Законодательство о семье и браке: Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ • Президент России

Семейное законодательство ожидают масштабные поправки

Эксперты «АГ» разошлись в оценке законопроектов; один из них указал, что поправками ликвидируется диспозитивность семейных отношений, а государство все больше вторгается в их регулирование. По мнению другой, многие из предложенных изменений в СК напрашивались уже давно, а сами они действительно направлены на защиту семьи. Третий раскритиковал поправки, отметив, что их разработчики продолжают транслировать свои патриархальные консервативные представления о семье в правила жизни для всех людей в России, фактически разрушая семью и лишая значительную часть членов общества права на брак, усыновление детей и защиту от произвола и насилия.

14 июля в Госдуму поступил пакет масштабных поправок в российское законодательство в целях укрепления института семьи и брака. По мнению их разработчиков, изменения позволят устранить существующие в Семейном кодексе противоречия и пробелы, создать комплексную систему мер защиты традиционной семьи и тем самым укрепить институт последней.


Корректировка семейного права

Законопроект № 989008-7 вносит ряд существенных поправок в Семейный кодекс и закрепляет ряд фундаментальных принципов и ключевых понятий семейного права. В частности, под понятием «брак» предложено понимать добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, госрегистрация заключения которого производится органами ЗАГСа в соответствующем законном порядке. При этом планируется установить запрет однополых браков.

Под родителями предложено понимать кровных мать и отца ребенка, родной семьей – семью родителей ребенка и (или) их родственников. Также приводятся дефиниции близких родственников; законных представителей ребенка; фактических воспитателей; лиц, на попечении которых находятся дети, и др.

Проект закона конкретизирует права ребенка, обновляет порядок осуществления родительских прав, их ограничения и лишения, а также восстановления последних. Авторы поправок отметили, что ограничение родительских прав допускается только при виновном поведении родителя, а лишение родительских прав определяется в качестве крайней меры семейно-правовой ответственности.

При этом, по мнению разработчиков законопроекта, в семейном праве должна действовать презумпция добросовестности осуществления родителями родительских прав. Согласно ей, действия родителей считаются добросовестными (соответствующими правам и законным интересам детей), пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу судебным решением. Бремя доказывания недобросовестности родителя при осуществлении им родительских прав в отношении конкретного ребенка возлагается на истца.

Поправками предложены временные меры защиты ребенка и сроки их применения, уточняется алгоритм отобрания ребенка. По мнению разработчиков законопроекта, поправки вводят совершенно иную концепцию отобрания ребенка у родителей: «отказ от отобрания ребенка у родителей (иного лица, на попечении которого он находится) при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка как единственной и универсальной меры его защиты. Вместо этого предлагается дифференцированная система мер защиты ребенка, учитывающая характер обстоятельств, в которых оказалась семья (и родители, и дети)».

Планируется также регламентировать передачу ребенка родственникам или иным лицам, определить порядок временного устройства ребенка в социальную или медицинскую организацию, а также детализировать порядок признания детей оставшимися без попечения родителей и их защиту (в частности, процедуры получения свидетельства о рождении ребенка, учет таких детей, устройство их в семью).

Законопроект № 989013-7 предусматривает поправки в Гражданский кодекс, вводя в него основания для установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Такие меры применяются при отсутствии родителей у несовершеннолетних в предусмотренных ст. 121 СК РФ случаях или по заявлению родителей, когда они по уважительным причинам временно не могут осуществлять свои родительские права и обязанности в случаях, предусмотренных ст. 66.1 Кодекса.

В свою очередь, законопроект № 989011-7 вносит корреспондирующие изменения в ряд нормативных правовых актов. Большинство предложений поправок, как отмечено в пояснительной записке, сопряжено с введением в семейное законодательство вместо действующего института отобрания ребенка дифференцированной системы мер защиты ребенка, которая, с одной стороны, учитывает характер обстоятельств, создающих угрозу жизни или здоровью ребенка, с другой – позволяет обеспечить его безопасность без причинения вреда ребенку и его семье.

В законопроекте также приведен ряд понятий: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; найденный (подкинутый) несовершеннолетний; семья, находящаяся в социально опасном положении, и др. Поправки, в частности, регламентируют порядок регистрации данных о найденных (подкинутых) детях; совершенствуют профилактику безнадзорности несовершеннолетних путем детализации защиты прав заблудившегося ребенка, порядка перевозки подростков, самовольно покинувших семьи и организации, являющиеся местом их пребывания; конкретизируют отдельные нюансы опеки и попечительства.

Полицейским предложено осуществлять временные меры защиты детей задержанного гражданина (о чем необходимо внести соответствующие отметки в протокол задержания), если такие дети остаются без присмотра и помощи. Аналогичные меры должны быть предприняты и уполномоченным лицом выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании последней лицу, у которого имеются на попечении несовершеннолетние дети.


Кроме того, законопроект устанавливает порядок признания ребенка нуждающимся в социальном обслуживании. В нем также отмечено, что пол ребенка определяется на основании медицинского свидетельства о рождении. «Заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, за исключением записи акта о рождении, составляется органом записи актов гражданского состояния также в случае представления документа об изменении пола, выданного медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Внесение исправлений и изменений в запись акта о рождении лица, изменившего пол, не допускается», – предложено в законопроекте.

Эксперты разошлись в оценке законодательной инициативы

Адвокат, партнер КА г. Москвы № 5 Татьяна Сустина в целом позитивно отнеслась к предложенным изменениям в Семейный кодекс, многие из которых, по ее словам, напрашивались уже давно, а сами такие изменения действительно направлены на защиту семьи. «Например, введение термина “фактические воспитатели” дает возможность родителям пользоваться услугами частных нянь, а также отдавать детей на время как родственникам, так и друзьям без опасения быть обвиненными в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей в форс-мажорной ситуации и в отсутствие подтверждающих такую передачу документов», – пояснила она. По ее мнению, новая редакция семейного закона также защищает родителей введением принципа добросовестности их действий.

«Также положительно я оцениваю право родителя устанавливать опеку над своим ребенком в отношении конкретного лица. Это достаточно узкая, казалось бы, проблема решается и сейчас, но декларирование ее в СК как минимум расширит охват применения. Однако также необходимым, по моему мнению, является установление такой возможности родителю на будущее. Родитель без проблем со здоровьем и нависшим уголовным преследованием должен иметь возможность оформить свое желание о назначении ребенку опекуна на случай своей смерти, по аналогии с имущественным завещанием: все живы, здоровы, любимы, но завещание на случай смерти есть, и если она наступает скоропостижно, то такой документ решает очень многие проблемы наследника», – убеждена эксперт.

Татьяна Сустина добавила, что введение порядка общения родителя, лишенного родительских прав, с ребенком также защищает семейные права и частично исполняет позитивные обязательства России в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Однако, полагаю, нельзя ставить такое общение в безусловную зависимость от желания второго родителя. Также требует проработки ситуация с усыновителями: находясь в аналогичной по факту ситуации, усыновители, в отношении которых отменено усыновление, претендовать на общение с ребенком не могут. Дискуссионным для профессионального сообщества является вопрос отобрания ребенка по судебному решению. Полагаю, что при внесении некоторых корректировок в норму и принятии качественного закона о домашнем насилии может получиться достаточно эффективный закон высокого качества. Безусловно, требует доработки, к сожалению, и вопрос о введении термина “похищение ребенка одним из родителей”, который также не нашел своего закрепления в поправках», – отметила она.

Правовой советник ЛГБТ-группы «Выход» Максим Оленичев полагает, что авторы законопроекта в нарушение Конституции РФ, гарантирующей каждому право на равенство и запрет дискриминации (ст. 19), фактически призывают к ограничению прав трансгендерных и интерсекс-людей – лишают их права на брак, создают сложности в смене документов и в некоторых случаях не позволяют усыновлять им детей своего партнера. «При этом также они предлагают серьезную реформу Семейного кодекса по другим аспектам регулирования семейных отношений», – отметил он.

По его мнению, один из законопроектов исходит из представлений о том, что юридический пол человека всегда должен соответствовать его полу, определенному при рождении, и он неизменен. «Эта концепция не отвечает европейскому консенсусу, закрепленному Европейским судом в ряде своих знаковых решений. По российскому законодательству при рождении человека его пол определяют медицинские специалисты, выдавая медицинское свидетельство о рождении.

Эти сведения в дальнейшем отражаются в записи акта о рождении, составляемой органами ЗАГСа. На основе записи выдается свидетельство о рождении, которое удостоверяет личность гражданина России до 14 лет. А когда приходит пора получать паспорт, то сведения свидетельства о рождении воспроизводятся в паспорте», – пояснил Максим Оленичев.

Читайте также

Появилось мотивированное апелляционное определение по делу о лишении семьи Проказовых родительских прав

Мосгорсуд не стал лишать Ольгу и Дмитрия Проказовых родительских прав за нахождение с ребенком на несогласованном митинге, однако оставил в силе предупреждение о необходимости изменения отношения к воспитанию ребенка

09 Декабря 2019 Новости

Он добавил, что у большинства людей медицинские специалисты правильно определяют пол сразу после рождения, инициируя цепочку его документирования. «Но иногда определенный при рождении пол (“акушерский пол”) не совпадает с тем психологическим полом (гендером), к которому относит себя человек. И это создает серьезные проблемы, приводящие к гендерной дисфории. Для достижения гармонии и возможности жить полноценной жизнью в обществе такие люди совершают трансгендерный переход, который часто затрагивает необходимость смены документов – получения нового свидетельства о рождении и паспорта с указанием на тот гендер, к которому человек себя относит. Это смена юридического пола – процедура, которая общепринята в мировом сообществе», – рассказал эксперт.

Максим Оленичев подчеркнул, что в результате предлагаемых законопроектом изменений у трансгендерных и интерсекс-людей будет два документа, указывающих на разный «юридический пол»: в свидетельстве о рождении будет навечно указан тот пол, который медицинские специалисты определили при рождении, и в паспорте – пол, который устанавливается в результате смены документов. «Если эти предложения сенаторов станут законом, то это может создать неразбериху в документах таких людей. И такие изменения точно не приведут к упорядочиванию работы органов ЗАГСа и органов миграции, у которых будут содержаться разные сведения о человеке», – резюмировал он.

По словам Максима Оленичева, поправки также закрывают возможность трансгендерным людям, которые живут как семья, не только официально зарегистрировать брак, но и получить одинаковые права в отношении детей: «Сейчас если у партнера, вступающего в брак, есть дети, то второй партнер в браке может их усыновить. Это правило применимо для всех браков в России. В случае принятия законопроекта трансгендерные люди лишатся таких возможностей».

Эксперт добавил, что и остальные поправки содержат серьезные изменения Семейного кодекса РФ. «Например, инициаторы законопроекта предлагают ограничивать в родительских правах тех, кто замечен “в антиобщественной деятельности” (предложение о внесении изменений в ст. 73 СК РФ). В прошлом году прокуратура пыталась отобрать детей у родителей, которые пришли с ними в Москве на митинг, но суд отказал в требованиях. Теперь такую возможность предлагается детализировать и закрепить законодательно. Значительно сокращается перечень оснований для лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ), оставляя всего два: когда совершено преступление против ребенка или членов его семьи; когда суд ограничил родителя в правах, но не принял решение о продлении такого ограничения или не продлил такой срок. Таким образом, исключается возможность оперативного лишения родительских прав в случае, когда родитель ребенка не интересуется ребенком и не принимает никакого участия в его судьбе, жестоко обращается с ребенком, в том числе осуществляет физическое или психическое насилие над ним», – отметил Максим Оленичев.

Читайте также

Судебный порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни может появиться в России

Соответствующий законопроект, направленный на развитие конституционных поправок, внесен в Госдуму депутатом Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом

15 Июля 2020 Новости

Он также обратил внимание на другую новеллу законопроекта – невозможность оперативного изъятия ребенка в случае жестокого обращения с ним. «Сейчас на срок до 7 дней (с предъявлением впоследствии иска о лишении родительских прав) при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. С принятием законопроекта это можно будет сделать только по решению суда, вступившему в законную силу. Это не позволит оперативно реагировать на случаи жестокого обращения с детьми, оставляя их на длительное время в небезопасном пространстве. На мой взгляд, цель законопроектов – не урегулировать реально существующие проблемы в защите детей и других членов семьи от жестокого обращения и укрепления семьи. Сенаторы предлагают транслировать свои патриархальные консервативные представления о семье в правила жизни для всех людей в России, фактически разрушая семью и лишая значительную часть членов общества права на брак, усыновление детей и защиту от произвола и насилия», – резюмировал эксперт

Адвокат АП Ленинградской области Евгений Тарасов сравнил поправки с работой хирурга грязными руками в открытой ране: «Настолько непрофессионально и самоуверенно предлагается править законы под прикрытием конституционной реформы».

«Так, понятие “интересы ребенка” безосновательно заменяется более узким “законные интересы ребенка”, тогда как именно интересы ребенка являются важной правовой категорией и в российском, и в международном праве. Кажется, этим специалисты по гражданском праву хотели добиться единообразия, а на самом деле разрушают целый институт, который, напротив, нужно развивать. Тем самым, к сожалению, перечеркивая все годы развития семейного законодательства, всю кропотливую работу судов, включая ВС РФ, авторы решили провести революцию, необходимость в которой совсем отсутствует!» – подчеркнул эксперт.

Евгений Тарасов отметил, что поправками ликвидируется диспозитивность семейных отношений, а государство все больше вторгается в их регулирование. «Показательной в этом смысле является ликвидация института лишения родительских прав, потому что он настолько перерождается, что полностью рушатся механизмы, а новые, очевидно, будут однобокими и тенденциозными. Впечатляющим невежеством является утверждение, что в семейном праве (оказывается!) действует презумпция виновности, и для ее искоренения нужно ввести указание на предположение о добросовестности родителей, – мне стыдно за тех, кто это так обосновал! В России действует общеправовая презумпция добросовестности, она в том числе нашла отражение в семейном и процессуальном законодательстве», – убежден он.

Адвоката также крайне опечалило предложение восстановить записи о рождении лиц, которые впоследствии поменяли пол, для чего таким людям нужно будет заменить свидетельства о рождении. «Остается только предложить авторам установить обязанность для таких граждан носить на одежде нашивки, указывающие на их половую принадлежность при рождении, – это будет в духе их законопроектов», – подытожил Евгений Тарасов.

 30.04.1998. Семейный кодекс Республики Узбекистан

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 1. Семейное законодательство и его задачи

Статья 2. Равноправие женщины и мужчины в семейных отношениях

Статья 3. Равноправие граждан в семейных отношениях

Статья 4. Защита семьи, материнства, отцовства и детства

Статья 41. Социальная защита многодетных семей

(статья 41 введена Законом Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № ЗРУ-640 — Национальная база данных законодательства, 05.10. 2020 г., № 03/20/640/1348)

Статья 5. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Статья 6. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства

Статья 7. Применение семейного и гражданского законодательства по аналогии

Статья 8. Применение местных обычаев и традиций в семейных отношениях

Статья 9. Применение международных договоров

Статья 10. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей

Статья 11. Защита семейных прав

Статья 12. Применение исковой давности в семейных отношениях

Статья 13. Порядок заключения брака

Статья 14. Добровольность вступления в брак

Статья 15. Брачный возраст

(часть первая статьи 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 28 августа 2019 года № ЗРУ-558 — Национальная база данных законодательства, 29.08.2019 г., № 03/19/558/3662)

(часть вторая статьи 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г. , № 18, ст. 233)

Статья 16. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Статья 17. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

(текст статьи 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 13 декабря 2002 года № 447-I — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 1, ст. 8)

(часть вторая статьи 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 18. Возникновение прав и обязанностей супругов

Статья 19. Равенство супругов в семье

Статья 20. Право выбора супругами фамилии

Статья 21. Решение супругами вопросов воспитания детей и жизни семьи

Статья 22. Права супругов на выбор занятий, профессии и места жительства

Статья 23. Общая совместная собственность супругов

Статья 24. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов

Статья 25. Собственность каждого из супругов

Статья 26. Вещи индивидуального пользования супругов

Статья 27. Раздел общего имущества супругов

Статья 28. Определение долей при разделе общего имущества супругов

Статья 29. Брачный договор

Статья 30. Заключение брачного договора

Статья 31. Содержание брачного договора

Статья 32. Изменение и расторжение брачного договора

Статья 33. Признание брачного договора недействительным

Статья 34. Обращение взыскания на имущество супругов

Статья 35. Гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора

Статья 36. Имущественно-договорные отношения между супругами

Статья 37. Основания для прекращения брака

Статья 38. Порядок расторжения брака

Статья 39. Случаи, когда недопустимо предъявление мужем требования о расторжении брака

Статья 40. Расторжение брака в судебном порядке

(статья 40 дополнена частью третьей Законом Республики Узбекистан от 3 января 2018 года № ЗРУ-456 — Национальная база данных законодательства, 05.01.2018 г., № 03/18/456/0512)

Статья 41. Основания расторжения брака судом

Статья 42. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния при взаимном согласии супругов

Статья 43. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению одного из супругов

Статья 44. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака

Статья 45. Определение размера государственной пошлины при вынесении судом решения о расторжении брака

(текст статьи 45 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2010 г. № ЗРУ-255 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 313)

Статья 46. Изменение фамилии супруга при расторжении брака

Статья 47. Момент прекращения брака при его расторжении

(текст статьи 47 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2010 г. № ЗРУ-255 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 313)

Статья 48. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного безвестно отсутствующим

Статья 49. Основания признания брака недействительным

(текст статьи 49 в редакции Закона Республики Узбекистан от 6 апреля 2007 года № ЗРУ-84 — СЗ РУ, 2007 г. , № 14, ст. 133)

Статья 50. Порядок признания брака недействительным

Статья 51. Признание недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста

Статья 52. Признание недействительным брака, заключенного при наличии препятствий к вступлению в брак

Статья 53. Признание недействительным брака, заключенного по принуждению

(текст статьи 53 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 54. Признание недействительным фиктивного брака

Статья 55. Время, с которого брак считается недействительным

Статья 56. Последствия признания брака недействительным

Статья 57. Родство

Статья 58. Полное и неполное родство

Статья 59. Свойство

Статья 60. Основания установления происхождения ребенка

Статья 61. Установление происхождения ребенка по заявлению родителей

Статья 62. Установление отцовства в судебном порядке

Статья 63. Оспаривание отцовства (материнства)

Статья 64. Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой

Статья 65. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Статья 66. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

Статья 67. Право ребенка на защиту

Статья 68. Право ребенка выражать свое мнение

(текст статьи 68 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 марта 2020 года № ЗРУ-608 — Национальная база данных законодательства, 11.03.2020 г., № 03/20/608/0278)

Статья 69. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

Статья 70. Изменение имени и фамилии ребенка

Статья 71. Равенство прав и обязанностей родителей

Статья 72. Права несовершеннолетних родителей

Статья 73. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Статья 74. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

Статья 75. Осуществление родительских прав

Статья 76. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

Статья 77. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других близких родственников

Статья 78. Защита родительских прав

Статья 79. Лишение родительских прав

Статья 80. Порядок лишения родительских прав

(часть вторая статьи 80 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)

Статья 81. Последствия лишения родительских прав

Статья 82. Восстановление в родительских правах

Статья 83. Ограничение родительских прав

(часть четвертая статьи 83 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2020 года № ЗРУ-653 — Национальная база данных законодательства, 04.12.2020 г., № 03/20/653/1592)

Статья 84. Последствия ограничения родительских прав

Статья 85. Общение ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом

Статья 86. Отмена ограничения родительских прав

Статья 87. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Статья 88. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей

Статья 89. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей

(часть первая статьи 89 в редакции Закона Республики Узбекистан от 16 октября 2017 года № ЗРУ-448 — Национальная база данных законодательства, 2017 г.)

Статья 90. Имущественные правоотношения родителей и детей в семье

Статья 91. Отдельная собственность родителей и детей

Статья 92. Общая собственность родителей и детей

Статья 93. Частная собственность детей в семье

Статья 94. Управление и распоряжение частной собственностью несовершеннолетних детей

Статья 95. Разрешение имущественных споров между родителями и детьми

Статья 96. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

(часть третья статьи 96 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 марта 2020 года № ЗРУ-608 — Национальная база данных законодательства, 11.03.2020 г., № 03/20/608/0278)

(статья 96 дополнена частью четвертой Законом Республики Узбекистан от 10 марта 2020 года № ЗРУ-608 — Национальная база данных законодательства, 11. 03.2020 г., № 03/20/608/0278)

Статья 97. Равенство обязанностей родителей по содержанию детей

Статья 98. Порядок выплаты алиментов родителями несовершеннолетним детям

Статья 99. Размер алиментов, выплачиваемых родителями несовершеннолетним детям

(часть вторая статьи 99 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2019 года № ЗРУ-586 — Национальная база данных законодательства, 04.12.2019 г., № 03/19/586/4106)

Статья 100. Выплата алиментов родителями совершеннолетним детям

Статья 101. Размер алиментов, выплачиваемых родителями совершеннолетним детям

Статья 102. Порядок определения размера взыскиваемых с родителей алиментов детям

Статья 103. Дополнительные расходы на содержание детей

Статья 104. Доходы, учитываемые при взыскании алиментов

Статья 105. Уменьшение размера алиментов или освобождение от уплаты алиментов

(часть первая статьи 105 в редакции Закона Республики Узбекистан от 17 мая 2022 года № ЗРУ-770 — Национальная база данных законодательства, 18. 05.2022 г., № 03/22/770/0424)

Статья 106. Содержание детей, лишенных родительской опеки

Статья 107. Взыскание алиментов на детей, помещенных в детские учреждения

(текст статьи 107 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 108. Право совершеннолетних нетрудоспособных детей требовать содержания

Статья 109. Обязанность совершеннолетних трудоспособных детей содержать своих родителей

Статья 110. Размер и порядок предоставления содержания родителям

(часть четвертая статьи 110 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2019 года № ЗРУ-586 — Национальная база данных законодательства, 04.12.2019 г., № 03/19/586/4106)

Статья 111. Дополнительные расходы на содержание родителей

Статья 112. Взыскание алиментов до разрешения спора судом

Статья 113. Освобождение детей от обязанности по содержанию родителей

Статья 114. Исполнение судебного решения о взыскании алиментов

(текст статьи 114 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2004 г. , № 1-2, ст. 18)

Статья 115. Определение размера алиментов, взыскиваемых по нескольким судебным решениям

(часть первая статьи 115 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2004 г., № 1-2, ст. 18)

Статья 116. Ответственность за уклонение от выплаты алиментов

Статья 117. Обязанности супругов по взаимному содержанию

(текст статьи 117 в редакции Закона Республики Узбекистан от 17 мая 2022 года № ЗРУ-770 — Национальная база данных законодательства, 18.05.2022 г., № 03/22/770/0424)

Статья 118. Право бывшего супруга на содержание после расторжения брака

(абзац третий части первой статьи 118 в редакции Закона Республики Узбекистан от 17 мая 2022 года № ЗРУ-770 — Национальная база данных законодательства, 18.05.2022 г., № 03/22/770/0424)

Статья 119. Размер алиментов, взыскиваемых на супругов (бывших супругов) в судебном порядке

(статья 119 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2019 года № ЗРУ-586 — Национальная база данных законодательства, 04. 12.2019 г., № 03/19/586/4106)

Статья 120. Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности определенным сроком

Статья 121. Прекращение алиментных прав супругов

Статья 122. Обязанность по содержанию несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних лиц

Статья 123. Обязанность дедушки и бабушки по содержанию своих внуков

Статья 124. Обязанность внуков по содержанию дедушки и бабушки

Статья 125. Обязанность братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер

Статья 126. Обязанность воспитанников содержать своих фактических воспитателей

Статья 127. Обязанность отчима и мачехи по содержанию пасынков и падчериц

Статья 128. Обязанность пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи

Статья 129. Размер алиментов, взыскиваемых с родственников и других лиц

Статья 130. Заключение соглашения об уплате алиментов

Статья 131. Форма соглашения об уплате алиментов

Статья 132. Изменение или расторжение соглашения об уплате алиментов

Статья 133. Размер алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов

Статья 134. Способы и порядок уплаты алиментов по соглашению

Статья 135. Добровольная уплата алиментов

(статья 135 дополнена частью третьей Законом Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-459 — Национальная база данных законодательства, 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536)

(часть третья статьи 135 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2004 г., № 1-2, ст. 18)

Статья 136. Взыскание алиментов в судебном порядке

(части вторая и третья статьи136 заменены частями второй, третьей и четвертой в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2004 г., № 1-2, ст. 18)

Статья 137. Обязанность работодателя (администрации организации) по удержанию алиментов

Статья 138. Обязанность сообщать о перемене места работы, учебы и жительства лица, уплачивающего алименты

(часть первая статьи 138 в редакции Закона Республики Узбекистан от 16 октября 2017 года № ЗРУ-448 — Национальная база данных законодательства, 2017 г.)

(часть вторая статьи 138 в редакции Закона Республики Узбекистан от 16 октября 2017 года № ЗРУ-448 — Национальная база данных законодательства, 2017 г.)

Статья 139. Взыскание задолженности по алиментам

Статья 140. Определение размера задолженности по алиментам

(часть первая статьи 140 в редакции Закона Республики Узбекистан от 16 октября 2017 года № ЗРУ-448 — Национальная база данных законодательства, 2017 г.)

Статья 141. Освобождение от уплаты задолженности по алиментам

Статья 142. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов

Статья 143. Недопустимость зачета и обратного взыскания алиментов

Статья 144. Индексация алиментов

(часть первая статьи 144 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2019 года № ЗРУ-586 — Национальная база данных законодательства, 04. 12.2019 г., № 03/19/586/4106)

(часть вторая статьи 144 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2019 года № ЗРУ-586 — Национальная база данных законодательства, 04.12.2019 г., № 03/19/586/4106)

Статья 145. Уплата алиментов при выезде лица, обязанного их уплачивать, в иностранное государство

(статья 145 дополнена частями третьей и четвертей Законом Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-459 — Национальная база данных законодательства, 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536)

Статья 146. Изменение размера алиментов или освобождение от их уплаты

Статья 147. Прекращение алиментных обязательств

Статья 148. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 149. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

(часть третья статьи 149 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2020 года № ЗРУ-653 — Национальная база данных законодательства, 04.12.2020 г., № 03/20/653/1592)

(часть третья статьи 149 заменена частями третьей и четвертой Законом Республики Узбекистан от 16 апреля 2008 года № ЗРУ-153 — СЗ РУ, 2008 г. , № 16, ст. 117)

Статья 150. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

* далее — усыновление

Статья 151. Усыновление

(текст статьи 151 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 152. Лица, которые могут быть усыновителями

(абзац шестой части первой статьи 152 в редакции Закона Республики Узбекистан от 21 октября 2021 года № ЗРУ-723 — Национальная база данных законодательства, 22.10.2021 г., № 03/21/723/0983)

(часть первая статьи 152 дополнена абзацами седьмым, восьмым и девятым Законом Республики Узбекистан от 21 октября 2021 года № ЗРУ-723 — Национальная база данных законодательства, 22.10.2021 г., № 03/21/723/0983)

(часть вторая статьи 152 в редакции Закона Республики Узбекистан от 21 октября 2021 года № ЗРУ-723 — Национальная база данных законодательства, 22.10.2021 г., № 03/21/723/0983)

Статья 153. Тайна усыновления

Статья 154. Лица, имеющие преимущественное право на усыновление

Статья 155. Согласие усыновляемого ребенка на усыновление

(часть вторая статьи 155 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 156. Усыновление без согласия усыновляемого

Статья 157. Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка

Статья 158. Усыновление ребенка, находящегося под опекой или попечительством

Статья 159. Согласие родителей на усыновление

(часть третья статьи 159 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

(часть четвертая статьи 159 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 160. Усыновление без согласия родителей

Статья 161. Усыновление детей, находящихся на воспитании и содержании в государственных детских учреждениях

Статья 1611. Усыновление гражданами Республики Узбекистан ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающего на территории другого государства

(статья 1611 введена Законом Республики Узбекистан от 23 сентября 2016 года № ЗРУ-411 — СЗ РУ, 2016 г. , № 39, ст. 457)

Статья 162. Повторное усыновление

(статья 163 исключена Законом Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 164. Внесение изменений в книгу записей о рождении при усыновлении

(часть первая статьи 164 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

(часть вторая статьи 164 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 165. Правовые последствия усыновления

(статья 165 дополнена частями третьей и четвертой Законом Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 166. Сохранение пенсии или пособия по случаю потери кормильца при усыновлении

Статья 167. Время возникновения усыновления

(статья 168 исключена Законом Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 169. Основания для отмены усыновления

Статья 170. Лица, обладающие правом требовать отмены усыновления

(текст статьи 170 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ-446 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 978)

Статья 171. Порядок отмены усыновления

(статья 171 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 172. Последствия отмены усыновления

(наименование статьи 172 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

(часть первая статьи 172 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

(часть вторая статьи 172 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 173. Цель опеки и попечительства

(текст статьи 173 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 января 2014 года № ЗРУ-365 — СЗ РУ, 2014 г. , № 4, ст. 45)

Статья 174. Установление опеки и попечительства

(часть вторая статьи 174 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

Статья 175. Правовое регулирование отношений в области опеки и попечительства

(статья 175 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 января 2014 года № ЗРУ-365 — СЗ РУ, 2014 г., № 4, ст. 45)

(статьи 176 — 193 утратили силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 20 января 2014 года № ЗРУ-365 — СЗ РУ, 2014 г., № 4, ст. 45)

Статья 194. Дети, передаваемые на воспитание в приемную семью (патронат)

Статья 195. Соглашение о принятии детей на воспитание в семью

Статья 196. Расторжение соглашения о принятии детей на воспитание в семью

Статья 197. Права детей, принятых на воспитание в приемную семью

Статья 198. Приемные родители

Статья 199. Ответственность лиц, принявших детей на воспитание

Статья 200. Наблюдение за условиями жизни и воспитанием детей, переданных в приемную семью

Статья 201. Акты гражданского состояния

Статья 202. Гербовые свидетельства

(часть вторая статьи 202 в редакции Закона Республики Узбекистан от 6 января 2020 года № ЗРУ-600 — Национальная база данных законодательства, 07.01.2020 г., № 03/20/600/0023)

Статья 203. Органы, регистрирующие акты гражданского состояния

(часть первая статьи 203 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2010 г. № ЗРУ-255 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 313)

(часть вторая статьи 203 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2010 г. № ЗРУ-255 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 313)

Статья 204. Хранение книг регистрации актов гражданского состояния

(текст статьи 204 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)

Статья 205. Порядок и сроки регистрации рождения

(часть первая статьи 205 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14. 03.2022 г., № 03/22/759/0213)

Статья 206. Документы, предъявляемые для регистрации рождения

Статья 207. Запись родителей ребенка в книге записей о рождении

Статья 208. Регистрация рождения при одновременном установлении отцовства

Статья 209. Внесение изменений при установлении отцовства после регистрации рождения

Статья 210. Внесение изменений в книгу записей о рождении усыновленного

(текст статьи 210 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 211. Исполнение решений суда при отмене усыновления

(статья 211 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

Статья 212. Место и время регистрации заключения брака

(часть первая статьи 212 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

Статья 213. Документы, предъявляемые для регистрации брака

Статья 214. Избрание фамилии при вступлении в брак

Статья 215. Свидетельство о заключении брака

(статья 215 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

Статья 216. Регистрация заключения брака с лицами без гражданства

Статья 217. Особые случаи регистрации заключения брака

Статья 218. Регистрация расторжения брака при взаимном согласии супругов

(часть вторая статьи 218 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

(статья 218 дополнена частью третьей Законом Республики Узбекистан от 3 января 2018 года № ЗРУ-456 — Национальная база данных законодательства, 05.01.2018 г., № 03/18/456/0512)

Статья 219. Регистрация расторжения брака по заявлению одного из супругов

Статья 220. Фамилии супругов после расторжения брака

Статья 221. Свидетельство о расторжении брака. Отметки в документах

Статья 222. Регистрация расторжения брака иностранных граждан между собой, заключивших брак в Республике Узбекистан

Статья 223. Порядок регистрации смерти

(часть первая статьи 223 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

(часть вторая статьи 223 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

Статья 224. Особые случаи регистрации смерти

(часть первая статьи 224 утратила силу Законом Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

(часть вторая статьи 224 утратила силу Законом Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14. 03.2022 г., № 03/22/759/0213)

Статья 225. Документы, предъявляемые при регистрации смерти

(текст статьи 225 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

Статья 226. Порядок рассмотрения заявлений о перемене фамилии, имени, отчества

(часть первая статьи 226 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

Статья 227. Последствия перемены фамилии, имени, отчества

Статья 228. Место рассмотрения заявления об изменении актовых записей

(часть четвертая статьи 228 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

Статья 229. Внесение исправлений при изменении пола

Статья 230. Восстановление записей актов гражданского состояния

Статья 231. Восстановление записей о рождении, заключении и расторжении брака

Статья 232. Место восстановления записей актов гражданского состояния

(текст статьи 232 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2022 года № ЗРУ-759 — Национальная база данных законодательства, 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213)

Статья 233. Аннулирование записей актов гражданского состояния

Статья 234. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в семейных отношениях

Статья 235. Признание браков, заключенных за пределами территории Республики Узбекистан

Статья 236. Расторжение брака

Статья 237. Усыновление

(часть четвертая статьи 237 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)

(статья 329 дополнена частью пятой Законом Республики Узбекистан от 23 сентября 2016 года № ЗРУ-411 — СЗ РУ, 2016 г., № 39, ст. 457)

Статья 238. Установление содержания норм семейного права иностранного государства

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г. , приложение к № 5-6; 2003 г., № 1, ст. 8; 2004 г., № 1-2, ст. 18; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 14, ст. 133; 2008 г., № 16, ст. 117; 2009 г., № 37, ст. 401; 2010 г., № 35-36, ст. 300, № 37, ст. 313; 2011 г., № 40, ст. 410; № 51, ст. 542; 2013 г., № 18, ст. 233; 2014 г., № 4, ст. 45; 2016 г., № 39, ст. 457; 2017 г., № 37, ст. 978; Национальная база данных законодательства, 05.01.2018 г., № 03/18/456/0512, 10.01.2018 г., № 03/18/459/0536, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087; 29.08.2019 г., № 03/19/558/3662, 04.12.2019 г., № 03/19/586/4106; 07.01.2020 г., № 03/20/600/0023, 11.03.2020 г., № 03/20/608/0278, 05.10.2020 г., № 03/20/640/1348; 04.12.2020 г., № 03/20/653/1592; 22.10.2021 г., № 03/21/723/0983; 14.03.2022 г., № 03/22/759/0213; 18.05.2022 г., № 03/22/770/0424)

семейное право | Определение, примеры, типы и факты

Связанные темы:
опека и брак незаконнорожденность опекун вместо родителей легитимация

Просмотреть весь соответствующий контент →

семейное право , свод законов, регулирующих семейные отношения, включая брак и развод, обращение с детьми и связанные с ними экономические вопросы.

В прошлом семейное право было тесно связано с имущественным и наследственным правом ( см. закон о собственности), и, судя по имеющимся записям, она должна была возникнуть главным образом в хозяйственных и имущественных вопросах, порожденных переходом женщины из семьи отца под власть и попечительство мужа. Даже в отношении отношений между родителем и ребенком такие правовые понятия, как опека, попечительство и легитимность, были связаны со структурами семейной власти и семейными экономическими интересами. Семейное право также традиционно связано с вопросами личного статуса — например, с вопросом о том, следует ли считать человека состоящим в браке или одиноким, законным или незаконным, — хотя случаи и важность этих различий часто вытекают из имущественного права.

Семейное право разделяет интерес к определенным социальным вопросам с другими отраслями права, включая уголовное право. Например, одной из проблем, которой уделяется значительное внимание с конца 20-го века, является очень сложная проблема насилия в семье, которое может принимать форму физического насилия со стороны одного взрослого члена над другим или со стороны взрослого над ребенком или кем-либо еще. агрессивное или оскорбительное поведение в семейном кругу. В серьезных случаях единственным реальным решением может быть прекращение совместного проживания или передача ребенка, подвергшегося жестокому обращению, из семьи в какую-либо форму государственной или приемной опеки.

Эта статья представляет собой не трактат о семейном праве мира (для чего потребовался бы как минимум том), а общий обзор общих правовых проблем, связанных с семьей.

Семейные группы

Семейная группа имеет определенную внутреннюю структуру, а также отношения между собой и третьими лицами. Семейные группы в некоторых обществах имели тенденцию быть сложными, как, например, римская отцовская группа, китайская семья высшего класса, индийская объединенная семья, самурайская семья в Японии и многие традиционные семейные структуры в Африке. Семья может быть частью более крупной группы, такой как племя или клан.

В настоящее время доминирующая форма семейной группы состоит из двух супругов и детей, родившихся или усыновленных ими. Таким образом, закон касается главным образом прав супружеской пары и их детей, а также обязанностей супружеской пары по отношению к детям и друг перед другом. В строго моногамном обществе, например, закон запрещает человеку состоять в браке более чем с одним человеком одновременно, в то время как в других обществах он регулирует количество жен, которые мужчина может иметь одновременно (согласно исламскому закону [1]. Шариат] делает).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Традиционно семейное право мало касалось союзов, которые не заключались законным браком, хотя некоторые правовые системы разрешали признание «естественного» ребенка отцом в таких целях, как наследование и поддержка. Совсем недавно в семейное законодательство нескольких европейских стран и некоторых юрисдикций в Соединенных Штатах были внесены поправки, признающие гражданские союзы или домашние партнерства, что привело к многочисленным юридическим инцидентам брака для однополых пар (9). 0015 см. также однополые браки).

С 1970-х годов семьи с одним родителем приобрели значение, не отраженное должным образом в традиционном праве. Возможно, потребуется в большей степени адаптировать закон к потребностям семей с одним родителем в таких областях, как организация семейных и детских служб, правовые и административные механизмы поддержки семьи, помощь в трудоустройстве, детские сады и т.д. подобное, аналогичное, похожее. Глава домохозяйства с одним родителем может испытывать трудности с покрытием высоких расходов на уход за детьми во время работы или обучения, особенно при скромном или низком доходе.

Юридические последствия брака

Два человека могут произвести экономические инциденты брака путем заключения соответствующих договоров или расчетов. В некоторых правовых системах договор в обычной форме является ядром конституции брака. Контракт может быть сложным, с множеством положений, как в исламском праве. Однако сегодня в большинстве стран юридическое оформление брака в основном представляет собой регистрацию события. Таким образом, в основном брак в юридическом смысле является подразумеваемым созданием определенных прав или обязанностей, таких как содержание, супружеская собственность и права наследования, а также опека над несовершеннолетними детьми.

В современных системах стороны в браке обычно могут создавать экономические инциденты брака по отдельному соглашению. В некоторых ранних правовых системах и в современных системах, к которым относится обычное семейное право, не было большого выбора в отношении экономических аспектов брака, поскольку они фиксируются обычаями. В правовых системах, допускающих существенные возможности для личной независимости, супруги могут занять собственную позицию в отношении экономической основы своей семейной группы посредством брачного контракта или завещания.

Одной из особенностей, отличающих брак от простого договора, является то, что во многих странах стороны не могут освободиться по взаимному согласию. Но некоторые законы в Северной Америке и Западной Европе почти разрешают это; основания для развода были настолько расширены, что брак может быть расторгнут, например, после периода раздельного проживания ( см. ниже Развод).

Обзор семейного права и юридических вопросов в Калифорнии – LawInfo

Для многих жителей Калифорнии один из немногих случаев, когда они могут ступить в здание суда, связан с вопросом о семейном праве. От Северной Калифорнии до Сан-Диего и судов повсюду между ними часто возникают проблемы с разрешением на брак, разводом или алиментами.

Право супружеской пары на вступление в брак, законы о разводе и выплате алиментов, а также решения об опеке регулируются законодательством штата Калифорния. Термин «семейное право» относится к правилам, положениям и судебным процедурам, относящимся к семейной ячейке. В то время как некоторые вопросы семейного права могут решаться без адвоката, эти юридические вопросы могут вызвать бурю эмоций. Вот почему вопросы развода и опеки над детьми часто требуют опыта опытного калифорнийского адвоката.

Раздел Закона о семейном праве штата Калифорния LawInfo включает информацию о разводе, браке, опеке над детьми, усыновлении, отцовстве, домашнем насилии и других темах. Он содержит юридические обзоры, сводки законов штатов и другие ресурсы, которые помогут вам принимать правильные решения для вас и вашей семьи.

Закон штата Калифорния о браке

В соответствии с законодательством штата Калифорния о браке обе стороны:

  • должны быть соответствующего возраста (18 лет и старше без согласия родителей),
  • должно быть согласие на брак, а
  • должен иметь емкость.

Для согласия на существование обе стороны должны свободно вступить в брак и никоим образом не должны быть принуждены к вступлению в брак. Они также не должны ошибаться в отношении природы союза. Пока оба эти условия соблюдены, согласие существует.

Чтобы человек обладал дееспособностью, он должен быть в «здравом» уме и быть способным понять и оценить природу своего союза.

Разрешение на брак в штате Калифорния

По закону пара должна получить разрешение на брак у окружного клерка до вступления в брак. Разрешение на брак в Калифорнии действительно только в течение 90 дней. Таким образом, после подачи заявления на получение разрешения на брак пара должна планировать пожениться в течение этого периода времени. После заключения брака и подписания свидетельства о браке лицензия должна быть возвращена в офис клерка округа, где она была выдана, в течение 10 дней после церемонии.

Брачные договоры штата Калифорния

Брачный договор — это договор между двумя супругами до вступления в брак. Условия калифорнийского брачного договора, очевидно, могут иметь разные интересы и цели. Вот почему каждый супруг обычно должен быть представлен своим адвокатом при подписании брачного договора. Чтобы брачный договор был действительным, единственным требованием является то, что он должен быть составлен в письменной форме и подписан обеими сторонами.

Это не обязательно означает, что оно будет иметь силу в суде, если его оспорят. Чтобы брачный договор имел силу:

  • обе стороны должны ввести его добровольно,
  • они должны иметь полное знание и понимание условий соглашения, а
  • условия не должны быть несправедливыми или слишком односторонними.

Многие брачные контракты впоследствии оспаривались в суде по разводам, поэтому эти факторы следует учитывать при подписании соглашения.

Требования к разводу в Калифорнии

При подаче заявления на развод в Калифорнии один из супругов должен проживать в Калифорнии шесть месяцев и три месяца в округе, в котором подается заявление о разводе. Если супруги не соответствуют требованию о проживании, они могут подать заявление о раздельном проживании вместо развода, а затем внести изменения в документы после достижения шестимесячного или трехмесячного порога.

В Калифорнии есть период ожидания развода. Решение о разводе не может быть окончательно оформлено в течение шести месяцев после предоставления документов о разводе ответчику (супругу, не подавшему заявление) или до первого явки ответчика в суд, в зависимости от того, что наступит раньше. Если судья считает, что существует разумная возможность примирения супругов, он может приостановить бракоразводный процесс на срок до 30 дней.

Закон штата Калифорния о совместной собственности

Законы штата Калифорния об общей собственности уникальны по сравнению с законами других штатов, в первую очередь потому, что штат признает всю семейную собственность подлежащей равному разделу.

В большинстве штатов совместное имущество делится более сложным процессом «справедливого распределения», при котором учитывается ряд факторов, в том числе продолжительность брака и доход каждого из супругов. Но в рамках развода в Калифорнии совместное имущество делится в соответствии с правовой теорией «общественной собственности».

Законы о совместной собственности требуют, чтобы все, чем совместно владеет супружеская пара, делилось 50/50 при разводе. Это широкая категория, которая включает следующее:

  • Весь доход, полученный одним из супругов в период брака (зарплата, процентный доход, дивиденды от акций, прирост капитала, пенсионные счета и т. д.)
  • Все имущество (недвижимость и движимое имущество), приобретенное во время брака за счет дохода, полученного во время брака
  • Все долги, возникшие в период брака

В Калифорнии и других штатах с общинной собственностью не имеет значения, кто заработал больше всего или купил больше всего имущества — все подлежит равному разделу. Однако стороны могут принять решение о другом плане распределения, если это неоспоримый развод.

Калифорнийские правила поддержки детей

Каждый родитель несет юридическую ответственность за финансовую поддержку своего ребенка. Суды Калифорнии выносят решения об алиментах на основании уровня дохода обоих родителей и количества времени, которое каждый человек физически проводит с ребенком.

Юридическая поддержка родителей продолжается до тех пор, пока ребенку:

  • не исполнится 18 лет и он не закончит среднюю школу;
  • 19 оборотов; или
  • Женится, умирает или каким-либо образом освобождается по закону, например, вступает в армию.

Суд также может обязать обоих родителей продолжать содержать взрослого ребенка-инвалида, если этот ребенок не может содержать себя.

Судья Калифорнии рассмотрит «чистый располагаемый доход» каждого родителя. Это означает доход родителя после вычета налогов, обязательных профсоюзных взносов, обязательных пенсионных взносов, страховых взносов, уже выплаченных алиментов на ребенка или супруга, а также расходов, связанных с воспитанием детей от других отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *