ЗАКОН РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1 — 1.1.1. Федеральные нормативно-правовые акты
ЗАКОН РФ
«О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1
от 5 марта 1992 года
(в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)
Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты
Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.
Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.Статья 3. Угроза безопасности
Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Статья 4. Обеспечение безопасности
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Статья 5. Принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
законность;
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
интеграция с международными системами безопасности.
Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Раздел II. Система безопасности Российской Федерации
Статья 8. Основные элементы системы безопасности
Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.
Статья 9. Основные функции системы безопасности
Основными функциями системы безопасности являются:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Статья 10. Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности
Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.
Часть 2. — Не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288
Органы исполнительной власти:
обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы:
обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;
осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Статья 11. Руководство государственными органами обеспечения безопасности
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;
абзац 3 — не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288;
контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;
абзац 6 — не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288.
Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации):
в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;
организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.
Министерства и государственные комитеты Российской Федерации:
в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;
на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.
Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности
Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.
Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.
Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.
Раздел III. Совет безопасности Российской Федерации
Статья 13. Статус Совета безопасности Российской Федерации
Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования
Совет безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции РСФСР, Закона РСФСР «О Президенте РСФСР» и настоящего Закона.
В состав Совета безопасности Российской Федерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности.
Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации.
Части 4 — 6. — Не действуют. — Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288
В заседаниях Совета безопасности принимает участие Председатель Верховного Совета Российской Федерации или по его поручению заместитель Председателя. (в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1)
В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц.
При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов для участия в работе Совета безопасности привлекаются их полномочные представители, а также председатель государственного комитета Российской Федерации по национальной политике.
Статья 15. Основные задачи Совета безопасности Российской Федерации
Основными задачами Совета безопасности Российской Федерации являются:
определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;
подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Статья 16. Порядок принятия решений Советом безопасности Российской Федерации
Заседания Совета безопасности Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.
Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.
Решения Совета безопасности Российской Федерации принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности.
Решения Совета безопасности по вопросам обеспечения безопасности оформляются указами Президента Российской Федерации.
Статья 17. Межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации
Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе.
В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом безопасности Российской Федерации могут создаваться временные межведомственные комиссии.
Порядок формирования постоянных и временных межведомственных комиссий регламентируется Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.
По решению Совета безопасности Российской Федерации постоянные и временные межведомственные комиссии могут возглавляться членами Совета безопасности, а также руководителями соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, их заместителями либо лицами, уполномоченными на то Президентом Российской Федерации.
Статья 18. Аппарат Совета безопасности Российской Федерации
Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности Российской Федерации осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета безопасности Российской Федерации.
Структура и штатное расписание аппарата Совета безопасности Российской Федерации, а также положения о его подразделениях утверждаются председателем Совета безопасности.
Статья 19. Основные задачи межведомственных комиссий и аппарата Совета безопасности Российской Федерации
На межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности Российской Федерации возлагаются:
оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности;
подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации;
разработка и координация федеральных программ по обеспечению безопасности Российской Федерации и оценка их эффективности;
накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
информирование Совета безопасности Российской Федерации о ходе исполнения его решений;
организация научных исследований в области обеспечения безопасности;
подготовка проектов решений Совета безопасности Российской Федерации, а также проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности;
подготовка материалов для доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации.
Раздел IV. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности
Статья 20. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности
Финансирование деятельности по обеспечению безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных средств.
Раздел V. Контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности
Статья 21. Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности
Часть 1. — Не действует. — Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288.
Органы государственной власти и управления Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности.
Общественные и иные объединения и организации, граждане Российской Федерации имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности.
Статья 22. Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности
Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России.
5 марта 1992 года.
№ 2446-1
Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды и направление оказания психологической помощи // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ
‘; for (var i = 0; iТип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды и направление оказания психологической помощи // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.
Фрагмент статьи
Сегодня общепризнанным является положение, что безопасность выступает необходимым условием стабильности и развития любой системы. Данное положение применяется при оценке перспектив развития общества, государства, экономики, функционировании сложных технических объектов и систем. Использование таких категорий как устойчивость, стабильность, живучесть, сопротивляемость всегда имеет отношение к проблеме обеспечения безопасности технической или социальной системы, оценке ее эффективности и жизнеспособности.
<…>
Полный текст
Сегодня общепризнанным является положение, что безопасность выступает необходимым условием стабильности и развития любой системы. Данное положение применяется при оценке перспектив развития общества, государства, экономики, функционировании сложных технических объектов и систем. Использование таких категорий как устойчивость, стабильность, живучесть, сопротивляемость всегда имеет отношение к проблеме обеспечения безопасности технической или социальной системы, оценке ее эффективности и жизнеспособности. Безопасность – состояние защищенности (человека и среды), а так же способность отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Политики утверждают, экономика может развиваться только в условиях безопасности. Человек может развиваться – только в среде с определенными параметрами, один из самых существенных – безопасность.
Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности, без, хотя бы частичного, удовлетворения которой не возможно нормальное функционирование человека. Данная потребность приобретает ключевое значение, когда мы занимаемся вопросами психического развития ребенка. Здесь уже необходимо говорить о ее роли в определении перспектив позитивного становления человека, наличии или отсутствии травматической деформации структуры личности, а на определенных этапах онтогенеза (раннее детство) – об угрозе жизни или некомпенсируемых последствиях психическому здоровью.
Научная и практическая дискуссия вокруг понятия «безопасность» в последние годы усилилась, отражая повышенную для общества востребованность социальной, психологической и физической защищенности в условиях нестабильной ситуации, происходящих изменений в мире. Проблема безопасности России и ее граждан, их психического здоровья имеет важное значение для жизни страны. В Законе Российской Федерации «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Сегодня есть основания говорить о серьезных сбоях в функционировании психической жизни человека, это находит отражение в таких фактах, как распространение социальных болезней – алкоголизме, наркомании, игромании, росте пограничных психологических состояний, депрессий, суицидов.
Проблема безопасности крайне актуальна и в связи с непрекращающимися проявлениями актов насилия в отношении отдельного человека, групп людей, больших сообществ. Именно насилие является основным источником психотравмы, фактором нарушения психического здоровья человека. При этом необходимо учитывать значимую роль психологических факторов, которые могут способствовать эскалации такой ситуации.
Поиск системы психологического противодействия этому, создание условий, которые снижают угрозы и минимизируют риски нарушения безопасности, является в современных условиях социальной потребностью большой государственной значимости.
Важным аспектом при соотнесении и выборе сил и средств обеспечения безопасности является возрастание роли психологических факторов, являющихся системообразующими в комплексном соединении с юридическими, организационными, социальными, медицинскими аспектами.
Субъектами обеспечения психологической безопасности могут выступать:
конкретный человек, личность;
группы, оказывающие психологическую поддержку;
общество, государство, через систему социальных институтов (отметим, что образовательное учреждение — важнейший социальный институт общества).
Некоторые из новых опасностей уже осознаются людьми (например, угроза межнациональных конфликтов, терроризма и т.п.). Некоторые же остаются вне поля нашего внимания, поскольку их эпицентры расположены в самых непривычных местах. Опасность можно охарактеризовать как наличие и действие сил, которые являются деструктивными и дестабилизирующими по отношению к какой-либо конкретной системе. При этом деструктивными и дестабилизирующими следует считать те силы, которые способны нанести ущерб данной системе, вывести ее из строя или полностью уничтожить.
Психологический анализ показывает, что человек, не имеющий психологической защищенности, не обладающий внутренним ресурсом сопротивляемости негативным воздействиям, может быть выведен из строя или полностью потерять возможность для своего эффективного функционирования. А сегодня есть опасность, что те силы, которые призваны обеспечивать защищенность человека на разных этапах его жизни, не подготовлены в аспекте обеспечения психологической безопасности социальной среды и поддержания психологической безопасности человека, и в силу этого могут быть деструктивными (без профессионального осознания опасности).
Все вышеперечисленное имеет отношение к нарушению безопасности человека и диктует необходимость поиска эффективных путей обеспечения и поддержания сопротивляемости и устойчивости человека и общества негативным внутренним и внешним угрозам.
Значимость исследований по проблеме обеспечения безопасности обусловлена, прежде всего, постоянно возникающими противоречиями, развитие которых может привести любую систему в кризисное состояние, лишит ее устойчивости развития.
Мы предлагаем снижать уровень насилия через создание психологической безопасности образовательной среды, полагая, что эти возможности человек будет транслировать и в более широкий социально-культурный контекст. Было бы наивно стремиться к полному уничтожению насилия психологическими средствами. На современном этапе важно, чтобы его проявления оказались социально допустимыми и соразмерными тем обстоятельствам, в которых это насилие возникает, чтобы формы взаимодействия не посягали на свободу и права другого человека, поддерживали и укрепляли психическое здоровье участников образовательной среды.
Психологическая работа по обеспечению безопасности в образовании способствует трансляции ценности безопасности в общественную жизнь, снижает уровень насилия во взаимодействии людей, поддерживает психическое здоровье и является мощным профилактическим средством адекватного поведения и деятельности людей в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Отсюда трудно переоценить значение психологического просвещения населения и повышение психологической грамотности профессионалов, работающих с человеком, прежде всего, с ребенком в области психологических вопросов обеспечения безопасности.
Рассматривая проблему психолого-педагогического обеспечения образования в контексте создания психологически безопасных условий для развития, воспитания и обучения субъектов образовательной среды, следует отметить уже имеющиеся результаты и перспективные задачи.
Разработанная нами концепция психологической безопасности в образовании была внедрена в деятельность средних образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Москвы и доказала свою эффективность. Работа службы сопровождения с показателями психологической безопасности образовательной среды способствовала гармонизации показателей психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса – учеников, учителей, родителей, осознанию ценности безопасности в социальном взаимодействии. На базе образовательных учреждений нескольких административных округов г. Москвы под научно-методическим руководством МГППУ завершен второй этап опытно-экспериментальной работы по созданию системы экспертизы психологической безопасности образовательной среды, разработаны проекты, продолжающие исследования и внедрение результатов.
Главной задачей в обеспечении психологической безопасности образовательной среды, как условия поддержания и сохранения психического здоровья ее участников, является задача разработки и внедрения целостной системы исследовательских, образовательных и практических программ. Важнейшим аспектом здесь является внедрение программ обучения специалистов на всех этапах профессиональной подготовки и повышения квалификации; стандартизация и оценка действий специалистов различных служб и ведомств, работающих с психологическими проблемами безопасности; проведение исследований и разработка практических руководств для обеспечения этой работы.
Существует множество структур, обеспечивающих безопасность человека, диапазон их очень велик: от системы государственной безопасности до введения должностей заместителей директоров школ по безопасности в системе образования. Каждый из элементов данной системы остро нуждается в психологическом оснащении своей деятельности, понимании психологических характеристик безопасности и умении их использовать для повышения эффективности своей деятельности.
Надо обеспечивать безопасность жизни детей в образовании через создание психологически эффективной педагогической деятельности взрослых. То есть создание системы обеспечения психологической безопасности на базе образовательного учреждения определяется подготовкой кадров, работающих в образовании.
Психологическая работа по обеспечению безопасности в образовании способствует трансляции ценности безопасности в общественную жизнь, снижает уровень насилия во взаимодействии людей и является мощным профилактическим средством адекватного поведения и деятельности людей в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Назрела необходимость обеспечения психологических аспектов комплексной безопасности. Комплексность – это правовые, организационные, координационные и другие аспекты, как в категории анализа, так и в категории деятельности специалистов. Важным аспектом при соотнесении и выборе сил и средств обеспечения безопасности в образовании является возрастание роли психологических факторов, являющихся системообразующими в комплексном соединении с юридическими, организационными, социальными, медицинскими аспектами.
У специалистов, работающих в направлении снижения опасностей техногенных и экологических катастроф, есть данные, что в 15 раз дешевле предупредить катастрофу, чем работать с последствиями. Это сопоставимо и с психологической работой. Важнейшей психологической задачей является перестройка сознания – от ликвидации последствий катастроф, аварий – к их профилактике и оценке риска. Современная последовательность работы с рисками и угрозами такова: предупреждение – выявление – ликвидация последствий. Это относится к системе предупреждения техногенных и природных катастроф и это абсолютно приемлемо и к созданию и поддержанию психологической безопасности в любой социальной и организационной структуре, любой социокультурной среде.
Система образования, накопившая большой опыт теоретических разработок и практических технологий по проблеме психологической безопасности образовательной среды и психологии кризисных экстремальных ситуаций в образовательной практике, может выступить основой для создания системы психологической безопасности населения, мониторинга и экспертизы состояния психологической безопасности социальной среды, профилактической основой психического здоровья детей и молодежи.
Безопасность, с одной стороны, является психолого-педагогическим ресурсом, обеспечивающим качество образовательной среды, но не менее значимой является роль системы образования как психолого-педагогического ресурса обеспечения безопасности в обществе в целом, так как через систему образования проходит фактически все население страны.
Для интеграции научных исследований и образовательной практики в МГППУ был создан Институт экстремальной психологии (ИЭП), который развивает исследования по теоретическим и методологическим аспектам психологии безопасности и реализовывает их результаты в профессиональную подготовку студентов и магистрантов, а также осуществляет научно-методическую координацию деятельности службы практической психологии образования Москвы. Силами научных сотрудников ИЭП МГППУ на базе Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения создана программа магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании», прием на которую объявлен в 2011 году, что отражает реальную интеграцию науки, образования и практики.
В сборник включены статьи сотрудников Центра экстренной психологической помощи Института экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Уникальность данной структуры заключается в том, что в задачи профессиональной деятельности сотрудников Центра входит как решение теоретических проблем и внедрение этих результатов в практику, так и непосредственное оказание психологической помощи субъектам образования, научно-методическое руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных учреждениях г. Москвы по вопросам психологической безопасности образовательной среды, участие в профессиональной подготовке и переподготовке психолого-педагогических кадров (более подробно о деятельности Центра см. в статье директора ЦЭПП О.В. Вихристюк, помещенной в данном сборнике).
Характер профессиональных задач, решаемых сотрудниками Центра, нашел отражение и в представленных статьях, в которых излагаются как теоретические основания, так и практические результаты и технологии работы по оказанию экстренной психологической помощи субъектам образования, ведению исследовательской и практической работы по обеспечению психологических аспектов безопасности в образовании.
Содержание статей представляет интерес для специалистов, занимающихся научной и практической деятельностью по проблемам оказания экстренной психологической помощи, обеспечения психологической составляющей безопасности образовательного учреждения, студентам, магистрантам и аспирантам психолого-педагогического направления.
Баева И.А.
доктор психологический наук,
профессор, член-корр. РАО,
заместитель директора – научный руководитель
Института экстремальной психологии МГППУ
Метрики
Просмотров
Всего: 4979
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Человеческая природа и человеческие интересы | Либеральный архипелаг: теория разнообразия и свободы
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛиберальный архипелаг: теория разнообразия и свободыПолитическая теорияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛиберальный архипелаг: теория разнообразия и свободыПолитическая теорияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Кукатас, Чандран, «Человеческая природа и человеческие интересы», Либеральный архипелаг: теория разнообразия и свободы ( Oxford , 2003; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 ноября 2003 г. ), https://doi.org /10.1093/019925754X.003.0003, доступ 19июнь 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛиберальный архипелаг: теория разнообразия и свободыПолитическая теорияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛиберальный архипелаг: теория разнообразия и свободыПолитическая теорияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе утверждается, что, хотя разнообразие может быть постоянной чертой человеческого общества, в человеческой природе есть сердцевина, которая может объяснить закономерности человеческого разнообразия. Он защищает философскую антропологию, утверждающую, что «культурные различия не являются существенным, а лишь случайным и переходным свойством человека». Разница не принципиальна, но косвенный ; когда обстоятельства схожи, люди будут действовать и выбирать одинаково. Поскольку культура и те исторические формы, которые приняла человеческая жизнь, сами по себе ничего не стоят, то важен человек, который создает культуру и кому культура служит.
Ключевые слова: человеческая природа, разнообразие, философская антропология, культурное различие, культура
Предмет
Политическая теорияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеВступительное слово в Американском университете, Вашингтон, округ Колумбия, 10 июня 1963 г.
Прослушайте речь . Просмотр связанных документов .
Президент Джон Ф. Кеннеди
Вашингтон, округ Колумбия
10 июня 1963 г.
Президент Андерсон, члены факультета, попечительский совет, уважаемые гости, мой старый коллега, сенатор Боб Берд, получивший степень благодаря многим лет посещаю вечернюю юридическую школу, а я зарабатываю свою в ближайшие 30 минут, уважаемые гости, дамы и господа:
Я с большой гордостью участвую в этой церемонии открытия Американского университета, спонсируемой Методистской церковью, основанной епископом Джоном Флетчером Херстом и впервые открытой президентом Вудро Вильсоном в 1914 году. Это молодой и развивающийся университет, но он уже оправдал просвещенную надежду епископа Херста на изучение истории и общественных дел в городе, посвященном созданию истории и ведению общественных дел. Спонсируя это высшее учебное заведение для всех, кто хочет учиться, независимо от их цвета кожи или вероисповедания, методисты этой области и нации заслуживают благодарности нации, и я благодарю всех тех, кто сегодня заканчивает учебу.
Профессор Вудро Вильсон однажды сказал, что каждый человек, отправляемый из университета, должен быть человеком своей нации, а также человеком своего времени, и я уверен, что мужчины и женщины, получившие честь окончить это учебное заведение, продолжают отдавать от своей жизни, от своих талантов, высокую степень общественной службы и общественной поддержки.
«Мало на свете вещей прекраснее, чем университет», — писал Джон Мейсфилд в своем посвящении английским университетам, и его слова в равной степени верны и сегодня. Он не имел в виду шпили и башни, зелень кампуса и стены, увитые плющом. По его словам, он восхищался великолепной красотой университета, потому что это было «место, где те, кто ненавидит невежество, могут стремиться к знаниям, где те, кто постигает истину, могут стремиться заставить других видеть».
Поэтому я выбрал это время и это место, чтобы обсудить тему, в которой слишком часто преобладает невежество, а истина слишком редко воспринимается, и тем не менее это самая важная тема на земле: мир во всем мире.
О каком мире я говорю? Какого мира мы ищем? Не Pax Americana, навязанный миру американским военным оружием. Не мир могилы или безопасность раба. Я говорю о подлинном мире, таком мире, который делает жизнь на земле достойной жизни, таком мире, который позволяет людям и нациям расти, надеяться и строить лучшую жизнь для своих детей — не только мир для американцев, но и мир для всех. всем мужчинам и женщинам — не только мир в наше время, но мир на все времена.
Я говорю о мире из-за нового облика войны. Тотальная война не имеет смысла в эпоху, когда великие державы могут иметь крупные и относительно неуязвимые ядерные силы и отказываться сдаваться, не прибегая к этим силам. Это не имеет смысла в эпоху, когда одно ядерное оружие содержит взрывную силу, почти в десять раз превышающую взрывную силу всех союзных ВВС во Второй мировой войне. Это не имеет смысла в эпоху, когда смертельные яды, произведенные ядерным обменом, будут разнесены ветром, водой, почвой и семенами в дальние уголки земного шара и к поколениям, которые еще не родились.
Сегодня ежегодные траты миллиардов долларов на оружие, приобретаемое с целью убедиться, что нам никогда не понадобится его использовать, необходимы для поддержания мира. Но, конечно же, приобретение таких праздных запасов, которые могут только разрушать, но никогда не создавать, не является единственным и тем более самым эффективным средством обеспечения мира.
Поэтому я говорю о мире как о необходимой разумной цели разумных людей. Я понимаю, что стремление к миру не так драматично, как стремление к войне, и часто слова преследователя остаются без внимания. Но у нас нет более срочной задачи.
Некоторые говорят, что бесполезно говорить о мире во всем мире, всемирном праве или всемирном разоружении — и что это будет бесполезно до тех пор, пока руководители Советского Союза не займут более просвещенную позицию. Я надеюсь, что они делают. Я верю, что мы можем помочь им в этом. Но я также считаю, что мы должны пересмотреть свое собственное отношение — как отдельных лиц и как нации, — поскольку наше отношение так же важно, как и их. И каждый выпускник этой школы, каждый мыслящий гражданин, отчаявшийся в войне и желающий принести мир, должен начать с заглядывания внутрь себя, с изучения своего собственного отношения к возможностям мира, к Советскому Союзу, к ходу холодной войны. и к свободе и миру здесь, дома.
Во-первых: Давайте рассмотрим наше отношение к миру как таковому. Слишком многие из нас думают, что это невозможно. Слишком многие считают это нереальным. Но это опасная, пораженческая вера. Это приводит к выводу, что война неизбежна, что человечество обречено, что мы охвачены силами, которым не можем управлять.
Мы не обязаны принимать эту точку зрения. Наши проблемы созданы руками человека, следовательно, они могут быть решены человеком. И человек может быть настолько большим, насколько он хочет. Ни одна проблема человеческой судьбы не выходит за рамки человеческих существ. Разум и дух человека часто решали, казалось бы, неразрешимое, и мы верим, что они могут сделать это снова.
Я не имею в виду абсолютную, бесконечную концепцию мира и доброй воли, о которой мечтают некоторые фантазии и фанатики. Я не отрицаю ценности надежд и мечтаний, но мы просто вызываем уныние и недоверие, делая это нашей единственной и ближайшей целью.
Вместо этого давайте сосредоточимся на более практичном, более достижимом мире, основанном не на внезапной революции в человеческой природе, а на постепенной эволюции человеческих институтов, на ряде конкретных действий и эффективных соглашений, которые отвечают интересам все обеспокоены. Не существует единого простого ключа к этому миру — нет великой или волшебной формулы, которую могли бы принять одна или две державы. Подлинный мир должен быть продуктом многих наций, суммой многих действий. Он должен быть динамичным, а не статичным, изменяющимся, чтобы отвечать требованиям каждого нового поколения. Ибо мир — это процесс, способ решения проблем.
При таком мире по-прежнему будут ссоры и противоречивые интересы, как это бывает в семьях и нациях. Мир во всем мире, как и мир в сообществе, не требует, чтобы каждый человек любил своего ближнего, — он требует только того, чтобы они жили вместе во взаимной терпимости, представляя свои споры справедливому и мирному урегулированию. И история учит нас, что вражда между народами, как и между отдельными людьми, не длится вечно. Какими бы фиксированными ни казались наши симпатии и антипатии, течение времени и событий часто приносят удивительные изменения в отношения между народами и соседями.
Так что будем упорствовать. Мир не обязательно должен быть недостижим, а война не обязательно должна быть неизбежной. Более четко определяя нашу цель, делая ее более управляемой и менее отдаленной, мы можем помочь всем народам увидеть ее, черпать из нее надежду и неудержимо двигаться к ней.
Второй: Пересмотрим наше отношение к Советскому Союзу. Обескураживает мысль о том, что их лидеры могут действительно верить тому, что пишут их пропагандисты. Удручает чтение недавнего авторитетного советского текста «Военная стратегия» и нахождение, страница за страницей, совершенно беспочвенных и невероятных утверждений, вроде утверждения, что «американские империалистические круги готовятся к развязыванию различного рода войн. .. есть вполне реальная угроза развязывания американскими империалистами превентивной войны против Советского Союза… [и что] политические цели американских империалистов состоят в том, чтобы экономически и политически поработить европейские и другие капиталистические страны… [и] добиться мирового господства… путем агрессивных войн».
Истинно, как было написано давным-давно: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним». И все же грустно читать эти советские заявления — осознавать размеры пропасти между нами. Но это также и предупреждение — предупреждение американскому народу, чтобы он не попал в ту же ловушку, что и Советы, не видел только искаженное и отчаянное мнение другой стороны, не считал конфликт неизбежным, примирение — невозможным, и общение как не что иное, как обмен угрозами.
Никакое правительство или социальная система не являются настолько порочными, что их люди должны считаться лишенными добродетели. Как американцы, мы находим коммунизм глубоко отвратительным как отрицание личной свободы и достоинства. Но мы по-прежнему можем приветствовать русский народ за его многочисленные достижения — в науке и космосе, в экономическом и промышленном росте, в культуре и в подвигах.
Среди многих общих черт народов наших двух стран нет ничего сильнее, чем наше взаимное отвращение к войне. Почти уникальные среди крупных мировых держав, мы никогда не воевали друг с другом. И ни одна нация в истории сражений не пострадала больше, чем пострадал Советский Союз в ходе Второй мировой войны. По меньшей мере 20 миллионов человек погибли. Были сожжены или разграблены бесчисленные миллионы домов и ферм. Треть территории страны, включая почти две трети ее промышленной базы, превратилась в пустыню — потеря, эквивалентная опустошению этой страны к востоку от Чикаго.
Сегодня, если снова разразится тотальная война, независимо от того, каким образом, наши две страны станут главными целями. Это парадоксальный, но верный факт, что две самые сильные державы находятся в наибольшей опасности разрушения. Все, что мы построили, все, над чем мы работали, будет разрушено в первые 24 часа. И даже в условиях холодной войны, которая приносит бремя и опасности стольким народам, включая ближайших союзников этой Нации, наши две страны несут тяжелейшее бремя. Ибо мы оба тратим огромные суммы денег на оружие, которое можно было бы лучше направить на борьбу с невежеством, бедностью и болезнями. Мы оба попали в порочный и опасный круг, в котором подозрения с одной стороны порождают подозрения с другой, а новое оружие порождает контроружие.
Короче говоря, и Соединенные Штаты и их союзники, и Советский Союз и их союзники взаимно глубоко заинтересованы в справедливом и подлинном мире и прекращении гонки вооружений. Соглашения с этой целью отвечают как интересам Советского Союза, так и нашим, и можно рассчитывать, что даже самые враждебные нации примут и будут соблюдать те договорные обязательства, и только те договорные обязательства, которые отвечают их собственным интересам.
Итак, давайте не будем закрывать глаза на наши различия, но давайте также обратим внимание на наши общие интересы и на средства, с помощью которых эти различия могут быть разрешены. И если мы не можем положить конец нашим разногласиям сейчас, мы, по крайней мере, можем помочь сделать мир безопасным для разнообразия. Ибо, в конечном счете, наша самая основная общая связь заключается в том, что мы все живем на этой маленькой планете. Мы все дышим одним воздухом. Мы все дорожим будущим наших детей. И все мы смертны.
В-третьих: Давайте пересмотрим наше отношение к холодной войне, помня, что мы не ведем дискуссию, а пытаемся нагромождать спорные вопросы. Мы здесь не распределяем вину и не указываем пальцем на суд. Мы должны иметь дело с миром таким, какой он есть, а не таким, каким он мог бы быть, если бы история последних 18 лет была иной.
Поэтому мы должны настойчиво искать мир в надежде, что конструктивные изменения внутри коммунистического блока могут привести к решениям, которые сейчас кажутся недосягаемыми. Мы должны вести наши дела так, чтобы в интересах коммунистов было договориться о подлинном мире. Прежде всего, защищая свои жизненные интересы, ядерные державы должны предотвращать те конфронтации, которые ставят противника перед выбором либо унизительного отступления, либо ядерной войны. Принятие такого курса в ядерный век было бы свидетельством только банкротства нашей политики или коллективного желания смерти всему миру.
Для достижения этих целей американское оружие не является провокационным, тщательно контролируется, предназначено для сдерживания и способно к выборочному применению. Наши вооруженные силы привержены делу мира и проявляют дисциплинированность в сдержанности. Нашим дипломатам поручено избегать ненужных раздражителей и чисто риторической враждебности.
Ибо мы можем искать ослабление напряжения, не ослабляя нашу бдительность. И, со своей стороны, нам не нужно использовать угрозы, чтобы доказать свою решимость. Нам не нужно глушить иностранные передачи из страха, что наша вера будет подорвана. Мы не хотим навязывать нашу систему никаким нежелающим людям, но мы хотим и можем участвовать в мирном соревновании с любым народом на земле.
Тем временем мы стремимся укрепить Организацию Объединенных Наций, помочь решить ее финансовые проблемы, сделать ее более эффективным инструментом мира, превратить ее в подлинную систему мировой безопасности — систему, способную разрешать споры на основе права, обеспечения безопасности больших и малых и создания условий, при которых оружие может быть окончательно упразднено.
В то же время мы стремимся сохранить мир внутри некоммунистического мира, где многие народы, все они наши друзья, разделены по вопросам, которые ослабляют единство Запада, провоцируют коммунистическое вмешательство или угрожают перерасти в войну. Наши усилия в Западной Новой Гвинее, в Конго, на Ближнем Востоке и на Индийском субконтиненте были настойчивыми и терпеливыми, несмотря на критику с обеих сторон. Мы также пытались подать пример другим, стремясь урегулировать небольшие, но существенные разногласия с нашими ближайшими соседями в Мексике и Канаде.
Говоря о других нациях, я хочу прояснить один момент. Мы связаны союзами со многими народами. Эти союзы существуют потому, что наши и их интересы в значительной степени пересекаются. Наша приверженность защите Западной Европы и Западного Берлина, например, остается неизменной из-за совпадения наших жизненно важных интересов. Соединенные Штаты не пойдут на сделку с Советским Союзом за счет других наций и других народов не только потому, что они являются нашими партнерами, но и потому, что их интересы и наши совпадают.
Однако наши интересы сходятся не только в защите границ свободы, но и в следовании по пути мира. Наша надежда — и цель союзнической политики — убедить Советский Союз в том, что он тоже должен позволить каждой нации выбирать свое собственное будущее, пока этот выбор не мешает выбору других. Стремление коммунистов навязать другим свою политическую и экономическую систему является сегодня основной причиной напряженности в мире. Ибо не может быть сомнения в том, что если бы все нации воздерживались от вмешательства в самоопределение других, мир был бы гораздо более обеспечен.
Это потребует новых усилий для установления мирового права — нового контекста для мировых дискуссий. Это потребует большего взаимопонимания между Советами и нами. А большее понимание потребует большего контакта и общения. Одним из шагов в этом направлении является предлагаемая договоренность о прямой линии между Москвой и Вашингтоном, чтобы избежать с каждой стороны опасных задержек, недопонимания и неправильного толкования действий другой стороны, которые могут произойти во время кризиса.
Мы также говорили в Женеве о других мерах первого шага по контролю над вооружениями, призванных ограничить интенсивность гонки вооружений и снизить риск случайной войны. Нашим главным долгосрочным интересом в Женеве, однако, является всеобщее и полное разоружение, которое должно происходить поэтапно, позволяя параллельным политическим событиям создавать новые институты мира, которые заменят оружие. Стремление к разоружению было делом этого правительства с 1920-е годы. Его срочно искали три предыдущие администрации. И какими бы туманными ни были сегодня перспективы, мы намерены продолжать это усилие — продолжать его для того, чтобы все страны, в том числе и наша собственная, могли лучше понять, в чем заключаются проблемы и возможности разоружения.
Единственная важная область этих переговоров, где конец близок, но где крайне необходимо новое начало, — это договор о запрещении ядерных испытаний. Заключение такого договора, такого близкого и в то же время далекого, остановило бы раскручивающуюся гонку вооружений в одной из ее самых опасных областей. Это дало бы ядерным державам возможность более эффективно бороться с одной из величайших опасностей, с которыми человечество сталкивается в 19 веке.63, дальнейшее распространение ядерного оружия. Это повысило бы нашу безопасность — уменьшило бы вероятность войны. Несомненно, эта цель достаточно важна, чтобы требовать от нас неуклонного стремления к ней, не поддаваясь ни искушению отказаться от всех усилий, ни искушению отказаться от нашей настойчивости в отношении жизненно важных и ответственных гарантий.
Поэтому я пользуюсь случаем, чтобы объявить о двух важных решениях в этой связи.
Во-первых: председатель Хрущев, премьер-министр Макмиллан и я договорились, что вскоре в Москве начнутся обсуждения на высоком уровне, направленные на скорейшее согласование договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Наши надежды должны быть умерены осторожностью истории, но с нашими надеждами идут надежды всего человечества.
Во-вторых: Чтобы прояснить нашу добросовестность и твердое убеждение по этому поводу, я заявляю, что Соединенные Штаты не собираются проводить ядерные испытания в атмосфере до тех пор, пока этого не сделают другие государства. Мы не будем первыми возобновлять. Такая декларация не заменит официального обязывающего договора, но я надеюсь, что она поможет нам его заключить. Такой договор также не заменит разоружения, но я надеюсь, что он поможет нам добиться этого.
Наконец, мои соотечественники, давайте рассмотрим наше отношение к миру и свободе здесь, дома. Качество и дух нашего собственного общества должны оправдывать и поддерживать наши усилия за границей. Мы должны показать это, посвятив свою жизнь жизни, поскольку у многих из вас, выпускников сегодня, будет уникальная возможность сделать это, бесплатно служа в Корпусе мира за границей или в предложенном Национальном корпусе службы здесь, дома.
Но где бы мы ни были, мы все должны в своей повседневной жизни жить согласно вековой вере в то, что мир и свобода идут рука об руку. В слишком многих наших городах сегодня мир небезопасен, потому что свобода неполна.
Исполнительная власть на всех уровнях власти — местном, государственном и национальном — обязана обеспечивать и защищать эту свободу для всех наших граждан всеми средствами, находящимися в пределах их полномочий. Ответственность законодательной власти на всех уровнях, где эта власть в настоящее время недостаточна, заключается в том, чтобы сделать ее адекватной. И все граждане во всех частях этой страны обязаны уважать права всех остальных и уважать законы страны.
Все это имеет отношение к миру во всем мире. «Когда Господу угодны пути человека, — говорит нам Писание, — Он и врагов его примиряет с ним». И не является ли мир, в конечном счете, в основном вопросом прав человека — права проживать свою жизнь, не опасаясь опустошения, — права дышать воздухом, каким его дала природа, — права будущих поколений на здоровую жизнь. существование?
Продолжая защищать наши национальные интересы, давайте также защищать интересы людей. А ликвидация войны и оружия явно в интересах обоих. Никакой договор, как бы он ни был выгоден для всех, как бы жестко он ни был сформулирован, не может обеспечить абсолютную защиту от рисков обмана и уклонения. Но он может — если он достаточно эффективен в своем правоприменении и если он в достаточной мере отвечает интересам тех, кто его подписал, — обеспечить гораздо большую безопасность и гораздо меньший риск, чем непрекращающаяся, неконтролируемая и непредсказуемая гонка вооружений.