Задания для детей 10 лет на развитие логического мышления: 10 весёлых упражнений на развитие логического мышления

Содержание

10 весёлых упражнений на развитие логического мышления

Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие, специально для вас — от педагогов детского эко-клуба «Умничка».

Софья Тимофеева, педагог, генеральный директор детского эко-клуба «Умничка», автор пособий

Анастасия Шевченко, логопед, педагог, методист, автор пособий

Светлана Игнатова, педагог-методист

«Разложи по чемоданам»

Приготовьте: катушку с нитками, пуговицу, ножницы, кусочек ткани, 4 предмета детской посуды и 2 коробки.
Скажите ребёнку: «Повар и портной столкнулись на вокзале, их вещи рассыпались и перемешались. Помоги разложить их вещи по чемоданам».

Когда дошкольник поймет принцип этой игры, предлагайте ему уже по 10 предметов, которые можно разделить на группы (съедобное— несъедобное, круглое — квадратное) и 2 коробочки. Дайте ему возможность самому находить признак и делить предметы на группы.

«Озорной ветерок»

Приготовьте:4 предмета, один из которых лишний (например, кукольная чашка, ложка, сковородка, книжка).
Скажите ребёнку:«Жил-был на свете озорной ветерок. Он очень любил всё путать и устраивать беспорядок. Залетит в гости к художнику и кинет на стол, где лежат кисточки и краски, кухонный половник. А художник только пожимает плечами: „Откуда он тут взялся, он же лишний!“ А сейчас озорной ветерок прилетел к тебе в гости и хочет поиграть: он будет приносить на стол один лишний предмет, а тебе нужно определить какой».

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый, изображая ветерок, кладет перед малышом 4 приготовленных вещи. «Какой лишний предмет принес ветерок? Почему ты так думаешь?»

«Подружи предметы»

Приготовьте:пары предметов, имеющие общий признак (карандаш и деревянный кубик, кольца от пирамидки, яблоко и груша).
Скажите ребенку: «Ты заметил, что обычно дружат люди, у которых есть что-то общее — например, они любят одинаковые книжки, игрушки, мультики. Подружиться могут не только люди, но и предметы. А для этого нужно найти между ними что-то общее. Давай попробуем?»
Положите перед малышом карандаш и кубик, спросите, что между ними общего (оба сделаны из дерева). Затем предложите подружить новую пару (кисточка и краски), затем новую. Теперь поменяйтесь ролями — пусть ребёнок подберет вам два предмета, а вы скажете, что между ними общего.

«Бусы для мамы»

Приготовьте: верёвочку и бусины.
Скажите ребёнку: «Многие девочки любят украшать себя бусами. Давай сделаем бусы для мамы (сестрёнки, подружки). Я начну узор, а ты продолжай».

Взрослый нанизывает первые 3−4 бусинки, задавая определенную последовательность, затем просит ребёнка продолжить начатый узор. Если тому трудно определить заданную последовательность, опишите её: «Вот посмотри, сначала идет большая белая бусина, затем — маленькая красная, потом — снова большая белая. Значит, какую нужно надеть дальше?»

«Что за чем»

Приготовьте: карточки с рисунками, по которым можно проследить временную последовательность событий (яйцо, цыплёнок в скорлупке, подросший цыплёнок, курица).
Скажите ребёнку:«Разложи карточки по порядку, чтобы было понятно, что было вначале, а что — потом». Затем можно попросить его закрыть глаза и в это время переставить 2 картинки местами. Пусть попробует найти ошибку.

«Кто и что?»

Приготовьте: несложные логические задачки, подходящие ребенку по возрасту. Можно сделать к ним простые рисунки.
Скажите ребёнку: «Паша старше Димы, а Дима старше Пети. Кто из детей младше всех?» или «Маша, Лена и Оля пошли в магазин и купили мяч, апельсин и хлеб. Кто из девочек что купил, если известно, что Маша купила не съедобное, а Лена — не круглое?» Если малышу трудно воспринимать только на слух, он сам может сделать рисунок к задачке.

Логические задачки бывают разной сложности. Если ребенку ещё нет 5 лет, начинайте с самых простых:

  • «Покажи мне некруглый предмет»,
  • «Посмотри на ленточки и скажи, какая из них не желтая? А какая — не широкая?»,
  • «Было три карандаша: красный, синий и зеленый. Какой из карандашей самый короткий, если это не синий и не зеленый?»

«Угадай и придумай»

Приготовьте: забавные загадки, в которых четко выделены признаки предмета.
Скажите ребёнку: «Серовато, зубовато, по полю рыщет, ягнят ищет». Кто это? В основе таких загадок лежит выделение существенных признаков предмета. Например, в загадке про замок выделен его функциональный признак: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает», а в загадке про волка — его внешние черты и повадки: Полезно как отгадывать, так и придумывать свои собственные загадки.

«Подбери предмет»

Приготовьте: мяч
Скажите ребёнку: «Я назову признаки, а ты подбери к ним предмет» «Большой красный… — шар», «Белое легкое… — платье», «Быстрый звонкий… — ручей». Мяч можно как кидать друг другу, так и перекатывать, сидя на полу.

Логику развивают все игры с мячом, которые направлены на анализ признаков предмета: «Съедобное — несъедобное», «Большой — маленький». В игре «Продолжи предложение» ребенок подбирает признак к предмету: «Чай горячий, а снег… — холодный», «Перышко легкое, а штанга… — тяжелая».

«Помоги Неумейке»

Приготовьте: игрушечного зайца, а также 2−3 пары предметов, которые можно сравнить (мяч и апельсин).
Скажите ребёнку: «Сегодня с нами поиграет Неумейка. Его так прозвали потому, что он почти ничего не умеет. Например, он неправильно сравнивает вещи. Попробуем ему помочь?» Приготовьте мяч и апельсин и попросите зайца их сравнить. Скажите за Неумейку: «Мяч красный, а апельсин — сладкий!» Спросите ребёнка, есть литут ошибка и в чём она? Как сравнить предметы правильно? (Ошибка в том, что зайка сравнивает предметы по разным признакам, а надо — по одному).

«Цветочки»

Приготовьте: картонный квадрат 20×20 см, разлинованный на 9 равных квадратов (по 3 в каждом ряду) и 4 картонных цветка (красный, синий, желтый, зеленый).
Скажите ребёнку: «Картонный лист — это полянка. У полянки есть 4 угла, покажи их. 4 стороны — покажи их. Еще есть три ряда: верхний, средний и нижний. А также три столбика: левый, средний и правый.»

Суть игры в том, чтобы ребёнок раскладывал цветочки на полянке, выполняя заданные взрослым условия:

1. Положить на полянку 4 цветка так, чтобы все они находились по углам, а красный цветок был не в верхнем и не в правом углу.
2. Разместить цветочки на полянке так, чтобы они были не в углах, а синий цветок находился напротив желтого.
3. Положить красный, синий и жёлтый цветы так, чтобы красный оказался между синим и жёлтым, а жёлтый цветок был не внизу.

Софья Тимофеева, Светлана Игнатова, Анастасия Шевченко. «Как научить ребёнка мыслить логически: для детей 4−6 лет»

Очень яркая книжка, в которой много картинок, головоломок, лабиринтов, загадок: ребёнку наверняка тут же захочется перерешать их все. А если получится не сразу? Помогать ему или предложить попробовать снова через какое-то время? Здесь есть советы и подсказки родителям: на что обратить внимание, какие вопросы задать, как научить решать разные задачи. В основе книги — авторская методика развития логического мышления у малышей.

Читайте также:

10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок

5 игр для развития памяти

7 игр-загадок для всей семьи

Фото: Oksana Kuzmina, Sergei tuzov, Silvia Fiodorova, ImageFlow, Syda Productions, Evgeniya Yantseva/Shutterstock

развитиеигрыполезные советы

Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольника | Материал (старшая группа) по теме:

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать». Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор (огораживать территорию), книга (читать),  градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

-детям  предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

Подборку игр подготовила: Педагог –психолог МДОУ «Детский сад № 64 общеразвивающего вида» -Зыкова Елена Геннадьевна.

Используемая литература: Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль, 1995 г., Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. Ярославль,1996 г., Широкова Г.А., Жадько Е. Г. Практикум детского психолога. Ростов н/Д,2005

«Думайте и додумывайтесь»

Д.Карнеги

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

·        Старый, дряхлый, маленький, ветхий

·        Храбрый, злой, смелый, отважный

·        Яблоко, слива, огурец, груша

·        Молоко, творог, сметана, хлеб

·        Час, минута, лето, секунда

·        Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

·        Платье, свитер, шапка, рубашка

·        Книга, телевизор, радио, магнитофон

·        Мыло, метла, зубная паста, шампунь

·        Береза, дуб, сосна, земляника

Игра  «4-лишний»

-развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

    Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

  Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

               -Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

·        Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

·        Назови, слова, обозначающие домашних животных

·        Назови, слова, обозначающие диких животных

·        Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие водный транспорт

·        Назови, слова, обозначающие овощи

·        Назови, слова, обозначающие фрукты

·        Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…) 

Упражнение «Назови, одним словом».

— Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…                                                                  

д) Январь, март, май, август -…

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

в) Зима, осень — это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

    Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

·        Рисовать

·        Писать

·        Использовать, как палочку,

·        Указка

·        Градусник для куклы и т. д.

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь — …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь — …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь  ты — …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай — … (КОНЕЦ)

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·        Веселый – грустный

·        Быстрый – медленный

·        Красивый – безобразный

·       Пустой – полный

·        Худой – толстый

·        Умный – глупый

·        Тяжелый – легкий

·        Твердый – мягкий

·        Шершавый – гладкий

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

       Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

·        Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

·        Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

·        Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

-Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1.    муха и бабочка

2.    дом и избушка

3.    стол и стулья

4.    книга и тетрадь

5.    вода и молоко

6.    топор и молоток

7.    город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

        Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», — так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

·        по…

·        до…

·        на…

·        че…

·        за…

·        пры…

·        ми…

·        ку…

·        му…

·        зо…

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Когнитивное развитие детей в возрасте 11–13 лет

Примерно в возрасте 11–12 лет дети учатся думать об абстрактных понятиях. Они завершают то, что Пиаже назвал конкретным операционным периодом, и вступают в формальный операционный период. Отличительной чертой конкретных операций является то, что дети проявляют логическое мышление, умеют без проб и ошибок строить (выстраивать в ряды), умеют сохранять число, массу и объем, демонстрируют более стратегический и методичный подход к задачам.

В период формальных операций, который продолжается во взрослом возрасте, у детей развивается логическое мышление, дедуктивные способности, улучшается память и исполнительные функции. Предложите несколько сложных дедуктивных задач. Хотя не все люди и не все культуры достигают формальных операций, дети по мере своего развития становятся все более компетентными в мышлении в стиле взрослых. В ходе формальных операций дети учатся использовать дедуктивную логику, то есть им можно дать общий принцип, который они могут применить к конкретной ситуации. Например, если им скажут, что предметы падают на землю с одинаковой скоростью, они смогут предсказать результат падения шарика и теннисного мяча. Посмотрите, сможет ли ваш ребенок использовать принципы игры в крестики, нолики, нолики с трехмерной доской. Подобные гипотетические рассуждения позволяют детям выйти за рамки конкретного опыта и начать мыслить абстрактно, рассуждать логически и делать выводы. Дети в формальных операциях способны мыслить как ученый, разрабатывать планы и систематически проверять решения.

Дети этого возраста способны демонстрировать абстрактное мышление. Например, они могут понимать оттенки серого, бороться с абстрактными понятиями, такими как любовь или справедливость, и формулировать ценности, основанные на размышлении и анализе, а не только на чувствах или опыте. Они могут классифицировать предметы по множеству различных признаков, например упорядочивать книги по высоте, а также группировать их по темам. Чтобы развить у вашего ребенка логическое мышление и способности к категоризации, попросите его сыграть в эту онлайн-игру.

В раннем подростковом возрасте проявляется подростковый эгоцентризм. Подростковый эгоцентризм — это вера в то, что другие очень заинтересованы в их внешнем виде и действиях и внимательно относятся к ним (воображаемая аудитория), и что их переживания и эмоции уникальны и известны только им и им (личная басня). Эгоцентризм в этом возрасте является корнем самосознания, а также подпитывает у подростка ощущение себя уникально могущественным и непобедимым. В то время как подросток понимает, что у других людей разные точки зрения (в отличие от дошкольника, который проявляет эгоцентризм), он использует это знание, чтобы быть озабоченным восприятием других людей о нем. Чтобы помочь ребенку сбалансировать ощущение себя «единственным в мире», попросите его провести некоторое время на этом сайте.

Причины этих изменений многочисленны, но недавние исследования Национального института психического здоровья (NIH) указывают на всплеск производства серого вещества в мозге до полового созревания. Большинство изменений происходит в лобной доле, которая является «центром управления» исполнительными функциями, включая способность думать, планировать, поддерживать кратковременную память, организовывать мысли, контролировать импульсы, решать проблемы и выполнять задачи (попробуйте это для получения дополнительной информации о роли навыков исполнительной функции в импульсном контроле). Наряду с этими изменениями происходят изменения в том, как мозг обрабатывает вознаграждение и удовольствие, усиливая чувство, связанное с каждым из них. К сожалению, побочным продуктом этого сдвига является рост рискованного поведения, связанного с поиском острых ощущений, в подростковом возрасте.

Умственное развитие, по-видимому, замедляется в подростковом возрасте, что свидетельствует о том, что дети усваивают меньше новых навыков по мере того, как дети усваивают уже изученное. Например, дальнейшее развитие навыков исполнительной функции снижает рискованное поведение у подростков, но такое развитие происходит постепенно и не завершается до тех пор, пока детям не исполнится 20 лет. За это время система поиска удовольствия и система регуляции импульсов учатся работать вместе, чтобы лучше координировать чувства с мышлением, что позволяет лучше контролировать импульсы в долгосрочной перспективе.

Способности к запоминанию увеличиваются с началом формальных операций, что, как полагают, является результатом недоказанных исполнительных функций и увеличения опыта использования определенных стратегий. Например, если ребенок успешно использует ментальные образы (например, зрительно вспоминает книгу, которую ему нужно принести в школу), стратегия и опыт связываются в долговременной памяти, чтобы их можно было использовать в различных ситуациях во времени. Точно так же дети будут использовать свои развивающиеся навыки избирательного внимания, чтобы лучше работать в важных условиях, таких как школа. Умение концентрировать внимание позволяет детям игнорировать неважную информацию. Например, отбрасывание вводящей в заблуждение информации в математической задаче или игнорирование других разговоров во время беседы в столовой. Дети в этом возрасте учатся многозадачности (например, разговаривать с кем-то во время видеоигры, пинать мяч во время бега) — навыку, который возникает из-за автоматизма определенных навыков, освобождающих разум для обработки другой информации. Чтобы потренировать способность к избирательному вниманию, предложите ребенку провести следующие онлайн-эксперименты: интерактивный эксперимент с эффектом Струпа, интерактивный эксперимент с эффектом «направленного струпа» или игру «Свитчбол». Что позволяет развивать это избирательное внимание? В частности, миелинизация нейронов головного мозга позволяет им активироваться быстрее, что позволяет детям быстрее воспринимать и обрабатывать информацию. Однако этот процесс, как и все другие, является медленным, и дети могут демонстрировать непостоянные навыки с течением времени, необходимого для развития.

Подростки и подростки также демонстрируют сильные навыки метапознания. Метапознание — это способность думать о мышлении. Дети проявляют эту способность через осознание знаний (дети понимают, что они знают и что им еще нужно узнать), осознание мышления (они понимают поставленную задачу и могут выбирать стратегии для достижения успеха) и осознание мышления. стратегии (они способны оценивать себя, задавать себе вопросы, пересматривать свое мышление и направлять собственное обучение). Поддержите это развитие, моделируя собственное мышление и решение проблем вслух! Поддерживайте их мышление, помогая им замечать свои собственные стратегии и вместе выясняя, использовали ли они слова или нет, стоит ли их сохранять или необходимы новые стратегии. Содействуйте метакогнитивным навыкам вашего ребенка, предоставляя ему ситуации с низким уровнем риска, чтобы он заметил свое собственное мышление. Спросите ребенка, какую стратегию он использует для выполнения простых задач, а затем более сложных задач. Цель состоит в том, чтобы она увидела похожие стратегии с более сложными задачами. Используйте это бесплатное приложение, чтобы обсуждать и развивать стратегию (и металингвистическое мышление) у вашего ребенка.

——

Ссылки: http://www.nimh.nih.gov/health/publications/the-teen-brain-still-under-construction/complete-index.shtml

12 Решение проблем Занятия для малышей и дошкольников

Интригующие идеи для развития их аналитических и рациональных навыков мышления.

Изображение: iStock

Дошкольные занятия по решению проблем являются важной частью обучения, ведущей к развитию наиболее важных навыков вашего ребенка. Путь вашего ребенка от осознания проблемы до поиска решения требует усилий, размышлений и терпения. Важно понять, что находится между реализацией и решением, так как это ключ к молниеносному интеллекту. Процесс — самая красивая часть, которая также является началом создания нового гения для всего мира. Эти маленькие умы могут однажды стать миллиардерами, филантропами или кем-то еще более успешным.

Читайте дальше, чтобы узнать о некоторых занятиях по решению проблем для малышей и дошкольников и о том, как они им помогают.

Что такое решение проблем?

Изображение: iStock

Решение проблем — это искусство осознать проблему и найти подходящее решение с помощью серии взаимосвязанных мыслей в когнитивной области разума (1). Это требует выявления проблемы и обдумывания причин, а также попытки найти причину. Следующим шагом будет поиск решения из множества альтернатив. Выявление причин проблемы потребует глубоких размышлений, которые могут помочь развитию ребенка.

Что такое навыки решения проблем?

Навыки решения проблем — это то, что нужно каждому ребенку, чтобы выжить в этом мире. Некоторые навыки решения проблем включают аналитическое мышление, логическое мышление, латеральное мышление, креативность, инициативу, настойчивость, умение вести переговоры, умение слушать, когнитивные навыки, математические навыки и способность принимать решения. Хорошие коммуникативные навыки также важны, поскольку они повышают самооценку вашего ребенка.

Связанные: 7 советов, как повысить самооценку у детей и чем заняться

Почему важно решать проблемы в дошкольных учреждениях?

Как родители, вы можете не захотеть наполнять умы своего ребенка всеми способностями к решению проблем. Но вы должны доверять процессу, так как это самый важный этап жизни, и каждый день они узнают что-то новое.

  • В дошкольном возрасте они постоянно общаются с друзьями и окружением. Они сталкиваются с различными проблемами и учатся на них. Самое приятное то, что им будет легко освоить эти навыки быстрее, поскольку они находятся на этапе обучения.
  • Кроме того, чем раньше они учатся, тем лучше (2)
  • Дети дошкольного возраста знакомятся с миром творчества и воображения через рассказы и стихи. Это будет идеальное время для повышения их творческих способностей.
  • Дети обычно стараются игнорировать вещи, которые находятся за пределами их понимания. Но навыки решения проблем могут помочь им взглянуть на вещи по-другому.
  • Развитие навыков решения проблем может помочь им проявить новые инициативы.

Как научить дошкольников навыкам решения проблем?

Изображение: iStock

Заставить их терпеливо и охотно слушать — это навык, который поможет им понять то, чему вы их учите. Вот несколько шагов, которым вы можете следовать:

  • Научите их подходить к проблеме на практике. Позвольте им исследовать и находить решения самостоятельно.
  • Заставьте их выполнять простые домашние дела по-своему. И нет правильного или неправильного стиля.
  • Каждый ребенок уникален и имеет разный темп обучения. Учитель/родитель должен будет наблюдать и анализировать лучший способ обучения.
  • Обычно первым шагом является определение проблемы.
  • Как только они найдут решения, скажите им оценить все за и против. И выбрать лучшее решение.
  • Научите их позитивно относиться к неудачам.
  • Поощряйте групповые занятия, так как дети, как правило, активны, когда их сверстники находятся рядом.

Связанный: 15 лучших групповых игр для детей

12 Занятия по решению задач для малышей

Вы можете попробовать несколько заданий по решению задач дома. Мы перечислили некоторые из лучших активаций здесь:

1. Саймон говорит

Один из детей становится Саймоном и отдает команды. Остальные должны следовать командам и действовать только тогда, когда они слышат «Саймон говорит» в начале команды. Если кто-то действует, когда слова «Саймон говорит» не были произнесены в начале, то этот конкретный ребенок выбывает. Эта игра улучшит навыки слушания и время отклика.

Связанный: 10 увлекательных и интересных занятий для детей

2. Крестики-нолики

Игра учит принимать решения и оценивать последствия. В этой игре участвуют два игрока. Один игрок должен отметить X в любом месте на крестиках-ноликах, а затем другой игрок отмечает O. Идея состоит в том, чтобы провести горизонтальную, вертикальную или диагональную линию с тремя крестиками или ноликами. Оба игрока должны помешать друг другу победить. Звучит весело, правда?

3. Охота за сокровищами

Разделите детей на группы и дайте им подсказки, чтобы найти спрятанные предметы. Такие занятия, как охота за сокровищами, очевидно, улучшают их навыки решения проблем и вызывают идею соперничества.

4. Головоломки

Головоломки заставят ребенка мыслить нестандартно. Они могут развивать логическое мышление ребенка. Упорядочивание рассыпавшихся кусочков, несомненно, повысит их уровень терпения.

5. Игра в прятки

Изображение: iStock

Групповая игра поможет им стать менее застенчивыми и пообщаться с другими. И, играя в прятки, дети могут научиться разрабатывать стратегии, выходить из сложной ситуации и получать различные другие навыки.

6. Сортировка вместе

Дайте им различные игрушки, предметы одежды или другие случайные предметы дома и несколько мусорных ведер. Теперь попросите ребенка рассортировать и положить все в нужную корзину.

7. Найдите отличия

Покажите им распечатки двух одинаковых картинок, одна из которых имеет отличия. Попросите их найти различия. Это помогает активно улучшать их концентрацию и внимание к деталям.

Связанный: Как улучшить концентрацию у детей?

8. Сопоставление животных по звукам

Воспроизведение звуков различных животных и пусть дети угадывают их имена. Вы также можете отвести их на животноводческую ферму, где они смогут понаблюдать за их поведением. Это занятие может со временем улучшить их способность к распознаванию звуков.

9. Рисование

Изображение: iStock

Дайте ребенку чистый холст и краски или цветные карандаши. Позвольте им проявить творческий подход и создать шедевр.

10. Игры на развитие памяти

Игры на развитие памяти могут улучшить способность ребенка запоминать информацию. Одна из таких игр — сесть в круг и сыграть в «китайский шепот». В этой игре дети сидят в кругу. Каждый из них должен прошептать слово на ухо своему сверстнику. Это же слово вместе с новым шепчет на ухо следующему ребенку. Это должно продолжаться до тех пор, пока последний ребенок в кругу не объявит об этом во всеуслышание.

Связанный: 20 удивительных игр на память для детей, которые улучшают навыки мышления

11.

Строительство форта

Изображение: iStock

Строить форты из игрушечного материала, Lego, подушек или одеял может быть весело. В процессе строительства форта дети могут столкнуться с небольшими или большими трудностями. Преодоление таких проблем и успешное выполнение задачи помогает улучшить логические и аналитические способности.

12. Лабиринт

Решение лабиринтов также может помочь ребенку улучшить свой подход к решению проблем и тупиков. Это позволит нестандартно мыслить и мыслить нестандартно.

1. Каковы этапы решения проблемы?

Решение проблем — это когнитивный навык, который проходит через шесть этапов: определение проблемы, генерирование альтернативных идей или решений, оценка альтернатив, выбор наиболее подходящего решения, реализация решения и последующие действия (3).

2. В каком возрасте малыши начинают решать задачи?

Согласно исследованиям, дети начинают решать проблемы сразу после рождения. В возрасте от нуля до двух лет дети учатся решать проблемы путем исследования, тогда как к трем годам они учатся решать проблемы путем экспериментов, проб и ошибок. Четырехлетние дети учатся решать проблемы в ходе совместной деятельности со сверстниками и друзьями. К пяти-шести годам дети получают достаточно опыта, чтобы решать задачи, для решения которых потребуются навыки абстрактного мышления (4).

3. Как у малышей развиваются навыки критического мышления?

Навыки критического мышления не развиваются за день или неделю. Скорее, требуется постоянное воздействие окружающей среды, которая оттачивает способности ребенка к критическому мышлению. Задавайте малышам открытые вопросы, вовлекайте их в деятельность по критическому мышлению, такую ​​как сборка кубиков и головоломки, а также мотивируйте их мыслить нестандартно — это простые способы укрепить критическое мышление вашего ребенка.

Занятия по решению задач для малышей улучшают их мыслительные способности и способствуют раннему развитию мозга. Вы можете ввести такие действия по решению проблем, как крестики-нолики, говорит Саймон, прятки, охота за сокровищами, головоломки и т. д., чтобы улучшить когнитивные навыки у малышей. Навыки решения проблем у дошкольников помогают им справляться с различными ситуациями и общаться с другими детьми. Навыки решения проблем помогают детям мыслить иначе и проявлять инициативу в принятии решений и решении проблем. Эти действия помогают развивать навыки без какой-либо силы или давления.

Основные подсказки

  • Оттачивание навыков решения задач у вашего ребенка в дошкольном возрасте поможет ему по-новому взглянуть на вещи и улучшит его творческие способности.
  • Научите их находить проблему и использовать свои аналитические способности для поиска решения.
  • Саймон Сэйс, охота за сокровищами, головоломки и поиск отличий — вот несколько заданий, которые может попробовать решить малыш.
Ссылки:

Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.

  1. Вы можете это сделать: обучение малышей навыкам решения проблем.
    https://va.gapitc.org/you-can-do-it-teaching-toddlers-problem-solving-skills/
  2. Развитие навыков решения проблем в раннем возрасте.
    https://kennedyglobalschool.edu.in/developing-problem-solving-skills-at-early-age-takes-kids-long-way-as-they-grow/#respond
  3. Решение проблем.
    https://www.healthywa.wa.gov.au/Articles/N_R/Problem-solving
  4. Развитие: возраст и этапы – как дети учатся решать проблемы.
    https://eric.ed.gov/?id=EJ738434

Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

  • Автор

Манджари Шривастава окончила факультет психологии. Она также имеет сертификаты по основам клинической психологии и выявлению ранних признаков психоза у подростков и молодых людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *