Зачем психологу биология: Взаимосвязь психологии и биологии

Как учатся психологи: личный опыт

Университеты

Опыт читательниц

Лада Кошман

собрала истории

В России растет спрос на услуги психологов.

Чтобы стать таким специалистом, нужно получить профильное образование. В идеале оно должно быть высшим, но многие работают и после программ профессиональной переподготовки. Собрали истории трех читательниц, которые выбрали свое направление в психологии и постоянно повышают квалификацию.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

ИСТОРИЯ № 1

«Поиск клиентов для молодого специалиста — это всегда задача со звездочкой»

Татьяна Исаева

работает в направлении психодрамы

Профиль автора

Как выбрала профессию. Хотела быть психологом, сколько себя помню. Моя мама — практикующий психолог, и в детстве я мечтала быть как она.

По мере взросления углубилась в нюансы профессии и поняла, что она мне очень близка.

Обучение. Когда я определилась, кем хочу стать, начала готовиться к поступлению. Моей целью был психологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

Последние два года в школе я училась в профильном классе с медицинским уклоном. Кроме того, занималась с репетиторами по всем предметам, по которым собиралась сдавать ЕГЭ.

В итоге я хорошо справилась с экзаменами: по русскому получила 100 баллов, по математике и биологии — примерно по 70. Это помогло мне поступить в СПбГУ на бюджет.

Сейчас учусь в магистратуре того же вуза на программе «общая и когнитивная психология», тоже бесплатно. Выбор направления связан с тем, что на четвертом курсе я работала в лаборатории и интересовалась академической деятельностью. На этой программе как раз готовят исследователей в сфере психологии.

Как россияне сдают ЕГЭ

Пишу магистерскую диссертацию

Для поступления на психфак СПбГУ не просто так сдают математику и биологию. Математика необходима, потому что будущих специалистов учат обрабатывать экспериментальные данные, а для этого используют сложные математические методы. А без знания биологии психолог не сможет разобраться в нейрофизиологии и психогенетике. В результате выпускники получают фундаментальное естественно-научное образование, которое помогает заниматься исследованиями.

На первых курсах было много серьезных предметов: высшая математика, анатомия центральной нервной системы, нейрофизиология. Мы два года проходили основной курс по общей психологии, где разбирали, как устроены психические процессы человека. Это было максимально далеко от психологической практики, но помогло сформировать критическое мышление и системный взгляд на мир и устройство личности.

С третьего курса начались ознакомительные предметы: введение в психологическое консультирование, клиническая психология, основы семейной психологии, основы психодиагностики. Каждому из них отведено примерно сто часов — достаточно, чтобы получить базовые представления, но мало для практики. Я понимала, что нужно будет учиться дополнительно. К тому же нам не говорили, что необходимо проходить личную терапию, хотя я считаю это важным.

Как работает психотерапия

На психологических факультетах учатся необычные в положительном смысле люди. Здесь они более осознанные и склонные к рефлексии. Те, кто приходит с абстрактным желанием понять себя, обычно отсеиваются на этапе изучения анатомии и высшей математики.

Факультет психологии не поможет решить внутренние конфликты: для этого нужна психотерапия, часто многолетняя.

Дополнительное образование. В магистратуре меня заинтересовало направление психодрамы, потому что это классическое психотерапевтическое направление, позволяющее работать с широким спектром запросов. Психодрама — многогранный и глубокий метод групповой психотерапии, но его техники можно использовать и в индивидуальной работе — тогда это называется монодрама.

Суть метода заключается в том, что мы работаем с внутренним миром пациента через игру. Воссоздаем важную для клиента — в психодраме его называют протагонистом — сцену и проигрываем ее, давая возможность прожить ситуацию заново. Такая сцена часто уже есть в голове у протагониста, а задача терапевта — дать ей развернуться в реальности, чтобы она стала полезной для клиента.

«Заработок вырос в несколько раз»: 7 проблем, с которыми помогла справиться психотерапия

Если работа ведется в групповом формате, роли персонажей может сыграть кто-то из участников. Но никто не должен говорить от себя: все реплики задает протагонист.

Чтобы набраться опыта, я пошла учиться в Мастерскую современной психодрамы, МСП, так что сейчас параллельно получаю два образования. Совмещать их легко, потому что мне повезло с расписанием в магистратуре. Обычно студенты учатся шесть дней в неделю, а иногда пары идут с десяти утра до девяти вечера. Я занимаюсь пять дней в неделю, а в МСП хожу раз в два месяца — по пятницам, субботам и воскресеньям.

Поступить в мастерскую могут только люди, у которых есть психологическое или педагогическое образование, или студенты этих направлений. В мастерскую часто приходят практикующие психологи, потому что они учатся всю жизнь.

МСП — это место, где учат психодраме, а еще, как говорит наш руководитель, быть психотерапевтами «старого разлива, такими, как Ялом». Я очень люблю мастерскую за возможность обучаться у профессионалов и за поддерживающее сообщество, в котором мне комфортно.

Ирвин Дэвид Ялом — американский психотерапевт и психиатр, один из главных представителей экзистенциального подхода в психологии

В программе две ступени. Они совмещают формат групповой терапии и обучения.

Первая, ознакомительная, длится четыре месяца. На ней участники изучают основы психодрамы и индивидуальной психотерапии. Каждый месяц проходят трехдневные семинары в формате закрытой учебно-терапевтической группы.

На второй ступени слушатели осваивают и отрабатывают техники психодрамы, учатся вести групповую и индивидуальную психотерапию. Она длится четыре года в таком же формате: закрытое сообщество, встречи раз в месяц.

Мастерская — негосударственное учебное заведение, так что бюджета в нем нет. Цены одинаковы для слушателей из всех городов. Каждый трехдневный семинар оплачивается отдельно.

Семинары на первой ступени стоят 6000 Р для студентов младше 27 лет, которые учатся на психологических факультетах очных отделений, и 7000 Р для остальных. Для многих участников это более доступный формат, чем оплата всего обучения.

Участники, которые посетили все семинары, получают сертификат. Он подтверждает прохождение обучения по программе «основы психодрамы и индивидуальной психотерапии».

Мой сертификат участника от Мастерской современной психологии

На второй ступени семинары стоят дороже: для студентов — 7000 Р, а для тех, кто окончил университет, — 10 000 Р. Я потратила на обучение в МСП около 60 000 Р — считаю, что это довольно недорого.

60 000 Р

примерно в такую сумму обошелся год обучения в Мастерской психодрамы

В конце участникам выдают еще один сертификат. Чтобы получить его, нужно выполнить четыре условия:

  1. Написать реферат по теории психодрамы.
  2. Сдать зачет по профессиональной этике.
  3. Проработать клиентский кейс с использованием психодраматических техник в присутствии преподавателя и группы.
  4. Набрать 600 академических часов супервизии у специалиста из МСП и 150 академических часов практики в малых группах.

Дополнительно можно получить сертификат, подтверждающий, что образование выпускника соответствует европейскому стандарту обучения психодраме FEPTO. Для этого нужно выполнить условия, которые я указала выше, и пройти дополнительную практику — 160 часов под супервизией и 80 часов самой супервизии.

Сейчас я прохожу вторую ступень. На каждый семинар участники групп приносят темы для психодраматической работы. Важно, что в этот момент они не только учатся терапевтическим интервенциям, но и сами проживают много разных чувств, всматриваясь в себя и других. Такой опыт сложно получить где-то еще, а для терапевта умение глубоко «вчувствоваться» — один из самых важных навыков в практике.

Работа. На третьем курсе я прошла стажировку в Лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ. Это междисциплинарный проект мирового уровня, который изучает процессы обучения и восприятия языка и речи через призму нейронауки и психологии. Там же прошла практику и с четвертого курса официально работала инженером-исследователем.

Я в офисе Лаборатории поведенческой нейродинамики

В основном я собирала данные в проектах, связанных с электроэнцефалограммой и транскраниальной электростимуляцией. В тот период смогла поработать с опытными инженерами-исследователями и посмотреть, что из себя представляет «взрослая» наука — такая, где ученые участвуют в международных конференциях, взаимодействуют с коллегами из разных стран, публикуются в высокоуровневых журналах.

Мне удавалось совмещать учебу и работу, потому что весь четвертый курс мы учились дистанционно. Если бы пары проходили очно, думаю, было бы гораздо сложнее.

Сейчас я работаю только на себя. Такой формат мне подходит, потому что я могу сама регулировать нагрузку. На фрилансе у меня есть возможность качественно работать и учиться без выгорания.

Как бороться с эмоциональным выгоранием

Поиск клиентов для молодого специалиста — это всегда задача со звездочкой, потому что сначала очень страшно заявлять о себе. Многие новички консультируют бесплатно, но я так не делала: считаю, что оплата позволяет клиенту осознать ценность процесса, иначе получается неравный обмен.

Первые полгода я консультировала за небольшую сумму — 700 Р. Затем начала постепенно поднимать цены. Сейчас стоимость моих услуг составляет 2500 Р за часовой сеанс.

Сначала я находила клиентов в закрытых чатах психологов, где ищут специалистов. Теперь пациенты рекомендуют меня знакомым и друзьям по сарафанному радио. Кроме того, веду блог в соцсетях, и через него тоже приходят люди. Планирую развивать его и дальше.

Еще участвую в разработке приложения для отслеживания эмоций Mind Tracker. Его установили уже более 25 тысяч пользователей, и оно круто работает. Я изучаю научную литературу, посвященную эмоциям, и помогаю дополнять функциональность.

Иллюстрации шкал состояний в приложении для отслеживания эмоций. Я помогаю создавать их

Планы. Хочу защитить магистерскую диссертацию, в которой, если в двух словах, исследую полноту понимания цифровых текстов. Мне интересна научная деятельность, поэтому мое исследование довольно масштабное: один только сбор данных занял около 150 часов.

Кроме того, я планирую продолжать учиться психодраме и получить международную аккредитацию FEPTO. Еще хочу принимать иностранцев — для этого нужно заняться английским. Сейчас у меня уровень В2 или чуть выше, но его недостаточно, чтобы комфортно общаться с клиентами.

Я выучила английский с нуля за 86 000 Р

ИСТОРИЯ № 2

«К программам переподготовки относятся неоднозначно, и это обоснованно»

Юлия

интегративный психолог

Профиль автора

Как выбрала профессию. В школе я училась в 80-е годы. В СССР профессия психолога была редкой. В медицинских вузах в основном готовили клинических психологов, а в педагогических — специалистов по дошкольной психологии или дефектологии.

Ни одно из этих направлений меня не привлекало, так что после школы я поступила в Московский педагогический государственный университет на учителя иностранных языков. Окончив вуз, преподавала английский в Российском университете дружбы народов. В конце 90-х уволилась и ушла в декрет, но психология по-прежнему меня интересовала.

Обучение. В 2008 году я поступила в институт дополнительного профессионального образования на годовую программу по телесно-ориентированной психологии — работе с психикой через дыхательные и физические упражнения. Учеба обошлась мне примерно в 100 000 Р.

100 000 Р

стоило обучение телесно-ориентированной психологии

Программа состояла из лекций и практических занятий. Нужно было обязательно пройти личную терапию с одним из наших преподавателей: каждый час фиксировался в зачетке, без нее не дали бы сертификат.

В конце нужно было защитить дипломную работу, которая состояла из теоретической и практической частей. Ее предварительно смотрели руководители программы, пришлось вносить много правок. На защите присутствовали все наши преподаватели. Они задавали уточняющие вопросы, иногда с подвохом. Некоторые студенты защищались час и дольше. Было сложно, но я справилась и получила сертификат о повышении квалификации.

Затем я больше десяти лет работала в направлении телесно-ориентированной терапии — вела групповые занятия. Мои клиенты выполняли специальные физические и дыхательные упражнения, которые помогали им проработать эмоции и травматичный опыт, чтобы выйти в ресурсное состояние.

В 2019 году я прошла авторский курс «Работа с подсознанием в глубинной психосоматике» в научно-методическом центре. Пошла туда из интереса, вдохновившись роликом сеанса психолога. Учеба продлилась около года и стоила чуть больше 100 000 Р.

За время обучения я посетила пять четырехдневных семинаров, которые шли весь день. Мы изучали основы эриксоновской терапии, применение вербальных и невербальных внушений, работу с ограничивающими убеждениями, использование метафор в психологической и соматической помощи, основы психосоматики.

11 видов психотерапии, которые действительно работают

Курс был ориентирован на практику: теория составляла 30%, а остальные 70% мы работали в парах и мини-группах. Сначала преподаватель демонстрировал метод на добровольце, а потом мы отрабатывали техники друг на друге под контролем педагога. На это уходило много времени, но только так мы могли сформировать навыки практической работы.

У меня не было базового психологического образования, поэтому в дальнейшем я решила пройти профессиональную переподготовку. Выбрала государственную академию в Москве. Обучение на программе «практическая психология» стоило около 40 000 Р.

К программам переподготовки относятся неоднозначно, и это обоснованно. В соответствии с приказом Минобрнауки освоить дополнительную профессиональную программу можно всего за 250 часов. Примечательно, что сюда входит и самостоятельная подготовка.

Наша программа длилась 504 часа и заняла четыре месяца. Конечно, за это время подготовить полноценных психологов с нуля невозможно. По ряду дисциплин я владела более глубокими знаниями, полученными в пединституте и самостоятельно, так что мне было проще.

Со мной учились люди из трех категорий:

  • астрологи, тарологи, ведущие групповых практик, которым была нужна корочка;
  • те, кто получал дополнительные знания для основной работы, например врачи, HR-специалисты;
  • специалисты из других областей, которые хотели работать психологами.

Лекции нам зачитывали в быстром темпе, поэтому успевали дать только основы основ. Преподавателей приглашали из разных вузов. Например, предметы, связанные с клинической психологией, вел доцент Третьего меда. Большинство лекторов были теоретиками, и их пары были монотонными и скучными. Так, преподаватель основ психотерапии рассказывал про разные методики, но сам владел лишь когнитивно-поведенческой терапией и считал эффективной только ее.

Самые интересные занятия вела женщина, которая много лет была психологом МЧС и работала в горячих точках, например во время захвата заложников в Беслане.

Иногда организовывали пары с приглашенными преподавателями, которые показывали разные методики. Так, мы проходили мастер-классы по песочной и танцедвигательной терапии, гипнотерапии. На таких занятиях можно было понаблюдать за работой специалистов, но, чтобы самим проводить такие сеансы, нужно отдельно учиться.

«Многие обесценивают свой успех». Психолог — о том, как строить карьеру и не выгорать

Изучив новые предметы, мы сдавали тесты на электронной платформе академии. Они были не очень сложными, но иногда пункты оказывались очень хитро сформулированы, словно авторы хотели подловить невнимательных студентов.

На каждый тест нам давали, кажется, три попытки. Пересдать можно было любую оценку, которая не устраивала. Несколько экзаменов я сначала написала на четыре и потом сдавала их повторно, чтобы узнать правильные ответы.

Самым сложным оказался итоговый тест, так как в него почему-то вошли вопросы по темам, которые мы вообще не изучали. Например, он включал вопросы по педагогической психологии. Я неплохо помнила ее еще со времен пединститута, но других эта часть тестирования застала врасплох. Тем не менее в результате все его успешно прошли.

Кроме того, в конце курса нужно было написать аттестационную работу. Научных руководителей у нас не было. Я выбрала тему гипнотерапии и готовила свой текст, опираясь на личный опыт ведения телесно-ориентированных практик. Знаю, что большинство делали только теоретическую часть.

Отдельно работу мы не защищали. Сначала нужно было сдать выпускной экзамен, а потом преподаватели задали пару вопросов по дипломной. За плохие работы санкций не последовало.

В конце нам выдали диплом о профессиональной переподготовке, который подтверждает квалификацию психолога и дает право работать в этой сфере.

Диплом о профессиональной переподготовке

После обучения те, кто уже работал с клиентами, просто продолжили это делать, гордо выложив свой диплом в соцсетях. А вот те, кто рассчитывал из юристов или менеджеров переобучиться на психологов, были разочарованы: их никто не брал на работу, потому что они слишком мало учились. Например, на сайтах вроде «Ясно» и Alter модераторы требуют, чтобы специалист прошел личную терапию и супервизию. Выпускники поняли, что нужных навыков у них нет, и пошли учиться дальше.

Работа. Сейчас я работаю в интегративном подходе: использую синтез вербальных, телесных, дыхательных и других техник. Консультирую по «Скайпу» и провожу личные встречи в Москве, оформила самозанятость.

Как выбрать психотерапевта

Когда только начинала работать, брала 1500 Р за сеанс, а сейчас принимаю за 3000 Р.

Клиенты находят меня по сарафанному радио и через профессиональный блог: я веду странички в социальных сетях, стараюсь писать полезные посты об отношениях и работе над собой.

Планы. В последнее время ко мне часто обращаются семейные пары с детьми. Чтобы помогать им более эффективно, хочу пройти дополнительное обучение по программе «системная семейная психология» и начать применять новые знания на сессиях.

ИСТОРИЯ № 3

«Считаю, что психологам стоит идти во фриланс»

Елена Метлева

гештальт-терапевт

Профиль автора

Как выбрала профессию. Я с детства мечтала стать психологом. Меня всегда интересовала личность человека, я хотела понимать мотивы поступков людей и то, как складываются отношения между ними. Но в моей семье были только экономисты, юристы и военные, и психолог не считался серьезной профессией. Я была домашней и послушной девочкой, так что пошла учиться в Российский государственный торгово-экономический университет, как хотела мама, ведь «маму надо слушать».

В 2018 году познакомилась с гештальт-терапией, когда обратилась к специалисту для решения личных проблем. Я думала, что со мной что-то не так: мои старания и жизнь во имя других не проводили меня к счастью. Казалось, что я неправильная или недостаточно страдаю. Я хотела сделать себя совершенной, но после трехдневного тренинга взглянула на свою жизнь под другим углом.

Гештальт-терапия — направление психотерапии, помогающее человеку осознать и проработать непрожитые чувства, потребности, события

Во время групповой терапии я поняла, что умею чувствовать и переживать, но почему-то прячу и не принимаю свои эмоции, а опираюсь только на то, что происходит с другими. Мне захотелось это изменить. Тогда же я поняла: пришло время исполнить давнюю мечту и стать психологом. С тех пор начался мой путь в этом направлении.

Обучение. В 2019 году я прочитала про Московский институт гештальт-терапии и консультирования в интернете. Прошла собеседование и поступила на обучающую программу.

МИГТиК занимается профессиональной подготовкой терапевтов и тренеров. Кроме того, это научно-практическое сообщество, куда входят люди, открытые к искреннему и неравнодушному общению. В таком окружении и формируются начинающие терапевты.

Обучение гештальт-терапии делится на три ступени, каждая длится год. Недавно я окончила вторую ступень. Меня зачислили на третью, но обучение еще не началось.

Во время обучения студенты осваивают 14 модулей, которые включают теорию и практику гештальт-терапии. На третьей ступени изучают преподавание подхода, ведение групповых программ и супервидение — работу с клиентом под непосредственным наблюдением супервизора. Кроме того, слушатели участвуют в конференциях и малых группах на выездных летних интенсивах, проходят личную терапию.

Сколько я потратил, чтобы стать частным психологом

Каждый модуль стоит 10 000 Р для слушателей из Москвы и области, 8000 Р — для иногородних. Так как я живу в Москве, плачу по 10 000 Р. Разовой платы за все ступени в институте нет.

Учеба в МИГТиК ведется через свободный эксперимент. Теоретические знания нам тоже дают, но основу составляет практика: мы взаимодействуем с собственным опытом, соприкасаемся с людьми, проживаем ситуации и формируем эмпатию.

Расскажу об одной гештальт-технике, которую мы испытали на себе. Каждому раздали список чувств и распределили в пары. Мы должны были посмотреть на партнера и назвать эмоции, которые возникают при взгляде на него. Тогда я возмутилась и удивилась: мне было сложно осознать, что я ощущаю, и как озвучить свои эмоции без попыток угодить. Сейчас считаю, что это хорошее упражнение, ведь многим людям трудно понять, что они испытывают, и назвать чувства своими именами.

«Смогла направить агрессию в мирное русло»: как я научилась понимать свои эмоции

Кроме учебных модулей, студенты должны пройти 50 часов личной терапии, два выездных интенсива, получить часы личной супервизии, посетить супер- и интервизорские группы.

Занятия, которые нужно посещать, проходят раз в два месяца. Также есть факультативные конференции. Летом учебы нет, но институт проводит платные выездные интенсивы на берегу Черного моря, в Краснодарском крае. Студенты должны поучаствовать минимум в двух таких мероприятиях, иначе им не выдадут диплом и сертификат.

Для участия в выездных занятиях студенты заполняют регистрационную анкету и платят организационный взнос, сумма которого меняется в зависимости от срока оплаты. Например, в этом году проведут интенсив, актуальный для терапевтов, работающих с парами или детьми, и для тех, кому сложно строить отношения. До 22 апреля оргвзнос составляет 27 000 Р, до 31 мая — 33 000 Р, с 1 июня — 38 000 Р. Дополнительно нужно оплатить жилье в отеле — 3000—3200 Р за сутки — или найти его самостоятельно.

Со мной в институте учатся самые разные люди: психологи со стажем, консультанты, психиатры, студенты. Одни приходят после длительной терапии с гештальт-терапевтом, другие узнают об этом направлении в интернете. У многих нет психологического образования, но и не все планируют работать после окончания курса.

Прошлогодний летний выездной семинар. Я в центре Фото с интенсива по групповой терапии в Ереване

Чтобы получить допуск к экзамену, нужно сдать работы руководителю группы:

  1. Теоретический реферат, подтверждающий понимание понятий и принципов гештальт-терапии.
  2. Неформальную автобиографию с упоминанием возрастных периодов жизни студента, событий, сильно на него повлиявших, и причин выбора профессии.
  3. Описание динамики терапевтических отношений и изменений во время личной терапии.
  4. Три практических реферата — один большой и два малых. Малые представляют собой анализы сессий, а большой — характеристику минимум десяти сессий с реальным клиентом.

Кроме того, нужно пройти не менее 25 часов личной терапии у рекомендованного терапевта, еще от 25 — клиентом в малой терапевтической группе, а также не менее 40 часов в супервизорской группе.

Экзамен представляет работу с приглашенным клиентом под руководством супервизора.

Параллельно с МИГТиК я получила очно-заочное высшее психологическое образование в Московском университете имени С. Ю. Витте, МИЭМП. Мне выдали спецификацию педагога-психолога. За обучение платила 55 000 Р в год.

55 000 Р

в год стоило обучение на педагога-психолога в МИЭМП

Работа. Сначала я искала клиентов через специальные телеграм-чаты и проводила бесплатные сессии, будучи волонтером на горячей линии «Мы вместе» — общероссийского проекта помощи гражданам во время кризисных ситуаций. Это дало мне базу и хороший старт в профессии. Сейчас мои услуги стоят 3000—3500 Р за сеанс.

Фотографии кабинетов, где я принимаю клиентов. Первый находится недалеко от станции метро «Павелецкая», второй — у «Белорусской». Бронирую тот, что свободен в нужное мне время

На мой взгляд, лучший способ найти пациентов — заявить о себе, честно сказать, что вы учитесь на психолога и вам нужны клиенты, чтобы написать выпускную работу. Именно так я и нашла первого платного клиента.

Я работаю психологом и зарабатываю примерно 140 000 Р

Если людям понравится терапия, скорее всего, они будут рекомендовать вас друзьям. Помогает и групповое движение — когда вы с коллегами советуете друг друга своим знакомым. Есть и психологические агрегаторы, например B17 или Zigmund.Online, но я считаю, что это не самый эффективный вариант, поскольку в моем случае сработало именно сарафанное радио.

Вообще, я считаю, что психологам стоит идти во фриланс. Тогда у вас появится больше свободного времени на изучение материала, восстановление ресурсов после терапевтических сессий и, конечно, на приемы клиентов.

Если человек занят в другой сфере, советую проводить консультации в свободное время. Радикальная смена деятельности — стресс для психики, поэтому не обязательно сжигать мосты и сразу бросать старую работу. В нашем деле главное — быть бережным к себе и понимать свои возможности.

Планы. Я хочу продолжить обучаться гештальт-подходу. Планирую получить аккредитацию рекомендованного психолога в МИГТиК, чтобы проводить личную терапию для студентов программы. В этом же институте хочу преподавать.

Думаю сосредоточиться на работе с семейными парами и клиентами, страдающими от расстройств пищевого поведения.

Университеты. Читатели рассказывают о вузах, в которых учились

Зачем люди приходят в педагогику? 7 «диагнозов» от психолога 


Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Cемейный психолог Ольга Некрасова уверена, что за желанием работать в школе скрываются глубинные психологические причины. Какие?

  1. Доказательство «от обратного»

Если ребенку в жизни встретился «плохой» учитель — тот, кто преподавал предмет без интереса или позволял себе унижать и оскорблять учеников, — то он может выбрать эту профессию, чтобы доказать: педагог может и должен быть другим.

«Я стала учителем «вопреки». Моим классным руководителем была директор школы. Она не проводила в классе никаких мероприятий, никаких походов, ее уроки у нас постоянно замещали. О нашей «классной» жизни у меня остались только негативные воспоминания», — рассказывает учитель биологии Екатерина Гурина (г. Ставрополь).

После педвуза молодые специалисты, которые решили стать учителями из обостренного чувства справедливости, идут в школу с желанием встряхнуть устаревшие взгляды и правила. 

В чём опасность?

 Есть большая вероятность разочароваться в профессии и детях. «Идеальная картинка» работы в школе, которую рисует себе такой выпускник, чаще всего сильно отличается от реальности: и класс может попасться «неуправляемый», и коллеги «ни во что не ставят», и бесконечное заполнение бумаг и отчетов выматывает.

Профессиональная переподготовка

Преподаватель русского (родного) языка в общеобразовательных организациях, репетитор

Подробнее →>

  1. «Хочу быть, как мой учитель!»

Такие люди идеализируют своих педагогов и, хотя в профессию идут осознанно, но все же с некоторыми радужными надеждами. С одной стороны, у них перед глазами — образец того, каким должен быть учитель. С другой — они не знакомы с внутренней «кухней». Ненормированный рабочий день, высокая эмоциональная нагрузка, дети, которые не хотят учиться, родители «с претензиями» — все это шокирует и разочаровывает.

В чём опасность?

Хорошо, если удастся справиться со сложностями и влиться в школьный ритм. В противном случае будет нарастать неудовлетворенность собой из-за того, что не получилось быть похожим на идеал. Такие учителя либо уходят из школы навсегда, либо начинают тихо ненавидеть свою профессию и себя в ней. 

К счастью, есть и истории со счастливым концом, как у Людмилы Пислегиной, учителя химии и биологии (с. Постол, Удмуртия):

«Когда я увидела свою первую учительницу, то сразу подумала: «Я тоже так хочу!» Она удивительным образом умела найти общий язык с каждым, с уважением относилась к детям. У меня не возникало сомнений, кем стать — только учителем, как она. И за все время ни разу не разочаровалась в своем решении».

  1. Жажда самоутверждения

В школу такие люди идут, чтобы доказать свою значимость, силу и авторитет. И делают это за счет учеников. Особенно достается тем, кто знает больше, чем учитель. Такие педагоги ищут слабые места у ребенка и прицельно бьют по больному в присутствии одноклассников: «Слишком много знаешь, только у меня выше тройки не получишь», «Встань! Пусть все полюбуются на этого умника», «С таким поведением – прямой путь в колонию», «Как я скажу, так и будет». Они высмеивают внешний вид, ответы у доски, публично зачитывают ошибки в сочинении.

В чём опасность?

Как правило, ими движет желание отыграться за собственные детские обиды. Такие педагоги действуют по принципу: лучшая защита – нападение, поэтому крики и брань – их главный инструмент. Сами они считают себя профессионалами, требовательными, но справедливыми. При этом, как правило, ненавидят свою работу, «бестолковых детей» и слишком требовательную администрацию, но менять в своей жизни ничего не хотят.

Читайте также: Учитель наносит удар. Как и почему педагоги травят своих учеников? 

  1. Желание продлить детство 

Эти педагоги на одной волне с учениками: они знают их интересы, отлично разбираются в трендах ТикТока и даже ведут свои блоги. Ученики им доверяют, с ними можно запросто обсудить видеоигры и популярные молодежные сериалы. Они легки на подъем, любят пошутить и творчески подходят к своей профессии.

«Мы постоянно рисуем с ребятами, что-то создаем, экспериментируем, креативим. Погрузившись во все это, понимаю, что не хочу уходить из образования. Ребята так вдохновляют, так хорошо становится, когда у них получается рисунок или поделка. Больше не могу себя представить без этого», — признается Евгения Гильманова, учитель ИЗО и технологии из г. Находки Приморского края.

В чём опасность?

С такими педагогами детям кажется, что дистанция между ними и учителем минимальна, и они будут проверять, нельзя ли ее сократить еще больше. Чтобы не допустить панибратства, нужно быть начеку и вовремя пресекать нарушения границ общения. 

Дети таких учителей, как правило, любят, а вот коллеги недолюбливают: им кажется, что их авторитет «дешевый», а дети «сидят у них на шее». Чтобы доказывать обратное, приходится наводить мосты с педколлективом. 

  1. Стремление изменить мир

Эти педагоги находятся в вечном поиске интересных фактов, у них не иссякает желание учиться новому. Своих подопечных они тоже настраивают на серьезный лад.

«В школу я пришел с некоторой миссией: хотелось донести до детей, что именно им придется принимать в будущем важные стратегические решения. Поэтому на своих уроках я выделяю больше времени на формулирование гипотез — это важно, в том числе для понимания того, какие изменения происходят в мире», — определяет свою задачу учитель физики Кирилл Пахмутов (г. Красноярск).

В чём опасность?

В стремлении передать детям свой энтузиазм важно знать меру. Если требовать от ребят «идеальных» знаний по своему предмету и нагружать их сверх меры, можно прослыть «злым гением». Про таких учителей сочиняют анекдоты, а старшеклассники пугают ими учеников младших классов.

  1. Повторение родительского сценария

В семьях, где есть педагоги, дети тоже включены в рабочий процесс, а вечерние разговоры порой превращаются в педсоветы. Учительские дети хорошо знают, что профессия педагога – это горы тетрадей, ненормированный рабочий день и куча бумажной работы. Поэтому на вопрос «Кем ты хочешь стать?» они или отвечают «Только не учителем!», или радостно сообщают, что собираются пойти по стопам родителей. 

В педагогических династиях любовь к профессии передается без иллюзий. Такие учителя знают, что их ждет впереди, поэтому у них минимум разочарований в профессии. 

«В школе работала моя мама (сначала учителем биологии, а потом и директором школы), дядя был учителем физкультуры, а тетя преподавала русский язык. Еще в школьном возрасте мне нравилось «учить» соседских девчонок младше себя. После девятого класса я пошла в педагогическое училище, которое когда-то заканчивали мама и дядя. И вот я учитель с 2004 года: работаю по сегодняшний день и в профессии не разочарована», — рассказывает Ирина Новоселова, учитель немецкого языка из пгт Свеча Кировской области.

Читайте также:

  • «Ген учителя»: истории потомственных педагогов
  1. Случайность

Есть особая категория учителей, которые стали педагогами без видимой причины — по воле обстоятельств.

Виталий Пислегин, учитель истории и обществознания, с. Постол, Удмуртия:

«Вообще я хотел поступать в военное, но не прошел медкомиссию по зрению. Выбрал наугад педучилище, пришлось заниматься со школьниками начальных классов. Учительствовать понравилось, но понял, что интереснее с детьми постарше: целенаправленно закончил университет и стал преподавать историю. Нравится, когда ученики задают вопросы, интересуются историей нашей страны, анализируют и размышляют. Даже если сделали ошибку, разбираем на уроке – мне важно узнать, почему ученик думает именно так».

Такие педагоги входят в профессию осторожно, не питая особых иллюзий и оставляя себе путь к отступлению. Они работают «здесь и сейчас», и если им действительно интересно, то они остаются в школе надолго и с увлечением окунаются в школьный мир.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Для изучения психологии важно иметь биологию в качестве предмета?

указать, по каким предметам мы можем изучать психологию


к Рия Пайн

  • Гуманистические исследования
  • Психиатр
Пройдите тест на идеальную карьеру здесь

Ideal Career Test Включает:

  60 минут продолжительности

  180 вопросов

  Мгновенный отчет

  500+ вариантов карьеры

 1M+ тестов 900 03

  • Карьера КОНСУЛЬТАНТЫ Для — Для изучения психологии важно иметь биологию в качестве вашего предмета?
проверено Спросить Халима

Халима Садия

FreeLancer Консультант по академическим и карьерным вопросам

Г-жа Халима имеет аспирантуру в области психологии Университета Османии и международный диплом в области руководства и консультирования в сотрудничестве с COL, Канада. Она обладает огромным опытом в области академического и психологического консультирования и выполнила проекты «Консультирование и руководство с использованием стандартов ACA и APA», «Мотивация для повышения академических достижений», «Сравнительный анализ уверенности в себе юношей и девушек». Она работала научным сотрудником в Индийском институте менеджмента в Индоре. Она специализируется на образовательном, карьерном и академическом консультировании и руководстве, организационном поведении.

проверено Спросить Аджит

Аджит Санкар Маллик

Доктор медицины (CABMM) и университетская клиника Цюриха

Г-н Аджит является экспертом-биомедицинским исследователем, прошедшим обучение в области биомедицинской инженерии и клинической медицины. у него был опыт работы с междисциплинарными международными фундаментальными и клиническими исследователями. Он также работал в независимом управлении проектами в области клинических исследований. Его выдающийся вклад в публикации, связанные с его областью, также учитывается в его специализации.

проверено Спросить Киран

Киран Лахани

Карьерный консультант / кандидат наук

Психолог с 13-летним опытом работы в корпорациях, школах и больницах. Координировал учебные программы и разработал новый продукт для развития лидерских качеств подростков, провел множество семинаров и лекций для родителей, учителей и учеников во время моего пребывания в школе. Я стремлюсь работать с клиентами, у которых есть проблемы с работой, семьей, и помогать им вести лучшую и здоровую жизнь. Использование терапевтических методов и инструментов оценки до сих пор помогало мне изменить жизнь тех, с кем я работал. Основные характеристики, которые помогли определить и направить мою карьеру и личные отношения, были сосредоточены на гибкости, приверженности, открытости, вызове и росте. Управление временем и умение работать в режиме многозадачности; Отличные коммуникативные и убедительные навыки; Организация мероприятий и хороший командный игрок; Внимательность к деталям и стремление к совершенству во всем; Быть инициативным и ответственным; Подтвержденная способность быстро учиться и становиться экспертом; Навыки качественной работы с ограниченными ресурсами. Ø Специальности: · Обучение · Центры оценки и развития · Поведенческая фасилитация · Разработка контента · Исследовать · Академики · Психологические методы лечения, такие как CBT, REBT, поведенческая терапия, игровая терапия, ориентированная на клиента, релаксационная терапия · Психологические тесты, такие как личностные тесты, тесты интеллекта, проективные тесты, диагностические тесты, тесты способностей

проверено Спросить Доктор К.В.

Доктор К.
В. Ананд

Карьерный гид, педагог, писатель и клинический психолог

Доктор К.В. Ананд является доктором психологических консультаций Университета Форт-Джонса, США, имеет степень магистра прикладной психологии и степень магистра психотерапии. Он является экспертом в психометрических тестах, помогающих узнать о различных психологических чертах, личности, навыках, способностях и т. д. Он является сертифицированным тренером по мотивации и тренером по развитию личности. Он имеет опыт оценки психологических и психиатрических дел. Использует психометрические тесты, такие как оценка личности, биполярное расстройство, консультирование студентов. У него больше 9многолетний опыт работы в области обучения гибким навыкам, включая профориентацию, образование, мотивацию, развитие личности, построение команды, лидерские качества, управление стрессом, управление конфликтами, принятие решений. Кроме того, он является активным писателем, и под его именем написаны книги по психологии, такие как «Психические проблемы подросткового возраста» и «Психология младенцев и детей».

Почему биология важна для изучения психологии?

Введение

Психология – это научное исследование человеческого поведения в контексте человеческого разума и его функций, влияющих на это поведение. В этой области изучается психическая характеристика человека. Биология важна для психологов, потому что помогает им понять психические процессы, лежащие в основе различного поведения людей. Связь между психологией и биологией необходима. Это можно понять по тому, что для понимания поведения животного вида очень важен вид тела, которым оно обладает, так как от него зависит поведение. Обладание высокосложным и специализированным телом бесполезно для организма, если он не имеет способной нервной системы контролировать и его. Таким образом, поведение вида зависит от возможностей нервной системы вида. Тип нервной системы также помогает понять уровень, степень и характер обучения, которым обладает вид. Чем более сложной и развитой становится нервная система организма; поведение организма становится все более зависимым от обучения и влияния окружающей среды на организм. Это означает, что хотя на обучающее поведение также влияют врожденные и генетически переданные факторы, но с усложнением нервной системы поведение становится в значительной степени зависимым от опыта обучения организма из окружающей среды.

Важность понимания биологии для психологов

Область психологии является важной областью для лечения растущих психических расстройств. Это помогает в изучении методов лечения этих заболеваний. Одних только психологических исследований недостаточно для понимания важнейших аспектов психологии и ее биологических корней. Биологические корни расстройств, влияющих на человеческий разум, имеют решающее значение для понимания. Совместное изучение психологии и неврологии — области биологии — связано друг с другом с эпохи Древнего Египта, когда первосвященник Имхотеп стал одним из первых людей, изучавших мозг. С тех пор научные исследования человеческого поведения и психических расстройств идут рука об руку. С тех пор в области психологии и биологии было совершено несколько прорывов в понимании человеческого разума и его поведенческих аспектов. С самого начала стало ясно, что всестороннее понимание разума не будет полным без адекватного понимания стоящей за ним биологии. Без понимания психических причин, лежащих в основе таких расстройств, как депрессия, тревога и т. д., можно сказать, что область психологии, возможно, все еще находилась в той фазе, когда она развивала посредственные представления об измерении интеллекта по размеру черепа.

Потребность в изучении нервной системы

Еще одна причина, по которой психологи нуждаются в понимании биологии, заключается в том, что она позволяет им лучше понимать причины и способы лечения нервных расстройств. Нервные расстройства, как; Болезнь Альцгеймера, депрессия, нарушения сна, рассеянный склероз, шизофрения и детские расстройства требуют от психолога понимания нервной системы человека (Ali, 2015).

Нервная система тела состоит из головного и спинного мозга. Это позволяет телу более эффективно и автоматически координировать физические, а также физиологические функции. Нервная система делится на три категории систем. Это; центральная нервная система, включающая головной и спинной мозг, периферическая нервная система; сюда входит сеть нервных волокон и автоматическая нервная система; сюда входят железы и нервные клетки, которые контролируют состояние организма, различные настроения и эмоции.

Мозг — один из самых сложных объектов во Вселенной. Существует около 100 миллиардов нейронов, которые высвобождают сотни нейротрансмиттеров за микросекунды в течение всей жизни человека. После констатации этой сложности нужно понимать, что люди проводят всю свою продуктивную карьеру в изучении одного-единственного рецептора. Исследователи обнаружили, что психологи должны иметь знания о работе нервной системы, чтобы лучше оценивать различные эмоции и поведение, которые демонстрирует организм. Без понимания биологии невозможно адекватно объяснить и описать познание и поведение (Cooper, 2015).

Еще одна причина для изучения биологии заключается в том, что ее можно использовать для более точного прогнозирования изменчивости между субъектами. Биологические параметры могут помочь в создании моделей познания и поведения, помогая улучшить процесс прогнозирования и анализа. Биологическая информация также помогает в разработке улучшенных планов лечения, которые являются более сфокусированными и целенаправленными. Клиническая психология известна тем, что регулярно использует биологические знания; это знание помогает им понять разницу между соматическим и неврологическим расстройством. Один из примеров этого может быть показан следующим образом; пациент с когнитивной дисфункцией страдает хронической болью и ему назначают опиаты, вызывающие привыкание, которые часто становятся причиной депрессии. Не зная биологии, невозможно определить, вызвана ли когнитивная дисфункция пациента болью, депрессией или вызывающими привыкание опиатами. Психологам необходимо иметь достаточно знаний о нервной системе и биологии, лежащей в ее основе, чтобы различать их.

Кроме того, решения для когнитивных и поведенческих расстройств также зависят от двух дисциплин. По мере того как вопросы о психологическом феномене становились все более сложными, зависимость от биологии и понимания нервной системы стала императивом. Нормальное и ненормальное поведение зависит от основных биологических процессов, развивающихся на уровне нейронов, мозговых цепей и нейротрансмиттеров (Mishra, 2016). Поведенческие нейробиологи и академические психологи должны изучать сходные темы ощущений и восприятия, контроля движений, сна, мотивированного поведения, биологических ритмов, обучающего поведения, эмоций и биологических ритмов. Лучшее понимание биологии и нервной системы помогло психологам внести свой вклад в области языка, принятия решений, сознания, рассуждений и поведенческих наук. Психологи, лучше понимающие биологию и нервную систему человека, внесли свой вклад в поиск лекарств от психических расстройств (Freberg, 2015).

Выяснилось, что будь то изучение биопсихологии или области психологии, психологи должны понимать функции мозга. Связь между телом и разумом и то, как оно реагирует на определенное поведение и болезни, имеет решающее значение для понимания причин психических расстройств. Понимание познания и поведения без понимания биологических аспектов тела и мозга невозможно объяснить и понять, не говоря уже о том, чтобы вылечить (Калат, 2015). Одно это должно служить достаточным доказательством, чтобы считать изучение биологии важным для психологов. Психологические факторы играют важную и жизненно важную роль в выяснении того, является ли развившееся заболевание психологическим и как его можно вылечить. Однако генетические, поведенческие и психические факторы, лежащие в основе этих заболеваний и психических расстройств, имеют решающее значение и должны быть поняты (Pastorino & Doyle-Portillo, 2015).

Заключение

Подводя итог, мы знаем, что психология — это все о поведенческих науках. Это зависит от понимания психических заболеваний. Для понимания поведения и психических заболеваний психологу необходимо понять работу мозга и центральной нервной системы. Это способ, с помощью которого психолог может лучше спрогнозировать план лечения и более эффективно бороться с психическими расстройствами. Психолог, лучше понимающий причины и развитие человеческого поведения, может разработать лучший план лечения для борьбы с ним. Таким образом, можно сказать, что для лучшего понимания процессов познания, поведения и психических расстройств психологи должны изучать биологию.

Ссылки

Али, Н. (2015). Понимание болезни Альцгеймера: введение для пациентов и лиц, осуществляющих уход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *