Запоминание которое осуществляется без специальной цели запомнить называется: Повторение как способ запоминания материала, правильное заучивания текста | net22.ru

Повторение как способ запоминания материала, правильное заучивания текста | net22.ru

Произвольное и непроизвольное запоминание. Процесс памяти начинается с запоминания. Запоминание происходит как при выполнении человеком какой-либо деятельности, так и в виде специальной деятельности ума. В первом случае запоминание осуществляется без заранее поставленной цели и не требует усилия воли. Этот вид запоминания называют непроизвольным. Во втором случае перед человеком стоит специальная цель запомнить, и для достижения цели требуются волевые усилия. Этот вид запоминания называют произвольным.

Непроизвольно запоминается то, что затрагивает эмоции и чувства человека, тесно связано с удовлетворением его потребностей и имеет прямое отношение к его деятельности, а также то, что многократно повторяется. Произвольное запоминание особенно отчетливо проявляется в заучивании учебного материала и зависит от ряда условий, влияющих на его продуктивность. Экспериментально доказано, что при прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного.

Продуктивность произвольного запоминания в большой мере зависит от конкретности задачи запомнить (мнемической задачи). Ведь запомнить можно по-разному: полностью и выборочно, к определенному сроку и бессрочно, для отчета и для себя. Результаты запоминания в разных случаях будут разными. Конкретность мнемической задачи особенно важна в педагогической деятельности. Учитель обязан обратить внимание учащихся не только на то, что именно надо запомнить, но и в каком виде запомнить: точно или с передачей своими словами, в какой последовательности запоминать и т. п. Очень важно ориентировать учащихся на длительное запоминание.

  • Успех запоминания зависит от степени активности и самостоятельности человека.

Зависимость прямая. Если, например, ученик не только заучивает географические названия, но и выполняет разнообразные задания по географии — вычерчивает карты, наносит географические объекты на контурные карты, составляет план местности, собирает коллекции почв, полезных ископаемых, растений и т.

п., то учебный материал он запомнит лучше, чем при простом заучивании. Исследования советских психологов А. А. Смирнова, П. И. Зинченко и других обнаружили, что при активной и самостоятельной деятельности учащихся учебный материал запоминается непроизвольно. Более того, в этот момент специальная задача запомнить даже в какой-то степени мешает человеку, отвлекая его от дела. При этом, чем продуктивнее способы познавательной работы (например, способы решения задач, грамматического разбора и пр.), тем продуктивнее и непроизвольнее запоминание: человек запомнит точнее, полнее и прочнее.

Произвольное и непроизвольное запоминание надо организовывать по разному на разных этапах усвоения знаний. Если в классе изучается новый трудный материал, усвоение которого требует активной работы мышления детей, непроизвольное запоминание будет продуктивнее произвольного. Задачу запомнить ставить перед учащимися не обязательно, важно заставить их активно думать. На следующем этапе усвоения, когда надо прочно закрепить в памяти понятый материал, нужно ориентировать детей на произвольное запоминание и четко сформулировать мнемическую задачу.

При изучении легкого материала полезно сразу же ориентировать учащихся на произвольное запоминание.

Таким образом, мнемическое действие (запоминание) формируется на основе познавательного. Чем сложнее и активнее познавательное Действие, тем быстрее сформируется действие мнемическое. При несложной познавательной задаче мнемическое действие формируется как самостоятельное действие.

Механическое и осмысленное запоминание. Успех запоминания завидит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Оно опирается главным образом на обобщенные связи второй сигнальной системы. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

Механическое запоминание не экономно, требует многих повторений; механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий памяти и затрат времени, и оно более действенно.

  • Условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию.

Осмысливание материала осуществляется разными приемами. Это прежде всего выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана. Каждое наименование плана — это обобщенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части плана к следующим частям — это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает процесс припоминания. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.

Установлено, что учащиеся, которые при запоминании текстов составляли план, обнаружили более прочные знания, чем те дети, которые запоминали без плана.

Запоминание с помощью плана и без плана:

  1. — непосредственное воспроизведение;
  2.  — отсроченное воспроизведение;
  3.  — процент забывания при отсроченном воспроизведении.
  •  а — запоминание с планом;
  •  б — запоминание без плана

Из диаграммы видно преимущество плана при отсроченном воспроизведении. Через 10 дней после заучивания те школьники, которые пользовались планом, припомнили 53,1% смысловых единиц текста, а те, которые планом не пользовались, смогли воспроизвести только 41,6%. Полезным приемом осмысливания материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Изучая с детьми новый объект, учитель часто сопоставляет его с объектом, уже изученным, и тем самым включает новый материал в систему знаний.

Осмысливанию материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений, правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т.

п. Существуют и другие приемы осмысливания.

Прочность запоминания во многом зависит от повторения.

Повторение— важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками,  чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т. д. При активном повторении происходит оживление второсигнальных связей. Оно связано с осмысливанием материала.

Разнообразие форм повторения способствует образованию новых связей изучаемого материала с практикой, с жизнью. В результате запоминание делается более полным. Пассивное повторение не дает эффекта. В одном эксперименте учащиеся заучивали тексты путем пятикратного повторения. Анализ эффективности каждого чтения показал, что, как только повторение приобретает пассивный характер, заучивание становится непродуктивным.

Очень важно правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторения следуют одно за другим без перерыва. Например, если для заучивания стихотворения требуется 12 повторений, то ученик 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении чтения отделены друг от друга некоторыми промежутками.
Распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию учащихся и способствует более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы пятиклассников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным.

На рисунке графически изображены результаты заучивания.

  1. при концентрированном заучивании
  2. при распределенном заучивании

Полнее заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторений, а при распределенном способе— только 10, т. е. в 2,4 раза меньше.

Распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные учителя повторяют с учащимися учебный материал в течение целого года, но для того, чтобы не снизилась активность 1етей, они разнообразят приемы повторения, включают материал в но-вые и новые связи. Повторения особенно полезны в первые часы и дни после ознакомления с учебным материалом до тех пор, пока нервные связи в коре не укрепились и (согласно с химической гипотезой памяти) в нервных клетках не произошли структурные изменения белковых молекул. После этого повторения могут проводиться реже и с большими промежутками времени. К сожалению, в средней и высшей школе широко распространен среди учащихся менее

продуктивный способ повторения — концентрированный. Повторения сгущаются к концу определенного отрезка времени (к концу учебной четверти, полугодия или учебного года), идут почти без перерыва. В результате учащийся не успевает как следует осмыслить материал, устает, теряет активность и интерес. Материал он усваивает бессистемно, страдает глубина и прочность знаний.

  • Продуктивность запоминания в целом и по частям.

В психологии известно три способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ состоит в том, что материал (текст, стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от объема и характера его, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется общий смысл его, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.

Из указанных трех способов наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н. Шардакова). Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысливания, умения выделить главное. Такая деятельность осуществляется при большей сосредоточенности внимания, отсюда и большая ее продуктивность. В опытах М. Н. Шардакова учащимся, которые заучивали стихотворение комбинированным способом, потребовалось всего 9 повторений, при заучивании в целом — 14, а при заучивании по частям -16 повторений.

Очень важно, чтобы учителя помогали учащимся в выборе наиболее эффективных приемов умственной работы. Опыт показывает, что если предоставить школьников самим себе в выборе способов запоминания, то они часто пользуются наименее рациональными из них: механически делят учебный материал на равные части, многократно повторяют каждую часть в отдельности, не улавливают смысла того, что заучивают. Так, в одной школе некоторые ученики, заучивая стихотворение Шевченко «Жница», разделили его на части по строчкам и каждую строчку заучивали в отдельности. В результате ученица так воспроизвела его:

Они с лицами

веселыми жнут на поле.

Пшеницу, а детки им обед

несут и тихо,

улыбнулась жница…

Способы заучивания следует применять в зависимости от характера материала. При заучивании связанного текста лучше пользоваться комбинированным способом, частичный лучше применять при заучивании иностранных слов, географических названий. Небольшой по объему и легкий текст можно заучивать целиком.

Успех запоминания обеспечивается также самоконтролем при заучивании материала.

Очень важно при заучивании делать попытку воспроизводить материал. Это важно на всех этапах усвоения. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Когда ученик читает материал, ему может показаться, что он все знает. Он не делает никаких попыток воспроизводить, и в результате при ответе обнаруживает пробелы.

  • Продуктивность запоминания зависит и от характера материала.

Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного; логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Существует различие в запоминании описательных и объяснительных текстов: учащиеся младших и средних классов лучше запоминают художественные отрывки и естественнонаучные описания, хуже — общественно-исторические тексты; в старших классах это различие почти отсутствует.

  • Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала.

Приведенный в систему, он легче запоминается и дольше хранится в памяти. Исследования А. А. Смирнова и Л. В. Занкова выявили значительное преимущество в запоминании сгруппированного текста перед не сгруппированным. Систематизация мажет протекать в разных направлениях: путем объединения объектов запоминания по одному какому-либо признаку, например распределение предметов по группам в зависимости от цвета, величины, формы и пр. ; путем объединения материала (например, по истории) в хронологическом следовании событий и путем систематизации его в соответствии с предложенной учителем схемой, например при обобщенной характеристике географических зон и т. п.

Понравилась статья? Подпишись на обновления!
Твитнуть

⇐ Виды памяти человека, процесс запоминания информации,связь нервных процессов мозга и памяти

Память взрослого человека и ребенка, воспроизведение заученного материала, что такое забывание и запоминание ⇒

Свойства и виды памяти

27.12.2014

Память как познавательный процесс характеризуется следующими свойствами: объемом, быстротой запоминания, готовностью к воспроизведению, точностью воспроизведения, длительностью сохранения.

Объем памяти — важнейшее интегральное ее свойство, показывающее возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота запоминания определяется скоростью произвольного запоминания. Готовность к воспроизведению характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Точность воспроизведения отражает возможность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения говорит о способности человека удерживать определенное время необходимую информацию.

Известны люди с исключительной памятью. Так, А. С. Пушкин мог воспроизвести длинное чужое стихотворение после двукратного прочтения. В. А. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после двукратного прослушивания. Композитор М. А. Балакирев мог играть по памяти целые симфонические произведения.

Большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. Она представляет собой специфически человеческий феномен, ибо у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание — специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Для систематизации видов памяти исследователями предлагались различные классификации с разными исходными критериями (схема 13).


По характеру психической активности память подразделяется на двигательную (моторную), эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память — это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению различных движений. Она является основой для формирования различных практических и трудовых навыков (ходьба, письмо). В эмоциональной памяти запечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния в форме представлений. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека. Образная память обеспечивает возможность сохранять и использовать образы восприятия. Специфичность запечатленных образов зависит от особенностей восприятия человека, от работы системы анализаторов. Словесно-логический вид памяти выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

По характеру целей деятельности или по критерию произвольности различают непроизвольную и произвольную память. Если запоминание и воспроизведение осуществляются автоматически, без волевых усилий человека и контроля сознания, то это проявление непроизвольной памяти. И напротив, запоминание и воспроизведение, сопровождаемые напряжением воли, характеризуют произвольную память.

По критерию длительности сохранения материала память под разделяют на кратковременную, долговременную и оперативную. Кратковременной памяти свойственно очень краткое сохранение воспринимаемой информации. Этот вид запоминания наблюдается после однократного или очень краткого восприятия. Оперативная память обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, необходимой для осуществления человеком конкретной операции в текущей деятельности. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Например, материал, который пытается выучить студент перед экзаменом в четко заданные временные рамки, после сдачи экзамена полностью забывается. Этот вид памяти является переходным от кратковременной к долговременной памяти. Долговременная память хранит все знания человека, его опыт. Чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти.

По характеру приобретения информации память делят на генетическую и прижизненную. В генетической памяти хранится видовая информация, в прижизненной — индивидуальный опыт человека.

По способу запоминания память классифицируют на механическую и смысловую. Механическим называется такой вид запоминания, который осуществляется только путем повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей. Смысловая память опирается на установление и запоминание смысловых связей.

Ключевые слова: Память

Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Материалы по теме

Общие понятия памяти

Общие характеристики продуктивности памяти

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Рассеянный склероз

Клиническая психиатрия

Мнемические процессы

Милорадова Н. Г., Психология и педагогика

Формы памяти

Вейн А.М., Память человека

Возрастные и индивидуальные особенности памяти

Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Кратковременная и долговременная память

Память в научных теориях

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

памяти | Центр памяти и старения

Существует несколько типов воспоминаний:

  1. Эпизодические: Эпизодические воспоминания — это то, что большинство людей считают памятью , и они включают информацию о недавних или прошлых событиях и переживаниях, например, о том, где вы припарковали свой автомобиль. сегодня утром или ужин, который вы ели с другом в прошлом месяце. Воспоминание об опыте зависит от трех этапов обработки памяти: кодирования, консолидации/хранения и извлечения. Гиппокамп и окружающие его структуры в височной доле играют важную роль в эпизодической памяти и являются частью важной сети, называемой 9.Сеть режима по умолчанию 0008 , которая включает несколько областей мозга, включая лобные и теменные области, и участвует в функционировании эпизодической памяти.
  2. Семантика:  Семантическая память относится к вашим общим знаниям, включая знание фактов. Например, ваши знания о том, что такое автомобиль и как работает двигатель, являются примерами семантической памяти.
  3. Удаленный: Память о событиях, произошедших в далеком прошлом, представляет собой тип эпизодической памяти, именуемый  удаленный или долговременная память. Основная анатомия удаленной памяти плохо изучена, отчасти потому, что тестирование этого типа памяти должно быть персонализировано в соответствии с автобиографическим прошлым пациента. Что известно, так это то, что, как и семантическая память, удаленная память в конечном итоге становится независимой от гиппокампа и, по-видимому, «сохраняется» в большей степени в неокортексе. Вероятно, из-за этой уникальной нейроанатомии отдаленные эпизодические воспоминания не так сильно нарушаются, как недавние эпизодические воспоминания при нейродегенеративных заболеваниях (например, при болезни Альцгеймера).
  4. Рабочая: Рабочая память используется для описания процесса, когда человек «удерживает» и манипулирует небольшими битами текущей информации в уме, например, номером телефона. Хотя обычно называют краткосрочной памятью, рабочая память на самом деле более тесно связана с вниманием и подпадает под область исполнительной функции . Емкость нашей рабочей памяти ограничена, что позволяет нам одновременно удерживать в памяти только несколько битов информации. Рабочая память включает в себя лобную кору и теменную долю.

Каждый тип использует свою сеть в мозгу, поэтому один тип может быть поражен болезнью или травмой, в то время как другой тип функционирует нормально.

Создание памяти

Начальный этап формирования эпизодической памяти называется кодированием , который представляет собой процесс получения и регистрации информации. Кодирование необходимо для создания в памяти представлений информации или событий, с которыми вы сталкиваетесь. Процесс кодирования зависит от вашего внимания к событию или информации. То есть, если вы не обращаете внимания на событие, когда оно происходит, потому что вы отвлекаетесь, то вы с меньшей вероятностью вспомните детали этого события. Внимание является необходимым компонентом для эффективного кодирования событий или информации.

Кодирование эпизодических воспоминаний также зависит от того, как вы обрабатываете событие. Кодирование информации может быть усилено процессом обработки , который может включать установление связей с имеющейся информацией и/или соотнесение информации с вашим личным опытом. Например, если вас попросили запомнить и купить десять предметов в продуктовом магазине, вы, скорее всего, запомнили бы больше предметов, если бы использовали стратегию установления мысленной связи между предметами, а не просто повторяли бы предметы один за другим. пару раз. Использование мнемотехники или создание ассоциаций между тем, что нужно запомнить, и вашим личным опытом также может улучшить кодирование воспоминаний. Например, если вас познакомили с кем-то по имени Чарли, вы можете установить связь, что это то же имя, что и у вашего дяди, в качестве стратегии, которая поможет вам запомнить имя этого человека. В целом, эффективное кодирование — это начальный процесс, необходимый для формирования новой памяти.

Консолидация памяти , следующий шаг в формировании эпизодической памяти, это процесс, посредством которого следы памяти закодированной информации укрепляются, стабилизируются и сохраняются для облегчения последующего поиска. Консолидация также наиболее эффективна, когда хранимая информация может быть связана с существующей информационной сетью. Это также усиливается повторным доступом к информации, которую нужно запомнить. Нервные пути от гиппокампа к коре лежат в основе процесса консолидации и хранения. Количество нейронов, связанных с определенной памятью, а также частота, с которой они активируются вместе, помогают укрепить следы памяти в коре. Этот процесс консолидации происходит в течение нескольких дней или недель и может быть реорганизован при получении новой актуальной информации. Эта реорганизация способствует сохранению новой информации, но также продолжает укреплять ранее усвоенную информацию. После консолидации следа памяти его можно сохранить для последующего извлечения на неопределенный срок.

Последний шаг в формировании эпизодических воспоминаний называется извлечением , то есть сознательным воспоминанием информации, которая была закодирована и сохранена. Извлечение информации из эпизодической памяти зависит от контекстуальной информации или сигналов и от того, насколько эффективно информация была закодирована и сохранена в памяти. Таким образом, если информация не была закодирована должным образом из-за того, что вы отвлеклись, у вас может быть меньше шансов получить подробности события или информацию. Эмоциональные, семантические знания, обонятельные, слуховые и визуальные факторы могут выступать в качестве подсказок или контекстной информации, помогающей восстановить эпизодическую память. Например, вспоминая, где вы припарковали свой автомобиль, вы можете использовать в качестве подсказок цвет знака, возле которого вы припарковались, и/или пол парковки. Исследования также утверждают, что эпизодическое припоминание может быть связано с ощущением повторного переживания (т. е. «воспоминания») события. Чтобы вспомнить, где вы припарковали или не припарковали свой автомобиль, вы должны мысленно вернуться в тот момент или время, когда вы припарковались.

Память и слабоумие

Гиппокамп, окружающие его области и сеть режима по умолчанию подвержены многим типам неврологических нарушений. Одним из конкретных типов инсульта, обычно встречающихся у пожилых людей, является болезнь Альцгеймера. Болезнь Альцгеймера вызывается аномальным неправильным свертыванием белков (амилоида и тау), которые чаще всего возникают в медиальных височных структурах, включая гиппокамп, и, как известно, нарушают сетевые соединения в режиме по умолчанию. Действительно, ухудшение эпизодической памяти является отличительным признаком болезни Альцгеймера. В дополнение к гиппокампу и сети по умолчанию некоторые другие структуры мозга, которые играют роль в памяти, — это таламус, сосцевидные тела и миндалевидное тело.

Многие различные неврологические заболевания и состояния могут влиять на эпизодическую память. К ним относятся, помимо прочего, субарахноидальное кровоизлияние, травма, гидроцефалия, опухоли, нарушения обмена веществ, включая дефицит витамина B1, инфекционные и воспалительные состояния, такие как энцефалопатия Хашимото, и нейродегенеративные заболевания, такие как болезнь Альцгеймера. Эти заболевания непосредственно нацелены на структуры памяти (например, гиппокамп) и/или части сетей памяти (например, сеть режима по умолчанию). Как уже упоминалось, на эпизодическую память также влияет способность человека обращать внимание на окружающую среду. Следовательно, любые условия, нарушающие внимание, могут также нарушать кодирование информации. На внимание влияют многие состояния, такие как травма головы, деменция с тельцами Леви и делирий. Неврологические проблемы, такие как прием лекарств, тревога, депрессия или боль, также отрицательно влияют на эпизодическую память.

Нейропсихологическое тестирование

Распространенным способом оценки способностей к эпизодической памяти является использование нейропсихологических тестов, включая письменные, устные и компьютерные задания. Эти показатели дают клиницисту объективный метод оценки того, насколько хорошо функционирует эпизодическая память пациента по сравнению с его сверстниками. Нейропсихологи оценивают как вербальную, так и зрительную эпизодическую память. Просьба к испытуемому вспомнить список слов или историю — распространенные методы оценки вербальной эпизодической памяти. Просьба к испытуемому скопировать фигуру, а затем вспомнить ее позже, является обычным тестом зрительной эпизодической памяти. Нейропсихологическая оценка дополняет другие аспекты комплексной оценки и часто позволяет обнаружить нарушения, которые не фиксируются с помощью грубой нейроанатомической визуализации.

Конструктивная память: прошлое и будущее

1. Шнайдер А. Конфабулирующий разум. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета; 2008 [Google Scholar]

2. О’Коннелл С. Опасности полагаться на память в суде. Телеграф. 15 декабря 2008 г. [Google Scholar]

3. Лофтус Э.Ф. Показания очевидца. Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета; 1979 [Google Scholar]

4. Земмлер К., Брюэр Н. Воспоминания очевидцев. В: Браун Дж., Кэмпбелл Э., ред. Кембриджский справочник по судебной психологии. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета; 2010: 49–57. [Google Scholar]

5. Уэллс Г.Л., Олсон Э.А. Показания очевидца. Annu Rev Psychol. 2003; 54: 277–295. [PubMed] [Google Scholar]

6. Шек Б., Нойфельд П., Дуайер Дж. Фактическая невиновность: пять дней до казни и другие сообщения от ошибочно осужденных. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Doubleday; 2000 [Google Scholar]

7. Уэллс Г.Л., Смолл М., Пенрод С., Малпасс Р.С., Фулеро С.М., Brimacombe CAE. Процедуры опознания очевидцев: рекомендации по подборам и фоторепортажу. Закон Хам Поведение. 1998; 22: 603–647. [Google Scholar]

8. Бартлетт ФК. Вспоминая. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета; 1932 [Google Scholar]

9. Brainerd CJ., Reyna VF. Наука ложной памяти. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2005 [Google Scholar]

10. Лофтус Э.Ф. Внедрение дезинформации в человеческий разум: 30-летнее исследование пластичности памяти. Изучить память. 2005; 12:361–366. [PubMed] [Академия Google]

11. Митчелл К.Дж., Джонсон М.К. Мониторинг источника 15 лет спустя: что мы узнали из фМРТ о нейронных механизмах памяти источника? Психологический бюллетень. 2009; 135:638–677. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Schacter DL., Norman KA., Koutstaal W. Когнитивная неврология конструктивной памяти. Annu Rev Psychol. 1998; 49: 289–318. [PubMed] [Google Scholar]

13. Schacter DL., Slotnick SD. Когнитивная нейронаука искажения памяти. Нейрон. 2004; 44: 149–160. [PubMed] [Google Scholar]

14. Ньюман Э.Дж., Линдси С.Д. Ложные воспоминания: на кой черт они нужны? ApplCogn Psychol. 2009; 23:1105–1121. [Google Scholar]

15. Schacter DL., Guerin SA., St Jacques PL. Искажение памяти: адаптивная перспектива. Тенденции Cogn Sci. 2011; 15:467–474. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

16. Schacter DL. Семь грехов памяти: как разум забывает и вспоминает. Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin; 2001 [Google Scholar]

17. Schacter DL. Семь грехов памяти: выводы из психологии и когнитивной нейробиологии. Ами Психол. 1999; 54: 182–203. [PubMed] [Google Scholar]

18. Schacter DL., Addis DR. Когнитивная нейронаука конструктивной памяти: вспоминая прошлое и представляя будущее. Phil Trans R Soc LondB. 2007; 362:773–786. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

19. Шпунар К.К. Эпизодическая мысль о будущем: новая концепция. Перспектива Psychol Sci. 2010;5:142–162. [PubMed] [Google Scholar]

20. Curran T., Schacter DL., Norman KA., Galluccio L. Ложное распознавание после инфаркта правой лобной доли: память на общую и специфическую информацию. Нейропсихология. 1997; 35:1035–1049. [PubMed] [Google Scholar]

21. Schacter DL., Curran T., Galluccio L., Milberg W., Bates J. Ложное распознавание и правая лобная доля: тематическое исследование. Нейропсихология. 1996; 34: 793–808. [PubMed] [Академия Google]

22. Мулен С.Дж., Конвей М.А., Томпсон Р.Г., Джеймс Н., Джонс Р.В. Расстройство памяти: воспоминания в двух случаях стойкого дежавекю. Нейропсихология. 2005; 43:1362–1378. [PubMed] [Google Scholar]

23. Clancy SA., Schacter DL., McNally RJ., Pitman RK. Ложное распознавание у женщин, сообщивших о восстановлении воспоминаний о сексуальном насилии. Психологические науки. 2000;11:26–31. [PubMed] [Google Scholar]

24. Хипс К., Нэш М. Индивидуальные различия в раздувании воображения. Psychon Bull Rev. 1999; 6: 313–318. [PubMed] [Google Scholar]

25. Hyman IE., Billings FJ. Индивидуальные различия и создание ложных детских воспоминаний. Память. 1998; 6:1–20. [PubMed] [Google Scholar]

26. Виноград Э., Пелузо Дж.П., Гловер Т.А. Индивидуальные различия в восприимчивости к иллюзиям памяти. Appl Cogn Psychol. 1998; 12:S5–S27. [Google Scholar]

27. Zhu B., Chen C., Loftus EF., et al. Индивидуальные отличия ложных воспоминаний от дезинформации: когнитивные факторы. Память. 2010;18:543–55. [PubMed] [Google Scholar]

28. Goodman GS., Ogle CM., Block SD., et al. Ложная память для связанных с травмой списков Диз-Редигера-Макдермотта у подростков и взрослых с историей сексуального насилия над детьми. Дев Психопат. 2011; 23:423–438. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

29. Диз Дж. О предсказании появления определенных словесных вторжений в непосредственном воспоминании. J Exp Psychol. 1959; 58:17–22. [PubMed] [Академия Google]

30. Roediger III HL., McDermott KB. Создание ложных воспоминаний: запоминание слов, не представленных в списках. J Exp Psychol Learn Mem Cogn. 1995; 21:803–814. [Google Scholar]

31. Галло Д.А. Ассоциативные иллюзии Памяти. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис; 2006 [Google Scholar]

32. Галло Д.А. Ложные воспоминания и фантастические убеждения: 15 лет иллюзии DRM. Память Когнит. 2010; 38:833–848. [PubMed] [Google Scholar]

33. Posner Ml., Keele SW. О генезисе абстрактных идей. J Exp Psychol. 1968: 353–363. [PubMed] [Google Scholar]

34. Слотник С.Д., Шактер Д.Л. Сенсорная подпись, которая отличает истинные воспоминания от ложных. Нат Неврологи. 2004; 7: 664–672. [PubMed] [Google Scholar]

35. Koutstaal W., Schacter DL. Ложное распознавание изображений на основе Gist у пожилых и молодых людей. Дж Мем Ланг. 1997; 37: 555–583. [Google Scholar]

36. Smith SM., Ward TB., Tindell DR., Sifonis CM., Wilkenfeld MJ. Структура категорий и созданные воспоминания. Память Когнит. 2000; 28:386–95. [PubMed] [Google Scholar]

37. McClelland JL. Конструктивная память и искажения памяти: подход к параллельно-распределенной обработке. В: Schacter DL, изд. Искажение памяти: как разум, мозг и общество реконструируют прошлое. Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета; 1995: 69–90. [Google Scholar]

38. Рейна В.Ф., Брейнерд С.Дж. Теория нечетких следов: промежуточный синтез. Выучить Индивид.Разн. 1995; 7:1–75. [Академия Google]

39. Кутстал В., Верфаэлли М., Шактер Д.Л. Распознавание идентичных и сходных категориально связанных общих объектов: еще одно свидетельство ухудшения репрезентации сущности при амнезии. Нейропсихология. 2001; 15: 268–289. [PubMed] [Google Scholar]

40. Schacter DL., Verfaellie M., Pradere D. Нейропсихология иллюзий памяти: ложные воспоминания и узнавание у пациентов с амнезией. Дж Мем Ланг. 1996; 35:319–334. [Google Scholar]

41. Verfaellie M., Schacter DL., Cook SP. Влияние инструкций по поиску на ложное распознавание: изучение природы нарушения основной памяти при амнезии. Нейропсихология. 2002; 40:2360–2368. [PubMed] [Google Scholar]

42. Howe ML., Garner SR., Charlesworth M., Knott L. Яркая сторона иллюзий памяти: ложные воспоминания помогают детям и взрослым решать проблемы на основе прозрения. J Опыт детской психологии. 2011; 108:383–393. [PubMed] [Google Scholar]

43. Dewhurst SA., Thorley C., Hammond ER., Ormerod TC. Конвергентное, но не дивергентное мышление предсказывает подверженность иллюзиям ассоциативной памяти. Индивидуальный дифф. 2011; 51:73–76. [Google Scholar]

44. Абэ Н., Окуда Дж. , Судзуки М. и др. Нейронные корреляты истинной памяти, ложной памяти и обмана. Кора головного мозга. 2008; 18:2811–2819. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Cabeza R., Rao S., Wagner AD., Mayer A., ​​Schacter DL. Могут ли медиальные области височной доли отличить истинное от ложного? Связанное с событием исследование достоверной и иллюзорной памяти узнавания с помощью фМРТ. Proc Nat Acad Sci USA. 2001; 98:4805–4810. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

46. Schacter DL., Reiman E., Curran T., et al. Нейроанатомические корреляты истинной и иллюзорной памяти узнавания: данные позитронно-эмиссионной томографии. Нейрон. 1996; 17: 267–274. [PubMed] [Google Scholar]

47. Schacter DL., Buckner RL., Koutstaal W., Dale AM., Rosen BR. Позднее начало передней префронтальной активности во время истинного и ложного распознавания: связанное с событиями исследование фМРТ. Нейроимидж. 1997; 6: 259–269. [PubMed] [Академия Google]

48. Garoff-Eaton RJ., Slotnick SD., Schacter DL. Не все ложные воспоминания одинаковы: нейронная основа ложного узнавания. Кора головного мозга. 2006; 16:1645–1652. [PubMed] [Google Scholar]

49. Ким Х., Кабеса Р. Дифференциальный вклад префронтальной, медиальной височной и сенсорно-перцептивной областей в формирование истинной и ложной памяти. Кора головного мозга. 2007; 17:2143–50. [PubMed] [Google Scholar]

50. Kubota Y., Toichi M., Shimizu M., et al. Префронтальная гемодинамическая активность предсказывает ложные воспоминания — исследование спектроскопии в ближней инфракрасной области. Нейроизображение. 2006; 31:1783–9. [PubMed] [Google Scholar]

51. Garoff RJ., Slotnick SD., Schacter DL. Нейронные истоки специфической и общей памяти: роль веретенообразной коры. Нейропсихология. 2005; 43:847–859. [PubMed] [Google Scholar]

52. Демб Дж. Б., Десмонд Дж. Э., Вагнер А. Д., Вайдья С. Дж., Гловер Г. Х., Габриэли Дж. Д. Э. Семантическое кодирование и поиск в левой нижней префронтальной коре: функциональное МРТ-исследование сложности задачи и специфичности процесса. Дж. Неврологи. 1995; 15:5870–5878. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

53. Аминофф Э., Шактер Д.Л., Бар М. Корковые основы искажения контекстной памяти. J Cogn Neurosci. 2008; 20:2226–2237. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Бар М., Аминофф Э. Корковый анализ визуального контекста. Нейрон. 2003; 38: 347–358. [PubMed] [Google Scholar]

55. Бар М., Аминофф Э., Шактер Д.Л. Невидимые сцены: парагиппокампальная кора по своей природе поддерживает контекстуальные ассоциации, а не сцены или места как таковые. Дж. Неврологи. 2008; 28:8539–8544. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

56. Бар М. Проактивный мозг: использование аналогий и ассоциаций для создания прогнозов. Тенденции. Знания. 2007; 11: 280–289. [PubMed] [Google Scholar]

57. Гарри М., Мэннинг С., Лофтус Э.Ф., Шерман С.Дж. Раздувание воображения: представление о каком-либо детском событии повышает уверенность в том, что оно произошло. Psychon Bull Rev. 1996; 3: 208–214. [PubMed] [Google Scholar]

58. Лофтус Э.Ф. Выдуманные воспоминания. Я психолог. 2003; 58: 867–873. [PubMed] [Google Scholar]

59. Loftus EF., Pickrell JE. Формирование ложных воспоминаний. Психиатрическая Энн. 1995; 25:720–725. [Google Scholar]

60. Гонсалвес Б., Паллер К.А. Нейронные события, лежащие в основе воспоминаний о том, чего никогда не было. Нат Неврологи. 2000;3:1316–1321. [PubMed] [Google Scholar]

61. Гонсалвес Б., Ребер П.Дж., Гительман Д.Р., Пэрриш Т.Б., Месулам М.М., Паллер К.А. Нейронные доказательства того, что яркое воображение может привести к ложным воспоминаниям. Психологические науки. 2004; 15:655–660. [PubMed] [Google Scholar]

62. Джонсон М.К., Рэй С.Л. Мониторинг реальности. Psychol Rev. 1981; 88: 67–85. [Google Scholar]

63. Гофф Л.М., Рёдигер Х.Л. III. Инфляция воображения для событий действия: повторяющиеся представления приводят к иллюзорным воспоминаниям. Память Когнит. 1998; 26:20–33. [PubMed] [Google Scholar]

64. Kensinger EA., Schacter DL. Нейронные процессы, лежащие в основе атрибуции памяти в задаче мониторинга реальности. Кора головного мозга. 2006; 16:1126–1133. [PubMed] [Google Scholar]

65. Addis DR., Wong AT., Schacter DL. Вспоминая прошлое и представляя будущее: общие и различные нейронные субстраты во время построения и разработки событий. Нейропсихология. 2007; 45:1363–1377. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

66. Боцунг А., Денкова Э., Мэннинг Л. Переживание прошлых и будущих личных событий: данные функциональной нейровизуализации о нейронных основах мысленного путешествия во времени. Познание мозга. 2008; 66: 202–212. [PubMed] [Google Scholar]

67. Okuda J., Fujii T., Ohtake H., et al. Думая о будущем и прошлом: роли лобного полюса и медиальных височных долей. Нейроимидж. 2003; 19:1369–1380. [PubMed] [Google Scholar]

68. Хассабис Д., Кумаран Д., Магуайр Э.А. Использование воображения для понимания нейронной основы эпизодической памяти. Дж. Неврологи. 2007; 27:14365–14374. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

69. Spreng RN., Grady CL. Паттерны мозговой активности, поддерживающие автобиографическую память, проспектию и теорию разума, и их связь с сетью режима по умолчанию. J Cogn Neurosci. 2010; 22:1112–1123. [PubMed] [Google Scholar]

70. Шпунар К.К., Уотсон Дж.М., Макдермотт К.Б. Нейронные субстраты представления будущего. Proc Natl Acad Sci U S A. 2007;104:642–647. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

71. Addis DR., Wong AT., Schacter DL. Возрастные изменения в эпизодическом моделировании будущих событий. Психологические науки. 2008; 19:33–41. [PubMed] [Google Scholar]

72. Д’Аржембо А., Ван дер Линден М. Влияние эмоций на память для временной информации. Эмоции. 2005; 5: 503–507. [PubMed] [Google Scholar]

73. Д’Аржембо А., Ван дер Линден М. Индивидуальные различия в феноменологии мысленных путешествий во времени. Сознательное познание. 2006; 15:342–350. [PubMed] [Google Scholar]

74. Хассабис Д., Кумаран Д., Ванн С.Д., Магуайр Э.А. Пациенты с гиппокампальной амнезией не могут вообразить новые переживания. Proc Natl Acad Sci USA. 2007; 104:1726–1731. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

75. Рейс Э., Кин М.М., Верфаэлли М. Повреждение медиальной височной доли вызывает дефицит эпизодической памяти и эпизодическое мышление о будущем, не связанное с дефицитом построения повествования. Дж. Неврологи. 2011;31:10262–10269. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

76. Spreng RN., Levine B. Временное распределение прошлых и будущих автобиографических событий на протяжении жизни. Память Когнит. 2006; 34:1644–1651. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

77. Schacter DL., Addis DR., Buckner RL. Вспоминая прошлое, чтобы представить будущее: перспективный мозг. Nat Rev Neurosci. 2007; 8: 657–661. [PubMed] [Google Scholar]

78. Schacter DL., Addis DR., Buckner RL. Эпизодическое моделирование будущих событий: концепции, данные и приложения. Анн Н.Ю. акад. 2008; 1124:39–60. [PubMed] [Google Scholar]

79. Suddendorf T., Corballis MC. Эволюция предвидения: что такое мысленное путешествие во времени и уникально ли оно для человека? Behav Brain Sci. 2007; 30: 299–313. [PubMed] [Google Scholar]

80. Buckner RL., Andrews-Hanna JR. Шактер ДЛ. Сеть мозга по умолчанию: анатомия, функции и отношение к болезни. Анн Н.Ю. акад. 2008; 1124:1–38. [PubMed] [Google Scholar]

81. Spreng RN., Mar RA., Kim ASN. Общая основа автобиографической памяти, разведки, навигации, теории разума и режима по умолчанию: количественный метаанализ. J Cogn Neurosci. 2009;32:489–510. [PubMed] [Google Scholar]

82. Eichenbaum H., Cohen NJ. От. Подготовка к сознательному воспоминанию: системы памяти мозга. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2001 [Google Scholar]

83. Addis DR., Cheng T., Roberts PR., Schacter DL. Вклад гиппокампа в эпизодическую симуляцию конкретных и общих будущих событий. Гиппокамп. 2011;21:1045–1052. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

84. Schacter DL., Addis DR. О природе вклада медиальной височной доли в конструктивное моделирование будущих событий. Philos Trans R Soc B. 2009; 364:1245–1253. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

85. Addis DR., Schacter DL. Конструктивное эпизодическое моделирование: временное расстояние и детали прошлых и будущих событий модулируют взаимодействие гиппокампа. Гиппокамп. 2008; 18:227–237. [PubMed] [Google Scholar]

86. Addis DR., Pan L. , Vu MA., Laiser N., Schacter DL. Конструктивное эпизодическое моделирование будущего и прошлого: различные подсистемы основной сети мозга опосредуют воображение и запоминание. Нейропсихология. 2009; 47:2222–2238. [PubMed] [Google Scholar]

87. Martin VC., Schacter DL., Corballis MC., Addis DR. Роль гиппокампа в кодировании моделирования будущих событий. Proc Natl Acad Sci U S A. 2011;108:13858–13863. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

88. Ingvar DH. «Память будущего»: очерк о временной организации сознания. Гум Нейробиол. 1985; 4: 127–136. [PubMed] [Академия Google]

89. Мурти В.П., Ричи М., Адкок Р.А., ЛаБар К.С. ФМРТ-исследования успешного кодирования эмоциональной памяти: количественный метаанализ. Нейропсихология. 2010; 48:3459–3469. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

90. Паллер К.А., Вагнер А.Д. Наблюдение за превращением опыта в память. Trend Cogn Sci. 2002; 6: 93–102. [PubMed] [Google Scholar]

91. Шпунар К.К., Аддис Д.Р., Шактер Д.Л. Память для эмоциональных симуляций: воспоминания о радужном будущем. Психологические науки. 2012; 23:24–29. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

92. Д’Аржембо А., Рено О., Ван дер Линден М. Частота, характеристики и функции ориентированных на будущее мыслей в повседневной жизни. Appl Cogn Psychol. 2011; 35:96–103. [Google Scholar]

93. Kensinger EA. Вспоминая детали: эффекты эмоций. Emotion Rev. 2009; 1:99–113. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

94. Phelps EA. Эмоции и познание: выводы из исследований миндалевидного тела человека. Annu Rev Psychol. 2006; 57: 27–53. [PubMed] [Google Scholar]

95. Walker WR., Skowronski JJ. Затухание влияет на предвзятость: но для чего, черт возьми, это? Appl Cogn Psychol. 2009; 23:1122–1136. [Google Scholar]

96. King MJ., MacDougall AG., Ferris S., Herdman KA. , McKinnon MC. Эпизодическая симуляция будущих событий нарушена у пациентов с большим депрессивным расстройством. Психиатрия Res. 2011; 187:465–467. [PubMed] [Google Scholar]

97. Williams JM., Ellis NC., Tyers C., Healy H., Rose G., MacLeod AK. Специфика автобиографической памяти и образность будущего. Память Когнит. 1996; 24:116–25. [PubMed] [Google Scholar]

98. Маклауд А.К., Тата П., Кентиш Дж., Кэрролл Ф., Хантер Э. Тревога, депрессия и пессимизм, основанный на объяснении будущих положительных и отрицательных событий. Clin Psychol Psychother. 1997; 4:15–24. [Google Scholar]

99. Ruane D., MacLeod AK., Holmes EA. Моделирование эвристики и визуальных образов в пессимистике для негативных событий при тревоге. Clin Psychol Psychother. 2005; 12:313–325. [Академия Google]

100. Wheeler MA., Petersen SE., Buckner RL. Эхо памяти: яркое воспоминание активирует модально-специфическую кору. Proc Nat Acad Sci USA. 2000;97:11125–11129. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

101. Schooler JW., Gerhard D., Loftus EF. Качества нереального. J Exp Psychol Learn Mem Cognit. 1986; 12:171–181. [PubMed] [Google Scholar]

102. Джонсон М.К., Фоли М.А., Суенгас А.Г., Рэй К.Л. Феноменальные характеристики воспоминаний для воспринимаемых и воображаемых автобиографических событий. J Exp Psychol Gen. 1988; 117: 371–376. [PubMed] [Google Scholar]

103. Марке Т.А., Брейнерд С.Дж., Рейна В.Ф. Отличие истинных воспоминаний от ложных в криминалистическом контексте: может ли феноменология сказать нам, что реально? Appl Cogn Psychol. 2010; 24:1168–1182. [Google Scholar]

104. Мазер М., Хенкель Л.А., Джонсон М.К. Оценка характеристик ложных воспоминаний: Сравнение суждений «Помни/знай» и опросника характеристик памяти. Память Когнит. 1997;25:826–837. [PubMed] [Google Scholar]

105. Норман К.А., Шактер Д.Л. Ложное узнавание у молодых и пожилых людей: изучение характеристик иллюзорных воспоминаний. Память Когнит. 1997; 25:838–848. [PubMed] [Google Scholar]

106. Джонсон М.К., Нольде С.Ф., Мазер М., Куниос Дж., Шактер Д.Л., Карран Т. Сходство мозговой активности, связанной с истинной и ложной памятью узнавания, зависит от формата теста. . Психологические науки. 1997; 8: 250–257. [Академия Google]

107. Окадо Ю., Старк К. Нейронная активность во время кодирования предсказывает ложные воспоминания, созданные дезинформацией. Изучить память. 2005; 12:3–11. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

108. Stark C., Okado Y., Loftus EF. Визуализация реконструкции истинных и ложных воспоминаний с использованием сенсорной реактивации и парадигмы дезинформации. Изучить память. 2010;17:485–488. [PubMed] [Google Scholar]

109. Fabiani M., Stadler MA., Wessels PM. Истинные, но не ложные воспоминания производят сенсорную подпись в латерализованных потенциалах мозга человека. J Cogn Neurosci. 2000;12:941–949. [PubMed] [Google Scholar]

110. Лофтус Э.Ф., Дэвис Д. Восстановленные воспоминания. Annu Rev Clin Psychol. 2006; 2: 469–498. [PubMed] [Google Scholar]

111. McNally RJ., Geraerts E. Новое решение дебатов о восстановленных воспоминаниях. Перспектива Psychol Sci. 2009; 4: 126–134. [PubMed] [Google Scholar]

112. Хайман И.Е., мл. Пентланд Дж. Роль мысленных образов в создании ложных детских воспоминаний. Дж Мем Ланг. 1996; 35:101–117. [Google Scholar]

113. Бернштейн Д.М., Лофтус Э.Ф. Как определить, является ли конкретное воспоминание истинным или ложным. Перспектива Psychol Sci. 2009; 4: 370–374. [PubMed] [Google Scholar]

114. Rissman J., Greely HT., Wagner AD. Обнаружение отдельных воспоминаний посредством нейронного декодирования состояний памяти и прошлого опыта. Proc Natl Acad Sci USA. 2010;107:9849–9854. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

115. Schacter DL., Chamberlain JP.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *