Я реальное это в психологии: Реальное Я это

«Я» — идеальное «Я» — реальное: как найти гармонию / Блог / Армине Воронова

09 июля 2019  

                                                                                               «Вам не нужно (да фактически вы и не можете) учить желудь, как ему вырасти в дуб» Карен Хорни

Как часто мы слышим, что надо быть собой, опираться на себя, любить себя, реализовать себя и т.д. и т.п. В своей практике я убеждаюсь, что самое сложное для многих — как раз разобраться в себе, в том,  как найти свое подлинное «Я», где и как мы его потеряли, если нужно его найти?

В психологии этот процесс — процесс обретения себя, стремления человека к наиболее полному выявлению, развитию своих способностей и возможностей  — называется самоактуализацией.  А. Маслоу считал, что именно стремление к самоактуализации является основной движущей силой развития личности. Актуальное собственное «Я» — это тот человек, которым мы являемся, это стремление максимальное раскрыть свой потенциал, проявить свои способности.

В каждом из нас есть сила и слабость, уверенность и неуверенность, зависимость и независимость. Самоактуализация основывается на понимании себя, на чувстве самоидентичности.

Карен Хорни — психолог, представитель неофрейдизма, основоположник социокультурной теории личности, — выделяет 4 уровня существования личности:

  • Реальное (возможное) «Я» — это набор биологических предпосылок, задатков, особенностей характера, которые могут быть актуализированы только во взаимодействии с окружением
  • Идеальное (невозможное) «Я» — при неблагоприятных условиях, когда в процессе развития ребенка отвергается его подлинная природа, темперамент, характер, особенности, разрастается идеальный образ, нереально грандиозный, не соответствующий, но привлекательный. По мнению Карен Хорни, этот образ «Я» порождает не только погоню за славой, признанием, но и гордыню. Гордыня заставляет нас предъявлять невротические требования миру и окружающим.
    Карен Хорни это называет «тиранией «Надо», эти «надо» — продукт идеального образа и потребности в совершенстве. Идеальное «Я» — это желание оправдать ожидания других
  • Презренное «Я» — это та часть нашей личности, которую мы сами начинаем отвергать, не принимаем, поскольку окружение не поддерживает в нас Реальное и Актуальное «Я»
  • Актуальное «Я» — это то, кем мы являемся на данный момент

Пытаясь справиться с чувством «меня никто не любит», с ощущениями своей незащищенности, ненужности, порождающими базальную тревогу, человек может принять решение о смирении или соглашательстве (стремление оправдывать чужие ожидания, быть хорошим). Такую стратегию Карен Хорни называет движение к людям. Другая стратегия — против людей, которая проявляется в агрессивности и экспансивности. И, наконец, есть еще вариант — это

уход от людей, т.е. стратегия отчуждения. При всех этих стратегиях человек, как ни странно, основывается на своем Презренном «Я». И опираясь на эти негативные представления о себе, формирует ложный образ Идеального «Я». Хотя, казалось бы, было бы проще опираться на Реальное «Я», на те качества, которыми мы обладаем, кем мы можем быть, и раскрыть свой потенциал.

Что мешает гармоничному развитию личности? 

  • отвержение — когда невроз родителей мешает им любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть. При этом родители по-своему заботятся о ребенку, стараются «причинить ему добро»
  • отсутствие условий для оптимального развития наших способностей — взрослые не учитывают природные задатки ребенка, и, к сожалению, навязывают свои предпочтения, например, в выборе спортивной секции, школы, увлечений и т.д.
  • страх одиночества, чувство незащищенности — взрослые не дают достаточной поддержки и внимания, обесценивают проблемы ребенка

Иными словами, во взрослой жизни многим проще опираться на свое Презренное или Идеальное «Я», если в детстве они чувствовали себя незащищенными, ненужными, нелюбимыми, что породило базальную тревогу.

Что может изменить взрослый человек, чтобы преодолеть базальную тревогу?

  • Определить свои характерологические и личностные особенности. Можно использовать прием, который я в таких случаях предлагаю своим клиентам — сочините историю о себе, можно в жанре сказки. Начинаться она может со слов: «Жила-была девочка…» «Жил-был мальчик…» А дальше опишите, каким он был в детстве, что любил, что ему нравилось делать, что у него получалось лучше всего и т.д.
  • Что вы можете сделать сейчас, чтобы развить эти качества
  • Какие слова одобрения и принятия вы можете сказать в свой адрес
  • Сформулируйте свои преимущества и актуализируйте те качества, которые вы можете включить в список Реального «Я»
  • Сила личности — это его Реальное «Я», которое стремится к развитию

Карен Хорни пишет: «… Всё это в свое время поможет человеку обрести свою систему ценностей и жизненных целей…он будет расти по направлению к самореализации, то есть к реализации самого себя, не отклоняясь существенно от этого направления. И поэтому я говорю о реальной самости, о Реальном Собственном «Я» как о центральной внутренней силе, общей всем людям и всё же неповторимой и уникальной. Сила Реального Собственного «Я» и есть глубинный источник роста» — К.Хорни «Невроз и личностный рост»

9-11 ноября 2017 г. III Международная научно-практическая конференция

Учимся противостоять манипуляциям!

Магия арт-терапии в воспитании и развитии ребенка

Антистрессовые гормоны

Отличие психологической консультации от «добрых» советов

Психологические причины супружеских измен

Что такое я-реальное, я-идеальное и я-зеркальное в психологии

Ты, вероятно, замечала, что иногда твое представление о себе несколько разнится с тем, как о тебе отзываются другие люди? Что-то ты принимаешь из их оценочных суждений себя, а что-то никак принять не можешь. И, конечно, в твоей голове есть какой-то определенный образ себя идеальной, к которому ты стремишься, прилагая к этому усилия, или только мечтаешь, ничего для этого не предпринимая.

Психологи, разумеется, успели разложить по полочкам все перечисленное выше, сформировав так называемую «Я-концепцию». Зачем тебе следует с нею познакомиться и чем она тебе может помочь, узнаешь прямо сейчас.

В этой статье:

Кто ты есть на самом делеОт «Я-реального» к «Я-идеальному»Это твое или кем-то навязаноЧто о тебе думают другие люди

Кто ты есть на самом деле

Фото автора Nesrin Danan: Pexels

«Я-концепция» изучает то, что человек думает о самом себе, и является его обобщенным представлением о себе. Эти сведения в течение жизни развиваются и изменяются. И на них оказывают влияние процессы самопознания и социализации.

Человек занимается самопознанием, сравнивает себя с другими людьми, интерпретирует реакции на себя со стороны своего окружения. И его представления о себе выглядят вполне убедительно и не зависят от того являются ли они правдивыми или наоборот, объективны ли они или субъективны.

Психологи выделили три основные качественные характеристики «Я-концепции»:

Новости СМИ2

  • Я-реальное;
  • Я- идеальное;
  • Я-зеркальное.

Как не трудно догадаться, Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное могут сильно отличаться друг от друга. Хорошая новость: то, что ты думаешь о себе, не только меняется в течение твоей жизни с наработкой жизненного опыта, но и может быть изменено по твоему желанию в любое нужное и удобное для тебя время. Я-зеркальное тоже меняется, если ты работаешь над собой.

Элементы «Я-концепции»

Я-реальное

Что же такое Я-реальное? Это твои представления о том, как ты выглядишь, что ты можешь, на что способна, какова твоя социальная роль и твой статус и прочее. Все твои установки о себе и есть Я-реальное.

Я-идеальное

В отличие от Я-реального, отражающего твое настоящее, Я-идеальное – это твой взгляд на себя в будущем, то, к чему ты стремишься, какой ты хочешь быть. Пресловутое «кем ты будешь, когда вырастешь» — это как раз Я-идеальное.

Я-зеркальное

У тебя есть определенные установки и по поводу того, что о тебе думают другие люди. Это твое Я-зеркальное. Если ты предполагаешь, что никак не можешь повлиять на мнение других о себе, если оно уже сложилось, то ошибаешься.

От «Я-реального» к «Я-идеальному»

То, насколько близки или наоборот отдалены друг от друга твое Я-реальное и Я-идеальное, прямым образом отражается на твоей самооценке.

Есть полезное упражнение для выяснения того, в какой близости или отдалении находится твоя установка о себе реальной от идеала. И что ты можешь предпринять, чтобы приблизить их друг к другу.

На листе бумаги изобрази табличку на пять колонок, куда запиши:

  • Я-реальное;
  • Я-идеальное;
  • что надо делать;
  • как часто;
  • когда результат.
Фото автора Polina Kovaleva: Pexels

Внеси в эту табличку в каждую колонку примерно вот такие данные:

  • внешний вид;
  • характер;
  • состояние здоровья;
  • личная жизнь;
  • отношения с людьми;
  • материальное благополучие;
  • саморазвитие;
  • отдых и хобби.

Итак, Я-реальное — это какая ты сейчас. Например, внешний вид для твоего Я-реального: неприятный рыхлый живот, целлюлит на бедрах; тусклые волосы; прыщи на лице. Продолжай заполнять табличку и пиши для Я-идеального, что хотела бы изменить во внешности: кубики пресса на животе, гладкие стройные бедра; блестящие волосы; кожа лица без воспалений.

Переходишь к колонке «Что надо делать?» и заполняешь ее примерно так: фитнес, плавание, бег, обертывания и массаж; маски для волос; косметолог, диета, витамины и минералы. В колонку «Как часто?» пишешь, сколько раз в неделю или в день планируешь заниматься спортом или ухаживать за волосами и лицом. А в колонку «Когда результат?» вносишь реальные сроки для достижения желаемого эффекта в зависимости от принятых мер.

Фото автора Buse Doa: Pexels

И так по каждому пункту. Пишешь, что хочешь изменить в своем характере, чтобы приблизиться к идеалу, или в личной жизни. Что готова предпринять для улучшения материального благополучия или для саморазвития. Только ты знаешь, какие шаги можешь и хочешь применить для достижения цели.

Таким образом, не сильно большая разница между Я-реальным и Я-идеальным дает хороший вектор для развития. Но если между ними пропасть, то самооценке это только повредит, так можно и в депрессию впасть. Стоит к Я-идеальному подходить поэтапно, не задирая планку сразу высоко.

Например, твой вес больше сотни килограммов, а свой идеал ты видишь в 50-килограммовом теле. Это не значит, что к этому ты не придешь никогда. Только лучше взять за «идеал» для начала промежуточный вариант, например, 80 кг. Это первая цель. Дальше – 60 кг. А уже потом, если планы не изменятся, то и к 50 кг можно подойти.

Это твое или кем-то навязано

Тебе стоит подумать еще и о том, а на самом ли деле то Я-идеальное, к которому ты стремишься, действительно твоя желанная цель. А не навязано ли это родственниками, друзьями, коллегами, обществом?

Если есть сомнения, имеет смысл заполнить еще одну табличку, в которой будут всего три колонки – «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Зачем?».

Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

В «Я-реальное» на этот раз ты пишешь все «недостатки», какие, по твоему мнению, у тебя есть. Во всех сферах. Например, лишние 10 килограммов веса и горбинка на носу, которая мешает тебе быть красавицей; неспособность брать на себя инициативу на работе и продвигаться по карьерной лестнице.

В «Я-идеальное» выписываешь напротив «недостатка» то, какой бы ты хотела быть в противовес перечисленному в «Я-реальном»: ты весишь 50 килограммов, у тебя прямой нос и все тобою любуются; ты способна повести за собой команду, и ступенька за ступенькой покоряешь карьерную лестницу.

А теперь самое интересное. Рассмотреть каждый «недостаток» с точки зрения: «А мне это действительно надо менять? Хорошо, похудеть – реальная и выполнимая цель, если твой рост соответствует желаемому весу. Тогда вперед. Заполняя первую табличку, ты поняла, как расписать этот путь: что будешь делать и сколько.

Возможно, горбинка на носу и делает кого-то несчастным, а ринопластика творит чудеса. Но если рассмотреть эту особенность как часть твоей индивидуальности? Не все звезды пошли по пути изменения своего носа, хотя они-то могли бы.

Например, не отказались от горбинки на своем носу Сара Джессика Паркер или Барбра Стрейзанд. Своими другими достоинствами, харизмой, принятием собственных несовершенств они заставили и окружающих людей не обращать на это внимание или же наоборот оценивать, как привлекательную особенность. Может, и тебе не стоит зацикливаться на этом «недостатке», обратив внимание на макияж, одежду, осанку, прокачать умение вести беседу и прочие полезные навыки.

Фото автора cottonbro: Pexels

Теперь об инициативе и карьере. Этого действительно хочешь ты? Твое ли желание вести за собой людей и возглавлять коллектив? Если да, то самое время повысить квалификацию, поработать с коучем и психологом. Но если ты затрудняешься ответить на вопрос: «А зачем?» или отвечаешь что-то в духе: «Чтобы мною гордился папа» и «Чтобы доказать бывшему, что я могу», тогда стоит задуматься, нужна ли тебе на самом деле такая цель. Может, лучше приложить усилия к чему-то на самом деле более ценному для тебя?

Что о тебе думают другие люди

Чаще люди оценивают тебя ровно так же, как и ты сама. Возможно, даже неосознанно. Для разбора Я-зеркального выпиши все, что, как ты считаешь, думают о тебе окружающие. Можно даже спросить их об этом, если, конечно, ты можешь рассчитывать на честность и не боишься услышать правду. Когда ты сама считаешь себя в чем-то недостаточно успешной, когда сама говоришь о своих недостатках, люди начинают думать и говорить так же о тебе. И наоборот.

Но все-таки бывает и так, что ты предполагаешь, какое впечатление ты производишь на людей, а на деле оно оказывается не таким и даже противоположным. Например, ты считаешь, что ты отлично шутишь, но вдруг узнаешь, что твои подруги считают твой юмор грубым и желчным, а твои шутки не веселят, а обижают.

Когда ты работаешь над собой и меняешься, то изменяется и Я-зеркальное. Ты сама увидишь, что окружающие стали воспринимать тебя иначе.

Я реальный и Я идеальный: взаимодействие и противостояние (часть1)

Живя в реальности, каждый человек вольно или невольно имеет свой идеал. Но не тот, который вычитал из глянцевых журналов или увидел в кино. А несколько иной — неосознаваемый.
Назовем этот образ просто

Я-идеальное

.
В тоже время, есть человек реальный, с достоинствами и недостатками, т.е. настоящий. Его представление о себе назовем

Я-реальное

.
А теперь посмотрим, откуда «растут ноги» у внутренних конфликтов.

Я-идеальное.
Это виртуальный образ, для каждого он свой. И формируется он с раннего детства. Изначально, фундамент этого идеального Я закладывают мать с отцом или люди их замещающие:поведение родителей, скопированное ребенком, навязанные ему ценности и идеалы и т.д.
Затем подключается социум и вешает человеку свои запреты и правила. Плюс кино-мультики-сказки-ТВ-книги-учителя. В итоге, в голове человека появляется своеобразный чудо-герой. И человек стремится этому образу соответствовать.
Этот образ собирательный, в нем присутствуют элементы поведения, внешность, взаимоотношения с людьми и т.д. Т.е. практически человек, но живущей в голове живого человека:-))
Я-идеальное со временем меняется, степень изменения и скорость у каждого разная. Это обусловлено изменением жизненных условий, опыта человека, гибкостью характера, логическим мышлением и т.д.
Чем он(идеальный образ) хорош?
Тем, что человек стремится к своему идеалу. Благодаря этому образу он имеет цели в жизни, поднимает утром попу с дивана и что-то делает. Развивает себя, движется вперед (хотя и не всегда рационально).
Чем он плох?
Скорее он не плох, а иррационален. Тем, что вложив в этот образ иррациональные (бесполезные установки), человек, не осознавая того, стремится «в никуда», дальше я поясню эту проблему.
Рациональное Я-идеальное: идеал реально достижимый, легко меняется (гибкость!), социально адаптированный, цель — удовольствие и наслаждение жизнью.
Иррациональное Я-идеальное: негибкий идеал, труднодостижимый (недостижимый или нелогичный по своей сути), асоциален — направлен на отрыв от социума (отделиться, быть высоко вверху), холодный(безымоциональный) по сути своей. Чаще всего недостижим, основан на ложный представлениях, что в действительности человеку нужно.

Я-реальное.
Это то представление о самом себе, которое человек имеет фактически. Формируется оно, опять же, родителями (высказываниями о ребенке), далее социумом и его мнением о человеке.
Наверно, каждый видел «гадкого утенка». Почему он такой? Да это его реальное представление о самом себе…. И рядом с ним лидер. Это тоже представление о самом себе…. Местный дурачок, отличник, маменькин сынок, хулиган — тоже представления о самом себе… Вот таким разным оно бывает. А представление формирует поведение человека. Поэтому мир такой разный и интересный.
Рациональное Я-реальное: человек ощущает самого себя, признает со всеми достоинствами и недостатками. Относится к себе с любовью. А себе-любимому плохо делать не станешь, а вот хорошее всегда и запросто. Такой человек движется быстрыми темпами вперед и вверх, совершенствуется и развивается.
Иррациональное Я-реальное: человек склонен к фантазированию «вот стану …., посмОтрите у меня! Я вам, сукам, покажу!». При этом самого себя реального полностью или частично он отрицает. Оскорбляющего окружающих по поводу и без повода человека видели все — вот это как раз и есть человек, отрицающий, ненавидящий сам себя реального и НИЧЕГО не делающий для самого себя, чтобы стать лучше. Как правило, вся ругань такого человека — это те качества, в которых он боится признаться сам в себе (в психоанализе называется «проекция»). Это очень яркий пример. Такие люди, как правило, ничего в жизни не достигают, заканчивая брюзжащими стариками, работающими на аптеку. Другой яркий пример — алкоголик. Человек настолько ненавидящий себя, что даже находиться в реальности ему невыносимо неприятно. Он просто заливает глаза, отключается.

Человек счастлив
Это осознавание движения и приближения к своему Я-идеальному. предвкушение того, что 2 Я сольются в единое целое. И умение радоваться достижениям.

Кризис
Состояние, когда идеал в чем-либо или полностью достигнут и стоит вопрос: «А что же дальше???» Кризис среднего возраста всем нам известен — как пример такого состояния… Гибкий человек поставит себе цели и начнет двигаться к ним. Еще вадный момент — умение чувствовать и наслаждаться жизнью. Оказывается, дано это не всем и приходится учить этому отдельно.

Беспокойство
Это страх несоответствия в какой-то момент своему Я-идеальному.
Например, я волнуюсь, что недостаточно подготовлен к этой работе. Фактически звучит так: я боюсь, что не соответсвую своему идеальному представлению о том, какие знания/навыки должен иметь касательно этой работы. Перевод понятен? А у соблазнителей причина страха подхода тоже понятна?

Взаимодействие между двумя Я.
Любое взаимодействие(коммуникация) возможно в нескольких видах: 1) противостояние 2)сотрудничество 3)капитуляция.
Между двумя Я именно так все и происходит.
Сотрудничество
Приученный с детства получать награду за успех, человек будет постоянно идти к своему идеалу и если он реален, то достигнет его. Оценивая реально свои силы и возможности и желая идти вперед, человек будет соотносить запросы со своими возможностями. Отказ от чего-либо воспримет, как данность, сосредоточившись на получении реально достижимого. И здесь вопрос лишь в том, чтобы Я-реальное (представлени о самом себе) было адекватным действительности: не завышено и не занижено. Имея согласие между 2-мя Я, человек мотивирован двигаться к идеальному состоянию, активен и достигает желаемого.
Противостояние
Человек вечно недоволен собой: часто отрицает себя реального: «не хочу об этом даже думать» Но парадокс в том, что не давая самому себе признать свою ошибку, невозможно ее и исправить. В итоге толчется на одном месте, ничего не достигая в жизни. Возможно, в какой-то момент осознает и увидит свое реальное состояние. Для этого нужно обладать определенным мужеством, чтобы признаться саому себе в своих недостатках… Если удалось признать ошибки — это уже победа, далее пойдет рост. Попросту, признавая реальность, человек получает ступеньку, от которой может оттолкнуться и двигаться вперед к своему идеальному состоянию.
Еще, как вариант, обращение к НЛП, всяким оккультным учениям/знаниям и книжкам типа «Как разбогатеть за N-дней с помощью практики тантра-мантра-колдовства» или «Как соблазнить всех девушкек своей мечты сразу и на расстоянии, надувшись магической энергией и не пукнуть при этом от перенапряжения»
О признании себя реального я писал раньше(то, что касается «тени»).
Капитуляция. Отчаяние
Каждый слышал и знает о таком состоянии не понаслышке: «У меня опустились руки». По сути — это отказ от движения к идеалу, представление о недостижимости идеала. Отчаяние — результат большого разрыва между реальным и идеальными Я, либо недостижимости идеального Я. С одной стороны, штука плохая — некуда идти, жизнь теряет смысл. С другой стороны, для человека думающего это точка отсчета — повод переосмысления своих идеалов, представления о себе реальном (и принятие себя тоже). Кто-то в состоянии сделать это сам, другому нужна помощь. Здесь часто на горизонте появляется религия, как источник хоть какого удовольствия и цели в жизни (служение богам чем не цель, если свои недостижимсы?) Но выход есть всегда и не один, а много и разных.
—————————————-—————————————-————
И реальное и идеальное Я многогранны, включают много аспектов и сторон жизни. Хочу, чтобы читающие этот пост, задумались о себе и своей жизни.
Описал, опустив много подробностей. Сейчас они не нужны — важно представлять просто взаимодействие в целом, глобально. Детали можно описать дальше.

Продолжение теории и практические методики будут завтра….

Откуда мы знаем, что реально?

Картина Тайна Хайне, изображающая галлюцинации при деменции с тельцами Леви

Источник: Jetiveri | Pixabay

Реальность — это то, что не исчезает, когда вы перестаете в нее верить.


— Филип К. Дик

Философы долго бились над вопросом, возможно ли и каким образом действительно познать внешнюю реальность. Мы, разумные существа, полностью зависим от нашего субъективного восприятия и находимся в ловушке нашего разума — нашего мозга.

С другой стороны, мы находим наши субъективные восприятия поразительно убедительными, не осознавая, насколько ненадежными они могут быть. Может быть очень трудно убедить людей, что их опыт находится «здесь», а не «там».

Не верьте всему, что вы думаете

Как психиатр, я регулярно слышу о всевозможных необычных перцептивных переживаниях, и не только от людей, страдающих психозом. Широкий спектр аномальных состояний, а также большое количество нормальных, но неверно истолкованных явлений могут вызывать искаженное восприятие.

И все же мы находим наши собственные субъективные восприятия настолько убедительными, что мы более склонны сомневаться в законах физики, чем сомневаться в собственном разуме.

Мы не можем не предположить, что восприятие равно реальности. Люди недооценивают способность нашего мозга создавать убедительные реальности. Они недооценивают, насколько реалистичными могут казаться некоторые диссоциативные переживания, галлюцинации и другие хорошо известные ментальные/нейронные заблуждения.

Можно сказать, что одна из главных задач психиатра состоит в том, чтобы убеждать людей скептически относиться к их собственным убеждениям, т. е. критически исследовать доказательства их предположений и не верить автоматически своим собственным мыслям и восприятиям.

Восприятие и интуиция 1

Мы воспринимаем мир через наши чувства. Хотя субъективное восприятие часто бывает ненадежным, оно является важнейшим источником данных о мире. Действительно,

— это источник наших данных о мире. Даже когда мы занимаемся наукой, мы все равно получаем данные через наши органы чувств. Наука — это всего лишь метод сведения к минимуму искажающих эффектов нашего восприятия и интуиции и приближения к более объективному взгляду на реальность (как выразился философ Томас Нагель: «взгляд из ниоткуда» 9). 0028 2 ).

В наши дни очень ценится интуиция. Вам советуют «довериться своей интуиции». Безусловно, интуиция часто оказывается полезной, поскольку она отточена эволюцией и личным опытом. Натренированная интуиция, приобретаемая специалистом в своей профессиональной области за многолетний опыт, может быть особенно полезной и очень часто точной. Но это также может быть совершенно ошибочным и ввести эксперта в заблуждение, заставив его застрять в неверных предположениях — это случалось со мной много раз как психиатр, в моей роли диагноста и терапевта, пытающегося понять своих пациентов, только чтобы понять гораздо позже. насколько ошибочной была моя интуиция. Мы должны осознавать, что наша интуиция и твердые предположения могут быть совершенно неверными.

Твердые объективные данные должны быть окончательным арбитром, когда доказательства, полученные с помощью строгой научной методологии, противоречат нашей интуиции.

Мозг — это хорошо отточенная, но несовершенная машина виртуальной реальности

У вас нет мозга. Вы есть мозг.

Ваши субъективные восприятия — это представления внешнего мира, как форма виртуальной реальности. 3 В некотором смысле мы как мозги в Матрица , застрявшие в наших черепах, получающие информацию, которая в основном является симуляцией внешнего мира.

К счастью, наш мозг очень сильно овеществлен, и хотя входные сигналы от тела и его органов чувств подобны симуляциям, мы можем быть достаточно уверены, что большую часть времени они являются точными представлениями реальных вещей там. Мы можем с полным основанием ожидать, что эволюция сформировала эти представления так, чтобы они довольно точно соответствовали внешнему миру, потому что организмы, которые не могли бы точно и надежно воспринимать окружающую среду и реагировать на нее, не прожили бы долго и с меньшей вероятностью оставили бы потомство. , в конце концов вымерли. Мы произошли от тех животных, у которых было относительно точное восприятие.

Но многое может исказить или обмануть восприятие существа, и мы не исключение. Мозг — энергозатратный орган, поэтому ему пришлось развивать эффективность энергосбережения, полагаясь на предположения и приближения — наилучшие догадки. Как прогностическая машина, она должна находить короткие пути для распознавания образов, поскольку она обрабатывает огромное количество информации, полученной из окружающей среды с помощью своих органов чувств. Он также заполняет пробелы в своих сенсорных данных и сглаживает «неровности» этих данных.

Например, наше поле зрения кажется нам гладким, бесшовным, полным и полностью окрашенным, тогда как на самом деле только очень небольшая его часть имеет высокое разрешение. Наши глаза совершают небольшие непроизвольные движения, когда наш мозг сканирует сцену и строит мысленную трехмерную «карту» изображения. Это сглаживает нервозность наших бегающих глаз. Мы также совершенно не осознаем, что у нас есть две большие слепые зоны, и мы не осознаем, что наше периферийное зрение размыто и бесцветно.

Точно так же память — это не процесс, похожий на видеозапись, как некоторые считают. Оно подвержено множеству постфактумных влияний и «редактированию» и очень восприимчиво к внушению, что было болезненно изучено в ходе фиаско «восстановленных воспоминаний»/ложных воспоминаний в 1990-х годах. 4

Оптические иллюзии — это один из способов продемонстрировать, как можно обмануть наш мозг. Кроме того, мы с большей вероятностью неправильно воспринимаем вещи, когда мы устали или голодны, или когда наши чувства ослаблены из-за снижения сенсорной информации (например, при тусклом свете). Интоксиканты и галлюциногены вызывают искажения и драматические заблуждения. А психические заболевания могут сильно исказить или исказить наше восприятие реальности. Даже обычная тревога, печаль и другие обычные эмоции могут исказить наше восприятие.

Сознание и иллюзия «Я»

Нейронаука говорит нам, что «Я» — это сложная иллюзия. 5 Бесспорно, субъективный опыт реален; это просто не то, чем кажется. «Я» — это не единая «вещь». Скорее, мозг — это конфедерация независимых модулей, работающих вместе. 6

Чрезвычайно сложные бессознательные нейронные детерминанты, которые определяют наш выбор и действия, для нас непостижимы. Мозг удобно выстраивает упрощенное повествование о едином «я», независимом агенте всех наших мыслей и поступков, как если бы где-то за нашими глазами сидело маленькое «Мини-Я», управляющее всем устройством.

Эволюция, вероятно, сформировала наш мозг таким образом, потому что эта иллюзия очень адаптивна и способствует функционированию — она работает.

Сознание само по себе, вероятно, развилось как способ, с помощью которого организмы могли выйти далеко за рамки простого рефлекторного реагирования на раздражители — чтобы иметь возможность реагировать более гибко, более отсроченно и планомерно. (Ключевая функция сознания, вероятно, состоит в том, чтобы допускать нерефлексивное поведение, такое как реакция после задержки или выполнение действия на основе внутренне сгенерированных планов 9.0028 7 ).

Источник: agsandrew | AdobeStock. своего рода трансцендентной реальности, а не просто химически изменили перцептивные схемы их мозга. 8

Удостоенный наград научный журналист и духовный искатель Джон Хорган написал книгу под названием Рациональный мистицизм , 9 , предполагающую, что мистицизм может быть рациональным путем к раскрытию тайн существования. В одной из своих статей журнала Scientific American , 10 , он пишет: «Моя собственная мистическая интуиция не позволяет мне исключить возможность сверхъестественного творения». В другой статье, 11 , он пишет о «плохом трипе», который он испытал несколько десятилетий назад, приняв мощный психоделик неизвестного типа 9.0028 12 противопоставляя этот опыт мистическому опыту врача, который легковерно утверждает, что попал на Небеса и вернулся обратно во время эпизода комы. 13 Хорган отваживается на скептицизм, но останавливается:

Наш опыт был бредом, вызванным аберрационными состояниями мозга. Различия между нашим опытом — как и различия между нашими снами — можно объяснить нашим разным происхождением и характером.

Но другая часть меня недовольна этим увольнением. Мои видения, вызванные наркотиками, обладали мифическим, архетипическим качеством, которого нет в моих снах. Видения казались не абсурдными и бессмысленными, как большинство моих снов, а почти тоже имеет смысл. Они казались слишком хитрыми — слишком нагруженными метафорическим и метафизическим значением — чтобы быть продуктом моего тщедушного личного мозга. Мне казалось, что я оставил свой индивидуальный разум позади и отправился в другое, гораздо более обширное царство. 11

Помимо мистических состояний, вызванных психоделиками, таких как у Хоргана, мистические переживания могут быть вызваны множеством других видов воздействия на мозг (как я обсуждал ранее), не последним из которых является простая, но чрезвычайно мощная сила внушения.

Центральная роль субъективности в исследовании и выражении человеческого состояния

Субъективные «истины» как способ понимания человеческого состояния и мира во всем его богатстве имеют огромную ценность и обоснованность. До тех пор, пока мы не упускаем из виду тот факт, что объективные научные данные, полученные скрупулезными методами контроля и нейтрализации искажающих влияний восприятия и интуиции, являются наиболее эффективным арбитром в понимании истинной природы внешней реальности. Конечно, сама наука так же подвержена ошибкам, предвзята и корыстна, как и практикующие ее слишком гуманные ученые. Наука часто ошибается. Но его впечатляющий прогресс является свидетельством строгости его методологии, оттачивающего эффекта острой экспертной оценки и экспериментального опровержения, а также абсолютной силы такого неустанного самокорректирующегося процесса.

Искусство во всех его формах, включая литературу, наряду с фантазиями, мифами и религией, играет центральную роль в изучении и выражении внутренней эмоциональной жизни Homo sapiens . Эти пути к самопознанию и культуре являются жизнеутверждающими и обогащающими жизнь для большинства из нас. Они раскрывают субъективные истины и реальности. Но их не следует путать с объективной истиной и реальностью.

В большинстве досовременных культур существовало два общепризнанных способа мышления, речи и приобретения знаний. Греки называли их мифос и логотипы . . . . Они не противоречили друг другу, а дополняли друг друга. . . . Логос («разум») был прагматическим способом мышления, который позволял людям эффективно функционировать в мире. Следовательно, он должен был точно соответствовать внешней реальности. . . . Но у него были свои ограничения: он не мог утолить человеческое горе или найти окончательный смысл в жизненных битвах. Для этого люди обратились к мифам или «мифам». . . это помогло людям эффективно жить в нашем запутанном мире, хотя и по-другому. Мифы, возможно, рассказывали истории о богах, но на самом деле они были сосредоточены на более неуловимых, загадочных и трагических аспектах человеческих затруднений, которые лежали за пределами компетенции 9.0032 логотипы . Миф называют примитивной формой психологии.

— Карен Армстронг, Дело в пользу Бога 14

Симптомы, причины, лечение и поддержка

Деперсонализационное расстройство — это состояние психического здоровья, официально известное как деперсонализационно-дереализационное расстройство (DDD).

Это обновленное название отражает две основные проблемы, с которыми сталкиваются люди с DDD:

  • Деперсонализация влияет на то, как вы относитесь к себе. Это может заставить вас чувствовать, что вы ненастоящий.
  • Дереализация влияет на ваше отношение к другим людям и вещам. Это может заставить вас чувствовать, что ваше окружение или другие люди нереальны.

В совокупности эти проблемы могут вызвать у вас чувство отчужденности или оторванности от себя и окружающего мира.

Нет ничего необычного в том, чтобы чувствовать себя так время от времени. Но если у вас есть DDD, эти чувства могут сохраняться в течение длительного периода времени и мешать повседневной деятельности.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о DDD, включая его симптомы и доступные варианты лечения.

Симптомы DDD обычно делятся на две категории: симптомы деперсонализации и симптомы дереализации. Люди с DDD могут испытывать симптомы только одного, другого или обоих.

Симптомы деперсонализации включают в себя:

  • ощущение, что вы находитесь вне своего тела, иногда как будто вы смотрите на себя сверху вниз
  • чувство отстраненности от себя, как будто у вас нет настоящего я
  • оцепенение в вашем сознании или тело, как будто ваши чувства отключены
  • ощущение, что вы не можете контролировать то, что вы делаете или говорите
  • ощущение, что части вашего тела имеют неправильный размер
  • трудности с привязкой эмоций к воспоминаниям нахождение вашего окружения туманным и почти сказочным
  • ощущение, что стеклянная стена отделяет вас от мира — вы можете видеть то, что находится за его пределами, но не можете соединиться
  • ощущение, что ваше окружение не реально или кажется плоским, размытым, слишком далеким, слишком близко, слишком большой или слишком маленький
  • искаженное ощущение времени — прошлое может казаться совсем недавним, в то время как недавние события кажутся давними
ВЫ НЕ ОДИН

общаться с другими. Это может усилить ощущение, что вы не существуете или просто «сходите с ума».

Но эти чувства, вероятно, более распространены, чем вы думаете. Согласно последнему изданию Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, около 50 процентов взрослых в Соединенных Штатах в какой-то момент своей жизни переживают эпизоды деперсонализации или дереализации, хотя только 2 процента соответствуют критериям DDD. диагноз.

Прочитайте рассказ одного человека о том, каково это испытывать симптомы деперсонализации и дереализации.

Никто не уверен в точной причине DDD. Но для некоторых людей это связано со стрессом и травмой, особенно в молодом возрасте.

Например, если вы выросли в окружении насилия или криков, возможно, вы мысленно удалили себя из этих ситуаций в качестве механизма выживания. Став взрослым, вы можете вернуться к этим диссоциативным тенденциям в стрессовых ситуациях.

Употребление некоторых лекарств также может вызывать у некоторых людей симптомы, очень похожие на симптомы DDD. Эти наркотики включают:

  • галлюциногены
  • МДМА
  • кетамин
  • шалфей
  • марихуану

Небольшое исследование 2015 года, в ходе которого 68 человек выздоравливали от расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, в течение как минимум 69 месяцев, которые никогда не воздерживались от употребления психоактивных веществ в течение 69 месяцев. перенес расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ. Более 40 процентов выздоравливающих имели как минимум легкие симптомы DDD.

Помните, что иногда чувствовать себя немного «отстраненным» или удаленным от мира — это нормально. Но в какой момент эти чувства начинают сигнализировать о состоянии психического здоровья?

Как правило, ваши симптомы могут быть признаком DDD, если они начинают мешать вашей повседневной жизни.

Перед постановкой диагноза DDD ваш лечащий врач (PCP) сначала спросит, есть ли у вас:

  • регулярные эпизоды деперсонализации, дереализации или и то, и другое
  • ваши симптомы беспокоят вас

Они также, вероятно, спросят вас, осознаете ли вы реальность, когда испытываете симптомы. Люди с DDD обычно осознают, что их чувства не совсем реальны. Если вы не осознаете реальность в такие моменты, у вас может быть другое состояние.

Они также захотят подтвердить, что ваши симптомы:

  • не могут быть объяснены приемом прописанных или рекреационных наркотиков или состоянием здоровья
  • не вызваны другим психическим заболеванием, таким как паническое расстройство, ПТСР, шизофрения или другое диссоциативное расстройство

Имейте в виду, что для правильной диагностики психических заболеваний может потребоваться некоторое время. Чтобы ускорить процесс, обязательно сообщите своему основному лечащему врачу о любых других психических расстройствах, которые у вас есть, особенно о депрессии или беспокойстве.

Исследование 2003 года, в котором изучалось 117 случаев DDD, показало, что люди с DDD часто также страдали депрессией, тревогой или и тем, и другим.

Наиболее эффективное лечение DDD обычно включает некоторые виды терапии, особенно психодинамическую терапию или когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).

С помощью терапевта вы можете узнать о DDD, выявить и проработать любые прошлые травмы или факторы риска, а также изучить стратегии выживания, чтобы справиться с будущими эпизодами.

Вас беспокоит стоимость? Наше руководство по доступной терапии может помочь.

Найти терапевта может быть непросто, но это не обязательно. Начните с того, что задайте себе несколько основных вопросов:

  • Какие проблемы вы хотите решить? Они могут быть конкретными или расплывчатыми.
  • Есть ли какие-то определенные качества, которые вы хотели бы видеть в психотерапевте? Например, вам комфортнее с кем-то того же пола?
  • Сколько вы реально можете позволить себе потратить на сеанс? Вам нужен кто-то, кто предлагает скользящие цены или планы платежей?
  • Какое место в вашем графике занимает терапия? Вам нужен терапевт, который может принять вас в определенный день недели? Или кто-то, у кого есть ночные сеансы?

После того, как вы сделали несколько заметок о том, что ищете, вы можете начать сужать область поиска. Если вы живете в Соединенных Штатах, вы можете найти местных терапевтов здесь.

краткий совет

Если вы окажетесь в ситуации, когда ваши симптомы начинают подкрадываться к вам, попробуйте задействовать все свои чувства. Это может помочь вам заземлиться в своем теле и окружении.

Попробуйте:

  • подержать несколько кубиков льда
  • понюхать специи или эфирное масло
  • пососать леденец
  • послушать знакомую песню и подпевать

Некоторым может помочь лекарство , но не существует конкретного лекарства, которое, как известно, лечит ДДД. Антидепрессанты могут быть полезны, особенно если у вас также есть скрытая депрессия или тревога.

Но для некоторых людей они могут фактически усилить симптомы DDD, поэтому важно поддерживать тесную связь с вашим основным лечащим врачом или терапевтом по поводу любых изменений в ваших симптомах.

Чувство оторванности от реальности может быть тревожным и ошеломляющим, особенно если вы испытываете его регулярно. Вы можете начать думать, что ваши симптомы никогда не исчезнут.

В таких ситуациях может быть полезно связаться с другими людьми, столкнувшимися с аналогичными проблемами. Это особенно полезно между приемами терапии.

Попробуйте присоединиться к онлайн-группе поддержки, например:

  • DPSelfHelp.com, онлайн-группе поддержки, где люди обсуждают деперсонализацию, включая то, что сработало для них, а что нет
  • Сообщества Facebook, включая группу поддержки деперсонализации/дереализации и Деперсонализация

Если кто-то из ваших близких испытывает симптомы DDD, вы можете предложить поддержку несколькими способами:

  • Ознакомьтесь с информацией о состоянии. Если вы дошли до этого места в статье, вы, вероятно, уже делаете это. Нет необходимости становиться экспертом в этом вопросе, но небольшая справочная информация может помочь. Это особенно верно для DDD, так как его симптомы часто трудно описать словами.
  • Подтвердите свой опыт. Вы можете сделать это, даже если не понимаете, что они чувствуют. Простое «Это должно быть очень неудобно, мне жаль, что вы имеете дело с этим» может иметь большое значение.
  • Предложите пройти с ними сеанс терапии. Во время сеанса вы можете узнать больше о симптомах, которые они испытывают, или о том, что их вызывает. Если они не уверены в терапии, может помочь предложение присоединиться к ним на первом сеансе.
  • Поймите, им может быть трудно обратиться за помощью. Не помешает убедиться, что они знают, что вы готовы оказать им поддержку, если вы им понадобитесь. Не думайте, что молчание означает, что им не нужна или не нужна помощь.
  • Уважайте их границы. Если они говорят вам, что не хотят говорить о своих симптомах или какой-либо прошлой травме, не нагнетайте тему и не принимайте это на свой счет.

True Grit — Association for Psychological Science — APS

«Единственное, что я вижу, что во мне сильно отличается, так это то, что я не боюсь умереть на беговой дорожке. Я не буду переутомляться, и точка. У тебя может быть больше таланта, чем у меня, ты можешь быть умнее меня, ты можешь быть сексуальнее меня, ты можешь быть всем этим — ты обогнал меня в девяти категориях. Но если мы вместе встанем на беговую дорожку, есть две вещи: ты сойдешь первым или я умру. Это действительно так просто…» — Номинант на «Оскар» и музыкант, обладатель премии «Грэмми» Уилл Смит

Метафора достижения как гонки напоминает басню Эзопа о черепахе и зайце. Эта часто рассказываемая история, которую многие из нас слышали в детстве в той или иной форме, проповедует ценность упорного движения, каким бы медленным или неравномерным ни был наш прогресс, к целям, которые временами кажутся невероятно далекими. На стартовой линии именно заяц должен финишировать первым. Конечно же, заяц быстро обгоняет черепаху, накапливая такое большое преимущество, что он ложится, чтобы вздремнуть посреди гонки. Когда заяц просыпается, черепаха, которая все это время шла к своей цели, оказывается слишком близко к финишу, чтобы ее обогнать. Черепаха 1, заяц 0,

Очевидно, что для достижения чего-то стоящего в жизни требуются усилия и выносливость. Но как легко забыть об этом факте в моменты, когда мы чувствуем себя черепахоподобными по отношению к нашим, казалось бы, заячьим сверстникам? Кто из нас давит, даже когда нас обгоняют более сильные, быстрые и/или умные? Кто из нас остается верным курсу, бежит в той гонке, которую мы взяли на себя, вместо того, чтобы выбрать другое, новое преследование после того, как споткнулся и потерял почву под ногами? Кто проживает жизнь так, как если бы это был марафон, а не спринт?

Измерение индивидуальных различий в упорстве

Признание необходимости тяжелой работы и настойчивости является вековым и универсальным. Тем не менее, люди резко различаются по своей выносливости для достижения долгосрочных целей. Смелые люди похожи на черепах, отличающихся своей склонностью поддерживать «усилия и интерес в течение многих лет, несмотря на неудачи, невзгоды и застоя в прогрессе» (Duckworth, Peterson, Matthews, & Kelly, 2007, стр. 1088). Менее настойчивые люди, наоборот, легче разочаровываются, склонны вздремнуть посреди курса и часто сбиваются с пути из-за новых увлечений.

Психологи начала 20-го века пытались измерить устойчивость на уровне черт, используя задачи на физическую силу (например, задачи на выпрямление рук) и умственные усилия (например, неразрешимые анаграммы). Но является ли настойчивость в контролируемых лабораторных испытаниях, длящихся минуты или секунды, той же самой чертой, которая склоняет людей к упорному преследованию их личных целей в течение месяцев и лет, — вопрос без ответа.

Альтернативный подход к измерению, впервые примененный в ту же историческую эпоху, предполагает, что респондентов просят оценить их собственную или чужую склонность настойчиво добиваться целей с течением времени. Например, в одном из самых ранних опубликованных исследований личности Эдвард Уэбб собрал рейтинги учителей своих студентов бакалавриата, среди прочего, по «склонности не отказываться от задач из-за простой изменчивости» и «склонности не отказываться от задач в силу изменчивости». лицом к препятствиям». В то время как Уэбб интерпретировал эти пункты как обозначение очень общего фактора сильного характера, который он назвал волей, повторный анализ данных Уэбба показывает, что эти пункты накладываются на более конкретный личностный фактор: добросовестность Большой пятерки.

Следуя этой традиции, мы обычно оцениваем мужество с помощью анкет самоотчета или опроса информатора. Шкала краткости упорства, например, включает пункты, характеризующие постоянство интересов (например, пункт с обратным кодом: «Я часто ставлю перед собой цель, но позже выбираю другую цель») и долгосрочное постоянство усилий (например, « Неудачи меня не обескураживают», «Я заканчиваю все, что начинаю»). В соответствии с повторным анализом данных Уэбба мы обнаруживаем, что упорство явно принадлежит к семейству добросовестности Большой пятерки, особенно частично совпадающему с мотивацией достижения. Однако упорство отличается от общей тенденции быть надежным, самоконтролируемым, упорядоченным и трудолюбивым, с упором на долгосрочную выносливость, а не на краткосрочную интенсивность.

Результаты нашей лаборатории

Наши исследования показывают, что выдающийся талант не является гарантией упорства. На самом деле, в большинстве выборок упорство и талант либо ортогональны, либо имеют слегка отрицательную корреляцию. В той мере, в какой талантливые люди в среднем менее тверды, люди, которые одновременно чрезвычайно талантливы и чрезвычайно упорны, должны быть особенно редки. Действительно, объективные показатели достижений обычно имеют логарифмически нормальное распределение; самые выдающиеся ученые, писатели, художники и предприниматели значительно более успешны, чем можно было бы ожидать, если бы достижения распределялись по нормальной кривой нормального распределения. Гипотеза, которую мы намерены проверить в будущих исследованиях, состоит в том, что талантливые люди, которым легко даются обучение и продвижение, имеют меньше возможностей (или, точнее, потребностей) для выработки гибкого подхода к неудачам и неудачам.

Согласно нашим поперечным анализам, упорство монотонно возрастает на протяжении всей взрослой жизни. Одна из возможностей заключается в том, что с возрастом люди все больше осознают эффективность усилий. В качестве альтернативы, в соответствии с литературой по формированию идентичности, может оказаться, что ценность специализации по сравнению с изучением разнообразных занятий меняется с возрастом. В раннем возрасте, возможно, имеет больше смысла отдавать предпочтение исследованию, а не специализации. Пока мы не разовьем твердое понимание наших собственных неотъемлемых интересов и способностей, возможно, имеет смысл воздержаться от достижения целей на всю жизнь. На более позднем этапе развития может быть более адаптивным оставаться с определенной профессиональной (или профессиональной) деятельностью, особенно с учетом того, что разделение труда в нашей современной экономике имеет тенденцию вознаграждать специализацию.

Большая часть наших исследований упорства проводилась в форме проспективных лонгитюдных исследований, в которых мы задавались вопросом, предсказывает ли упорство ряд объективных результатов успеха, даже после учета индивидуальных различий в способностях. Например, среди военных кадетов Вест-Пойнта, вступающих в свое первое летнее обучение — переход от гражданской к военной жизни, известный в просторечии как «казармы зверей», — более суровые кадеты с меньшей вероятностью бросали учебу. Напротив, индекс таланта под названием «Всеобщая оценка кандидата», который объединяет баллы SAT, ранг в классе, продемонстрированные лидерские способности и физические способности, не предсказывал удержания.

Какие механизмы связывают упорство с достижениями? Одним из важных поведенческих механизмов является преднамеренная практика, определяемая как практическая деятельность, направленная на улучшение определенных аспектов деятельности. В ходе исследования финалистов Национальной орфографической пчелы Скриппса мы обнаружили, что более упорные дети проводили больше часов преднамеренной практики, которая заключалась в изучении и запоминании написания слов и корней слов в одиночестве. Посреднический анализ показал, что время, потраченное на преднамеренную практику, полностью объясняет предполагаемую корреляцию между выдержкой и эффективностью проверки правописания. В соответствии с более широкой литературой о преднамеренной практике и приобретении навыков, практические действия, которые орфографы оценивают как более приятные и менее трудоемкие (например, чтение для удовольствия, ответы на вопросы родителей), значительно менее предсказуемы в отношении правописания. Наоборот, это была самая трудная и наименее приятная практика, которая действительно окупилась — и самые выносливые дети, которые смогли сделать больше.

Стать более выносливым

Недавний бестселлер Пола Тафа, Как дети добиваются успеха: упорство, любопытство и скрытая сила характера , подогрел интерес публики к упорству. Как следствие, родители и учителя часто спрашивают нас, как можно намеренно взращивать упорство. Существуют ли конкретные занятия или методы работы в классе, которые побуждают молодых людей заниматься тем, что им действительно небезразлично, и выполнять свои обязательства перед лицом трудностей? Можно ли научить студентов развивать большую терпимость к напряженной, целенаправленной и не совсем приятной преднамеренной практике? Мы только начинаем исследовать психологические предпосылки упорства, работа, которая, как мы надеемся, когда-нибудь приведет к конкретным рекомендациям и вмешательствам для родителей и педагогов, которые хотят воспитать упорство. Нашим первым шагом в этом направлении было изучение взаимосвязи между упорством и оптимистичным стилем объяснения. В ходе исследования учителей-новичков, опрошенных перед тем, как они вошли в класс, мы обнаружили, что более оптимистичные учителя (т. е. те, кто был склонен приписывать хорошие события глобальным и стабильным причинам, а плохие события — временным и конкретным причинам) оценивали себя выше как в упорстве, так и в удовлетворение жизнью. Выдержка и удовлетворенность жизнью, в свою очередь, предсказывают эффективность учителя, оцениваемую в конце учебного года.

В настоящее время мы исследуем связь между выдержкой и установкой на рост, которая концептуально связана с оптимистическим стилем объяснения, но более конкретно связана с имплицитной верой в то, что интеллект податлив, а не фиксирован. В еще неопубликованных перекрестных исследованиях детей школьного возраста мы обнаружили умеренную положительную связь между настойчивостью и установкой на рост, предполагая, что установка на рост, как и оптимистичный стиль объяснений, может способствовать склонности к постоянным усилиям и приверженности цели. . В отдельной работе стипендиат APS Кэрол Двек из Стэнфордского университета и ее коллеги накопили внушительный массив корреляционных и экспериментальных данных, демонстрирующих, что установка на рост побуждает детей истолковывать неудачи и неудачи как возможности учиться и совершенствоваться, а не как свидетельство того, что они постоянно не хватает способностей. Учитывая эту работу и аналогично задуманные учебные программы, направленные на обучение оптимистическому стилю объяснения, одно из многообещающих направлений будущих исследований влечет за собой прямое измерение влияния направления внимания на конкретные, изменчивые аспекты деятельности на упорство на уровне черт.

Будущие направления в исследованиях твердости характера

Кроме стиля объяснений и установки на рост, что еще побуждает людей быть упорными? Чтобы преследовать очень долгосрочные цели, поддерживать усилия и интерес даже тогда, когда прогресс останавливается, казалось бы, требуется способность откладывать удовлетворение. Таким образом, одна интригующая возможность состоит в том, что упорство в более позднем возрасте предвещается ранними индивидуальными различиями в способности отказываться от сиюминутных удовольствий ради большей, отсроченной выгоды. Хотя эта гипотеза не была напрямую проверена в предыдущих исследованиях, она согласуется с наблюдением, что дети дошкольного возраста, которые лучше умеют откладывать удовлетворение, как правило, вырастают более успешными, компетентными подростками и взрослыми. Это также может помочь объяснить возрастное увеличение выносливости, поскольку хорошо известно, что способность откладывать удовольствие улучшается между детством и взрослой жизнью. Таким образом, растущее количество экспериментальной литературы о стратегиях, облегчающих регулирование внимания, эмоций и поведения в присутствии немедленных искушений, может иметь отношение к настойчивости и ее культивированию.

Еще один вопрос, который мы обдумывали, но еще не проверили эмпирически, заключается в том, всегда ли больше упорства лучше, или, наоборот, есть ли у твердости определенные издержки, которые необходимо компенсировать ее преимуществами. Могут быть контексты, в которых настойчивость порождает более низкие достижения. Например, более упорные люди могут быть более уязвимы для заблуждения о невозвратных затратах, менее открыты для информации, противоречащей их нынешним убеждениям, или иным образом ограничены предубеждениями в суждениях и принятии решений. Кроме того, более настойчивые люди, придерживаясь курса, иногда могут упустить новые возможности, потому что слишком сосредоточены на своей первоначальной цели. Наоборот, возможно, что сосредоточение внимания на важных долгосрочных целях совместимо с активными, непредубежденными суждениями и принятием решений.

Движение вперед

В 1907 году Уильям Джеймс предположил: «Мы используем лишь небольшую часть наших возможных умственных ресурсов… мужчины во всем мире обладают огромным количеством ресурсов, которые только исключительные личности доводят до предела использования (Джеймс, 1907, стр. 322-323). Джеймс выступал за то, чтобы психологи направляли свои усилия на два основных вопроса: во-первых, каков весь спектр человеческих способностей? Во-вторых, какими разнообразными средствами высвобождаются эти способности? На наш взгляд, в прошлом столетии был достигнут больший прогресс в решении первой задачи, чем в решении второй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *