, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий [4].

Существует и обратная связь: как правило, когда повышается самооценка, повышается и уровень притязаний личности. На практике часто приходится наблюдать, как с ростом спортивных результатов спортсмен ставит все более амбициозные задачи. И такая ситуация представляется наиболее оптимальной, в отличие от той, когда юниор, возможно, даже обладая необходимым потенциалом, изначально ставит себе максимальные и объективно труднодостижимые задачи.

Еще более усугубляется ситуация, когда высокий уровень притязаний юного спортсмена сочетается с его низкой или даже заниженной самооценкой. Как правило, высокий уровень притязаний в данном случае обусловлен завышенными ожиданиями тренера и(или) родителей спортсмена или является реакцией на излишне высокие требования окружающего социума.

Таким образом, у многих юных спортсменов содержание формирующегося идеального Я имеет изначально гипертрофированный и искаженный характер, что в дальнейшим может приводить к негативному самоотношению юного спортсмена и недостаточному уровню его психологической подготовленности к соревновательной деятельности.

В связи с этим внешняя коррекция формирования идеального Я юных спортсменов представляется одним из наиболее важных направлений работы по формированию у них конструктивной Я-концепции. При этом важно, чтобы эта коррекция была направлена не только на постановку относительно реальных целей. Нужно сосредоточить внимание юниоров в большей степени на важности повышения их спортивного мастерства, а не только высоких спортивных результатов.

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что образ идеального Я юного спортсмена должен обладать следующими характеристиками (особенностями):

  1. адекватность, с точки зрения сложности достижения поставленных перед собой задач, которые основываются на объективном прогнозе роста спортивных возможностей на относительно обозримый период времени;
  2. уровень притязаний спортсмена должен находиться в определенном соответствии с его текущей самооценкой (реальным Я), т.е. высокому уровню притязаний спортсмена будет соответствовать его же высокая и адекватная самооценка;
  3. в структуре ценностных ориентиров спортсмена должна преобладать установка на повышение уровня спортивного мастерства, развитие необходимых личностных качеств, формирование «чемпионского» характера и т. п.

Последняя характеристика, с точки зрения ее эффективного формирования, вызывает наибольшие проблемы, т.к. окружающая юного спортсмена действительность в большинстве случаев формирует у него притягательность образа чемпиона как человека общественно значимого, финансово обеспеченного, привлекательного для противоположного пола и пр. Это касается, прежде всего, наиболее популярных видов спорта. Часто изначально выбор вида спорта самим спортсменом или его родителями может быть обусловлен указанными выше мотивами.

Во многих случаях повышенное желание высоких спортивных достижений носит у подростков компенсационный характер, например, как реакция на сильную обиду или кажущееся или реальное неуважение со стороны значимых окружающих.

Переориентация установок юного спортсмена на рост спортивного мастерства является одной из наиболее сложных и важных составляющих его психологической подготовки, успешная реализация которой во многом обеспечивает необходимый уровень его готовности к соревновательной деятельности.

Важно также, чтобы в образе идеального Я юных спортсменов не было установки на невозможность совершения ошибки или получения негативного результата спортивной борьбы. Именно некая «безгрешность» образа идеального Я многих юных спортсменов, их излишний перфекционизм, по нашим наблюдениям, не позволяет им избежать излишнего напряжения, мешающего обретению оптимального психологического состояния в ходе соревнований.

Соответственно, важной чертой образа идеального Я в конструктивной Я-концепции спортсменов является допустимость поражений и ошибок в спортивной карьере. При этом одним из ключевых качеств «идеального спортсмена» будет способность преодолевать неудачи и делать из них правильные выводы.

Помимо конструктивных представлений спортсмена в отношении образа идеального Я важным элементом его Я-концепции может стать понимание того, каким образом можно достичь уровня и содержания этого идеального Я. Как правило, большинство юных спортсменов отчетливо понимают, что для достижения успеха в спорте необходимо много и упорно тренироваться, использовать наиболее эффективные методы тренировок, обращаться за помощью к более квалифицированным тренерам, соблюдать спортивный режим и т. п. Однако далеко не каждый юниор осознает необходимость еще и развития личностных качеств, необходимых для серьезных спортивных достижений, например, сильной воли или развитых навыков саморегуляции.

Таким образом, мы можем утверждать, что, наряду с высокой адекватной самооценкой, оптимальными установками в отношении образа своего идеального Я важной характеристикой конструктивной Я-концепции юных спортсменов является сформированность у них представления о пути достижения этого идеального Я.

Наряду с определением особенностей конструктивной Я- концепции, целью настоящего исследования является определение условий ее эффективного формирования у юных теннисистов. Эти условия мы можем условно разделить на внешние (влияние социального окружения) и внутренние, определяемые индивидуальными особенностями спортсмена, прежде всего, уровнем его аутокогнитивных способностей и наличием у него мотивов к самопознанию и саморазвитию.

По нашему мнению, основным внешним условием, учитывая всю сложность вопросов в отношении Я-концепции и ее формирования, является профессионализм тренера юного спортсмена. Даже при условии участия спортивного психолога в подготовке спортсмена, что в настоящий момент является скорее исключением, чем правилом для отечественного детско-юношеского спорта, тренер всегда остается главным звеном в процессе подготовки спортсмена, в т. ч. и психологической.

Более того, тренер часто является главным примером для юного спортсмена, образом для формирования его идеального Я, по крайней мере, на начальном этапе подготовки. Важно, что во многом от тренера зависит создание других условий, необходимых для формирования конструктивной Я-концепции у юных спортсменов, среди которых, например, позитивный климат тренировочного процесса, исключающий избыточную конкуренцию, открытое противостояние и конфликты между участниками спортивных групп.

Помимо позитивного климата тренировочного процесса в контексте формирования правильных личностных установок подростка также важно наличие благоприятной развивающей среды в других сферах его жизни, прежде всего, в семье. Роль родителей в формировании Я-концепции подростков имеет крайне значимый характер, от их личностных установок и стиля воспитания в большинстве случаев зависит насколько конструктивный характер она будет носить [2, 7].

Наши многолетние наблюдения показывают, что многие проблемы самовосприятия юных спортсменов связаны именно с родительскими установками или их моделями поведения. Например, родительский перфекционизм, вне зависимости от того, носит он ли он реальный или видимый характер, негативно отражается на самооценке детей и обусловливает завышенный уровень требований к себе, а родительские амбиции в отношении спортивных результатов своих детей неизбежно приводят к негативным ментальным искажениям формирующейся у них Я-концепции. Проблема заключается, в первую очередь, в слабых психологических и педагогических знаниях многих родителей, некоторые из которых сами нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

В отсутствии специалиста-психолога в детско-юношеской спортивной школе задача просвещения родителей по вопросам психологической готовности их детей к соревновательной деятельности также ложится, прежде всего, на плечи тренера.

В соответствии с этим одним из главных условий формирования конструктивной Я-концепции юных спортсменов выступает наличие у тренера определенных развитых профессионально важных качеств. Основываясь на собственных исследованиях и работах других авторов [6, 9], для формирования конструктивной Я-концепции спортсменов мы считаем необходимыми следующие качества спортивного тренера: психологическую компетентность, включающую основные психологические знания и навыки практического применения развивающих психологических методик; абсолютный авторитет тренера у юных спортсменов и их родителей; ценностные ориентиры тренера, направленные в большей степени на долгосрочную перспективу и планомерное повышение спортивного мастерства своих подопечных, чем на их сиюминутные результаты; высокий уровень коммуникативных качеств тренера, позволяющий его ученикам и их родителям эффективно усваивать получаемую информацию, вне зависимости от их индивидуальных особенностей. Безусловно, важны и многие другие качества тренера, уровень развития которых определяет его профессионализм. В конечном счете, именно от тренерского профессионализма зависит реализация спортсменом своих биологически обусловленных способностей. В свою очередь, позитивный опыт соревновательной деятельности и достигнутые результаты определяют эффективное формирование конструктивной Я-концепции спортсмена.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило определить особенности конструктивной Я-концепции юных спортсменов и выделить основные условия ее формирования.

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2011. 420 с.
  2. Бубнова И.С., Рерке В.И. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та, 2013. №1(72). С. 211–214.
  3. Деркач А.А. Реализация концепции Я в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 2013. 258 с.
  4. Джеймс У. Психология. М.: Гаудеамус: Акад. Проект, 2011. 316 с.
  5. Жилин С.В. Особенности Я-концепции личности спортсменов (на материале детско-юношеского спорта): автореф. … дис. канд. психол. наук. СПб., 2003. 16 с.
  6. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб. [и др.]: Питер, 2008. 351 с.
  7. Койшибаева И.А. Стиль семейного воспитания как фактор развития Я-концепции подростка в городской семье (на примере российских, украинских и казахских семей): автореф. … дис. канд. психол. наук. М., 2010. 20 с.
  8. Кравченко А.И. Общая психология: учеб. пособие. М.: Проспект. 2011. 432 с.
  9. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. 224 с.

Источник: Гайдамашко И.В., Бабичев И.В. Особенности конструктивной Я-концепции и условия ее формирования у юных спортсменов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 1 (54). С. 6–13. DOI: 10.26456/vtpsyped/2021.1.006

Исследование психолого-педагогического формирования «Я-концепции» учащихся в старшем подростковом возрасте

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы формирования «Я – концепции» учащихся в старшем подростковом возрасте; показано, что «Я-концепция» оказывает решающее влияние на развитие целостной гармоничной личности подростка в социуме, его общение и поведение; представлены результаты исследования уровня «Я-концепции» у старших подростков.
Ключевые слова: «Я-концепция», формирование «Я-концепции», личность старшего подростка, самоотношение.

Проблема становления «Я – концепции» обнаруживает себя в подростковом возрасте, когда вопросы осмысления собственного Я и его взаимодействия с миром приобретают новое звучание. Актуальными в этом возрасте становятся изменения в физическом и когнитивном развитии, возникновение чувства взрослости, развитие рефлексии и на ее основе самосознания; формирование самоопределения, новой системы эмоционально-оценочного отношения к себе и окружающим.

Изменяется сфера общения подростка, совершенствуются способы и навыки его коммуникативной деятельности, выстраиваются жизненные перспективы (В.И. Долгова [1], Р. Бернс [2], Л.А. Беляева [3], Н.И. Евсикова [4], В.В. Столин [5]).

«Я – концепция» — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний [6].

Каждый из элементов «Я – концепции» может существовать в трех модальностях: Я — реальное: представление индивида о том, каков он есть на самом деле; Я — зеркальное (социальное): представление индивида о том, как его видят другие люди; Я — идеальное: представление индивида о том, каким бы он хотел быть [7].

Наиболее перспективным в современной психологии является рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла «Я». Здесь самоотношение не базируется на оценке социальной желательности воспринимаемой в себе черты, и не является прямым следствием знания о себе, хотя феноменологически выводимо из него. В основу такого подхода положена идея о том, что в основании самоотношения лежит оценка личностью своего «Я», собственных черт по отношению к мотивам, которые выражают ее потребность в самореализации [8].

«Я – концепция» становится значимым и определяющим в развитии личности. Очевидно, что вопросы «Кто Я?», «Кто Я для других?», «Каким бы Я хотел быть?» в той или иной форме, прямо или косвенно задает себе любой подросток, и поиск ответов на эти вопросы продолжается на протяжении многих лет, прежде чем сформируется более или менее устойчивое представление о собственной личности [9].

Психологическим приобретением старшего подросткового возраста является открытие своего внутреннего мира. Для подростка сосредоточением субъективного опыта является он сам. Внешний (физический) мир воспринимается только лишь как одна из возможностей  получения такого опыта. На первый план старших подростков выходит вопрос: «…каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от других и насколько он похож или близок к своему идеалу?».

Становление «Я – концепции» – это сложный непрерывный процесс, в ходе которого изменяются, претерпевают определенную динамику его структурные и процессуальные компоненты. Повышается устойчивость самоотношения в целом и его компонентов в частности, осуществляется их интеграция в единую целостную систему. Отсюда следует, что формирование «Я – концепции» является важным именно в подростковом периоде, ибо этот возрастной этап наиболее сенситивен для развития психологического феномена самоотношения в целостной структуре личности. [10].

В. И. Долгова отмечает, что формирование — это объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. Формирование — процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности [11, 12].

Формирование «Я – концепции» в старшем подростковом возрасте, это сложный процесс, который напрямую зависит от условий социального развития подростка, его жизненного опыта, характера взаимодействий со сверстниками и взрослыми, системой морально-нравственных установок.

Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики:

  1. «Опросник самоотношения» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Цель: позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение, самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе, уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я»;
  2. «Кто Я?» М.Кун и Т. Макпартленд. Цель: используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.;
  3. «Изучения самооценки» Дембо – Рубинштейн. Цель: определить уровень самооценки личности [11].

Исследование проводилось в Гимназии №1 г. Челябинска, в нем приняли участие учащиеся 9 класса, 20 человек, из них 11 девочек, 9 мальчиков, в возрасте от 14 -15 лет.

Обсудим результаты исследования.

Результаты когнитивного компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике: «опросник самоотношения» С. Р. Пантелеев и В.В. Столин. В ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые изображены на диаграмме, представленной на рис. 1.

 

Рис. 1. Результаты когнитивного компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике: «опросник самоотношения» С.Р. Пантелеев и В.В. Столин 

Проведенный анализ когнитивного компонента у подростков показал что:

Высокий уровень: интегральная – 4 человек (20%), самоинтересов – 5 человек (22%), саморуководство – 7 человек (34%), самоинтереса – 9 человек (42%), самопонимания – 7 человек (34%) означает, что подросток может не адекватно соотносить свои достоинства и недостатки, завышая свои возможности.

Средний уровень: самоинтересов – 6 человек (32%), саморуководство – 8 человек (46%), самоинтереса – 8 человек (41%), самопонимания – 7 человек (34%), интегральная – 6 человек (30%) означает, что подросток в адекватной мере принимает себя, свои возможности, удовлетворен собой.

Низкий уровень: самоинтересов – 9 человек (46%), саморуководство – 5 человек (20%), самоинтереса – 3 человек (17%), самопонимания – 6 человек (32%), интегральная — 10 человек (50%) означает, что у подростка рефлексивно-критичное отношение к себе, отмечается заниженное восприятие своих достоинств и недостатков.

Анализ рис. 1 показал, что все показатели когнитивного компонента самоотношения выражены на уровнях высоком и низком (уровни показателей попадают в диапазоны: высокий (20% до 42%) и низкий (17% до 47%), это говорит о том, что у подростков не в достаточной мере сформированы представления об основных закономерностях психолого – педагогических знаний о сущности и особенностях формирования позитивного соотношения. Что свидетельствует о создании программы формирования позитивного самоотношения у подростков.

Результаты эмоционального компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике: «Кто Я» М. Куни и Т. Макпартленд. В ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые изображены на диаграмме, представленной на рис. 2.

 

Рис. 2. Показатели эмоционального компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста

 Проведенный анализ эмоционального компонента у подростков показал, что:

Высокий уровень: самоуважения — 8 человек (40%), аутосимпатия – 5 человек (25%), самообвинение – 6 человек (32%), самооценка 10 человек (48%), реалистичное представление о себе – 3 человек (12%) означает, что у подростка завышенное уважение к себе

Средний уровень: самоуважения — 9 человек (46%), аутосимпатия – 8 человек (36%), самообвинение — 5 человек (25%), самооценка 6 человек (27%), реалистичное представление о себе 1 человек (3%) означает, что у подростка адекватное восприятие эмоционального состояния личности.

Низкий уровень: самоуважения- 3 человек (14%), аутосимпатия – 7 человек (39%), самообвинение – 9 человек (43%), самооценка 4 человек (25%), реалистичное представление о себе – 16 человек (85%) означает, что у подростка занижено самоуважение, заниженное восприятие эмоционального состояния личности.

В процессе анализа было вывлено, что все показатели эмоционального компонента самоотношения выражены на уровнях высоком и низком (уровни показателей попадают в диапазоны: высокий (12% до 48%) и низкий (3% до 44%)), что говорит о том, что у подростков не в достаточной мере сформированы представления об эмоционально — волевых особенностях и состоянии личности. Что свидетельствует о создании программы формирования позитивного самоотношения у подростков.

Результаты поведенческого компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике «Изучение самоотношения» Дембо — Рубинштейн. В ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые изображены на диаграмме, представленной на рис. 3.

Рис. 3. Показатели поведенческого компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста 

Проведенный анализ поведенческого компонента у подростков показал, что:

Высокий уровень: ожидаемое отношение от других – 0 человек (0%), самоуверенность – 5 человек (27%), отношение других – 3 человек (15%), самопринятие – 6 человек (29%) означает, что у подростка завышена область действий моделей поведения.

Средний уровень: ожидаемое отношение от других – 9 человек (44%), самоуверенность – 11 человек (54%), отношение других – 7 человек (37%), самопринятие – 10 человек (49%) означает, что у подростка адекватное принятие себя как личности.

Низкий уровень: ожидаемое отношение от других – 11 человек (56%), самоуверенность – 4 человек (20%), отношение других – 10 человек (49%), самопринятие – 4 человек (22%) означает, что у подростка занижена область действий моделей поведения.

Анализируя рис. 3, отметим, что все показатели поведенческого компонента самоотношения выражены на уровнях высоком и низком (уровни показателей попадают в диапазоны: высокий (0% до 29%) и низкий (20% до 56%), что говорит о том, что у подростков не в достаточной мере сформирована область действий, моделей поведения личности. Что свидетельствует о создании программы формирования позитивного самоотношения у подростков.

Выводы:

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что все показатели когнитивного, эмоционально и поведенческого компонента выражены на уровнях высоком и низком, что свидетельствует, что у подростков в недостаточной мере сформированы представления о закономерностях психолого – педагогических знаний, эмоционально – волевых особенностях и состояния личности и области действий моделей поведения.

Таким образом, за время проживания ребенком подросткового возраста «Я-концепция» преодолевает значительные изменения. Происходит его усложнение, повышается устойчивость отношения к себе в целом и его компонентов в частности, осуществляется их интеграция в единую целостную систему. Приоритетным, по мнению исследователей, является тот факт, что в подростковом возрасте «Я – концепция» интенсивно формируется и систематизируется. Становление «Я – концепции» – это сложный непрерывный процесс, в ходе которого изменяются, претерпевают определенную динамику его структурные и процессуальные компоненты. Отсюда следует, что изучение «Я – концепции» является важным именно в подростковом периоде, ибо этот возрастной этап наиболее сенситивен для развития психологического феномена «Я – концепции» в целостной структуре личности.

 Ссылки на источники 

  1. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. — № 4 (24). — С. 63-65.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. — М.: «Прогресс», 2010. – С. 263.
  3. Беляева Л.А. Построение «Я-Концепции» как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: МГППУ // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. — № 91. — С. 80.
  4. Евсикова Н.И. Особенности самоотношения подростков, обучающихся в традиционной и вальдорорфской школах // Вопросы психологии. – 2008. — № 6. – С. 38-40.
  5. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Издательство Московского Университета. – 2009. — 284 с.
  6. Дьяченко О.М. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Как развивается подросток?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
  7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 2010. – 22 с.
  8. Долгова В.И., Ордина И.П. Я-концепция одаренных старшеклассников (монография). — Бишкек: Изд-во «ДЭЦ», 2012. — 155 с.
  9. Колядин А.П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке. — М.: Флинта // Серия «Гуманитарные науки». — 2010. — № 1. – С. 45- 50.
  10. 10. Сидоров  К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, — 2011, — №3, С. 157.
  11. Долгова В.И. Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости  – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с.
  12. Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с

RELATIONSHIPS IN THE «I – OTHERS» SYSTEM DURING THE PERIOD OF TURBULENCE

Research article

Fominykh E.S.

DOI:

https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.112.10.044

Issue: № 10 (112), 2021

Published:

2021/10/18

НЕЗАВИСИМАЯ И ВЗАИМОЗАВИСИМАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ «Я – ДРУГИЕ» В ПЕРИОД ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Научная статья

Фоминых Е. С.*

ORCID: 0000-0003-3733-4381,

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия

* Корреспондирующий автор (fominyh.yekaterina[at]yandex.ru)

Аннотация

Статья посвящена исследованию степени выраженности независимой и взаимозависимой Я-концепции у современной молодежи в условиях турбулентности. Рассмотрена сущность понятия Я-концепции в отечественной и зарубежной литературе. Представлены основные типы Я-концепции: независимая и взаимозависимая (включающая родственную Я-концепцию как компонент). Уточнены структура и характеристики выделенных типов ориентации. Приведены результаты эмпирического исследования независимой и взаимозависимой Я-концепции у молодежи в современных условиях (n=112, средний возраст 20 лет). Установлено преобладание высоких показателей взаимозависимой Я-концепции и низких показателей независимой Я-концепции у юношей и девушек.

Ключевые слова: взаимозависимая Я-концепция, независимая Я-концепция, родственная Я-концепция, молодежь, турбулентность.

INDEPENDENT AND INTERDEPENDENT SELF-CONCEP TIN THE YOUTH ENVIRONMENT: RELATIONSHIPS IN THE «I – OTHERS» SYSTEM DURING THE PERIOD OF TURBULENCE

Research article

Fominykh E.S.*

ORCID: 0000-0003-3733-4381,

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia

* Corresponding author (fominyh.yekaterina[at]yandex.ru)

Abstract

The article discusses the degree of the independent and interdependent self-concept in modern youth in the context of turbulence. The author examines the essence of the concept of self-concept in domestic and foreign literature and outlines the main types of self-concept: independent and interdependent (including a related self-concept as a component). The article also specifies the structure and characteristics of the selected orientation types and presents the results of an empirical study of the independent and interdependent self-concept in young people (n=112, average age 20 years). establishing the predominance of high indicators of the interdependent self-concept and low indicators of the independent self-concept in male and female youth.

Keywords: interdependent self-concept, independent self-concept, related self-concept, youth, turbulence.

Введение

Современная мировая ситуация все чаще характеризуется в дискурсе и метафоре турбулентности, подчеркивающей нестабильность, противоречивость, неопределенность и непредсказуемость развития общественных процессов. Условия турбулентности трансформируют не только функционирование государств, но и каждой отдельной личности с ее уникальной системой отношений, историей и жизненной траекторией. Обозначенный контекст актуализирует необходимость исследования ряда вопросов у современной молодежи: специфики восприятия себя по отношению к другим людям, субъективного представления о себе в процессе взаимодействия с окружающим миром как важных аспектов конструирования контуров будущего и направлений развития. Таким образом, целью исследования является выявление и описание типа Я-концепции в юности (коллективной, родственной, независимой).

Я-концепция – это динамическое образование, находящееся в непрерывном развитии и изменении за счет детализации представлений о себе в процессе самовосприятия, интроспекции, самоанализа, самопознания и последующего синтеза содержательных характеристик личности в единый собирательный образ [8]. Это устойчивое, внутренне согласованное и непротиворечивое представление личности о себе [6]. В зарубежной и отечественной литературе подчеркивается изменчивость, непостоянство, гибкость и подвижность Я-концепции [1], [3], [4], [7]. Я находится в постоянном преобразовании и модификации по мере изменения ситуации и окружающей реальности. Личностное развитие и рост являются естественной и преобладающей тенденцией, а индивид обладает обширными внутренними ресурсами самоосознания, изменения Я-концепции, своих установок, отношений и регулируемого Я-поведения. Я-концепция (self-concept) – это процесс, система, находящаяся в постоянном изменении, в центре которой – понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах на будущее [6].

Х. Маркус и Ш. Китаяма (H.R. Markus, S. Kitayama [10]) выделили два вида Я-концепции – взаимозависимую (включающую родственную Я-концепцию как компонент) и независимую. Дифференцирующим критерием в выделении данных вариантов являются индивидуальные различия восприятия себя относительно других индивидуумов, детерминирующие специфику эмоционального самовыражения и поведения личности. Систематизация и обобщение концептуальных теоретических положений позволили представить структуру независимой и взаимозависимой Я-концепции [2], [9], [10] (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – Структура независимой и взаимозависимой Я-концепции

Независимая Я-концепция Взаимозависимая Я-концепция
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Восприятие себя, отношение к себе
Фундаментально индивидуальный тип Я-концепции, при котором личность отделяет себя от других, рассматривает вне социального контекста. Я – фундаментально связанное с другими людьми, описание через включение в социальный контекст и взаимоотношения с другими людьми. Групповая принадлежность, способность вписываться в группу и соответствовать ей как основа самоуважения.
Концепция автономного и автономизированного человека, стремящегося к независимости от других. Уникальность, преследование своих целей, стремление к самовыражению. Концепция личности, стремящейся к родственности, связанности, взаимозависимости. Стремление соответствовать целому и преследовать цели других. Гибкая Я-концепция, зависящая от контекста.
Осознание собственной эффективности, превосходства. Восприятие себя уважаемым членом коллектива.
Восприятие других
Значимость других рассматривается с точки зрения конечной выгоды для самого индивида. Другие индивидуумы – ресурсы определения себя. Стремление расширять когнитивные представления о других.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
Оценка личности с позиции собственных успехов, достижений, успехов. Оценка личности с позиции включенности в определенную группу
Выражают эго-фокусированные эмоции (злость, гордость) Эмоциональная устойчивость Свойственны эмоции, ориентированные на других (стыд, вина)
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Действие выражает реализацию его внутренних потребностей, прав, возможностей в противовес чрезмерному социальному давлению Действие – стремление быть восприимчивым к другим, с поправкой на их нужды, запросы через сдерживание собственных нужд и желаний
Способность уверенно взаимодействовать с другими в различных ситуациях как показатель зрелости Способность подстраиваться, менять свое поведение, регулировать свои эмоциональные проявления в различных ситуациях для поддержания равновесия и гармонии в группе, отражающие зрелость личности

 

Таким образом, Я-концепция, как совокупность восприятий, оценки и регуляции поведения, формируется на основе и в процессе межличностного взаимодействия. Внимание, которое личность фокусирует на объектах, явлениях реальности и ситуациях взаимодействия, создает ее индивидуальный, уникальный, избирательный и субъективный мир.

Для выявления типа Я-концепции у молодежи в современных условиях в 2020-2021 г. нами было проведено эмпирическое исследование. Выборку составили 112 юношей и девушек, проживающих в г. Оренбурге и получающих высшее профессиональное образование (10 юношей, 102 девушки; средний возраст 20 лет). Психодиагностический комплекс составили опросники: «Родственная Я-концепция» (S.E. Cross, P.L. Bacon, M.L. Morris, валидизация Е.А. Дорошевой, Г.Г. Князева, О.С. Корниенко), «Коллективная и независимая Я-концепция» (T.M. Singelis, валидизация Е.А. Дорошевой, Г.Г. Князева, О.С. Корниенко) [2]. Результаты эмпирического исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1 – Показатели взаимозависимой, независимой и родственной Я-концепции у молодежи

 

Полученные данные показывают, что у 58 % исследуемой выборки высокие показатели взаимозависимой Я-концепции сочетаются с низкими показателями независимой Я-концепции. Выявленное сочетание указывает на сильный уровень связи образа себя с принадлежностью к определенными группам, стремление выстраивать поведение в соответствии с нормами, идеалами и целями этих групп. 42 % испытуемых демонстрируют противоположную тенденцию – высокие показатели независимой и низкие взаимозависимой Я-концепции. Данная тенденция подчеркивает, что устойчивое представление о себе является результатом самовосприятия своих собственных черт и особенностей. При этом социальное сравнение – это основа для выделения и обозначения собственной уникальности. Респонденты открыто демонстрируют свои когниции и эмоции, мнение окружающих не играет ключевой роли в их детерминации; поведение определяется индивидуальными потребностями, а не альтруистическими побуждениями, социальной желательностью и др. Показатели родственной Я-концепции, как компонента взаимозависимой Я-концепции, распределены следующим образом: для 32 % испытуемых устойчивое представление о себе не связано со взаимоотношениями с близкими людьми; 68 % связывают образ себя с окружающими близкими, при выражении когниций и эмоций ориентируются в первую очередь на них, в поведенческом плане склонны действовать исходя из потребностей и желаний близких людей в противовес собственным.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование зафиксировало тенденцию в преобладании взаимозависимой Я-концепции у современной российской молодежи, что обусловлено культуральными особенностями, значимостью родственных отношений в формировании представлений о себе. Тем не менее количественная разница между исследуемыми конструктами подчеркивает, постепенное смещение акцентов на внутренние источники образа Я, порождаемые ситуацией турбулентности с ее резким изменением жизненных стандартов и ориентиров.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы / Р. Бернс // Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 654 с.
  2. Дорошева Е. А. Валидизация русскоязычных версий двух опросников Я-концепции / Е. А. Дорошева, Г. Г. Князев, О. С. Корниенко// Психологический журнал. – 2016. – Т. 37. – № 3. – С. 99-112.
  3. Иващенко А. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии / А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова // Мир психологии. – 2002. – № 2(30). – С.17-29.
  4. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 336 с.
  5. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 414 с.
  6. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 479 с.
  7. Сичурина М. Г. Структура Я-концепции: интеграция научных представлений / М. Г. Сичурина // Сибирский психологический журнал. – № 2. – 2012. – С. 115-119.
  8. Фролов А. А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах /А.А. Фролов // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2015. – № 4 (30). – С. 287-292.
  9. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства / Т. Шибутани // Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 220-231.
  10. Markus H. R. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation / R. Markus, S. Kitayama // Psihologikal Review. – 1991. – V. 52. – P. 224-253.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Berns R. YA-koncepciya i YA-obrazy [I am a concept and I am images] / R. Berns // Samosoznanie i zashchitnye mekhanizmy lichnosti. – Samara: Bahrah-M, 2003. – 654 p. [in Russian]
  2. Dorosheva E. A. Validizaciya russkoyazychnyh versij dvuh oprosnikov YA-koncepcii [Validation of two Russian-language versions of Self-conception questionnaires] / E. A. Dorosheva, G. G. Knyazev, O. S. Kornienko // Psikhologicheskii Zhurnal [Psychological Journal]. – 2016. – Vol. 37. – № 3. – P. 99-112. [in Russian]
  3. Ivashchenko A. V. Problemy YA-koncepcii lichnosti v otechestvennoj psihologii [Problems of the Self-concept of personality in Russian psychology] / A. V. Ivashchenko, V. S. Agapov, I. V. Baryshnikova // Mir psihologii [The world of psychology]. – 2002. – № 2(30). – P.17-29. [in Russian]
  4. Kon I. S. V poiskah sebya. Lichnost’ i ee samosoznanie [In search of yourself. Personality and its self-awareness] / I. S. Kon. – M.: Politizdat, 1984. – 336 p. [in Russian]
  5. Macumoto D. Psihologiya i kul’tura [Culture and Psychology] / D. Macumoto. – SPb.: Prajm-Evroznak, 2002. – 414 p. [in Russian]
  6. Rodzhers K. R. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy] / K.R. Rodzhers. – M.: Progress, Univers, 1994. – 479 p. [in Russian]
  7. Sichurina M. G. Struktura YA-koncepcii: integraciya nauchnyh predstavlenij [The structure of self-concept: the integration of scientific concepts] / M. G. Sichurina // Sibirskij psihologicheskij zhurnal [Siberian journal of psychology]. – № 2. – 2012. – P. 115-119. [in Russian]
  8. Frolov A. A. Issledovanie YA-koncepcii v razlichnyh teoreticheskih podhodah [Research of self-concept in various theoretical approaches] /A.A. Frolov // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA]. – 2015. – № 4 (30). – P. 287-292. [in Russian]
  9. SHibutani T. YA-koncepciya i chuvstvo sobstvennogo dostoinstva [I am a concept and a sense of self-worth] / T. SHibutani // Samosoznanie i zashchitnye mekhanizmy lichnosti. – Samara: Bahrah-M, 2000. – P. 220-231. [in Russian]
  10. Markus H. R. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation / H. R. Markus, S. Kitayama // Psihologikal Review. – 1991. – V. 52. – P. 224-253.

Что такое концепция? | Пример концепции — видео и расшифровка урока

Подготовка к экзамену AP по психологии / AP Psychology: подготовка к экзаменам Курс / AP Psychology: память и познание Глава

Остин Валенсуэла, Натали Бойд
  • Автор Остин Валенсуэла

    Остин Валенсуэла получил степень бакалавра психологии в Университете Гранд-Каньон и писал о психологии более четырех лет. Он писатель научной фантастики и фэнтези. Его опубликованный роман «Нечестивость: готическая фантазия» и рассказ в антологии «Под двумя солнцами» доступны повсюду. Он является членом Ассоциации писателей Флориды и Национального общества университетских ученых.

    Посмотреть биографию
  • Инструктор Натали Бойд

    Натали работает учителем, имеет степень магистра английского языка и работает над докторской диссертацией по психологии.

    Посмотреть биографию

На этом уроке вы узнаете определение понятия, изучите различные типы понятий (вышестоящие, основные и подчиненные) и просмотрите примеры понятий. Вы также узнаете разницу между концепцией и теорией. Обновлено: 06.01.2022

Содержание

  • Что такое концепция?
  • Типы понятий
  • Примеры понятий
  • Краткое содержание урока
Показать

Что такое концепция?

Иногда лучший способ изобразить человека, место или вещь — это сослаться на предмет, не упоминая его полностью. Это то, что известно как концепция или абстрактная идея. Люди разрабатывают представления о множестве разных вещей, что позволяет нам более эффективно ориентироваться в мире. Но, что такое концепция ?

Основной принцип концепции заключается в том, что она должна быть мыслью или убеждением, обычно связанным с чем-то в объективном мире. Понятия также могут существовать в абстракции, как и математические уравнения. Математика — хороший пример концепции, потому что уравнения в алгебре относятся к идеям «x», что является концепцией для определенного числа, которое нужно определить. Другие концепции могут существовать в искусстве, литературе и многих других областях человеческой мысли. Однако понятия всегда иерархичны, а это означает, что они могут быть как очень широкими, так и очень конкретными. Этот урок исследует различные формы, которые могут принимать понятия.

Как используются понятия?

Во-первых, нужно определить, как используются понятия. В тех случаях, когда концепции более конкретны, существует тонкая грань между концепцией и теорией , которую можно легко не заметить, если не быть осторожным. Концепция — это абстрактная идея чего-либо или общее понятие, тогда как теория объясняет, как вещи работают или возникают. Концепции далеко не так строги, как теории.

Например, такие науки, как когнитивная наука и психология, часто ссылаются на понятие навязчивых мыслей, имея в виду нежелательные мысли, возникающие в уме. Существуют различные методы избавления от навязчивых мыслей, которые испытывает человек. Психологическая теория, скрывающая навязчивые мысли, направлена ​​на объяснение того, как эти мысли возникают и как с ними можно бороться.

Существует множество различных типов понятий, которые ученые используют для обозначения аспектов мира.

Произошла ошибка при загрузке этого видео.

Попробуйте обновить страницу или обратитесь в службу поддержки.

Вы должны создать учетную запись, чтобы продолжить просмотр

Зарегистрируйтесь, чтобы просмотреть этот урок

Вы студент или преподаватель?

Создайте свою учетную запись, чтобы продолжить просмотр

Как член, вы также получите неограниченный доступ к более чем 88 000 уроки математики, английского языка, науки, истории и многое другое. Кроме того, получите практические тесты, викторины и индивидуальное обучение, которые помогут вам преуспевать.

Получите неограниченный доступ к более чем 88 000 уроков.

Попробуй это сейчас

Настройка занимает всего несколько минут, и вы можете отменить ее в любое время.

Уже зарегистрированы? Войдите здесь для доступ

Назад

Ресурсы, созданные учителями для учителей

Более 30 000 видеоуроков и учебные ресурсы‐все в одном месте.

Видеоуроки

Тесты и рабочие листы

Интеграция в классе

Планы уроков

Я определенно рекомендую Study.com своим коллегам. Это как учитель взмахнул волшебной палочкой и сделал работу за меня. Я чувствую, что это спасательный круг.

Дженнифер Б.

Учитель

Попробуй это сейчас

Назад

Далее: Долговременная память: определение, типы и примеры

пройти викторину Смотреть Следующий урок

 Повтор

Просто отмечаюсь.

Вы все еще смотрите? Да! Продолжай играть.

Ваш следующий урок будет играть в 10 секунд

  • 0:02 Концепция
  • 1:45 Старший
  • 2:54 Основной
  • 4:05 Подчиненный
  • 5:50 Итоги урока