Я концепция карл роджерс: 📖 Развитие Я-концепции, Я-концепция: «все-таки кто я?», Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс. Теории личности. Хьелл Л. А. Страница 131. Читать онлайн

«Я-концепция»: что это такое и как она формируется: labkovskiy — LiveJournal

«Кто я такой и что мне нужно?» – довольно популярный запрос на моих консультациях. Давайте поговорим об этом.⠀

Начнём с того, что в США был такой психолог Карл Роджерс – кстати, один из основателей гуманистической психологии. Так вот, Карл Роджерс описал такое понятие, как «Я-концепция».⠀

Что это такое?⠀

Это то, какими вы воспринимаете, видите, ощущаете себя. То есть это не просто то, кем вы себя чувствуете, но и ваш образ себя, то, какими вы себя видите. Грубо говоря, это ваше «я» из серии «хочу съесть пиццу» и ваше же «я» из разряда «а не стать ли мне лётчиком».⠀⠀

Роджерс подробно описывает, как эта «Я-концепция» формируется.⠀

Смотрите, младенец себя не отделяет от окружающего мира. То есть он не чувствует себя чем-то отдельным от всей той обстановки, которая его окружает. Но он точно чувствует, что неприятный резкий звук ему не нравится. А поглаживание мамы – нравится.⠀

Дальше ребёнок растёт и начинает отделять себя сначала от всего окружающего мира, а потом от родителей. И вот тогда происходит самое интересное.⠀⠀

Итак, у ребёнка пока что нет чёткой «Я-концепции», она только формируется. Он уже понимает то, что ему говорят, сам вступает в беседы, возможно, уже учится читать и писать, но не может с точностью сказать, кто он такой.⠀

И тогда этот ответ ему предоставляет окружение.⠀
Первые в этом списке – родители.⠀

Если родитель даёт ребёнку понять, что он плохой, потому что разбросал игрушки, образ «плохого» вписывается в «Я-концепцию» ребёнка и закрепляется в нём. Если же ребёнок постоянно слышит, что он замечательный, любимый и прекрасный – это тоже записывается в программу.⠀⠀

Ребёнок растёт, к нему возникают определённые требования. Например, хорошо учиться. Тогда в «Я-концепцию» уже вписываются не оценки взрослых, а их ОЖИДАНИЯ.⠀⠀

То есть часть личности человека начинает содержать в себе то, что от него хотят. При этом далеко не всегда он может этому соответствовать.⠀

Подытожим. Люди не знают, кто они, по умолчанию, от рождения. Они начинают воспринимать себя, когда им сначала дают какие-то эмоции (любовь или раздражение, нежность или злость), а затем – когда их оценивают («ты плохой», «как тебе не стыдно», «ты самый лучший»). Дальше «Я-концепция» выстраивается вокруг ожиданий: «Все уже умеют завязывать шнурки, а ты?», «Ты должен учиться на одни пятёрки!» и так далее.⠀⠀

А теперь давайте возьмём взрослых людей, которые уже сформировались. Из чего состоят их представления о себе?⠀

Если у них нет сформированного «Я», они ищут ответы в «чужих тарелках». «Женщина должна быть хорошей хозяйкой и успешно выйти замуж», «мужчина должен быть сильным и уверенным в себе», ну и дальше в том же духе. Причём общество подкидывает самые разные, порой диаметрально противоположные идеи. Начиная от «женщина должна быть мягкой», заканчивая «женщина должна быть жёсткой».

