Зеркало и человек: Мистика и мифология зеркала — 12 ноября 2010

Мистика и мифология зеркала — 12 ноября 2010

Образ жизни

12 ноября 2010, 04:44

обсудитьljplus.ru

Поделиться

Первые зеркала из обсидиана датируются 6-7 тысячелетием до нашей эры. Бронзовые зеркала появились около 3 тысяч лет назад. А когда человек впервые осознал себя, глядя на свое отражение на водной глади – науке неизвестно, но явно еще раньше. Зеркало – одна из самых древних и самых загадочных вещей. Это вещь, придуманная человеком, но вышедшая из-под его контроля.

Мифология зеркала

В разных культурах с зеркалом ассоциируются различные мифологические представления. Зеркало может восприниматься как символ солнца, как дверь в потусторонний мир, как всевидящее око. И это еще не все магические представления о зеркалах: «Что касается образов потустороннего, ирреального, то существуют еще мифологемы зеркала, имеющего пророческую функцию, и зеркала, таящего магию и смерти и знания одновременно», — поясняет Мария Рон, кандидат культурологи, доцент кафедры теории и истории культуры факультета философии человека РГПУ им. Герцена.

Солярная символика зеркала

Первые бронзовые зеркала, появившиеся в 4 -3 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии и в Древнем Египте, были похожи на солнечный диск.
«Одно из найденных древних зеркал представляет собой образ женщины, держащей на своих руках солнечный диск. Это зеркало связано с представлениями о богине Хатхор, атрибутами которой и было зеркало, — рассказывает Мария Рон, — Такая символика и форма зеркал во многом повлияла и на зеркала средиземноморья — Древней Греции, Древнего Рима. В китайской и японской мифологии зеркало было атрибутом богинь, связанных с солнцем. Бронзовые зеркала, начищенные до блеска, воспринимались как хранилища солнца».
В древнейшие времена «зеркало как солнце» было напрямую связано с женским образом – зеркало всегда было атрибутом богинь, и практически никогда не было атрибутом богов-мужчин. Такая связь женщины и солярной символики в древней мифологии вполне естественна для времен матриархата. Позднее, с наступлением патриархата, солярные должности в мифологии начинают переходить к богам-мужчинам, но зеркала остаются за женщиной. Например, хотя богом солнца в Древней Греции был Гелиос, зеркальный диск на ножке был атрибутом богини красоты, Афродиты. Солярная символика постепенно отошла от зеркала. Зеркало осталось за женщиной, а солнце за мужчиной.

Зеркало как дверь в потусторонний мир

«Представление о зеркале как о границе потустороннего мира наиболее ярко отражается в европейской традиции. Это комплекс представлений о том, что отражение являет нам иной мир — мир умерших, мир духов. Очень похожий на наш, но, в то же время, отличающийся от нашего мирского пространства, — говорит Мария Рон, — Это пространство сказочное, таинственное. И оно таит угрозу».
В зазеркалье скрывается потусторонний мир, и зеркало открывает дверь в него. Граница между этими мирами очень зыбкая, она всегда рядом с нами и очень опасно перейти ее «непреднамеренно», не будучи подготовленным. Поэтому появляется масса табу, связанных с зеркалом: например, нельзя смотреться в зеркало женщине беременной, в начале месячных, или сразу после родов, нельзя смотреть в зеркало после темноты, в грозу и т. д. Поэтому, например, в крестьянских домах зеркала закрывали занавесками, кое-где этот обычай в силе до сих пор.
В русских сказках все самое невероятное обычно происходит «за тридевять земель». В европейской традиции, например, в сказках Льюиса Кэрролла, Гофмана чудеса творятся в «зазеркалье». Мария Рон видит прямую связь между этими сказочными метафорами: «И «зазеркалье», и «за тридевять земель» таит в себе одну и ту же метафору загробного мира. Проще говоря, зеркало – это кратчайший путь туда, за тридевять земель».
Представление о «зазеркалье» в мифологии неразрывно связано с представлениями о душе. У многих народов бытовали представления о том, что душа может находится не только внутри человека, но и отделяться от него, получать свое воплощение, например, в тени или в отражении. «Именно поэтому вампиры в зеркале не отражаются, как и некоторая другая нечисть, — потому что у них нет души», — говорит Мария Рон.

Зеркало как всевидящее око

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» — такие слова вкладывал в уста героини «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Александр Пушкин, хорошо знавший народные традиции и мифологические представления. Ведь зеркало — это магический инструмент, в котором отражается настоящее, прошлое и будущее. Образ зеркала-ока любил использовать не только Пушкин, но и Гофман, Андерсен, Жуковский, Гоголь.
«Эта символика зеркала во многом обусловлена связью зеркала и воды, — поясняет Мария Рон, — Если обратиться к истории возникновения зеркал, то можно понять, что до того, как человек изготовил зеркало как вещь, он осмыслил сам феномен отражения. И первое зеркало, это, прежде всего, водное зеркало. И поэтому символика воды, очень сильно повлияла на мифологию предмета». Существует известная поговорка – «как в воду глядел», которая характеризует точное, почти пророческое предсказание кем-то какого-то события. Связь воды, зеркал и пророчеств хорошо закрепилась в народном творчестве.
В некоторых традициях зеркало было метафорой глаза: в сказках возникал образ зеркала в руках красной девицы, которая смотрит с неба и изучает мир. Зеркало смотрит на мир вместе с ней и фиксирует в себе эти картинки.

Деградация и десакрализация символа зеркала в культуре

Изначально зеркало не было предметом, в который нужно смотреться, чтобы поправить прическу или наложить макияж. Зеркало было орудием мистическим, ритуальным, зеркало было оберегом, а женщина с зеркалом – богиней, жрицей или колдуньей. А отражение лица изучали при помощи емкости с водой – во-первых, дешевле, во-вторых, древние зеркала давали не очень ровное отражение. В те времена зеркала выполняли именно магическую, сакральную функцию. Современный же стереотип зеркала – чисто женский инструмент, связанный с поддержанием внешней красоты.
Такая десакрализация образа зеркала происходила постепенно, с эволюцией сознания людей — с переходом от традиционного мифологического сознания к сознанию рационалистическому.
«Этот новый стереотип формировался на протяжении многих веков, в том числе, благодаря изобразительному искусству. В прошлом сакральный образ женщины-богини, например, Венеры, перед зеркалом трансформировался в образ красавицы, где зеркало всего лишь подтверждает ее красоту, — рассказывает Мария Рон, — И это уже сюжет, лишенный тех таинственных и очень глубоких философских значений, которые были свойственны мифологии древнего народа. Эпоха Возрождения рисует уже не богиню, а просто женщину, наслаждающуюся своей красотой в зеркальном отражении. И в дальнейшем, когда развивается традиция женского портрета, это становится хрестоматийным сюжетом, превращается в штамп».

Зеркальные двойники

И Гофман, и Эдгар По, и Стивенсон, и многие другие писатели используют образ зеркала для иллюстрации двойственности человеческой натуры. В сюжетах книг персонаж получает некое раздвоение, и возникает образ двойника. Как правило, двойник — это антигерой, отрицательный персонаж, как мистер Хайд, «второе Я» доктора Джекила. Сюжеты могут быть различны — двойник может утащить героя в зазеркалье или, наоборот, прорваться в наш мир, может захватывать его тело и т.д.. Особенность таких произведений в том, что Зло в них не внешнее, а внутреннее. Это разговор о двойственности натуры человека, когда внутри него борется доброе и злое, рациональное и иррациональное.
«Двойник превращается в полного антипода героя, он становится воплощением его злого «Я», всех его страстей. И если с отражением в зеркале разговор невозможен, потому что зеркало молчит, то здесь, в литературе, герой вступает в диалог со своим негативным «отражением». И это страшный диалог – ведь, с одной стороны, зеркальный двойник олицетворяет наше «Я», но, одновременно, оказывается другим, чужим», — говорит Мария Рон.
Хотя не всегда двойник оказывается негодяем, бывает и наоборот. В частности, в рассказе Эдгара По «Вильям Вильсон», двойник, наоборот, воплощает совесть. Здесь герой рассказа является негативным персонажем, а его зеркальный двойник становится воплощением всего доброго, что есть в нем и от чего он пытается избавиться. И убийство двойника превращается, по сути, в самоубийство героя («С этого момента ты также умер — умер для мира, для неба и для надежды. Во мне ты жил; а теперь ты видишь в моей смерти, видишь в этом отражении, как ты окончательно убил себя», — говорит двойник).
«И тут уже речь, даже не столько о мистическом, но сколько о таком философском взгляде на то, что, избавляясь от совести, человек переживает нравственную смерть», — рассказывает Мария Рон.

Стадии зеркала и познание себя

Одним из основных открытий французского психоаналитика Жака Лакана была «стадия зеркала». Согласно Лакана, ребенок в возрасте от 6 до 18 месяцев имеет особые отношения с зеркалом, которые проходят несколько этапов:
«Сначала младенец воспринимает зеркало как реальность – как продолжение этого мира. Потом ребенок приходит к осознанию того, что отражение — это некое условное пространство и условное изображение. А в дальнейшем происходит стадия познания: ребенок понимает, что «отражение есть мое отражение», что это он сам. И тогда происходит узнавание себя и узнавание телесности. И вот эти три стадии, они проявляются не только в жизни человека, в ракурсе онтогенеза, но в ракурсе филогенеза. То есть, мы можем говорить о том, что и человечество когда-то переживало эти стадии зеркала, — поясняет Мария Рон, — И эти, казалось бы, элементарные процессы, которые проистекают в тот момент, когда человек наблюдает за собой в зеркале, отражают достаточно важный путь к познанию реальности и собственной телесности явленной в этом мире».
Разговор о зеркале как об инструменте самопознания начинается в Европе в период эпохи возрождения. Формируется новый тип европейского сознания, актуализируется понятие личность и индивид.
«В человеке начинают ценить не род, а индивидуальность, его неповторимую внешность. Появляется желание познать себя, внутренние качества через внешний облик. В живописи и в литературе появляется автопортрет. Живопись воспринимается как способ создать отражение реальности, например, Да Винчи говорил, что «лучшая картина – это зеркало». Зеркало становится инструментом, когда можно посмотреть на самого себя. Возникает идея, что познать свое зеркальное отражение, это значит, познать свою душу. Именно так, кстати, некоторые философы интерпретируют и образ Нарцисса», — рассказывает Мария Рон.

Лживость зеркала

Постепенно на смену идее самопознания через зеркало приходит боязнь обмана.
«Когда я смотрю в зеркало, я вижу не себя, я вижу маски — маски, которые я являю зеркалу. Маски, которые я одеваю, рассчитывая увидеть реакцию другого. И человек, находясь в ситуации самонаблюдения и самолюбования, очень часто выстраивает для себя образ, который отличается от его образа в реальности. Именно поэтому, например, для Бахтина, зеркало это не инструмент самопознания, а напротив, закрытая дверь» — поясняет Мария Рон.
Японский писатель Эдогава Рампо в своем рассказе «Ад зеркал» рассказывает о человеке, забравшемся в зеркальный шар – с полностью отражающей поверхностью внутри. Проведя там ночь, он сходит с ума. Автор предполагает, что это – наказание за стремление получить запретное знание: «…мой многострадальный приятель захотел приоткрыть завесу недопустимого и неведомого, и кара богов настигла его», — говорит К. — персонаж рассказа. Но дело здесь не только в чрезмерном любопытстве:
«И это не только такое мистическое впечатление об ужасе всестороннего отображения действительности. За этим стоит и еще такая одна важная деталь. Стремясь познать зеркало, познать свое отражение, мы сталкивается с проблемой: насколько это является отражением нашего Я, а насколько – теми же масками», — считает Мария Рон.

Мария Евневич

УДИВЛЕНИЕ2

ПЕЧАЛЬ1

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

  • ВКонтакте
  • Телеграм
  • Яндекс.Дзен

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Новости СМИ2

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

  • Группа вконтакте

Новости компаний

Комментарии

Новости компаний

Семь дней новой жизни: как создают эмбрионы в лаборатории при ЭКО и зачем их потом замораживают

Одна из важнейших ролей в процедуре ЭКО отведена эмбриологам: именно они в лаборатории создают новую жизнь, соединяя яйцеклетки и сперматозоиды in vitro. Как проходят 5 дней, которые эмбрион развивается вне материнского организма, как отбирают наиболее жизнеспособные, при чем тут искусственный интеллект и сколько может храниться эмбрион при температуре минус 196 градусов, рассказали эксперты на круглом столе «Доктора Питера».

Целлюлит, растяжки и лишние объемы: что чаще всего не устраивает людей в своем теле

От возраста и внешних воздействий, экологической обстановки и образа жизни страдает кожа на всем теле. Но к косметологу чаще всего бегут, чтобы преобразить лицо. Наравне со спортом и правильным питанием современная косметология помогает поддержать здоровье и красоту тела, а иногда и скорректировать проблемные зоны. Какие способы сегодня для этого существуют, рассказали участники круглого стола «Доктора Питера».

Рекордный спрос на загородную недвижимость, продолжавшийся два ковидных года, в прошлом году успокоился. Те, кто накупил участков на волне ажиотажа, пересмотрели планы на стройку из-за подорожания стройматериалов. Желающие же приобрести дом или участок столкнулись с тем, что все привлекательные лоты либо раскуплены, либо тоже подорожали. Но пандемийный тренд никуда не делся, люди по-прежнему хотят за город — просто условия несколько изменились. Как именно, рассказали участники круглого стола «Фонтанки» и портала «ТТ Финанс».

ТОП 5

1

Проигравший выборы в Турции Оган рассказал, при каких условиях поддержит кого-то из оставшихся кандидатов

104 916

192

В Петербурге мужчина напал на женщину в троллейбусе, а потом с ножом пришел добивать её в больницу

82 831

913

«Обычно люди понимают». Охранник рассказал, как Александр Бастрыкин прогуливался на северном намыве

81 076

2714

Обшарили все сумки: зачем поставили КПП на границе с Белоруссией

74 450

565

Что с батькой? Александр Лукашенко пропустил церемонию празднования флага, герба и гимна Белоруссии

70 082

177

Новости компаний

Стоит ли бояться людей-зеркал? | Фэн-шуй и непознанное

Вы общаетесь с человеком всего пять минут. Какой он интересный… Совсем не похож на других. Знаете, он же угадывает ваши мысли! Он говорит именно то, что через мгновение должно было слететь с вашего языка! Вы продолжаете общаться и вас затягивает в водоворот странных отношений. Возможно, до этого вы не испытывали ничего подобного. Кажется, у собеседника должна болеть спина… если там нет крыльев, то они уже прорезаются сквозь кожу, а нимб над головой сияет все ярче.

Что же случилось с вами? Неужели все так, как вам кажется: вы общаетесь вживую с ангелом во плоти? Кто он, каковы его цели? Эти вопросы вы задаете лишь поначалу. Затем следуют иные. Не всегда они одинаковы, следует лишь заметить, что они в корне отличаются от первоначальных. Что же случилось с вами?

Не бойтесь — вы всего лишь встретили человека-зеркало. Берегитесь, потому что вы встретили человека-зеркало! Верное утверждение выбирать вам. И пусть эта статья поможет склонить ваш выбор в сторону первого. Это означает, что вы избежите неприятного осадка, оставленного последствиями встречи с этими необычными людьми, приобретя бесценный опыт. Помните: каждый опыт в жизни положителен уже тем, что он нас чему-то учит.

Итак… кто же такой «человек-зеркало»? Наверное, проще всего описать, как он устроен и как работает. Попробуем описать ряд характерных признаков. Не всегда все из них присущи отдельно взятому «зеркалу». И еще. Не вглядываясь, вы не заметите ни одного из них — так искусно эти признаки прошиты нитью через суть и всю жизнь этих людей.

Он отражает ваш внутренний свет, очищая его от грязи и возвращая равномерным теплым потоком. Вам может показаться, будто это его собственный свет, но вы ошибаетесь. Это до неузнаваемости рафинированный ваш. Что может быть роднее своего внутреннего света!

Он, возможно неосознанно, пользуется основами пресловутого нейролингвистического программирования (НЛП): в частности, он копирует ваш голос, манеру говорить, походку, движения. Тем самым усиливается впечатление от него как от зеркала.

Он, наверное, на вашей стороне, однако не портит отношений с вашими недругами. В итоге, оставаясь на нейтральном положении для всех, он умудряется склонить к себе расположение большинства окружающих. Если вы думаете, что это легко сделать, то заблуждаетесь.

Он мнит себя великим психологом и, если не спасителем человеческих душ, то хотя бы капелланом на поле брани психологических трагедий. Вы открываетесь ему очень легко, удивляясь, когда наружу всплывают факты, о которых вы боялись говорить даже с собой.

Он независим психологически и, ощущая свое превосходство над вами, временами лишь посмеивается над возникшей к нему привязанностью. В любой момент вы можете увидеть его спину, хотя на все сто были уверены, что он никогда не поступит с вами так жестоко.

Он в неявном виде требует восхищения, похвал и всяческого поклонения себе. Если вы хвалите его, то рискуете остаться прикованными к нему на очень долгое время: вряд ли он отпустит свою добычу, которая дает ему пищу — источник энергии, необходимой для дальнейших побед.

Он, чаще всего, не созидает. Человек-зеркало штампует свои слова, движения и все остальное в виде потрясающе красивой композиции, которую ваяет из слов и тому подобных составляющих общения, принадлежащих тем людям, кого он узнал достаточно хорошо, чтобы провести анализ и получить экстракт. Вспомните фильм «Парфюмер. История одного убийцы». Только здесь экстракция обходится без убийств.

Композиция готова. Вы видите перед собой человека-зеркало. Он знает, что ему нужно от вас. Только вряд ли скажет. Вы должны стать его слугой, любовником, партнером, учеником? Вы узнаете это позже, если вам это будет позволено. И не осуждайте этого человека, ибо чаще всего он не осознает, что творит и какой силой обладает.

В сотый раз повторим «Предупрежден — значит вооружен!».

Желаю вам увериться в мысли, что вы уже не так уж беспомощны перед улыбающимся лицом человека-зеркала, зная, что он собой представляет.

Теги: психотипы, человек, взаимоотношения, общение, отзеркаливание

Зеркало для человека: отношение антропологии к современной жизни Клайд Клакхон

Клайд Клакхон

Оценить эту книгу

Хотя мир, несомненно, уменьшается, в то же время он становится более сложным. Вероятность культурных столкновений, ведущих к открытому конфликту, высока, возможно, выше, чем когда-либо. Как убедительно утверждает Андреа Л. Смит в своем новом предисловии к этой классической работе, некоторые вопросы так же актуальны сегодня, как и в 1949 году, когда Зеркало для человека было впервые опубликовано. Может ли антропология разрушить предрассудки, существующие между народами и нациями? Может ли знание прошлого человеческого поведения помочь решить современные мировые проблемы? Какое влияние, вероятно, окажет позиция американцев на будущее мира?

В Mirror for Man Клайд Клакхон тщательно изучает антропологию, показывая, как эта дисциплина может способствовать примирению конфликтующих культур. Он подвергает сомнению вековые расовые теории, показывает, как люди стали такими, какие они есть, и исследует ограничения в том, как люди могут формироваться. Затрагивая один из самых важных вопросов в мире после Второй мировой войны, можно ли установить международный порядок путем господства, Клакхон демонстрирует, что конфликты культур в значительной степени являются движущей силой мирового конфликта, и показывает, как мы можем помочь разрешить его, если только мы готовы работать для общего понимания.

Интерпретируя человеческое поведение, Клакхон показывает, что антропология может внести практический вклад благодаря своей предсказательной силе в области политики, социальных отношений и групповой психологии. Новое введение Андреа Л. Смит дает убедительные доказательства сохраняющейся важности одного из первых «публичных интеллектуалов».

    ЖанрыАнтропология

272 страницы, Мягкая обложка

Впервые опубликовано 1 января 1949 года



Об авторе


Что вы думаете?

Оцените эту книгу


Поиск по тексту рецензии

Показано 1–4 из 4 рецензий

2 ноября 2012 г.

Это быстро и легко читается; общий обзор анатомических (первого) и культурных (главных) аспектов антропологии.

Сюда входят антропологи, работавшие во время и после Второй мировой войны (в основном в Японии), антропологическая оценка индивидуалистичных и занятых американцев, а также забавные анекдоты и мелочи.

В заключительных абзацах автор хвалит хороший роман как лучший, чем научное антропологическое исследование для изучения народа, что перекликается с тем, что сказал Келсет Грэммер в своей автобиографии «До сих пор…»


    28 декабря 2017 г.

    Абракадабра введения в построение антропологии человека.


      12 января 2014 г.

      Наряду с «Демократией в Америке» и «Рождением и смертью смысла» «Зеркало для человека» — одна из самых поучительных научно-популярных книг, которые я читал. Особый интерес для людей со склонностью к антропологии и социальным наукам.


        Показано 1 — 4 из 4 отзывов


        ЗЕРКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК | Киркус Отзывы

        к Ларс Кеплер ; переведено Элис Мензис ‧ ДАТА ВЫПУСКА: 18 января 2022 г.

        Шведский детектив Джуна Линна возвращается, чтобы расследовать похищения, убийства и расчленение девочек-подростков серийным убийцей по имени Цезарь.

        Через пять лет после получившего широкую огласку похищения в возрасте 16 лет Дженни Линд была найдена ужасно повешенной на общественной игровой площадке. Мартин, психически неуравновешенный местный житель, возможно, стал свидетелем преступления, когда выгуливал свою собаку, но личные травмы сделали его слишком шатким, чтобы что-либо помнить. Также пять лет назад во время подледной рыбалки со своей 16-летней дочерью Элис Мартин выжил, провалившись под лед, но Алису так и не нашли. Он также потерял всю свою семью в автокатастрофе, когда был мальчиком, и с тех пор его мучают карательные видения его мертвых братьев. Пока Мартин находится в психиатрической больнице и выходит из нее, его жена Памела решает удочерить Мию, проблемную 17-летнюю девушку. Достаточно скоро Мия будет похищена Цезарем и его татуированной приспешницей Бабулей, которая любит колоть своих девочек снотворным и отбивать ноги у тех, кто пытается сбежать.

        Психиатр Эрик Мария Барк, завсегдатай серии «Инстинкт убийцы» Кеплера (это восьмая часть после 9 серий).0032 Lazarus , 2018), гипнотизирует Мартина, заставляя его вспомнить, что он видел на детской площадке. Хотя ранние разделы этого длинного триллера дразнят читателя, играя с главным отвлекающим маневром, книга скачет по следам со взрывом натянутых поворотов и ультра-жестокой, головокружительной кульминацией.

        Последняя книга Кеплера, завораживающая до тех пор, пока не становится слишком запоздалой.

        • 0

        Дата публикации: 18 января 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *