Учителю-дефектологу в начальной школе: уроки, конспекты, презентации
Опубликовать и скачать методические разработки учителя-дефектолога начальной школы.
Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.
Педагогическая диагностика детей с ТМНР.
Диагностика разработана для детей 1-9 классов с глубокой умственной отсталостью, обучающихся по программе Баряевой. Обучение такие дети проходят индивидуально ,на дому, без оценочно.Диагностика помогает определить положительную или отрицательную динамику …
368 0 1 21.12.2022
Коррекционное занятие Матрешка
Коррекционное занятие «Матрешка», на уроке ребята познакомились с матрешкой. , ее историей, разновидностями, познакомились с матрешкой сказкой и прослушали сказку «Курочка ряба», сделали аппликацию и выполнили различные задания по теме.
24 0 19.12.2022
Конспект занятия
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Конспект занятия разработан для обучающихся 2 класса, школы-интерната. Цели занятия: Коррекционно-развивающие: • Развивать мелкую и крупную моторику; • Развивать тактильные ощущения; …
39 0 14.12.2022
Коррекционно-развивающие и дидактические игры для развития внимания обучающихся с ОВЗ в начальной школе.
Внимание – это сосредоточенность на чём-либо. Оно связано с интересами, склонностями ребёнка, от его особенностей зависят такие качества, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
Внимание яв …64 0 2 08.12.2022
Конспект урока «Дорожные знаки»
Конспект урока по теме «Дорожные знаки» по предмету «Окружающий социальный мир» разработан для детей с умеренной умственной отсталостью (вариант 9.2) , обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе.
30 1 06.12.2022
Конспект урока «Инфраструктура города»»
Конспект урока по теме «Инфраструктура города» по предмету «Окружающий социальный мир» разработан для детей с умеренной умственной отсталостью (вариант 9.2) , обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе.
29 0 06.12.2022
Конспект урока «Мебель и ее назначение»
Конспект урока по теме «Мебель и ее назначение» по предмету «Окружающий социальный мир» разработан для детей с умеренной умственной отсталостью (вариант 9. 2) , обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
42 0 06.12.2022
Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда с младшими дошкольниками
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к …
19 0 01.12.2022
Применение арт-терапии в работе учителя-дефектолога
доклад можно использовать на методическом объединении, педагогическом совете. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Искусство (особенно легенды и мифы) и арт-терапия, и . ..
67 0 22.11.2022
программа
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий происходит формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инстр
28 0 1 22.11.2022
программа
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают средствами альтернативной коммуникации в специально-созданных ситуациях, приближенных к опыту ребенка, с помощью взрослого. Альтернативная коммуникация формируется поэтапно: …
41 0 22. 11.2022
конспект урока
Цель: формировать у ребенка восприятие вкуса продуктов и учить обозначать их вкус (сладкий, кислый). Задачи. Коррекционно-образовательные : • Расширять знания по темам «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания». • Закреплять понятия вправо-влево, вверх-вни …
37 0 22.11.2022
конспект урока
Цель: познакомить с новым символом «помогите» и жестом «помогите». Задачи: 1. Образовательные: упражнять в использовании средств невербальной коммуникации (жест, пиктограмма), выражающим понятия «здравствуйте», «до свидания», «молодец», «я», «хорошо», « …
35 0 1 22.11.2022
Конспект урока по предмету «Предметно практические действия»
Аппликация Тема: Декоративные цветы «Колокольчик» Задачи: учить выполнять аппликацию; учить вырезать из прямоугольника полуовалы, закрепить умение работать с ножницами и клеем, закрепить знание правил техники безопасности; развивать внимание, память;
83 0 14.11.2022
Обследование ребенка школьного возраста с ОВЗ
Обследование (дефектологическое) ребенка школьного возраста с ОВЗ. Одной из главных задач учителя-дефектолога является организация диагностического обследования детей. Диагностика — это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявле …
72 0 09.11.2022
Конспект урока по дефектологии «Моя семья. Мой дом»
Конспект урока по дефектологии «Моя семья. Мой дом». Цель: Раскрыть понятие семья. Сформировать представление детей о доме и о месте, которое они занимают в нем. Развивать у детей чувство ответственности за старших и младших членов семьи.
200 0 4 24. 10.2022
материал для индивидуального занятия
текст с картинками к каждому предложению. Текст «На лугах» подкреплён картинками точно передающих описанное в тексте. Это способствует развитию наглядному восприятию текста. Развитию активного словаря.
93 0 1 24.10.2022
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УСТРАНЕНИЕ ДИСГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ»
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач в работе учителя-дефектолога. С каждым годом в начальных классах общеобразовательных школ увеличивается количество дет
114 0 1 19. 10.2022
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с РАС по сенсорному развитию
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников с РАС (расстройством аутистического спектра) проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недост …
79 0 2 12.10.2022
Автоматизация свистящих звуков
Презентация предназначена для автоматизации свистящих звуков, начиная с артикуляционной гимнастики до автоматизации звуков в предложении. Предоставлен красочный картинный материал для отработки заданных звуков.
51 0 1 12.10.2022
Учитель-дефектолог работа в школе
Работая в школе уже 2-й год я столкнулась с некоторой проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации данного материала. Проблема заключается в выражении- «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». К моему великому сожалению я говорю не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!» многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. Не раз приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог это учитель, который учит, извиняюсь, дураков. А уж педагоги всех детей бы отправили к нему!!
Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?
Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).
Чем же занимаюсь конкретно я? Содержание моей работы содержится в задачах.
- Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
- Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
- На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
- Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
- А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.
Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:
1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.
2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.
4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное напрвление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.
6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.
7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.
8 блок «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.
Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).
Короткие сроки офорления визы в Италию.
Кабинет дефектолога это некая сказка, куда попадают дети.
Структура моих дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др.
На занятиях используются игрушки, картины, книги, компьютер, песок, шишки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.
Вот несколько примеров занятий.
1. познавательные раскраски
На первый взгляд обычная раскраска. На самом деле отрабатывается математический навык. Т.е. чтобы раскрасить картинку- надо решить примеры. Определенный цвет соответствует определённой цифре. В итоге формируются не только математические навыки, но и сенсорные процессы(закрепление цвета), закрепляются пространственные навыки и развивается мелкая моторика.
2. Работа с фланелеграфом.
На данном занятии отрабатывается пространственно-временное направление. Изучаются времена года. Вроде бы ничего необычного, но детей приводит в дикий восторг, когда обычные бумажки без клея приклеиваются к ткани. Для них это настоящее волшебство. В дополнение развивается мышление, мелкая моторика, речь.
3. Работа с песком.
Тоже ничего необычного…. Но если закрыть глаза…. Сунуть ручки в этот теплый песочек… представить, что в небе светит яркое солнышко, что рядом поют птички…. В результате- развитие мелкой моторики, сенсорных процессов, воображения, речи. Так же в данном пособии можно отрабатывать навык счета и чтения.
4. работа с прищепками.
С помощью прищепок добавляем недостающие элементы. В результате корригируется не только мелкая моторика, но и связная речь, мышление, словарь и др.
После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.
И в заключение Желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.
Автор материала: Учитель логопед-дефектолог Лаптева Дарья Вениаминовна
Также по теме:
Какие проблемы выявляют и решают дефектологи?
дефектолог — английское определение, грамматика, произношение, синонимы и примеры
(j) Техническое и профессиональное обучение и непрерывное обучение без отрыва от работы для тюремного персонала (юристов, психологов, педагогов, дефектологов , социологов и администраторов).
Реабилитационные программы в Республике Македония в крупных муниципалитетах осуществляются в центрах реабилитации или в медицинских центрах через реабилитационные отделения, и в них есть группы с определенным профилем (психолог, логопед, дефектолог , социальный работник и др.):
Образование дефектологи проходят повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в Республиканской академии последипломного образования им.
Дефектологи провели обучение по внедрению шрифта Брайля для школьного персонала в Тивате, Биело-Поле, Даниловграде, Херцег-Нови и Подгорице.
С целью привлечения детей специальных классов в обычные и оказания помощи дефектолога 9№ 0004 учащимся, обучающимся по адаптированной учебной программе, школы с этими классами прошли обучение и были обеспечены специализированной дидактикой.
Ассоциированные лица ( дефектолог , психолог или педагог) должны: поддерживать ребенка в целях реализации ИРОП; инструктировать учителей и родителей для достижения образовательных целей и другие.
Образовательная часть подразумевает творческие мастерские для детей как специфическое и уникальное направление под руководством дефектолога – шитье на полотне, вязание, ткачество, изготовление бумажных украшений, измельчение на ручной каменной мельнице, выпечка хлеба и печенья в печи.
hrenWaCПрофессионально-техническое обучение и непрерывное повышение квалификации персонала тюрем (юристов, психологов, учителей, дефектологов , социологов и администраторов).
Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации персонала тюрем (юристов, психологов, педагогов, дефектологов , социологов и администраторов).
Работа с учащимися должна быть индивидуальной, под руководством дефектологов и профессиональной бригады в школе, для которых обязательно включение 9Требуется 0003 дефектолог в системе общего образования, а также в классах по воспитанию в органах местного самоуправления
Их родителям оказывают помощь специалисты (педиатры, дефектологи , психологи и социальные педагоги) в обеспечении воспитания, обучения и образование, адаптированное к детям.
В связи с необходимостью увеличения количества дефектологов , психотерапевтов, медицинских сестер и санитаров, в первую очередь в Департаменте здравоохранения, на дневные и ночные смены, что было рекомендовано в одном из докладов ЕКПП, Министр труда и Социальная политика прилагает усилия по увеличению численности персонала в соответствии со средствами, имеющимися в бюджете Республики, на который в то же время распространяются ограничения по заработной плате для работников бюджетной сферы, как это рекомендовано Международным валютным фондом и Всемирной Банк.
j) Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации персонала мест лишения свободы (юристов, психологов, педагогов, дефектологов , социологов и администраторов
MultiUnВ связи с необходимостью увеличения количества дефектологов , психотерапевтов, медсестер и санитаров, в первую очередь в отделе здравоохранения, на дневные и ночные смены, что было рекомендовано в одном из докладов КПП, министром труда и социальной политики предпринимаются усилия по увеличению численности персонала в соответствии с имеющимися средствами в бюджете Республики, на который одновременно распространяются ограничения по заработной плате для бюджетников, как это рекомендовано Международным валютным фондом и Всемирным банком
MultiUnДепартамент образования по заявкам школ провел семинар по выявлению и работе с детьми с дислексией, дисграфией и дискалькулией, предназначенный для педагогов, психологов, дефектологов .
Организовано обучение руководителей школ, педагогических и психологических служб, учителей и дефектологов из 8 общеобразовательных школ со специальными классами.
С этой целью в местном сообществе сформировано 18 комиссий по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в системе образования, в состав которых входят: педиатр, психолог, воспитатель, социальный работник, дефектолог .
В дальнейшем развитии по этому плану подчеркивается роль профессиональной службы ( дефектологов педагогов, психологов), которые следят за продвижением, адаптацией, обучением и общением, а также поддержкой учителей, учеников и родителей.
Курсы и семинары по специальности «Социальный педагог- Дефектолог »; «Подготовка логопедов»; «Логопеды»; Также завершены «Коррекция нарушений осанки и плоскостопия» и «Комплексная реабилитация детей с ОНС».
ЕврЛекс-2Классы инклюзивного образования обслуживают одновременно два педагога: учитель данного класса и дефектолог .
В последние несколько лет в ряде муниципалитетов предпринимаются инициативы по привлечению мобильных дефектологов в общеобразовательные школы в качестве поддержки детей с особыми образовательными потребностями, чтобы они могли свободно включаться в образовательную программу.
Практически в каждом дошкольном учреждении, помимо музыкального руководителя и заведующего физкультурой, есть педагог-логопед ( дефектолог ) и педагог-психолог.
ParaCrawl CorpusКонсультанты являются экспертами в своих областях, чаще всего это психологи, психиатры, дефектологи , социальные работники.
ParaCrawl CorpusПоказать малыша специалистам — неврологу, психологу и дефектологу .
ParaCrawl Corpusдефектолог оценит развитие речевого аппарата;
ParaCrawl CorpusСпециальные классы
Изображение
Специальный класс — это класс, состоящий из учащихся с ограниченными возможностями, которые были сгруппированы вместе из-за схожих индивидуальных потребностей, чтобы они могли получать специально разработанное обучение. В специальных классах содержание, методология или способ обучения адаптируются, чтобы обеспечить учащемуся доступ к общему учебному плану и возможность соответствовать образовательным стандартам, применимым ко всем учащимся. Услуги специального класса обслуживают учащихся с ограниченными возможностями, потребности которых не могут быть удовлетворены в рамках общеобразовательного класса даже с использованием дополнительных средств и услуг.
Прежде чем рекомендовать услуги специального класса, важно рассмотреть весь спектр дополнительных вспомогательных средств и услуг , которые позволят учащемуся получить образование вместе со своими сверстниками в максимально подходящей степени. Дополнительные пособия и услуги определяются как «помощь, услуги и другая поддержка, которые предоставляются в общеобразовательных классах, других условиях, связанных с образованием, а также во внеучебных и неакадемических условиях». Некоторые примеры включают предоставление блокнота, учебных материалов в других форматах (например, шрифтом Брайля или крупным шрифтом), альтернативные способы для учащегося продемонстрировать обучение, специальные рассадки, книги на пленке, выделенную работу, краткое изложение ключевых понятий в учебном пособии, поддержка сверстников, парапрофессиональная поддержка, план управления поведением или другие корректировки в проведении обучения, физической среде или социальной и поведенческой поддержке в классе.
До реформы специального образования помещение в специальный класс обычно решалось по принципу «все или ничего». Теперь школам рекомендуется составлять программы для учащихся по отдельным предметам в соответствии с их сильными сторонами, потребностями, предпочтениями и интересами и максимально проводить время со сверстниками, не являющимися инвалидами. По разным причинам в некоторых школах больше не проводятся специальные занятия. Хотя может быть несколько рекомендаций или комбинаций услуг, отвечающих потребностям учащегося, группы IEP не могут давать рекомендации на основании наличия или отсутствия специальной образовательной программы в целом или в конкретной школе. Школы должны обратиться за помощью в свой Центр полевой поддержки, если они не могут внедрить специальные образовательные программы и услуги в IEP учащегося.
Специальные классы и другая поддержка специального образования не ограничиваются «основными» предметами. Скорее, услуги, необходимые учащемуся для участия в общеобразовательной программе и достижения целей IEP, должны определяться индивидуально на основе способностей и потребностей каждого учащегося по каждому предмету или области обучения. Сюда входят кластерные предметы, специальные и другие «непрофильные» курсы.
В то время как многие учителя специального образования больше не имеют специальных программ полного рабочего дня, учителя специального образования на всех уровнях по-прежнему имеют право отдавать предпочтение назначению программы (ИКТ, автономная, SETSS и т. д.) и возрастной диапазон. Точно так же учителя специального образования в средних и старших классах, которые запрограммированы на неразумное количество различных курсов, каждый из которых требует подготовки, или несколько комнат, в которых можно преподавать, могут использовать процесс подачи жалоб на реорганизацию, чтобы оспорить свои назначения в соответствующих обстоятельствах.
Учитель специального образования отвечает за разработку и проведение обучения в специальных классах. Парапрофессионалы также могут оказать поддержку в классе. Учащимся, получающим услуги специального класса, также может потребоваться дополнительная поддержка, такая как сопутствующие услуги, адаптированное физическое воспитание, доступные учебные материалы, вспомогательные технологии и обучение поездкам.