«Сомнения о нюансах «смешения кровей» посещают и татар, и русских, да и представителей любой национальности»
После публикации на прошлой неделе в «БИЗНЕС Online» статьи о смешанных браках на имя ее автора, известного журналиста и общественного деятеля Римзиля Валеева, пришло много откликов и комментариев. Кто-то возмущался, что тот не призывает заключать брак только «со своими», другие восхваляли смешанные браки, которые «улучшают генофонд», а третьи резко осудили само обсуждение деликатной темы. В своей новой статье, подготовленной специально для нашего издания, Римзиль Валеев решил продолжить острую дискуссию.
АНОНИМНЫЕ ОТКЛИКИ КАК РЕФЕРЕНДУМ НЕРАВНОДУШНЫХ
Я догадывался, что моя статья о смешанных браках, опубликованная на прошлой неделе в «БИЗНЕС Online», вызовет интерес публики. Но никак не полагал, что настолько! Почти каждый из более 170 комментариев читателей похож на скрытый монолог или фильм о семейной истории. Или на выступление с трибуны научно-практической конференции. Такая изначально противоречивая, жизненная тема. Она актуальна везде и всегда. Как глобальное потепление, статистика пьянства, состояние дорог, семейный бюджет, благополучие детей, желание счастья. Чувствуется, что каждый прочитавший мог бы высказаться, и то не все нюансы были бы раскрыты. Такая тема…
Дело не в количестве комментариев, мнения обычно повторяются. Но даже 6 — 7 самостоятельных точек зрения — это много. А тут десятки версий.
Странно, что никто не возразил против моей гипотезы о связи между равенством в смешанной семье и в многонациональной стране, регионе, например, в Украине с ее Юго-Востоком, где идет война, вспыхнувшая и по национальным мотивам.
Людей больше волнует не глобальная политика, а бытовые понятия. Некоторые читатели возмущаются разному статусу семейной любви и верности к родному народу.
10.08.2014 09:51 «…Значит семья — это всего лишь интимное чувство (слово-то какое подобрал 🙂 ). А вот ЛЮБОВЬ — это только к НАРОДУ! :-)» (здесь и далее в комментариях орфография, пунктуация и стилистика автора сохранены — прим. ред.)
На самом деле объявление семейных отношений интимными — правильно. Это говорит об их неприкосновенности. Поэтому я никого не учу или не осуждаю. Разве что выразить позитивное чувство — оно всегда полезно. Любые супруги вправе послать меня, если стану вторгаться в их полномочия и права.
И вот читатели, разделившись на три группы, судят автора. Им можно — они же анонимны! Впрочем, некоторые высказываются открыто, указывая псевдоним или свое имя под фотографией. Анонимность тоже полезна: такое обсуждение темы и самой статьи важно как социологический опрос. Суть раскрывается широким спектром сокровенных мыслей, которые никто публично не скажет. Первая группа («настоящие татары») возмущается, почему я не призываю заключать брак только «со своими», аргументируя сотнями примеров потери этнического облика нашего народа. Им кажется, что я пропагандирую смешанные браки, что совершенно не к чему.
Вторая группа восхваляет смешанные браки, которые «улучшают генофонд», дают стабильность обществу, приводя пример собственного благополучия.
Третьи резко осуждают само обсуждение темы смешанных браков. Предлагают «не расчесывать».
СТОИЛО ИЛИ НЕ СТОИЛО ПИСАТЬ ОБ «ЭТОМ»?
10.08.2014 09:48 «…А может лучше не надо публично «расчесывать» эту тему, тогда она может как-то сама по себе рассосется и отболит у каждого индивидуально?»
Так полагает читатель. Нет, уважаемый, не рассосется и не отболит ранка или царапина в душе, связанная с духовным настоем предков, шепотом матери, красивой мелодией песни. Она может затаиться и ждать своего выхода. Но как же быть с теми, кто заявляет: «Не надо раскачивать тему…»
10.08.2014 15:27 «Тимур! Я русский, жена татарка, живем вместе более 25 лет. Пока не переехали в Казань, знать не знал про национальные проблемы. И так по всей стране, живут в смешанных браках ровно и спокойно. Только здесь увидел национальные «закидоны». Лично у меня много друзей и татар и русских и никогда не возникало никаких межнациональных разногласий. Видимо некоторые товарищи и не товарищи специально «раскачивают» тему. При этом тема тупиковая. НИКТО В НАШЕЙ СТРАНЕ НЕ ДАСТ РАСШАТАТЬ ДАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС. Поверьте, сметут.. Жить надо в мире и согласии, с уважением национальных интересов и религиозных учений друг друга».
Понятный и серьезный коммент. Но давайте уточним, с чем читатель столкнулся, когда переехал в Казань? Раньше, 25 лет прожив в смешанном браке, он не знал про существование национальных проблем. Каких именно? Вовсе необязательно это означает стотысячные митинги, голодовки, террористические акты, карательные операции, улаживание вопроса при помощи тяжелой артиллерии и заполнение тюрем несогласными. Так бывает, когда национальные перекосы доведены до крайности, назрел реальный конфликт, раскол в обществе.
На наше счастье такого у нас нет. И нет глухого непонимания разных этнических групп. В жизни народов часто всегда всплывает старая обида, пролитая когда-то кровь, месть. Несмотря на сложную историю, в Татарстане и в Урало-Поволжском регионе народы давно притерлись друг к другу. Прижились, переженились, знают культуру и быт друг друга, догадываются, чего можно ожидать друг от друга. Вся красота и основа будущего благополучия в этом.
Но сами национальные интересы, этнокультурные потребности, надежда на справедливость никуда не исчезают. Национальная проблема появляется, если какая-то национальная общность чувствует себя дискомфортно, ее культура и язык оттесняются.
В цивилизованном мире такие процессы регулярно мониторят. Иногда тестирование и оценка становятся миссией отдельных экспертов, общественных организацией и нас, журналистов. Шаблонные рапорты «У нас 100 национальностей, все хорошо, живем дружно» могут удовлетворить только любителей фальшивой отчетности.
Для настоящего дела нужна реальная картина, конкретная профилактика, текущее и перспективное планирование. А что такое национальные «закидоны», о которых пишет автор комментария? Одно дело, если перехлест, ложная тревога. Сам же факт наличия национальных различий, потребностей — нормальное явление, а не «закидон».
Десятилетиями русский народ преподносился как огромная беспроблемная, универсальная масса. Теперь оказалось, что у русских тоже есть националисты, даже скинхеды и фашисты, что существует проблема постижения гениальности великих писателей и ученых России. Как и татарских деятелей тоже. Само обсуждение проблем русской или татарской (второго по численности в стране народа) истории и культуры — тоже не «закидон», а самое нормальное явление. И процесс этот непременно охватывает и общественность, и, конечно, семьи!
И семья — самая передовая линия, главная площадка урегулирования, замалчивания, апробирования, согласования и взаимопрезентации народов. Все счастья и несчастья, раздоры и слияния — здесь! Странно, что иногда позорные явления и идеалы замалчиваются в обществе, коллективе, а иногда и в семье. И неизвестно, когда прорвутся наружу благородные порывы или низменные страсти. Но прорвутся обязательно, не сомневайтесь. Предлагаете ждать?
«НЕЛЬЗЯ, НО. .. МОЖНО!»
Интересной и противоречивой мне кажется такая распространенная точка зрения: «Жениться на девушке другой нации или выходить замуж за инородца категорически нельзя! Если только будет в семье равенство языков и культур…»
10.08.2014 10:54 «Timur. Соединять судьбу с представителями других национальностей можно, если в новой семье будет равенство языков, культур и дети вырастут достойными татарами! То есть, жениться можно при условии, что дети будут считаться татарами!
Вот здесь кроется ключевой и конфликтный момент. Татарину, если не хочет быть по жизни униженным и уступающим по всем фронтам, жениться на русской категорически нельзя. Татарке, если не хочет потерять идентичность своей нации, выходить замуж за инородца, тем более за русского, категорически нельзя.
Все это обусловлено нашей историей и превалированием одного языка и одной культуры в ущерб остальным. Думаю, межнациональные браки станут полноценными тогда, когда культуры станут взаимодополнять друг друга и не будет превалировать и доминировать одна из культур в ущерб другой. .. К тому же межнациональные браки — это развод манкуртов, где и русская культура девальвирована…»
Комментарий читателя под ником Timur вызвал бурную реакцию. И он обратился с уточнениями:
10.08.2014 13:05 «Объясняю: Ребенок родился в татарской семье, где отсутствует преемственность поколений, из-за отсутствия знаний языка матери. Что бы по настоящему впитать русскую культуру, надо жить в русской среде, в семье. В итоге ребенок попадает под влияние уличной гапоты, где его социализация проходит по понятиям. Готовый бандюган. От такого человека одни проблемы, всем он дает прикурить. Особенно если родители манкурты»
«СМЕШАННЫЕ БРАКИ СПАСЛИ РЕСПУБЛИКУ ОТ БЕДЫ»
10.08.2014 11:14 «С ужасом вспоминаю 90-е годы и убеждена, что нас тогда спасло только то, что в Татарстане много межнациональных браков и рожденных от них детей».
10.08.2014 11:39 «…Эта рознь нужна тем, кто прибрал богатство, созданное тремя поколениями россиян. И не важно, какой они национальности. Простые люди всегда жили в мире. А нынешние чинуши продолжают политику директора ЦРУ Аллена Даллеса. Еще в 1945 году он сказал «Россию войной победить нельзя. Но если их заставить разговаривать на разных языках, то местные чиновники взятками приведут Россию к уничтожению». Так что, думайте, кому в первую очередь это нужно. И все встанет на свои места».
10.08.2014 12:31 «Да, тема действительно важная и деликатная! Смешанные браки были, есть и будут! Счастливые, не счастливые, долгосрочные и не очень, так же как и браки из представителей одной национальности. Хотелось обратиться к моим землякам (и не только в Татарстане) осознающим себя татарами, чувашами, марийцами и представителями других народов, много веков «варившихся друг с другом в этом многоэтническом российском котле». Просьба о мудром понимании и проведении четкого отличия между попытками недопустимого навязывания чужих языка, религии, идеологии, культуры и пр. от неизбежного цивилизационного смешивания этих же языков, религий, идеологий, культур и др. с получением в долгосрочном результате чего-то единого и приемлемого для всех народов, участвующих в этом «плавлении». И дело не только в смешанных брака, хотя где-где, а в рамках семьи с общими столом, бытом и (я извиняюсь!) постелью, сразу становится ясно близкие ли это люди или они все же разные, но и без смешанных браков, современный мир (как в деловой жизни, так и в быту) просто диктует ускорение взаимопонимания и единообразия мировоззрений, путем создания всеми единых и понятных для всех инструментов коммуникаций. И конечно, к сожалению, без утраты некоторых признаков отличий и самобытности народов не обойдется…»
…В СМЕШАННЫХ БРАКАХ ДЕТИ ТЕРЯЮТ СВОЮ «ТАТАРСКОСТЬ»
10.08.2014 11:50 «Знаю примеры когда русская мать дала сыну татарское имя и сама выучила татарский, но это очень редкое исключение.Конечно двуязычие в смешанном браке лучшее лекарство от, извините за затасканное слово но он верное, «манкуртизации».У нас в РТ с этим чуть легче есть программа поддержки татарского языка, сын моего соседа русский, в своем классе где более половины татар луче всех знает их язык. Но как быть в других республиках и губерниях где живут татары?Кстати такая же проблема стояла и перед российскими евреями. Они тоже обеспокоены «денационализацией» и пытаются учить детей ивриту и обычаям, кстати синагоги у них мощный фактор поддержки своей культуры»
И ТАКОЕ БЫВАЕТ: ПРИМЕР КУРДОВ-ЕЗИДОВ
10.08.2014 13:12 «Недавно прочел о таком народе как езиды, их около 2 млн. Их еще называют курдами-езидами, т.е. это не совсем курды. Это из-за них США начали бомбить исламистов в Ираке. Это народ, который говорит на курманджийском языке курдской группы арийской ветви индоевропейской семьи. Их история исчисляется несколькими тысячелетиями, хотя мало кто о них знает. И этот народ, не имея своей государственности, смог сохранить свой язык, свою культуру и свои традиции, точнее смог сохранить себя как единый народ.
Так считается, что основой выживания народов была духовность, строгое соблюдение морально-нравственных норм и традиций. Во-первых, у них своя отличная от других религия, хотя она вобрала в себя очень многие и из христианства и из ислама. Их религиозное мировоззрение в корне отличается от авраамических религий. И во-вторых, оказывается, что езидом считается только тот, у кого оба родителя езиды. Если произошло возникновение семьи с разными нациями, то эта семья уже больше не считается езидами и изгоняются из этой народности. А у них там очень четкая иерархическая структура. Это как государство в государстве. Вот так они и смогли пройти в своей истории несколько тысячелетий. И очень близки по своей ментальности к армянам, которые тоже смогли сохранится..»
АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ С «ИНОРОДЦАМИ»?
Иная культура, другая вера, другой язык… Иногда вообще непонятный, а иногда вполне доступный, если постараться. Сомнения о нюансах «смешения кровей» посещают и татар, и русских, да и представителей любой национальности.
Риторические вопросы ни к чему не приводят, так как большинство молодых, если дело дошло до стадии выбора спутника жизни, уже по пятой графе свое решение не меняют. К моим советам не прислушаются, даже родительский наказ, как правило, деликатно отвергается. Они же не представляют свое будущее друг без друга! Создают новую семью, формируют свою родню. Традиции, обычаи отползают в сторону, так как институт семьи трещит по швам, уступая место «гражданским» бракам, «приходящим» супругам. Спасибо, если спутник (или спутница) — противоположного пола, ведь Европа требует не вмешиваться и в эту сферу. В такой ситуации трудно надеяться на согласование кандидатур будущих супругов по социальному статусу, культурному уровню, национальности.
И все же еще жив основной контингент «консервативных» брачующихся. Есть уважающие мнение родителей, желающие создавать семью и растить детей традиционным способом. Пишу только для таких.
ИТАК, ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ РОЖАТЬ И РАСТИТЬ ТОЛЬКО ТАТАР?
10.08.2014 09:51 «…Правда, в итоге дискуссия вышла на удивительно правильный вывод — соединять судьбу с представителями других национальностей можно, если в новой семье будет равенство языков, культур и дети вырастут достойными татарами!» То есть, жениться можно при условии, что дети будут считаться татарами!»
Этот критерий — «можно, если дети вырастут татарами» — многих смущает. Звучит как лозунг махрового национализма: растите татарских детей, и все будет ОК. А ведь, по сути, тут нет никакого национализма. Речь идет о том, что ребенок как минимум наполовину, на 50 процентов, родился татарином. Таким же он и уйдет из жизни спустя годы: татарином по происхождению, пусть наполовину. То же самое с русской или иной «половиной» крови. Зачем скрывать это обстоятельство?
По культуре, языку, даже по самосознанию он может признать приоритетность национальности другого родителя, не татарина. Но это только его личный выбор. Воздействовать на него искусственно, чтобы превратить в представителя только одного народа, безнравственно. Значит, создавая семью с девушкой или парнем другой национальности, ты признаешься, что дети по происхождению будут относиться как минимум к двум народам. И у тебя появляется ответственность за передачу обоих корней своего ребенка. У него или у его потомков может возникнуть этническое самосознание, которое когда-то было пресечено. Так что приведенный в статье итог дискуссии делегатов форума татарской молодежи вполне логичен. Женитесь, мол, но не забывайте.
НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ ЭТНИЧНОСТЬ?
Много препятствий на пути брака и любовных связей. Например, политика, война, международные отношения. В прошлой статье я приводил пример Андрия, застреленного Тарасом Бульбой (отцом!) за измену родине по причине любви к полячке. Подумалось: а ведь находились умельцы «политтехнологии» по применению любовной зависимости, чтобы повернуть оружие влюбленного против собственного рода и семьи. Поистине, любовь опасная штука, и с ней надо обращаться осторожно.
Многое препятствует чувствам. Есть социальные прослойки, бедные и богатые. Аристократы и «простолюдины», высшие круги и «простые люди». Даже короли и королевы, наследники престола, которых любовь связывает, несмотря на откровенную безрассудность морганатического брака. Случались обломы с ханским или королевским престолом на этой же почве.
Среди таких же факторов национальность. Самый распространенный, легкодоступный, достаточно гибкий. В отличие от миллиардных состояний, королевского статуса, этнический фактор не очень жесткий. Достаточно подтвердить уважение, знание традиций, языка, культур, религиозных убеждений. Есть семьи и традиции, когда можно жениться или выйти замуж, если принять веру жениха или девушки.
Я давно храню фотографию семьи дочери Райсы Хаким из Сан-Франциско, которую она мне подарила лет 20 назад. Красавица-татарка по имени Фариял вышла замуж за американца ирландского происхождении Чака, который принял мусульманство. А какие красивые у них дети — дочь и сын! Может быть, Чак освоил татарский язык и традиции или и впрямь стал мусульманином? Как сложилась их судьба? И Райсы Хаким, написавшей письмо в журнал «Идель» после выхода его первых номеров, уже нет в живых. Но любовь Чака и Фариял всегда вспоминается мне. Чак стал мусульманином, верю. Но татарином он не мог стать.
ВСЕ РЕШАЕТ ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
13.08.2014 12:24 «…Вы, по большому счету, правы. Так или иначе, семьи создаются в окружающем нас обществе, и чем ближе супруги к этому обществу, тем комфортнее жить. Согласитесь, если девушка, допустим, татарка, выйдет замуж за еврея, и уедет на ПМЖ в Израиль, то несколько несуразными будут выглядеть попытки разговаривать в семье на татарском языке. Ведь общение с обществом за стенами дома будет явно проходить по-другому, и дети будут общаться со сверстниками на другом языке. То же самое и с религией. Сам ты можешь верить во что хочешь, но если твоя семья не живет отшельниками, то, как минимум, придется жить в соответствии с тем укладом жизни, каким живет большинство. Перебегать в другую религию нет смысла (если ты действительно верующий), но соблюдать все обычаи и праздники окружающих так или иначе придется.
Поэтому не может быть однозначного ответа — как жить в смешанном браке, и стоит ли вообще так жить. И нельзя сделать однозначный вывод — кому с кем лучше жить, потому что нельзя предсказать — где вам суждено жить».
13.08.2014 11:50 «starr. Человека красят поступки. Только никчемные люди выпячивают напоказ свою национальность и религию, потому что больше гордиться нечем».
УНИКАЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ ПРОВОКАЦИИ 90-Х ГОДОВ
10.08.2014 11:57 «… В 1991 ом году был такой случай: еду в автобусе, заходит на остановке молодой парень с каким-то шарфом зеленым, не помню, что там точно у него написано было, и начинает на русском (! явно провокация) языке выкрикивать, что татары должны бороться за свою чистую кровь, выкинуть всех русских их Татарии, ну и т.д. Его слушали прохладно, а потом все больше людей в ответ стали выкрикивать: «У меня жена русская! Мне ее выгнать или убить?!» (кто-то говорил про русского мужа, кто-то про друга, кто-то про мать или отца). В общем, на следующей остановке попросили парня выйти по-хорошему. Поджал он хвост и выскочил. Действительно, только тот факт, что тогда было много межнациональных браков и детей их смешанных семей удержало Татарстан от возможной крови. И меня очень пугает тот факт, что большая часть молодежи сейчас очень сильно настроенная на мононациональные и монорелигиозные браки. Сколько не объясняй им, что в них теперь нет абсолютно «чистой» крови, что все они уже перемешаны — бесполезно…»
Обязан и сам хочу прокомментировать этот отклик. Иногда «антитатарские» авторы пишут, что в годы суверенитета власти Татарстана сами поднимали национальные массы, чтобы требовать у центра большие права и ресурсы. Мол, реальной угрозы со стороны радикалов не было, и поэтому, мол, тезис о том, что команда Шаймиева спасла Россию и Татарстан от большого конфликта, не очень актуален.
Приведенный выше пример показывает, что в годы глубоких перемен, борьбы национальное возрождение и реальный федерализм, горячие головы и радикальные идеи встречались и в республике, и в российских регионах, и за рубежом. После объявления суверенитета весь мир застыл в ожидании, ожидая отделения Татарстана от России, объявления чисто татарской государственности. В это поверили даже в Московском Кремле, и реально рассматривался вариант вооруженного подавления Татарстана, изоляции его лидеров.
Помните, перед референдумом в марте 1992 года шумела вся Россия, из Москвы шли машины, нагруженные листовками против суверенитета? Руководителей республики вызывали на Конституционный суд, по телевизору транслировали заседания Верховного Совета, показывали репортажи и политические прогнозы, какая беда ожидает всех, если референдум пройдет. Накануне дня референдума по программе «Время» выступил президент Борис Ельцин с призывом голосовать против суверенитета или отделения (точно не помню). И референдум состоялся, хотя был подготовлен и вариант, применяемый сейчас Киевом по отношению к Луганску и Донбассу. Идея федерализма выстояла и сейчас, несмотря на серьезные трудности и преграды, продолжает оказывать позитивное влияние на российскую политику. Хотя уже существуют горячие головы с унитаристским и монархическим мышлением.
Так вот, провокатор с зеленым шарфом из маршрутного автобуса мог быть из среды бытовых националистов, татарских радикальных политиканов или «ультра-революционеров». Нельзя исключить, что антитатарские силы могли таким образом специально провоцировать недовольство казанцев. Нормальная татарская общественность, депутаты никогда не признавали дикие лозунги автобусного провокатора. Я нигде не слышал и не читал призывов насчет соблюдения «чистоты крови», оттеснения других народов. Не видел, как лезут со стороны в семейные дела.
Но признаю, возможность катастрофы, конфликта с участием силовых структур разных сторон и стран исключить было нельзя. Мы предотвратили такой сценарий. Что иногда преподносится как «трусость» и «предательство». Как будто для кровопролития и войны нужна большая смелость и много ума. На деле как раз наоборот.
ПРИВЯЗАННОСТЬ И УВАЖЕНИЕ — СИЛЬНЕЕ ЛЮБОВНОГО ПОРЫВА
А вот комментарий опытного человека, компетентного в политике и семейных делах. Он написал свой отклик в числе самых последних, вероятно, много думал. Хотя он и не стал нарушать традиции анонимного плебисцита, но я бы с ним с удовольствием пообщался в реальном мире, даже перед телекамерой в открытом эфире. Потому что мой оппонент выражается искренне, обдуманно, зная жизнь и понимая предмет разговора. Полагаю, не имея субъективного интереса и корысти. Просто он тоже неравнодушен к теме национального фактора в семейных отношениях. Хотя автор отклика не совсем согласен со мной, но я с ним не спорю, привожу его письмо без изменений и полностью.
12.08.2014 06:24 «…Ипташ Римзиль, конечно, много демагогии подпустил, особенно политической, и к обозначенной теме отношения не имеющей. У тебя один взгляд на ситуацию в Украине, у меня — другой, и нечего тут лишнее напряжение создавать. Смешанные браки, конечно, различаются и по-разному классифицируются в социологии. Есть культурно однородные (гомогенные) браки: татары-башкиры, татары-турки, татары-арабы и т.п. А есть разнородные (гетерогенные) браки: татары-русские, турки-немцы, арабы-французы и т.п. Исследования показывают, что однородные браки более устойчивые, нежели разнородные.
Еще 80-е годы советские социологические исследования показывали, что вероятность распада смешанного брака в 3 раза выше, чем однородного брака. К сожалению, современных данных у меня нет, но, думаю, ситуация только ухудшилась по части «разводимости». У известного французского писателя Андре Моруа есть знаменитое произведение «Письма незнакомке», читать его одно удовольствие, поскольку это очень поучительно для читателей всех возрастов. К тому же, там бездна юмора и остроумия. Так вот, там у Моруа есть высказывание (передаю суть): для счастливого брака у супругов должны быть совпадающие политические и религиозные воззрения. Это к вопросу о смешанных браках. А вот еще одно высказывание: «Человек устает от всего, даже от любви». Это для тех, кто педалирует на всякие эфемерные аспекты брака. Прожив жизнь в нескольких браках, могу сказать, что спокойная привязанность друг другу в семье, гораздо более необходимая вещь для супругов, чем пылкая страсть. Чем жарче любовь, тем быстрее она проходит».
Спасибо автору этого комментария. Некоторые молодые люди не поверят утверждению, что любовь проходит, а уважение, совместимость остается всегда. Есть пары, сохранившие пылкую любовь всю жизнь. Но они только сами знают, как ее прожили. Наверное, были моменты, когда проклинали мир и осуждали любимого. Небольшие конфликты, нечаянные обиды и грязь, противоречия забываются, когда есть что-то главное, светлое… И потом, на финише, кажется, что всегда было как в 17 лет.
Нынешние Ромео и Джульетты тоже будут клясться, что любовь вечна и незаменима и без любимого человека жизнь не мила. И даже бессмысленна. Благодаря этому «перебору» — весьма сомнительной истине — великое произведение Шекспира живет до сих пор. Если бы эти два тинейджера из Монтекки и Капулетти благополучно поженились, завели хозяйство и родили бы детей… Трудно даже представить. Сначала их затаскали бы по судам, и Ромео дали бы срок за связь с несовершеннолетней. Они могли бы наладить благополучную жизнь, воспитать детей, получить профессию. Но тогда бы не было трагедии Шекспира с аншлагами в театрах мира.
Крайности интереснее, чем реальная жизнь (а мы в ней живем!). Иногда случаются суициды на почве любви. Но мы не будем ориентироваться на такие отклонения. Будем же разумны. С нас хватит чувства влюбленности, которая, как утверждают психологи, за 6 — 24 месяца трансформируется в устойчивую привычку, глубокое уважение и осознанную семейную жизнь, которой нет замены, как нет и альтернативы любимому супругу. Если только не грянет беда новой влюбленности, которая приносит проблемы всей семье и горе ни в чем не повинным детям.
Но это уже другая история. И в ней тоже есть и быт, и право, и экономика, и политика. Надеюсь как-нибудь написать об этом. Уж больно горячая тема — любовь, не подлежащая государственному регулированию. И она все решает, даже иногда глупо, несправедливо. Деловых людей и чиновников власти любовь тоже не обходит стороной. Даже судей, прокуроров, журналистов. В общественной сфере столько интриги и неожиданных факторов, связанных с любовью и влияющих на политику и бизнес. Писать об этом сложно и рискованно. Когда-нибудь хотелось бы написать об этом, предварительно накопив мысли.
Да и тема смешанных браков (и регионов?) остается открытой. Почему-то многим овладение тремя языками — родным, государственным и международным — представляется невозможным подвигом.
Вот последний пример зарождения неразрешимого противоречия. Буквально сегодня позвонила давняя знакомая, рассказала про брата, который живет в Сургуте с женой-молдаванкой. Мать умерла, так и не простив сына за то, что он «женился на цыганке». Когда молдаванско-татарская семья из Сибири приезжает в деревню, гости просят говорить по-русски или сразу перевести сказанное по-татарски. Супруги страстно любят друг друга. Расил (так зовут брата), который души не чает в «цыганке», на родном языке говорит крайне редко, только когда остается наедине с деревенской родней или разговаривает с ними по телефону. А также иногда на работе — среди нефтяников много татар и башкир. Аналогична, вероятно, ситуация с языком и родней, живущей, в Молдове.
Не знаю, к какой национальности и культуре относится их сын — Галиуллин Альберт Расилович, не знающий ни по-татарски, ни по-молдавски. Условно — к русской, наверное. А по-моему — ни к какой. Сомнительно, что он внесет значительный вклад в великую русскую культуру в полном отрыве от своих корней. Смысл этих заметок заключается в том, чтобы он как минимум знал три языка и три культуры. Догадываетесь, какие именно. Время такое.
Мужчина — татарин, какой он?
#1
#2
#3
#4
#5
#5
#6
#7
#8
#9
#10
Алёна
Всём добрый вечер.
Девочки, познакомилась с татарином. Сама русская. Понравился по первому впечатлению. Но ничего не знаю о мужчинах этой национальности. Какие они в отношениях, в семье? Кто знает, общался и встречался, поделитесь.
#11
#12
#13
#14
#15
Гость
Незваный гость хуже татарина. Женятся только на своих
#16
#17
Этот мужчина примерно вот такой по своим взглядам:
http://www. woman.ru/relations/sex/thread/4811915/
#18
#19
#20
Гость
Гость
Незваный гость хуже татарина. Женятся только на своих
Что за бредятина?Вы в каком веке живёте?Я родом из Казани.Каждый второй женат на русской.А если по теме то обычные мужики.Есть и нормальные а есть и козлы..Как и везде
#21
Гость
Что за бредятина?Вы в каком веке живёте?Я родом из Казани.Каждый второй женат на русской.А если по теме то обычные мужики.Есть и нормальные а есть и козлы..Как и везде
Эксперты Woman. ru
Дарья Горбунова
Практикующий психолог
117 ответов
Доценко Всеволод
Психолог
150 ответов
Климкова Татьяна
Психолог
67 ответов
Нина Бабанакова
Нутрициолог, консультант по…
76 ответов
Ниделько Любовь Петровна
Практикующий психолог
197 ответов
Алла Бурая
Психолог
18 ответов
Леонова Ксения
Психотерапевт
17 ответов
Богат Вячеслав
Дипломированный практикующий. ..
184 ответа
- Юлия Лекомцева
Врач косметолог
240 ответов
Лисаченко Наталия
Консультант по питанию
104 ответа
#22
#23
Гость
Не женится он на тебе, даже если жить м ним будешь!
#24
Гость
Нуу,люди как люди,но женятся на своих татарках чаще всего.
#25
Гость
Нуу,люди как люди,но женятся на своих татарках чаще всего.Встречалась пару месяцев с одним,немного смущал вопрос вероисповедания,праздники дома у них другие,обычаи,на языке своём любят поболтать,иногда раздражала эта сплоченность и помешанному на своей национальности,к примеру в соц.сетях по 500 друзей,только татары,песни на татарском,приколы свои.Прошло уже лет 9,он женился на своей и его брат тоже,хотя встречались с русскими девочками.
Непридуманные истории
Мужчина сразу предупредил, что всё имущество записано на детей
312 ответов
Такая зарплата — не хочу работать
203 ответа
Ложь длинною в 22 года.
Как разрулить?518 ответов
Ушел муж, 2 месяца депрессия… Как справится, если ты осталась совсем одна?
138 ответов
Мужчина хочет со мной семью, но денег у него не хватает!
463 ответа
#26
#28
#29
Альбина
Мелочные они.)))Дотошные))). Я сама татарка. Замужем за русским. И рада этому обстоятельству. А вот подруга ( русская) замужем за татарином. И в корне не согласна с моими умозаклюниями. У неё диаметрально противоположная точка зрения относительно русских и татар))))Она считает татар лучшими мужчинами, мужья и отцами.
#30
#31
Гость
я татарин, принсипияльно не женился на татарке. они как сороки любят всё что блястит и сплетницы особенно деревенские. Жена русская. 2 сына татаруса.
#32
Гость
я боюсь татар, правда. у меня какой-то иррациональный страх- внешности, культуры , языка, даже имён,все отталкивает. хотя сама, думаю, не чистокровная русская.
#33
Гость
Я на 1/4 татарка, своих слегка опасаюсь, есть в них жестокость и непримиримость, особенно, у сельских. Муж татарин — не плохой вариант для тех кто будет подчиняться и его слушаться.
#34
#37
#38
😌
Есть друзья татары,один более ближе к своей культуре,второй даже языка не знает толком. Ну если он вырос в России то ничем не отличается,кроме внешности.
Новые темы
Думаю что изменяет
4 ответа
Отношения с разведённым
5 ответов
Где искать хозяйственного парня?
9 ответов
Как понять чувства женщины-скорпиона
5 ответов
Боюсь что бросит из-за сколиоза
8 ответов
#39
#40
#41
#42
Гость
. Женятся только на своих
#43
#45
+++++++ 1000. Живу в ХМАО-Югре (север Тюменской области). У нас и в ЯНАО смешанных семей «татарин-русская» или «русский-татарка» чуть ли не каждая третья.
#46
Гость
Странный вопрос. Все татары — разные, как, впрочем, и русские, и немцы, и англичане, да и любой народ. Скорее следует уточнить: мусульманин ли он, и если да, то насколько правоверный. В последнем случае вас могут подстерегать неприятные сюрпризы.
Знаю две семьи, где муж — татарин, жена — русская.
Семья №1: браку лет 30, есть взрослая дочь, внук, и все прекрасно. Никаких мусульманских заморочек у мужа нет, ни разу не слышала об этом, во всяком случае. По-моему, он татарского языка даже и не знает.
Семья №2: для мужа это третий брак, мужик вздорный, амбициозный, придирчивый к мелочам и большой зануда. Хотя жену и детей обеспечивает по полной (но при этом и детей от прежних браков не забывает). Очень подвержен влиянию своей матери. В мечеть как будто не ходит. Не пьет. Впечатление такое, что и этот брак для него последним не будет((
Гость
Умные, хитрые, достаточно агрессивные, женщины-татарки злоязычные, типа Розы Сябитовой, в общем, своеобразные, я бы не пошла замуж за татарина, как минимум придется прогибаться , мужья держат строго жен в семье)
#47
))))) А если серьёзно, то залогом нормальных отношений , думаю, является отсутствие национализма- шовинизма. В нас столько крови намешано…))))
#49
может кто встречался с татаринами, какие они в отношениях?
#1
#2
#3
🙂
Вы то может и не националистка, да они только на своих женятся 🙂
#4
#5
#7
#9
#10
#11
Дарья
Девчонки, подскажите. Общаюсь с мальчиком, ещё лично не встречались, все бы хорошо но есть но.. он татарин.) я не националистка и совершенно спокойно отношусь к это, но есть куча стереотипов связанных с ними. Скажите может кто встречался с татаринами, какие они в отношениях?)
Дарья
Девчонки, подскажите. Общаюсь с мальчиком, ещё лично не встречались, все бы хорошо но есть но.. он татарин.) я не националистка и совершенно спокойно отношусь к это, но есть куча стереотипов связанных с ними. Скажите может кто встречался с татаринами, какие они в отношениях?)
#12
#13
#14
Лианна Старк
У меня друг-татарин, самый добрый и мягкий человек, которого я знаю, и ничуточки не жадный, обожает детей. Жена русская у него.
#15
#16
#17
#18
#19
#20
#21
#22
#23
Алиса
Живу в Казани. Татары плохо относятся в женщинам как виду. Даже хуже чем русские. Неважно жена, любовница, дочь. Все женского пола для них «друг человека». Жлобы, хитрые, продуманы, лицемеры. Евреи нервно курят в сторонке.
#24
Эксперты Woman.ru
Дарья Горбунова
Практикующий психолог
117 ответов
Доценко Всеволод
Психолог
150 ответов
Климкова Татьяна
Психолог
67 ответов
Нина Бабанакова
Нутрициолог, консультант по. ..
76 ответов
Ниделько Любовь Петровна
Практикующий психолог
197 ответов
Алла Бурая
Психолог
18 ответов
Леонова Ксения
Психотерапевт
17 ответов
Богат Вячеслав
Дипломированный практикующий…
184 ответа
Юлия Лекомцева
Врач косметолог
240 ответов
Лисаченко Наталия
Консультант по питанию
104 ответа
#25
#26
#27
#28
Непридуманные истории
Мужчина сразу предупредил, что всё имущество записано на детей
312 ответов
Такая зарплата — не хочу работать
203 ответа
Ложь длинною в 22 года.
Как разрулить?518 ответов
Ушел муж, 2 месяца депрессия… Как справится, если ты осталась совсем одна?
138 ответов
Мужчина хочет со мной семью, но денег у него не хватает!
463 ответа
#29
#30
#31
#34
#35
Надежда
Я работала с татарами….Их женщины хорошие до того момента,пока ваши интересы не пересекаются,норовят выскочить замуж за русского,мотивируют это тем,чтоб улучшить породу!Многие откровенно не любят своих мужчин-татаров,говорят,что они злые,мстительные,многие бьют своих жен,гулящие,да и вобще в браке чувствуют вседозволенность. Лично я бы не стала встречаться и тем более связывать жизнь…Никого не хотела тут обидеть,я не националистка,но считаю,что русские должны быть с русскими,а татарин с татаркой.Дружить пожалуйста,общаться,работать итд,а родниться я б не стала…Старые люди еше говорили-Не мешай воду с маслом,ничего не получится!
#36
#37
#38
адекватный бомж
вообще татары злые из за того что чл*** обрезан. это я как бывший псиолог говорю.
#40
#41
Гость
была замужем за татарином, жадный, злой, все отрицательные черты после свадьбы показали себя во всей красе. каждый день унижения, оскорбления, убежала, роняя тапки.
Новые темы
Думаю что изменяет
4 ответа
Отношения с разведённым
5 ответов
Где искать хозяйственного парня?
9 ответов
Как понять чувства женщины-скорпиона
5 ответов
Боюсь что бросит из-за сколиоза
8 ответов
#42
#43
#44
#45
Гость
очень жадные!(((властные и грубые,пишу т.к подруга встречалась с татарином(еще родители ищут сыну в жены именно татарскую девушку,так что с русскими ничего серьезного и не может быть
#46
🙂
Вы то может и не националистка, да они только на своих женятся 🙂
#47
Татарская жена
Я украинка. Муж татарин. Первая жена моего мужа тоже русская.
#48
Гость
Продолж. ком. 15. ПО ТЕМЕ. У нас друзья татары. Чудесная семья, интеллигентные, замечательные, добрые, талантливые люди, всю жизнь дружим. НО. Ортодоксальные (то есть, соблюдающие обычаи своей нации и веры) татары, во-первых, мусульмане (что само по себе непросто в плане совместного образа жизни), во-вторых, действительно предпочитают (хоть и не всегда, но чаще всего) жениться на своих, и в-третьих, очень специфически строят быт в семье и воспитывают детей. Очень большую роль в семье играют старшие женщины в роду мужа. По их правилам, имеют все права хозяйки в новой молодой семье, могут и будут везде совать свой нос и поучать жену сына (младшего брата), как жить и что делать буквально на каждом шагу. Ничего не скажешь в ответ, у них реально ТАК ПРИНЯТО. Своей дочери категорически не советовала бы такую партию, случись у нее романтическая история с татарином. Сделала бы все возможное, чтобы помешать такой истории.
#49
Гость
Татарская жена
Я украинка. Муж татарин. Первая жена моего мужа тоже русская.
Почему «тоже»?
#50
Крымскотатарский активист, жена политзаключенного помогает семьям, оставшимся после российских арестов
БАХЧИСАРАЙ, Крым, Украина — 2014 год разделил мою жизнь на «до» и «после». Это стало отправной точкой моего рассказа.
В том году ко мне домой въехали танки и тяжелая техника. Нас заняли российские «зеленые человечки» в армейской форме без опознавательных знаков.
С тех пор Крым пахнет острой, едкой мятой транквилизатора Корвалол. Многие пожилые люди занимались самолечением, чтобы успокоить тревогу, и в конце концов попадали в больницу; как будто поняли, что крымские татары, этнические мусульмане и коренные жители Крыма в очередной раз столкнутся с системой, депортировавшей их на Дальний Восток СССР в 1944.
И они были правы: с 2014 года российские оккупационные власти подвергли репрессиям примерно 127 крымчан. На этот раз не путем депортации, а путем заключения их в тюрьму за их религию, этническую принадлежность или проукраинские взгляды.
Эта машина не пощадила мою семью. 11 октября 2017 г. ФСБ России забрала моего мужа — мусульманина, крымского татарина и активиста мирного сопротивления оккупационному движению, назвав его террористом на весьма некорректном судебном процессе, как «TrialWatch» Фонда Клуни за справедливость завершился.
Тот день не перевернул мою жизнь с ног на голову, но добавил новое направление в мою работу в поддержку крымскотатарских политзаключенных Кремля и их семей.
Первый выстрел по носуМежду 5 и 6 утра 26 января 2017 года я услышал громкий стук в дверь. Затем последовали угрозы выломать дверь, если никто не откроет. Десять российских силовиков в масках и с автоматами ворвались и начали переворачивать наш дом вверх дном.
Они сказали, что ищут оружие. Мой муж не террорист; он не совершал преступления и не имел оружия. Офицеры обыскали религиозную литературу моего мужа, мои работы по экономике и школьные сумки наших детей и ничего не нашли.
Выйдя на улицу, я увидел полицейские машины, окружившие наш двор. Они стояли, чтобы помешать сотням крымских татар, которые услышали, что к нам домой пришла ФСБ, помочь нам. Они знали, что пассионаризм (активная, энергичная защита этносом своей общины) у крымских татар в крови. Предложить помощь – неотъемлемая часть нашего менталитета, нашей культуры.
В этот же день российский суд заслушал сфабрикованное дело против моего мужа. Они обвинили Сейрана в публикации в социальных сетях песни Тимура Муцураева (чеченского исполнителя, принимавшего участие в чеченском конфликте на стороне Чеченской национальной армии против России). Примечательно, что он сделал это в 2013 году, до российской оккупации. Более того, вынесение приговора лицу по закону оккупанта нарушает Женевские конвенции.
Тем не менее, суд приговорил Сейрана к 12-дневному аресту. Это был первый случай, когда Россия использовала правовые инструменты для подавления крымскотатарского движения сопротивления. Раньше штрафовали, били активистов, выбивали камеры из рук.
Когда прошли долгие 12 суток ареста, более 200 соотечественников пришли к зданию суда, чтобы встретить Сейран с воздушными шариками и традиционным крымским кофе с рисом. Мой муж отпраздновал освобождение танцем во дворе для наших друзей, родственников и соседей. Ночью, когда мы остались одни, Сейран спросил: «Что будет дальше? Вы готовы к худшему?» Мы оба были.
Второй визит из ФСБ РоссииХудшее прибыло ранним осенним утром 11 октября 2017 года.
Я услышал знакомый сильный стук в дверь. В это время мой муж и наша средняя дочь, которая является копией своего отца, как раз заканчивали утреннюю молитву. Я надевал шаль в спальне. Я вышла и увидела свою дочь в слезах и Сейран на полу в наручниках.
Около дюжины сотрудников ФСБ не проявили пощады; они повалили моего мужа на землю так, что он ушиб себе лоб. Наша девочка закричала: «Папа, папа», когда увидела вооруженных людей в масках, держащих ее отца.
Эти мужчины не читали обвинения или права моего мужа. Они насильно ворвались в наш дом и рассредоточились по всем комнатам в поисках улик или улик. Но они ничего не нашли.
Когда за спиной Сейрана закрылась дверь, я была слишком слаба, чтобы плакать. Даже если бы я могла, я знала, что нашим четверым детям нужна сильная мать.
Последующие дни во многом были похожи друг на друга: доставка посылок в тюрьму и сбор документов для отстаивания прав крымскотатарских политзаключенных на международных площадках ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентской Ассамблея Совета Европы.
Любимый муж приговорен к тюремному заключениюХотя ФСБ не нашла ни взрывчатки, ни огнестрельного оружия, суд обвинил Сейрана в терроризме. У них была запись, тайно сделанная людьми, завербованными ФСБ; иметь хоть какие-то «компрометирующие» улики. Кто-то записал разговор Сейрана и других крымских татар в мечети. Суд истолковал пятничную молитву «О Всевышний, помоги мусульманам всего мира» как заговор.
Спустя 78 слушаний и три года спустя, 16 сентября 2020 года, суд приговорил Сейрана к 16 годам колонии строгого режима (тюрьма совмещенная с принудительными работами).
Чтобы иметь возможность освещать вердикт суда над моим мужем, я получила степень в области международной журналистики и получила пресс-карту. Это позволило мне присутствовать на слушаниях и приблизиться к своей возлюбленной на три фута: это могут сделать только журналисты, а не обычные посетители. Когда приговор был объявлен, Сейран посмотрел на меня, и я мысленно попрощался.
Так мой муж стал одним из десятков крымскотатарских политзаключенных. Так система наказывает инакомыслящих, демонизирует активистов и запугивает население.
После ареста Сейрана я впервые увидела плачущую его мать — крымскую татарку, проложившую долгий путь домой после сталинской депортации своего народа в 1944 году.
Статья Сейрана на сайте активистов Let My People Go | Скриншот предоставлен Let My People Go Жизнь до арестаСейран и я всегда занимались общественными работами в дополнение к нашей собственной работе. В конце 2013 года Сейран также работал репетитором, обучал чтению Корана и турецкому языку, проводил экскурсии для туристов по Крыму.
Для него дело было не в деньгах. Наоборот, Сейран ценил, что может рассказать другим народам о культуре и истории крымских татар, этнических мусульман и коренных жителей Крымского полуострова.
Дома он тоже был сострадательным. По ночам, когда я готовился к защите докторской диссертации по экономике, он пел песни нашим маленьким детям. Мы и не подозревали, что всего через пару месяцев возьмем новую сферу деятельности: поддержку наших соотечественников, оказавшихся за решеткой без криминала.
С первыми похищениями и арестами тех, кто сопротивлялся оккупации, Сейран посещала семьи, потерявшие своих мужчин, посещала судебные слушания и документировала процедуры на Facebook.
Когда в 2015 году из Крыма были изгнаны независимые и проукраинские СМИ, образовался информационный вакуум. О вооруженных рейдах, необоснованных арестах и похищениях рассказать было некому. Так мы с Сейраном стали одними из первых журналистов-крымчан.
Когда 12 мая 2016 года в нашем родном городе Бахчисарае прошла первая волна массовых обысков и задержаний, мой муж сообщил по громкой связи на местах, что задержано несколько видных граждан, перечислив их по именам.
ФСБ не оставила эту акцию в силе. Сейран впервые был привлечен к ответственности за активную деятельность, получив штраф в размере 20 000 российских рублей (257 долларов США) за предполагаемую организацию несанкционированного митинга. В этот момент я понял, что наша активность в конце концов попадет под прицел ФСБ.
Превратить боль в помощь заключенным и их семьямРепрессии затрагивают не только мужчин, но и их жен, родителей и, прежде всего, детей.
Наши дети не были готовы к тому, что их папу заберут, но наш сын подошел. Теперь он помогает нянчиться со своими тремя младшими сестрами и делать работу по дому.
Крымские татары традиционно имеют большие семьи. Эти аресты оставили 197 детей без отцов. Более 50 из них имеют тяжелые диагнозы. Двенадцать детей родились после ареста пап и видели их только через тюремное стекло или на картинках.
Посещая семьи заключенных, я понял, что им очень нужны психологи. Так родилась идея структурировать психологическую помощь семьям. Через несколько месяцев после ареста Сейрана я основал проект «Крымское детство», который собирает волонтеров, которые работают в поддержку детей политзаключенных. Это один из способов, которым я могу помочь тем, кто остался позади.
«В Orato World Media мы солидарны с нашим корреспондентом в Украине и всем украинским народом, который столкнулся с этой ничем не спровоцированной атакой со стороны России».
Отказ от ответственности за перевод
Переводы, предоставляемые Orato World Media, предназначены для того, чтобы конечный переведенный документ был понятен на конечном языке. Несмотря на то, что мы прилагаем все усилия для обеспечения точности наших переводов, мы не можем гарантировать, что в переводе не будет ошибок.
Сообщить об ошибке или опечатке | Как у нас дела?
#GlobalCooperationNow
Пообещайте быть #СознательнымГражданином сегодня и требуйте #GlobalCooperationNow! подписав эту петицию. Подпишите нашу петицию.
Юлия Руденко
Юлия Руденко — журналист и менеджер социальных сетей Euromaidan Press, украинского англоязычного журнала. Она освещает события в области прав человека на оккупированных Россией территориях Украины. Юлия изучает международное право в Киеве. Свои исследования она посвятила правам человека, международному гуманитарному и уголовному праву.
Дневник татарки
Эта страница создана Бонни Беннетт. Последнее обновление было сделано Келли О’Нил.
Для этого сайта должен быть включен Javascript. Включите Javascript и перезагрузите страницу.
Империя: пространственная история Российской империи Главное меню О Панели мониторинга Каталог данных MapStories Галереи Игры Кто сказал, что история скучна? Полка для карт Научите наш контент Ссылка на проект Келли О’Нил dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5 Проект «Империя» // Центр российских и евразийских исследований Дэвиса, Гарвардский университет 1 2018-03-30T10:31:07-04:00 Бонни Беннетт 90abfbefb21d1c8107bd48c792c650932ec3803d 9 1 простой 2018-04-04T08:48:14-04:00 Келли О’Нил dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5 Ниже приводится дневниковая запись, сделанная женщиной-татаркой.—
27 сентября 1843 г.
Сегодня позировал иностранному для нашего города русскому художнику Федору Григорьевичу.
Сначала мне было неудобно стоять на месте под взглядом мужчины. Я никогда не подвергался такому пристальному изучению, и его взгляд метался между его бумагой и мной. Но мой муж все время сидел с нами за мольбертом из соображений приличия, и, кроме того, плата художника мне за позирование помогла бы оплатить дополнительное сукно.
По правде говоря, я тоже был рад, что меня спасли таким образом. Пока мое тело вернется на землю, моя картина будет жить. Это бессмертие недоступно большинству людей, которых я знаю, и я чувствовал себя выше всякой меры, будучи избранным для этой чести.
Рисуя, художник в нежных тонах рассказывал моему мужу о многих людях, с которыми встречался на протяжении всей своей творческой карьеры. Он смотрел на свою профессию со святым рвением, объясняя, как он стремился сохранить множество культур и людей Российской империи с помощью искусства. Мой муж, счастливый, что нашел нового собеседника помимо знакомых лиц наших друзей, задавал много вопросов и подшучивал. В конце концов, тема перешла к политике, и Федор высказал свое мнение
Таким образом, он рассматривал себя как гонку со временем, отслеживая живописные образцы различных культур и их проявления, прежде чем они исчезнут в забытой истории. Это усилило мою гордость — вот я и защищаю от забвения традиционную одежду татарских женщин. Я выпрямила спину и тихо проворковала, ободряя сына за то, что он стоит так тихо.
Сегодня я надел свой лучший наряд. Чтобы не замерзнуть, я ношу несколько слоев одежды. Сверху у меня свободное голубое платье со сборками на обоих бедрах. Я чувствую, что эта деталь придает моему платью изюминку, которой не хватает свисающему прямо вниз платью моей сестры. Изысканная цветочная вышивка заполняет широкий кант подол и нагрудник моего платья. Теперь я смеюсь над всем разочарованием, которое я испытал за эти часы шитья. Мое рукоделие на века останется в памяти всех, кто взглянет на рисунок Федора. У моей сестры, стоявшей справа от меня, всегда было меньше терпения. Она ненавидит шить и вечно колола пальцы на уроках нашей юности. Хотя ее муж богаче моего, ее платье менее красивое, потому что на нем нет вышивки, которую я так старательно пришивала к своему.
Я позволяю гордыне переполнить мое сердце, но потом корю себя. Ибо действительно, ее туфли дороже моих. Ее туфли сделаны из полированной черной кожи и выглядывают из-под ее платья острым носком. Я завидую гладкой работе, теплоте и водонепроницаемости ее туфель, но я не смею просить у мужа мою собственную пару. Вместо этого я продолжаю оборачивать свои ноги и ступни своего сына толстыми слоями белой ткани, привязывая коричневые кожаные сандалии к подошвам наших ног веревками, которые охватывают наши икры.
У моей сестры красивое красное платье, и она накинула на плечи полосатую шаль. Мы оба носим красные и белые головные уборы, а наши лица обрамляют нити крупных золотых бус. Глубокий вырез наших платьев открывает красные нижние платья с серыми пятнами. Холод наполняет воздух в комнате, и мне жаль, что моя сестра не предусмотрительно напустила широкие рукава на руки, чтобы сохранить их тепло. Пока ее прячутся под защитой ткани, мои застывают от холода. Но когда я переминаюсь, чтобы убрать их в рукава, муж останавливает меня — художник уже начал рисовать мои руки.
Сочувствую моему сыну — боюсь, его руки, открытые осеннему воздуху, постигнет та же участь. Я могу только надеяться, что он достаточно теплый. Этим утром я одел своего сына в серое пальто и завязал его сбоку. Его синий воротник рубашки выглядывает из-под него, и я горжусь вышитой шапкой на его голове, которую я для него сшила.
Мы часами стоим неподвижно, и меня убаюкивает нежная болтовня мужа с художником. Наконец Федор откладывает карандаш, глубоко вздыхает и отступает от своего рисунка. Муж поздравляет его с работой.
Теперь, когда рисунок завершен, Федор позволяет нам отойти от застойных поз. Мои суставы протестующе скрипят. Моя шея, в частности, неприятно свело. Моя рука, покоившаяся на плече сына, давно уже уснула, но я не решалась пошевелить ею под пронзительным взглядом художника. Я встречаюсь глазами с сестрой, и мы обмениваемся понимающей улыбкой, когда она позволяет своей руке неловко опуститься на бок.
Настал момент откровения, и я надеюсь, что наш портрет так же прекрасен, как образцы других татар, которые нарисовал Федор, которые он нам показывал, когда просил нас позировать. Мы с сестрой и сыном шагаем за мольберт, и у меня перехватывает дыхание от радости. Сходство поразительное. Наши лица имеют чудесное сходство, и мне приятно его внимание к деталям моей вышивки. Розовые, желтые и голубые тона широкой каймы моего платья запечатлены на его бумаге вместе с моими вышитыми цветочными узорами. Мой муж, увлеченный рисованием, провозглашает меня красавицей, и я краснею от счастья.
- 1 2018-02-06T23:36:04-05:00 Келли О’Нил dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5 Казань [Бонни] Келли О’Нил 1 Провинциальный город простой 600861 2018-04-04T08:59:03-04:00 Келли О’Нил dc20b45f1d74122ba0d654d19961d826c5a557f5
- 1 2018-03-31T08:08:28-04:00 Казанские Татарки 1 Рисунок Казанских Татарок Федора Григорьевича простой 2018-03-31T08:42:00-04:00
Я крымский татарин
Хлебная тележка
Я мало что помню из своего детства. Я помню, как мой дядя женился в Судаке; моя сестра Инджифей танцевала с нашим отцом, а бабушка подарила нам с братом пахлаву. Еще я помню, как мы собирали миндаль. Тогда у нас был сад ореховых деревьев.
У моего отца было пятеро братьев. Его увезли на войну с двумя из них, оба были расстреляны немцами. Старшего из двоих звали Ибрагим, и он был первым секретарем исполкома. Второго брата звали Ришид, и он был председателем колхоза.
Айшет, жена Ибрагима, каждый день пекла хлеб, складывала его в телегу и отправляла партизанам. Однажды она послала с ним еще одного моего дядю, Исмаила. Он должен был сказать партизанам, что Судак скоро будет окружен и что они должны отступить.
Исмаил добрался, но по какой-то причине он и партизаны не смогли вовремя уйти, и поэтому он тоже попал в ловушку. Он спрятался у водоема, прикрываясь сорванной травой. Ночью он спал на деревьях, а днем прятался у воды. В пищу у него была только кора. Прошло много времени, прежде чем мы снова увидели его; он пережил войну и оказался в Узбекистане. Он всегда выглядел очень худым.
Расстреляли Ибрагима и Ришида. Кто-то предал их и сказал, что они коммунисты. Итак, в шесть утра деревню окружили, устроили суд и расстреляли. Всем сельчанам сказали, что расстреляны русские коммунисты. Никто не задумывался, кто крымский татарин, а кто нет.
Мне было четыре года, когда нас депортировали. Нам дали пятнадцать минут, чтобы собрать вещи. Что маме удалось связать в узел, то и взяли мы. У нас не было ни матрасов, ни подушек. На вокзал нас привезли на ЗИЛе. Наша корова подбежала к нам, когда грузовик тронулся, красивая корова, черно-белая. Мне семьдесят четыре года, и я до сих пор помню, как мычала корова, бежавшая за нами рысью.
Не помню, как нас забрали в Узбекистан. По приезду нас поселили в казарме недалеко от Ташкента в Беговатском районе. Мы находились в так называемой ДВЗ, зоне отдаленных поселений. Казарма была очень длинным зданием; жили в нем четыре семьи, по одной в каждом углу.
Потом умерла жена Ибрагима. Как и меня, ее звали Айшет. Умирая, она попросила виноград. Крымские татары всегда чего-то жаждут перед смертью. Так моя мама и мой брат Мемет прошли очень долгий путь, 18 километров, чтобы исполнить ее последнее желание.
В конце войны мой отец работал в Туле. Когда он узнал, что мы страдаем в Узбекистане, он прислал нам посылку из двух кастрюль и сита. Даже сейчас я все еще помню это. Потом он убежал из Тулы к нам. Он только приехал и нашел работу на стройке, когда за ним пришли двое полицейских, и он оказался в тюрьме на один год.
Затем мой брат Мемет начал работать. К одиннадцати годам он уже работал слесарем на заводе по ремонту тракторных двигателей. Тракторные двигатели всегда нуждались в ремонте. Он тоже был очень хорош в этом; для него даже сделали специальную скамейку, иначе он был бы слишком мал для такой работы.
Хлопок
Школа была закрыта с сентября по ноябрь на сбор хлопка; мы начали ходить на хлопковые поля, когда учились в третьем классе. Наша дневная норма составляла 40 килограммов, а для моего старшего брата и сестры — 60. Когда мы собрали весь хлопок, мы собрали 9 килограммов.0099 курага ; хлопок все еще запечатан в коробочке. Квота на курагу составляла 120 килограммов, и после того, как она была собрана, закрытые коробочки были доставлены к нам домой, где мы просидели всю ночь, собирая хлопок.
Когда подошла их очередь, наши дети тоже собрали хлопок. Моя дочь Эльвира была ужасна в этом; ее имя всегда было на доске позора.
Начиная с четвертого класса я постоянно дрался. Я воевал, потому что нас называли предателями. В основном это были русские, нас оставили в покое узбеки. Ведь они тоже были мусульманами.
Однажды наш учитель истории Юрий Данилович разнял драку: «Айшет, перестань драться, я не хочу больше этого видеть! Ты ни в чем не виноват. Просто им нужно было отдать Крым другим людям». Это то, что он сказал. Я тогда где-то читал, что Сталин хотел переселить всех евреев в Крым. Он не мог, поэтому в конце концов отправил их в Биробиджан. Я не знаю, правда это или нет.
Мы всегда дрались. Это было ужасно. Как бились наши татары с вернувшимися с войны мужиками! ты даже не мог попытка назвать татарина предателем; у тебя бы не было времени открыть рот. В городе Беговат жил татарин, который работал водителем грузовика, и все его дети умели водить его грузовик. Однажды завязалась драка, и семилетний сын шофера уехал с грузовиком на помощь татарам.
Тогда мы заботились друг о друге.
Богатство
Когда я был маленьким, еды всегда не хватало, поэтому моя мама и Мемет ходили по ночам в поле за редисом. Они собрали все, что оставил трактор. Мы ели редис вместо хлеба.
Однажды утром моя мама проспала и опоздала на работу. Через несколько дней ее вызвали в суд. Ей грозили два года. Дома Мать плакала; что будет с ее детьми?
Как только мама приехала в суд, она снова расплакалась. Присутствовала еще одна женщина, которая пыталась ее успокоить. Суд спросил Мать, почему она опаздывает на работу, и она ответила им, что живет в бараке, что у ее детей нет одеял и подушек, что все спят на сене, а детям есть нечего. Она рассказала им, как ходит поздно ночью собирать редис. Женщина сказала Матери, что они проверят ее историю, и ее вернули в барак. Почему-то, когда мы увидели всех этих людей и полицейских, мы подумали, что нашу маму сейчас расстреляют.
Однажды в казарме женщина из суда была потрясена; в конце концов, мама не врала. Она и все остальные ушли, а через час или два вернулись, прихватив с собой матрацы, подушки и одеяла.
Мы стали богатыми.
Исмаил
Я хорошо помню, как всем воевавшим давали путевки в санаторий. Только нам, крымским татарам, ничего подобного не дали. Даже если бы мы воевали за Советский Союз, нас все равно считали бы предателями. Даже наших детей, не имевших никакого отношения к войне, не пускали в пионерские лагеря. Только дяде Исмаилу, который помогал партизанам, дали поездку на празднование тридцатилетия победы в Великой Отечественной войне. В Крым. Ради старых времен.
Скрываясь от немцев, ему удалось пробраться на фронт. Война привела его в Крым, но когда война закончилась, ему пришлось вернуться в свой новый дом, Самарканд. Там он познакомился со своей женой, и у них родилось четверо детей.
Он очень обрадовался поездке в Крым. Но когда он приехал и огляделся, то понял, что собраться и уехать еще раз будет не так-то просто. Исмаил перевез туда всю свою семью. Он купил дом, засадил приусадебный участок и как-то начал жизнь для себя и своей семьи.
Но никто не нанял Исмаила. Ни его жену они не наняли, ни школа не забрала его детей. Даже его русские и украинские соседи были возмущены; они пошли и спросили у местных чиновников, во что играет школа. Однако один из его соседей донес на него; смотри, живет один из тех крымских татар со своим домом и своим огородом с овощами. Приехал трактор, снес дом и вспахал огород.
Итак, Исмаил с семьей переехали в другую деревню и купили второй дом. Этот дом также был стерт с лица земли. Они купили третий дом. Они и его сбили. После этого у его жены случился сердечный приступ, и она умерла. После смерти жены Исмаил наткнулся на родственников в Крыму, и они предложили ему поехать жить к ним.
Они жили в месте под названием Ленин, там просто степь.
Палка
После школы поехала учиться на бухгалтера в Наманган, там познакомилась со своим будущим мужем. Он только что вернулся из армии, вы тогда три года служили, а он жил в Майлуу-Суу. Свадьба у нас была скромная, водки почти не было. На мне было белое поплиновое платье, как я в нем танцевала! У нас было трое детей: Эльвира, Гуля и Сервер.
Мы с мужем потом переехали в Ташкент. Я помню, как однажды Эльвира пришла домой в слезах; она думала, что из-за того, что она крымская татарка, ее не пустят в школу. Это то, что говорили ей дети на улице — выплевывая то, что, должно быть, сказали им их родители. В целом все обошлось для Эльвиры благополучно; она ходила в школу рядом с нашим домом, и когда она была в третьем классе, директор распорядился перевести ее в специализированную физико-математическую школу. Несмотря на то, что она не была русской, она все же получила медаль за лучшее сочинение.
После рождения детей я устроилась работать на фабрику по производству электрических подстанций для электростанций. Это была известная фабрика, на которой работало 800 человек, включая моего мужа-конструктора. Начальником фабрики был еврей по имени Гизерский, и он взял меня на работу без всяких документов. Я до сих пор не договорилась с предыдущим работодателем о декретном отпуске, и мои документы остались у них. Гизерский решил мне помочь, он знал, что я крымский татарин, и знал, как к нам относятся обычно работодатели. Я устроилась на работу бухгалтером в бухгалтерию. Я часто оставался за своим столом до двух или трех ночи; у нас тогда не было калькуляторов, я работал с арифмометром.
Я делил офис со старым бухгалтером, работавшим в финансовом отделе. Злой стервец, он с первого дня запал на меня. «Как вы, крымский татарин, справляетесь с работой в бухгалтерии?» Он всегда находил недостатки во всем, что я делал. Со мной работала молодая девушка по имени Люба; Я забрал ее из цеха, чтобы она работала моей помощницей. Она была умная и красивая девушка, только хромая, и у нее одна нога короче другой. Однажды, когда палка начала меня оскорблять, Люба взяла тяжелый стакан, полный карандашей, и угрожающе потрясла им перед ним.
Это его очень взбесило, и он подал жалобу. Только не против Любы, а против меня. На завод вызвали полицию. Однако, прежде чем они пришли ко мне, они наводили справки в фабричном цеху. Все говорили им, какая я мать и работница; все за меня вступились. Потом ко мне подошли милиционеры и сказали: «Не волнуйся, мы понимаем».
После этого палка больше не могла показывать его лицо за пределами офиса, и он подал в отставку.
Марлен
В 80-е татары ежемесячно собирали и отправляли деньги в Москву, в делегацию Национального движения крымских татар. Помню, как Марлен Небиев от нашего имени всегда ездил в Москву. Его отец, Осан, был первым секретарем исполкома в Симферополе. Во время войны родственники Осана говорили ему: «Измени имя сына, а то его могут расстрелять». Нельзя было называть предателей именами Маркса и Ленина.
Марлен закончил десятый класс с медалью, был членом Коммунистической партии, работал учителем в Ташкенте. Куда бы он ни пошел, за ним следовали три-четыре сотрудника КГБ. Даже если бы он пошел на татарские поминки, они все равно смотрели бы. Марлен ничего не успел добиться в Москве, а потом из-за поездок в столицу его уволили из школы, где он работал. Его тоже выгнали с вечеринки. После всего этого Марлен снова оказался в Крыму. Он даже устраивал митинги, но потом, видимо, на нервах заболел раком пищевода и умер.
Неудивительно, что татары умирают молодыми, они многое пережили.
Возврат
Мы с мужем решили вернуться в Крым в 1988 году. Продали квартиру и перевели все деньги на сберкнижку. Мы погрузили двадцатитонный контейнер и поехали поездом, взяв с собой три мешка сахара и два мешка муки. Мы знали, куда идем, и знали, что это не будет простым плаванием. Эльвира и ее семья пришли за нами. Как-то мы построили дом. Мы купили овец, корову и засадили свой приусадебный участок.
Как только мы приехали, соседи нас ограбили. У нас украли газовую плиту и сожгли нашу сберегательную книжку. Вот мы, вновь прибывшие, без денег и без надежды на работу. Нам не давали никаких льгот и привилегий. Нам было трудно даже пойти к врачу. Каким-то образом Эльвире удалось отвезти своих детей в поликлинику в Крыму. Пока она сидела в очереди, ее дети начали бегать взад и вперед по коридору. Русская женщина сказала: «Ой, смотри, сколько въезжают смуглые татары, теперь и доктора ждать дольше будем!» Когда Эльвира схватила ее за волосы и начала драться, врачи выбежали из своих кабинетов, чтобы разнять ее.
Жить в этом доме было тяжело, только чтобы добраться до станции, нам нужно было пройти три километра. Наши дети росли, и нам всем нужно было место для жизни. Именно тогда я начал приседать. Для начала мы организовали митинги в Симферополе. Помню, как мы месяц стояли на площади Ленина; мы стояли и требовали решения наших проблем, где жить и где работать. В конце концов, я больше не мог стоять и взял с собой стул. Через месяц наши руководители отправили нас в Каменку. Сначала мы жили в палатках.
Когда мы были там, за нами присматривал человек по имени Эйдер; он был с нами так строг, что мы звали его Пиночетом. Он научил нас делать коктейли Молотова, которыми мы могли поджечь снопы пшеницы. В Каменке пшеница стояла нам по пояс; мы собрали его и оставили пшеничную шелуху. Это то, что мы сожгли. Айдер сказал, что если будет дым, нас нельзя будет сфотографировать и потом посадить.
Нас, женщин, в лагере было тринадцать человек — мы готовили еду, пока мальчики разгружали грузовики и машины людей. С каждым днем прибывало больше. Были молодые люди, которые переехали в Крым, имея всего лишь пару целлофановых пакетов: две рубашки и две пары нижнего белья. Вот оно. Они прилетели, как ракушки, выброшенные на берег. За ними ухаживали Синавер Кадыров и Мустафа Джемилиев. Эти двое мужчин рассказали новоприбывшим, как себя вести; они внимательно следили за ними, чтобы не было пьянства, ругани или драк. Я помню, каким маленьким и худым был тогда Джемилев, он выглядел как смерть! В конце концов, он вырос в окружении голода и холода.
В Софиевке тоже был создан сквот. Они только начали жить там, когда начались боевые действия. Некоторые из наших ребят подошли, но трактора уже стояли и ждали, чтобы выровнять землю. Их привезли русские или украинцы, не знаю кто именно. Когда все было снесено, русские или украинцы стали отбирать у женщин посуду и посуду. Женщины сопротивлялись. Все объединили свои ресурсы, если бы посуду убрали, что бы осталось? Наши мужчины кричали на затеявших драку женщин: «Что толку драться из-за посуды? Завтра мы найдем деньги на большее.
Лук
Наконец-то нам удалось успокоиться, и тут мой муж начал пить. Я оставил его. Я просто сел в поезд и поехал. Я вышла из поезда на последней станции и расплакалась. Куда я шел и что мне делать? Я не знал. Девушка приютила меня на ночь. Она сказала мне, чтобы я не плакала: «Пойдем со мной, — сказала она, — я живу рядом». Я остался на ночь. — Вы можете разобраться с этим завтра. Утром я поехал на автобусе на Арабатскую Стрелку, в село Геническая Горка. Я нашла жилье и стала работать домработницей. Я также нашел работу охранником в гостевом доме. Это были трудные времена. Я помню, как владелец гостевого дома говорил мне не высовываться, если ночью кто-то вломится. «Лучше бы они унесли весь гостевой дом, чем убили тебя».
В это время в политике произошел сдвиг, и татары начали стекаться в Крым. Правительство начало раздавать участки земли, и вскоре все было выделено. Если у вас было четверо детей, не проблема! Дети большие или маленькие, каждому из них достался бы участок! Даже я, незамужняя татарка, в итоге оказалась с ним. Хозяин пансионата передал мне участок своего зятя. Я сразу начал строить, хотя у меня не было денег. Я начал с того, что распродал свои вещи, а потом стал ездить в Джанкой, где покупал пять килограммов лука и потом продавал их по одному. Как только появлялись деньги, я тратил их на строительные материалы. В Одессе я покупал все, что попадалось под руку, за 1000 гривен. Я построил небольшой дом и купил козу; продажа ее молока приносила мне доход. Потом я поменялась с детьми, переехала обратно в Каменку, а они заняли мое место.
Однажды на Арабатской стрелке к моему ларьку подошла девушка и спросила по-украински «Скольки Коштуе?»
— Барышня, я не понимаю по-украински, — сказал я ей.
— Но вы же живете в Украине, вы должны понимать, — ответила она.
Вот я ей и рассказал все о татарах, о наших деревнях, о депортации. Я рассказал ей, почему это место называется Арабатская стрелка. Там пролилась татарская кровь. Ей было стыдно.
Все равно я лишь наполовину знаю свой родной язык. Когда Мейдан горит или ATR показывает и говорят по-татарски, я не понимаю. Я не смотрю Zaman . Мои дети совсем не понимают татарский. Но опять же они переводят мне инструкции на коробках с лекарствами.
Я так и не выучил украинский язык.
Дом
Вчера у нас выключили свет. Сосед татарин пошел и купил дизельный генератор, чтобы они могли смотреть телевизор. Я не знаю, кто их отключил. Последние несколько месяцев я не могу смотреть телевизор без слез на глазах. Я плачу за сотню погибших на Майдане. За того татарина, которого убили русские, оставившего троих детей. За того офицера, убитого при патрулировании военной базы; его беременная жена наверняка тоже плачет. Разве мы не жили хорошо до этого? Что случилось? Какое право они имели убивать?
Я страдаю от того, что слышу по Мейдан . Вот недавно убили, как его там, Музычко. Он чей-то сын! Как это происходит? Сегодня в Украине все воюют друг с другом, сажают в тюрьмы, делят, меняют флаги. Это позор! Стыд! Они и во время войны меняли флаги, но теперь они для меня все одинаковые. Если бы они только проявили к нам некоторое уважение, хотя бы просто заметили нас вообще.
Говорят, благодаря объединению нас заметят. Я не очень в это верю. Тогда на нас никто не обращал внимания, да и сейчас никто этого не сделает. Мы не голосовали на референдуме. Во-первых, нас не просили участвовать, а во-вторых, мы бы все равно не пошли. Думаете, это первый раз, когда нас пытаются обмануть? Я, например, не доверяю кому-то только потому, что они стучат в вашу дверь и делятся некоторыми тонкостями; это не значит, что они действительно начнут думать о других людях.
Что будет с нами, татарами, после всего этого? Думаешь, они дадут нам землю? Они ничего нам не дадут. Теперь мы никому не доверяем; однажды укушенный . . . Поэтому мы сидим и ждем у моря и смотрим, что принесет нам ветер. Непонятно, что станет с землей, на которой я построил. У меня есть дочь в Украине; Я не знаю, как мы увидимся. Это все так тревожно, что будет с детьми?
Наши ребята тоже пострадали от этого кризиса.