Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии философии и философы Философия от А до Я: понятия: определения А-Б-В | 2. Ж.Ж. Руссо Жан Жак Руссо (1712–1778) — один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. По своим убеждениям Руссо — представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он — философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. «Тот человек, — писал Руссо, — который, окопав и огородив данный участок земли, сказал «это мое» и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества». Свой знаменитый трактат «Об общественном договоре» Руссо начинает патетическими словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!» Развивая идеи общественного договора, Руссо, в отличие от Т. Гоббса, утверждал, что в «естественном состоянии» не только не было «войны всех против всех», но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он смело восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство. Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т. п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и «невинность» первобытных людей. Руссо — сторонник естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны: да и какие раздоры могли быть у людей, которые ничем не владеют! Между Руссо и Вольтером происходили острые споры. [Руссо — гуманитарно ориентированный мыслитель крупного масштаба, и о нем мы подробно говорим в разделе «Основы социальной философии». Но его никак нельзя было хотя бы кратко не упомянуть и в этом разделе.]. > > ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: содержание: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. От мифа к Логосу 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен 3. О семи мудрецах 4. Пифагор и его школа 5. Гераклит Эфесский 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон 7. Эмпедокл 8. Анаксагор 9. Атомизм Левкиппа — Демокрита 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик 11. Сократ 12. Платон 13. Аристотель ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 3. Абеляр 4. Фома Аквинский 5. Бэкон 6. Скот 7. Оккам 8. Об универсалиях ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX–XX ВЕКОВ 11. Тейяр де Шарден 12. Хайдеггер 13. Ясперс 14. Сартр 15. Позитивизм Конта 16. Неопозитивисты 17. Рассел 18. Витгенштейн 19. Леви-Строс 20. Поппер РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ | история философии |
Философско-просветительские идеи Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) — виднейший представитель философии Просвещения, оригинальный мыслитель, педагог и искусствовед, в трудах которого художественно представлены культ личности, культ природы, чувственности и чувство социальной несправедливости. Через эти основные, идеи его учение приобретает удивительную целостность. Невоздержанный, неуравновешенный, дошедший до морального индифферентизма, Руссо проповедует идеальную мораль и идеальные правила воспитания.
Уже в своей первой работе «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо противопоставляет развитие науки и искусства упадку нравов, аморальности и лицемерию. Развитие цивилизации, искусства и науки отдалило человека от природы. Конечно, «наука в ее абстрактном смысле достойна всяческого уважения», она «помогает безошибочно постичь суть явлений». Однако на ее основе возникает стремление отличиться, она «неизбежно порождает зло гораздо более пагубное, нежели то добро, которым она кичится». Наука делает человека честолюбивым и тем самым искажает его нрав. «Любовь к словесности, философии и изящным искусствам убивает в нас любовь к насущнейшим нашим обязанностям и к подлинной славе. Стоило однажды талантам возобладать над честностью и добродетелью, как каждый пожелал стать человеком приятным, и никто не желает быть человеком достойным».
На смену полной добродетельной жизни нравственного человека наука и искусство привнесли зло и неестественные свойства: цинизм атеистов и скептиков, тунеядство, лицемерие к власть имущим, паразитизм, разврат. Науки уничтожили духовную культуру. Как пример, государства греков и римлян погибли из-за падения морали.Согласно Руссо, все люди от природы равны. В естественных условиях они различались лишь тем, что обладали различными признаками. У них не было частной собственности. Однако создание орудий труда усугубило различие между людьми, что соответствовало все большему отдалению их от первобытного состояния и возникновению неравенства. Это неравенство окончательно устанавливается вслед за возникновением частной собственности на землю.
Развитие своей мысли Руссо осуществляет в работе «Об общественном договоре», где теория государства Т. Гоббса дополнена важной идеей: государство обязано обеспечивать равноправие и свободу граждан. Возникшее на основе договора, такое государство должно иметь идеальную конституцию, уничтожить угнетение, эксплуатацию и зло и восстановить мораль «естественного человека».
Образ воспитания нравственного человека предложен Руссо в работе «Эмиль, или о воспитании». В ней утверждается, что в существующем обществе формы воспитания несовершенны. Все хорошо, что создано руками Творца, но все портится в руках человека. Поэтому воспитание ребенка должно быть изолировано от общественной среды, его надо воспитывать на лоне природы. Ребенок, воспитанный вне порочной и развратной цивилизации, не будет знать о морали существующего общества. Особое внимание следует обращать на его естественные чувства, а к принципам истинной морали он придет самостоятельно. Целью воспитания является формирование честного, откровенного, доброго человека, свободного от пороков.
В романе «Новая Элоиза» Руссо больше внимания уделяет эмоциям героев, волнениям чувств, проявлению добродетели, лирической меланхолии. Обостренное внимание к своему «я» и душевным конфликтам является характерной чертой героев его романа. В истории литературы Руссо признан противником классицизма и представителем сентиментализма.Известно отрицательное отношение Руссо к религии. Он атеист. Религиозное воспитание, по его мнению, необходимый момент для создания нового человека, но религия откровения принципиально отвергается им. В справедливом идеальном обществе должна существовать «идеальная религия», соответствующая природе и естественным чувствам человека. Такая религия требует от человека доброты, искренности чувств и борется с пороками, порожденными развитием цивилизации. Руссо возвеличивает человека: «Прекрасное и величественное зрелище являет собою человек, выходящий, если так можно выразиться, из небытия собственными усилиями, светом разума рассеивающий мрак, которым окутала его природа, возвышающийся над самим собою, устремляющийся духом в небеса, с быстротою солнечного луча пробегающий мыслью огромные пространства вселенной и, что еще величественнее и труднее, — углубляющийся в самого себя, чтобы изучить человека и познать его природу, его обязанности и назначение». Идеи Руссо вдохновляли не одно поколение мыслителей.
Жан-Жак Руссо — Школа Жизни
Современная жизнь во многом основана на идее прогресса: идее о том, что по мере того, как мы узнаем больше (особенно о науке и технике) и по мере того, как экономика становится больше, мы обязательно окажутся счастливее. Особенно в восемнадцатом веке, когда европейские общества и их экономика становились все более сложными, общепринятое мнение заключалось в том, что человечество прочно встало на позитивную траекторию; переходя от дикости и невежества к процветанию и цивилизованности. Но был по крайней мере один философ восемнадцатого века, который был готов решительно подвергнуть сомнению «идею прогресса» — и который продолжает высказывать очень провокационные вещи в адрес нашей эпохи.
Жан-Жак Руссо, сын Исаака Руссо, образованного часовщика, родился в Женеве в 1712 году. Почти сразу Руссо перенес первое из того, что он позже назовет своими «несчастьями» — всего через девять дней после родов. , его мать, Сюзанна Бернар, умерла от осложнений, возникших в результате травматических и сложных родов. Когда Руссо было десять лет, его отец вступил в судебный спор, и семья была вынуждена бежать в город Берн, где Исаак впоследствии женился во второй раз. С этого момента жизнь Руссо была отмечена нестабильностью и замкнутостью. В подростковом и взрослом возрасте он часто менял дом; иногда в поисках любви и признания; иногда просто чтобы избежать преследования.
В молодости Руссо отправился в Париж и там познакомился с богатством и роскошью, которые были в порядке дня в старом режиме Парижа; честолюбивая буржуазия изо всех сил старалась подражать вкусам и стилям как королевской семьи, так и аристократии, только усиливая дух соперничества, который подпитывал расцветающую парижскую социальную жизнь. Париж, которому подвергся Руссо, был далек от места его рождения, Женевы, города, который был трезвым и категорически против предметов роскоши.
Театр в Париже времен Руссо.
Жизнь Руссо была определена несколькими ключевыми поворотными моментами. Одно из наиболее значительных из них произошло в 1749 году, когда он прочитал экземпляр газеты Mercure de France , в которой содержалась реклама эссе на тему того, способствовали ли недавние достижения в области искусства и науки « очищение нравов». Прочитав записку, помещенную там Дижонской академией, Руссо испытал что-то вроде прозрения. Его поразило, казалось бы, впервые, что цивилизация и прогресс на самом деле не улучшили людей; они оказали ужасное разрушительное влияние на нравы людей, которые когда-то были хорошими.
Руссо воспользовался этим пониманием и превратил его в центральный тезис того, что стало его знаменитым Рассуждением об искусствах и науках , получившим первую премию на газетном конкурсе. В эссе Руссо выступил с резкой критикой современного общества, которая бросила вызов центральным принципам мысли Просвещения. Его аргумент был прост: люди когда-то были хорошими и счастливыми, но по мере того, как человек выходил из своего досоциального состояния, он стал мучиться пороком и впал в нищету.
Руссо рисовал историю мира не как историю прогресса от варварства к великим мастерским и городам Европы, а как историю регресса от привилегированного состояния, в котором мы жили просто, но имели возможность слушать наши потребности. В технологически отсталой предыстории, в «естественном состоянии» Руссо (l’état de nature), когда мужчины и женщины жили в лесах и никогда не заходили в магазин и не читали газет, философ представлял себе людей более легко понимающими свои мысли и таким образом, его тянет к основным чертам удовлетворенной жизни: любви к семье, уважению к природе, благоговению перед красотой вселенной, любопытству к другим, вкусу к музыке и простым развлечениям. Естественное состояние также было нравственным, управляемым жалостью (жалостью) к другим и их страданиям. Именно из этого состояния нас вытащила современная коммерческая «цивилизация», оставив нас завидовать, тосковать и страдать в мире изобилия.
Руссо осознавал, насколько противоречивым был его вывод, — он предвидел «всеобщий протест» против своего тезиса, и «Рассуждение» действительно вызвало немало откликов. Руссо обрел известность.
Что такого было в цивилизации, что, по его мнению, развратило человека и вызвало это моральное вырождение? Что ж, в основе его враждебности лежало его заявление о том, что движение к цивилизации пробудило в человеке форму «любви к себе» — amour-propre — которая была искусственной и основывалась на гордыне, ревности и тщеславии. Он утверждал, что эта деструктивная форма любви к себе возникла в результате того, что люди переезжали в более крупные поселения и города, где они начали смотреть на других, чтобы понять свое самоощущение. Цивилизованные люди перестали думать о том, чего они хотят и что чувствуют – и просто подражали другим, вступая в разорительные соревнования за статус и деньги.
Рассуждения о происхождении неравенства
Первобытный человек, отмечал Руссо, не сравнивал себя с другими, а сосредоточивался исключительно на себе — его целью было просто выжить. Хотя Руссо на самом деле не использовал термин «благородный дикарь» в своих философских сочинениях, его описание естественного человека вызвало увлечение этим понятием. Для тех, кто мог бы увидеть в этом невероятно романтическую историю, которую можно объяснить фантазией легковозбудимого автора, обиженного на современность, стоит задуматься, что если восемнадцатый век прислушивался к аргументам Руссо, то главным образом потому, что до него один яркий пример его очевидных истин в форме судьбы индейского населения Северной Америки.
Отчеты об индийском обществе, составленные в шестнадцатом веке, описывали его как материально простое, но психологически полезное: сообщества были небольшими, сплоченными, эгалитарными, религиозными, игривыми и воинственными. Индейцы, несомненно, были отсталыми в финансовом отношении. Они жили за счет фруктов и диких животных, спали в палатках, имущества у них было мало. Каждый год они носили одни и те же шкуры и обувь. Даже у вождя может быть не больше копья и нескольких горшков. Но среди простоты был отчетливый уровень удовлетворенности.
Раннее изображение жизни в индейской деревне.
Однако всего за несколько десятилетий после прибытия первых европейцев статусная система индийского общества претерпела революцию благодаря контакту с технологиями и роскошью европейской промышленности. Важна была уже не чья-то мудрость или понимание путей природы, а владение оружием, драгоценностями и алкоголем. Индейцы теперь мечтали о серебряных серьгах, медных и латунных браслетах, оловянных перстнях, ожерельях из венецианского стекла, долотах для льда, ружьях, алкоголе, чайниках, бусах, мотыгах и зеркалах.
Эти новые увлечения возникли не случайно. Европейские торговцы сознательно пытались вызвать у индейцев желание, чтобы побудить их охотиться на шкуры животных, которых требовал европейский рынок. К сожалению, их новое богатство, похоже, не сделало индийцев намного счастливее. Конечно, индейцы работали больше. По оценкам, между 1739 и 1759 годами две тысячи воинов племени чероки убили один с четвертью миллиона оленей, чтобы удовлетворить спрос европейцев. Но количество самоубийств и алкоголизма росло, сообщества раскалывались, группировки ссорились. Вождям племен не нужен был Руссо, чтобы понять, что произошло, но тем не менее они полностью согласились с его анализом.
Современный портрет Руссо.
Руссо умер в 1778 году в возрасте 66 лет во время прогулки за пределами Парижа. Последние годы он прожил знаменитостью, живя со своей гражданской женой. Но он также постоянно находился в движении, спасаясь от преследований в Женеве после того, как некоторые из его более радикальных идей, особенно о религии, вызвали споры (стресс, вызванный этим, также вызвал ряд психических расстройств). Теперь он похоронен в Пантеоне в Париже, и женевцы чествуют его как своего самого известного местного сына.
В наш век, когда богатство и роскошь могут считаться как желательными, так и крайне оскорбительными, размышления Руссо продолжают звучать. Он призывает нас избегать ревности и соперничества и вместо этого смотреть исключительно на самих себя в определении собственной ценности. Руссо сказал бы нам, что только сопротивляясь злу сравнения, мы можем избежать чувства нищеты и неадекватности. Несмотря на трудности, Руссо был уверен, что это не невозможно, и, таким образом, он оставляет после себя философию фундаментальной критики, но также и философию глубокого оптимизма. Есть выход из страданий и коррупции, порожденных нравами, институтами и современной цивилизацией, — трудная часть состоит в том, что он включает в себя обращение к себе и возрождение нашей естественной доброты.
Жан-Жак Руссо — New World Encyclopedia
Жан-Жак Руссо (28 июня 1712 — 2 июля 1778) был франко-швейцарским философом эпохи Просвещения, чьи политические идеи повлияли на Французскую революцию, развитие социалистической и демократической теории и рост национализма. Его наследие как радикального и революционного, пожалуй, лучше всего описано в самой известной строке из его самой известной книги «Общественный договор »: «Человек рождается свободным, и везде он в цепях». Теория общественного договора Руссо, основанная на работах Томаса Гоббса и Джона Локка, послужит одной из основ современной демократии, а его Эмиль окажет сильное влияние на современное образование, а его Признания послужат образцом для современной автобиографии.
Руссо подразумевал под «нахождением в цепях» то, что общество — и особенно модернизирующееся, индустриализирующееся общество его времени — оказывало негативное влияние на человеческое развитие. Руссо считал, что первоначальный человек в своем естественном состоянии был совершенно свободен и добродетелен. Только когда люди собрались вместе и образовали общества, они стали способны на зависть, жадность, злобу и все другие пороки, на которые способны мы. В этом отношении Руссо, кажется, создал философскую основу для убежденных индивидуалистических мыслителей, таких как Эмерсон, и крупнейших литературных писателей романтизма по всей Европе, которые так или иначе утверждали, что если бы люди могли вернуться к своим естественное состояние», они будут счастливы навсегда.
Однако идеи Руссо не были такими уж упрощенными. Хотя он чувствовал, что общество (особенно монархическое общество) оказало разлагающее влияние на человечество, он считал, что если человечество будет руководствоваться только природными инстинктами, оно неизбежно опустится до жестокости. Руссо считал, что человечеству нужен не возврат к примитивизму, а полная переоценка общественного порядка. Хотя Руссо часто называют «протосоциалистическим» политическим мыслителем, чьи взгляды вдохновляли социалистические теории Карла Маркса, форма правления, за которую Руссо боролся всю свою жизнь, была не социализмом, а прямой, непредставительной демократией. Не был Руссо и атеистическим мыслителем, как Маркс. Хотя его взгляды на религию в свое время были весьма противоречивыми — в IX в.0059 Общественный договор он гнусно писал, что последователи Иисуса не станут хорошими гражданами — под этим Руссо имел в виду, что религиозное чувство, как и естественные добрые инстинкты человека, не вписываются в общество угнетения и несправедливости.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Философия
- 2.1 Природа против общества
- 2.2 Политическая теория
- 2.2.1 Общественный договор
- 2.3 Образование
- 2. 4 Религия
- 3 Наследие
- 3.1 Литература
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Основные работы
- 7 изданий на английском языке
- 8 Внешние ссылки
- 9 кредитов
Вклад Руссо в политическую теорию был неоценим для развития демократии. Историки заметят, что не случайно Французская революция произошла вскоре после его смерти. Однако Руссо был не просто обычным философом, и, хотя его наследие в политике огромно, важно не игнорировать и другие направления его мысли. Руссо был также писателем, мемуаристом и музыкантом. Его интересы варьировались от искусства и живописи до современных наук. Он был «человеком Просвещения» в том же духе, что и Гёте в Германии и Кольридж в Англии. Любая оценка огромного влияния Руссо на французскую и европейскую мысль должна учитывать влияние всех его произведений.
Биография
Руссо родился в Женеве, Швейцария, и на протяжении всей своей жизни называл себя гражданином Женевы. Его мать, Сюзанна Бернар Руссо, умерла через неделю из-за осложнений после родов, а его отец Исаак, неудавшийся часовщик, бросил его в 1722 году, чтобы избежать тюремного заключения за дуэль. Его детское образование состояло исключительно из чтения « жизней » Плутарха и кальвинистских проповедей. Руссо избила и оскорбила сестра пастора, которая взяла на себя ответственность за Руссо после того, как его отец скрылся.
Руссо покинул Женеву 14 марта 1728 года, после нескольких лет обучения у нотариуса, а затем у гравера. Затем он встретил Франсуазу-Луизу де Варанс, французскую католическую баронессу, которая позже стала его любовницей, хотя была на двенадцать лет старше его. Под защитой де Варанса он обратился в католицизм.
Руссо провел несколько недель в семинарии и, начиная с 1729 г., шесть месяцев в хоровой школе собора Анси. Он также много времени путешествовал и занимался разными профессиями; например, в начале 1730-х годов он работал учителем музыки в Шамбери. В 1736 году он в последний раз останавливался у де Варанса недалеко от Шамбери, который он нашел идиллическим, но к 1740 году он снова уехал, на этот раз в Лион, чтобы обучать маленьких детей Габриэля Бонне де Мабли.
В 1742 году Руссо переехал в Париж, чтобы представить Академии наук новую изобретенную им систему нотной записи, основанную на одной строке, отображающей числа, представляющие интервалы между нотами, и точках и запятых, обозначающих ритмические значения. Система должна была быть совместима с типографикой. Академия отвергла его как бесполезный и неоригинальный.
С 1743 по 1744 год он был секретарем французского посла в Венеции, о республиканском правительстве которого Руссо часто упоминал в своих более поздних политических работах. После этого он вернулся в Париж, где подружился и жил с Терезой Лавассер, неграмотной швеей, которая родила ему пятерых детей. В результате его теорий об образовании и воспитании детей Руссо часто подвергался критике со стороны Вольтера и современных комментаторов за то, что он помещал своих детей в приют, как только они были отняты от груди. В свою защиту Руссо объяснил, что он был бы плохим отцом и что у детей была бы лучшая жизнь в приюте для подкидышей. Критики позже использовали такие эксцентричности, чтобы очернить Руссо как социально неблагополучного в попытке дискредитировать его теоретические работы.
Находясь в Париже, он подружился с Дидро и, начиная с 1749 г., написал несколько статей для его Энциклопедии, начиная с нескольких статей о музыке. Его самым важным вкладом была статья по политической экономии, написанная в 1755 году. Вскоре после этого его дружба с Дидро и энциклопедистами обострилась.
В 1749 году, направляясь в Венсен, чтобы навестить Дидро в тюрьме, Руссо услышал о конкурсе эссе, организованном Дижонской академией, на котором задавался вопрос о том, было ли развитие искусств и наук морально полезным. Ответом Руссо на эту подсказку, давшим отрицательный ответ, были его «Рассуждения об искусствах и науках» 1750 года, которые принесли ему первый приз на конкурсе и принесли ему значительную известность.
Руссо утверждал, что во время поездки в карете к Дидро он испытал внезапное вдохновение, на котором основывались все его более поздние философские работы. Это вдохновение, однако, не ослабило его интереса к музыке, и в 1752 году его опера «Девин в деревне » была исполнена для короля Людовика XV.
В 1754 году Руссо вернулся в Женеву, где вновь обратился в кальвинизм и восстановил свое официальное женевское гражданство. В 1755 году Руссо завершил свою вторую крупную работу, Рассуждение о происхождении и основе неравенства среди мужчин . Начиная с этой пьесы, работы Руссо все больше и больше вызывали немилость у французского правительства.
Руссо в 1761 году опубликовал успешный романтический роман Julie, ou la nouvelle Héloise (Новая Элоиза) . В 1762 году он опубликовал две основные книги: сначала Общественный договор (Du Contrat Social) в апреле, а затем Эмиль, или Об образовании в мае. Обе книги критиковали религию и были запрещены как во Франции, так и в Женеве. Руссо был вынужден бежать из-под ареста и останавливался в Берне и Мотьере в Швейцарии. Находясь в Мотьере, Руссо написал Конституционный проект для Корсики (Проект Конституции для Корсики) .
Столкнувшись с критикой в Швейцарии — его дом в Мотьере был забросан камнями в 1765 году — он нашел убежище у философа Дэвида Юма в Великобритании, но через 18 месяцев уехал, потому что считал, что Юм замышляет против него заговор. Руссо вернулся во Францию под именем «Рено», хотя официально ему не разрешалось вернуться до 1770 года. В 1768 году он женился на Терезе, а в 1770 году вернулся в Париж. В качестве условия его возвращения ему не разрешили издавать никаких книг, но после завершения его Признания, Руссо начал закрытые чтения. В 1771 г. он был вынужден остановиться, и эта книга вместе со всеми последующими вышла только в 1782 г., через четыре года после его смерти.
Руссо продолжал писать до самой смерти. В 1772 году его пригласили представить рекомендации по новой конституции Польши, в результате чего были составлены «Соображения о правительстве Польши» , которые должны были стать его последней крупной политической работой. В 1776 году он завершил диалогов: Руссо Судья Жан-Жака и начал работу над «Грезами одинокого ходока». Чтобы прокормить себя в это время, он вернулся к копированию музыки. Из-за своей благоразумной подозрительности он не искал внимания или компании других. Во время утренней прогулки по поместью маркиза де Гирадина в Эрменонвиле (28 миль к северо-востоку от Парижа) Руссо перенес кровотечение и умер 2 июля 1778 года.
Первоначально Руссо был похоронен на Иль-де-Пёплие. Его останки были перенесены в Пантеон в Париже в 179 г.4, через 16 лет после его смерти. Гробница была спроектирована так, чтобы напоминать деревенский храм, чтобы напомнить теории природы Руссо. В 1834 году женевское правительство неохотно установило в его честь статую на крошечном острове Руссо в Женевском озере. В 2002 году Espace Rousseau был открыт по адресу 40 Grand-Rue, Женева, место рождения Руссо.
Философия
Природа против общества
Руссо видел фундаментальное различие между обществом и человеческой природой. Руссо утверждал, что человек по своей природе добр, «благородный дикарь» в естественном состоянии (состояние всех «других животных» и состояние, в котором находилось человечество до создания цивилизации и общества), но испорчен общество. Он рассматривал общество как искусственное и считал, что развитие общества, особенно рост социальной взаимозависимости, враждебно благополучию людей.
Негативное влияние общества на в остальном добродетельных людей сосредотачивается в философии Руссо на его преобразовании amour de soi, позитивного себялюбия, сравнимого с «самоуверенностью» Эмерсона, в amour-propre или гордость. Amour de soi представляет собой инстинктивное человеческое стремление к самосохранению в сочетании с силой человеческого разума. Напротив, amour-propre не является естественным, а искусственным и заставляет человека сравнивать себя с другими, создавая необоснованный страх и позволяя людям получать удовольствие от боли или слабости других. Руссо не был первым, кто провел это различие; на него ссылался, среди прочих, Вовенарг.
В «Рассуждении об искусствах и науках» Руссо утверждал, что искусства и науки не принесли пользы человечеству, потому что они развивались не в ответ на человеческие потребности, а в результате гордыни и тщеславия. Более того, созданные ими возможности для праздности и роскоши способствовали развращению человека. Он предположил, что прогресс знаний сделал правительства более могущественными и подавил индивидуальную свободу. Он пришел к выводу, что материальный прогресс фактически подорвал возможность искренней дружбы, заменив ее ревностью, страхом и подозрительностью.
Его последующие Рассуждения о неравенстве отслеживали прогресс и вырождение человечества от примитивного естественного состояния до современного общества. Он предположил, что самые ранние человеческие существа были изолированными полуобезьянами, которые отличались от животных своей способностью к свободе воли и способностью к совершенствованию. Он также утверждал, что эти первобытные люди обладали основным стремлением заботиться о себе и естественной склонностью к состраданию или жалости. По мере того как люди были вынуждены более тесно общаться друг с другом под давлением роста населения, они претерпели психологическую трансформацию и стали ценить хорошее мнение других как неотъемлемую часть своего собственного благополучия. Руссо связывал это новое самосознание с золотым веком человеческого расцвета. Однако развитие сельского хозяйства и металлургии, частной собственности и разделения труда привели к усилению взаимозависимости и неравенства. Возникшее в результате состояние конфликта привело Руссо к предположению, что первое государство было изобретено как своего рода общественный договор, заключенный по предложению богатых и могущественных. Этот первоначальный договор был глубоко ошибочным, поскольку самые богатые и влиятельные члены общества обманывали население в целом и, таким образом, сделали неравенство фундаментальной чертой человеческого общества. Собственную концепцию общественного договора Руссо можно понимать как альтернативу этой мошеннической форме ассоциации. В конце Рассуждения о неравенстве, Руссо объясняет, как желание иметь ценность в глазах других, зародившееся в золотой век, подрывает личную целостность и подлинность в обществе, отмеченном взаимозависимостью, иерархией и неравенством.
Политическая теория
Портрет Руссо 1766 года работы Аллана Рамзи
Общественный договорВозможно, наиболее важной работой Руссо является Общественный договор, , в котором излагаются основы законного политического порядка. Опубликованная в 1762 г., она стала одной из самых влиятельных работ по политической философии в западной традиции. В ней были развиты некоторые идеи, упомянутые в более ранней работе, статье 9.0059 Economie Politique, фигурирует в Энциклопедии Дидро. Руссо утверждал, что естественное состояние в конце концов вырождается в звериное состояние без закона и морали, и в этот момент человеческий род должен принять институты права или погибнуть. В дегенеративной фазе естественного состояния человек склонен к частому соперничеству со своими собратьями и в то же время становится все более зависимым от них. Это двойное давление угрожает как его выживанию, так и его свободе. Согласно Руссо, объединяясь посредством общественного договора и отказываясь от своих притязаний на естественное право, люди могут как сохранить себя, так и остаться свободными. Это связано с тем, что подчинение власти общей воли народа в целом гарантирует индивидам неподчинение воле других, а также обеспечивает их повиновение самим себе, поскольку они коллективно являются авторами закона. Хотя Руссо утверждает, что суверенитет должен быть в руках народа, он также проводит четкое различие между сувереном и правительством. Правительство отвечает за реализацию и обеспечение соблюдения общей воли и состоит из небольшой группы граждан, известных как магистраты. Руссо был категорически против идеи, что народ должен осуществлять суверенитет через представительное собрание. Скорее, они должны принимать законы напрямую. Утверждалось, что это помешало бы реализации идеального состояния Руссо в большом обществе, хотя в наше время общение могло продвинуться до такой степени, что это уже не так. Большая часть последующих споров о работе Руссо была связана с разногласиями относительно его утверждений о том, что граждане, вынужденные подчиняться общей воле, тем самым становятся свободными.
Образование
Руссо изложил свои взгляды на образование в Эмиль, , полувымышленном произведении, подробно описывающем рост мальчика с таким именем под руководством самого Руссо. Он воспитывает его в сельской местности, где, по его мнению, люди наиболее приспособлены, а не в городе, где мы только учимся дурным привычкам, как физическим, так и интеллектуальным. Цель образования, говорит Руссо, состоит в том, чтобы научиться жить, и это достигается путем следования за опекуном, который может указать путь к хорошей жизни.
Рост ребенка делится на три этапа, сначала до возраста около 12 лет, когда счетное и сложное мышление невозможно, а дети, по его глубочайшему убеждению, живут как животные. Во-вторых, с 12 до примерно 15 лет, когда начинает развиваться разум, и, наконец, с 15 лет и далее, когда ребенок становится взрослым. В этот момент Эмиль находит девушку, которая дополнит его.
Книга основана на идеалах здорового образа жизни Руссо. Мальчик должен понять, как следовать своим социальным инстинктам и защититься от пороков городского индивидуализма и застенчивости.
Религия
Руссо был самым противоречивым в свое время из-за своих взглядов на религию. Его мнение о том, что человек добр по своей природе, противоречит учению о первородном грехе, а его теология природы, изложенная савойским викарием в году Эмилем года, привела к осуждению книги как в кальвинистской Женеве, так и в католическом Париже. В Социальном договоре он утверждает, что истинные последователи Иисуса не станут хорошими гражданами. Это стало одной из причин осуждения книги в Женеве. Руссо попытался защитить себя от критики своих религиозных взглядов в своем Письме к Кристофу де Бомону, архиепископу Парижа.
Наследие
Хотя Французская революция началась как либеральная, в 1793 году Максимилиан Робеспьер, последователь Руссо, пришел к власти и казнил лидеров либеральной революции и всех, чья популярность угрожала его положению.
Такие писатели, как Бенджамин Констан и Гегель, обвинили Руссо в царстве террора и тоталитаризме Робеспьера, потому что можно было рассматривать идеологию Руссо как оправдание тоталитарного режима без гражданских прав, таких как защита тела и собственности личности от решения правительства. Однако Руссо выступал за прямую демократию вместо представительной демократии, и некоторые люди считают, что такие ужасные решения не были бы приняты при прямой демократии и, следовательно, гражданские права не были бы нужны. Робеспьер также разделял (прото)социалистические мысли Руссо.
Руссо был одним из первых современных писателей, серьезно критиковавших институт частной собственности, и поэтому его иногда считают родоначальником современного социализма и коммунизма (см. Карла Маркса, хотя Маркс редко упоминает Руссо в своих произведениях). Руссо также поставил под сомнение предположение, что воля большинства всегда верна. Он утверждал, что целью правительства должно быть обеспечение свободы, равенства и справедливости для всех в государстве, независимо от воли большинства (см. демократию).
Один из основных принципов политической философии Руссо состоит в том, что политика и мораль не должны быть разделены. Когда государство не действует нравственно, оно перестает функционировать должным образом и перестает оказывать подлинную власть над личностью. Второй важный принцип – это свобода, для сохранения которой и создано государство.
Идеи Руссо об образовании оказали глубокое влияние на современную теорию образования. В Эмиль он проводит различие между здоровыми и «бесполезными» детьми-калеками. Только здоровый ребенок может быть почетным объектом любой воспитательной работы. Он сводит к минимуму важность книжного обучения и рекомендует воспитывать эмоции ребенка, а не его разум. Особое внимание он уделял обучению на опыте. Джону Дарлингу 19В книге 94 «Образование, ориентированное на ребенка, и его критика» утверждается, что история современной теории образования представляет собой серию сносок к Руссо.
В своих основных произведениях Руссо отождествляет природу с первобытным состоянием дикаря. Позже под природой он понимал спонтанность процесса, посредством которого человек строит свой эгоцентрический, основанный на инстинктах характер и свой маленький мир. Таким образом, природа означает внутреннее и цельное, в противоположность тому заточению и порабощению, которое навязывает общество во имя постепенного освобождения от бессердечной жестокости.
Следовательно, вернуться к природе означает вернуть человеку силы этого природного процесса, поставить его вне всяких тягостных уз общества и предрассудков цивилизации. Именно эта идея сделала его мысль особенно важной в романтизме, хотя самого Руссо иногда считают фигурой эпохи Просвещения.
Почти все другие философы эпохи Просвещения спорили о разуме с мистицизмом; либерализм, свободный рынок, индивидуальная свобода; права человека, включая свободу слова и печати; прогресса, науки и искусства, тогда как Руссо получил огромную известность, доказывая обратное, мистицизм, (прото)социализм и отсутствие контроля над властью суверена над телом и собственностью человека. Он сказал, что наука зародилась в пороках, что в каменном веке человек был лучше и что следует применять цензуру, чтобы не вводить людей в заблуждение.
Литература
Вклад Руссо во французскую литературу своего времени огромен. Его роман « Гелиоза » был чрезвычайно популярен среди парижан 18-го века и стал «обязательной к прочтению» среди французских литераторов, как и « Печалей юного Вертера» Гёте. Однако как писатель Руссо значительно потерял популярность со времен своего времени. Хотя Руссо, безусловно, был одаренным писателем и, бесспорно, крупным политическим философом, дарование Руссо, по мнению большинства ученых, не очень хорошо распространялось на беллетристику. Как отмечают многие современные исследователи, художественная литература Руссо имеет неприятную склонность превращаться в плохо замаскированное философствование.
Тем не менее, риторический стиль Руссо был абсолютно идеальным для тогда еще нового жанра документальной литературы. Ближе к концу своей жизни Руссо начал сочинять эссеистические мемуары, несомненно, под влиянием монументального французского эссеиста Монтеня. Подобно Монтеню, Руссо обладал талантом чередовать свои философские мысли с небрежным и почти болтливым воспоминанием о собственной жизни и делах. Величайший вклад Руссо в этом ключе, его исповедей (которые, в дополнение к Монтеню, были явно смоделированы по образцу 9-го века).0059 Confessions of Saint Augustine) была одной из первых крупных автобиографий, появившихся на Западе на любом языке, и оказала огромное влияние на широкий круг европейских писателей. На разговорный (но глубоко проницательный) стиль Руссо оказали влияние такие крупные литературные деятели, как Толстой, Гёте и Троллоп.
Его трактат об актерском мастерстве намного опередил свое время.
См. также
- Либерализм
- Демократия
- Романтизм
- Социализм
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Робинсон, Дэйв и Джуди Гроувс. 2003. Введение в политическую философию. Лондон: Иконописные книги. ISBN 184046450X.
Основные работы
- Рассуждения о науках и искусствах (Рассуждения о науках и искусствах) , 1750
- Нарцисс, или Самолюбитель: комедия , 1752
- Девен дю Виллидж: опера , 1752
- Рассуждение о происхождении и основе неравенства среди мужчин ( Disours sur l’origine et les Fondements de l’inégalité parmi les hommes ), 1754
- Рассуждения о политической экономии , 1755
- Письма М. Д’Аламберу о театре , 1758 ( Lettre à D’Alembert sur les spectacles )
- Жюли, или Новая Элоиза (Жюли или новая Элоиза) , 1761
- Émile: или по вопросам образования ( Émile ou de l’éducation ), 1762
- Символ веры савойского священника , 1762 (в Эмиле )
- Общественный договор, или Принципы политического права (Du contrat social) , 1762
- Четыре письма г-ну де Малешерб , 1762
- Письма, написанные с горы , 1764 (Lettres de la montagne)
- Признания Жан-Жака Руссо (Les Confessions) , 1770, опубликовано 1782
- Конституционный проект Корсики , 1772
- Соображения правительства Польши , 1772
- Мечты одинокого бродяги , неполная, опубликована 1782 (Солитер грёз променара)
- Диалоги: Руссо Судья Жан-Жака , опубликовано 1782
Издания на английском языке
- Собрание сочинений, изд. Роджер Д. Мастерс и Кристофер Келли, Дартмут: Университетское издательство Новой Англии, 1990–2005 гг., 11 томов. (Пока еще не включает Эмиля .)
- Эмиль, Everyman Press, 1992.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 1 мая 2018 г.
- Презентация библиотеки Mondo Politico книги Жан-Жака Руссо, Общественный договор (перевод G.D.H. Cole; полный текст)
- Признания Жан-Жака Руссо, английский перевод, опубликованный Project Gutenberg, 2004 г. [Электронная книга № 3913]
- Ассоциация Руссо/Association Rousseau, двуязычная ассоциация (английский и французский), посвященная изучению жизни и творчества Руссо
- Страница Жан-Жака Руссо в Интернет-энциклопедии философии
- Страница Жан-Жака Руссо на Philosophy Pages
Кредиты
Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и завершили Википедия статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .