Понятие завышенной самооценки у людей в психологии: признаки и причины
Содержание:
- Что означает завышенная самооценка
- Причина завышенной самооценки
- У женщин
- У мужчин
- У детей
- Основные признаки
- Как корректировать завышенную самооценку
- Как общаться с такими людьми
- Влияние высокой самооценки на жизнь
- Видео
В психологии специалисты активно используют такой термин, как самооценка. Она оказывает влияние на мысли и поступки человека. Существует ошибочное мнение, что завышенная самооценка – путь к успеху, процветанию и счастью. Чтобы разобраться в тонкостях этого понятия, необходимо не только дать ему определение, но и изучить причины появления, способы диагностики, а также варианты коррекции.
Повышенная самооценка
Что означает завышенная самооценка
Завышенная самооценка человека – это искаженное представление его о себе. Оно выражается в ложной переоценки собственных сил и значимости.
Самооценка и отношение к другим людям
Людей с завышенной самооценкой называют нарциссами. Они высокомерны, самонадеянны и горды. Хотя они сами предпочитают считать себя людьми, которые «знают себе цену».
В психологической практике 3 стадии завышенной самооценки
Стадия | Характеристика |
---|---|
Выше среднего | Уровень самоуважения человека соответствует его достижениям. При этом он испытывает трудности в признании собственных слабостей и ошибок. |
Высокая | Самомнение человека не соответствует его достижениям. Наблюдается завышение успехов в кругу семьи и друзей. |
Неадекватно высокая | Наблюдается формирование завышенной самооценки, при которой реальный и идеализированный образы практически не пересекаются. |
Человек не рождается с определенной стадией самооценки. Она формируется у него в течение всей жизни. Несмотря на негативные характеристики, высокая самооценка – это дуэт плюсов и минусов. С ними можно ознакомиться на картинке.
Плюсы и минусы высокой самооценки
Причина завышенной самооценки
Социально-психологические методы управления
Причины, которые приводят к развитию неправильного восприятия себя у мужчин, женщин и детей, различны. Чтобы понять природу возникновения неадекватного «Я», необходимо детально изучить каждую группу индивидов.
У женщин
Повышенная самооценка у женщин – это образ искаженного «Я», который сформировалс,я исходя из обстоятельств в данный момент времени.
Завышенная самооценка у женщин
Психологи выделяют следующие причины ее появления:
- Внешняя привлекательность. Когда девушка расцветает и начинает замечать на себе взгляды мужчин, ее самооценка может возвыситься до «небес».
- Если женщина одна работает в мужском коллективе, ее нарциссизм может «активизироваться». Ведь она одна из немногих, кто может трудиться наравне с мужчинами.
- Фотографии, отретушированные через фотошоп и набравшие сотни лайков в социальных сетях, могут спровоцировать развитие неадекватной оценки собственного «Я».
Несмотря на то, что женщины реже страдают от завышенной самооценки, именно у них она намного слабее, чем у мужчин. Поэтому девушкам-нарциссам легче избавиться от этого «воздушного замка» и обрести счастье.
У мужчин
Мужчина-нарцисс считает себя центровой фигурой во Вселенной. Его не интересуют интересы и мнения «серой массы». Именно так он воспринимает других людей.
Завышенная самооценка у мужчин
Среди основных причин развития повышенной самооценки можно выделить:
- Детские комплексы и травмы. Если ребенок не дополучил в семье любви, ласки, заботы, во взрослом возрасте он может требовать этого от других людей. В каждом человеке мужчина-нарцисс будет видеть прообразы «отца» или «матери», от которых можно получить положительные эмоции.
- Желание понравиться девушке может побудить мужчину завышать свои достижения, а также «строить» из себя того, кем не является. Постепенно выдуманный образ «прирастет» к своему хозяину вместе с размытой оценкой собственного «Я».
- Финансовая независимость и карьерные достижения могут спровоцировать развитие нарциссизма.
Завышенная, как и заниженная самооценка у мужчин может резко меняться на противоположную, провоцируя депрессии и фрустрации.
У детей
Завышенная самооценка у ребенка может характеризоваться неправильным воспитанием в семье. Часто неадекватным оцениванием себя страдают дети, которые росли без братьев и сестер. Младшие дети также подвержены развитию неадекватной самооценки, но это происходит намного реже.
Завышенная самооценка у детей
Среди основных причин появления нарциссизма можно выделить следующие «недочеты» в воспитании:
- ребенок в доме – хозяин и центр внимания, поэтому его самомнение возрастает «до небес»;
- все желания малыша исполняются безукоризненно и в короткие сроки;
- ребенок не знает слова «Нет» или «Нельзя»;
- за плохие поступки малыш не несет ответственности.
Постоянное потакание родителей прихотям своего чада приводит к искажению его восприятия собственного «Я». Ребенок теряет «магическую» связь с особенным местом в мире. Он начинает думать, что все вокруг делается только для него.
Основные признаки
Работа для интровертов — какая профессия подойдет для такого типа людей
Проявление повышенной самооценки у человека отчетливо заметно в общении с окружающими людьми. Самоуверенность негативно сказывается на коммуникации.
- Надменная манера общения. Индивид считает, что говорить на высоких тонах с людьми – это норма. При этом подобного обращения к собственной персоне не приемлет.
- Пренебрежительное отношение к критике. Человек с завышенной самооценкой на дух не выносит замечания и поучения в свой адрес. Иное мнение для него будет значить, как попытка унизить и оскорбить.
- Нежелание признавать свои ошибки. Индивид не умеет просить прощение и извиняться перед другими людьми.
- Желание поучать людей даже в незначительных вещах. Самоуверенный человек думает, что он знает все лучше других, поэтому без его советов никто не справится с возложенными на них задачами.
- Неспособность трезво оценить свои силы. Человек с высокой самооценкой, боясь выглядеть беспомощным, слабым и неуверенным, может браться за сложные дела, которые требуют колоссальных усилий и рисков. Из-за собственной самоуверенности любое подобное дело может окончиться крахом.
- Нежелание принимать мнение других людей. Индивид с завышенной самооценкой считает, что только он говорит правильные вещи, а все остальные ошибаются. Если в силу каких-либо обстоятельств ему придется принять точку зрения оппонента, он все равно не будет считать ее верной.
- В разговоре всегда присутствует местоимение «Я». О чем бы человек ни рассказывал, на первом месте будет фигурировать рассказ от первого лица с личным местоимением. Если в истории участвовали несколько лиц, то при пересказе происшествия речь все равно будет сведена только к одному единственному персонажу с завышенной самооценкой.
- Нежелание слушать собеседника. В разговоре люди с повышенной самооценкой часто перебивают оппонента, не дают ему договорить и меняют тему, когда им вздумается.
- На первом месте всегда стоят личные интересы. Потребности близких друзей и родных не будут удовлетворены, если они мешают реализации собственных желаний. Поэтому высокий уровень эгоизма – один из основных признаков высокой самооценки.
- Нежелание брать ответственность за собственные неудачи. У человека с повышенной самооценкой всегда есть виноватые люди. Если что-то не получается, это только их проделки. Если человек достигает успеха, это исключительно его заслуга.
- Растерянность и раздражительность при неудачах. Человека с завышенной самооценкой легко собьет с курса обычный промах в делах, потому что он всегда хочет быть во всем первым и лучшим. Кроме него никто не заслуживает этого звания. Чтобы собраться и снова следовать по намеченному плану, ему потребуется много времени для восстановления настроения и желания действовать.
- Желание оставлять последнее слово за собой. При любом общении индивид будет спорить до тех пор, пока оппонент не замолчит и не даст ему вставить «заключительную» речь.
Как корректировать завышенную самооценку
Самоотверженность людей — что это такое
Завышенная самооценка – прямой путь к одиночеству. Из-за нее с человеком не хотят общаться сначала коллеги по работе, потом отдаляются родственники и друзья. В конечном итоге человек остается совершенно один.
Важно! Завышенную самооценку можно и нужно корректировать.
Сравнение адекватной и неадекватной самооценки
Чтобы привести самооценку в норму, необходимо исходить от возраста индивида.
Если речь идет о ребенке, то коррекционная работа должна проводиться в совокупности со следующими рекомендациями:
- Родителям необходимо принимать ребенка вне зависимости от наличия у него негативных или положительных качеств.
- Забота от близких людей должна исходить 24 часа в сутки. Нельзя лишать малыша тепла и ласки из-за неправильных поступков с его стороны, даже если он совершил плохой поступок.
- Не стоит хвалить внешность ребенка, сравнивая ее с другими детьми. Даже если он очень красивый, другие дети не должны быть занижены.
- Если социальный статус семьи находится на высшем уровне, нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал свое превосходство из-за финансового положения.
- Не стоит требовать со школьника только хороших оценок в школе. Подростка нужно приучать к восприятию ошибок как к чему-то естественному и нормальному.
- Чтобы ребенок мог правильно развиваться, следует учить его ставить перед собой цели и разрабатывать варианты их достижения. Не стоит ставить в пример других детей. Это может понизить самооценку юной личности.
- Не стоит ограждать его от трудностей. Именно они помогут сформировать у малыша ощущение собственных возможностей. Бороться должен уметь каждый человек – нельзя лишать его этого опыта.
- Необходимо учить детей брать на себя ответственность за совершенные поступки. Любое действие имеет последствия, об этом ребенок должен помнить.
Психокоррекция самооценки у взрослого человека требует более тщательного подхода.
Важно! Сформировавшийся характер и привычки трудно менять без помощи опытного психолога.
Несмотря на это, существует ряд рекомендаций, которые могут приблизить самооценку человека к ее нормальному состоянию:
- Необходимо осознать наличие проблемы – завышенной самооценки.
- Не стоит агрессивно относиться к мнению окружающих. Нужно стараться выделить в каждом из них несколько достоинств, которые обязательно пригодятся в жизни.
- Не следует обижаться на критику. Конструктивные замечания всегда можно принять к сведению.
- Не стоит винить в неудачах других людей. Если дело потерпело крах, следует в первую очередь проанализировать свои действия, выявить ошибки и сделать выводы на будущее.
- Не нужно идеализировать себя и людей. У каждого есть свои положительные и отрицательные стороны. Наличие недостатков – не повод заниматься самобичеванием или критикой других.
- Не стоит сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек – личность со своим «набором» качеств, интересов, взглядов. Нет двух одинаковых людей. Стать другим – не получится, поэтому сравнением заниматься бессмысленно.
- Необходимо учиться прощать, просить помощь, извиняться. Каждый может ошибиться, оступиться или вспылить.
Невозможно насильно заставить взрослого человека изменить свою самооценку. Любые попытки могут столкнуться с агрессией и конфликтом с его стороны. К решению измениться он должен прийти сам. Только в этом случае можно ожидать положительного исхода.
Как общаться с такими людьми
Общение с нарциссами – довольно сложное занятие, ведь мало кому понравится постоянно быть плохим, неправым и неинтересным.
Важно! Не стоит бояться ставить людей с завышенной самооценкой на место.
Не нужно робеть при общении с нарциссом
Все общение с нарциссом должно базироваться на собственной уверенности в себе. При беседе с таким человеком необходимо придерживаться следующих правил:
- не нужно бояться отстаивать свое мнение;
- не следует повышать тон при разговоре;
- язык тела необходимо держать под контролем;
- не нужно переходить на оскорбления;
- не следует принимать близко к сердцу все, что говорит нарцисс.
Общение с нарциссом должно быть максимально непосредственным и точным. При назревании конфликта лучше завершить диалог.
Влияние высокой самооценки на жизнь
Высокая самооценка не приносит человеку счастья. Нарциссы пытаются убедить окружающих в обратном, но этим они еще хуже делают себе.
Повышенная самооценка – путь к одиночеству
Повышенная самооценка негативно влияет на все сферы жизни человека:
- Она не позволяет человеку расслабиться и насладиться моментом «здесь и сейчас». Постоянное чувство неудовлетворенности собой стимулирует к самобичеванию, критике и внутреннему напряжению.
- Из-за постоянного страха совершить ошибку или попросить помощи нарциссы попадают в ситуации, из которых не могут выйти. Это может стать причиной развития фрустрации.
- Нарциссы стремятся достичь высокого социального статуса и финансовой независимости. Достижения не приносят радости, так как все время возникает ощущение «Я могу лучше, я приложил мало усилий». Все победы обесцениваются, а на душе остается только пустота.
- Отношения с окружающими выстраиваются трудно. Из-за высокой самооценки нарциссы редко заводят семью и друзей. Межличностные аттракции если и возникают, то быстро сходят на «нет».
Каждый человек обладает самооценкой. Неадекватное восприятие себя ведет не только к внутренней дисгармонии, но и внешним проблемам с окружающим миром. Лучше заранее позаботиться о себе и привести свою самооценку в норму.
Видео
youtube.com/embed/-k5vsribe3I?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Автор:
Нaтaлия ПогорелаяСамооценка человека
«Смелость быть – это мужество принять себя со всеми своими негативными сторонами…»
Пауль Йоханнес Тиллих
Что такое самооценка?
Самооценка — это субъективная оценка человеком собственной ценности, положительные или отрицательные оценки себя. Самоуважение включает в себя убеждения о себе (например, «я нелюбим», «я достоин»), а также преходящие эмоциональные состояния, такие как триумф или отчаяние, гордость или стыд.
Самооценка может быть явной или неявной. Под неявной самооценкой понимается склонность человека оценивать себя положительно или отрицательно спонтанно, автоматически или бессознательно, проявляющуюся как постоянный эмоциональный фон восприятия себя. Явная самооценка подразумевает более сознательную и рефлексивную оценку себя. Такая самооценка актуализируется в сознании периодически, чаще в ответ на жизненные события.
Различают также условную и безусловную самооценку. Условная самооценка происходит из внешних источников, таких как то, что говорят о человеке другие, уровень успеха или неудач, компетентность, или зависящая от отношений самооценка. Условная самооценка характеризуется нестабильностью, ненадежностью и уязвимостью. Лица, у которых занижена безусловная самооценка, предрасположены к непрерывному невротическому стремлению в подкреплении условной самооценки. Однако, поскольку стремление к условной самооценке основано на получении одобрения других людей, оно чаще всего обречено на провал, поскольку никто не получает постоянного одобрения, а неодобрение способно вызывает разочарование, подавленность и депрессию. Более того, страх неодобрения от других препятствует реализации свободной воли в действиях человека, в которых он ожидает повышенную вероятность неудачи и непризнания.
Когда самооценка положительная, человек обладает уверенностью в себе и чувством собственного достоинства. Такая личность довольна собой и своими способностями, тем, кем она является, уровнем своих возможностей и компетенций. Уровень самооценки может колебаться в зависимости от жизненных обстоятельств и этапов личностного роста, но базовый ее уровень, сформированный в детстве и в период взросления, остается относительно стабильным и устойчивым. Здоровая самооценка делает человека стойкими и оптимистичным (обладающим психологическим резилиансом), обуславливает здоровый стиль межличностных отношений и позволяет защищаться от психологического контроля и манипуляций со стороны отдельных личностей и общественно-государственных институтов.
К сожалению, в тоталитарных обществах и в некоторых религиозных конфессиях психологический контроль над людьми основан на хроническом разрушении самооценки и подмене самоуважения и самоэмпатии, потребностью в поиске внешней референции и внешней самооценки. Все эти приемы основаны на эксплуатации древних инстинктов принадлежности («стадный инстинкт»). Всем известны такие советские деструктивные идеологические вирусы как «Жить ради других», «Общественное — выше личного», «Жертвуй собой ради общего дела», «Будь как все» и т. п. В тоталитарном обществе самооценку всегда стараются подменить на внешнюю оценку, манипуляция которой позволяет легко управлять человеком. В переиначенных трактовках изначального христианства (не во всех, по счастью — в лютеранстве никто не разрушает самооценку паствы) прекрасное учение о смиренномудрии (мудром смирении) превратилось в проповедуемое самоосуждение и самоуничижение: «мы все грешны, сиры и убоги, немощны и сами неспособны ни на что», что разрушает самооценку людей, приводит к развитию синдрома выученной беспомощности, смещает локус контроля изнутри кнаружи, позволяя заинтересованным лицам и структурам манипулировать людьми и обществом в целом в своих целях. Вопреки ожиданиям тоталитарных или религиозных социальных инженеров разрушенная самооценка, хотя и позволяет лучше контролировать людей, но при этом наносит значительный ущерб общественному благу, исправление которого занимает многие десятилетия – пока сменится господствующая идеология и поколения – ее носители.
Самооценка и самоэмпатия
Самоунижение и самоосуждение уничтожает еще один важнейший элемент психического здоровья человека – самоэмпатию. Способность относиться к себе самому с состраданием, добротой, заботой и поддержкой обуславливает возможность здоровой эмпатии к чувствам и переживаниям других людей (эмоциональный интеллект) [Neff & Dahm, 2015]. Человек, лишенный эмпатии к себе, не сможет проявлять эмпатию к другим людям. Низкая или отсутствующая эмпатия обуславливает значительную часть нарушений в межличностных отношениях у людей, отличающихся нарциссизмом, макиавеллизмом, садизмом и другими вариантами расстройств личности (психопатиями). Не случайно, чем больше в обществе людей с разрушенной самооценкой, тем хуже общий уровень межличностной эмпатии в обществе.
Самоэмпатия или сочувствие к себе просто требует, чтобы человек замечал и осознавал, что с ним происходит. При этом какой-то один или несколько аспектов личности (например, «взрослый», «родитель» или «профессионал») эмпатически наблюдает за тем аспектом личности (например, «ребенок»), который испытывает сильные эмоциональные переживания [Jordan, 1997]. Внимательное сочувствие к себе обеспечивает человеку как эмоциональный и рациональный (когнитивный) доступ к собственному внутреннему миру. Это дает возможность эффективно интегрировать все позитивные и негативные аспекты настоящего и прошлого опыта без осуждения, но с критической оценкой для собственного личностного роста [Sherman, 2014].
Здоровая, завышенная и заниженная самооценка
Со многих точек зрения предпочтительнее использовать термины «здоровая» и «пониженная самооценка», а не «высокая» и «низкая», потому что завышенная самооценка также является нездоровой, хотя и не наносит человеку такого урона, как заниженная. Завышенной самооценкой обладают нарциссы, тщеславные люди, макиавеллисты и т.п. Хотя, на практике, внешние проявления завышенной самооценки (хвастовство, гордость), чаще являются компенсацией стыда и неуверенности, происходящей от заниженной самооценки, когда человек зависит от мнения других. Высокая самооценка в этом случае выступает в роли психологической защиты от негативных оценок других. Несмотря на субъективно высокую самооценку, их позитивное самовосприятие хрупко и уязвимо для критики. Защищающиеся люди с высокой самооценкой имеют подсознательные сомнения и неуверенность в себе, что заставляет их очень негативно реагировать на любую критику. Такие люди нуждаются в постоянной положительной обратной связи от других, чтобы поддерживать чувство собственного достоинства. Необходимость многократной похвалы может быть связана с хвастливым, высокомерным поведением или иногда даже с агрессивными и враждебными чувствами по отношению к любому, кто сомневается в высоких достижениях и положении такого человека [Jordan, Spencer, Zanna, 2003].
Формирование самооценки
Низкая самооценка может быть результатом действия различных факторов, включая генетические факторы, внешний вид или вес, проблемы с психическим здоровьем, социально-экономический статус, значительные эмоциональные переживания, социальные стигмы («косой», «лох», «заика», «неудачник»), психологическое давление со стороны сверстников или издевательства.
Жизненный опыт человека — главный источник того, как развивается самооценка. Первые годы жизни ребенка и стили родительского воспитания, определяющие соотношение в жизни ребенка положительного и отрицательного опыта, оказывают значительное влияние на формирование самооценки. Безусловная (не зависящая от поведения или достижений ребенка) любовь родителей помогает сформировать устойчивое самоуважение и здоровую самооценку на фоне базового доверия миру. Детей со здоровой самооценкой обычно воспитывают родители с преобладающим авторитетным стилем воспитания, проявляющие искреннюю любовь, заботу и участие, воспитывающие ребенка, прежде всего, своим примером, устанавливающие четкие стандарты поведения для своего ребенка, позволяя ему свободно выражать свое мнение при принятии решений. Способствовать развитию нормальной самооценки может и попустительский стиль воспитания. Авторитарный и безразличный тип родительского воспитания неминуемо приводит к формированию нездоровой самооценки, потому что детский опыт, способствующий формированию здоровой самооценки, непременно включает в себя то, что ребенка выслушивают, с ним уважительно разговаривают, уделяют должное внимание и привязанность, а также признают достижения, при том, что принимают и ошибки с неудачами. Переживания же, которые способствуют заниженной самооценке, включают в себя резкую критику, физическое, сексуальное или эмоциональное насилие, игнорирование, насмешки или поддразнивания или постоянное ожидание только «идеальности» во всем [Raboteg-Saric, Sakic, 2014]. Родители детей с низкой самооценкой обычно сами имеют низкую самооценку и недовольны друг другом. Они не моделируют хорошие навыки взаимоотношений, включая сотрудничество, здоровые границы, напористость и умение разрешать конфликты. Деструктивные для самооценки родители могут быть оскорбительными, контролирующими, вмешиваться, манипулировать, безразличными, непоследовательными или просто озабоченными. Прямо или косвенно они могут стыдить своих детей чувства и личные качества, чувства и потребности. Небезопасно быть, доверять и выражать себя.
В школьном возрасте академическая успеваемость вносит значительный вклад в развитие самооценки. Последовательное достижение успехов или постоянные неудачи, буллинг будут иметь сильное влияние на индивидуальную самооценку. Социальный опыт — еще один важный фактор повышения самооценки. По мере того, как дети ходят в школу, они начинают понимать и распознавать различия между собой и своими одноклассниками. Используя социальные сравнения, дети оценивают, справились ли они лучше или хуже одноклассников в различных видах деятельности. Эти сравнения играют важную роль в формировании самооценки ребенка и влияют на положительные или отрицательные чувства, которые они испытывают к себе. В подростковом возрасте влияние сверстников становится все более важным. Подростки оценивают себя, основываясь на своих отношениях с близкими друзьями. Успешные отношения между друзьями очень важны для развития у детей высокой самооценки. Социальное признание вызывает уверенность и высокую самооценку, тогда как отвержение сверстниками и одиночество вызывают сомнения в своей ценности и приводят к формированию заниженной самооценки [Leary, Baumeister, 2000].
В подростковом возрасте наблюдается рост самооценки, которая продолжает расти в молодом и среднем возрасте. Умеренное снижение наблюдается в период от среднего возраста к старости. Причины изменчивости могут быть связаны с различиями в состоянии здоровья, когнитивных способностях и социально-экономическом статусе в пожилом возрасте.
Заниженная самооценка
Нарушенная самооценка негативно влияет на способность человека справляться со стрессовыми и кризисными ситуациями, невзгодами и разочарованиями. Это влияет на все отношения, включая отношения с человека с самим собой. Когда самооценка снижается, человек чувствует себя неуверенно, сравнивает себя с другими, сомневается в себе и критикует себя. Такой человек не признает свою ценность, не уважает себя и не способен выражать свои потребности и желания. Вместо этого обладатель заниженной самооценки может жертвовать собой, подчиняться психологическому контролю и манипуляциям, самому пытаться манипулировать другими, угождать им, или разрушать их самооценку, чтобы самоутвердиться, испытывать сильную зависть и ревность, становиться сверхчувствительными к критике, бояться пробовать новое, чтобы не потерпеть неудачу.
Человек с низкой самооценкой может обладать некоторыми из следующих характеристик:
- Сильная самокритика и недовольство собой.
- Повышенная чувствительность к критике с обидой на критиков и необходимостью защищаться.
- Хроническая нерешительность и чрезмерный страх ошибок.
- Чрезмерное желание угодить и нежелание вызывать недовольство других.
- Перфекционизм, который может привести к разочарованию, когда результат не достигнут.
- Невротическая вина, зацикленность на прошлых ошибках или преувеличение их.
- Плавающая враждебность, общая защитная реакция и раздражительность без какой-либо непосредственной причины.
- Пессимизм и общий негативный взгляд на вещи.
- Зависть, злоба или постоянное негодование.
- Принятие временных неудач за общий жизненный неуспех.
Сравнение здоровой и заниженной самооценки
В следующей таблице перечислены симптомы, которые отражают здоровую и пониженную самооценку. Помните, что самооценка постоянно меняется.
Здоровая самооценка |
| Снижение самооценки |
Ощущение баланса («Я в порядке») | Ощущение недостатка чего-то, ущербности | |
Здоровое ощущение собственной ценности и значимости | Отсутствие ощущения собственной ценности, чувство своей незначительности | |
Чувство своей компетентности и уверенности | Сомнения в себе, ощущение некомпетентности, боязнь рисковать | |
Принимать себя как есть | Осуждать и не любить себя | |
Проявлять честность и порядочность | Прятаться за других и соглашаться с ними | |
Доверять себе | Спрашивать мнения других | |
Принимать похвалу | Отклонять или не доверять похвале | |
Принимать внимание | Избегать, не любить внимания | |
Быть самостоятельным, уважать себя и свои чувства и потребности | Обесценивать собственные чувства, желания или потребности | |
Иметь внутренний локус контроля (брать на себя ответственность за все происходящее с собой) | Требуется руководство или одобрение других, сваливание ответственности на других (внешний локус контроля) | |
Мотивация и действия для достижения целей | Боится начинать что-то делать или менять | |
Иметь чувство собственного достоинства | Разрешать использовать себя, ставить других на первое место | |
Здоровые личные границы | Проницаемые или мягкие личные границы | |
Иметь сострадание к себе | Самокритика, ненависть к себе | |
Радоваться успехам других | Завидовать и сравнивать себя с другими | |
Принимать других такими, как они есть | Критиковать и осуждать других | |
Удовлетворенность отношениями | Быть несчастливым в отношениях | |
Напористость, активность | Боязнь выразить себя | |
Оптимистичность | Тревога и пессимизм | |
Адекватная реакция на критику | Защита от реальной или предполагаемой критики |
Самооценка влияет на все
Здоровая самооценка и самоуважение влияет не только на то, что человек думает, но и на то, как он себя чувствует и ведет. Это имеет серьезные последствия для ощущения счастья и общей удовлетворенности жизнью. Самооценка значительно влияет на все события в жизни, включая отношения, работу и цели, а также то, как человек заботится о себе, своих близких, своих детях и относится к обществу в целом. Уровень самооценки определяет вероятность академических и профессиональных, общий уровень счастья, удовлетворение в браке и отношениях, и вероятность девиантного или преступного поведения [Orth, Robbins, 2014]. Самооценка связана с прощением в отношениях, поскольку люди с высокой самооценкой будут более снисходительны, чем люди с низкой самооценкой. Люди со здоровой самооценкой обычно имеют лучшее общее состояние здоровья и пониженные факторы риска сокращения ожидаемой продолжительности жизни.
Хотя такие жизненные кризисные события, такие как расставание, болезнь или потеря дохода, могут в краткосрочной перспективе значительно снизить самооценку, у здорового человека она достаточно быстро восстанавливается. Даже когда человек со здоровой самооценкой терпит неудачу, это не снижает его самооценку, а лишь влияет на адаптивный пересмотр используемых тактик и стратегий. Люди со здоровой самооценкой доверяют себе, даже когда дела идут не очень хорошо. При этом они трезво рассматривают все внешние и внутренние причины (свои ошибки и недостатки), а затем корректируют то, что они в силах изменить, приспосабливаясь к тем внешним условиям, которые поменять они не в силах.
Самооценка и отношения
Отношения с самим собой и оценка себя определяют то, как человек относится и оценивает других людей. Самооценка определяет стиль общения, границы и способность человека на близость. Исследования показывают, что партнер со здоровой самооценкой может положительно влиять на самооценку своего партнера, а низкая самооценка предвещает отрицательный исход для отношений, что в свою очередь нанесет дополнительный урон самооценке.
Нарушенная самооценка мешает партнерам говорить о своих желаниях, потребностях и делиться чувствами. Это ставит под угрозу честность и близость в отношениях. В результате неуверенности, стыда и заниженной самооценки в детстве может развиваться тревожно-зависимый или избегающий стиль привязанности, который значительно затрудняет близость. Причем при поиске партнера людей с нарушенной привязанностью обычно привлекает человек с такими же проблемами («он меня понимает»), что дополнительно затрудняет близость. Как правило, люди позволяют другим обращаться с собой так, как они заслуживают. Когда люди не уважают себя, они не ожидают, что к ним будут относиться с уважением. Нарушенная самооценка может приводить к желанию заслужить от других подкрепление, в результате чего, человек начинает отдавать больше, чем получает взамен. Трудоголизм имеет те же психологические корни. Также человек, избыточно критикующий себя, будет столь же критичен и к другим людям. Нарушенная самооценка может сделать человека подозрительным избыточно зависимым или чрезмерно требовательным к партнеру.
Повышение самооценки
Нередко людям приходится всю жизнь борются со своей нарушенной самооценкой и вытекающими из этого последствиями. Но каждый человек имеет возможность измениться и изменить свою жизнь. Повышение самооценки означает познать себя и полюбить себя, таким как есть — построить доверительные и любящие отношения с самим собой, как если бы внутренне Я – было бы другом, и задача человека — стать лучшим другом для самого себя. Это требует внимательного слушания себя, тишины и спокойствия в душе, и настойчивости. Безисходная альтернатива этому пути — постоянно пытаться улучшить себя или завоевать чью-то любовь, при этом никогда не чувствуя себя по-настоящему любимым или самодостаточным, все время ощущая, что чего-то важного в жизни не хватает.
Любому человеку трудно выйти за пределы собственных мыслей и убеждений, чтобы увидеть себя с другой точки зрения. Психотерапия может помочь изменить взгляды и отношение к себе. Когнитивная поведенческая терапия позволяет повысить самооценку через поиск неверных убеждений, когнитивных искажений и стереотипов поведения по отношению к себе. Такой вид терапии наиболее эффективен в сочетании с медитацией, которая позволяет человеку открыть доступ к своей бессознательной сфере. Также было доказано, что ведение дневника улучшает настроение и уменьшает депрессию. Тревожные переживания можно контролировать с помощью техники остановки мыслей. Ведение дневника также может помочь отслеживать взаимодействие с другими людьми и внутренний диалог с собой.
Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью.
Андрей Демкин
Что такое низкая самооценка и как ее повысить?
Низкая самооценка
Люсинда Милн, диплом по консультированиюОпубликовано 12 июля 2018 г. | Обновлено 25 мая 2023 г.
У вас низкая самооценка? Это чрезвычайно распространенная проблема — вы не одиноки.
Здесь мы говорим о характеристиках и о том, как можно повысить самооценку.
Каковы характеристики низкой самооценки?
Некоторые из наиболее распространенных характеристик низкой самооценки:
- депрессия/грусть
- тревог
- плохое настроение
- избегание социальных ситуаций
- чувство неполноценности
- негативно сравнивая себя с другими
- трудно принимать комплименты
- пренебрежение собственными потребностями, особенно эмоциональными
- ставить потребности других выше себя
- низкие ожидания
- трудности в создании/поддержании отношений
- озабоченность своим влиянием на других
- трудности с доверием собственному суждению
- искаженное представление о себе
Все эти характеристики могут привести к тому, что мы будем избегать переживаний, которые когда-то доставляли нам удовольствие. Преувеличенное негативное мышление поощряет преувеличение любого опыта, который у нас был, что мешает нам пытаться снова.
Говорить себе просто быть более уверенным не получится, так как нам нужна прочная доказательная база, чтобы двигаться вперед. Это не быстрый процесс, так как есть вероятность, что ваша уверенность и самооценка были подорваны в течение значительного периода времени.
Вспомните случаи, когда вы чувствовали, что ваша самооценка была самой низкой (работа, социальные ситуации, отношения и т. д.). Определив это, вы можете начать работать над этим. Есть много способов повысить самооценку. Или вы можете обнаружить, что разговор с квалифицированным консультантом может помочь вам развить навыки, необходимые для улучшения самочувствия.
Как повысить самооценку?
Существуют методы повышения самооценки. Некоторые из них могут быть:
- Старайтесь быть более напористым в различных ситуациях.
- Делайте то, что позволяет вам чувствовать себя позитивно.
- Поймайте негативные разговоры с самим собой и примите во внимание их обоснованность.
- Поставьте перед собой задачу или цель. Убедитесь, что это реалистично!
- Заботьтесь о себе как о физическом, так и об эмоциональном состоянии.
- Занимайтесь тем, что вам действительно нравится.
- По возможности избегайте людей, оказывающих на вас негативное влияние, и общайтесь с теми, кто оказывает на вас положительное влияние. Или просто чья компания вам нравится.
- Признавайте свои достижения, какими бы маленькими они ни были.
- Старайтесь не избегать неудобных для вас ситуаций; успешная демонстрация может укрепить доверие, если вы признаете достигнутые успехи.
Как я могу увидеть более полную картину?
Может быть очень полезно рассмотреть ситуацию с точки зрения кого-то другого или попробовать взглянуть на ситуацию «с высоты птичьего полета». Вид с вертолета позволяет нам подняться над ситуацией и увидеть весь вид, а не только нашу перспективу. Когда мы находимся вблизи, мы менее объективны. Когда мы видим более широкую картину, мы можем увидеть влияние каждого человека, вовлеченного в ситуацию, и быть более объективными в отношении себя и других.
Постарайтесь не осуждать себя, вместо этого смиритесь с тем, что все это займет некоторое время. Но с решимостью и готовностью измениться вы можете существенно изменить свою жизнь.
Поделитесь этой статьей с другом
Метки статьи
Низкая самооценка
Чешир, Ch5
Cheshire, Ch5 Люсинда Милн, дипломированный бухгалтер MBACP.
Осознание утраты на тренинге.
Сертификат по расстройству аутистического спектра.
Работаю в сфере помощи близким с 2013 года.
У меня большой опыт работы как со взрослыми, так и с детьми по целому ряду вопросов.
Имею опыт работы с детьми с дополнительными потребностями.
Показать комментарии
Найдите психотерапевта, занимающегося проблемой низкой самооценки
Какой тип сеанса вы ищете?Лично Интернет / Телефон
РасположениеПоиск по местоположению
Для получения наиболее точных результатов введите полный почтовый индекс. Если вы ищете онлайн/по телефону консультанту или терапевту, вам не нужно вводить свое местоположение, однако мы рекомендуем выбрать консультанта или терапевта рядом с вами, чтобы у вас была возможность увидеть их лично в будущем.
*Нарциссизм и самооценка очень разные
Согласно мифологии, Нарцисс так сильно влюбился в свое отражение в воде, что не мог делать ничего другого, кроме как восхищаться собой. В конце концов, он зачах и умер, глядя на свое отражение. Была ли у Нарцисса завышенная самооценка? Было ли это его главной проблемой? Или это было что-то другое?
В течение многих лет психологи и средства массовой информации рассматривали нарциссизм как выражение «завышенной самооценки» или «самоуважения на стероидах». Однако в последние несколько лет эта точка зрения столкнулась с серьезными проблемами. Последние исследования показывают, что нарциссизм значительно отличается от самооценки по своему развитию, происхождению, последствиям и результатам. Это имеет важные последствия для нашего понимания нарциссизма и для вмешательств, направленных на повышение здоровой самооценки.
Происхождение
И нарциссизм, и самооценка начинают развиваться примерно в возрасте 7 лет. В этом возрасте дети в значительной степени опираются на социальные сравнения с другими и начинают оценивать себя по принципу «Я неудачник», «Я достоин», или «Я особенный». Дети начинают видеть себя такими, какими они видят других.
В то время как самооценка, как правило, находится на самом низком уровне в подростковом возрасте и медленно растет на протяжении всей жизни, пик нарциссизма достигает своего пика в подростковом возрасте и постепенно снижается на протяжении всей жизни. Таким образом, развитие нарциссизма и высокой самооценки представляют собой зеркальное отражение друг друга на протяжении всего развития человека.
На развитие самооценки и нарциссизма также влияют различные стили воспитания. Нарциссизм имеет тенденцию развиваться в тандеме с родительской переоценкой . Родители, которые воспитывают детей с высоким уровнем нарциссизма, как правило, преувеличивают знания своего ребенка (например, «Мой ребенок знает все, что нужно знать о математике»), переоценивают IQ своего ребенка, преувеличивают успехи своего ребенка и даже склонны давать своим детям уникальное имя, чтобы выделиться из толпы. В конце концов, ребенок усваивает эти представления о себе, и они бессознательно управляют взаимодействием ребенка с другими.
Напротив, высокая самооценка развивается в паре с родительским теплом . Родители, которые воспитывают детей с высоким уровнем самооценки, как правило, относятся к своим детям с любовью, признательностью и нежностью. Они относятся к своим детям так, как будто они имеют значение. В конце концов, эта родительская практика приводит к тому, что ребенок усваивает сообщение о том, что он достойный человек, что является ключевым аспектом здоровой самооценки.
Исходы
Прототип грандиозного нарцисса характеризуется высокомерием, превосходством, тщеславием, стремлением к эксплуатации, эксгибиционизмом и постоянной потребностью в одобрении других. Однако те, у кого высокие показатели самооценки, как правило, удовлетворены собой, но не обязательно считают себя выше других.
Например, самый распространенный тест самооценки — шкала самооценки Розенберга — содержит такие пункты, как «В целом я доволен собой», «Я чувствую, что у меня есть ряд хорошие качества» и «Я могу делать что-то не хуже, чем большинство других людей». Эти пункты не о превосходстве над другими, а о здоровом уровне самооценки и самокомпетентности. Как выразился Розенберг, «когда мы имеем дело с самооценкой, мы спрашиваем, считает ли человек [себя] адекватным — достойным человеком — а не считает ли [они] [себя] выше других».
Хотя нарциссизм положительно коррелирует с самооценкой, эта связь на самом деле незначительна. Это говорит о том, что можно думать, что вы превосходите других, но при этом не считаете себя достойным человеком. Наоборот, можно думать, что вы достойны и компетентны, не думая, что вы лучше других.
Очень интересная недавняя статья еще больше проливает свет на сходства и различия между нарциссизмом и самооценкой. Самоуважение и нарциссизм были связаны с активностью, напористостью, положительными эмоциями и стремлением к вознаграждению. Но на этом, по сути, сходство закончилось. Фактически, нарциссизм и самооценка различались по 63% других оцениваемых черт.
Самоуважение было гораздо сильнее связано с добросовестностью и настойчивостью, чем с нарциссизмом. Кроме того, в то время как нарциссизм отрицательно ассоциировался с покладистостью (то есть нарциссы были более антагонистичны), взаимосвязь между самооценкой и покладистостью была небольшой, но положительной .
Что касается межличностного функционирования, нарциссизм и самооценка различались по 75% показателей. 90–130 Нарциссизм, но не самооценка, ассоциировался с переживанием и выражением гнева и конфронтационными реакциями, такими как крик, угрозы и физическая агрессия. Нарциссизм, но не самооценка, также был связан со стремлением к приобретению непропорциональных ресурсов, а также с большими проблемами в отношениях.
Нарциссизм был связан с ощущением себя центральным в своих социальных сетях, а также с восприятием других в своей сети как нарциссических, невротических, неприятных и расторможенных. Нарциссизм также был связан с более частыми спорами и социальными сравнениями, чем с самооценкой. 90 129, противоположное 90 130, верно для самооценки. Самоуважение было связано с ощущением близости с другими в своей социальной сети и восприятием других в своей социальной сети как привлекательных, высокостатусных, высоколидерских, умных, симпатичных и добрых.
Были также явные различия с точки зрения психопатологии. Нарциссизм и самооценка отличались на 100% показателей, относящихся к интернализации психопатологии. В то время как самооценка была сильно связана с более низкими уровнями тревоги, депрессии и общего дистресса, нарциссизм был лишь слабо связан с этими исходами. Нарциссизм гораздо больше ассоциировался с экстернализирующим поведением, включая злоупотребление алкоголем/наркотиками, антиобщественное поведение и агрессию.
Кредит: Эндрю Хантер UnsplashС точки зрения патологических черт, нарциссизм был связан с более высоким баллом по каждой отдельной патологической черте , тогда как самооценка показала отрицательных корреляций со всеми 30 патологическими чертами. Самоуважение было особенно отрицательно связано с отчужденностью, расторможенностью и психотизмом, тогда как нарциссизм демонстрировал существенную положительную связь с этими чертами. Нарциссизм также показал сильную связь с истерическими расстройствами личности, тогда как самооценка была либо не связана, либо не была связана с истерическим поведением.
Из этого анализа становится совершенно ясно, что нарциссы гораздо больше стремятся продвигаться вперед, чем ладить. Нарциссизм связан с потребностью доминировать над другими и потребностью в получении превосходных ресурсов. Напротив, высокая самооценка гораздо больше связана с желанием установить глубокие, близкие отношения с другими.
Должны ли мы пытаться повысить самооценку?
Как эти результаты влияют на наше отношение к повышению самооценки? Чтобы ответить на этот вопрос, я думаю, важно обратиться к истории. В течение добрых 20 лет в истории США (с 70-х по 90 с), помешательство на самооценке определенно имело место. Было такое внимание к тому, чтобы чувствовать себя хорошо, как к ответу на все жизненные проблемы.
Совершенно верно, такая упрощенная точка зрения вызвала негативную реакцию. Рой Баумайстер и его коллеги провели систематический обзор литературы по самооценке и обнаружили, что влияние самооценки не так широко распространено, как принято думать: самооценка сильнее всего коррелирует с повышенной инициативой и счастьем. Но корреляция не равна причинно-следственной связи, и они нашли мало доказательств того, что вмешательства, направленные на повышение самооценки, на самом деле вызывают преимущества. Итак, каким должен быть статус самооценки в наших психологических вмешательствах?
С одной стороны, я думаю, мы можем ослабить наши опасения, что усилия по повышению самооценки у детей непреднамеренно породят поколение нарциссов. Настоящая забота не в том, чтобы повысить здоровую самооценку. Во всяком случае, мы могли бы сделать НАМНОГО лучше, чтобы все студенты чувствовали себя ценными и уважаемыми. Настоящая проблема заключается в «переоценке» и восхвалении детей за то, что они особенные, что намного превышает их реальные достижения. Как выразились Эдди Браммельман и его коллеги,
«Вмешательства могут научить родителей и воспитателей выражать привязанность и признательность к детям, не заявляя при этом, что они выше других. Поступая таким образом, родители и воспитатели могут помочь детям почувствовать себя счастливыми, не считая себя лучше других».
Я рассматриваю повышение самооценки как прием витаминов. Если у вас очень низкая самооценка, это может иметь действительно важные последствия для здоровья. Например, низкая самооценка является значительным фактором риска депрессии, независимо от того, является ли человек нарциссом или нет. Однако, как только у человека появляется базовый уровень здоровой самооценки, постоянное стремление к самооценке может обойтись очень дорого. Когда наша цель состоит в том, чтобы утвердить себя или постоянно чувствовать себя хорошо, а не учиться и расти, мы на самом деле подрываем свое обучение, отношения, подлинность, способность к саморегуляции своего поведения, а также психическое и физическое здоровье.
Кажется, что лучшая альтернатива, когда вы достаточно верите в свою самооценку, – сосредоточиться на выполнении сложных, ценных действий и укреплении ваших отношений. Пусть подлинная гордость и сильные положительные чувства к себе будут естественным результатом , а не движущей силой. Чтобы пережить трудные времена и неуверенность в себе, работайте над повышением сострадания к себе, а не над самооценкой.
Надеемся, что благодаря нашему пониманию различных путей нарциссизма и самооценки мы сможем более реалистично понять влияние повышения самооценки и сможем нацелить методы, чтобы помочь людям убедиться, что они повышают свою самооценку в самая здоровая, продуктивная, настоящая и аутентичная мода.