кратко, плюсы и минусы, кто является автором, понятие стадий, примеры
Содержание:
-
Теория зеркального Я — что собой представляет
- Кто является автором
- Основные понятия концепции, плюсы и минусы
- Какую играет роль в социологии и социальной психологии
- Стадии, примеры из социального опыта
Содержание
-
Теория зеркального Я — что собой представляет
- Кто является автором
- Основные понятия концепции, плюсы и минусы
- Какую играет роль в социологии и социальной психологии
- Стадии, примеры из социального опыта
Теория зеркального Я — что собой представляет
Теория «Зеркального Я» зародилась в недрах американской социологической школы в начале XX века и получила свое дальнейшее развитие в последующие десятилетия.
Дословно на английском концепция называется «Looking-glass self». Это может переводиться как «видеть себя зеркальным образом».
Теория «Зеркального Я» — это социолого-психологическая концепция, согласно которой личность во многом является отражением представлений человека о том, что нем думают другие.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В процессе формирования «самости», то есть понятий о самом себе, человек получает информацию из окружающего мира. Другие люди, в первую очередь члены семьи и ближайшего окружения, являются для человека своеобразным зеркалом, из которого он черпает представления о себе.
Пример 1Если девочке с обычной или даже непривлекательной внешностью с детства родители внушали мысль об ее необычайной красоте, то она вырастает с глубокой убежденностью в том, что это правда. Во взрослом возрасте она будет демонстрировать образцы поведения, характерные для красавиц.
Эта концепция оказала большое влияние на становление целого направления в гуманитарных науках под названием «символический интеракционизм».
Символический интеракционизм — это обобщенное название для ряда течений в социологии, психологии, культурологи, антропологии, представители которых главным образом изучали символические связи как важный аспект социального взаимодействия.
Кто является автором
Основоположником теории является американский социолог и психолог Чарльз Хортон Кули (1864–1929). Стоял у истоков социологии как науки, в 1918 году возглавлял Американскую социологическую ассоциацию. Профессор Мичиганского университета.
Главные научные труды:
- 1902 — «Человеческая природа и социальный порядок»;
- 1909 — «Социальная организация»;
- 1918 — «Социальный процесс»;
- 1930 — «Социологическая теория и социальное исследование».
Кули впервые сформулировал представления о малых первичных группах и вторичных общественных институтах.
В концепции «Зеркального Я» Кули пытался преодолеть противопоставление между индивидом и обществом, определить существующую между ними систему социальных связей. Он исходил из предположения, что общество непосредственно формирует личность человека, а индивиды оказывают прямое влияние на социум, конструируя его.
Еще одним важным представителем данного направления был Джордж Герберт Мид (1863–1931). Это американский ученый, представитель Чикагской социологической школы. Помимо работ по социологии, известен своими исследованиями в области философии и психологии.
Примечание 2Джордж Мид стоял у истоков символического интеракционизма.
Некоторое время он работал в Мичиганском университете, где познакомился с Чарльзом Кули, который оказал значительное влияние на формирование его научных взглядов.
Мид продолжил и развил идеи концепции «Зеркального Я», дополнив ее новыми смыслами. В центре его философии было представление о том, что «Я» человека формируется под воздействием социальной реальности. При этом социализация происходит посредством символических действий.
В качестве таких символов могут выступать:
- язык;
- жесты;
- культурные знаки.
Основные понятия концепции, плюсы и минусы
В основе концепции лежат следующие положения:
- В процессе социального взаимодействия индивиды способны представлять, как они воспринимаются другими людьми.
- Люди осознают характер ответных реакций на них со стороны других членов общества.
- Личность развивается на основании собственных представлений о себе, которые формируются под воздействия понимания человеком, как его видят другие.
Для обозначения внушенных человеку представлений о самом себе Джордж Мид ввел понятие «обобщенный другой».
«Обобщенный другой» — это сконструированное в воображении человека представление об абстрактном члене какой-либо группы или социального класса.
Наибольшее значение для идентификации человека играют мнения представителей его социальной группы.
Пример 2Для программиста гораздо важнее, что о нем думают его коллеги, чем условные представители «рабочего класса». Для подростка наиболее важным будет мнение его сверстников.
В процессе становления личности наибольшее влияние на нее оказывают
Примерами первичных групп являются семья, круг близких друзей.
Если члены первичных групп уважительно относятся к ребенку, это приводит к развитию самоуважения. Это непосредственно влияет на формирование адекватной самооценки и проявляется в адекватном социальном взаимодействии с окружающими.
В том случае, если ребенку навязывают роль «хулигана», он начинает отождествлять себя с ней. Во взрослом возрасте он действительно может стать правонарушителем, поскольку это соответствует его представлениям о себе.
Пример 4Многие преступники были лишены в детстве материнской любви и уважения со стороны близкого окружения.
По мере взросления на самость человека всё большее влияние начинает оказывать не только первичное, но и вторичное окружение — профессиональные и учебные коллективы, мнения специалистов и экспертов.
Примечание 3Во вторичных социальных группах в основе взаимодействия лежит реализация поставленных целей, а не межличностные неформальные связи.
Большую роль в концепции Кули играет понятие «воображение». Под ним он понимал фундаментальную познавательную способность человека, которая является основой всех когнитивных процессов.
Примечание 4Воображение по Кули — это универсальная характеристика социальной сущности человеческой природы.
Воображение выступает в концепции Кули главным фактором межличностной коммуникации. Отношения между людьми строятся на основании представлений человека о том, как он выглядит в глазах других.
Для исследования сознания индивидов Кули разработал метод симпатического самонаблюдения.
Симпатическое самонаблюдение — метод исследования собственного сознания, при котором субъект представляет себя в разных социальных ситуациях, предполагая соответствующее им поведение.
Кули отмечал, что на развитие самости влияют половые различия. Девочки, как правило, более склонны воспринимать себя с точки зрения окружающих и более заботятся о своем социальном образе.
Достоинства концепции:
- Отличается глубокой научной проработанностью, не содержит значительных внутренних противоречий.
- Дает возможность более детально понять мир социального взаимодействия.
- Формирует представление о социальных аспектах становления личности.
- Обращает внимание на роль, которое играет воображение в формировании самоидентификации.
Недостатки теории:
- Излишняя сосредоточенность на субъективных аспектах взаимодействия.
- Преуменьшение роли социальных структур.
- Недостаточно проработанное представление о самости.
- Не учитывает активность личности в процессе саморазвития.
Какую играет роль в социологии и социальной психологии
Концепция «Зеркального Я» сыграла большую роль в развитии социологической и психологической мысли. Она обогатила представления о внутреннем мире человека, позволила взглянуть на оборотную сторону процесса формирования самоидентификации.
Основные ограничения этой теории связаны с тем, что она, по сути, сводит многогранное и разностороннее социальное взаимодействие к межличностному обмену. В ней не учитывается влияние на становление самости со стороны материальных, производственных, политических и иных факторов.
Несмотря на это, концепция ознаменовала собой новый подход к пониманию социальной природы человека. Она стала одной из первых теорий в психологии и социологии, исходящей не из внутренних характеристик индивида, а из признания решающей роли социального взаимодействия.
Кули полагал, что социальная сущность человека вырабатывается через межличностные формы взаимодействия в рамках первичных групп.
Примечание 5Признаком истинно социального существа по Кули является способность индивида выделять себя из группы и осознавать свою самость.
Разработанные в рамках теории «Зеркального Я» представления и методики не утратили своей актуальности. Они широко используются как в теоретических исследованиях, так и на практике.
Пример 5Психологи могут использовать идеи концепции для решения проблем, связанных с неадекватной самооценкой человека. Для этого осуществляется поиск источника неверных представлений о себе. Затем на основании полученных данных проводится корректировка самоидентификации.
Основные положения концепции стали фундаментом для формирования направления социологической и психологической мысли под названием «символический интеракционизм».
Основные идеи этого направления:
- Человек — это социальное существо. Чтобы понять его, нужно сфокусироваться на его социальных действиях.
- Внутри человека происходит непрерывный мыслительный процесс, поэтому поступки человека обусловлены не только его социальным взаимодействием, но и взаимодействием со своим внутренним «Я».
- Люди не воспринимают объективно окружающую среду, а определяют ее в результате процесса мышления и социального взаимодействия.
- Социальные действия происходят с помощью специальных символов, которые вызывают определенные реакции у людей.
Символический интеракционизм дополнил и развил концепцию «Зеркального Я». Он интерпретировал формирование личности и поведение человека уже более сложным образом, в том числе с учетом внутренней активности индивида и огромного значения мира символов.
Стадии, примеры из социального опыта
В теории «Зеркального Я» описаны 3 стадии, в ходе которых происходит самоидентификация индивида. В оригинале Кули использовал термин «self», на русский язык при описании концепции это переводится по-разному: «самость», «Зеркальное Я», «самоидентификация».
Стадии построения «самости»:
- Наше представление о том, как «обобщенные другие» видят нас, формируется через процесс воображения.
- Наше понимание того, что нас сдерживает и ограничивает из-за представлений других людей о нас.
- Наши чувства, которые мы испытываем, когда думаем об этом.
Этими чувствами могут быть:
- гордость;
- унижение;
- самоуважение;
- ощущение собственной неполноценности и т. д.
Например, юношу часто хвалят преподаватели и выделяют его среди остальной массы студентов. Это формирует в нем представление о себе как об умном, трудолюбивом человеке. Он ограничивает себя в развлечениях и старается учиться еще лучше. Это вызывает в нем чувство самоуважения.
В обыденной жизни можно повсеместно наблюдать примеры «Зеркального Я». При этом его проявления могут быть как позитивными, так и негативными.
Примеры:
- Ребенку с детства внушают, что он гений, но у него более чем скромные способности. Сформированный в нем образ чрезвычайно талантливой личности не соответствует реальности, а является зеркальным отображением представлений о нем его родителей. Во взрослой жизни это может привести к разочарованиям и неприятию окружающего мира.
- Подросток увлекается одной из популярных субкультур. В рамках своей группы общения он является авторитетом и находится на лидирующих позициях. В нем формируется «Зеркальный образ Я» как яркой неординарной личности. Повзрослев, он оставляет свое увлечение. Переезжает в крупный город, поступает в университет и теряется на общем фоне студентов. Здесь юношу как лидера не признают и считают «середнячком». Его самовосприятие может в значительной мере измениться в сторону понижения самооценки.
- Человек является инвалидом с детства и страдает от многих комплексов. У него сформировался образ неполноценного «Я», основанный на том, что к нему все относятся с жалостью и сочувствием. Ему посчастливилось познакомиться с талантливым тренером, с которым они начинают заниматься одним из параолимпийских видов спорта. В результате упорных тренировок человек побеждает на многих серьезных соревнованиях. На него начинают смотреть с уважением и восхищением. Образ «Я» у человека кардинально меняется в позитивную сторону.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 4)
Поиск по содержимому
Теория зеркального “я”
Главная > Справочник по образованию > Энциклопедия де-факто > Общественные и исторические науки > Социология > Терминология > Теория зеркального “я”
ЗЕРКАЛЬНОГО «Я» теория — одна из первых социол. и социально-психологических концепций личности, исходившая не из внутр. характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Развита и систематизирована Дж. Мидом. В ее истоках идея У. Джемса о «социальном Я» человека, к-рая сводилась к тому, каким признают данного человека окружающие. Человек имеет столько «социальных «Я», сколько существует лиц и групп, о мнении к-рых он заботится. Развивая эти взгляды, Кули считал признаком истинно социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Обязательным условием этого явл. общение с др. людьми и усвоение их мнений о себе. Не существует чувства «Я» без соотв. ему чувств «Мы», «Он» или «Они». Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его «Я», к-рые складываются у др. людей. Др. люди — это те зеркала, в к-рых формируется образ «Я» человека. Личность же представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих.
Его собственное «Я» — воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, к-рые, как ему кажется, он производит на окружающих. «Я» включает: 1) представления о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3) вытекающее из этого специфическое «чувство «Я» вроде гордости или унижения («самоуважение»). Все это складывается в «чувство личной определенности» человека — «зеркальное «Я» (looking glass self). «Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и одновременно итогом его «интеракций» с социальной средой. Об-во раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности, оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие «Я» при всей его имманентной социальности в 3. «Я» т. есть лишь продукт воображения. Дж. Мид ввел понятие «стадий» формирования «Я» — стадий принятия роли другого, других, «обобщенного другого», к-рые он рассматривал в кач-ве этапов превращения индивида в рефлексирую-щее социальное «Я», выработки навыков отношения к самому себе как к социальному объекту. 3. «Я» т. возникла в русле имманентно-идеалистических филос. традиций. 3. «Я» т. абсолютизировала роль межличностного общения в малых группах. Социальное взаимодействие, в к-ром формируется обладающая самосознанием личность, оказалось в 3. «Я» т. оторванным от предметной деятельности и взаимоотношений с социальной системой, в к-рую входит малая группа.
Лит.: 1) Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 2) Cooley С. N. Human nature and the social order. N. Y„ 1902. 3) Mead С. Н. Mind self and sociaty. Chic., 1934.
Другие записи
10.06.2016. Концепции социологии знанияЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИИ концепции — концепции, в основе к-рых лежит представление о социальной зависимости, механизмах и функциях знаний, исследуемых с применением социол. методов. Многочисленные теоретики 3.…
10.06.2016. Идеальный типИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — теоретическая конструкция (понятие или система понятий), представляющая опред. аспект (процесс, момент, связь и т. д.) социальной реальности в индивидуальном своеобразии, логической непротиворечивости…
10. 06.2016. Психосоциальная идентичностьИДЕНТИЧНОСТЬ психосоциальная — совокупность базовых психол., социально-истор. и экзистенциальных характеристик личности в неопсихоаналитич. концепции Э.Г. Эриксона. Под И.п. личности Эриксон понимает субъективное…
10.06.2016. ИерархияИЕРАРХИЯ (греч. hierarhia; hieros — священный и arche — власть) — термин, употребленный в середине 5 в. Псевдо-Дионисием Ареопагитом для характеристики организации христианской церкви; в этом значении…
10.06.2016. ИндустриализацияИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ (от лат. industria — усердие, деятельность) — социальный процесс, к-рый характеризует превращение аграрных (аграрно-индустриальных) стран в индустриальные (индустриально-аграрные) путем…
Учебник по физике: Уравнение зеркала
Диаграммы лучей можно использовать для определения положения, размера, ориентации и типа изображения, формируемого объектами, помещенными в заданное место перед вогнутым зеркалом. Использование этих диаграмм было продемонстрировано ранее в Уроке 3. Лучевые диаграммы предоставляют полезную информацию об отношениях объект-изображение, но не предоставляют информацию в количественной форме. Хотя лучевая диаграмма может помочь определить приблизительное местоположение и размер изображения, она не дает числовой информации о расстоянии до изображения и размере объекта. Чтобы получить этот тип числовой информации, необходимо использовать Уравнение зеркала и Уравнение увеличения . Уравнение зеркала выражает количественную зависимость между расстоянием до объекта (d o ), расстоянием до изображения (d i ) и фокусным расстоянием (f). Уравнение формулируется следующим образом:
Уравнение увеличения связывает отношение расстояния до изображения и расстояния до объекта с отношением высоты изображения (h i ) и высоты объекта (h o ). Уравнение увеличения формулируется следующим образом:
Эти два уравнения можно объединить, чтобы получить информацию о расстоянии до изображения и высоте изображения, если известно расстояние до объекта, высота объекта и фокусное расстояние.
В качестве демонстрации эффективности уравнения зеркала и уравнения увеличения рассмотрим следующий пример задачи и ее решение.
Пример проблемы №1
Лампа высотой 4,00 см расположена на расстоянии 45,7 см от вогнутого зеркала с фокусным расстоянием 15,2 см. Определите расстояние до изображения и размер изображения.
Как и все проблемы в физике, начните с идентификации известной информации.
Затем укажите неизвестные величины, для которых вы хотите найти решение.
Для определения расстояния до изображения необходимо использовать уравнение зеркала. Следующие строки представляют решение расстояния изображения; показаны замены и алгебраические шаги.
1/(15,2 см) = 1/(45,7 см) + 1/d i
0,0658 см -1 = 0,0219 см -1 + 1/d i
0,0439 см -1 = 1/d i
Числовые значения в приведенном выше решении были округлены при записи, однако во всех расчетах использовались неокругленные числа. Окончательный ответ округляется до третьей значащей цифры.
Для определения высоты изображения необходимо уравнение увеличения. Поскольку три из четырех величин в уравнении (без учета M) известны, можно вычислить четвертую величину. Решение показано ниже.
ч i /(4,0 см) = — (22,8 см)/(45,7 см)
h i = — (4,0 см) • (22,8 см)/(45,7 см)
Отрицательные значения высоты изображения указывают на то, что изображение является перевернутым. Как это часто бывает в физике, отрицательный или положительный знак перед числовым значением физической величины представляет информацию о направлении. В случае высоты изображения отрицательное значение всегда указывает на перевернутое изображение.
Из расчетов в этой задаче можно сделать вывод, что если предмет высотой 4,00 см поместить на расстоянии 45,7 см от вогнутого зеркала с фокусным расстоянием 15,2 см, то изображение будет перевернутым, 1,99 см высотой и расположен на расстоянии 22,8 см от зеркала. Результаты этого расчета согласуются с принципами, обсуждавшимися ранее в этом уроке. В этом случае объект расположен на 90 163 за 90 164 центром кривизны (что было бы двумя фокусными расстояниями от зеркала), а изображение расположено между центром кривизны и фокальной точкой. Это относится к категории случая 1: объект расположен за пределами C.
Теперь давайте попробуем второй пример задачи:
Пример проблемы №2
Лампа высотой 4,0 см расположена на расстоянии 8,3 см от вогнутого зеркала с фокусным расстоянием 15,2 см. (ПРИМЕЧАНИЕ: это тот же объект и то же зеркало, только на этот раз объект расположен ближе к зеркалу.) Определите расстояние до изображения и размер изображения.
Опять же, начнем с идентификации известной информации.
Затем укажите неизвестные величины, для которых вы хотите найти решение.
Для определения расстояния до изображения необходимо использовать уравнение зеркала. Следующие строки представляют решение расстояния изображения; показаны замены и алгебраические шаги.
1/(15,2 см) = 1/(8,3 см) + 1/d i
0,0658 см -1 = 0,120 см -1 + 1/d i
-0,0547 см -1 = 1/d i
Числовые значения в приведенном выше решении были округлены при записи, однако во всех расчетах использовались неокругленные числа. Окончательный ответ округляется до третьей значащей цифры.
Для определения высоты изображения необходимо уравнение увеличения. Поскольку три из четырех величин в уравнении (без учета M) известны, можно вычислить четвертую величину. Решение показано ниже.
ч i /(4,0 см) = — (-18,2 см)/(8,3 см)
h i = — (4,0 см) • (-18,2 см)/(8,3 см)
Отрицательное значение расстояния до изображения указывает на то, что изображение является виртуальным изображением, расположенным за зеркалом. Опять же, отрицательный или положительный знак перед числовым значением физической величины представляет информацию о направлении. В случае расстояния до изображения отрицательное значение всегда означает за зеркалом. Обратите также внимание, что высота изображения является положительным значением, что означает вертикальное изображение. Любое изображение, стоящее вертикально и находящееся за зеркалом, считается виртуальным изображением.
Из расчетов во второй примерной задаче можно сделать вывод, что если предмет высотой 4,0 см поместить на 8,3 см от вогнутого зеркала с фокусным расстоянием 15,2 см, то изображение будет увеличенным, прямым, 8,8 см. в высоту и расположен на 18,3 см за зеркалом. Результаты этого расчета согласуются с принципами, обсуждавшимися ранее в этом уроке. В этом случае объект находится перед фокусом (т. е. расстояние до объекта меньше фокусного расстояния), а изображение — за зеркалом. Это относится к категории случая 5: объект расположен перед F.
Условные обозначения +/-
Условные обозначения для заданных величин в уравнении зеркала и уравнениях увеличения следующие:
- f равно +, если зеркало вогнутое
- f is — если зеркало выпуклое
- d i равно +, если изображение является реальным изображением и расположено на стороне зеркала объекта.
- d i is — если изображение виртуальное и находится за зеркалом.
- h i это +, если изображение прямое (и, следовательно, также виртуальное)
- h i is — если изображение перевернутое (а значит, и реальное)
Как и многие математические задачи в физике, этот навык приобретается только в результате большой личной практики. Возможно, вы хотели бы потратить некоторое время, чтобы решить задачи из раздела «Проверьте свое понимание» ниже.
Мы хотели бы предложить … Зачем просто читать об этом и когда вы могли бы взаимодействовать с ним? Взаимодействие — это именно то, что вы делаете, когда используете один из интерактивов The Physics Classroom. Мы хотели бы предложить вам совместить чтение этой страницы с использованием нашего интерактивного приложения Optics Bench или нашего интерактивного приложения Name That Image. Вы можете найти это в разделе Physics Interactives на нашем сайте. Интерактивная скамья Optics Bench предоставляет учащимся интерактивную среду для изучения формирования изображений линзами и зеркалами. Интерактивное приложение Name That Image Interactive предлагает учащимся интенсивную умственную тренировку по распознаванию характеристик изображения для любого заданного местоположения объекта перед изогнутым зеркалом.
Посетите: Интерактивная скамья Optics Bench || Назовите это изображение Interactive
1. Определите расстояние до изображения и высоту изображения для объекта высотой 5,00 см, расположенного на расстоянии 45,0 см от вогнутого зеркала с фокусным расстоянием 15,0 см.
2. Определите расстояние до изображения и высоту изображения для объекта высотой 5,00 см, расположенного на расстоянии 30,0 см от вогнутого зеркала с фокусным расстоянием 15,0 см.
3. Определите расстояние до изображения и высоту изображения для объекта высотой 5,00 см, расположенного на расстоянии 20,0 см от вогнутого зеркала с фокусным расстоянием 15,0 см.
4. Определите расстояние до изображения и высоту изображения для объекта высотой 5,00 см, расположенного на расстоянии 10,0 см от вогнутого зеркала с фокусным расстоянием 15,0 см.
5. Увеличенное перевернутое изображение расположено на расстоянии 32,0 см от вогнутого зеркала с фокусным расстоянием 12,0 см. Определите расстояние до объекта и скажите, является ли изображение реальным или виртуальным.
ZINGER : 6. Перевернутое изображение увеличивается в 2 раза, если объект находится на расстоянии 22 см от вогнутого зеркала. Определить расстояние до изображения и фокусное расстояние зеркала.
Следующий раздел: Перейти к следующему уроку:
Учебник по физике.
Диаграммы лучей — вогнутые зеркалаТемой этого раздела было то, что мы видим объект, потому что свет от объекта попадает в наши глаза, когда мы смотрим на объект вдоль линии. Точно так же мы видим изображение объекта, потому что свет от объекта отражается от зеркала и попадает в наши глаза, когда мы смотрим на изображение объекта. Исходя из этих двух основных предпосылок, мы определили положение изображения как место в пространстве, от которого исходит свет. Лучевые диаграммы были ценным инструментом для определения пути света от объекта к зеркалу и к нашим глазам. В этом разделе урока 3 мы исследуем метод рисования диаграмм лучей для объектов, расположенных в разных местах перед вогнутым зеркалом.
Чтобы нарисовать эти диаграммы, нам придется вспомнить два правила отражения для вогнутых зеркал:
- Любой падающий луч, идущий параллельно главной оси на пути к зеркалу, при отражении пройдет через точку фокуса.
- Любой падающий луч, проходящий через фокальную точку на пути к зеркалу, после отражения будет двигаться параллельно главной оси.
Ранее в этом уроке была показана следующая диаграмма, иллюстрирующая путь света от объекта к зеркалу и к глазу.
На этой диаграмме изображены пять падающих лучей и соответствующие им отраженные лучи. Каждый луч пересекается в месте изображения, а затем расходится к глазу наблюдателя. Каждый наблюдатель будет наблюдать одно и то же место на изображении, и каждый световой луч будет подчиняться закону отражения. Тем не менее, для определения местоположения изображения потребуются только два из этих лучей, поскольку для нахождения точки пересечения требуется только два луча. Из пяти нарисованных падающих лучей два соответствуют падающим лучам, описанным нашими двумя правилами отражения для вогнутых зеркал. Поскольку это самая простая и предсказуемая пара лучей для рисования, именно эти два луча будут использоваться в оставшейся части этого урока.
Пошаговый метод построения лучевых диаграмм
Ниже описан метод построения лучевых диаграмм для вогнутого зеркала. Метод применяется к задаче построения диаграммы направленности объекта, расположенного на 90 163 за 90 164 центра кривизны (С) вогнутого зеркала. Тем не менее, тот же метод работает для рисования диаграммы лучей для любого местоположения объекта.
1. Выберите точку в верхней части объекта и нарисуйте два падающих луча, идущих к зеркалу.
Используя линейку, аккуратно нарисуйте один луч так, чтобы он проходил точно через точку фокуса на пути к зеркалу. Нарисуйте второй луч так, чтобы он шел точно параллельно главной оси. Поместите наконечники стрел на лучи, чтобы указать направление их движения.
2. Как только эти падающие лучи попадут на зеркало, отразите их в соответствии с двумя правилами отражения для вогнутых зеркал.
Луч, проходящий через фокальную точку на пути к зеркалу, отразится и пойдет параллельно главной оси. Используйте линейку, чтобы точно нарисовать его путь. Луч, который шел параллельно главной оси на пути к зеркалу, отразится и пройдет через фокальную точку. Поместите наконечники стрел на лучи, чтобы указать направление их движения. Продлите лучи за точку их пересечения.
3. Отметьте изображение верхней части объекта.
Точка изображения верхней части объекта — это точка пересечения двух отраженных лучей. Если бы вы провели третью пару падающих и отраженных лучей, то через эту точку прошел бы и третий отраженный луч. Это просто точка, в которой весь свет от вершины объекта будет пересекаться при отражении от зеркала. Конечно, остальная часть объекта тоже имеет изображение, и его можно найти, применив те же три шага к другой выбранной точке. (См. примечание ниже.)
4. Повторите процесс для нижней части объекта.
Целью лучевой диаграммы является определение местоположения, размера, ориентации и типа изображения, формируемого вогнутым зеркалом. Как правило, для этого требуется определить, где находится изображение верхнего и нижнего пределов объекта, а затем отследить все изображение. После выполнения первых трех шагов было найдено только положение изображения верхнего экстремума объекта. Таким образом, процесс необходимо повторить для точки на дне объекта. Если низ предмета лежит на главной оси (как в этом примере), то изображение этой точки также будет лежать на главной оси и находиться на том же расстоянии от зеркала, что и изображение верха предмета. . На этом этапе можно заполнить все изображение.
Некоторым учащимся трудно понять, как можно вывести все изображение объекта после определения одной точки на изображении. Если объект выровнен по вертикали (например, объект со стрелкой, используемый в приведенном ниже примере), то процесс прост. Изображение представляет собой просто вертикальную линию. Теоретически необходимо выбрать каждую точку на объекте и нарисовать отдельную лучевую диаграмму, чтобы определить положение изображения этой точки. Для этого потребуется много диаграмм лучей, как показано ниже.
К счастью, ярлык существует. Если объект представляет собой вертикальную линию, то изображение также является вертикальной линией. Для наших целей мы будем иметь дело только с более простыми ситуациями, в которых объект представляет собой вертикальную линию, нижняя часть которой расположена на главной оси. Для таких упрощенных ситуаций изображение представляет собой вертикальную линию с нижним концом, расположенным на главной оси.
Приведенная выше лучевая диаграмма показывает, что когда объект находится в позиции за центром кривизны, изображение расположено в положении между центром кривизны и фокальной точкой. Кроме того, изображение перевернуто, уменьшено в размере (меньше объекта) и реально. Это тип информации, которую мы хотим получить из лучевой диаграммы. Эти характеристики изображения будут обсуждаться более подробно в следующем разделе Урока 3.
После того, как метод рисования диаграмм лучей будет отработан пару раз, он станет таким же естественным, как дыхание. Каждая диаграмма дает определенную информацию об изображении. На двух приведенных ниже диаграммах показано, как определить местоположение, размер, ориентацию и тип изображения для ситуаций, когда объект расположен в центре кривизны и когда объект расположен между центром кривизны и фокальной точкой.
Следует отметить, что процесс построения лучевой диаграммы одинаков независимо от того, где находится объект. Хотя результат диаграммы лучей (расположение изображения, размер, ориентация и тип) отличается, одни и те же два луча всегда рисуются 90 509 90 510. Два правила отражения применяются для определения места, где все отраженные лучи кажутся расходящимися (что для реальных изображений также является местом, где пересекаются отраженные лучи).
В трех случаях, описанных выше — объект находится за пределами С, объект находится в точке С и случай, когда объект находится между С и F — световые лучи сходятся в точку после отражаясь от зеркала. В таких случаях формируется реальное изображение . Как обсуждалось ранее, реальное изображение формируется всякий раз, когда отраженный свет проходит через место изображения. В то время как плоские зеркала всегда создают мнимые изображения, вогнутые зеркала способны создавать как реальные, так и мнимые изображения. Как показано выше, реальные изображения получаются, когда объект находится на расстоянии, превышающем одно фокусное расстояние от зеркала. А мнимое изображение формируется, если объект расположен менее чем на одно фокусное расстояние от вогнутого зеркала. Чтобы понять, почему это так, можно использовать лучевую диаграмму.
Смотри! Преподаватель физики обсуждает природу реального изображения, используя демонстрацию физики phun. Лучевая диаграмма для формирования виртуального изображения
Лучевая диаграмма для случая, в котором находится объект перед точка фокусировки показана на диаграмме справа. Обратите внимание, что в этом случае световые лучи после отражения от зеркала расходятся. Когда световые лучи расходятся после отражения, формируется мнимое изображение. Как и в случае с плоскими зеркалами, местоположение изображения можно найти, проследив все отраженные лучи назад, пока они не пересекутся. Каждому наблюдателю казалось бы, что отраженные лучи расходятся от этой точки. Таким образом, точка пересечения протяженных отраженных лучей является точкой изображения. Поскольку свет на самом деле не проходит через эту точку (свет никогда не проходит за зеркалом), изображение называется виртуальным изображением. Обратите внимание, что когда объект находится в положении перед фокусом , его изображение прямое и увеличенное, расположенное по другую сторону зеркала. На самом деле одно обобщение, которое можно сделать обо всех виртуальных изображениях, создаваемых зеркалами (как плоскими, так и криволинейными), состоит в том, что они всегда вертикальны и всегда расположены по другую сторону зеркала.
До сих пор мы видели на диаграммах лучей, что реальное изображение получается, когда объект расположен на расстоянии более одного фокусного расстояния от вогнутого зеркала; а мнимое изображение формируется, когда объект находится на расстоянии менее одного фокусного расстояния от вогнутого зеркала (т. е. перед F ). Но что происходит, когда объект находится в точке F? То есть какой тип изображения образуется, когда предмет находится ровно в одном фокусном расстоянии от вогнутого зеркала? Конечно, лучевая диаграмма всегда является одним из инструментов, помогающих найти ответ на такой вопрос. Однако, когда для этого случая используется лучевая диаграмма, возникает немедленная трудность. Падающий луч, начинающийся с верхнего края объекта и проходящий через фокальную точку, не достигает зеркала. Таким образом, для определения точки пересечения всех отраженных лучей необходимо использовать другой падающий луч. Любой падающий луч света будет работать, пока он встречается с зеркалом. Вспомним, что единственная причина, по которой мы использовали две имеющиеся у нас, заключается в том, что их удобно и легко рисовать. На приведенной ниже диаграмме показаны два падающих луча и соответствующие им отраженные лучи.
В случае объекта, расположенного в фокусе (F), световые лучи не сходятся и не расходятся после отражения от зеркала. Как показано на диаграмме выше, отраженные лучи движутся параллельно друг другу. Впоследствии световые лучи не будут сходиться на стороне зеркала объекта, чтобы сформировать реальное изображение; они также не могут быть расширены назад на противоположной стороне зеркала, чтобы пересечься и сформировать мнимое изображение. Так как же следует интерпретировать результаты лучевой диаграммы? Ответ: изображения нет!! Удивительно, но когда объект находится в фокусе, в пространстве нет точки, в которой наблюдатель мог бы видеть, из которой все отраженные лучи кажутся расходящимися. Изображение не формируется, когда предмет находится в фокусе вогнутого зеркала.
Мы хотели бы предложить … Зачем просто читать об этом и когда вы можете взаимодействовать с это? Взаимодействие — это именно то, что вы делаете, когда используете один из интерактивов The Physics Classroom. Мы хотели бы предложить вам совместить чтение этой страницы с использованием нашего интерактивного приложения Optics Bench или нашего интерактивного приложения Name That Image. Вы можете найти это в разделе Physics Interactives на нашем сайте. Интерактивная скамья Optics Bench предоставляет учащимся интерактивную среду для изучения формирования изображений линзами и зеркалами. Интерактивное приложение Name That Image Interactive предлагает учащимся интенсивную умственную тренировку по распознаванию характеристик изображения для любого заданного местоположения объекта перед изогнутым зеркалом.
Посетите: Интерактивная скамья Optics Bench || Назовите это изображение Interactive
На приведенном ниже рисунке показаны два световых луча, исходящих из верхней части объекта и падающих на зеркало.