Я концепция роджерс: 📖 Развитие Я-концепции, Я-концепция: «все-таки кто я?», Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс. Теории личности. Хьелл Л. А. Страница 131. Читать онлайн

Содержание

Развитие Я-концепции

На начальной стадии формирования «Я» (младенец или маленький ребенок), оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Иначе говоря, младенец или ребенок оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца. Младенец оценивает свои переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или не нравятся, доставляют ему удовольствие или нет и так далее. Такое оценивание проистекает из его спонтанной реакции на непосредственные переживания, будь то сенсорные, висцеральные или эмоциональные стимулы.

Организмический оценочный процесс — это подсознательный проводник, который оценивает переживания с точки зрения содержащегося в нем потенциала развития. Он привлекает человека к переживаниям, которые способствуют развитию, и отвлекает от тех, что его замедляют. Выбор человека направляется не внешними правилами, а внутренний переживаниями. Этот внутренний оценочный процесс естественен для младенца, который ценит пищу и безопасность.

С развитием ребенка по мере того, как он усваивает общественные нормы и ценности, происходит замена внутренних переживаний внешними правилами. Социальные силы вынуждают человека утрачивать связь с внутренними процессами и переживаниями. Люди научаются не доверять своим внутренним ощущениям, потому что вновь и вновь слышат, что эти чувства дурные.

Проследим как это происходит, и какие механизмы способствуют этому процессу.

На следующей стадии формирования «Я» — когда ребенок взрослеет, его развитие

регулируется через взаимодействие со значимыми другими (родители, родственники).

На данной стадии идет развитие когнитивных и перцептивных способностей и «Я»-концепция всё больше дифференцируется и усложняется.

По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающая и устойчивая. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания. Например, если родитель настаивает, чтобы ребенок вел себя как «хороший мальчик», а то его не будут любить, он будет оценивать переживания с позиции родительского образа «хорошего поведения», а не в терминах своей собственной организмической реакции. Вместо того, чтобы узнать, что почувствуешь, если скажешь «гадкое» слово, положишь лягушку в кровать сестры или украдешь игрушку у приятеля, ребенок сразу определяет подобное поведение как «плохое» и отказывается от него.

Таким образом, поведение ребенка управляется не вероятностью того, что его переживания сохранят или интенсифицируют его Я-концепцию, а вероятностью получить позитивное внимание от значимых для него людей. Роджерс считает это состояние несоответствия «Я» и опыта наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости.

Как только ребенок начинает сознавать себя, в нем развивается потребность в любви и позитивном внимание. Потребность в позитивном внимании является условием для развития Я-концепции. И она становится той силой, которая начинает определять действия и поведения ребенка.

Для того, чтобы получить позитивное внимание существуют определенные условия — так называемые условия ценности — т.е. условия и обстоятельства, при которых дети будут получать позитивное внимание. «Условия ценности» — поведение или отношение, которые отрицают некоторый аспект самости. Условия могут быть очень разнообразными в разных ситуациях, но основной принцип сохраняется: «Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу внимание, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которого от них ожидают значимые другие, особенно родители. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их не будут ценить и любить.

Пример обусловленного позитивного внимания: отец говорит сыну, что если он закончит полугодие на одни пятерки, то не только получит больше денег на карманные расходы, но также будет освобожден от обязанности мыть автомобиль и подстригать траву. Обусловленное позитивное внимание также прослеживается во многих других видах человеческих взаимоотношений, когда кого-либо лишают одобрения и поддержки или дают их. Учителя средней школы часто награждают ученика, который был наиболее внимательным или работоспособным в классе золотой звездой (прикрепляя ее к классной доске объявлений, чтобы все видели). Президент колледжа продвигает или не продвигает по службе сотрудников факультета, основываясь на качестве их преподавательской или научной деятельности. В каждом примере то, как человек оценивает свою ценность (самоуважение) зависит от выполнения требований, предъявляемых ему другими. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других — нет.

Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении его ценят, а в каком-то нет.

Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности. Так как дети не отличают себя от своих действий, они воспринимают одобрение действия как одобрение себя. Любовь так важна для ребенка, что он начинает действовать так, чтобы получить любовь, независимо от того является ли это для него самого естественным желанием. Таким образом, дети могут приходить к представлению о себе, как созданных для того, чтобы удовлетворять желания других, и испытывают побуждение отторгнуть от себя непривлекательные, но подлинные черты своей личности.

Ребенок для получения позитивного внимания готов пожертвовать организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность в позитивном внимании. Ребенок начинает вести себя не так он хочет. В своем поведении он исходит не из своего Я, и таким образом жертвует сохранением своей Я-концепции. Его поведением управляет желание получить позитивное внимание от значимых людей.

По Роджерсу условия ценности наносят вред развитию ребенка как полнокровно функционирующего человека, т.к. он просто пытается соответствовать требованиям других и не пытается для себя определить, кем быть и развиваться полноценно как самостоятельная личность. Я-концепция не соответствует его организмическому опыту, что ведет к психологическим проблемам и не способствует формированию психологически здоровой личности.

По Роджерсу, условия ценности действуют подобно слепому на лошади, отсекая часть доступного опыта. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление. В результате этой защиты такие люди не могут взаимодействовать полно и открыто с окружением. Например, ребенку, который на организмическом уровне боится нырнуть с вышки, сверстники могут сказать: «Не будь „девчонкой». Иди и прыгни». Тогда ребенок может скрыть страх, чтобы получить похвалу от сверстников.

Безусловное позитивное внимание. Хотя очевидно, что никто не может полностью быть свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Неважно, насколько предосудительными или невыносимыми могут быть поведение и чувства ее ребенка, она все же хвалит его и считает достойным любви.

По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации ребенка — это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то: тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать.

С точки зрения Роджерса, в поведении ребенка нет ничего такого, что дало бы родителю повод сказать: «Если ты поступаешь так или чувствуешь так, то я больше не уважаю и не люблю тебя». Признаемся, что обычному родителю очень трудно придерживаться этого принципа, если трехгодовалый ребенок пинает ногами новый цветной телевизор. Однако — и это важно понять — безусловное позитивное внимание не означает буквально, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит. Разумеется, ребенку не следует позволять делать все, что ему вздумается, не приучая его к дисциплине и не наказывая. Если бы это было так, немногие дети пережили бы детство, поскольку они были бы не защищены от реальных опасностей. В действительности это означает создание семейного окружения, в котором ребенка хвалят и признают именно за то, кем он является — растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем не менее, любимым. Родители могут выразить ребенку свое неодобрение за определенные поступки — например, разбрасывание еды по обеденному столу, избиение младшей сестры или брата, пачкание краской только что отремонтированной стенки, дерганье собаки за хвост, — одновременно принимая факт того, что он хочет поступать именно таким образом.

Иначе говоря, Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение.

В этом случае ребенок будет сознавать, что есть определенные ожидания в относительно его поведения, но он будет доверять себе и своим суждениям, а не требованиям идущим извне.

Воспитание с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для становления полноценно функционирующей личности, раскрывает естественную тенденцию к самоактуализации, которая есть в каждом.

В своем поведении человек стремится сохранить согласованность самовосприятия и переживания. Переживания, которые находятся в соответствии с Я-концепцией и условиями ценностями, осознаются человеком и точно воспринимаются. В противном случае переживания не осознаются и не воспринимаются. Если идет несоответствие Я-концепции и актуального переживания возникает угроза Я-концепции, которая в свою очередь порождает замешательство и напряжение.

Если человек осознает несоответствие Я-концепции и актуального переживания -возникают легкие формы — напряжение, чувство вины, если человек не осознает это несоответствие — велика вероятность возникновения личностных расстройств.

Феноменологическое направление Карла Роджерса. Я-концепция

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Психологическая культура личности»

на тему «Феноменологическое направление Карла Роджерса. Я-концепция». 

 
 
 
 

2010 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………с. 3-4

Основная  часть.

  1. Биографический очерк……………………………………………… с.5-6
  2. Суть феноменологического направления……………………………..с.7
  3. Точка зрения Карла Роджерса на природу человека……………….с.8-9
  4. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации…………с.10-11
  5. Феноменологическая позиция К. Роджерса………………………….с.12
  • Я-концепция: «все-таки кто я»?……………………………………………. …с.13-21
    1. Самость.
    2. Идеальная самость.
    3. Препятствия росту.
    4. Брак.
  • Методы психоанализа К. Роджерса и его основные работы…….с.21-23

Заключение……………………………………………………………….с.24-25

Список  литературы…………………………………………………………с.26 

 

Введение.

     «Многочисленные  проблемы возникают, когда мы  пытаемся оправдать ожидания  других, вместо того, чтобы определить  наши собственные.»

     Карл  Роджерс – уникальный американский психолог, один из создателей и лидеров  гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным  компонентом структуры личности Роджерс считал «Я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией». Изучая труды Карла Роджерса, я поняла, что цель написания его работ – разделить с нами часть его жизненного опыта, часть его самого. Там изложено то, что Роджерс испытал в джунглях современной жизни, на неизведанной территории межличностных отношений. Там описано то, что он видел, во что он поверил. Там говорится о некоторых вопросах, затруднениях, заботах и сомнениях, с которыми он встретился. Не смотря на то, что труды Карла Роджерса написаны не простым, научным языком, меня заинтересовала его точка зрения, его теория, касающаяся феноменологического направления. Автор искренне и убеждающее утверждает, что люди способны сами определять свою судьбу. Люди ответственны за то, что они собой представляют. Люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству. Сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям, она конструктивна и реалистична. Мне близки и понятны его мысли, и я захотела продолжить познание данного направления, продолжая изучать книги Карла Роджерса.

     Объектом моего реферата является – Я — концепция личности. Предмет исследования — Я — концепция как система психологических особенностей отношения человека к себе.

     Цель  исследования — рассмотреть особенности Я — концепции как системы отношения человека к себе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

     -познакомиться  с самим Карлом Роджерсом через  его биографию, труды, статьи, книги.

     -изучить  материал о феноменологическом  направлении. Понять сущность  «Я-концепции». 
 

 

Биографический  очерк.

    Карл Роджерс родился 8 января 1902 г. и был четвертым ребенком в семье.

К. Роджерс  рос весьма робким и застенчивым  мальчиком. Так как отец часто  бывал в разъездах, большое влияние  на него оказала именно мать. Любимым  занятием К. Роджерса было чтение. Хотя его родители – глубоко религиозные  люди – относились неодобрительно к чтению художественной литературы, как к пустой трате времени, Карл продолжал часами проводить время  за книгами. В семь лет он пошел  в школу. Его способности к  чтению оказались столь впечатляющими, что мальчика сразу отправили  учиться во второй класс. Здесь он познакомился со своей будущей женой  – Хелен Эллиот.

    Детство К. Роджерса прошло на ферме. Огромное влияние на становление его мировоззрения оказали труды по сельскому хозяйству. Даже в колледж Роджерс поступил для того, чтобы изучать сельское хозяйство. Но через два года его намерения изменились: он решил избрать стезю духовного образования.

    В дальнейшем К. Роджерс продолжил свое образование в теологической семинарии. После поездки на Восток его взгляды на религию значительно изменились: он стал считать, что цель его жизни – помогать людям, нуждающимся в духовной поддержке, и что эту цель можно достичь и вне церкви. Его все больше стала привлекать психология. К. Роджерс убедился, что работа психолога – достойное занятие, которым он сможет обеспечить себе благополучное существование и одновременно помочь людям.

    К. Роджерс прошел в Висконсинском университете заочно курс психологии, а затем продолжил образование в Педагогическом колледже Колумбийского университета. По окончании университета Карл стал работать клиническим психологом в Центре помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Там он проработал 12 лет. Роджерс отличался тем, что не примыкал ни к одной из психологических школ. Со временем он выработал свою собственную теорию и метод работы с пациентами.

    Умер Карл Роджерс в 1987 г. За год до своей смерти он посетил Москву, где его лекции по психологии пользовались огромным успехом у аудитории. Всего К. Роджерс написал 16 книг и более 200 статей. Его работы переведены на 60 иностранных языков и по сей день, оставаясь актуальными, продолжают волновать научную общественность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Суть  феноменологического  направления.

    Феноменологическая теория Карла Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности.

Объективная действительность есть реальность, сознательно  воспринимаемая и понимаемая человеком  в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу. Свобода самоопределения заложена в природе человека как феномена. Это рассуждение приводит в конечном итоге к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют.

Другой  отличительной чертой феноменологического подхода к теории личности является тезис о том, что люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а значит, естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации (отличия друг от друга), автономности и зрелости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Точка зрения К. Роджерса на природу.

    Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: «Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности». В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, – убежденностью в том, что человек, если позволить ему раскрывать свои врожденные возможности, будет развиваться оптимально и эффективно.

    Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого Оно и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, половом насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Изучая природу человека, К. Роджерс пришел к выводу, что сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям, конструктивна и реалистична.

Он считал, что люди иногда имеют злые и разрушительные чувства, однако, когда ничто не мешает им проявлять свою настоящую внутреннюю природу, они становятся разумными созданиями, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации.

    Наряду с точкой зрения о позитивной природе человека, К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все человеческое поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Иначе говоря, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать (сохранить и развить себя), максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Роджерс полагал, что при отсутствии внешних  ограничений тенденция (желание  к) актуализации естественно выразится  в разнообразных формах поведения. Эта тенденция – единственный выдвинутый Роджерсом мотивационный  конструкт.

    Тенденция актуализации человека берет свое начало в физиологических процессах организма – это не психологическая тенденция, а биологический факт. Она, с одной стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а с другой – на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться. Роджерс не считал нужным давать конкретные примеры проявления тенденции к актуализации в поведении, но ее можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным СПИДом). Другие многочисленные примеры также иллюстрируют действие принципа актуализации Роджерса. Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством – он действительно «зациклился» на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется головой и «расквашивает» нос. Но в конце концов он идет. Также и игрок в теннис стремится улучшить свой удар справа и слева, игрок в гольф – прицел и удары по мячу, профессор колледжа – свои статьи, а подросток – свои представления о себе. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

    Наиболее важным в этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь). Роджерс так определял тенденцию самоактуализации: «Это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью».

К. Роджерс  не считал, что самоактуализация может  стать конечным состоянием совершенства, так как ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все остальные  мотивы.

Как мы видели, теория Роджерса иллюстрирует феноменологический подход к личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Феноменологическая  позиция К. Роджерса. 

    Феноменологическое направление считает реальным для индивида (то есть реальным для его мыслей, понятий, чувств) то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все сознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Говоря феноменологически, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Например, человек, изнывающий от жажды в пустыне, бросится к луже воды, являющейся миражом, так, как если бы это была настоящая вода. Еще пример: два человека, оказавшиеся в одних и тех же обстоятельствах, могут впоследствии описывать две совершенно разные ситуации, это часто бывает с рассказами «очевидцев» появления неопознанных летающих объектов, дорожно-транспортных происшествий и других неожиданных событий.

Феноменологическая  психология отстаивает в качестве своей  основной доктрины положение, что психологическая  реальность феноменов является исключительно  функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности; действительная реальность – это реальность, которую  наблюдает и интерпретирует реагирующий  организм. Следовательно, по Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир  в полной мере доступен только ему  самому (Rogers, 1959). В заключение можно  добавить, что Роджерс, в отличие  от Келли, избегал делать какие-либо заявления о природе «объективной» реальности. Его интересовала только психологическая реальность (то есть то, как человек воспринимает и интерпретирует любую информацию, получаемую посредством чувств), а объективную реальность он оставлял философам (Rogers, 1961).

Разделы психологии

Карл Роджерс

(1902-1987)
Ядро личности
I. Основная тенденция: Тенденция актуализировать присущие человеку возможности. Этот потенциал существует во всех живых организмах, даже в растениях. Люди обладают дополнительная форма — попытка актуализации себя, называемая самоактуализацией.
II.
Основные характеристики:
A. Я: сознательное ощущение человеком того, кто и что вы есть. Является доступны для осознания, хотя и не всегда в осознании.
1. Постепенно возникает благодаря опыту со словесными ярлыками, такими как как «Я» или «Я».
2. Феноменологическая реальность: индивидуальное восприятие реальности человеком. (независимо от того, согласуется ли это с объективной реальностью). Опыт — это самое высокое орган власти. Если вы думаете, что вы некрасивы или умны, это часть ваше представление о себе независимо от реальности.
B. Потребность в положительном отношении: всеобщая потребность в принятие, любовь и одобрение окружающих. Особенно важно во время младенчество.
C. Потребность в положительном самоуважении: Когда принятие и одобрение исходят от внутри личности и составляет часть Я-концепции.
Развитие
Роджерс не указывает никаких стадий развития, но делает некоторые Комментарии.
Принципиально важным является тот факт, что присущие человеку возможности генетически детерминирована, тогда как Я-концепция социально детерминирована. Таким образом, существует возможность различия между ними. Важный влияния:
I. Условно-положительное отношение: Дарование любви и одобрения только тогда, когда вести себя в соответствии с пожеланиями родителей, или когда родители отказываются от любви, если ребенок плохо себя ведет. Это приводит к: II. Условия ценности (аналогичные суперэго): вера человека в то, что он достоин привязанности только тогда, когда выражение желательного поведения.
III. Неконгруэнтность: когда существует расхождение между организмическим опытом и самооценка.
А. Мешает самореализации.
B. Приводит к защитному поведению. Основные защиты:
1. Отрицание (вытеснение)
2. Искажение
IV. Безусловное положительное отношение: предоставление любви и одобрения независимо от поведения человека.
Не означает отсутствие сдержанность. Если ребенок выбегает перед грузовиком, остановите его и скажите, что это опасно, но не шлепайте его и не говорите ему, что он плохой, злой мальчик. (Роджерс против наказания как средства управления поведением).

V. Конгруэнтность: когда само-концепция согласуется с присущими ей потенциями. и есть минимальные условия ценности. Ведет к открытости опыту и полностью функционирующий человек.
Периферия личности
Роджерс описал только два широких типа: тенденция энергично функционирует и тот, где это не так.
I. Полностью действующий человек: Идеал — получил безусловный положительный результат. отношении, имеет мало условий ценности и имеет соответствие между собой и возможности. Характеристики:
А. Открытость к опыту — противоположность обороне. Является рефлексивная и большая эмоциональная глубина (как для удовольствия, так и для боли).

B. Экзистенциальная жизнь: Полная жизнь в каждый момент. Отсутствие жесткости, является гибким, адаптируемым и спонтанным.

C. Органическое доверие:
1. Интуитивная жизнь: способность принимать информацию от всех базы.

2. Опыт — высший авторитет. Если это кажется правильным, это, вероятно, так (лучше, чем сознательное мышление — сильно отличается от Фрейда).
D. Свобода опыта — свобода выбора альтернативы.

E. Креативность: Способность создавать новые и эффективные идеи и вещи.
II. Неадаптированный человек: получил условно-положительный результат. отношение и развитые условия ценности. Существует несоответствие между собой и возможности. Характеристики:

A. Защитный образ жизни — не открыт для опыта
Б. Жить По заранее составленному плану — обычно заложенному родителями.
C. Игнорирует организм — не интуитивно
D. Чувствует, что им манипулируют — не свободен выбирать
E. Стандартный и соответствующий
III. Другие комментарии:

Сравнение идеалов. Есть определенная доля эгоизма в теории Роджера. Один критик назвал гуманистическую психологию «нарциссизмом». нашей культуры» — что мы настолько потеряны в любви к себе, что не в состоянии соприкоснуться с вне реальности.

Например, сравните следующие идеальные прилагательные для Адлера и Роджерс:
1. Адлер — ответственный, способный, целеустремленный, эффективный, адаптируемый к социальным реалиям, общественным интересам.

2. Роджерс — богатство опыта, гибкость, разнообразие жизни, непосредственность, спонтанность изменений.
Четыре характеристики успешных терапевтов. Роджерс считал, что эти характеристики человека, проводящего терапию, были важнее, чем философия или техника терапевта. Кстати, исследования подтверждают это позиция.
1. Конгруэнтность: Хорошие терапевты не могут быть фальшивыми; они должны быть в состоянии относиться к другим честно и искренне. Они не должны быть идеальными, но не могут занимать оборонительную позицию в отношениях с другими. Не могу играть в игры с клиентами.

2. Эмпатия: Должен уметь поставить себя на место клиента. Должно быть точная эмпатия — не просто «Да, я знаю, что ты чувствуешь, потому что Я…».

3. Учитесь у клиента: Хорошие терапевты умеют молчать и слушать. Терапия улица с двусторонним движением, и терапевт также должен извлечь пользу из терапии. Роджерс всегда делал 12-20 часов. терапии/нед.

4. Безусловное положительное отношение: Вы должны искренне любить клиента. Вы не обязаны одобрять его поведение, но должны уметь разделять грехи от грешника. (Кстати, ища терапевта, уверен, что у вас есть это чувство).
— Адаптировано 2004 —

Гуманистические подходы – общая психология

Перейти к содержимому

Личность

Цели обучения

  • Объяснить вклад гуманистов Абрахама Маслоу и Карла Роджерса в развитие личности

В качестве «третьей силы» в психологии гуманизм преподносится как реакция как на пессимистический детерминизм психоанализа с его упором на психологические расстройства, так и на точку зрения бихевиористов о том, что люди пассивно реагируют на окружающую среду, которая подвергались критике за то, что они превращают людей в бесличностных роботов. Он не предполагает, что психоаналитические, бихевиористские и другие точки зрения неверны, но утверждает, что эти точки зрения не признают глубину и значение человеческого опыта и не признают врожденную способность к самонаправленным изменениям и трансформации личного опыта. Эта точка зрения фокусируется на том, как развиваются здоровые люди. Один из первых гуманистов, Абрахам Маслоу, изучал людей, которых он считал здоровыми, творческими и продуктивными, включая Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и других. Маслоу (1950, 1970) обнаружили, что такие люди обладают схожими характеристиками, такими как открытость, креативность, любовь, спонтанность, сострадание, забота о других и принятие себя. Когда вы изучали мотивацию, вы узнали об одной из самых известных гуманистических теорий, теории иерархии потребностей Маслоу, в которой Маслоу предполагает, что у людей есть определенные общие потребности и что эти потребности должны удовлетворяться в определенном порядке. Наивысшая потребность — это потребность в самореализации, которая представляет собой реализацию нашего самого полного потенциала.

Другим гуманистическим теоретиком был Карл Роджерс. Одна из основных идей Роджерса о личности касается , наших мыслей и чувств о самих себе. Как бы вы ответили на вопрос «Кто я?» Ваш ответ может показать, как вы видите себя. Если ваша реакция преимущественно положительна, то вы, как правило, хорошо относитесь к тому, кто вы есть, и воспринимаете мир как безопасное и позитивное место. Если ваш ответ в основном отрицательный, то вы можете чувствовать себя недовольным тем, кто вы есть. Далее Роджерс разделил «я» на две категории: «идеальное я» и «реальное я». — это человек, которым вы хотели бы быть; — это человек, которым вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее о том, что нам необходимо достичь согласованности между этими двумя «я». Мы переживаем , когда наши мысли о своем истинном я и идеальном я очень похожи — другими словами, когда наша я-концепция точна .

Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. Родители могут помочь своим детям достичь этого, проявляя к ним безусловное положительное отношение или безусловную любовь. По словам Роджерса (1980), «Поскольку людей принимают и ценят, они склонны развивать более заботливое отношение к себе» (стр. 116). Люди, выросшие в среде безусловного положительного отношения, в которой нет предвзятых условий ценности, имеют возможность полностью реализоваться. Когда люди воспитываются в среде условного положительного отношения, в которой ценность и любовь даются только при определенных условиях, они должны соответствовать этим условиям или достичь их, чтобы получить любовь или положительное отношение, которых они жаждут. Таким образом, их идеальное «я» определяется другими на основе этих условий, и они вынуждены развиваться вне своей истинной актуализирующей тенденции; это способствует и больший разрыв между реальным «я» и идеальным «я». Теории Роджерса и Маслоу сосредоточены на индивидуальном выборе и не считают биологию детерминированной.

Безусловное положительное отношение

В развитии я-концепции Роджерс повысил важность безусловного положительного отношения, или безусловной любви. Развитие личности и самооценка

Роджерс основывал свои теории развития личности на гуманистической психологии и теориях субъективного опыта. Он считал, что каждый существует в постоянно меняющемся мире переживаний, в центре которого он находится. Человек реагирует на изменения в своем феноменальном поле, которое включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции.

Рисунок 1 . Феноменальное поле относится к субъективной реальности человека, которая включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции. Мотивации человека и окружающая среда воздействуют на его феноменальное поле.

Роджерс считал, что любое поведение мотивировано тенденциями к самоактуализации, которые побуждают человека достигать наивысшего уровня. В результате взаимодействия с окружающей средой и другими людьми человек формирует структуру себя или я-концепция — организованная, подвижная, концептуальная модель понятий и ценностей, связанных с собой. Если у человека положительная самооценка, он, как правило, хорошо относится к тому, кто он есть, и часто воспринимает мир как безопасное и позитивное место. Если у них негативная самооценка, они могут чувствовать себя недовольными тем, кто они есть.

Достижение «Хорошей жизни»

Роджерс описал жизнь с точки зрения принципов, а не стадий развития. Эти принципы существуют в текучих процессах, а не в статических состояниях. Он утверждал, что полностью функционирующий человек будет постоянно стремиться реализовать свой потенциал в каждом из этих процессов, достигая того, что он назвал «9».0171 хорошая жизнь. Эти люди позволяют личности и самооценке исходить из опыта. Он обнаружил, что у полностью функционирующих людей есть несколько общих черт или тенденций: 90–126

  1. Растущая открытость опыту – они отходят от защиты.
  2. Все более экзистенциальный образ жизни — проживать каждый момент полностью, а не искажать момент, чтобы он соответствовал личности или самооценке.
  3. Повышение доверия организма — они доверяют своему собственному суждению и своей способности выбирать поведение, подходящее для каждого момента.
  4. Свобода выбора – они не ограничены несоответствием и могут более свободно делать широкий выбор. Они считают, что играют определенную роль в определении собственного поведения, и поэтому чувствуют ответственность за свое поведение.
  5. Более высокий уровень креативности — они будут более креативны в том, как они приспосабливаются к своим обстоятельствам, не чувствуя необходимости приспосабливаться.
  6. Надежность и конструктивность – им можно доверять, чтобы действовать конструктивно. Даже агрессивные потребности будут согласованы и уравновешены внутренней добродетелью конгруэнтных людей.
  7. Богатая, наполненная жизнь – они будут сильнее переживать радость и боль, любовь и горе, страх и мужество.

Критика теорий Роджерса

Как и теории Маслоу, теории Роджерса подвергались критике за отсутствие эмпирических данных, используемых в исследованиях. Целостный подход гуманизма допускает большое количество вариаций, но не определяет достаточно постоянных переменных, чтобы их можно было исследовать с истинной точностью. Психологи также обеспокоены тем, что такой крайний акцент на субъективном опыте человека мало что дает для объяснения или оценки влияния общества на развитие личности.

Подумай

Ответь на вопрос «Кто я?» Судя по вашему ответу, у вас негативная или позитивная самооценка? Какой опыт привел вас к развитию именно этой я-концепции?

Лицензии и атрибуты (Щелкните, чтобы развернуть)

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее

  • Гуманистические подходы. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/11-5-humanistic-approaches. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Гуманистическая теория личности Роджерса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *