Интерфакс-Недвижимость / Рынку нужна не дискуссия, а ясность – Сергей Разуваев
Сергей Разуваев
Директор консалтингового агентства GMK
24 марта 2021, 09:02
Это даст девелоперам четкое понимание, как им дальше работать, подчеркнул директор консалтингового агентства GMK
Москва. 24 марта. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Рынок недвижимости — один из крупнейших в мировой экономике. Он намного шире, чем просто строительство и продажа объектов. О роли консалтинговой компании на сложном рынке девелопмента, ее зонах влияния и компетенциях рассказал в интервью «Интерфаксу» директор консалтингового агентства GMK Сергей Разуваев.
Какие перспективы несет девелоперами и консалтингу текущий год и что сейчас происходит на рынке недвижимости?
Ландшафт рынка недвижимости претерпевает серьезные изменения. И здесь есть два момента. Первый — по итогам первых 2,5-3 месяцев этого года стало очевидно, что объем продаж просел. Многие девелоперы стараются об этом не говорить публично, но у нас есть данные о том, что системные застройщики даже в столицах показали результаты, отличные от ожидаемых.
Второй момент — это политика государства. Меры, принятые им в 2020-м году, были действительно своевременными и эффективными и буквально «вытащили» стройку. Однако, в 2021 году мы пока не наблюдаем четкого курса — все на уровне «вроде бы». Вроде бы президент пообещал льготную ипотеку. Вроде бы Центробанк сказал: «Давайте, но не всем». Сначала из программы убрали три региона, теперь оставили только 24. Публичные дебаты в данной ситуации не приводят ни к чему определенному. Рынку нужна не дискуссия, а ясность: будет вот так и вот так. Это даст девелоперам четкое понимание, как им дальше работать — в модели стагнирования рынка, либо в модели усиления своего присутствия в нем. А неопределенность создает нервозность и вносит ненужную вариативность.
В общем, год начался сложно и уже сейчас понятно, что дальше мы будем двигаться по сценарию 2018 или 1019 годов, но точно не по сценарию 2020-го, даже если программа льготной ипотеки будет продлена.
Как вы пришли в недвижимость, почему выбрали именно этот рынок?
С 1999 года, когда наша компания только была создана, мы занимались преимущественно маркетинговыми стратегиями. А в 2005 году начали сотрудничество с компанией «Партнер Инвест», которая позже в результате нашей совместной работы была переименована в Бруснику. Собственник девелопером не был, как вести строительный бизнес не знал, поэтому мы получили простор для принятия нестандартных решений. Брусника — компания заметная, и положительный опыт нашей совместной работы стал интересен другим девелоперам. Так мы вышли на региональные и межрегиональные рынки. Сегодня у нас сформирован большой пул крупных региональных и столичных девелоперов. Мы специализируемся в основном на крупных КОТах — проектах комплексного освоения территорий.
Второй пласт наших клиентов – зарубежные партнеры. Мы четвертый год сотрудничаем с казахскими компаниями, в частности с BI Group, крупнейшим застройщиком Казахстана. Наши проекты есть на Кипре, в Эмиратах, Узбекистане.
Сегодня GMK входит в топ-100 консалтинговых компаний России, и я вижу необходимость постоянно расширять горизонты возможностей, изучать тему как можно глубже, захватывая «смежные» области. К примеру, сейчас в партнерстве с диджитал-интегратором «Ремарк» мы помогаем девелоперам быть максимально эффективными, автоматизируя процессы маркетинга и продаж. Далее — мы вошли в архитектурный консорциум с архитектурным бюро ARCHINFORM, в разработке совместно порядка 70 га.
За десять лет мы пережили сильную трансформацию и сейчас занимаемся маркетингом продукта в глубоком его понимании — речь идет о формировании, идеологии, концепции. Мы сняли первый документальный фильм о российском девелопменте — «Сценарии жизни». Мы исследуем тему того, как среда новых микрорайонов влияет на образ мысли человека, формируя наши паттерны и привычки.
Наши стратеги создают индивидуальные разработки под цели, задачи, масштабы и проблематику клиента. Наша основная компетенция — определение потенциала аудитории, выявление емкостей рынка, формирование продуктовой стратегии.
Результат нашего многолетнего опыта — «Библиотека девелопера», серия книг о девелопменте, стала настольной для многих участников рынка. В 2018 году серия стала победителем Всероссийской Премии PROESTATE Media Awards для журналистов, пишущих о рынке недвижимости. Также мы ведем корпоративный блог для девелоперов, в котором делимся опытом и наработками. А что касается нашего выбора, то рынок недвижимости — один из крупнейших, и дает нам возможность влиять на решения, стратегические и касающиеся продукта. А там, где принимаются решения – есть и деньги, и интерес. Так что, скорее рынок выбрал нас.
В чем разница между российскими и иностранными проектами?
Принципиальное отличие работы в том, что аналитические базы в тех странах, где мы работаем, предоставляют практически полную картину: в них есть все о квартирографии в тауэрах, их стоимость и даты продаж. У нас же подобные аналитические продукты, во-первых, существуют разве что в Москве, а во-вторых, не дают всей информации. Поэтому с точки зрения консалтинга вести бизнес, в частности, в ОАЭ, было проще и быстрее, чем на родине и, кстати, в Европе — мы пытались разобраться в рынке Испании и обнаружили, что с цифровизацией там все очень тоскливо, нет даже аналога нашего Единого Реестра Застройщиков.
В остальном мы на своем опыте убедились, что российская компания вполне способна создавать успешные и востребованные проекты за рубежом. В декабре 2020 года вы открыли представительно в Москве, а в марте 2021 года — в Казахстане.
Какие точки экспертности необходимы региональным компаниям для освоения столичного рынка и зарубежного рынков? Что нужно сделать застройщику, чтобы выйти на эти рынки?
Как минимум, стоит запланировать это заранее. Оба представительства — и в Москве, и в Казахстане — это результат длительной работы. Мы изучали рынок через аудит, наши сотрудники живут и работают и в Казахстане, и в Москве, где у нас вообще находится 10 % компании.
В Казахстан мы впервые вышли в 2017 году. Начали с проектов BI GROUP, заходили объемно, по разным направлениям, изучали тонкости местного рынка и мышление местных застройщиков. Сегодня у нас есть ряд действующих проектов с крупными девелоперскими структурами Казахстана и для активного развития этого направления было необходимо и физическое присутствие в регионе.
С Москвой история похожа: выход на московский рынок был вопросом времени. Мы давно и плодотворно сотрудничаем с крупными столичными игроками – ГК «Самолет», «Интеко», «Эталон», «Кортрос», ДОМ.РФ и других. Также мы регулярно получаем вопросы от региональных застройщиков, планирующих экспансию в столицу. Чтобы предоставлять им консалтинговые услуги на должном уровне, мы должны были «жить» в этом рынке.
Еще одна важная часть работы по выходу на московский рынок консалтинговых услуг — участие в крупных отраслевых мероприятиях и премиях. Вот уже полтора года мы создаем среду для обмена опытом, вдохновения и поиска новых идей — собираем застройщиков на GMKTalks, проект, включающий круглые столы и дискуссии, мастер-классы, бизнес-завтраки, выступления экспертов из областей, связанных с недвижимостью и строительством.
Что уникального вы можете предложить московским застройщикам?
Московские игроки регулярно предпринимают попытки освоения региональных территорий. Но этот процесс может пройти далеко не безоблачно: столичные застройщики, не знающие местного менталитета, приходящие буквально со своим уставом в чужой монастырь, сталкиваются в регионах с огромными сложностями. И здесь может помочь наш опыт и компетенции — экспертиза и знание локальных рынков.
Каков сегодня региональный девелопер?
Он перестал мыслить, как региональный девелопер — это важная трансформация. Появились компании, которые научились масштабировать бизнес (в стройке это очень сложно), работающие в нескольких регионах, включая Москву, при этом не становясь москвичами, не теряя корней.
Сегодняшний региональный девелопер более агрессивен, чем его столичный коллега, потому что работает в более агрессивной среде: конкуренция количества ввода на человека в регионе существенно выше, чем в Москве.
Также в регионах научились работать над продуктом, сотрудничать с мировыми архитектурными бюро и мощными креативными агентствами, налаживать частное партнерство, обсуждать и соблюдать договоренности и взаимодействовать с властью — перестали смотреть ей в рот и начали сотрудничать,
Изменились в хорошем смысле и строительные бизнес-процессы, в том числе эффективность строительных работ, прежде всего — такой ключевой параметр, как управление себестоимостью.
Все это позволяет региональному застройщику масштабировать бизнес, выходя в столицы — или сразу, с наскока, или постепенно, сначала пробуя себя в более крупных регионах. В результате региональный девелопер научился создавать продукт в масс-маркете, превосходящий московские аналоги.
Расскажите подробнее о стандартах оформления строек, которые вы разрабатывали для Фонда защиты прав дольщиков?
Из своего опыта работы с множеством проектов в разных регионах страны, мы выяснили, что стройка, оформленная по стандартам, продается лучше. Опираясь на наши примеры, коллеги из подразделения ДОМ.РФ — Фонда защиты прав дольщиков – предложили разработать стандарты стройки, направленные как на дольщиков, так и на строителей. В стандарты входили и элементы визуализации, включающие цветовую подборку в фирменном стиле компании, оформление офисов продаж, строительных городков. Нам удалось реализовать этот проект, потому что мы в работе над стандартами стройки любого застройщика мы исходим из его задач.
Считается, что у вашей компании самый высокий ценник по рынку. Это правда?
Услуги компании, как и любой товар, стоят столько, сколько за них готовы заплатить. Девелопер принимает решение заключить с нами договор осознанно, понимая все плюсы и минусы. К минусам относится стоимость наших услуг. К плюсам – добавленная стоимость продукта и точки роста бизнеса. Цена разработанной нами маркетинговой стратегии – около 6 млн. Недешево, да. Но в нашей практике регулярно есть примеры, когда добавленная стоимость на сопоставимые объекты составляла плюс 20-23%.
Вы предъявляете особые требования к своим сотрудникам? На какие качества обращаете внимание?
Области, в которых мы работаем, не существуют как профессии. Нигде не учат на консультанта по маркетингу и продажам. Поэтому мы делаем ставку на формирование среды, в которой сотрудники становятся специалистами. Считаем, что если человек обладает чувством прекрасного, при прочих равных – трудолюбии, образовании, широкой эрудиции, — мы сможем научить его той или иной компетенции.
Да, с точки зрения творческой реализации сотрудника – большие компании ограничены объемами, риски у них огромны. У нас же есть чуть больше вариативности и свободы принятия решений: я не могу предложить своим сотрудникам вертикальный рост, но могу дать возможность влиять на сценарии жизни людей. Уже сейчас у нас в работе более 100 га. Если перевести эти цифры в квадратные метры — будет число от 1 млн 200 до 1,5 млн. И человек в его условные 32 года осознает, что принимает участие в проработке такой огромной территории, что по его логике строятся целые микрорайоны, а в проектах, в разработке которых он принял участие, живут десятки тысяч людей. Я подчеркиваю — живут. Это очень вдохновляет.
Сегодня вновь появляется возможность обрести ясность духа
Дорогие коллеги – уважаемые Владимир Владимирович и Павел Анатольевич, – рад приветствовать Вас!
Спасибо, что нашли время в эту «жаркую» пору – разгар абитуриентской кампании – порассуждать об отраслевых перспективах или наоборот – подвести итоги, провести своего рода черту как «до и после». Если позволите, хотел бы определиться с вектором разговора, чтобы не получилось, как это бывает у журналистов (недавно поучаствовал в программе «Самое время! Итоги недели» на «Радио-1») – обо всем сразу. В 2011 и 14-м годах, например, мне пришлось давать два больших интервью – одно в качестве руководителя образовательной программы «Регионоведение России» в РАНХиГС, а второе, заступая на должность декана факультета религиоведения в Московском православном институте св. Иоанна Богослова, – «Религиоведение в России вчера, сегодня, завтра», в котором, с учетом поставленных руководством задач, рассуждал об отраслевых задачах. Годы идут быстро – мир очень динамичен, даже в смысле трансформации смыслов и целей. Если провести ревизию сделанного за этот период, выделю лишь отдельные фрагменты:
- положено начало международному научно-издательскому проекту «Антология отечественного религиоведения»,
- в городском формате работает проект «Сорок сороков: град во образах святых»,
- разработан и находится на стадии утверждения профессиональный стандарт «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений»,
- о профильных круглых столах, симпозиумах, конференция говорить не приходится – это академическая рутина, хотя наиболее важными в этом ряду являются конгрессы «Ассоциации российских религиоведческих центров», религиоведческие симпозиумы РАНХиГС, и недавняя 1-я теологическая конференция, организованная ОЦАД.
Уважаемые коллеги, поскольку каждый из нас имеет опыт не только академический, но и административно-управленческий и межотраслевой, с учетом именно последней составляющей, интересно – какие события в религиозно-религиоведческой жизни страны последнего времени Вы бы выделили в том смысле, что они имеют потенциал – способны повлиять на стратегии будущего и в чем именно может быть их влияние?
Варава В. : Вы правы, Вильям Владимирович, время идет быстро, и даже если окинуть совсем недавнее прошлое, то с 2011 г. прошло огромное количество событий, повлиявших на наше восприятие религиозной, и шире – духовной ситуации и в обществе, и в культуре. За это время сделано действительно немало; даже перечисленные Вами проекты – свидетельство глубинных трансформаций, связанных с пониманием, насколько важной частью жизни является религия и не в качестве эпифеномена культуры, а как фундамент духовного бытия. Секулярный проект, о котором много говорят в последнее время, очевидно, потерпел фиаско как глобальный антропологический проект по переустройству человеческой природы. Человек, как точно говорил Б.П. Вышеславцев, есть «реляция к Абсолюту»: трансцендентное начало является конституирующим свойством и человека, и что эксперименты по насильственному изгнанию неотмирных элементов из души человека не проходят безболезненно.
Но сейчас наступает другой период – образуются новые вызовы со стороны мира. Сегодня, в первой четверти XXI века, на мой взгляд, важным является понимание того, как возможен продуктивный диалог светской и религиозной культур в контексте глобальных цивилизационных трансформаций.
Шмидт В.: Владимир Владимирович, думаю, Вы верно подмечаете об условиях мирности и мерности – как возможен диалог. Это очень непростой вопрос, так как многие события недавнего прошлого показывают, что «языка» для такого диалога пока что нет.
Варава В.: Именно: сегодня не атеизм представляет собой главную угрозу духовному бытию человека, но, как это не парадоксально, религиозное изобилие, невероятное многообразие религиозного опыта, в котором на самом вопиюще эклектическом уровне перемешаны традиционные и нетрадиционные формы религии. Это тоже настораживающий симптом. Путь веры как путь духовного делания очень труден – он не может носить массового характера; об этом хорошо знают подвижники, аскеты, духовные писатели, религиозные философы. В конце, концов, «вера, – по слову Апостола, – дар Божий», но что означает сегодняшнее «возрождение религии»? Не есть ли это новая более изощренная фаза секуляризации?
Странным образом небывалый религиозный энтузиазм сегодня соседствует с убийственным безразличием именно к духовным вопросам. Интересно в этом контексте наблюдение современного достаточно известного британского историка и писателя Питера Уотсона, который обобщил большой пласт духовных исканий европейских интеллектуалов последних двух столетий. В книге «Эпоха пустоты» с выразительным подзаголовком «Как люди начали жить без Бога, чем заменили религию и что из всего этого вышло» он так описывает духовное состояние современного европейца: «…множество людей – быть может, самых добрых и законопослушных граждан – не видят в смерти Бога ровно никакой проблемы. Мысль, что Бог мертв, не наполняет их ни тревогой, ни трепетом. … Они просто живут – день за днем, месяц за месяцем: как-то сводят концы с концами, радуются жизни, когда есть чему порадоваться, а метафизических проблем, которыми так озабочены их ближние, вовсе не замечают. Они не ждут, что человечеству когда-нибудь удастся разрешить “великие вопросы”, и не тратят времени на прояснение их для себя. В сущности, это самые далекие от религии люди – и, быть может, самые счастливые». А не есть ли это своего рода «духовная смерть» современного человека, когда он просто живет и совершенно не замечает, и не пытается понять, что такое жизнь в более глубоком, нежели повседневные рутинные заботы, смысле?
Вообще, современный человек – это экзистенциально сложноорганизованное существо, прошедшее не только через вольтерьянство и дарвинизм, но и через Ницше и Платонова, через Кафку и Хайдеггера, он является свидетелем беспрецедентных форм индивидуального и социального зла. У него серьезные метафизические запросы, многоуровневые экзистенциальные вопрошания, которые нельзя удовлетворить, автоматическим, как наивно полагал Николай Гоголь, привлечением к святоотеческому наследию. Для понимая этих процессов нужна большая философская, религиоведческая и теологическая культура. К сожалению, этим сегодня не может похвастать ни общество, ни научное сообщество.
Именно поэтому среди наиболее значимых событий в религиозно-религиоведческой жизни страны последнего времени я бы выделил 1-ю теологическую конференцию «Теология в гуманитарном образовательном пространстве», организованную ОЦАД им. свв. Кирилла и Мефодия. Очевидно, что это не только полемика о месте теологии в образовании. Эта полемика выходит за рамки научного обсуждения и становится частью общественного дискурса, в центре которого, как я уже отметил, важнейшие вопросы, связанные с повышением уровня религиоведческой и философско-богословской культуры в обществе.
Шмидт В.: Уважаемый Павел Анатольевич, думаю, Вы, как юрист, обратили внимание на мысль Владимира Владимирович о «религиозном изобилии, невероятном многообразии религиозного опыта, в котором на самом вопиюще эклектическом уровне перемешаны традиционные и нетрадиционные формы религии» и что «небывалый религиозный энтузиазм соседствует сегодня с убийственным безразличием именно к духовным вопросам». Казалось бы – и слава Богу – общество живо, если в нем столь высокий уровень духовных исканий; ко всему прочему у нас есть все необходимые инструменты для познания и управления этими столь непростыми явлениями и сферами, например, религиоведение – инструмент, которым легко исправлять кривизну как социально-политических, так и политико-идеологических, и экзистенциально-психологических зеркал. Но в словах Владимира Владимировича «настораживающий симптом», «это новая более изощренная фаза секуляризации» угадывается нечто далекое от оптимизма?
Бышков П.: Процессы, которые описал Владимир Владимирович не новые ни для России, ни для других государств. На мой взгляд, они не угрожают взаимодействию светской и религиозной культур, так как они лежат во многих плоскостях и интерсубъектны, а главное – их протекание контролируется политической властью стран(ы). Это мы можем видеть на примере истории с Исаакиевским собором, с периодически возникающими дискуссиями о восстановлении в России монархии, с уголовными делами за оскорбление чувств верующих, с запрещением религиозных организаций, с признанием теологии научной специальностью, защитой первой диссертации по ней и апелляцией на нее, и многое, многое другое. Самое интересное, что все это уживается в одном едином российском обществе. Происходит это, прежде всего, благодаря правовой норме Конструкции, заложенной в 1993 г. в 14 статье, которая постулирует, что Российская Федерация – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Толкований данной статьи много, а поэтому поддерживаю стремление Председателя Комитета ГД ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, члена фракции КПРФ С.А. Гаврилова добиться официального определения понятия «светское государство» в толковании Конституционного суда РФ – если бы это произошло, градус спекулятивной напряженности в духовной сфере заметно бы снизился.
Шмидт В.: Коллеги, судя по Вашим первым репликам, не слишком ли радикализируется вектор нашего разговора: вот и Павел Анатольевич, солидаризируясь с г-ном Гавриловым предлагает «добиться официального определения…». Дискуссии имеют место быть, но, похоже, они еще далеки от острой фазы.
Павел Анатольевич, с учетом действующих процедур и порядка вынесения решений Конституционным судом, как Вы представляете себе возможность этого решения – нужно будет создать условия, серию странных / противоречивых судебных решений, чтобы затем довести их до Конституционного суда, притом именно так, чтобы предмет иска был очевиден? То есть Вы намекаете, что система уже готова к «турбуленциям» в этно-религиозной сфере, и именно поэтому мы наблюдаем столь неоднозначную для общественно-государственных деятелей высокого уровня как г-н Гаврилов и г-жа Мизулина деятельность, именно поэтому силовики начали «провоцировать» систему?
Бышков П. : Трудно сказать, но согласно ст. 105 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Исходя из этого, в том числе и упомянутые депутат и сенатор могут инициировать такое обращение. Напомню, что специальный Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. фактически копирует 14 статью Конституции РФ и хотя не раскрывает принципа светскости государства, но содержит принцип отделения религиозных объединений от государства. Что обозначает принцип светскости, какое правовое значение он имеет, с правовой точки зрения остается неопределенным. Именно поэтому существуют его различные трактовки, которые используются, в том числе в судах, в правоохранительных и правозащитных организациях, исходя из конъюнктурных соображений.
С начала 90-х годов вызревала проблема, сводящаяся к следующему: Россия – это светское государство по Конституции РФ или это светское государство по своей типологии? Подавляющее большинство Конституций государств в мире не содержат понятия светского государства, хотя при этом по своему типу они являются светскими государствами – в них нет государственной религии. Но это не означает, что её или их не может не быть; напротив, различные религиозные организации играют важную, а во многих случаях системообразующую и особую роль в самом существовании государств. Поэтому Конституционный суд РФ своим официальным толкованием мог бы положить конец двусмысленности интерпретаций правовых конструкций рассматриваемой дефиниции, что не только уничтожит благоприятную среду для возможности многочисленных трактовок этого определения, но и даст обществу чёткие и конкретные ответы на многие вопросы.
Варава В.: Взаимодействие светской и религиозной культур, безусловно, должно иметь совершенно определенное правовое регулирование, поскольку – это социальная реальность, и все «духовные процессы», так или иначе проходят на «земле», а не на «небе». Трансцендентное – не поле жизни социума, а потому и не входит в сферу его забот, а вот на уровне индивидуального, личностного бытия – это совершенно иное, я бы даже сказал животрепещущее… Поэтому правовое регулирование в религиозной сфере – это обычная цивилизационная норма, без которой не может формироваться политико-правовая культура в обществе. Но то, что сейчас происходит в нашей стране и о чем говорит Павел Анатольевич, далеко от какого-то более-менее цивилизованного правового контекста, можно сказать более – вне культурной традиции. Здесь во многом приходится все принимать на свой страх и риск и действовать, так сказать «гадательно», поскольку вновь народившаяся обильная религиозная жизнь после долгого атеистического «обезвоживания» весьма и весьма неоднозначное явление. И, конечно, настораживают попытки со стороны политического истеблишмента контролировать религиозные процессы.
Мы хорошо знаем – «Дух дышит, где хочет…», и печальный опыт в общем-то недавнего прошлого показывает, сколь губительно для духа и жизни в целом – культуры – политическое вторжение. Дело не в том и не в смысле, что власть бездуховна и/или что во власти «бездуховные» люди, а в том, что это – разные сферы бытия и их субординации нельзя переворачивать или ими манипулировать. Конечно, в определенном смысле можно приветствовать стремление депутатов ГД РФ добиться официального, де юре, определения понятия «светское государство», но это сложная теоретического плана работа – здесь нужна высочайшая религиоведческая квалификация, чтобы получить качественную профессиональную экспертизу с учетом специфики именно этно-религиозной сферы, которая, как Вы, Вильям Владимирович, очень ярко и образно выразились, входит в фазу «турбуленции».
Шмидт В.: Коллеги, мы с Вами довольно неплохо ориентируемся как в светской, так и в религиозной системах – многие процессы в них для нас очевидны и являются рутиной, повседневностью, а потому мы четко различаем в них аксиоматические и аксиологические (ценностно мотивированные) элементы, и нам нет необходимости «туманить» реальность разными идеологическими намеками, мол, многое тут зависит/определяется факторами…
Религия, религиозное, в том числе и на уровне идеологического, стала обыденностью, и начинает активно регламентироваться как и все иные отрасли хозяйства – сферы профессиональных (трудовых), хозяйственно-правовых отношений. Год назад, как помним, был введен в действие, например, пакет «Озерова-Яровой», а сейчас Минкультуры России внесло на рассмотрение проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия)».
Казалось бы, как никогда прежде эти сферы – светская/политическая и религиозная/гражданская – имеют возможность не только обмениваться политико-идеологическими, ритуальными реверансами, но и активно взаимодействовать, наращивая объемы хозяйственных взаимодействий, тем самым развивая и совершенствую этико-правовые механизмы в производственных отношениях и хозяйственных укладах, политическую культуру, но что-то идет не так – то ли у сторон не хватает какого-то понимания/договоренностей, то ли уровень претензий не должным образом артикулирован. В итоге – все чаще приходится слышать, что религия как явление то ли феноменальное, то ли социально-идеологическое настораживают и пугают граждан, которые в адрес представителей религиозных организаций все чаще и больше выдвигают претензий или просто игнорируют эту сферу.
В итоге, с учетом введения в действие профстандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений», на смену процессам политизации с данной сфере отношений может прийти идеологизация.
Варава В.: Несомненно, когда речь заходит о церковно-государственных отношениях, шире – об отношениях религии и государства, то сразу нависает угроза идеологизации. Очевидно, что в этой сфере идеальных, безболезненных отношений нет, не было и быть не может. Свидетельство этому вся история Христианства, история его драматического пребывания в мире. Это ведь какой трагический парадокс: сообщество, живущее по принципу «не от мира сего», вынуждено жить в мире «сем»! И наивно полагать, что сегодня ситуация будет как-то радикально отличаться.
Вспоминается В.В. Розанов, который много думал на религиозную тематику – думал глубоко и нетривиально, и многие его мысли звучат очень свежо и актуально. Да и в чем-то общая ситуация его времени схожа с нашей. Так вот он говорит такие слова о встрече христиан с империей: «“Царство не от мира сего” не замечает “мира сего” и проходит мимо империи поистине так, как в легендах о старинных замках “тень” или “дух” проходят мимо стен, оружия и не сопротивляясь им, и не повреждаясь ими. Церковь в истинных “сынах своих”, которых и поставляют только эти кроткие, единственно одни они, – и не отрицает империи, и не утверждает ее, а проходит мимо ее, без ласки и без вражды».
Вероятно, это утопия, такой религиозный романтизм, но большая духовная правда есть в этих словах. Так было бы идеально относиться с миром для тех, кто «не от мира». Но реальная история взаимоотношений религии и государства – это балансирование на тонкой грани между «цезарепапизмом» и «папоцезаризмом», а чаемая «симфония властей» всего лишь чаяние. Каждая эпоха, каждое поколение все определяет заново.
Идеологизация религиозной сферы – вещь очень неприятная, но она всегда имела место в той или иной форме, и в русской Церкви в том числе. Например, митрополит Антоний (Храповицкий), характеризуя состояние современного ему общества, (а это 1888 год!), говорил о «низкой эксплуатации веры», «обманчивой маске духовной жизни», которой отличается православный карьеризм молодых чиновников. Вот его слова: «Взгляните на современное состояние общества. Тогда мы вооружались против безбожных отступников от народно-церковной жизни, против ложных дешевых либералов в чиновничьих мундирах, потерявших все дорогое для народа якобы во имя прогресса, а на самом дели лишь по своему непроходимому невежеству в области религии и морали. Теперь приходится видеть тупую ложь и лицемерие проникшими и в правый лагерь. Приходится встречать каждую минут явления, где уже не либеральными фразами из журналов прикрывается холодный карьеризм и презрение к меньшей братии, но, увы, – священными словами Божественного писания и святыми обычаями Церкви».
Как это все похоже на сегодняшнее время, когда на смену атеистическому невежеству приходит чиновничья православная риторика, за которой ничего кроме карьерных амбиций и духовной пустоты нет. Это и есть идеологизация духовной жизни, и, она, увы, неизбежна. Но, Вы, уважаемый Вильям Владимирович. Верно заметили: у общества, у каждого из нас, есть хороший инструмент, чтобы исправлять кривизну этих зеркал – религиоведение…
Особенность сегодняшней ситуации в том, что Церковь пытается взять реванш, отыграть то социальное бездействие, в которое она была вынужденно погружена властью на долгое время. Что нашло отражение в появлении такого в общем-то нетипичного для восточного христианства документа как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Это ведь идея социального активизма, которая в большей степени свойственна западным христианским конфессиям. Там долгие традиции, успешнее результаты на этой ниве. А с другой стороны, «смерть Бога» как некий показатель духовного коллапса.
Думается, что разработка и введение профстандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» может хоть как-то ослабит те напряжение, недоверие, непонимание, которые существует между «светским» и «религиозным». Но обольщаться вряд ли стоит. Приоритетным все же останется просветительский аспект – повышение общей религиоведческой и теологической культуры.
Бышков П.: Уважаемые коллеги, еще раз готов повторить, что, по моему мнению, у нас нет никакого противостояния между «светским» и «религиозным», скорее всего речь идет о противостоянии конкретных людей, которые себя как-то позиционируют, впадая в крайности (но это, как понимаем, не предмет нашего разговора, хотя и очень интересный…). У нас единое общество, которое существует в рамках конституционного строя. Очевидно, что разработка и введение профстандарта «Специалист в сфере национальных и религиозных отношений» является частью стратегии национального развития Российской Федерации. В итоге, введение в действие выше упомянутых Вильямом Владимировичем нормативных правовых актов даст возможность развиваться обществу по линии правового государства и совершенствовать политическую культуру, что, безусловно, позитивно отразиться на всех нас.
Шмидт В.: Уважаемые коллеги, Вы как представители сферы, обслуживающей народохозяйственные комплексы, – представители системы образования, какой видите роль образовательных организаций? Учитывая наш опыт – каждый из нас работает на площадках разной как ведомственной подчиненности, так и с отраслевой спецификой, – в ближайшее время что придется изменить в образовательных учреждениях, или Вы уже что-то изменили? Очевидно же, что уровень информационных, этико-эстететических, инженерно-технических, наконец, — все это кардинальным образом влияет на уклады и практики отношений – они настолько быстро трансформируются, что это заметно даже на уровне тезаурусов, какими пользуются разные поколения одного и того же общества.
Интересно, тенденции консерватизма и модернизма системы образования и религиозных систем как отразятся на религиоведении, или какую уникальную роль должно иметь религиоведение в этих процессах-отношениях, чтобы религия на очередном этапе общественно-государственного развития не стала идеологией.
Варава В.: Важный вопрос – спасибо. Роль образовательных организаций и вправду велика. По сути, это единственная вменяемая институция в современных условиях. При этом нужно иметь ввиду объективные сложности, связанные с трансформацией самой системы образования в современном(ых) обществе(ах). Во-первых, это смена аксиологических приоритетов знания, которые задаются потребительским большинством, и во-вторых, изменение эпистемологического статуса самого знания. В ситуации постмодернистской деконструкции (как бы к ней не относится), статус знания иной – научные здания теряют свой абсолютный характер, научная претензия на истину подвергается серьезному сомнению.
Роль религиоведения действительно уникальна в этих процессах, поскольку, будучи феноменологией религиозного опыта, отраженного в различных культурах, религиоведение может фиксировать те парадигмальные процессы, которые происходят в современной ситуации, не побоюсь сказать, смены научной эпистемы. Видоизменяется сам подход к изучению религиозного опыта, религиозной(ых) традиции(й). Уходит в прошлое полемика атеистов и верующих, которая, так или иначе, концентрировалась вокруг схоластических аргументов доказательства бытия Божия. Конечно, и этот дискурс сохранится, но сейчас уже приходят проблемы герменевтики, феноменологии, этики… Все это требует изменения образовательных стандартов, образовательных стратегий и т.п.
Мы стараемся учитывать эти тенденции в своем научном и учебном процессе. Хотелось бы отметить прошедшие в нашем институте в мае этого года Иоанно-богословские научные чтения «Язык христианской традиции и современная культура», где как раз обсуждался широкий спектр актуальных проблем. В рамках конференции работала секция «Философии vs Теология», цель которой было выявить онтологические и метафизические сходства и различия в философии и религии, которые позволяют вести продуктивный диалог в контексте современной культуры. Надеюсь, что данный формат будут регулярным.
В этом году разработан и утвержден новый план научной дятельности, предполагающий семинары, круглые столы и открытый лекторий. Запускается большой проект «Теология как наука: pro et contra», в рамках которого будет проводиться ежегодная конференция, выходить тематические сборники – такая вот своеобразная экспертная теологическая лаборатория, чтобы вырабатывать компетентные ответы на вопросы общества о необходимости теологического образования.
Иными словами, мы приложим все зависящие от нас усилия, чтобы религия на очередном этапе общественно-государственного развития не стала идеологией.
Бышков П.: Введение теологии в ряд научных дисциплин и возможность присуждения ученых степеней отражает ее сущность как гуманитарной дисциплины. Студентам юристам факультета права и экономики МПИ св. Иоанна Богослова мы часто показываем сходство юриспруденции и теологии. Во многом поэтому в нашем ВУЗе, учредителем которого является РПЦ, мы готовим бакалавров и магистров по юриспруденции. Данные науки занимаются толкованием авторитетных текстов и практик, возникающих на их основе. Так, например, тексты законов приобретают функции сакральных и, наоборот, во многих странах присягу приносят на Библии, на Коране или на других священных книгах, а где-то Конституция является священной. Важно понимать, что труды юристов и теологов обращены к тем, для кого соответствующие тексты и практики действительно важны. Цель юриста и теолога одна – создать и поддерживать связь этих самых текстов с повседневной жизнью, с конкретными людьми, развивать общество на основе добра и справедливости. Конечно, следует отметить, что нормы права влияют на всех в светском государстве, а определенные религиозные тексты только на конкретный круг людей. При этом важно понимать, что право и религия обогащают друг друга, что благоприятно сказывается на их развитии, и, как следствие, на всем обществе.
Шмидт В.: Неожиданный ракурс: Теология и Юриспруденция – сестры в своем функциональном предназначении. Помню, в бытность курсантом, один из моих коллег сравнивал юриста с ремесленником: берешь томик закона и вколачиваешь им аномалию как столяр гвоздь молотком… В номиналистских системах, т.е. в не конвенциональных (не прецедентных, если говорить о системе права), между теологией и правомсхожего больше, чем различий – соглашусь с Вами, но для материалистических систем – меж ними неустранимые противоречия, с которыми, как правильно подметил Владимир Владимирович, можно эффективно справляться лишь в одном случае, если под рукой есть религиоведческий инструментарий.
Сегодня, в столь стремительно меняющемся мире, когда многие профессии и специальности «умирают» естественным образом, задумываясь о будущем – его устойчивости и мирности, мы, например в РАНХиГС, приняли решение развивать новое направление подготовки – в основу будущих программ подготовки решили положить «Конфликтологию», а ее методологический каркас выстроить на пересечении религиоведения, психологии и политологии.
Учитывая специфику Ваших не только профессиональных отраслей, но и вузов, каким Вам видится будущее – не только рынок профессий, но и контур будущего – человека, общества, государства, мира?
Бышков П.: Если говорить о факультете права и экономики МПИ св. Иоанна Богослова, то обучение юриспруденции ориентировано здесь не только на формирование профессиональных компетенций юриста – фундаментальных теоретических и практических знаний в области права, но и на воспитание нравственных профессионалов, обладающих высоким уровнем духовной, светской, деловой культуры и этики. Юриспруденция и религия, как об этом заметил выше, базируются на одних и тех же принципах морали, нравственности, справедливости и добра, а потому и преподавание системы права в нашем ВУЗе не противоречит существующим мировоззренческим устоям и традициям обучения праву, напротив – развивает у будущих юристов чутье к этим принципам.
Между прочим, юристы, судьи, адвокаты, нотариусы и полицейские, правозащитники, работники прокуратуры и следственных органов, различные чиновники служат народу, обществу и государству, каждому из нас. Задумайтесь: ведь во многом именно от этих людей зависит наша с вами жизнь – безопасность, бизнес, наконец, вектор развития государства и общества. Как раз от их воспитания и мировоззренческих предпочтений, которые формируются также и в период получения высшего образования, будет зависеть, какую позицию они предпочтут отстаивать, какое решение в делах будут считать более приемлемым и предпочтительным… Известно, что в подавляющем большинстве ВУЗов, к сожалению, вопросам морали и нравственности не уделяют должного внимания. Поэтому не нужно удивляться происходящему в стране; вывод прост – нужно менять негативные тенденции, купировать самые опасные. На мой взгляд, именно они и есть главные внутренние угрозы обществу и государству, и именно в этих целях на государственном уровне следует скорректировать существующую систему обучения специалистов, чем сейчас и занимается министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева, ставящая воспитание личности в образовательном процессе на первое место. (Для юристов эта цель хорошо понятна и очевидна – она очень важна.) Выражаясь образно, глаза у Фемиды завязаны, но у нее есть внутреннее понимание справедливости и добра! Как говорили римляне: Jus est ars boni et aequi. Именно на этом мы строим концепцию подготовки дипломированных юристов на нашем факультете.
Варава В.: Хороший вопрос! Где есть перспектива, там есть будущее, а значит жизнь. Говоря о будущем, всегда рискуешь впасть в утопизм, и все же, мне представляется, что несмотря на огромные издержки и потери, в том числе и в материальной, и в духовной, и в интеллектуальной областях, несмотря на опасности в связи с экологическими, технологическими, антропологическими и политическими (в том числе террористическими) угрозами, грядущий мир – это мир с бóльшей степенью открытости и свободы. Мы стоим на грани чего-то неведомого, ранее не бывшего. Важно понимать, что радикально видоизменился образ и статус знания, которое утрачивает свой принудительно-обязывающий характер, исходящий из детерминизма классической научной картины мира. Это значит, что и обучение будет иметь иной характер, в большей степени соответствующим творческим особенностям человека, что повлечет за собой кардинальную трансформацию системы образования. Трудно, конечно, сказать, каким будет образование, но очевидно, что оно уже не будет прежним.
Здесь, мне кажется, важен и показателен опыт РАНХиГСа, о котором сказал Вильям Владимирович, а именно, развитие нового направления – «Конфликтологии», с ее методологическим каркасом, выстроенным на пересечении религиоведения, психологии и политологии. Именно междисциплинарность будет отвечать вызовам времени, его усложненному духу, перенасыщенному различными культурными парадигмами.
Вообще, я думаю, что мир, несмотря на колоссальный технологический прорыв, становится более гуманитарным (не гуманным, конечно, было бы наивно так думать). И не случайно, что упоминаемая сегодня стратегически важная конференция «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» делает акцент именно на гуманитарном. А в гуманитарном первая роль принадлежит философии и не только в лексическом значении «любви к мудрости», но и в онтологическом, как «один из основных родов человеческого присутствия» (по Хайдеггеру). Да и сама техника ведь в сущности философское явление, поскольку философия – ключ ко всем самым потаенным истокам Бытия.
Рад, что мы имеем возможность наблюдать сложнейшие процессы как в мире, так и в нашем обществе – сегодня вновь появляется возможность обрести ясность духа, почувствовав удивительную благодать существования вопреки всем «ужасам жизни».
Шмидт В.: Дорогие коллеги, спасибо Вам за этот разговор. До начала нового учебного года остается еще несколько недель, а потому есть возможность поразмышлять над планами – подумать о старте этого года. Творческого всем нам подъема и удач!
Кухня «Родины» вносит ясность в вопрос происхождения и национальной идентификации борща
Работа над этим номером была в разгаре, когда мировые информагентства принесли сенсационную новость: ЮНЕСКО включила в список нематериального наследия культуру приготовления украинского борща.
Рецепт украинского борща с пампушками «Кухня Родины» опубликовала задолго до решения ЮНЕСКО («Родина», N 1, 2019). Однако всегдашняя приверженность нашей рубрики исторической кулинарной правде требует внести ясность в вопрос происхождения и национальной идентификации борща.
Д. Денисова. Мой первый борщ! 2013 год. Фото: artnow.ru
Необходимые пояснения наших кулинарных экспертов о мировой культуре приготовления борща
Борщ, как многие популярные блюда с историей, не имеет ни конкретного автора, ни единого рецепта. Недаром есть поговорка: сколько хозяек — столько и борщей. Например, в «Книге о вкусной и здоровой пище», изданной в СССР в 1935 году, рецептам борщей уделено несколько страниц. Есть русский, белорусский, польский, украинский, литовский, есть борщи у румын и молдован. Это блюдо встречается даже в кухне у восточноевропейских евреев-ашкенази.
Что же касается версий появления борща, то самая экзотичная связана с Древнем Римом. А самая нелепая — с его украинским происхождением. Блюдо это появилось не позже XVI века, а этноним «украинец» стал приобретать повсеместное хождение только после Февральской революции 1917 года.
В. Маковский. Отдых на пути из Киева. 1888 год.
Версия «Словаря Академии Российской»
Есть мнение, что слово «борщ» произошло от растения под названием борщевик, а раньше оно так и называлось — «борщ». Об употреблении похлебки из свежего борща пишет английский путешественник Ричард Джемс, посетивший Холмогоры в 1618-1619 годах: boursch, a herbe, which in the first of sommer they gather and boile it, which is verie good meate («борщ, трава, которую в начале лета они собирают и варят, это очень хорошее блюдо»). Но речь идет не о ядовитой разновидности борщевика, а о вкусном и полезном растении, похожем на гигантский укроп.
Гораздо позже в рецепт борща начали добавлять свекольный квас и другие овощи. Еще позже начали варить на мясном бульоне. Такую роскошь крестьяне могли себе позволить только по праздникам.
Впервые прообраз современного борща появился в толковом словаре русского языка — «Словаре Академии Российской» 1789 года: «У МалороссЄянъ квашеная свекла и похлебка приготовляемая изъ нея съ говядиной и съ саломъ свинымъ; а у ВеликороссЄянъ иногда съ мясомъ говяжьимъ, иногда же съ рыбою и называется бураки».
Бурак (буряк) — название борщевой свеклы в южных областях России, на Украине, в Белоруссии и Польше. Мы привыкли, что борща без свеклы не бывает. Но, оказывается, ни свеклы, ни помидоров, ни картофеля в изначальном рецепте не было. А непременным ингредиентом старинного борща была квАша (то есть что-либо заквашенное), которую в ряде областей и именовали борщом.
Мало кто догадывается, но «борщ» и «брожение» — это, по сути, однокоренные слова. Кстати, глагол «переборщить» первоначально означал «переквасить». Для того, чтобы борщ считался борщом, в его составе должна быть не столько свекла, сколько продукты, полученные в результате брожения. Или какие-либо другие подкислители: уксус, лимонный сок, щавель.
Бессвекольные борщи на квАше — это и есть те самые похлебки, которые в старину именовали борщами.
Блюдо эволюционировало, и со временем появился привычный нам красный борщ, со свеклой. Говорят, ему благоволила даже императрица Екатерина II и для его приготовления держала при Дворе специального повара. Другие же источники утверждают, что императрица борщу предпочитала щи.
В конце XVIII века свекольная разновидность борща в разных вариантах была известна во многих губерниях Российской империи. Местные особенности накладывали колоритный отпечаток на способ приготовления. Так, в Москве в состав борща входили кислая капуста, говядина, копчености и колбасы, а вот картошки не было.
В ресторанах и трактирах к московскому борщу подавали маленькие несладкие ватрушки. Особым шиком считались совсем крошечные — размером чуть больше пятака. Их делали в конце XIX века в ресторане «Россия» на Петровских линиях.
Степан Осипович Макаров.
Рецепт адмирала Макарова
Появление борща в рационе моряков Балтийского флота связывают с именем адмирала Степана Осиповича Макарова.
После того, как Степан Осипович в конце XIX века стал командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта, он провел смотр флотских экипажей и столкнулся с многочисленными жалобами на качество пищи. Макаров довольно быстро понял, что командные щи, которыми кормили матросов, никуда не годятся. Еще со времен парусного флота их готовили так: мясо, единым куском, закладывали ночью в котел и варили до обеда. Затем мясо вынимали, резали на пайки и вместе со щами выдавали команде. Разваренное мясо плохо резалось, а недодача вызывала недовольство.
Макаров знал, что у черноморцев готовят вкуснее, и создал комиссию, которая внедрила черноморский способ варки щей. Для улучшения вкуса были добавлены помидоры, а мясо было решено резать до, а не после варки. Поскольку рецепт нового блюда пришел с юга, то вскоре вместо слова «щи» стали употреблять «борщ». Флотский борщ пришелся морякам по вкусу.
В советское время блюдо не исчезло из рациона моряков, больше того — проникло в гражданский общепит и украсило меню многих ресторанов и столовых.
Константин Аладжалов, «Обеденные разговоры». Фото: liveinternet.ru
Яство Гавриила Державина
К борщу не были равнодушны и классики отечественной литературы. О нем в стихотворении «Приглашение к обеду» (1795) упоминает Гавриил Державин:
- Шекснинска стерлядь золотая,
- Каймак и борщ уже стоят;
- В крафинах вина, пунш, блистая
- То льдом, то искрами, манят.
У Александра Куприна в повести «Яма» (1915) подают «вкусный борщ со свиной кожицей и с помидорами».
Легендарный суп уважал Александр Корейко из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (1931). Все помнят, как подпольный миллионер с любопытством поглядывал на борщ, «в котором плавали золотые медали жира. Было в этом борще что-то заслуженное, что-то унтер-офицерское».
Но, пожалуй, аппетитнее всего описывает это блюдо Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» (1928-1940): «Пелагея Антоновна внесла дымящуюся кастрюлю, при одном взгляде на которую сразу можно было догадаться, что в ней, в гуще огненного борща, находится то, чего вкуснее нет в мире, — мозговая кость. ..»
Реклама борща в СССР.
А вот рецепт от проголодавшихся солдат из романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину» (1943): «Борщ из баранины хорош с молодой капустой, — задумчиво сказал старшина. — Капуста молодая, а картошка должна быть в борще старая, — с живостью отозвался Некрасов. — В молодой картошке толку нет, на варево она не годится… А еще неплохо поджаренного лучку туда кинуть, этак самую малость… До войны мама всегда на базаре покупала баранину непременно с почками… И еще укропу надо немного».
О борще можно рассказывать бесконечно. Но лучше уже пойти и приготовить свой — по любимому рецепту!
- Московский
- Кубанский
- Донской
Реклама борща в СССР.
Московский
Готовится без добавления картошки. Подается с маленькими несладкими ватрушками.
Ингредиенты: копченые свиные ребра — 300 г, говядина (грудинка) или курица — 300 г, краковская колбаса — 150 г, сосиски — 150 г, свекла — 2 шт. , квашеная капуста — 250 г, морковь — 1 шт., репчатый лук — 1 шт., свиной жир — 30 г, растительное масло — 1 ст. л., томатная паста — 1 ст. л., чеснок — 2 зуб., укроп, лавровый лист, соль, молотый перец — по вкусу.
Рецепт: Лук и морковь нарезать кубиками, свеклу — соломкой. Пассеровать овощи на свином жире до полуготовности, подлить горячую воду, посолить и потушить в той же сковороде до готовности овощей. Отдельно в сотейнике потушить капусту. Капуста должна стать мягкой и поменять цвет. В большой кастрюле сварить до готовности бульон из курицы или говяжьей грудинки. Процедить.
Колбасу и сосиски нарезать кружочками. Ребра разрезать по одному и разрубить на 2-3 части. В кипящий бульон положить пассированные овощи и тушеную капусту, сосиски, колбасу, ребра, лавровый лист, перец. Варить полчаса. На сковороде 2-3 минуты пассеровать томатную пасту и добавить ее в борщ. Чеснок и укроп мелко порубить и отправить в кастрюлю за 10 минут до готовности.
В. Кудлай. Натюрморт с миской борща. 2013 год.
Кубанский
Готовится без свеклы. Вариант с потрошками.
Ингредиенты: куриные или утиные шеи, желудочки и сердечки — 400 г, копченое сало — 120 г, капуста — 1 кг, сладкий перец — 2 шт., помидор — 4 шт., 4 средние картофелины, 1 большая морковка, 2 большие луковицы, чеснок — 4 зуб., петрушка — большой пучок, томатная паста — 1 ст. л., соль, черный перец.
Рецепт: Вымыть и почистить овощи. Очистки не выбрасывать. Отрезать у петрушки стебли, добавить к очисткам и завязать в мешочек из марли. Сложить в большую кастрюлю шеи, желудочки и сердечки, залить 3 л воды. Довести на сильном огне до кипения, посолить, снять пену, уменьшить огонь. Добавить мешочек с очистками, варить час. Вынуть шумовкой желудочки и сердечки и тонко нарезать, шеи варить еще 30-40 мин. Процедить бульон. Капусту тонко нашинковать. Картофель очистить и нарезать крупными дольками. Помидоры натереть на терке. Оставшуюся кожицу выбросить. Лук, сладкий перец и морковь нарезать соломкой. Измельчить листья петрушки с чесноком. Сало нарезать кубиками. В большой сковороде с толстым дном вытопить сало. Положить туда же лук и сладкий перец, увеличить огонь, обжаривать 5 мин. Добавить морковь, обжаривать еще 5 мин. Положить половину зелени с чесноком, томатную пасту и помидоры, посолить, поперчить, тушить на среднем огне. Одновременно положить в бульон картофель и потрошки, довести до кипения, варить 10 мин. Положить зажарку из сковороды, варить 10 мин. Добавить капусту и оставшуюся зелень с чесноком. Довести до кипения, посолить, поперчить, закрыть крышкой, выключить огонь, оставить настояться. Подавать горячим.
А. Щебуняев. Под борщичок. 2013 год.
Донской
Готовится с рыбой, а в зажарку кладется чапра — помидоры, квашенные в собственном соку.
Ингредиенты: сазан — 1-1,3 кг, свекла — 1 шт., перец — 3 шт., пастернак — 1-2 корня, морковь — 2 шт., картофель — 3 шт., 2 большие луковицы, рубленые помидоры в собственном соку — 400 г, рассол от квашеных помидоров — 300 мл, капуста — 1 кг, пучок зелени, острый перец чили — 1 шт. , растительное масло, лавровый лист, перец горошком, соль, свежемолотый перец — по вкусу.
Рецепт: Рыбу очистить, выпотрошить, промыть, нарезать средними кусками. Посолить, поперчить, обвалять в муке, обжарить в масле. Выложить рыбу в кастрюлю, залить холодной водой, чтобы она полностью покрыла рыбу. Добавить перец горошком и лавровый лист, довести до кипения, посолить. Варить на небольшом огне, пока рыба не разварится. Затем удалить кости и кожу. Для первой зажарки очистить свеклу и 2 сладких перца, нарезать соломкой. Все обжарить. Положить половину помидоров в собственном соку и половину рассола, тушить 10-12 мин.
Для второй зажарки очистить и нарезать лук, пастернак и морковь, обжарить. Добавить оставшиеся помидоры в соку и рассол, тушить до загустения. Картофель очистить, нарезать брусочками. Нашинковать капусту. Оставшийся сладкий перец нарезать соломкой. Измельчить зелень. В кастрюле вскипятить 1,5 л воды, положить картофель и обе зажарки, снова довести до кипения, посолить. Добавить рыбу вместе с бульоном. Как закипит — положить капусту, зелень и сладкий перец. Как снова закипит — положить целый чили, приправить солью и перцем. Закрыть крышкой, выключить огонь, дать настояться.
Ясность Определение и значение, синонимы, примеры
- Автор:
- Джозеф М. Моксли
Ясность является конечной целью большинства коммуникаций. Писатели, ораторы, работники умственного труда. . . достичь ясности , участвуя в риторическом анализе и риторическом рассуждении, используя конкретный, чувственный язык, а также используя визуальный язык и визуализацию данных. текстовых атрибутов чаще всего ассоциируются с ясность это краткость, простота, плавность, единство.
Ясность: изображение русла реки: кристально чистая вода и сверкающие камни
Ясность похожа на это русло: оно освещено
Что такое Ясность?
Ясность
- относится к писателю, оратору, работнику умственного труда. . . текст четкий, понятный, понятный.
- Говорят, что авторский текст практикует ясность , когда читатели находят их тексты простыми для понимания или использования.
- мера удобочитаемости, основанная на структуре предложения, структуре предложения, типе предложения и дикции (особенно словарном запасе).
Ясность в основном состоит из следующих текстовых атрибутов: краткость, простота, плавность, единство.
Синонимы
Ясность может также упоминаться как доступность, удобство использования или читабельность.
Родственные понятия: риторическое рассуждение; Организационная схема; Схемы абзацев; Удобство использования; Неясный язык
Почему важна ясность?
Когда софистика отброшена в сторону, Цель № 1 неизменно ясность .
В конце концов, если ваша аудитория не может понять ваше сообщение, все потеряно. Без ясности вы зря тратите свое время и время своей аудитории.
Иметь знания, но не иметь возможности ясно их выразить, не лучше, чем вообще не иметь никаких идей.
Перикл
Беспорядок — болезнь американского письма. Мы — общество, задыхающееся в ненужных словах, круговых конструкциях, напыщенных излишествах и бессмысленном жаргоне.
Уильям Зинссер, Clarity, из Как правильно писать
Глобальная перспектива касается всего документа, а не его раздела, абзаца или предложения. Вы можете создать ясность на глобальном уровне,
- сохраняя фокус. Ссылайтесь на свой тезис, исследовательский вопрос или гипотезу по всему вашему документу
- используйте обычные риторические приемы, включая переходный язык, метаязык, секвенции
- используя организационную схему и логические рассуждения, соответствующие риторической ситуации
Многие глобальные риторические вопросы играют огромную роль в том, находит ли аудитория текст понятным, например,
- Правильно ли писатель… работник умственного труда… оценил понимание аудиторией соответствующих научных дискуссий по теме?
- Писатель… работник умственного труда… убрал лишнюю информацию и сосредоточился на тезисе, исследовательском вопросе, гипотезе?
- Писатель… работник умственного труда… логически организовал информацию? Являются ли цель, тезис и организация ритора явно заявленными или очевидными?
- Позволяет ли дизайн страницы, общий дизайн, визуальная риторика, среда и жанр ритору удерживать внимание аудитории на цели и тезисе?
Ясность на уровне предложения и абзаца (он же местный уровень) часто ассоциируется с дикцией; Краткость и плавность, согласованность, единство. Кроме того, использование ритором языка на местном уровне влияет на читаемость:
- Использование активного залога, а не пассивного залога, как правило, способствует пониманию прочитанного.
- Использование эффективного предмета, а не расплывчатого, способствует удобочитаемости.
- См. предложение
- Дикция, грамматика, механика, пунктуация — нарушение этих правил может привести к нечеткому письму.
Как отредактировать для ясности?
Редактирование для ясности — это упражнение на осведомленность аудитории и «Элементы стиля».
Родственные понятия: Риторический анализ; риторическое рассуждение; Рассуждение с доказательствами; Простота
Редактирование на микро- и макроуровнях
Писатели, докладчики и работники умственного труда. . . редактировать для ясности на микро- и макроуровнях:
- На макроуровне Редактирование для ясности — это мысленное упражнение: упражнение на гибкость, открытость и аргументацию.
Понятно, что после того, как вы потратили драгоценное время на документ, вам может не понравиться его выбрасывать. И все же это то, что Редактирование для ясности представляет собой на макроуровне:
В чем разница между редактированием для ясности и корректурой?
При корректуре вы читаете построчно и исправляете дикцию, структуру предложений, модели предложений и т. д.
Напротив, при Редактировании для ясности вы занимаетесь мышлением более высокого порядка. Вместо того, чтобы просто проверять грамматику и механику, вы можете
- сопереживать своей аудитории и пытаться представить, как они могут реагировать на некоторые внешние источники, которые вы вплели в свои тексты
- сокращение 50% слов в тексте, понимая, что меньше значит больше
- обеспечение того, чтобы тезис, исследовательский вопрос или гипотеза были четкой сквозной линией, проходящей через текст.
Стратегии редактирования для ясности
Редактирование для ясности — это акт мужества и профессионализма: вам нужно принять одновременно противоречивые процессы: верить и сомневаться
Вы должны быть открыты для возможности сделать текст таким, каким вы Сочинил более понятно для целевой аудитории.
- Для начала ознакомьтесь с краткостью; Поток, Согласованность, Единство; Простота
- Затем займитесь риторическим анализом вашей риторической ситуации. Работа № 1 — сопереживать аудитории. Вы хотите писать с их точки зрения, а не с вашей. Для этого рассмотрите возможность рассмотрения вопросов анализа аудитории, изложенных в разделе «Аудитория».
- Как только вы узнаете, насколько хорошо ваш читатель знаком с научными беседами на эту тему, и как только вы узнаете эмоциональные точки читателя, вы можете приступить к предварительному написанию, пересмотру и редактированию.
- Как можно скорее, даже на этапе планирования, разумно искать критическую оценку своих текстов. В идеале, вы можете встретиться со своей аудиторией и попросить их рассмотреть ваши планы, прежде чем писать. Если это невозможно, возможно, вы можете предложить им ранний черновик. Неопытные писатели могут подумать, что разумнее подождать, пока черновик не станет более отшлифованным, но на самом деле, как только вы попадаете в кроличью нору, вы можете потерять перспективу и рабски работать над чем-то, что на самом деле не нужно писать.
сообщите об этом объявлении
сообщите об этом объявлении
5 причин, почему ясность ума так важна
Последнее обновление 4 мая 2020 г.
Вы когда-нибудь в течение дня чувствовали, что не можете закончить мысль? «Бечьи мозги» — это, пожалуй, мой любимый способ описать это, потому что вам действительно кажется, что ваш разум находится повсюду ?️
Когда ваш мозг затуманен и вы полны нерешительности, трудно сделать выбор, который вас заинтересует. туда, где вы хотите быть. Ваш внутренний монолог может казаться ошеломляющим до такой степени, что вы не можете закончить мысль, не говоря уже о чем-либо в вашем списке дел.
Без ясного мышления легко переубедить себя и разочароваться, когда не можешь сосредоточиться. Вы, скорее всего, поддадитесь своему внутреннему критику и забудете о целях, к которым стремитесь.
По этой причине одна из моих ежедневных целей — начинать и заканчивать день с ясностью ума. С ясным умом я чувствую себя более позитивно, продуктивно и удовлетворенно. В этом посте я рассказываю, почему ясность ума является моей ежедневной целью, почему это так важно и как вы можете добиться ясности ума в своей повседневной жизни.
Содержание
- Что означает ясность ума
- Почему важна ясность ума
- Как достичь ясности ежедневно
Что означает ясность ума
Ясность ума означает сосредоточенность и ясность ума. Когда у вас есть ясность ума, ваш разум не омрачен нерешительностью, сомнениями, перегруженностью или беспокойством.
Как сказал Бурак из Idea Vision Action: «Когда у меня ясность ума, я ценю свою жизнь. Я вижу, как мне повезло, и я был. Проблемы, которые занимают мой ум, когда я в стрессе, не беспокоят меня так сильно, когда у меня ясность ума…»
Каждый день я стремлюсь к ясности ума. Как человеку, который слишком много думает, мне легко запутаться в собственных мыслях. Когда я слишком много думаю о своем списке дел и мучительно думаю о том, что сделать в первую очередь, я часто заканчиваю тем, что отговариваю себя от вещей.
Ясность ума противоположна затуманенному уму. Когда я сосредоточен, не отвлекаюсь и свободен от сомнений в себе, я чувствую, что могу выполнить все, что захочу.
С ясным умом я не беспокоюсь о том, что может пойти не так, потому что у этих мыслей нет времени приходить мне в голову. В конечном итоге мне легче действовать, зная, что я делаю то, что соответствует моим целям.
«От нерешительности теряется больше, чем от неправильного решения».
Почему важна ясность ума
Многие говорят о важности позитивного мышления, но я всегда думал, что ясное мышление — это ключ к успеху. Так много места в нашем мозгу занято, когда мы не уверены в том, кто мы и чего хотим. Ясность ума — лучший способ внести уверенность в свою жизнь.
Вот пять причин, по которым ясность ума так важна:
1. Ясность помогает вам сосредоточиться и найти направление
Если вы когда-либо чувствовали себя потерянным или потеряли направление в жизни, вы, вероятно, знаете, как трудно добиться прогресса в чем-либо. Когда у вас есть ясность в отношении ваших целей и приоритетов, вам легче двигаться к тому, чего вы хотите от жизни.
2. Ясность облегчает выполнение задач
Когда вы ясно понимаете причины, почему что-то делаете, становится намного легче добиться цели. Если вы когда-либо начинали проект только для того, чтобы сдаться на полпути, вы, вероятно, не понимали, почему вы это делаете в первую очередь.
3. Ясность облегчает расстановку приоритетов
Когда ваш мозг затуманен и вы полны нерешительности, трудно сделать выбор, который приведет вас туда, где вы хотите быть. Ясность ума помогает вам принимать решения с легкостью, а не обдумывать их. Это также упрощает организацию огромного списка дел и решение того, над чем работать в первую очередь.
4. Ясность помогает преодолеть сомнения
Когда вы не сосредоточены и рассеяны, легко начать сомневаться в себе. Ясность ума помогает вам смотреть на себя честно и непредвзято. Вместо того, чтобы беспокоиться о том, что другие думают о вас, ясный и сосредоточенный ум даже не будет принимать эти мысли.
5. Ясность помогает вам чувствовать себя довольным
Вы когда-нибудь чувствовали себя виноватым из-за того, что не цените свою жизнь, хотя ваша жизнь чертовски хороша? Вместо того, чтобы сомневаться в том, достаточно ли хороша ваша жизнь, ясность ума позволяет вам видеть вещи такими, какие они есть. Это дает вам возможность ценить мелочи, которые часто остаются незамеченными, чтобы вы могли чувствовать себя более довольным тем, что есть.
Как понять, что вам не хватает ясности ума?
Вот 5 признаков того, что вам может не хватать ясности ума:
- Вы постоянно спрашиваете себя и то, что вы делаете.
- Вы должны спрашивать совета у других обо всем.
- Вы соглашаетесь на все, потому что не знаете, чему отдать предпочтение.
- Вас переполняют идеи, и вы никогда не знаете, над какой из них поработать в первую очередь.
- Вы начинаете творческие проекты, но не можете их закончить.
How To Create Clarity Daily
Если вы жаждете большей ясности в своей жизни, которая поможет вам сосредоточиться, вот пять способов, которые помогут вам достичь этого каждый день:
1. Твердый распорядок дня
Распорядок определяет нашу повседневную жизнь и избавляет от догадок о том, что делать. Это может быть утренняя рутина, вечерняя рутина или даже еженедельная рутина, когда вы распределяете свои дни по разным проектам. Например, вы можете сделать понедельник своим административным днем, вторник — день больших проектов, среду — клиентским днем и т. д.
Есть три вещи, которые я включил в свой утренний распорядок, чтобы помочь мне избавиться от мыслей до начала дня:
- Ведение дневника – выбрасывает из головы случайные мысли и сомнения
- Медитация – создает моменты тишины вдали от болтовни обо всем остальном
- Тренировка – дает мне возможность сосредоточиться на своем теле, а не на мыслях
Похожие Сообщение: Как начать свой день с ясности и концентрации
2.
Сосредоточьтесь на своем видении будущегоУ меня есть страница в начале моей ежедневной тетради (я использую этот тип из TUL) со списком вещей, которые я хочу совершить при жизни. К ним относятся большие вещи, такие как владение квартирой, и более мелкие вещи, такие как ежедневная медитация. Вы можете создать свой собственный список видения здесь.
Ежедневный просмотр этого списка напоминает мне о том, над чем я работаю. Таким образом, я с меньшей вероятностью буду отвлекаться на то, что делают другие, или сравнивать свою жизнь с чужой. Я знаю, что для меня важно и как выглядит путь, по которому я хочу идти.
3. Определите свои приоритеты, чтобы не отвлекаться
Определение моих жизненных и рабочих приоритетов помогло мне сохранить ясный ум. Вместо того, чтобы слишком много думать, куда мне следует направить свое время и энергию, я просматриваю свой список приоритетов, чтобы помочь себе принять решение. Знание того, каковы ваши три главных приоритета, поможет вам принимать решения с точки зрения согласованности. Нажмите здесь, чтобы узнать, как определить свои главные приоритеты, если вы не уверены в их правильности.
4. Планируйте свой день накануне вечером
Одна из самых больших трат времени — это попытки выяснить, что нужно сделать прямо перед тем, как это нужно сделать. Я всегда планирую свой список дел накануне вечером и выделяю время в своем расписании, чтобы точно знать, что делать, когда проснусь.
Ночью мой разум яснее, чем когда я впервые просыпаюсь, поэтому у меня больше мотивации планировать дела. Когда мне не хочется планировать перед сном, я напоминаю себе сделать сегодня что-то, что облегчит жизнь завтра.
5. Действуйте
Действие создает ясность. Мы пытаемся сказать себе, что размышления о вещах помогут нам выбрать наилучший курс действий, но часто мы не узнаем, какое решение является правильным, пока не предпримем действия.
О чем бы вы ни думали, примите решение и действуйте. Вы узнаете, правильно ли вы приняли решение, и сможете скорректировать курс, если это необходимо.
Связанный пост: Почему поиск ответов заставляет вас застрять
Что для вас означает ясность ума?
Надеюсь, этот пост вдохновил вас на стремление к ясности ума в повседневной жизни. У ясного и сфокусированного ума так много преимуществ, и вы можете привести свой ум в это состояние, если каждый божий день сосредотачиваетесь на том, что важно.
Оставьте комментарий со своими мыслями. Вы сами боретесь с ясностью ума? Что помогает вам очистить свой разум?
Теги : ясность
Ясность – это доброта — HR.com
Эта статья была первоначально опубликована на HR.com .
Если сегодня в нашем рабочем мире и есть определенность, так это то, что ни в чем нельзя быть уверенным. Для руководителей это может быть трудным временем. Как вы успокаиваете своих людей, когда у вас нет ответов на все вопросы? Как вы поддерживаете свою команду, когда путь вперед неизвестен? Хотя реальность такова, что никто из нас на самом деле не знает, что нас ждет впереди, подход к неопределенности с заботливой прозрачностью сделает предстоящее путешествие более гладким для всех.
Может быть страшно выкладывать карты на стол в моменты, когда у вас нет ответов на все вопросы, но прозрачность также может освобождать и отлично уравновешивать. Когда вы открыты, люди знают, что у вас на уме. А когда вы добавляете заботу к открытости, люди также узнают, что у вас на сердце. Заботливая прозрачность заставляет людей чувствовать себя в безопасности. Это создает атмосферу доверия и психологической безопасности, которые имеют первостепенное значение в эти времена.
Когда люди знают то, что им нужно знать, и видят вас таким, какой вы есть, все становится ясно. Это контрастирует с тем, когда все облачно и непрозрачно. Когда в рабочей обстановке отсутствует ясность, это может создать культуру замешательства и недоверия. Когда мы помним, что ясность — это доброта — людям нравится видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, — мы привносим больше прозрачности в наше руководство и культуру.
Это фундаментальная потребность человека. Знание — это сила. Знание дает нам перспективу найти свой путь в жизни и в конечном итоге выжить. Поэтому, говоря с заботливой открытостью, мы не утаиваем важную информацию из страха перед тем, как она будет воспринята, или из страха перед тем, как нас воспримут, если у нас не будет ответов на все вопросы.
Как лидеры, мы не можем переоценить силу обмена информацией и создания чувства прозрачности для наших людей. Прозрачность — это самый справедливый и самый гуманный подход к лидерству, но не простой, потому что он часто включает в себя то, что люди не хотят слышать. По этой причине прозрачность является основой эффективного общения и доверительных отношений.
Ясность, прозрачность и, как следствие, культуру психологической безопасности можно развивать разными способами. Ниже приведены практические стратегии для реализации цикла заботливой прозрачности в вашей организации.
Ясность — это состояние ума
Если мы хотим сделать наше руководство более прозрачным, нам нужно начать с ясного ума. Когда наш ум загроможден, мы не можем ясно мыслить или ясно видеть. Большинство из нас проводят свои дни, спеша от встречи к встрече с короткими перерывами между ними, заполненными ответами на сообщения или тушением пожаров. Этот способ работы создает много умственного беспорядка.
Делать осознанные перерывы в течение дня, чтобы избавиться от мысленного беспорядка, — это отличный способ создать больше ясности для себя и позволяет нам быть более ясными и прозрачными с другими. Делайте паузу перед отправкой сообщения или началом встречи — это также способ убедиться, что то, что вы отправляете или говорите, является максимально четким.
Когда мы избавляемся от ментального беспорядка, это похоже на уборку комнаты от вещей, которые могут помешать положительному человеческому общению. Когда беспорядка меньше, вы меньше отвлекаетесь, и людям легче видеть вас насквозь и чувствовать себя более комфортно в вашем присутствии. Ясное состояние ума позволяет нам быть более заботливыми и прозрачными.
Стремитесь к ясности, чтобы повысить ясность
Одно дело иметь цель создать более прозрачную культуру, в которой информация распространяется более свободно. Но в любом обмене информацией есть отправитель и один или несколько получателей.
И, как мы все знаем, информация, которую вы отправляете, может быть или не быть информацией, которую я получаю. Как заявил бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен: «Я знаю, вы думаете, что понимаете то, что, по вашему мнению, я сказал, но я не уверен, что вы понимаете, что то, что вы услышали, не то, что я имел в виду».
Как руководители, мы должны помнить, что общение — это улица с двусторонним движением. Нам нужно убедиться, что мы создаем механизмы, обеспечивающие четкое понимание того, чем мы делимся. Это требует, чтобы мы не делали предположений, а вместо этого задавали вопросы. Эта готовность найти время для ясности создает пространство для более насыщенных и глубоких разговоров и отношений.
Находите время для общения
Создание чувства заботы о нас значительно улучшается, когда мы намеренно уделяем время просто общению. Когда мы общаемся как человеческие существа, мы создаем большую заботливую прозрачность, потому что люди видят нас как целостную личность и чувствуют себя более комфортно в нашем присутствии. Людям гораздо труднее общаться с людьми, которых они не знают, и еще труднее познакомиться с кем-то, кого мы никогда не встречали лично.
В сегодняшнем виртуальном удаленном рабочем пространстве нам нужно гораздо более целенаправленно выделять время для подключения. Это может принимать разные формы, включая регистрацию в начале встречи, неформальные виртуальные кафе, социальные онлайн-мероприятия или структурированные упражнения, проводимые онлайн или лично.
Эти моменты человеческой связи нельзя недооценивать. Мы социальные существа, и мы лучше работаем вместе и получаем больше удовольствия от совместной работы, когда чувствуем связь. На нашем все более виртуальном рабочем месте мы должны намеренно создавать моменты для реальной и прозрачной человеческой связи.
Поощрение инакомыслия
Большинство руководителей скажут, что хотят, чтобы люди делились опасениями, высказывали возражения и указывали на проблемы. Но создать такую среду непросто. Чтобы побуждать людей делиться опасениями и задавать вопросы, это должно быть частью культуры. Это означает, что люди должны чувствовать себя в безопасности, не соглашаясь, и быть уверенными в том, что когда они выдвигают возражения, их приветствуют, а не отвергают.
Способы создания культуры инакомыслия включают в себя соблюдение языка. Например, рассмотрим невинный вопрос, который лидер может задать на собрании: «Все согласны?» Непреднамеренный сигнал, который посылает этот лидер, состоит в том, что все должны согласиться. Таким образом, даже если лидер действительно открыт для вызовов, членам команды может быть неудобно высказываться. Лучше задать вопрос: «Кто хотел бы поделиться, почему это плохая идея?»
Создавая правильные стимулы, лидеры, которые выступают перед заботливыми и мотивированными сотрудниками, готовыми разделять несогласные взгляды, в конечном итоге способствуют личному благополучию и благополучию организации. Открытые и продуктивные несогласные часто являются неотъемлемой частью успеха в бизнесе из-за разнообразия взглядов, которые стимулируют инновации, и потому, что они, как правило, удерживают самых талантливых, продуктивных и лояльных сотрудников.
Демонстрируйте смирение
В нашей новой книге «Сострадательное лидерство: как делать трудные вещи по-человечески» Стефани Лундквист, исполнительный вице-президент Target, поделилась с нами историей. Она только что приступила к работе на новой руководящей должности во времена значительных перемен и потрясений. «Это была сложная ситуация, — сказала она. «Я был честен в том, что, как мне казалось, я знал. Но я также был откровенен и честен в том, чего я не знал. И это дало мне прекрасную возможность позволить другим вмешаться, сотрудничать, вносить свой вклад и помогать». Она поняла, что, демонстрируя смирение, она позволяет другим экспертам в организации подняться и стать лидером. Ее готовность быть открытой и скромной давала другим возможность расти.
Четкое и открытое представление о собственных ограничениях создает безопасность для других, позволяя им задавать вопросы и делиться своими вопросами или опасениями. Когда мы демонстрируем смирение, мы показываем, что мы люди. Когда нам удобно говорить «я не знаю», мы показываем, что ошибаться и не иметь ответов на все вопросы — это нормально. И когда мы открыто признаем, что совершили ошибку, мы создаем культуру, в которой другие могут рисковать и чувствовать себя в безопасности, совершая ошибки.
Покажите свое истинное «я»
Хотя для многих из нас тяжело быть уязвимыми из-за того, чего мы не знаем, в конечном счете это подарок, потому что он позволяет нам больше показать свое истинное «я». Доставляя жесткие сообщения, мы склонны ставить щит, чтобы защитить себя от потенциальной негативной реакции со стороны получателя. Хотя этот защитный барьер является естественным, он мешает разговору по душам, между людьми. Чтобы развить заботливую прозрачность, вам нужно снизить этот барьер и позволить людям видеть в вас человека — не начальника или лидера, а человека, которому не все равно.