Ну, вы поняли.⠀⠀

Когда у человека нет образа собственного «Я» и он не знает, чего хочет от жизни, он постоянно чувствует, что играет чужие роли. Здесь изображает из себя сотрудника, тут строит из себя родителя, там делает вид, что он чей-то друг, и так далее, и тому подобное. И его преследует ощущение, что он не знает, что ему на самом деле нужно.⠀⠀

Кругом все твердят: «найди себя», «не будь как все», «у тебя внутренний потенциал» и дальше по списку. А человек тупо не знает, что у него там внутри вообще находится. И он, может, и рад бы этот свой потенциал обнаружить, но даже не в курсе, куда копать.⠀⠀

Всем своим пациентам я предлагаю всегда делать то, что они ХОТЯТ. Не то, что «правильно», «положено», «разумно», а то, чего им хочется конкретно сейчас. Съесть торт, даже если его нет дома (пойти и купить). Надеть вот эту рубашку с теми ботинками, хотя они не сочетаются. И так далее.⠀

Подробнее обо всём этом мы будем говорить уже СЕГОДНЯ на моей публичной онлайн-консультации «Кто я?» Как обрести себя и жить с удовольствием».

Жду вас!

Феноменологическое направление Карла Роджерса. Я-концепция

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Психологическая культура личности»

на тему «Феноменологическое направление Карла Роджерса. Я-концепция». 

 
 
 
 

2010 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………с.3-4

Основная  часть.

  1. Биографический очерк……………………………………………… с.5-6
  2. Суть феноменологического направления……………………………..с.7
  3. Точка зрения Карла Роджерса на природу человека……………….с.8-9
  4. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации…………с.
    10-11
  5. Феноменологическая позиция К. Роджерса………………………….с.12
  • Я-концепция: «все-таки кто я»?……………………………………………. …с.13-21
    1. Самость.
    2. Идеальная самость.
    3. Препятствия росту.
    4. Брак.
  • Методы психоанализа К. Роджерса и его основные работы…….с.21-23

Заключение……………………………………………………………….с.24-25

Список  литературы…………………………………………………………с.26 

 

Введение.

     «Многочисленные  проблемы возникают, когда мы  пытаемся оправдать ожидания  других, вместо того, чтобы определить  наши собственные.»

     Карл  Роджерс – уникальный американский психолог, один из создателей и лидеров  гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу).

Фундаментальным  компонентом структуры личности Роджерс считал «Я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией». Изучая труды Карла Роджерса, я поняла, что цель написания его работ – разделить с нами часть его жизненного опыта, часть его самого. Там изложено то, что Роджерс испытал в джунглях современной жизни, на неизведанной территории межличностных отношений. Там описано то, что он видел, во что он поверил. Там говорится о некоторых вопросах, затруднениях, заботах и сомнениях, с которыми он встретился. Не смотря на то, что труды Карла Роджерса написаны не простым, научным языком, меня заинтересовала его точка зрения, его теория, касающаяся феноменологического направления. Автор искренне и убеждающее утверждает, что люди способны сами определять свою судьбу.
Люди ответственны за то, что они собой представляют. Люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству. Сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям, она конструктивна и реалистична. Мне близки и понятны его мысли, и я захотела продолжить познание данного направления, продолжая изучать книги Карла Роджерса.

     Объектом моего реферата является – Я — концепция личности. Предмет исследования — Я — концепция как система психологических особенностей отношения человека к себе.

     Цель  исследования — рассмотреть особенности Я — концепции как системы отношения человека к себе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих

задач:

     -познакомиться  с самим Карлом Роджерсом через  его биографию, труды, статьи, книги.

     -изучить  материал о феноменологическом  направлении. Понять сущность  «Я-концепции».  
 

 

Биографический  очерк.

    Карл Роджерс родился 8 января 1902 г. и был четвертым ребенком в семье.

К. Роджерс  рос весьма робким и застенчивым  мальчиком. Так как отец часто  бывал в разъездах, большое влияние  на него оказала именно мать. Любимым  занятием К. Роджерса было чтение. Хотя его родители – глубоко религиозные  люди – относились неодобрительно к чтению художественной литературы, как к пустой трате времени, Карл продолжал часами проводить время  за книгами. В семь лет он пошел  в школу. Его способности к  чтению оказались столь впечатляющими, что мальчика сразу отправили  учиться во второй класс. Здесь он познакомился со своей будущей женой  – Хелен Эллиот.

    Детство К. Роджерса прошло на ферме. Огромное влияние на становление его мировоззрения оказали труды по сельскому хозяйству. Даже в колледж Роджерс поступил для того, чтобы изучать сельское хозяйство. Но через два года его намерения изменились: он решил избрать стезю духовного образования.

    В дальнейшем К. Роджерс продолжил свое образование в теологической семинарии. После поездки на Восток его взгляды на религию значительно изменились: он стал считать, что цель его жизни – помогать людям, нуждающимся в духовной поддержке, и что эту цель можно достичь и вне церкви. Его все больше стала привлекать психология. К. Роджерс убедился, что работа психолога – достойное занятие, которым он сможет обеспечить себе благополучное существование и одновременно помочь людям.

    К. Роджерс прошел в Висконсинском университете заочно курс психологии, а затем продолжил образование в Педагогическом колледже Колумбийского университета. По окончании университета Карл стал работать клиническим психологом в Центре помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Там он проработал 12 лет. Роджерс отличался тем, что не примыкал ни к одной из психологических школ. Со временем он выработал свою собственную теорию и метод работы с пациентами.

    Умер Карл Роджерс в 1987 г. За год до своей смерти он посетил Москву, где его лекции по психологии пользовались огромным успехом у аудитории. Всего К. Роджерс написал 16 книг и более 200 статей. Его работы переведены на 60 иностранных языков и по сей день, оставаясь актуальными, продолжают волновать научную общественность. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Суть  феноменологического  направления.

    Феноменологическая теория Карла Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности.

Объективная действительность есть реальность, сознательно  воспринимаемая и понимаемая человеком  в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу. Свобода самоопределения заложена в природе человека как феномена. Это рассуждение приводит в конечном итоге к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют.

Другой  отличительной чертой феноменологического подхода к теории личности является тезис о том, что люди изначально добры и обладают стремлением к совершенству, а значит, естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации (отличия друг от друга), автономности и зрелости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Точка зрения К. Роджерса на природу.

    Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: «Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности».

В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, – убежденностью в том, что человек, если позволить ему раскрывать свои врожденные возможности, будет развиваться оптимально и эффективно.

    Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого Оно и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, половом насилии и других ужасающих действиях.

В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Изучая природу человека, К. Роджерс пришел к выводу, что сущность человеческой природы ориентирована на движение вперед, к определенным целям, конструктивна и реалистична.

Он считал, что люди иногда имеют злые и разрушительные чувства, однако, когда ничто не мешает им проявлять свою настоящую внутреннюю природу, они становятся разумными созданиями, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации.

    Наряду с точкой зрения о позитивной природе человека, К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все человеческое поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Иначе говоря, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать (сохранить и развить себя), максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Роджерс полагал, что при отсутствии внешних  ограничений тенденция (желание  к) актуализации естественно выразится  в разнообразных формах поведения. Эта тенденция – единственный выдвинутый Роджерсом мотивационный  конструкт.

    Тенденция актуализации человека берет свое начало в физиологических процессах организма – это не психологическая тенденция, а биологический факт. Она, с одной стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а с другой – на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться. Роджерс не считал нужным давать конкретные примеры проявления тенденции к актуализации в поведении, но ее можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным СПИДом). Другие многочисленные примеры также иллюстрируют действие принципа актуализации Роджерса. Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством – он действительно «зациклился» на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется головой и «расквашивает» нос. Но в конце концов он идет. Также и игрок в теннис стремится улучшить свой удар справа и слева, игрок в гольф – прицел и удары по мячу, профессор колледжа – свои статьи, а подросток – свои представления о себе. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

    Наиболее важным в этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь). Роджерс так определял тенденцию самоактуализации: «Это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью».

К. Роджерс  не считал, что самоактуализация может  стать конечным состоянием совершенства, так как ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все остальные  мотивы.

Как мы видели, теория Роджерса иллюстрирует феноменологический подход к личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Феноменологическая  позиция К. Роджерса. 

    Феноменологическое направление считает реальным для индивида (то есть реальным для его мыслей, понятий, чувств) то, что существует в пределах внутренней системы координат человека или субъективного мира, включающего все сознаваемое в любой данный момент времени. Из этого следует, что субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Говоря феноменологически, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Например, человек, изнывающий от жажды в пустыне, бросится к луже воды, являющейся миражом, так, как если бы это была настоящая вода. Еще пример: два человека, оказавшиеся в одних и тех же обстоятельствах, могут впоследствии описывать две совершенно разные ситуации, это часто бывает с рассказами «очевидцев» появления неопознанных летающих объектов, дорожно-транспортных происшествий и других неожиданных событий.

Феноменологическая  психология отстаивает в качестве своей  основной доктрины положение, что психологическая  реальность феноменов является исключительно  функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности; действительная реальность – это реальность, которую  наблюдает и интерпретирует реагирующий  организм. Следовательно, по Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир  в полной мере доступен только ему  самому (Rogers, 1959). В заключение можно  добавить, что Роджерс, в отличие  от Келли, избегал делать какие-либо заявления о природе «объективной» реальности. Его интересовала только психологическая реальность (то есть то, как человек воспринимает и интерпретирует любую информацию, получаемую посредством чувств), а объективную реальность он оставлял философам (Rogers, 1961).

Теория Карла Роджерса • Наставник-консультант

Карл Рэнсом Роджерс

Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) наиболее известен разработкой личностно-ориентированной теории (также известной как «клиент-центрированная теория»), которая находится под влиянием гуманистической теории. теория. Он проложил путь к терапии под руководством клиента и является источником многих известных цитат.

Карл Роджерс

Ранние годы

Карл Рэнсом Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Его родители — Уолтер А. Роджерс и Джулия М. Кушинг — оба были набожными христианами, посещавшими пятидесятническую церковь.

Роджерс стал четвертым из шести детей, которые воспитывались в строгой религиозно-этической среде. Его научили читать дома до того, как он пошел в детский сад, где его считали настолько продвинутым, что он сразу же присоединился к второкурсникам.

В 1914 году семья Роджерсов купила ферму в соседнем пригороде Глен Эллин. Там юный Роджерс по достоинству оценил научный метод, наблюдая за мотыльками и другими живыми существами.

Годы обучения

В 1921 году Роджерс поступил в Висконсинский университет, чтобы изучать сельское хозяйство, но вскоре сменил курс на изучение истории. Год спустя он посетил Всемирную студенческую христианскую конференцию в Пекине и провел шесть месяцев в Китае.

В 1924 году Роджерс окончил Висконсинский университет со степенью бакалавра истории. Сначала он поступил в теологическую семинарию в Нью-Йорке, чтобы стать служителем церкви.

Однако в 1926 году он женился на Хелен Эллиот и отказался от религиозной карьеры, записавшись вместо этого на изучение психологии и преподавание в Колумбийском университете.

Годы карьеры

По окончании учебы Роджерс занял должность в Рочестерском обществе по предотвращению жестокого обращения с детьми, а затем стал директором. В 1931 году он получил докторскую степень за исследование теста Роршаха с чернильными пятнами.

Именно во время работы в Рочестере Роджерс попал под сильное влияние коллеги-социального работника, который учился у психотерапевта Отто Ранка.

Роджерс также наткнулся на работу Джесси Тафт, одного из ключевых женских голосов в развитии личностно-ориентированной терапии. Тафт уже был опытным писателем и также перевел работу Ранка с немецкого на английский для американской аудитории. Именно идеи Ранка и Тафта заложили основу для того, что Роджерс назвал бы «недирективной терапией».

Согласно анекдоту, в Рочестере произошло одно событие, которое навсегда изменило направление мышления Роджерса и, следовательно, мир психотерапии. Согласно этому, когда Роджерс работал с ребенком, у которого были проблемы с поведением, он пытался убедить мать, что причиной плохого поведения ребенка было ее раннее неприятие ребенка. Мать выбежала, но вернулась и спросила, брал ли Роджерс взрослых на консультацию. Когда Роджерс ответил утвердительно, она продолжила рассказывать свою собственную историю. Роджерс осознал силу предоставления клиенту возможности рассказать о своем мире без вмешательства «эксперта». Эта встреча легла в основу того, что он позже описал как « терапия, ориентированная на клиента».

Хотя идеи Роджерса подверглись критике со стороны психотерапевтического сообщества, со временем они также получили широкое признание. Роджерс был удостоен многих наград и похвал, в том числе был избран членом Американской академии искусств и наук в 1961 году.

Он также был номинирован на Нобелевскую премию мира за свою работу в Северной Ирландии и России, где он пытался принести разные фракции вместе в надежде найти общий язык.

К сожалению, номинация на Нобелевскую премию мира поступила через несколько дней после его смерти 4 февраля 1987 года в результате падения в его доме в Ла-Хойя, Калифорния.

Опубликованные ключевые книги

Роджерс был плодовитым писателем и за свою жизнь опубликовал множество других книг и статей. Следующие книги особенно важны для изложения его теории и идей:

  • Клиент-центрированная терапия: Текущая практика, последствия и теория (опубликовано в 1951 г.) – Роджерс написал эту книгу, работая профессором психологии в Чикагском университете (где он помог основать консультационный центр и проводил исследования эффективности). В книге описаны его открытия и теории.
  • О становлении личностью: Взгляд терапевта на психотерапию (1961) – эта книга была написана, когда Роджерс преподавал психологию в Университете Висконсина. В нем он описывает свой опыт помощи людям в личностном развитии.
  • Путь бытия (1980) — написанная ближе к концу карьеры Роджерса, эта книга считается более личной и философской, чем более ранние работы Роджерса, и заканчивается призывом к более ориентированному на человека и гуманному будущему.
  • The Carl Rogers Reader (опубликовано посмертно в 1989 г.) — за год до смерти Роджерса он начал работу над этим собранием своих сочинений с помощью Говарда Киршенбаума, автора книги «Как стать Карлом Роджерсом » и Валери Лэнд Хендерсон, его многолетний соратник.

Гуманистическая психология

Именно гуманистическая психология лежит в основе личностно-ориентированного подхода.

Гуманистический подход иногда называют «третьей силой» психологии — термин, введенный американским психологом Абрахамом Маслоу в 1968 году. Первая сила — это психоанализ, а вторая — бихевиоризм.

Карл Роджерс включил гуманистическую теорию в свою личностно-центрированную терапевтическую модель. Тюдор и Мерри (2006, стр. 68) отмечают: «Для дальнейшего развития его идей было важно, что первое высшее образование Роджерса было в теологической семинарии либерального Союза в Нью-Йорке, и что его привлекало и поощряло неортодоксальное мышление.

Роджерс впервые объяснил свою развивающуюся теорию на лекции в Миннесоте под названием «Новые концепции в психотерапии». Торн и Сандерс (2012, стр. 12) сообщают, что «впоследствии он стал рассматривать дату этого события как день рождения клиентоцентрированной терапии». Там — перед возмущенной аудиторией — Роджерс раскритиковал традиционный подход к терапии, особенно практику директивных советов (которая была частью как фрейдистского психоаналитического, так и скиннеровского бихевиористского подходов), и выступал за «помощь людям расти и развиваться» (полагая, что у каждого есть способность доверять себе в достаточной степени, чтобы принимать собственные решения), «акцент на чувствах и эмоциях, а не на когнитивных аспектах ситуации», «сосредоточенность на настоящем, а не на прошлом» и «важный опыт жизни». сами терапевтические отношения как основной элемент роста клиента» (Торн и Сандерс, 2012, стр. 13) — все ключевые черты гуманистического подхода.

Ключевые теории Роджерса

Роджерс разработал множество ценных теорий, включая следующие три основные идеи:

  • шесть необходимых и достаточных условий терапевтического изменения личности
  • семь стадий процесса
  • 19 положений (его теория личности).

Роджерс также разработал богатый словарный запас для понимания того, как люди воспринимают мир. Термин «локус оценки» используется для обозначения того, как мы понимаем мир вокруг нас.

Внутренний локус оценки предполагает, что мы доверяем своему организмическому я. И наоборот, если мы получаем условия ценности (условная любовь) от других, когда мы молоды, мы развиваем интроецированные ценности. В результате мы живем, исходя из внешнего локуса оценки — другими словами, имея возможность быть счастливыми только тогда, когда мы получаем одобрение других.

Шесть необходимых и достаточных условий

Работа Альфреда Адлера об изменениях была особым источником вдохновения для Роджерса.57, «Необходимые и достаточные условия терапевтического изменения личности», в которой описываются условия, необходимые для роста/процветания человека.

В дополнение к вере Роджерса в то, что все люди рождаются хорошими по своей природе, он считал, что они самоопределяющие (т. е. лучше всех способны принимать решения за себя и решать свои трудности), пока они находятся в правильных условиях. от других.

Три основных условия для этого:

  • сочувствие (т.е. понимание),
  • соответствие (подлинность) и
  • безусловное положительное отношение (UPR: без осуждения).

Термин «основные условия» на самом деле не использовался Роджерсом, но был придуман позже — в 1969 году — одним из его учеников, Робертом Кархаффом. Он «использовал его в контексте определения от расходящихся ориентаций к терапии «основных, стимулирующих и ориентированных на действие условий», с помощью которых помощник способствовал изменению клиента (или «помощника»)» (Tudor, 2000, стр. 34).

Добавив несколько собственных дополнительных «основных условий», Кархафф использовал слово «основные» для обозначения их применимости ко всем помогающим профессиям, включая, например, социальную работу, обучение и здравоохранение. Другими терминами, используемыми для обозначения основных состояний, являются «содействующие условия» или «состояния терапевта».

Описывая, как этот термин вошел в мир консультирования конкретно, Тюдор (2000, стр. 34) продолжает: «Термин «основные условия» был использован людьми, гораздо более близкими к Роджерсу, чем Кархафф… и применялся к трем необходимым и достаточными условиями, и, хотя сам Роджерс не использовал этот термин, он стал частью лексикона личностно-ориентированной терапии»9.0005

Хотя три основных условия наиболее известны, Роджерс также предложил три дополнительных условия, необходимых для эффективной терапии:

  • психологический контакт между терапевтом и клиентом (т. е. крепкие отношения между двумя сторонами)
  • неконгруэнтность клиента (несоответствие между опытом и осознанием клиента, означающее, что клиент чувствует себя уязвимым или обеспокоенным) и
  • восприятие клиентом эмпатии терапевта и UPR .

Эти три дополнительных условия иногда называют « скрытыми условиями », «условиями клиента» или «условиями потери».

Роджерс (1957, стр. 95–96) утверждал: «Никаких других условий не требуется. Если эти шесть условий существуют и продолжаются в течение определенного периода времени, этого достаточно. Последует процесс конструктивного изменения личности»

Семь стадий процесса

Модель Роджерса семи стадий процесса внутри клиента описывает, как человек переживает развивающееся чувство чувств и насколько он открыт для себя. -изменять.

Фелтам и Драйден (1993, стр. 181) называют семь стадий процесса одной моделью стадий изменений: «отмеченные фазы, через которые проходят клиенты (или люди, пытающиеся изменить себя)… Роджерс» (1961) стадии процесса» варьируется от 1 («удаленность от опыта») до 7 («переживание эффективного выбора новых способов бытия»). и тематические исследования.

В своей книге О становлении личностью Роджерс (1961, стр. 131) пишет: процесс действительно возможен. Но гораздо важнее континуум от неподвижности к изменчивости, от жесткой структуры к течению, от застоя к процессу.

Роджерс определил, что путь между этапами не является линейным и что люди движутся в обоих направлениях. Толан (2003, стр. 112) описывает это следующим образом: «Редко можно найти кого-то, кто одновременно проявляет признаки пребывания только на одной «стадии». В какой-то момент консультанту может даже показаться, что клиент «отступил назад». Однако к стадии 6 прогресс становится более надежным, и тогда саморазвитие может продолжаться без консультанта.

Семь этапов процесса описывают органический процесс и не предназначены для использования в качестве основы для «подталкивания» клиентов. Мерри (2014, стр. 59) отмечает: «Нет никаких прямых вмешательств, которые могут быть сделаны или должны быть сделаны в попытке перевести клиента с одной стадии на другую, чтобы ускорить процесс».

Это было в 1951 году, когда Роджерс написал Клиент-центрированную терапию , первую полную версию своей теории, которая включает главу, посвященную его теории личности и поведения (в форме 19предложения).

Разрабатывая эту часть своей теории, Роджерс (1951, с. 482) опирался на работы других психологов и на свой собственный опыт консультирования клиентов: «В целом серия предложений представляет собой теорию поведения, которая попытки объяснить ранее известные феномены, а также факты, касающиеся личности и поведения, которые в последнее время наблюдались в терапии».0056

  • Сознание воспринимается от первого лица.
  • Поведение — это продукт веры в себя.
  • Для психологических изменений необходима безопасная эмоциональная среда.
  • Таким образом, 19 предложений подчеркивают ключевую роль феноменологического поля в личностно-центрированном подходе, т. е. всего, что организм переживает сознательно и иным образом; это неизбежно субъективно и, следовательно, не является точным отражением какой-либо объективной реальности. Роджерс пишет (1951, с. 532):

    Эта теория носит в основном феноменологический характер и в значительной степени опирается на концепцию самости как объяснительной конструкции. Он изображает конечную точку развития личности как основное соответствие между феноменальным полем опыта и концептуальной структурой самости.

    Мерри (2014, стр. 34) пишет: «Девятнадцать предложений вознаграждают за внимательное чтение, потому что вместе они дают нам элегантную теорию того, как и при каких обстоятельствах люди меняются, и почему определенные качества отношений способствуют этому изменению».

    Таким образом, 19 предложений имеют ценность для консультантов как в работе с клиентами, так и в саморазвитии, поскольку, по словам Келли (2017, стр. 51), «часть пути консультирования, особенно в группах PD [личностного развития] , заключается в поощрении тех элементов нашей личности, которые невидимы для нас — возможно, не для роста — в нашем сознании, побуждая нас смотреть на них».0002 В настоящее время ключевыми влиятельными людьми личностно-центрированной теории являются Дэйв Мирнс и Брайан Торн, которые развили унитарное представление Роджерса о себе в идею о том, что у людей есть много личностей (известных как «конфигурации себя»). Эта новая концепция основана на работе Мика Купера, и все трое также известны своей работой над глубиной отношений, которая, по их утверждению, может иметь место только при наличии основных условий в высокой степени и описана Мирнсом и Торном (Mearns and Thorne). 2000, стр. 87) как «нечто действительно особенное… отношения невероятной безопасности и жизненной силы, в которых можно столкнуться даже с самыми страшными измерениями существования».

    Колин Лаго много работал над вопросами многообразия и межкультурных проблем в консультировании, в эту тему также внес свой вклад Сесил Паттерсон, несмотря на его позицию «последователя Карла Роджерса, которому не нужно было узурпировать его положение», который «продолжал следовать, интерпретируя и развивая ее [теорию Роджерса], не пытаясь расширить ее» (Гудиер и Уоткинс, 1983, стр. 593).

    И последнее, но не менее важное: Тони Мерри в 1989 году основал Британскую ассоциацию личностно-ориентированного подхода.; а Кейт Тюдор и Майк Уорролл (2003) опубликовали первую книгу, посвященную исключительно модели надзора, соответствующей принципам, ориентированным на человека.

    Купер (2021, абзацы 1–2) отмечает, что, хотя Роджерс и его команда «были одними из первых клиницистов-консультантов и психотерапевтов, которые использовали данные исследований как способ информирования своей практики», «с тех пор многие элементы личности -центровое поле застопорилось’. Он продолжает: «Мы не знаем результатов последних исследований, мы не оцениваем наш подход, мы не рассматриваем исследования как полезный источник информации для развития нашей практики».

    Некоторые недавние исследования личностно-ориентированной теории включают:

    • крупномасштабное исследование школьного личностно-ориентированного консультирования ETHOS (Cooper et al., 2020)
    • исследование PRaCTICED, в котором сравнивались личностно-ориентированное консультирование по поводу депрессии с когнитивно-поведенческой терапией в рамках службы улучшения доступа к психологической терапии (IAPT) (Saxon et al., 2017).

    Купер (2021, параграф 5) отмечает, что «существует гораздо больше исследований, которые были проведены и могут быть проведены, чтобы действительно помочь нам уточнить, уточнить и обновить наши ориентированные на человека способы работы, чтобы максимизировать преимущества, которые мы можем дать клиентам».

    Elliott (2016) обобщает более чем 60 лет исследований личностно-ориентированной и эмпирической психотерапии и консультирования, начиная с собственной работы Карла Роджерса. Он рассматривает три основные области исследований:

    • количественные эффекты личностно-ориентированной и эмпирической терапии
    • внутрисессионные процессы клиента
    • вклад терапевтов и методов терапии в изменение клиента.

    Критика личностно-центрированной теории

    Аргументы против теории Карла Роджерса:

    • что личностно-ориентированная терапия зависит от культуры
    • , что Роджерс может ошибаться, полагая, что все люди по сути хороши, особенно если вы посмотрите на различные зверства, совершенные по всему миру
    • , что понятие основных условий как не только необходимых, но и достаточных может быть неверным для некоторых клиентов (которым может потребоваться более структурированный подход), например. те, кто пострадал от жестокого обращения и отказа, злоупотребления психоактивными веществами или психопатии
    • , что терапевты могут просто изображать из себя профессиональную игру, а не действительно воплощать основные условия.

    Последний из перечисленных выше аргументов известен как «критика Массона». Действительно, Массон (1989) отмечает несколько недостатков личностно-центрированной теории, в том числе то, что терапевты «кажутся искренними только потому, что обстоятельства терапии искусственны». Он утверждает, что если бы терапевты более широко присутствовали в жизни своих клиентов, они не смогли бы предложить эмпатию и УПО.

    Существует также критика – богословская точка зрения – которая утверждает, что личностно-центрированная терапия ставит самость в центр существования человека, и, таким образом, противоречит христианскому взгляду на центральное место Бога и Иисуса. Роуз пишет:

    Гуманистическая концепция личности, принятая Карлом Роджерсом и другими, провозглашает, что человек способен решать свои собственные проблемы, и если он владеет всеми психологическими фактами, он способен решать все проблемы, которые перед ним стоят… Это противоречит библейскому учению; ибо если бы человек мог решить все свои проблемы сам, в Боге не было бы нужды.

    Роуз (1996, стр. 1) продолжает советовать: «В то время как гуманистические теории сосредотачиваются на человеческом опыте, проблемах, возможностях и идеалах и побуждают неуверенных в себе и встревоженных людей находить решения внутри себя, христианские психологи и педагоги должны указать этим людям на великого Решателя проблем — Христа»

    Скачать бесплатный раздаточный материал

    Карл Рэнсом Роджерс и личностно-ориентированная теория