Жизненные установки человека
«Счастье не может быть ложным, ибо оно состояние души»
Андре Моруа
Жизненные установки человека — это базовые представления о мире и окружающих людях, которые влияют на ощущение полноценного счастья. Казалось бы, мир един, тем не менее, у каждого человека есть свой мир, наполненный переживаниями и собственными ценностями. И они могут как сделать нас счастливыми, так и разрушить наше счастье. Войти же в гармонию с миром, имея неправильные жизненные установки, невозможно.
Проведем небольшой тест.
Ниже описаны 4 позиции жизненных установок. Попробуйте определить, к какой группе относитесь вы.
Итак, какая из жизненных позиций вам ближе всего?
1. Вам кажется, что в целом вас окружают благополучные люди. Вам легко идти на контакт, принимать недостатки других. Вас не раздражают оплошности и ошибки других людей. Вы не имеете желания вступать в какой-либо конфликт. Вы чувствуете себя вполне самодостаточным, внутренне свободным и счастливым. Кроме того, вы не думаете о том, что вы лучше или хуже других. Вы разделяете лозунг: «Жизнь стоит того, чтобы жить».
2. Окружение воспринимается в негативном ключе. Жизнь полна разочарований. Ощущение полной беспомощности и рока. Нет сил и желания что-то менять, кажется, что лучше уже никогда не будет. Вокруг заметны серьезные несовершенства окружающего мира, которые вызывают страдания. Также огорчает своя персона. В связи с этим есть желание забыться, предавшись каким-то чрезмерным или губительным наслаждениям (еда, секс, алкоголь, наркотики). Вам ближе лозунг: «Жизнь не стоит того, чтобы жить».
3. Вам кажется, что все вокруг счастливы, довольны жизнью, но вот что-то с вами не так. Ну не везет вам. Сколько ни пытаетесь — бьетесь, как рыба об лед. Вы чувствуете неуверенность в своих силах, склонны впадать в зависимость от других людей, которые обладают властью, признанием и в целом благополучны. Вас порой может терзать зависть к чужим успехам и чувство собственной несостоятельности. Вам кажется правильным лозунг: «Жизнь других стоит того, чтобы им жить, а вот моя жизнь того не особо стоит».
4. Вы уверены, что стоите очень дорого. Вам очень повезло в жизни. Большинство людей не так успешны, как вы. Кроме того, все их недостатки у вас под прицелом, и это рождает глубокое понимание того, как несовершенен мир. У вас есть небольшое ощущение надменности и превосходства над другими людьми, потому что, если честно, пороков у вас нет. А если и есть, то у кого их нет? Это не повод винить себя за ошибки. Однако другие люди могли бы и последить за своими ошибками, которые забыть не так-то просто. Чтобы указать на чужие промахи, вы любите доказать свою правоту во что бы то ни стало, показав, что вы как бы выше других. Вы любите самоутвердиться за чужой счет. Вам нравится лозунг: «Моя жизнь гораздо ценнее, чем жизнь остальных».
Жизненные установки соответствуют 4 основным позициям:
Я благополучен — ты благополучен
Я неблагополучен — ты неблагополучен
Я неблагополучен — ты благополучен
Я благополучен — ты неблагополучен
«Я благополучен — ты благополучен» — самая здоровая жизненная установка, которая дает возможность пребывать в гармоничном состоянии с самим собой и окружающим миром. Это и есть основа для нашего счастья. Правильное отношение родителей, которое подразумевает воспитание свободной, гармоничной и целостной личности без потакания слабостям, а также их собственный положительный пример способствует развитию этой установки.
Вторая позиция «Я неблагополучен — ты неблагополучен» характерна для отъявленных пессимистов. Она может сформироваться в условиях острой нужды и/или при слабом здоровье. Также эта позиция характерна для людей с серьезными психологическими травмами, скорее всего, родом из детства.
Позиция «Я неблагополучен — ты благополучен» также возникает в отягощенных жизненных обстоятельствах, когда человек боится проявиться, раскрыть свое Я. Здесь может сыграть роль неправильное воспитание родителей, которые всячески подавляли инициативу ребенка.
И последняя жизненная установка «Я благополучен — ты неблагополучен» свидетельствует о скрытой мании величия. Скорее всего, формирование чувства надменности произошло еще в детстве. В этом случае родители наоборот не подавляли ребенка, а всячески превозносили его. Также она может возникнуть от другой крайности — явного унижения, очень жестокого обращения с ребенком.
Таким образом, формирование жизненных установок нередко берет начало в детские годы. В течение жизни могут происходить их трансформации, однако то, что мы усвоили на глубинном, подсознательном уровне, влияет всю жизнь.
В небольшом аудио-отрывке Марина Таргакова иллюстрирует проявление описанных ролей в отношениях. Послушайте, пожалуйста →
В силах ли мы изменить свои жизненные установки?
Конечно!
И первый шаг на пути к переменам — это осознание.
В следующий раз мы поговорим о практических приемах по улучшению своих отношений с самим собой и окружающим миром. Подпишитесь на обновления блога: впереди нас ждут способы трансформации жизненных установок.
Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).
Людмила Пономаренко
4 жизненные установки успешных людей, которые действительно работают
Составьте список целей, которых вы хотели бы достичь в этом году (чем больше, тем лучше)
Эксперты рекомендуют брать пример с успешных людей, которые четко знают, чего они хотят и как этого добиться. Поэтому вам нужно взять лист бумаги и расписать основные цели, которые вы планируете достичь в этом году. Не пытайтесь осилить это задание с первого раза: в самом начале вам будет казаться, что вам особо ничего и не нужно, затем вы вспомните 10-12 основных моментов, а потом постепенно начнете дополнять свои записи все новыми идеями, которые помогут вам изменить свою жизнь к лучшему.
Например, ваш список может содержать следующие пункты: прочитать несколько (укажите число) новых книг, усовершенствовать свои навыки (в работе, в кулинарии, в творчестве и т.д.), накопить определенную сумму (указать, сколько именно), сделать ремонт в квартире или вовсе расширить жилплощадь, переехать в другую страну или хотя бы начать изучать новый язык, путешествовать не реже несколько раз в год (укажите число), помочь родственникам/друзьям в осуществлении их мечты (не обязательно какой-то глобальной, возможно, они мечтают о чем-то вполне досягаемом), влюбиться/завести серьезные отношения/выйти замуж/родить ребенка, избавиться от вредных привычек, дорасти до руководителя отдела (или открыть свое дело, если вы уже добились определенных высот в своей профессиональной области), пройти полное обследование и заняться своим здоровьем (поверьте, данный пункт вовсе не будет лишним). И как только вы подробно распишите все пункты, вам станет ясно, в каком направлении вам следует двигаться, чтобы не упустить из виду ничего важного.
Не ленитесь составлять план на неделю (или день, как вам удобно)
В первое время вас может раздражать это занятие, и вы будете придумывать любые оправдания, лишь бы не расписывать свою неделю/день буквально по минутам. Но спустя какое-то время, по мнению экспертов, вы втянетесь в данный процесс и станете даже получать удовольствие от поэтапного расписывания ключевых задач и конечных целей. Чтобы вам было проще втянуться, определите один из выходных дней, когда вы сможете посвящать время себе и своим планам. Далее распишите список текущих дел, профессиональных процессов, пункты, касающиеся вас или ваших близких.
Помните, что не стоит сразу же браться за выполнение всех дел одновременно, или вы слишком быстро израсходуете свою энергию и выполните максимум 1-2 задачи из всех запланированных. Не ругайте себя, если вдруг не смогли осилить некоторые пункты из своего списка (вы должны мотивировать себя на новые подвиги, а не развивать в себе комплексы неполноценности). В течение дня постарайтесь уделить внимание приоритетным вопросам, а остальное сделать по мере того, остались ли у вас силы или на сегодня вы исчерпали свой потенциал. Не забывайте вычеркивать из списка те пункты, с которыми вы отлично справились, таким образом вы сможете понять, какие сложные задачи вам по плечу, а над чем еще придется поработать.
В начале каждого месяца обозначайте те моменты, которые сделают вас счастливее
Чтобы не опустить руки раньше времени и приучить себя идти к своей цели, попутно выполняя те задачи, которые помогут вам добиться желаемого, возьмите за правило в начале каждого месяца составлять список из простых дел, не требующих много сил, времени и средств для их выполнения. Озаглавьте этот список, например, «15 вещей, которые я бы обязательно хотела попробовать в ближайшие 30 дней» и вносите туда те пункты, которые действительно сделают вас намного счастливее. Это может быть что-то, вроде: сделать новую стрижку/прическу, избавиться от 5 ненужных вещей, прогуляться по городу, поработать вне офиса, например, в уютном кафе, попробовать приготовить новое блюдо, выучить несколько новых иностранных слов, отправиться на танцы, записаться на тематический мастер-класс, устроить семейный ужин, перечитать любимую книгу, посмотреть киноновинки и прочие моменты, на которые у вас всегда не хватает времени.
Эксперты напоминают, что данный список нужно обновлять регулярно, удаляя потерявшие свою актуальность пункты и записывая новые. Таким образом в конце года вы сможете подвести свои собственные итоги и узнать, как много счастливых моментов у вас было и какие важные пункты вы вдруг упустили. Это поможет упорядочить вашу жизнь и сконцентрироваться на том, что для вас действительно имеет значение. Или, наоборот, понять, что вы тратили свое время на те вещи, которые не представляют для вас настолько большой ценности, как вы думали раньше.
Фото: shutterstock
Подписывайтесь на страницы Passion.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook и Instagram!
5.1 Изучение отношения – принципы социальной психологии
Абельсон Р.П., Киндер Д.Р., Петерс М.Д. и Фиске С.Т. (1981). Аффективно-смысловые компоненты в восприятии политического человека. Журнал личности и социальной психологии, 42 , 619–630.
Айзен, И. (1991). Теория запланированного поведения. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 50 (2), 179–211.
Альбаррасин Д., Джонсон Б. Т. и Занна М. П. (ред.). (2005). Справочник отношений (стр. 223–271). Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Банаджи, М. Р., и Хейпец, Л. (2010). Отношения. В С. Т. Фиске, Д. Т. Гилберте и Г. Линдзи (редакторы),
Барг, Дж. А., Чайкен, С., Раймонд, П., и Хаймс, К. (1996). Эффект автоматической оценки: активация безусловной автоматической позиции с заданием на произношение. Журнал экспериментальной социальной психологии, 32 (1), 104–128.
Биман, А.Л., Кленц, Б., Динер, Э., и Сванум, С. (1979). Самосознание и трансгрессия у детей: два полевых исследования. Журнал личности и социальной психологии, 37 (10), 1835–1846.
Буржуа, MJ (2002). Наследуемость установок ограничивает динамическое социальное воздействие. Бюллетень личности и социальной психологии, 28 (8), 1063–1072.
Каннингем, В. А., и Зелазо, П. Д. (2007). Отношения и оценки: перспектива социальной когнитивной нейробиологии. Trends in Cognitive Sciences, 11
(3), 97–104.Каннингем, Вашингтон, Рэй, К.Л., и Джонсон, М.К. (2004). Неявная и явная оценка: фМРТ коррелирует с валентностью, эмоциональной интенсивностью и контролем при обработке установок. Journal of Cognitive Neuroscience, 16 (10), 1717–1729.
Дэвидсон, А. Р., и Жаккард, Дж. Дж. (1979). Переменные, которые модерируют отношение отношение-поведение: результаты лонгитюдного опроса. Журнал личности и социальной психологии, 37 (8), 1364–1376.
Де Хауэр, Дж., Томас, С., и Байенс, Ф. (2001). Ассоциативное изучение симпатий и антипатий: обзор 25-летних исследований оценочной обусловленности человека. Психологический бюллетень, 127 (6), 853–869.
Даунинг, Дж. В., Джадд, К. М., и Брауэр, М. (1992). Влияние повторяющихся выражений на экстремальность отношения. Журнал личности и социальной психологии, 63 (1), 17–29.
Дакворт, К.Л., Барг, Дж.А., Гарсия, М., и Чайкен, С. (2002). Автоматическая оценка новых стимулов. Психологическая наука, 13 (6), 513–519.
Фарк, М.-М., и Сагарин, Б.Дж. (2009). Использование силы отношения для прогнозирования регистрации и поведения при голосовании на президентских выборах в США в 2004 году. Фундаментальная и прикладная социальная психология, 31 (2), 160–173. дои: 10.1080/01973530902880498.
Фацио, Р. Х. (1990). Модель MODE как интегративная структура. Успехи экспериментальной социальной психологии , 23 , 75–109.
Фацио, Р. Х. (1995). Отношения как ассоциации оценки объекта: детерминанты, последствия и корреляты доступности отношения. В Сила отношения: Предыстория и последствия (стр. 247–282). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Фацио, Р. Х., Пауэлл, М. С., и Герр, П. М. (1983). К процессуальной модели отношения установка-поведение: доступ к своей установке при простом наблюдении за объектом установки. Журнал личности и социальной психологии, 44 (4), 723–735.
Фацио, Р. Х., Пауэлл, М. С., и Уильямс, К. Дж. (1989). Роль доступности установки в процессе отношения к поведению. Journal of Consumer Research, 16 (3), 280–288.
Фергюсон, М.Дж., Барг, Дж.А., и Наяк, Д.А. (2005). Последствия: как автоматические оценки влияют на интерпретацию последующих, несвязанных стимулов. Журнал экспериментальной социальной психологии, 41 (2), 182–191. doi: 10.1016/j.jesp.2004.05.008.
Фишбейн М. и Айзен И. (1975). Вера, отношение, намерение и поведение: введение в теорию и исследования . Чтение, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Фишбейн, М., и Айзен, И. (1975). Вера, отношение, намерение и поведение: введение в теорию и исследования . Чтение, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Гласман, Л. Р., и Альбаррасин, Д. (2006). Формирование отношений, которые предсказывают будущее поведение: метаанализ отношения отношения к поведению. Психологический вестник, 132 (5), 778–822.
Хэнди, Т.С., Смайлек, Д., Гейгер, Л., Лю, К., и Шулер, Дж. В. (2010). Доказательства ERP для быстрой гедонистической оценки логотипов. Journal of Cognitive Neuroscience, 22 (1), 124–138. doi: 10.1162/jocn.2008.21180.
Харгривз, Д. А., и Тиггеманн, М. (2003). Медийные образы женского «худого идеала» и отношение мальчиков к девочкам. Сексуальные роли, 49 (9–10), 539–544.
Краус, С.Дж. (1995). Отношения и предсказание поведения: метаанализ эмпирической литературы. Бюллетень личности и социальной психологии, 21 (1), 58–75.
Кросник, Дж. А., и Петти, Р. Э. (1995). Сила отношения: обзор. В Сила отношения: Предыстория и последствия (стр. 1–24). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
ЛаПьер, Р. Т. (1936). Тип рационализации групповой антипатии. Социальные силы, 15 , 232–237.
Левина, М., Уолдо, Ч.Р., и Фицджеральд, Л.Ф. (2000). Мы здесь, мы гомосексуалисты, мы на телевидении: влияние визуальных медиа на отношение гетеросексуалов к геям и лесбиянкам. Журнал прикладной социальной психологии, 30 (4), 738–758.
Макдональд, Т.К., Занна, М.П., и Фонг, Г.Т. (1996). Почему здравый смысл вылетает из окна: Влияние алкоголя на намерения использовать презервативы. Бюллетень личности и социальной психологии, 22 (8), 763–775.
Майо, Г. Р., и Олсон, Дж. М. (ред.). (2000). Почему мы оцениваем: Функции установок . Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Мендес, ВБ (2008). Оценка реактивности вегетативной нервной системы. В Э. Хармон-Джонс и Дж. Бир (ред.),
Олсон, Дж. М., Вернон, П. А., Харрис, Дж. А., и Джанг, К. Л. (2001). Наследуемость отношений: исследование близнецов. Журнал личности и социальной психологии, 80 (6), 845–860.
Poteat, VP (2007). Социализация гомофобных взглядов и поведения в группе сверстников в подростковом возрасте. Развитие ребенка, 78 (6), 1830–1842.
Стангор, К., Салливан, Л.А., и Форд, Т.Е. (1991). Аффективные и когнитивные детерминанты предрассудков. Социальное познание, 9 (4), 359–380.
Тессер, А., Мартин, Л., и Мендолия, М. (ред.). (1995). Влияние мысли на экстремальность установки и последовательность установки-поведения
. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.Томпсон, М.М., Занна, М.П., и Гриффин, Д.В. (1995). Давайте не будем безразличны к (установочной) амбивалентности. В Сила отношения: Предыстория и последствия (стр. 361–386). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
ван ден Бос, В., МакКлюр, С.М., Харрис, Л.Т., Фиске, С.Т., и Коэн, Дж. Д. (2007). Диссоциация аффективной оценки и социальных когнитивных процессов в вентральной медиальной префронтальной коре. Когнитивная, эмоциональная и поведенческая неврология, 7 (4), 337–346.
Wicker, AW (1969). Отношения против действий: связь вербальных и явных поведенческих реакций на объекты отношения. Журнал социальных вопросов, 25 (4), 41–78.
Уилсон, Т. Д., и Скулер, Дж. В. (1991). Слишком много думать: самоанализ может снизить качество предпочтений и решений. Журнал личности и социальной психологии, 60
Вуд, В. (2000). Изменение отношения: убеждение и социальное влияние. Ежегодный обзор психологии , 539–570.
Сила отношения — Фокус 3
Когда мы говорим о факторе R, мы говорим о том, как вы реагируете на любое событие, чтобы получить лучший результат. Хорошо это или плохо, но ваше отношение влияет на вашу работу и вашу реакцию.
Ваше отношение сильно влияет на то, как вы руководите людьми. Это влияет на то, как вы продаете и как вы обслуживаете клиентов. Ваше отношение напрямую влияет на то, как вы общаетесь и сотрудничаете с другими, как вы вносите свой вклад в культуру вашей рабочей среды и как вы выполняете свои повседневные задачи и обязанности. В конечном счете, ваше отношение определяет ваш успех и ваше счастье. При прочих равных побеждает человек с лучшим отношением. При прочих равных условиях обычно побеждает человек с лучшим отношением. К сожалению, многие люди цепляются за убеждения и взгляды, которые ограничивают, а не расширяют их возможности.
Реальность такова, что вы сами определяете свое отношение. Ваше отношение — одна из немногих вещей в жизни, над которыми у вас есть полный контроль. Гарвардский психолог Уильямс Джеймс: «Величайшее открытие моего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив свое мышление». Если вы хотите работать наилучшим образом, и если вы хотите максимизировать свое счастье и удовлетворение, тогда вы должны взять под контроль определяющую жизнь силу своего отношения. Пожалуйста, поймите: развитие и поддержание позитивного отношения — это не просто быстродействующая мотивационная техника. Это дисциплинированный навык, который необходимо практиковать и изучать.
Что такое отношение?
Отношение — это то, как ты смотришь на жизнь. Это то, как вы выбираете видеть и реагировать на события, ситуации, людей и себя. Ваше отношение — это не то, что случается с вами. Вы выбираете свое отношение. Ваше отношение создается вашими мыслями, и вы выбираете свои мысли. Вы являетесь архитектором своего настроения. Вы сами решаете, как вы будете воспринимать и обрабатывать события жизни и работы. Вы принимаете решение, является ли ваше мышление положительным или отрицательным. Если вы хотите чувствовать себя лучше, вы должны думать лучше. Чтобы быть позитивным в том, что вы чувствуете, необходимо быть дисциплинированным в том, как вы думаете.
Производительность начинается внутри вас. Ваш разум обладает огромной силой. Действительно, ваш разум — ваш самый важный ресурс производительности. То, как вы видите и реагируете на события жизни и работы, зависит от вашего образа мыслей и моделей мышления. Поэтому важным ключом к успеху является тренировка своего ума и его разумное использование.
E + R = O
Событие + Реакция = Результат
Отличительной чертой неизменно успешных людей является их способность сохранять позитивный и активный настрой. Успешные люди думают иначе, чем обычные люди. Успешные люди добиваются лучших результатов, потому что их R-фактор основан на позитивном и активном мышлении. Их ум не загроможден и не отвлечен пессимизмом, негативностью или цинизмом; в результате они могут сосредоточить всю свою умственную энергию на поиске решений, принятии эффективных мер и обучении тому, как стать лучше.
Что такое негативное отношение?
Негативное отношение является результатом негативного мышления. Это отсутствие умственной дисциплины. Он сосредотачивается на проблеме и перестает искать решения или возможности. Негативное отношение может выжить только на постоянной диете негативного мышления и негативного внутреннего диалога. Негативное отношение вызывает привыкание и влияет на вас и окружающих вас людей. Негативное отношение влияет на вас физически. Человек с негативным настроем почти всегда проигрывает человеку с позитивным настроем. К сожалению, многие люди с негативным отношением застряли в петле гибели, потому что они негативно относятся к улучшению своего отношения. Это не лучшее место!
Что такое позитивный настрой?
Позитивный настрой — это результат дисциплинированного и осознанного взгляда на жизнь, мышления и реакции на нее. Это умственная дисциплина. Это сделано намеренно. Это психологическая стойкость. Позитивный настрой не наивен и не приукрашивает проблемы. Скорее, он видит и признает проблемы, а затем сосредотачивается на поиске решений и возможностей. Он ищет возможность внутри проблемы. Позитивное отношение вызывает привыкание и влияет на вас и окружающих вас людей. Позитивное отношение влияет на вас физически. Человек с позитивным настроем почти всегда превосходит человека с негативным настроем.
Дисциплинированное мышление
Чтобы иметь позитивный и активный настрой, вы должны быть дисциплинированными и обдуманно относиться к тому, как вы видите и думаете о событиях, ситуациях, людях и себе. То, как вы думаете, влияет на то, как вы себя чувствуете; поэтому сознательное управление тем, как вы воспринимаете и обрабатываете события, необходимо для позитивного отношения.
Ключевым элементом умственной дисциплины является внимание к разговору с самим собой и контроль над ним. Разговор с самим собой — это то, что вы говорите себе о ситуациях, с которыми сталкиваетесь. Это то, как вы решаете интерпретировать и объяснять события, которые вы переживаете.
Управление внутренним диалогом имеет решающее значение, поскольку слова несут мысли, а мысли создают чувства.
Вот как это работает: Ваше отношение начинается с того, на чем вы решили сосредоточиться, и слов, которые вы используете, чтобы выразить свое внимание. Человек с негативным мышлением по умолчанию сосредоточится на ситуации и скажет что-то вроде: «Это глупая идея. Это никогда не сработает».
Человек с дисциплинированным позитивным мышлением посмотрит на ту же ситуацию и скажет что-то вроде: «Это идея. Я не уверен, что это сработает, но давайте изучим это дальше и выясним». Внимательно отметьте разницу в языке между этими двумя образами мышления.
Образ мышления по умолчанию использует такие фразы, как «никогда» и «всегда». Дисциплинированный способ мышления использует такие слова, как «возможно», «может быть» и «исследовать». Поскольку отношение так быстро реагирует на язык, отрицательные слова вызывают отрицательные чувства, а положительные слова вызывают положительные чувства.
Управляйте своей концентрацией внимания
То, как вы думаете, определяет то, что вы чувствуете. Столкнувшись с трудной или разочаровывающей ситуацией, вы можете сосредоточиться на проблеме, вести негативный внутренний диалог и сосредоточить свою эмоциональную энергию на беспокойстве и жалобах; или вы можете признать, что это сложно, дисциплинировать себя, чтобы видеть общую картину, участвовать в продуктивном разговоре с самим собой и сосредоточить свою эмоциональную энергию на поиске решения или преодолении трудностей.
Обратите внимание (это важно), что позитивный настрой не игнорирует проблемы. Он не замалчивает сложные вопросы и не игнорирует сложные вопросы.
На самом деле позитивное отношение на самом деле видит ситуацию более точно и тщательно, потому что оно не фиксирует негативные аспекты ситуации.
Негативное отношение имеет тенденцию быть узким, ограничивающим и жестким. Как только негативное отношение находит то, что ищет (а оно почти всегда находит), оно перестает искать и перестает думать. С другой стороны, позитивный настрой, как правило, дает большую перспективу и понимание, потому что он остается полностью вовлеченным в поиск решения.
Если вы считаете, что управление внутренними мыслями для создания позитивного, активного отношения — это просто разрекламированная мотивационная техника, рассмотрите исследования, подтверждающие эффективность и силу этой умственной дисциплины. Работы Мартина Селигмана (см. его книгу «Обученный оптимизм») и Михая Чиксентмихайи (см. его книгу «Поток: психология оптимального опыта») — хорошие справочные материалы для начала. Вот снимок того, что Чиксентмихайи обнаружил в своих исследованиях:
«Как мы относимся к себе, какую радость мы получаем от жизни,
в конечном итоге напрямую зависит от того, как разум фильтрует и интерпретирует повседневный опыт.
Человек может сделать себя счастливым или несчастным, вне зависимости от того, что на самом деле происходит «вовне», просто изменив содержание сознания. Самые успешные и самые счастливые люди — это те, кто научился брать на себя ответственность за то, что происходит в уме».
Простые упражнения для улучшения отношения…
- Осознайте свое отношение. Не позволяйте этому случиться. Обратите на это внимание.
- Переориентируйтесь, переформулируйте и реагируйте , когда ваше отношение становится импульсивным или негативным.
- Помните о вещах, которые вызывают у вас деструктивное отношение.