Язык и мышление в философии кратко: 15. Проблема языка и мышления. Философия языка

15. Проблема языка и мышления. Философия языка

Язык, владение словом относится к сущностным отличительным чертам чел-ка, таким как разумность, социальность, моральность, творчество. Язык – принятая в отношениях м/у людьми система знаково-символьных ср-в (словесных, музыкальных, визуальных) и практика их использования. (Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммукативную функции).

Словесный Я. включает:1) знаково-символическую систему с правилами применения еее единиц – звуковой, грамматический и лексический строй языка – язык-“код”; 2) употребление этих знаков и символов в конкретных условиях – речь, языковую деятельность, “дискурс”.

Я. может быть естеств и иск. Естественный язык – исторически сложившийся в повседневном общении людей. Он образует духовную основу культуры. Искусственный язык – созданные людьми для применения в ограниченных областях, где необходимы и достаточны точность, сжатость и простота выражения (различают специализированные – формализованные сис-мы символов в различных областях науки и неспециализированные я.

– эсперанто).

Функции языка:

  1. коммуникативная – установление контактов м/у людьми, оказание воздействия друг на друга, накопление и передача информации, культурного опыта

  2. познавательно-оценочная – называние, обозначение явлений действительности и отношений м/у ними; познание и оценивание, требующие использования языковых ср-в обобщения, абстрагирования, сопоставления конкретного объекта и идеального эталона и тд

  3. эмоционально-выразительная – оформление и выражение эмоционального состояния, отношения, стремления, воплощения настоя души в образе, в тч художественном

  4. метаязыковая – ест-й язык, будучи универсальным, способен обеспечивать описание себя самого и др языков

Язык явление социальное как средство координации человеческой деятельности вместо инстинктов. вторая сигнальная система по Павлову. Язык есть средство накопления и фиксирования опыта и знаний. Только благодаря яз возможно абстрактное мышление, причем мыш и яз не тождественны, каждый обладает специф законами.

Слово и понятие, суждение и предложение не всегда тождественны, правда, аналитическая фил и форм пыталась изучать фил и способы мыш исключительно благодаря анализу языка. Логику яз составляет синтаксис, смысл — семантика, практ — прагматика. Яз есть символическое выражение в звуке и письме псих жизни.

Язык выполняет роль механизма социальной наследственности. Обмен мыслями при помощи языка связан с 2 процессами: выражение мысли, понимание мысли. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается, — мысли. Взаимное понимание возникает тогда, когда в мозгу слушателя возникают представления и мысли, которые высказывает говорящий. В науке этот принцип называется намекание, мысль не передается в речи, а лишь возбуждается в сознании слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации.

Язык – один из ярких примеров единства индивидуализированного и объектированного духовного.

Связь языка и сознания, языка и мысли несомненна. К.Маркс называл язык действительностью мысли, подчеркивая тем самым роль языка как формы, через которую выходят во вне, объективируются отдельные результаты, фрагментарные моменты сознания. Вместе с тем, буквы (звуки), слова, предложения, тексты, структуры, правила – это реальность, так же и обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Возникновение и развитие сознания как специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность. Мимико- жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи.

Развитие труда по необходимости способствовало тесному сплочению членов общества: благодаря этому стали более часты случаи их взаимной поддержки, совместной деятельности. У людей явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала орган – соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный. Язык обеспечил единообразное формирование идеальных явлений у всех общающихся индивидов, что было настоятельной потребностью совместной производственной жизни.

Речь –это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.д., который осуществляется с помощью языка.

Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из личного достояния в общественное. Язык выполняет роль механизма социальной наследственности, храня в себе духовные ценности общества. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам.

Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей, Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет в четкий конкретно- исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями, Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение,

С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т.е., реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от животных, Мысль человеческая всегда оформлена языком, вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека,

Язык и сознание едины, но не тождественны: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли.

Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Стиль мышления, например, в немецкой философской культуре иной, чем, скажем , во французской. Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, направляя ее движение по каналам языковых форм.

Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Наше мышление строится в соответствии с нашим языком. И обратно: мы организуем речь в соответствии с нашей логикой мышления. Посредством языка происходит переход от восприятия и представления к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Структура языка в конечном счете отражает действительность. Язык обозначает отражающую действительность в мысли. Сущность языка выявляется в его

двухединой функции: средство общения и орудие мышления. Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями, который осуществляется с помощью языка.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценгочном и целенаправленном отражении действительности и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Значение языка в познании огромно. Язык есть способ существования индивидуального и общественного сознания. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “Всякое слово — уже обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности человека.

Сознание высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Отличие мыслительной деятельности человека и животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе мышления речью, сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление, Языковое мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а как “идеализированных предметов”, т.е., через значение слов, знаков и символов, Абстрактное мышление внесло качественные изменения в развитие человека и всего человечества,

Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Таким способом человек является практика. Осуществляя практическо-преобразовательную деятельность, человек создает свое “неорганическое тело”, “вторую природу”, орудия и средства производств, специфически-человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации, короче говоря, созидает культуру .Опыт этого созидания и составляет содержание тех характерных для общественно развитого человека и отличающихся от психики животного форм отражения, которые образуют человеческое сознание.

Возникновение сознания связано, таким образом , прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельностью людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключается принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Сознание является достоянием человечества. Однако, носителем сознания является конкретный индивид, личность, который при рождении обладает лишь психикой и врожденными задатками к мышлению. С момента рождения ребенок включен в социальную среду и подчинен традициям и нормам. На основе общения со взрослыми ребенок осваивает и присваивает, делает своим внутренним достоянием орудийные и знаковые системы деятельности, получает определенную направленность своей жизнедеятельности и развивает свои способности к рефлексии, самоконтролю и самообучению.

Высшая нервная (психическая ) деятельность человека включает три уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию). Сознание в этом случае отождествляется со знанием, которое может быть передано другим людям, и в этом смысле оно обязательно должно быть облечено в языковую форму,

Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Матер основа мышления — высшая нервная деятельность. М в некотором смысле отождеств в фил с психикой. М есть процесс оперирования образами чувственно-сенсит и понятийными. свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез и идей. Результатом всегда явл мысль. Позволяет, отправляясь от анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно непосредственному восприятию. М есть способность к акту умозаключения, логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема его моделирования. М не существует в отрыве от других психич процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление возникает в связи с общественным развитием, возникает в процессе деятельности. Оно имеет общ происхождение по особенностям возникновения, по способу функционирования и по результатам. М сущ-т лишь в связи с трудовой и речевой деят чел. Поэтому мышл осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в языке.

Мышление – процесс оперирования образами предметов. Основными формами мышления, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. В отличие от ощущения, восприятия и представления понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятия отражает деревья, а понятие – дерево вообще. Понятие есть мысленный образ сущности. Сократ: “Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания”. Понятия возникают в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить значит судить о чем-либо. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредствам связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: “Клен – растение”, есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там где мы находим утверждение или отрицание. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а само понятие – это свернутое суждение. Словесной формой выражения суждения является предложение. Понятия и суждения включены в цепь более сложных умственных действий – в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое – вывод. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.

Отношения между языком и мышлением неоднозначны. В современ науке сущ самые разные точки зрения на это. С одной стороны, язык отличен от мышления. Аргументы:

  1. Сущ много языков, на каждом можно сформулировать одну и ту же мысль (Гумбольт)

  2. Развитие я. не зависит от мышления, это два самостоятельных, хотя и связанных процесса. Я. отражает общий уровень развития кул-ры и нередко не успевает за развитием мышления.

  3. Мышление сущ отдельно от языка также потому, что наличие мысли не всегда означает, что она будет высказана.

  4. С тз обыденного сознания это –разные понятия.

С другой сторны, считается, что мышление неотделимо от языка. Можем ли мы представить себе, что такое мысль, если она не облечена в слова? Слова – единственный источник, из которогы мы можем узнать, что чел думает – тз философов-аналитиков. Считают, что “сознание” — плохо определяемое понятие, его налдичие доказать невозможно . Нужно исследовать то, что сущ как эмпирическая данность- язык.

Античность — соотношение имени и имен реальности. Платон – слова, именующие предметы, отражают сущность этих предметов, те названия мотивированны а не условны. Имя подражает сущности, язык возник на основе непроиз выражения эмоций. Язык как форма обществ договора. Христ бог — слово даровано богом, первоначало. Средневековье – реалисты: слова выражают идеи, к-ые существуют до слов в божественном разуме; номиналисты – отр-т сущ-ие идей, значение слов рассм как рез-т того, что слова сущ-ют, след-но признавали первичность слова по отношению к понятию. Лейбн- формальный язык. НЕопозитивизм — точность употребления слов, верификационизм. Слова обл смыслом только в контексте целого. Яз имеет функции выражения или обнаружения, воздействия с помощью призыва, отнесенности к вещи путем ориентировки или изображения. Гумбольт (к 18 в) – неразделимость языка и мышления, я. и культуры. Заложил основы изучения связи я. и мышления. Рассматривал я. как средство расчленения изначаль7но бесформенных звука и мысли, в рез-те которого возникает артикулированный звук и понятие. Считал, что я. занимает промежуточное положение м/у внешним миром и мышлением. Лингвист Соссюр (н20в) – противопоставление я. и речи, представление о я. как о знаковой системе, разработка методов анализа языка. Считал, что язык конвенционален – те основан на соглашении.

Ф-ия последнего времени очень много внимания уделяет проблемам языка (переживает “лингвистический поворот”). Во-первых, идея языка распространяется на др объекты – живопись, кино, мифы, др — семиотика. Во-вторых, язык все больше принимается ф-ми как особая самостоятельная сущность, оказывающая огр. Влияние на то, как чел-к думает, как он ставит вопросы и отвечает, как он организует свою деят-ть.

Герменевтика — наука о понимании, истолковании текстов, особый классический метод науки о языке, позволяющий осмысленно толковать памятники древней литературы. Гадамер-нем ф-ф, один из главных представителей философии герменевтики 220 в., создал теорию понимания.В 19 в начинается развитие т.н. свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Превращается в специфический метод общих наук, призванных обеспечить понимание общих событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установления общего, закона. В 20 в г постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в философии герменевтики. Г-связующее звено между философскими и историческими науками.

Витгенштейн (Аналитическая философия). Я. представляет собой совокупность относительно независимых друг от друга “языковых игр” — целостных коммуникативных систем, к-ые основаны на особых соглашениях, не являющихся общими для всего языка. Задача ф-ии – “терапия заблуждений”, к-ые возникают в том случае, если происходит смешение правил разных языковых игр. Ф-в должен прояснять смысл языковых выражений и снимать ф-ие вопросы, к-ые обычно возникают в рез неправильного использования языка. В концепции Витгенштейна положение философии весьма своеобразное. Мир Витгенштейна тождественнен с языком (“Границы моего языка означают границы моего мира”). В языке он разделяет предложения на два класса: осмысленные (т.е. те, которые могут быть или истинными или ложными) и бессмысленные (т.е. те, о которых нельзя сказать, ни что они истинны, ни что они ложны). Поскольку предложения философии также как предложения логики и математики бессмысленны, они не могут быть ни истинными, ни ложными, ибо философия не может сказать, она может только показать. А один из основополагающих тезисов Витгенштейна гласит: “То, что может быть показано, не может быть сказано”. Философия, таким образом, в принципе не может быть одной из наук, она — что-то стоящее “над” или “под”, но не “наряду” с наукой. Философия не теория, а деятельность. Ее понятия — это символы, а не предметы, а философы употребляют их по аналогии с понятиями, обозначающими вещи. Отсюда и проистекают “философские проблемы”, которые являются на самом деле псевдо-проблемами.

Однако, отрицая за философией статус науки, Витгенштейн не отрицает ее права на существование в качестве особого вида деятельности. Более того, он очерчивает круг этой деятельности — это анализ языка, устранение двусмысленностей и неточностей и, следовательно, в конечном итоге логическое прояснение мыслей. Философия должна прояснять и разграничивать мысли. Она не может ничего говорить о мире, но она может показывать нечто, что имеет определенное значение для человека. Понятия философии — это своеобразные логические символы и их нельзя употреблять так, как употребляются понятия, обозначающие реально существующие вещи. Философских предложений о мире не может быть. И как только философ, совершая недопустимую ошибку, начинает составлять такого рода предложения, они превращаются в псевдопредложения в силу сформулированного Витгенштейном принципа “то, что может быть показано, не может быть сказано”. В самом деле, в голове человека может крутиться мелодия. Если у человека есть музыкальный слух, он легко может “показать” (пропеть, просвистеть) эту мелодию, но как возможно описать ее при помощи слов обыденного языка? Витгенштейн делает категорический вывод: самые глубокие философские проблемы на самом деле не являются проблемами, все предложения об этих проблемах являются бессмысленными.

Например, философы рассуждают о ценностях. Но ценности сами определяются ответом на вопрос о смысле мира. А смысл мира по сути этого сочетания слов должен лежать вне мира, т. е. в мире нет никаких ценностей. Как только философ начинает рассуждать о ценностях, его предложения превращаются в псевдопредложения и теряют смысл. Скажем, вопрос о смысле мира зависит от того, какой ответ мы даем на вопрос о бессмертии души. Предположим, что мы верим в бессмертие души. Но, спрашивает Витгенштейн, может ли решиться какая-либо загадка бытия тем, что я буду вечно жить? Нет, конечно. Бог не проявляется в мире. Бог не есть факт. Поэтому решение философских проблем состоит в их исчезновении. А для этого и необходимо заниматься логическим прояснением наших мыслей. В подтверждение своих выводов Витгенштейн ссылается на то, что мир как целое не есть понятие, это есть чувство. Как и всякое чувство, оно иррационально, в нем содержится нечто мистическое. Не случайным является и то обстоятельство, замечает он, что как раз те люди, которым по общему признанию после долгих и мучительных духовных поисков удалось постигнуть смысл жизни, не могут толком ничего сказать о том, в чем же этот смысл состоит.

Что представляют собой сознание и бессознательное в философии? / Справочник :: Бингоскул

Сознание – это в философии кратко характеризует процесс зарождения автоматизма. Человек запоминает определенные действия на уровне сознания, повторяет их под строгим контролем. С его помощью он познает мир, осваивает определенное знание, которое через некоторое время становится автоматическим. Навык начинает проявляться бессознательно, к чему приводят продолжительные тренировки, частое повторение. Примером перехода из сознательного в бессознательное является выполнение движений в танце, игра на пианино, вождение автомобиля. 

Когда человек обучается, он контролирует каждое свое действие. После обучения некоторое время он чувствует напряжение, повторяя изученное. Позже выполнение задачи становится автоматическим. Индивид в любое время может повторить процесс, даже не обращая на это внимания. Сознание и бессознательное в философии находятся в непосредственной близости друг от друга.

Переход сознательного действия к автоматизму называется подсознательным. Это этап между обучением и идеальным знанием. 

Сознание и бессознательное в философии кратко

Сознание является состоянием, когда индивид полностью регулирует собственные намерения, движения, мысли. Действительность оценивается эмоционально, рассчитывается дальнейший план действий. Мысленно индивид строит систему поступков, которые должен выполнить. Он оценивает каждый из них со стороны социологии, личностного восприятия, изучает возможные последствия. 

Через сознание человека обеспечивается выражение идеальной формы деятельности. В приоритете индивида – отражение, преобразование и изучение. Образование, социализация, развитие происходят сознательно, но есть вторая форма психологического восприятия – бессознательный уровень.

Бессознательным называют психические явления, действия, состояния, которые человеческий разум не может постичь. Например, неосознанный поступок, выполненный человеком без предварительного умысла, анализа или контроля. В бессознательное состояние индивид впадает во время гипноза, сна или невменяемости. 

Есть определенный вид действий, которые не контролируются сознанием, но запоминаются. Они не являются бессознательными. 

Идеальное и материальное сознание: мышление, язык

Сложная структура сознания состоит из нижних и верхних этажей. На верхнем уровне находятся мыслительные процессы. Мышлением называют психический процесс, при котором формируются понятия, заключения. Любой мыслительный процесс состоит из трех этапов:

  • Этап, обобщающий полученную информацию;

  • Синтез данных в сознании;

  • Обработка результатов, формирование выводов.

Сознание и мозг, сознание и язык находятся в тесной взаимосвязи. После завершения мыслительного процесса информация может быть выдана с помощью языка или отправлена в мозг для дальнейшей обработки. Человек руководствуется органами чувств: составляет образ, получает ощущение. Задача мышления – оперировать умозаключениями, понятиями, выводами. В итоге получается конечная мысль, суждение. 

Сознание базируется на двух основных уровнях:

  • Чувственно-аффективное сознание. Отвечает за состояние аффекта, формирование ощущений, восприятия, представления. Оно относится к идеальному сознанию, не зависящему от окружающего мира, социума или других внешних факторов. Произвольная реакция на яркий свет, болевое ощущение, ужас не изменятся в любом случае;

  • Ценностно-волевое сознание. Отвечает за мотивацию, мобилизацию, постановку целей. Эмоциональные реакции тщательно обрабатываются в соответствии с внешними факторами. Это материальное сознание;

  • Абстрактно-логический уровень. Также материальное сознание, ориентированное на построение умозаключений на базе анализа окружающего мира, людей. Отвечает за проведение логических операций.

Язык – способ описать предмет, явление или чувство. Он включает в себя определенные знаки и символы, позволяющие общаться, познавать мир, передавать данные. Сознание и язык философия трактует как основные способы восприятия сведений из внешних источников. Язык относится к материальным средствам самовыражения. Он переводит мысли, сознание в речь. 

Мышление базируется в основном на материальной реальности. Оно отражает явления, образы, объекты из внешнего мира. Для выражения абстрактного мышления используются общие понятия, но предметы и явления объединяет невидимая связь. Этот тип мышления представляет идеальное сознание. Основные различия языка, мышления и сознания:

  • Мысли не являются устойчивыми, они смертны. Слова языка накапливаются, хранятся в памяти, книгах. Они используются для передачи мыслей через поколения;

  • Язык необходим для распространения сознания;

  • Возникновению языка и мышления способствовал продолжительный социально-исторический процесс, развитие общества. Они сформировались одновременно;

  • Между мышлением и языком отсутствует тождество. Язык – материальный, он обладает физической природой. Мышление – бестелесно, оно оперирует и производит суждения, категории, умозаключения. Мышление – идеальное сознание.

Язык, философия — Философская энциклопедия Routledge

Обзор

  • К
  • Кримминс, Марк

DOI

10.4324/9780415249126-U017-1

DOI: 10.4324/9780415249126-U017-1
Версия: v1, опубликовано онлайн: 199 8
Получено 6 июля 2023 г. с https://www.rep.routledge. ком/статьи/обзор/язык-философия-из/v-1


Философия нацелена на интеллектуально ответственное описание самых основных и общих аспектов реальности. Частью того, что значит дать интеллектуально ответственное объяснение, ясно, является то, что мы должны осмыслить наше собственное место в реальности — как, среди прочего, существ, которые постигают и формулируют описания и объяснения этого.

Обсуждая вопросы о нашей роли как описывающих и объясняющих, философы обычно рисуют треугольник, в котором линии соединяют «Язык», «Разум» и «Мир». Три линии представляют отношения, которые являются ключом к пониманию нашего места в реальности. Эти отношения так или иначе составляют осмысленность языка.

Разум Мир. Между Разумом и Миром существует ряд важнейших отношений, изучаемых философами разума. Среди них восприятие, действие, телесная конституция ума и интенциональность (способность ума мыслить 9).0003 о что есть в мире) (см. Разум, философия).

Разум Язык. Использование и понимание языка — это тяжелая умственная деятельность. Далее, в этой деятельности, по-видимому, и состоит реальное существование осмысленного языка. Короче говоря, ум вкладывает в язык значения .

Теоретики языка сосредотачиваются на связи Разум/Язык, когда они считают понимание краеугольным камнем концепции, считая, например, что описание значения для данного языка — это просто описание того, что представляет собой способность понимать его (см. Значение и понимание). Философия встречала множество трактовок того, из чего состоит понимание. Многих привлекает точка зрения, что понимание — это вопрос ассоциации правильных идей или понятий со словами (см., например, Локк, Дж.; Фреге, Г.; Язык мысли). Другие приравнивают понимание к знанию требований к точному или уместному использованию слов и предложений (см., например, Дэвидсон, Д.; Даммет, М.А.Е.). Третьи находят ключ к пониманию в своей способности различать коммуникативные цели говорящих и писателей (см., например, Грайс, Х. П.) или, более непосредственно, в своей способности «передавать» лингвистически, без порицания (см., например, Витгенштейн, Л.). Безусловно, эти подходы не исключают друг друга.

Некоторые философы сосредотачиваются больше на производстве, чем на потреблении — со стороны говорящего — анализируя лингвистическое значение с точки зрения целей и практики говорящих, а также с точки зрения отношений между сообществами говорящих (см. Грайс, Х.П.; Коммуникация и намерение; Язык, условность; Язык, социальная природа).

Многие философы, рассматривающие понимание и использование как ключи к лингвистическому значению, считали, что осмысленность языка в некотором смысле проистекает из ментального содержания, возможно, включая содержание верований, мыслей и понятий. Это повышает интерес когнитивная семантика , которая является процветающей областью изучения (см. Семантика; Семантика, концептуальная роль; Семантика, информационная; Семантика, телеологическая; Концепты).

Несомненно, что разум действительно может придавать значение языку, и на самом деле скептицизм по этому поводу довольно заметно фигурировал в философских дискуссиях о языке. Витгенштейн был прочитан как по меньшей мере заигрывающий со скептицизмом в отношении того, что наш разум может сделать что-либо, что могло бы означать одно, а не другое (см. Wittgenstein, L. §§10–12; Значение и следование правилам; Частные состояния и язык). В.В. Куайн, исходя из мысли, что смысл — это то, что улавливает хороший перевод, и аргументов, что хороший перевод не диктуется прямо какими-либо реальными фактами, заключает, что значение в высшей степени неопределенно. Куайн не одинок во мнении, что лингвистическое и ментальное значение лучше всего рассматривать не как нечто «вовне», подлежащее открытию, а скорее как частично составленное или сконструированное нашими практиками интерпретации и перевода (см. Куайн, В.В.; Дэвидсон, Д.; Деннет, Д.К., Льюис, Д.К., Радикальный перевод и радикальная интерпретация).

Язык Разум. Если разум придает смысл языку, то и язык включает и каналы ума. Приобретение языка и незаконная торговля им привносят понятия, мысли и мыслительные привычки со всевозможными последствиями (см. Гипотеза Сепира-Уорфа; Лингвистическая дискриминация; Язык и пол). В самом деле, наличие языка настолько важно для нашей способности формулировать сложные мысли, которые кажутся необходимыми для использования и понимания языка, что многие сомневаются в том, что разум «предшествует» языку в каком-либо интересном смысле (см. ).

Язык Мир. Поскольку язык является носителем наших описаний и объяснений реальности, философы озабочены тем, что, если что-то вообще делает для истинной или подходящей характеристики реальности. Философы озабочены этим по соображениям философской методологии (к которым мы вскоре вернемся), но также из-за естественности и правдоподобия определенной картины значения.

Согласно этой картинке ключом к смыслу является понятие условие истинности . Значение утверждения определяет условие, которое должно быть выполнено, если оно должно быть истинным. Например, мое утверждение «Ирландия больше, чем Манхэттен», учитывая его значение, верно только в том случае, если имеет место определенное положение дел (а именно, определенный остров больше определенного другого острова). Согласно условной истинности картине значения, ядром того, что утверждение означает , является его условие истинности, которое помогает определить, как реальность описывается как в нем – и сутью того, что означает слово, является вклад, который оно вносит в это (возможно, в случае определенных видов слов, это было бы то, к чему слово отсылает ) (см. Семантика; Значение и истина; Ссылка).

В то время как в семантике преобладала условная истинность картина значения, серьезный вызов был поставлен философами, в том числе Майклом Дамметом, которые настаивали на том, что ключом к значению является понятие правильного использования . Согласно этой альтернативной картине ядром значения предложения является правило его уместного произнесения. Конечно, две картины сходятся, если предложения используются правильно именно тогда, когда они истинны. Интерес к различению проявляется только тогда, когда («реалистическая» концепция) истина вытесняется из этой роли, будь то из-за скептицизма по отношению к самой истине или из-за того, что истина рассматривается как слишком далекая от горнила социальной практики, чтобы быть смыслом. соответствующий критерий для правильного использования (см. Реализм и антиреализм; Интуитивистская логика и антиреализм; Значение и проверка; Даммет М.А.Э.; Истина, прагматическая теория; Истина, дефляционные теории; Истина, теория когерентности; Истина, теория соответствия). Задача иллюстрирует тот смысл, в котором связи Разума/Языка и Языка/Мира могут создать напряжение в понятии смысла (значение — это то, что мы познаем 9).0003 понять , но значение языка как раз и есть его отношение к миру).

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Кримминс, Марк. Значение: язык, разум и мир. Язык, философия, 1998, doi:10.4324/9780415249126-U017-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/overview/language-philosophy-of/v-1/sections/meaning-language-mind-and-world.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.

Философия языка – по отраслям/доктринам

Введение | История философии языка | Природа языка | Природа значения | Преднамеренность | Ссылка | Состав предложения | Обучение и мышление | Формальные и неформальные подходы
 
Введение Наверх

Философия языка — аргументированное исследование происхождение языка, природа значения , использование и познание языка, а также отношения между языком и реальностью . В некоторой степени он пересекается с изучением эпистемологии, логики, философии разума и других областей (включая лингвистику и психологию ), хотя для многих философов-аналитиков это важная дисциплина сама по себе.

Он задает вопросов , таких как «Что такое значение?», «Как язык соотносится с реальным миром?», «Язык выучивается или он является врожденным?», «Как значение предложения возникает из его частей?» ?»

История философии языка Наверх

Ранние исследования языка восходят к 1500 г. до н.э. в Индии задолго до систематического описания языка , и существовали различные школы мысли, обсуждавшие лингвистические вопросы в раннесредневековой индийской философии (примерно между 5-м и 10-м веками нашей эры)

В западной традиции ранние работы, как обычно, освещались Платоном, Аристотелем и стоиками Древняя Греция . Платон обычно считал, что названия вещей определяются природой , причем каждая фонема (наименьшая структурная единица, различающая значение) представляет основные идеи или чувства, и что условность играет лишь небольшую роль. Аристотель считал, что значение предиката (способ изменения или описания подлежащего в предложении) устанавливается через абстракцию сходств между различными отдельными вещами (теория, позже известная как номинализм). Однако его предположение, что эти сходства составляют реальную общность формы , также делает его сторонником умеренного реализма .

Философы-стоики внесли важный вклад в анализ грамматики , выделив пять частей речи : существительные, глаголы, апеллятивы, союзы и артикли. То, что они назвали lektn (значение или смысл каждого термина), породило важную концепцию предложение предложения (его способность считаться утверждением , которое может быть либо истинным , либо ложным ).

Схоластики эпохи Средневековья очень интересовались тонкостями языка и его использованием, что в некоторой степени было вызвано необходимостью перевода греческих текстов на латынь, при этом Петр Абеляр, Уильям Оккам и Джон Дунс Скот заслуживали особого внимания. упомянуть. Они считали Логику «наука о языке» , и предвосхитили многие интереснейшие проблемы современной философии языка, в том числе феномены неопределенности и двусмысленности , доктрины собственно и несобственной суппозиции (интерпретация термин в конкретном контексте), а также изучение категориорематических и синкатегориематических слов и терминов.

Лингвисты периода Возрождения особенно интересовались идеей философский язык (или универсальный язык ), подстегиваемый постепенным открытием на Западе китайских иероглифов и египетских иероглифов .

Язык, наконец, начал играть более центральную роль в западной философии в конце 19-го века и даже в большей степени в 90-го века 20-го века, особенно после публикации Фердинанд де Соссюр (1857 — 1913), которая была опубликована посмертно в 1916 году. Какое-то время в философских отделениях аналитической философии и философии обыденного языка 20-го века философия в целом понималась как чисто вопрос философии языка. .

Природа языка Наверх

Один из фундаментальных вопросов, задаваемых в разделе «Философия языка», звучит так: «Что такое язык (в общих чертах)?» Согласно семиотика (изучение знаковых процессов в общении, а также того, как смысл конструируется и понимается), язык — это простое манипулирование и использование символов для привлечения внимания к означаемому содержанию , и в этом случае люди не быть единственными обладателями языковых навыков.

Лингвистика — это область исследования, которая задает такие вопросы, как: Что отличает один конкретный язык от другого, например, Что делает «английский» английским? В чем разница между испанским и французским? Лингвистам нравится Ноам Хомский (1928 г. — ), фигура, которая стала определять лингвистику 20-го века, подчеркивала роль «грамматики» и синтаксиса (правил, регулирующих структуру предложений) как характеристики любого языка. . Хомский считает, что люди рождаются с врожденным пониманием того, что он называет «универсальной грамматикой» (врожденный набор лингвистических принципов, общих для всех людей), и знакомство ребенка с определенным языком всего лишь запускает это предшествующее знание.

Хомский начинает с изучения человеческого внутреннего языка (того, что он называет «я-языками» ), которые основаны на определенных правилах, порождающих грамматики , частично поддерживаемых убеждением, что не существует ясного, общего и принципиальное различие между одним языком и другим, которое может распространяться на область всех языков . Другие попытки, которые он называет «электронными языками» , пытались объяснить язык как использование в конкретном речевом сообществе с учетом определенного набора правильно сформированных высказываний.

Перевод и интерпретация представляют другие проблемы для философов языка. В 1950-е годы В.В. Куайн приводил доводы в пользу неопределенности значения и референции, основанной на принципе радикального перевода (например, при столкновении с переводом языка ранее недокументированного первобытного племени). Он утверждал, что в такой ситуации невозможно в принципе быть абсолютно определенным значения или ссылки, которую говорящий на языке первобытного племени придает высказыванию, и, поскольку ссылки неопределимы, существует множество возможных интерпретаций , ни одна из которых не является более правильно, чем другие.

Полученное представление называется семантическим холизмом , типом холизма, который утверждает, что значение не является чем-то, что связано с отдельным словом или предложением , но можно отнести только к целому языку (если вообще). Ученик Куайна, Дональд Дэвидсон (1917 — 2003), расширил этот аргумент до понятия радикальной интерпретации , что значение, которое индивидуум приписывает предложению, может быть определено только путем приписывания значений многим, возможно, всем , утверждений индивидуума, а также его психических состояний и установок .

Природа значения Наверх

Как мы видели, ответ на вопрос «Что значит?» не сразу очевиден.

«Значение» можно описать как содержание , передаваемое словами или знаками, которыми люди обмениваются при общении посредством языка . Можно утверждать, что существует два принципиально различных типа лингвистического значения: концептуальное значение (которое относится к определения самих слов , а также особенности этих определений, которые можно трактовать с помощью анализа семантических признаков ) и ассоциативного значения (которое относится к индивидуальному ментальному пониманию говорящего, и которое может быть коннотативным, коллокативный, социальный, аффективный, отраженный или тематический).

Существует несколько различных подходов к объяснению того, что такое лингвистическое «значение»:

  • Теории идей : которые утверждают, что значения являются чисто ментальными содержаниями спровоцированными знаками . Этот подход в основном связан с британской эмпирической традицией Джона Локка, Джорджа Беркли и Дэвида Юма, хотя интерес к нему возобновился некоторыми современными теоретиками под видом семантического интернализма .
  • Теории, обусловленные истинностью : которые придают смысл условиям , при которых выражение может быть истинным или ложным . Эта традиция восходит к Готтлобу Фреге, хотя в этой области также было много современных работ.
  • Теории использования : которые понимают значение как включающее или относящееся к речевым актам и конкретным высказываниям , а не к самим выражениям . Этот подход был впервые применен Людвигом Витгенштейном и его коммунитарным взглядом на язык.
  • Референтные теории (или семантический экстернализм ): которые рассматривают значение как эквивалентное тем вещам в мире, которые на самом деле соединил со знаками. Тайлер Бердж (1946 — ) и Сол Крипке (1940 — ) являются наиболее известными сторонниками этого подхода.
  • Верификационистские теории : которые связывают значение предложения с его методом проверки или фальсификации . Этот верификационный подход был принят логическими позитивистами начала 20 века.
  • Прагматические теории : которые утверждают, что значение или понимание предложения определяется последствия его применения . Этот подход поддерживался К. С. Пирсом и другими прагматиками начала 20 века.
Преднамеренность Наверх

Другим важным понятием в философии языка является понятие интенциональности , иногда определяемое как «предрасположенность» . Некоторые вещи относятся к другим вещам (например, убеждение может быть об айсбергах, но айсберг ни о чем; книга или фильм могут быть о Париже, но сам Париж ни о чем), а интенциональность — это термин, обозначающий эта особенность, что определенные психические состояния имеют направленных на объекты и положения дел в реальном мире. Таким образом, наши убеждения, страхи, надежды и желания интенциональны в том смысле, что они должны иметь объект.

Термин был первоначально придуман схоластами в средние века, но был возрожден в 19 веке философом и психологом Францем Брентано (1838 — 1917), важным предшественником школы феноменологии. Брентано утверждал, что все и только ментальные явления демонстрируют интенциональность, что он рассматривал как доказательство того, что ментальных явлений не могут быть тем же самым или разновидностью физических явлений (часто называемых тезисом Брентано о несводимости ).

Более поздние философы языка, такие как Дж. Л. Остин (1911–1960) и Джон Серл (1932– ), поставили вопрос: как разум и используемый нами язык накладывают интенциональность на объекты, которые не намеренно? Как возникают психические состояния представляют , и как они заставляют объекты представлять реальный мир. Решение Остина содержится в его теории иллокутивных актов , а родственное решение Серла — в его теории речевых актов , в которой язык рассматривается как форма действий и человеческого поведения , так что, говоря что-то, мы на самом деле делают что-то. Сочетая эту идею с интенциональностью, Серл заключает, что сами действия обладают своего рода интенциональностью.

Артикул Наверх

Как язык взаимодействует с миром , то, что философы называют ссылкой , на протяжении многих лет интересовало многих философов языка.

Джон Стюарт Милль верил в тип теории прямой ссылки , согласно которой значение выражения лежит в на том, что оно указывает в мире . Он определил два компонента, которые следует учитывать для большинства терминов языка: обозначение (буквальное значение слова или термина) и коннотация (субъективная культурная и/или эмоциональная окраска, придаваемая слову или термину). Согласно Миллю, имена собственные (например, названия местностей) имеют только денотат, а не коннотацию, и что предложение, относящееся, например, к мифическому существу, не имеет значения (и не является ни истинным, ни ложным). ), потому что он не имеет референта в реальном мире.

Готтлоб Фреге был сторонником опосредованная референтная теория , которая постулирует, что слова отсылают к чему-то во внешнем мире, но настаивает на том, что есть нечто большее, чем значение имени, а не просто объект, к которому оно относится. Фреге разделил семантическое содержание каждого выражения (включая предложения) на два компонента: Sinn (обычно переводится как «смысл») и Bedeutung («значение», «обозначение» или «отсылка»). смысл предложения есть абстрактное , универсальные и объективные мысль которую она выражает, но и способ представления объекта, к которому она относится. Ссылка — это объект или объекты в реальном мире , которые выделяются словами, и представляет истинностное значение (Истина или Ложь). Смыслы определяют ссылку , а имена, относящиеся к одному и тому же объекту, могут иметь различных смыслов .

Бертран Рассел, как и Фреге, тоже был девяткой.0120 Дескриптивист своего рода, в том смысле, что он считал, что значения (или семантическое содержание) имен идентичны описаниям , связанным с ними говорящими , и контекстуально подходящее описание может быть заменено именем. Но он считал, что единственными 90 120 прямыми референциальными выражениями 90 121 являются то, что он называл 90 120 «логически собственными именами» 90 121, такими как «я», «сейчас», «здесь» и другие 90 120 индексалы 90 121 (термины, которые символически указывают или указывают на некоторые положение дел). Он описал имена собственные людей или мест как сокращал определенные описания (имя, заменяющее более подробное описание того, кем или чем на самом деле является человек или место), и считал их не имеющими смысла сами по себе и не имеющими прямого отношения к .

Сол Крипке (1940 — ) выступал против дескриптивизма на том основании, что имена являются жесткими обозначениями и относятся к одному и тому же индивидууму в каждом возможном мире , в котором этот индивид существует.

Состав предложения Наверх

Философская семантика (исследование или наука о значении в языке) имеет тенденцию сосредотачиваться на принципе композиционности для того, чтобы объяснить взаимосвязь между значимыми частями и целыми предложениями . Принцип утверждает, что предложение может быть понято на основе значения частей предложения (слов или морфем) наряду с пониманием его .0120 структура (синтаксис или логика). Следовательно, значение сложного выражения определяется значениями составляющих его выражений и правил, используемых для их объединения.

Функции также могут использоваться для описания значения предложения: пропозициональная функция представляет собой языковую операцию, которая принимает объект (или субъект ) в качестве входных данных и выводит семантический факт (или предложение ).

Существует два основных метода понимания связи между частями лингвистической строки и того, как она составлена:

  • Синтаксические деревья : сосредоточьтесь на словах предложения с учетом грамматики предложения.
  • Семантические деревья : сосредоточьтесь на роли значений слов и на том, как эти значения сочетаются.
Обучение и мышление Наверх

Существуют три основные точки зрения на изучение языка :

  • Бихевиоризм : который утверждает, что большая часть языка изучается через обусловливание .
  • Проверка гипотез : согласно которой обучение происходит посредством постулирования и проверки из гипотез , посредством использования общей способности интеллекта .
  • Иннатизм : который утверждает, что по крайней мере некоторые синтаксические настройки являются врожденными и запрограммированными , основанными на определенных модулях разума.

Существуют также разные представления о структуре мозга , когда речь идет о языке:

  • Коннекционистские модели подчеркивают идею о том, что словарный запас человека и его мысли функционируют в виде распределенной ассоциативной сети .
  • Нативистские модели утверждают, что в мозгу имеется специализированных устройств , предназначенных для овладения языком.
  • Вычислительные модели подчеркивают понятие репрезентативного языка мысли и логической вычислительной обработки, которую мозг выполняет над ними.
  • Эмергентистские модели сосредоточены на представлении о том, что естественные способности представляют собой сложную систему, возникающую из более простые биологические части .
  • Редукционистские модели пытаются объяснить психические процессы более высокого уровня в терминах базовой низкоуровневой нейрофизиологической активности мозга.

Есть три основных утверждения относительно связи между языком и мышлением :

  • Эдвард Сепир (1884–1939), Бенджамин Уорф (1897–1941) и Майкл Даммет (1925–2011), среди прочих, утверждают, что язык аналитически до до мысли.
  • Пол Грайс (1913 — 1988) и Джерри Фодор (1935 — ), с другой стороны, считают, что мысль и ментальное содержание имеют приоритет над языком , и что устный и письменный язык получают свою интенциональность и значение из внутреннего языка закодированного в уме, особенно учитывая, что структура мысли и структура языка, кажется, имеют общий композиционный, систематический характер .
  • Третья школа мысли утверждает, что нет способа объяснить одно без другого.
Формальные и неформальные подходы Наверх

Большинство философов более или менее скептически относились к формализации естественных языков и, таким образом, к использованию формальной логики для их анализа и понимания, хотя некоторые, включая Альфреда Тарского (1901–1983), Рудольф Карнап (1891–1970), Ричард Монтегю (1930–1971) и Дональд Дэвидсон (1917–2003), разработали формальных языков , или оформил части из естественный язык, для исследования. Некоторые, например Пол Грайс (1913–1988), даже отрицали существование существенного конфликта между логикой и естественным языком.

Однако в 1950-х и 1960-х годах движение Философии обыденного языка, главными сторонниками которого были П.Ф. Стросон (1919–2006), Джон Остин (1911–1960) и Гилберт Райл подчеркивали важность изучения естественного языка без учета условий истинности предложений и ссылок терминов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *