Является основоположником бихевиоризма: Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии

Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


  1. Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.

Психология/ от греч. psihe – душа, logos – учение/

– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;

– наука о внутреннем духовном мире человека, о неповторимом психологическом складе личности каждого человека.

Этапы становления психологии как науки

1 этап

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа — движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник — мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

2 этап

К началу XVII века, когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний.

На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Г. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергнуты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

3 этап

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису, было немало:


  • отрыв психологии от практики,

  • использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования,

  • невозможность изменить ряд психологических проблем.

  • многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология.

4 этап

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:



  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

  • совершается в процессе активной деятельности;

  • углубляется и совершенствуется;

  • преломляется через индивидуальность;

  • носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

4 этап

Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

3 этап

Психология,

как наука о поведении



Начинается в XX в. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

2 этап

Психология,

как наука о сознании



Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

1 этап

Психология, как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Скачать 0,57 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

1. Основные положения бихевиоризма

Поведение человека также всегда являлось объектом психологических исследований. Среди теорий изучения поведения следует выделить бихевиоризм. Особенность этого психологического течения заключается в том, что его представители противопоставляли поведение сознанию. Они считали, что именно поведение является предметом психологии. Бихевиоризм – это ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон. Он считал, что поведение человека является функцией, абсолютно отделенной от сознания. В те времена понятие сознания отождествлялось с понятием психики.

Исключив сознание из числа объектов исследования психологии, образовалась так называемая психология без психики. За основную схему поведения была принята схема «стимул – реакция», т. е. поведение человека расценивалось как механический ответ своими действиями на какой-либо важный стимул.

Всякая поведенческая реакция лишалась осознанности. Но бихевиоризм был весьма слаб в объяснении высших психических проявлений, таких, как чувства, мышление, творческие способности.

На смену данному течению пришел необихевиоризм, который связан в первую очередь с именем Эдуарда Толмана. Тот перенял от бихевиористов идею о поведении как предмете психологии, но внес некоторые поправки. Между стимулом и реакцией он допустил существование еще одного звена – так называемых промежуточных переменных (цели, намерения, гипотезы, образы ситуаций). Несмотря на то что сторонники данной теории существуют и по сей день, большинством психологов она признана несостоятельной.

С т.з. бихевиоризма предметом психологии как науки мб только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. В качестве принципа научного подхода бихевиоризм признает принцип детерминизма – причинно-следственное объяснение событий, явлений.

Основоположником явл-ся Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психоанализ основывается на идее о том, что поведение чел-ка определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к кот относятся те желания, влечения, переживания, в кот чел-к не может себе признаться и кот поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни чел-ка и стремятся к реализации, побуждая чел-ка к тем или иным поступкам. Психика чел-ка состоит из трех элементов:

  1. «Ид» (оно) – бессознательное

  2. «ЭГО» (Я) – сознание

  3. «СУПЕРЭГО» («СВЕРХ-Я») – сверхсознание

Фрейд утверждал, что бессознательное играет определяющую роль в поведении чел-ка. Этот слой человеческой психики функционирует на основе природных инстинктов, «первичных влечений». Энергия сексуальных влечений – либидо. Все тело представляет собой большую эрогенную зону, но Фрейд особо выделяет рот, анус и половые органы. Наиболее яркими представителями психоанализа явл-ся Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм.

Учебник по истории бихевиоризма | София Обучение

В этом уроке мы обсудим еще одну важную теорию в психологии, теорию бихевиоризма, а также людей, которые сыграли важную роль в ее эволюции.

  1. Теория бихевиоризма
  2. Важные личности в бихевиоризме
    1. Иван Павлов
    2. Джон Ватсон
    3. Б. Ф. Скиннер
  3. Радикальный бихевиоризм

1. Теория бихевиоризма

Как вы узнали из предыдущего урока, психология — это научное исследование разума и поведения. Бихевиоризм фокусируется конкретно на поведении или научных аспектах психологии, чтобы выяснить, что конкретно можно измерить и наблюдать.

Таким образом, бихевиоризм — это теория, которая изучает открытое, наблюдаемое поведение людей, чтобы понять их психические процессы.

Бихевиоризм также фокусируется на окружающей среде и ее воздействии на человека, чтобы определить, влияет ли окружающая среда на поведение или заставляет людей действовать или реагировать определенным образом.

Во многом сам бихевиоризм является реакцией на некоторые другие теории, которые вы будете изучать в этом курсе. По мнению бихевиористов, многие другие теории слишком философские и недостаточно научные.

В то время как другие теории могут быть более интроспективными, поскольку они включают в себя то, что, по мнению самих психологов, происходит, бихевиоризм предполагает очень конкретное наблюдение и измерение того, что происходит с людьми.

срок знать

Бихевиоризм
Теория психологии, изучающая наблюдаемые действия или поведение, а не внутренние психические состояния.

2. Важные личности в бихевиоризме

Три отдельных ученых и психолога чрезвычайно важны для истории бихевиоризма благодаря своим теориям и исследованиям:

  • Иван Павлов
  • Джон Ватсон
  • Б. Ф. Скиннер
2а. Иван Павлов

Иван Павлов был русским ученым, который в 1870 году переключил исследования на физиологию и естественные науки.

Вы можете узнать его имя из-за его знаменитых экспериментов с собаками, в ходе которых они звонили в колокольчики, а затем приносили еду собакам, чтобы посмотреть, начнут ли собаки выделять слюну в ответ на звонок. Эти эксперименты будут рассмотрены более подробно позже в курсе.

Важно помнить об Иване Павлове в связи с бихевиоризмом, это то, что он изучал различные рефлексы и реакции на раздражители, которые разные животные и, в свою очередь, люди имели в отношении окружающей их среды.

человек, которых нужно знать

Иван Павлов
Разработал концепцию классической обусловленности

2б. Джон Ватсон

Джон Ватсон на самом деле ввел термин «бихевиоризм» в своей статье 1913 года «Психология с точки зрения бихевиориста».

Уотсон смог взять работу Павлова, физиолога и естествоиспытателя, и приспособить ее к психологии, чтобы попытаться объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Он адаптировал идею реакции на стимул, или реакции человека на что-то, что происходит в его или ее среде, к человеческому обучению, чтобы объяснить, что существуют определенные условные реакции.

Это реакции, которым люди учатся, когда со временем испытывают различные раздражители в окружающей среде. Люди могут научиться этому поведению и в конечном итоге адаптировать его и превратить в более сложное поведение.

Изучение этих ответов помогает понять весь диапазон человеческого поведения и адаптировать это понимание к более сложным вещам.

Эксперименты Джона Ватсона «Маленький Альберт» были одними из его самых известных экспериментов, и они включали в себя формирование определенной фобии у ребенка, показывая ему разных белых пушистых животных, а затем ударяя друг о друга громкими предметами позади него. Ребенок испугался этих белых предметов из-за шума, который он предвосхитил, увидев их.

человек, которых нужно знать

Джон Ватсон
Основатель бихевиоризма, 1878–1958 гг.

2с. Б. Ф. Скиннер

Б. Ф. Скиннер был психологом с 1950-х по 1970-е годы, который смог продвинуть работу своих предшественников, Павлова и Ватсона, на один шаг вперед в объяснении человеческого поведения.

Вы можете узнать его имя по «ящику Скиннера», который был инструментом, который он использовал в своих экспериментах на животных. Он помещал животное внутрь ящика и вознаграждал его или наказывал, чтобы изменить его поведение. Эти эксперименты привели к его большому вкладу в бихевиоризм, который заключался в идее оперантного обусловливания.

Оперантное обусловливание утверждает, что поощрения и наказания в ответ на положительное и отрицательное поведение являются силами, которые можно использовать, чтобы влиять на поведение людей и увеличивать или уменьшать вероятность возникновения определенного поведения.

человек, которых нужно знать

Б. Ф. Скиннер
Основатель оперантного обусловливания

3. Радикальный бихевиоризм

Скиннера можно назвать радикальным бихевиористом. В отличие от когнитивного бихевиоризма , который сочетает в себе теории поведенческого обучения и когнитивные теории, радикальный бихевиоризм утверждает, что ментальные события или процессы совершенно не нужны для описания того, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Радикальные бихевиористы, по сути, пытаются думать о поведении как о «черном ящике», что означает, что все, что происходит внутри разума, не имеет отношения к психологии.

Согласно радикальному бихевиоризму, существуют просто поступающие стимулы, влияющие на поведение людей, а также реакции или поведение в результате этих стимулов.

Теория не рассматривает активность в голове человека во время этого процесса как нечто, подлежащее изучению.

Существуют и другие различные степени бихевиоризма, и вы узнаете о некоторых из них позже в ходе курса. Кроме того, мы более подробно обсудим, что каждый из этих вкладов означает для психологии в целом.

термина, которые нужно знать

Когнитивный бихевиоризм
Теория, сочетающая теории поведенческого обучения и когнитивные теории
Радикальный бихевиоризм
Школа бихевиоризма, которая считает, что внутренние психические состояния не нужны для объяснения поведения. Поведение полностью определяется внешними стимулами и усвоенными реакциями.

На этом уроке вы узнали о теории бихевиоризма , которая изучает наблюдаемое, измеримое поведение, часто в связи с окружающей средой, в которой оно происходит. Некоторые из наиболее важных личностей в истории бихевиоризма — это Иван Павлов , Джон Ватсон и Б. Ф. Скиннер .

Теперь вы понимаете, что Скиннер был радикальным бихевиористом, и что радикальный бихевиоризм считает, что психические события и процессы не имеют отношения к изучению поведения. Однако это всего лишь одна из многих степеней бихевиоризма, а о некоторых других вы узнаете на следующих уроках.

Удачи!

[Решено] Отцу бихевиоризма 9 лет0001

  1. Дж. Б. Уотсон
  2. Э. Л. Торндайк
  3. Аристотель
  4. Ни один из них

Вариант 1: Дж. Б. Уотсон

Бесплатно 900 03

Официальный документ 2: Tripura TET 2019 Paper 2 (Maths & Science)

2,1 тыс. пользователей

150 вопросов

150 баллов

150 минут

Джон Бродус Уотсон, американский психолог, систематизировавший и популяризировавший бихевиоризм — подход к психологии, который, по его мнению, сводился к объективному экспериментальному изучению взаимосвязей между событиями окружающей среды и человеческим поведением.

Ключевые моменты

Джон Б. Уотсон известен как основатель и отец бихевиоризма. Бихевиоризм был основан с публикацией классической статьи Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста».

  • Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается и сегодня.
  • Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментированию.
  • Бихевиоризм сосредотачивается на идее о том, что все виды поведения усваиваются посредством взаимодействия с окружающей средой. Эта теория обучения утверждает, что поведение усваивается из окружающей среды, и говорит, что врожденные или унаследованные факторы очень мало влияют на поведение.
  • Примером бихевиоризма является то, что учителя награждают свой класс или некоторых учащихся вечеринкой или особым угощением в конце недели за хорошее поведение в течение недели. Та же концепция используется с наказаниями.
  • Модификация поведения обычно используется в классе.
  • Бихевиоризм также привел к исследованию влияния окружающей среды на поведение человека.

Дополнительная информация

  • Эдвард Торндик e  известен в психологии своей работой по теории обучения 9002 5  , что приводит к развитию оперантного обусловливания в бихевиоризме.
  • Аристотель  был одним из величайших философов, когда-либо живших, и первым настоящим ученым в истории. Он внес новаторский вклад во все области философии и науки, изобрел область формальной логики, определил различные научные дисциплины и исследовал их взаимосвязь.

Таким образом, делается вывод, что Дж. Б. Уотсон является отцом бихевиоризма.

Скачать решение PDF

Поделиться в WhatsApp

Последние обновления Tripura TET

Последнее обновление: 23 февраля 2023 г.

Tripura TET. Выдача пропускной карты 15 декабря 2022 г.! Это относится к экзаменам, которые запланированы на 29 и 30 декабря 2022 года. Кандидаты, подавшие заявку на сдачу экзамена, теперь могут загрузить допускные карточки. Они должны помнить, что пропускная карта будет доступна для скачивания только до 20 декабря 2022 года, 16:00. После этого ссылка для скачивания истечет. Таким образом, кандидаты должны обязательно загрузить его своевременно. Экзамен для учителей Трипуры — это квалификационный экзамен для кандидатов, претендующих на работу учителем в правительстве Трипуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *