Задания для детей 6 7 лет на логику: с ответами и решениями, развивающие задания

Содержание

Развиваем логику: тетрадь для детей 6-7 лет. ФГОС (Марк Беденко)

Купить офлайн

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Предлагаемые в пособии задания и игровые упражнения позволят в увлекательной форме научить детей старшего дошкольного возраста осмысливать и анализировать задание, высказывать предположения, моделировать ситуацию и самостоятельно находить правильное решение.
Адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям, уделяющим особое внимание подготовке детей к школе.

Описание

Характеристики

Предлагаемые в пособии задания и игровые упражнения позволят в увлекательной форме научить детей старшего дошкольного возраста осмысливать и анализировать задание, высказывать предположения, моделировать ситуацию и самостоятельно находить правильное решение.


Адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям, уделяющим особое внимание подготовке детей к школе.

Вако

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Развиваем логику: тетрадь для детей 6-7 лет. ФГОС» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Марк Беденко «Развиваем логику: тетрадь для детей 6-7 лет. ФГОС» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Игры, задания для детей 6-7 лет на развитие логического мышления

Благодаря развитому логическому мышлению ребенок может объяснять окружающие явления и события… Дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём…

Благодаря развитым способностям мальчик догадался о чём идет речь

Дети – творческие натуры. Познавая мир, они охотно прибегают к интуиции, мыслят иррационально. Это замечательно, но в жизни было бы практичней использовать логику и здравый смысл. С возрастом ребёнок сталкивается с необходимостью не только чувствовать, но и объяснять окружающие явления и события, понимать их взаимосвязь. Все это возможно благодаря развитому логическому мышлению.
Само оно не появится. Если родители хотят, чтобы ребёнок успешно усваивал школьную программу, о развитии логики нужно подумать еще в дошкольном возрасте.

Особенности мышления и логики у старших дошкольников

Детям 6 лет уже под силу сделать логические умозаключения, найти связь между причинами явления и следствием. Это говорит о возрастающей гибкости и подвижности мышления.

Старшие дошкольники достаточно быстро приспосабливаются, умеют переключать внимание с одного задания на другое.

В этом возрасте начинается стремительное развитие словесно-логического мышления. Оно необходимо для использования и преобразования понятий.

При этом наглядность и образность все ещё важны ребёнку для решения задач – словесные рассуждения опираются на имеющиеся представления.

Все это говорит о том, что перед нами вполне рассудительный ребёнок, но все же он пока малыш, ему требуются яркие картинки, захватывающие сюжеты и динамика для продуктивного обучения.

Развивайте детей играя

Дети 6–7 лет ещё большие любители поиграть. Но чтобы игра принесла пользу, она должна не только учить, но и развлекать. Пока это единственный способ привлечь внимание дошколёнка и направить его потенциал в нужное русло.

«Все логические игры направлены на развитие таких важных познавательных функций, как анализ, синтез, сравнение, доказательство».

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Речевые игры — направлены на формирование грамотной речи, расширение словарного запаса, понимание смысловой структуры слова. Пример: игру по типу «в города», когда последняя буква предыдущего слова становится первой следующего, можно проводить в разных тематиках: животные, птицы, растения.
  2. Графические – разрабатывают мелкие мышцы руки, развивают слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. К примеру: соединить точки по порядковым номерам, продолжить узор, графические диктанты.
  3. Математические – совершенствуют устный счёт, простейшие задачки с «подвохом» развивают логическое мышление. Пример: «У Тани 4 яблока. Одно из них она разрезала пополам. Сколько яблок у Тани?»
  4. Интерактивные игры, которые устанавливаются на гаджеты.

«Верю – не верю»

Малыши 6–7 лет – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.

Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:

«Все шарики красные».

«Зимой всегда идёт снег».

«Все птицы улетают на юг».

«Некоторые карандаши сломаны».

«Летом мы надеваем рукавицы».

«Чай всегда горячий».

«Блины нужно есть с вареньем.

Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку 6–7 лет. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.

Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.

«Назови одним словом»

Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

Задание — ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.

Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.

Примеры:

«Шкаф, комод, диван, стул» — мебель.

«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» — транспорт.

«Анна, Елена, Мария, Ольга» — женские имена.

Игра — назови одном словом

Назови одним словом

 «Ассоциация»

Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.

Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».

Примеры:

Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).

Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).

«Отгадай-ка!»

Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»

Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).

Кто где живёт?

Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.

Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.

Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.

Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»

Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.

Задачки-шутки

Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.

  • Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
  • Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
  • На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).
  • В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).

Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников 6-7 лет должны быть в игровой форме, иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.

Физическое развитие: Возраст от 2 до 6 лет

Возраст от 2 до 6 лет — это раннее детство лет, или дошкольные годы. Подобно младенцам и малышам, дошкольники быстро растут — как физически, так и умственно. Невысокий пухлый малыш, который едва может говорить, внезапно становится более высоким, стройным ребенком, который постоянно говорит. Особенно ярко в раннем детстве проявляется тот факт, что развитие действительно интегрировано: Биологические, психологические и социальные изменения, происходящие в это время (как и на протяжении всей остальной жизни), взаимосвязаны.

Хотя физическое развитие у дошкольников резкое, оно протекает медленнее и стабильнее, чем в младенчестве. Некоторые важные факторы, влияющие на физическое развитие в дошкольный период, включают изменения в головном мозге ребенка, общей и мелкой моторике, а также здоровье.

Физические изменения

Дети начинают избавляться от своего детского жира или полноты примерно в 3 года. Малыши вскоре приобретают более стройный и спортивный вид, присущий детству. Туловище и конечности ребенка удлиняются, формируются мышцы живота, подтягивающие вид живота. Даже на этом раннем этапе жизни мальчики, как правило, имеют большую мышечную массу, чем девочки. Физические пропорции дошкольников также продолжают меняться, их головы по-прежнему непропорционально большие, но меньше, чем в детском возрасте.

Трехлетние дошкольники могут вырасти примерно до 38 дюймов в высоту и весить около 32 фунтов. В течение следующих 3 лет здоровые дошкольники вырастают дополнительно на 2–3 дюйма и набирают от 4 до 6 фунтов в год.

К 6 годам дети достигают роста около 46 дюймов и веса около 46 фунтов. Конечно, эти цифры являются средними и различаются от ребенка к ребенку в зависимости от социально-экономического положения, питания, здоровья и наследственных факторов.

Развитие мозга

Развитие мозга и нервной системы в раннем детстве также продолжает быть драматичным. Чем лучше развиты мозг и нервная система, тем на более сложные поведенческие и когнитивные способности способны дети.

Мозг состоит из двух половин, правого и левого полушарий головного мозга. Латерализация относится к локализации различных функций, компетенций и навыков в одном или обоих полушариях. В частности, язык, письмо, логика и математические навыки, по-видимому, расположены в левом полушарии, а творчество, воображение, художественные и музыкальные навыки, по-видимому, расположены в правом полушарии. Хотя полушария могут иметь отдельные функции, эти массы мозга почти всегда координируют свои функции и работают вместе.

Два полушария головного мозга развиваются с разной скоростью: левое полушарие более полно развивается в раннем детстве (в возрасте от 2 до 6 лет), а правое полушарие более полно развивается в среднем детстве (в возрасте от 7 до 11 лет). Левое полушарие преобладает раньше и дольше, что может объяснить, почему дети так рано и быстро овладевают языком.

Другим аспектом развития мозга является рукость, или предпочтение использования одной руки над другой. Руки, по-видимому, прочно закрепляются к среднему детству. Около 90 процентов населения в целом являются правшами, в то время как остальная часть населения является левшами и/или амбидекстрами. Человек амбидекстр, если он или она не отдает предпочтение одной руке перед другой. Как правило, праворукость связана с доминированием левого полушария мозга, а леворукость — с доминированием правого полушария мозга.

Нервная система претерпевает изменения и в раннем детстве. Большинство из нейронов ребенка, или клеток, из которых состоят нервы, формируются внутриутробно. Тем не менее, 9Глиальные клетки 0019, (клетки поддержки нервной системы, окружающие нейроны), которые питают, изолируют и удаляют отходы из нейронов, фактически не передавая информацию сами, наиболее быстро развиваются в младенчестве, дошкольном и раннем детстве. Миелиновые оболочки , которые окружают, изолируют и повышают эффективность нейронов (путем ускорения потенциала действия вдоль аксона), также быстро формируются в течение первых нескольких лет жизни. Постнатальное развитие глиальных клеток и миелиновых оболочек помогает объяснить, почему дети старшего возраста могут вести себя так, как младшие дети не способны.

Двигательные навыки

Двигательные навыки — это физические способности или способности. Навыки крупной моторики, , которые включают в себя бег, прыжки, прыжки, повороты, прыжки, броски, балансировку и танцы, включают в себя использование крупных движений тела. Навыки мелкой моторики, , включающие рисование, письмо и завязывание шнурков, предполагают использование мелких движений тела. В раннем детстве развиваются и совершенствуются как крупная, так и мелкая моторика; однако мелкая моторика у дошкольников развивается медленнее. Если вы сравните беговые способности 2-летнего и 6-летнего, например, вы можете заметить ограниченные навыки бега 2-летнего ребенка. Но различия еще более поразительны, если сравнить 2-летнего и 6-летнего детей, которые завязывают шнурки. 2-летнему ребенку трудно понять концепцию, прежде чем он попытается выполнить задание или выполнить его.

Теория наблюдательного обучения Альберта Бандуры применима к дошкольникам, обучающимся общей и мелкой моторике. Бандура утверждает, что, как только дети становятся биологически способными к обучению определенному поведению, они должны делать следующее, чтобы развить новые навыки:

1. Наблюдайте за поведением других.

2. Сформировать мысленный образ поведения.

3. Имитируйте поведение.

4. Практикуйте поведение.

5. Будьте мотивированы, чтобы повторить поведение.

Другими словами, дети должны быть готовы, иметь адекватные возможности и быть заинтересованы в развитии двигательных навыков, чтобы стать компетентными в этих навыках.

Здоровье

Дошкольники, как правило, вполне здоровы, но у них могут возникнуть проблемы со здоровьем. Типичные легкие заболевания, которые обычно длятся не более 14 дней, включают простуду, кашель и боли в животе. Респираторные заболевания являются наиболее распространенными заболеваниями среди детей в этом возрасте, поскольку легкие дошкольников еще не полностью развиты. Большинство детских болезней обычно не требуют внимания врача или медсестры. Кроме того, легкие заболевания могут помочь детям научиться справляться с трудностями, особенно тому, как справляться с физическим дискомфортом и дистрессом. Легкие заболевания также могут помочь детям учиться сопереживание, или как понять чужой дискомфорт и горе.

Напротив, основные болезни раннего детства, которые являются тяжелыми и длятся более 14 дней, включают грипп, пневмонию, рак, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). СПИД входит в десятку основных причин смерти маленьких детей, и на сегодняшний день более 25 000 детей в Соединенных Штатах умерли от СПИДа и связанных с ним осложнений. Помимо физических проблем, дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны преодолеть значительные психологические препятствия, включая задержки в развитии, тревогу и боль. Более того, у детей, больных СПИДом, также могут быть больные СПИДом родители, и они должны научиться справляться с домашним стрессом, депрессией и возможной потерей опекунов.

Некоторые дети болеют чаще, чем их сверстники. Бедность, стресс в семье, пребывание в детском саду или принадлежность к большой семье (большее количество членов семьи увеличивает риск того, что кто-то может заболеть и передать болезнь другим членам семьи) коррелируют с повышенным риском заболевания в дошкольной возрастной группе.

Большинство смертей в раннем детстве происходит из-за несчастных случаев, а не из-за болезней. Наиболее частым источником несчастных случаев со смертельным исходом для дошкольников является автомобиль. Другие причины детской смерти включают утопление, удушье, ожоги, отравления и падение с высоты. Чувство приключений у маленьких детей часто перевешивает их понимание опасностей, присущих различным видам деятельности и ситуациям. Поэтому необходимо постоянное надлежащее наблюдение взрослых, будь то дома, в детском саду или на игровой площадке.

17 Конкретные операционные стадии, примеры и тематические исследования (2023)

Конкретно-операциональная стадия является третьей стадией когнитивного развития по Пиаже. В возрасте 7-12 лет у детей развивается более развитое мышление. Их мышление становится более организованным, более логичным и систематическим.

На этом этапе они могут применять правила логики к физическим объектам, и представление этих объектов в уме становится намного проще.

Тем не менее, дети все еще борются с абстрактным мышлением. Конкретно-операциональная стадия служит переходом между предоперационной и формально-операциональной стадиями.

Этапы Пиаже

901 07 Стадия формальной эксплуатации
Стадия Возрастной диапазон Описание
Сенсомоторная 0–2 года Ребенок развивает постоянство объекта (осознание того, что объекты вне поля зрения все еще существуют), цель -направленное действие (обучение действовать преднамеренно для достижения цели) и отложенное подражание (продолжение подражать другим после события).
Предэксплуатационный этап 2-7 лет Ребенок развивает символическое мышление (используя язык и знаки для представления своих мыслей), но остается эгоцентричным.
Конкретный операционный столик 7-12 лет Ребенок развивает логическое мышление и консервацию (обнаруживает, что изменения во внешности не соответствуют изменениям веса, объема и т. д.)
12-18 лет Подросток развивает индуктивное и дедуктивное мышление. Они могут использовать абстрактное мышление и общие принципы для разработки все более сложных гипотез.

Примеры конкретной операционной стадии

Есть несколько ключевых характеристик мышления, которые проявляются на конкретной операционной стадии.

Несмотря на то, что дети последовательно проходят стадии Пиаже, возраст, в котором у них развивается тот или иной когнитивный атрибут, сильно различается.

Кроме того, исследования выявили различия в задачах и инструкциях, используемых для оценки когнитивного развития, которые приводят к разным результатам в разном возрасте.

1. Последовательность

Этот термин относится к способности ребенка располагать объекты в определенной последовательности, например, от самого маленького к самому большому или от самого твердого к самому мягкому.

Пока ребенок может видеть физические объекты, он может выполнять задания этого типа без особых затруднений, но для этого ему необходимо полностью сконцентрироваться.

Например, дети часто кладут два или три предмета рядом, чтобы сравнить их, прежде чем решить, какой из них должен быть следующим.

2. Обратимость

Дети способны мысленно обратить вспять последовательность событий, которые они наблюдали.

По мере того, как способность ребенка контролировать свое мышление становится все более развитой, он может выполнять простые последовательности в обратном порядке.

Это означает, что они могут мысленно представить исходное состояние, свидетелями которого они были ранее.

Обратимость — это умственная операция, позволяющая детям понять концепцию сохранения.

3. Классификация

Способность детей классифицировать объекты на основе общей характеристики продолжает развиваться на этапе конкретной операции.

Это означает, что дети могут классифицировать объекты на основе одной характеристики, а затем также создавать подкатегории внутри каждой.

Таким образом, фигуры можно поместить в одни и те же группы, а затем разделить на дополнительные группы на основе других атрибутов.

4. Транзитивность

Способность распознавать отношения, существующие между двумя или более понятиями, называется транзитивностью или транзитивным выводом.

Например, если A > B и что B > C, то логично заключить, что A > C.

Это тип логического мышления, который Пиаже считал необходимым для интеллектуальных способностей ребенка. Это ключевая веха развития на этапе конкретной эксплуатации.

5. Консервация

На конкретном этапе работы у детей будет развиваться понимание консервации; что масса объекта не зависит от его формы.

Возраст, в котором дети понимают сохранение природы, зависит от типа задания, данных инструкций и даже культурных факторов.

6. Децентрация

Децентрация относится к способности ребенка исследовать две особенности объекта или ситуации. Отчасти это функция контроля внимания.

Наиболее характерная черта объекта больше не будет доминировать в их мышлении. Ребенок может контролировать, о каком аспекте объекта или ситуации он думает.

Кроме того, децентрация может привести к тому, что ребенок поймет, что у других может быть другая точка зрения. Поскольку их мышление больше не полностью подчинено их собственным мыслям, они с большей вероятностью воспринимают мнение других.

7. Преодоление эгоцентризма

На этапе конкретной операции дети становятся гораздо менее эгоцентричными по мере того, как у них развивается теория сознания. Они начинают смотреть на ситуацию с точки зрения других и учитывать их точку зрения.

Это позволяет им легче определить, почему другой человек может быть расстроен.

Понимание причинных факторов, влияющих на эмоциональное состояние другого человека, является основой эмоционального интеллекта и ведет к меньшему количеству межличностных конфликтов.

Примеры использования бетона на этапе эксплуатации

1. Тестирование на серийность по длине

Пиаже и другие исследователи разработали несколько способов проверки на серийность. Процедура достаточно проста, сначала исследователь кладет на стол перед ребенком различные предметы. Затем ребенку будет предложено расположить объекты в определенной последовательности, например, от самого короткого к самому длинному.

В видео выше показана простая демонстрация серийности. Как видите, учитель уже приготовил многочисленные полоски цветной бумаги. Она складывает их стопкой, убедившись, что полоски уже не предполагают последовательность.

Инструкции просты и понятны:

Ребенок быстро разберется и найдет самую короткую полоску бумаги. С этого момента процесс становится методичным, поскольку ребенок ясно понимает принцип.

Более длинные полоски в конце процесса требуют более тщательного изучения, поэтому ребенок помещает их в отдельную группу, чтобы проводить сравнения внутри этой группы.

Наконец, определяется следующая полоска, и ребенок приступает к выполнению задания.

2. Демонстрация обратимости

Одним из важных достижений в мыслительных процессах ребенка является способность мысленно обращать вспять последовательность событий. Ребенку не нужно физически манипулировать объектами в последовательности. Они могут мысленно представлять объекты и менять шаги в последовательности.

Вышеупомянутое видео показывает, как дети на этапе конкретной операции проходят два теста консервации.

В одном испытании участвуют два глиняных шарика. Учитель показывает два глиняных шарика одинакового размера, устанавливает, что ребенок согласен с тем, что они равны, а затем расплющивает один из них на виду.

Затем учитель спрашивает ребенка, имеют ли две фигуры одинаковую величину.

Другой тест включает жидкость. Показаны два стакана с равным количеством окрашенной жидкости. Учитель подтверждает, что ребенок понимает, что в двух стаканах одинаковое количество жидкости.

Затем учитель наливает одну жидкость в более высокий и узкий сосуд. На вопрос, одинаковое ли количество жидкости в двух контейнерах, ребенок соглашается.

После каждого теста учитель просит ребенка объяснить причину своего ответа. Их способность к обратным операциям демонстрируется в их объяснении.

3. Тест трех гор 

Пиаже разработал тест трех гор, чтобы определить, эгоцентричен ребенок или нет. В тесте детям показывают относительно большую модель, на которой изображены три горы разного размера.

Каждая гора имеет различные идентификаторы, такие как красный крест или хижина на вершине. Каждый из них также окрашен в свой цвет, чтобы добавить ему отличительности.

Ребенку предоставляется возможность рассмотреть горы, прогуливаясь по стенду.

Затем куклу помещают в разные места, и ребенка просят выбрать из набора картинок вид, который кукла может видеть.

Эгоцентричные дети выберут неправильную картинку. Однако, когда уровень когнитивного развития ребенка достаточно продвинется, он сможет создать мысленную картину дисплея с точки зрения куклы, а затем определить правильную картину.

На видео выше показано, как дети разного возраста проходят тестирование с помощью теста «Три горы». Младшие дети (4, 5 и 6 лет) каждый раз выбирают не ту картинку. Однако Эмми (7 лет) и Джонни (8 лет) легко выбирают правильную картинку.

4. Эгоцентризм и семейные отношения

По мере того, как маленькие дети взрослеют и их мозг созревает на этапе конкретной операции, они проявляют меньше эгоцентризма. Они способны рассматривать ситуацию с точки зрения других. Эта способность развивается постепенно в течение нескольких лет и может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации.

Эгоцентризм может проявляться по-разному. На видео выше показано, как мать спрашивает дочь о членах семьи. Когда ее спросили, есть ли у нее братья и сестры, дочь быстро ответила «да» и назвала свою младшую сестру.

Когда мать спрашивает, есть ли у младшей сестры братья и сестры, ребенок отвечает, что нет. Затем она дает объяснение своему ответу, которое является фактическим, но не полностью логичным.

Мы видим, что ребенок по-прежнему эгоцентричен и использует ошибочную логику. Она не прошла через конкретную операциональную стадию достаточно далеко, чтобы преодолеть эти когнитивные ограничения.

5. Демонстрация классификации

Классификация относится к способности классифицировать объекты на основе схожих характеристик. По мере того, как дети достигают конкретной операционной стадии, их способность к категоризации становится очевидной. Они могут легко классифицировать объекты по форме, размеру или цвету.

На видео выше показан мальчик по имени Брайден, который может называть формы бумаги перед собой и может распределять их по категориям в зависимости от формы.

Несмотря на то, что некоторые фигуры имеют разные цвета и размеры, а некоторые имеют разные узоры, такие как полосы или точки, он может легко сосредоточиться на одной особенности, указанной в инструкции к заданию. Затем он выполняет упражнение по классификации, основанное только на этом признаке.

6. Включение класса

Этот термин относится к пониманию того, что подчиненный класс (например, собаки) всегда будет меньше, чем вышестоящий класс, к которому он принадлежит (например, животные). Пиаже рассматривал понимание классовой инклюзии как передовую умственную операцию, происходящую в последний период стадии конкретной операции.

Несмотря на то, что дети на стадии конкретного функционирования способны классифицировать объекты на основе общих характеристик и могут создавать подразделения внутри этих категорий, понимание включения в класс может быть им все еще недоступно .

Включение классов зависит от двух логических операций: одна включает добавление классов (собаки + кошки = животные), а другая включает вычитание классов (собаки = животные — кошки).

Например: ребенку показывают 7 цветов: пять тюльпанов и 2 розы. На вопрос «Тюльпанов больше, чем цветов?» большинство детей младшего возраста ответят, что тюльпанов больше. Это неправильный ответ.

Дети, не прошедшие этот тест, не достигли уровня когнитивного развития, позволяющего понять принадлежность к классу.

7. Переход эгоцентрического мышления

Пиаже основывал значительную часть своей теории когнитивного развития на своих непосредственных наблюдениях за детьми. Он делал подробные записи, а затем делал выводы о связанных когнитивных процессах.

Хотя его теория называется «стадийной», правильнее будет указать, что дети на самом деле колеблются между стадиями в течение некоторого времени, прежде чем совершить полный переход.

Приведенная ниже цитата демонстрирует, как аспект когнитивного развития может даже меняться в зависимости от ситуации. Цитата была немного изменена для краткости. Он основан на заметках одной из коллег Пиаже и наблюдениях ее сына в школе.

«Наши заметки показывают… что в начале четвертого года жизни речь ребенка обнаруживает больший коэффициент эгоцентризма (т. е. менее социализированный характер) при общении со взрослыми, чем дети его возраста (71,2% против 56,2%).
От начала до конца года коэффициент эгоцентризма становится ниже у взрослого (с 71 до 43%, т. е. снижение на 28%), тогда как при разговоре с детьми не так выражен.
Мера эгоцентричности языка в вербальном общении со взрослыми и детьми изменяется от 63,7% до 44,7%»
(Пиаже, 1959, с. 143—144).

8. Децентрация у дошкольников

После исследований Пиаже в 1900-х годах некоторые исследователи выявили методологические нюансы, которые могут привести к недооценке способностей детей ( Дональдсон, 1985; Эльконин, 1989; Ватанабе, 2017) .

Как отмечает Андреева в своих комментариях о дошкольниках, занимающихся ролевой игрой:

«…принятие в игре роли другого человека уже предполагает некоторую децентрацию, ибо требует от ребенка действия в соответствии с принятой ролью и согласования своей точки зрения с точками зрения других игроков (Андреева, 2018, с. 27).

В какой-то степени необходимо, чтобы ребенок, участвующий в ролевой игре с другим, учитывал не только действия и мотивы своего одноклассника, но и различных кукол, которые также могут участвовать.

Подводя итоги десятилетий исследований, Андреева констатирует:

«Способность к децентрации появляется гораздо раньше, чем ребенок достигает той стадии развития, которую Ж. Пиаже определил как стадию конкретных операций» (с. 28).

9. Интеграция графических представлений   

Использование визуальных средств может помочь детям понять сложные понятия, особенно те, которые находятся в зоне их ближайшего развития. Учителя понимают образовательную ценность графиков и диаграмм и часто интегрируют их в обучение в классе.

Например, показ диаграммы с классификацией животных может помочь детям понять, как животные группируются вместе. Дети могут видеть различные особенности животных, которые помещают их в различные категории.

Диаграмма также покажет, что внутри категории есть подгруппы. Например, собаки относятся к категории млекопитающих. Затем учителя могут предоставить инструкции о том, как существуют подгруппы в более крупных группах высшего уровня. Это может облегчить ребенку понимание включения в класс.

Чтобы продвинуть этот учебный подход еще на один шаг, учитель может также поставить на стол группу игрушечных животных и предложить учащимся сгруппировать их на основе правил классификации животных.

Пушистые животные с четырьмя ногами в одной категории. Животные с перьями, которые могут летать в другом. Затем учащимся можно поручить создать внутри подгруппы.

10. Использование диаграммы Венна

Существует множество методов обучения, которые помогают облегчить когнитивное развитие учащихся. Использование уроков, соответствующих возрасту, предполагает правильное определение уровня когнитивного развития учащегося, а затем предоставление занятий, стимулирующих это состояние.

Диаграммы Венна могут быть очень полезными, помогая детям преодолеть ограничения центрирования. Как правило, диаграмма Венна включает в себя идентификацию двух понятий или объектов, перечисление характеристик, которые являются уникальными для каждого из них, и тех, которые они разделяют.

Дети с очень ограниченными когнитивными способностями не смогут выполнить это упражнение. Таким образом, учитель должен будет обеспечить очень направленное руководство.

Это может включать подсветку только одного аспекта целевого объекта за раз. Аккуратное указание на отличительную особенность и предоставление ребенку возможности генерировать слова, которые ее описывают, гарантирует, что он задействует соответствующие мыслительные процессы.

Прохождение всего задания позволит установить строительные блоки, необходимые для самостоятельного понимания. Это может занять некоторое время, но с практикой и инструктажем диаграммы Венна станут отличным инструментом, способствующим когнитивному развитию учащихся.

Заключение

Конкретно-операционный этап характеризуется в первую очередь развитием способности ребенка производить в уме логические операции. Хотя дети на этом этапе ограничены в основном физическими объектами, они демонстрируют несколько ключевых вех в своей способности систематически мыслить.

Например, они могут мысленно изменить последовательность шагов, которые они наблюдали. Это дает им понимание сохранения и может быть продемонстрировано в различных процедурах тестирования.

Кроме того, дети становятся менее эгоцентричными и способны понимать точку зрения других, включая восприятие физических объектов.

Более продвинутые когнитивные навыки включают в себя способность классифицировать объекты по двум характеристикам и, в конечном счете, понимание включения классов.

Список литературы

Андреева А. (2018). Формирование децентрационной способности в дошкольном возрасте. Международная конференция по психологии и образованию , 26-37. 10.15405/epsbs.2018.11.02.4.

Дональдсон, М. (1985). Детские умы. Москва, Россия: Педагогика.

Эльконин Д.Б. (1989). Избранные психологические работы (стр. 306-361). Москва, Россия: Педагогика.

Пиаже, Дж. и Семинска, А. (1952). Представление ребенка о числе . Рутледж и Кеган Пол: Лондон.

Пиаже, Дж. (1954). Представление ребенка о числе. Journal of Consulting Psychology, 18(1) , 76.

Piaget, J. (1959). Язык и мышление ребенка: Избранные сочинения. 5. Рутледж, Лондон.

Пиаже, Дж. (1968). Количественная оценка, сохранение и нативизм. Наука , 162, 976-979. Ватанабэ, Н. (2017). Усвоение концепции Пиаже о сохранении чисел, длин и жидкостей как обычная игра. Журнал педагогической психологии и психологии развития, 7 (1). 210-217. https://doi.org/10.5539/jedp.v7n1p210

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ posts

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *