Жизненный проект – Школа для личности: технология жизненного проектирования / Newtonew: новости сетевого образования

Возрастная динамика жизненного проектирования Текст научной статьи по специальности «Психология»

Клементьева Марина Владимировна, канд.психол.наук, доцент, доцент кафедры психологии, domadresalist.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

ANEXAMINATION OF THE INTERCONNECTION OF A BIOGRAPHICAL REFLECTION AND OF SENSE OF LIFE

M. V. Klementyeva

We examined the interconnection of author psycho-diagnostic measure of a biographical reflection and of a Russian translation of the «Purpose-in-Life Test», using data 80 peoples from 18 to 45 years. Correlation structure modeling indicated that the ubscales of the tests were best modeled with a solution consisting of two first-order factors and supported the influence of age.

Key words: biographical reflection, sense of life, age, confirmatory factor analyses

Klementyeva Marina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, lecturer, lecturer of the psychological department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 621.833

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ЖИЗНЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Н.А. Чуева

Рассмотрены структура и содержание жизненного проекта. Выделены три формы жизненного проекта: событийный проект, проект изменения личностных характеристик, экзистенциальный проект. Экзистенциальный проект рассмотрен как самая сложная форма жизненного проекта. Экзистенциальная рефлексия рассмотрена как основной механизм формирования экзистенциального жизненного проекта.

Ключевые слова: жизненное проектирование, жизненный проект, экзистенциальная рефлексия, событие, смысл жизни.

Становление и развитие человека с давних пор привлекало в себе внимание со стороны ученых и философов. Попытки выделить периоды физического, интеллектуального и духовного развития человека предпринимали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо. Их работы стали первыми периодизациями, которые можно отнести к возрастной психологии. На ранних этапах развития возрастной психологии считалось, что развитие человека ограничивается определённым возрастом, после которого начинается неизбежное угасание, спад в развитии. Большинство возрастных классификаций опиралось на физиологическое развитие человека и ограничивается юношеским возрастом или молодостью. К подобным работам можно отнести классификации Ж. Пиаже, Л.С Выготского, Д.Б. Элькони-на. К примеру, в основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и

смена зубов. В большинстве ранних возрастных периодизаций зрелость не рассматривается или рассматривается как стабильный период жизни, старость не рассматривается вовсе. Однако современная точка зрения на развитие человека кардинально отличается. Это объясняется тем, что, по мнению авторов данных концепций, развитие человека останавливается на периоде юности или молодости. В настоящее время принято считать, что человек развивается на протяжении всей своей жизни. На более ранних возрастных этапах на первый план выходит физическое и интеллектуальное развитие, а на более поздних нравственное и духовное. Большой вклад в формирование такого представления о человеке внесли представители экзистенциальной школы. Согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса [7, с. 61].

При этом кризис рассматривается как переломный момент в жизни человека, позволяющий ему перейти на новый уровень развития. В настоящее время хорошо изучены возрастные кризисы развития, связанные со становление личностных качеств человека и формированием особенностей его поведения. Г ораздо в меньшей степени изучены особенности формирования и развития смысложизненных ориентаций человека. Мы полагаем, что в основе формирования смысла жизни человека лежит способность к рефлексии уже существующих вовне смыслов, а также способность принимать на себя ответственность за их реализацию.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. По мнению В. Франкла, смысл жизни всегда может быть найден [12]. Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. В. Франкл подчеркивает, что смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации [5]. Найти в мире именно свой смысл жизни помогает рефлексия экзистенциальных ценностей, которая определяется как экзистенциальная рефлексия. Экзистенциальная рефлексия способствует формирования экзистенциального Я — осознания человеком себя с точки зрения смысла своей жизни [11].

В свою очередь, реализация найденных смыслов предполагает активность самой личности. К.А. Абульханова-Славская выделяет две формы активности личности: инициатива и ответственность, под которыми она подразумевает качества, которые развиваются у индивида в большей или меньшей степени в зависимости от того, насколько он принимает общественную необходимость. Инициатива предполагает собой опережающую внешние требования или встречную по отношению к ним свободную активность субъекта, которая затем реализуется в интеллектуальной и

практической сферах. Она выражается в определенных начинаниях, предложениях, с которыми выступает человек. Инициатива есть выражение побуждений и желаний, мотивов субъекта. Ответственность — это добровольное, то есть внутренне принятое, осуществление необходимости, правил, требований и т.д. [1]. В такой трактовке ответственность рассматривается скорее как подчинение внешнему миру. Мы понимает ответственность как подчинение своим внутренним требованиям, то есть ответственность человека перед самим собой. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается как ответственный за своё существование. По мнению Р. Мэя, человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой [7].

Нахождение, рефлексия и реализация смысла человеческой жизни представляет собой сложный проект, который определяется нами как экзистенциальный проект. Экзистенциальный проект является одним из видов жизненного проекта. При этом жизненный проект рассматривается как план жизни человека, включающий внутреннюю готовность и ответственность за его реализацию. Предпосылками изучения жизненного проектирования стали работы в области экзистенциальной психологии (Р. Мэй, М. Босс, В.И. Красиков), изучения жизненного пути (П. Жане, Ш. Бюлер, Д. Бьюдженталь, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, Б.Г., Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова), жизненных стратегий (К.А. Абульханова-Славская) и жизне-творчества (Н.А. Бердяев).

Жизненное проектирование рассматривается как процесс формирования всех видов жизненного проекта: событийного проекта, проекта изменения личностных характеристик и экзистенциального проекта.

Событийный проект.

Данная форма жизненного проекта рассматривается как набор определённых событий, которые, по мнению самого человека, должны произойти в его жизни. При этом отметим, что на выбор этих событий большое влияние оказывают уже свершившиеся события. Под свершившимися событиями мы понимаем не только то, что произошло в жизни самого человека, но и то, что произошло с людьми, входящими в его окружение, прежде всего с членами семьи. Анализируя жизненные события, Е.Ю. Коржова выделяет 4 типа событий: биологический; личностнопсихологический; тип событий, связанный с изменением физической среды; тип событий, относящихся к изменениям социальной среды [2].

Независимо от типа жизненных событий все события жизни человека можно разделить на две большие группы: нормативные и ненормативные.

Нормативные события — это события, происходящие в жизни большинства людей вследствие их биологической и культурной обусловленности. Как правило, важные нормативные события связаны с изменением социального статуса человека. В разных культурах существуют специаль-

ные обряды и ритуалы, сопровождающие то или иное нормативное событие.

Несмотря на важность нормативных событий в жизни человека, наиболее интересным для нас является рассмотрение ненормативных, «знаковых» событий, которые делают жизнь каждого человека особенной, уникальной. Под знаковыми событиями мы понимаем ненормативные события, имеющие для человека большую значимость в силу приписывания им особых смыслов и способные повлиять на дальнейшую жизнь человека. К ненормативным событиям можно отнести большой спектр обстоятельств, в ходе которых человек приобрел уникальный жизненный опыт, оказывающий влияние на его мировоззрение. Это могут быть интересные знакомства, прецедентные ситуации, анализ которых способствовал личностным изменениям человека. Именно ненормативные события делают жизнь каждого человека непохожей на жизнь других людей, а самого человека уникальной личностью.

Таким образом, можно сказать, что событийный жизненный проект

— это сложное образование, которое включает в себя нормативные и ненормативные события прошлого, настоящего и будущего человека. Отметим, что, несмотря на охват всей жизни человека, событийный проект, как и жизненный проект в целом, в большей степени ориентирован на будущее человека. Необходимыми механизмами для его формирования являются рефлексия пройденного жизненного пути и активность человека.

Проект изменения личностных характеристик.

По сравнению с событийным жизненным проектом проект изменения личностных характеристик является более сложной формой жизненного проектирования. Под этой формой жизненного проекта мы понимаем определенные личностные изменения, которые ожидаются человеком в будущем и, по его мнению, должны способствовать самореализации.

Единицей проекта изменения личностных характеристик мы считаем, личностные качества человека. Личностные качества — это особые устойчивые во времени характеристики, присущие человеку как личности (смелость, доброта, щедрость…). Именно совокупность личностных качеств делает человека отличным от окружающих. Однако для того, что бы выстраивать проект изменения личностных характеристик, человеку необходимо иметь сформированное представление о том, какими качествами он обладает в настоящее время и каков его потенциал. По мнению Е.Ю. Коржовой, «потенциальность можно понимать как сущность индивидуального человеческого бытия, объединяющую прошлое, настоящее и будущее человека» [2, с. 99].

Под потенциалом возможных изменений мы понимаем возможность развития тех или иных личностных качеств в ходе выстраивания и реализации жизненного проекта. Оценка собственного потенциала даёт человеку возможность определить то, каким он реально хочет, а главное мо-

жет стать. Для оценки потенциала изменения личностных качеств человеку необходимо построение вероятностно-возможных образов «Я», которое позволяет человеку сделать осознанный выбор того, каким бы он хотел быть в будущем.

Экзистенциальный проект.

Экзистенциальный проект является самой сложной формой жизненного проектирования, под которой мы понимаем определённый план обретения и реализации жизненных смыслов. Понятие смысла жизни существует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. О смысле жизни писали многие философы-экзистенциалисты XX века —

А.Камю, Ж.-П.Сартр, М. Хайдеггер, К.Ясперс.

Осознание смысла собственной жизни выступает венцом развития экзистенциального жизненного проекта, упорядочивая остальные формы жизненного проекта и обеспечивая его целостность.

Мы полагаем, что формирование экзистенциального проекта происходит в три этапа:

— анализ существующих в обществе жизненных смыслов;

— превращение части жизненных смыслов в личностно-значимые;

— принятие на себя личностной ответственности за их реализацию.

Экзистенциальный жизненный проект является самим поздним по

времени формирования видом жизненного проектирования, под которым мы понимаем определённый план обретения и реализации жизненных смыслов. Этот вид проекта формируется в более старшем возрасте по сравнению с событийным жизненным проектом и проектом изменения личностных характеристик, т.к. для его формирования необходимы определённый жизненный опыт и сформированное мировоззрение. Сформировавшись, экзистенциальный жизненный проект начинает оказывать влияние на ранее сформированные проекты. Экзистенциальный жизненный проект становится своеобразным ядром целостного жизненного проекта, включающего в себя три компонента: событийный проект, проект изменения личностных характеристик и экзистенциальный жизненный проект. Однако не каждый человек способен выстроить целостный жизненный проект. Мы полагаем, что жизненный проект многих людей может ограничиться событийным проектом и проектом жизненных изменений. Исходя из того, что экзистенциальный проект включает в себя самоактуализацию, обратимся к А. Маслоу, который полагал, что многие люди так и останавливаются на более низких ступенях «самоосуществления себя». Л.А. Коро-стылёвой были выделены 4 уровня самореализации личности: примитивноисполнительский, индивидуально-исполнительский, уровень реализации ролей и норм в социуме и наивысший уровень самореализации — уровень смысложизненной и ценностной реализации. Именно план реализации

сформированных жизненных смыслов и ценностей мы будем рассматривать как экзистенциальный проект.

Единицей анализа экзистенциального жизненного проекта является смысл. Понятие «смысл» рассматривается нами в двух основных аспектах: как смысл конкретных действий и событий, а также как обобщенный смысл всей жизни человека. Закономерно возникает вопрос, неужели часть жизни, прожитая человеком до формирования экзистенциального жизненного проекта, была бессмысленной. Исходя из того, что для совершения определенных поступков и выстраивания планов изменения собственной личности человеку необходимы определённые ориентиры, которыми и являются смыслы, мы полагаем, что до формирования собственного экзистенциального проекта человек опирается на жизненные смыслы других людей. Большая часть поступков, совершаемых человеком на ранних возрастных этапах, совершается в большей степени под влиянием окружающих, нежели для реализации жизненных смыслов. Как пишет Е.Е. Сапого-ва: «ассимиляция канонических текстов позволяет человеку достаточно рано, хотя бы в общих чертах определять свои ценности, прогнозировать цели, разрабатывать жизненные стратегии, планировать реализацию тех или иных форм поведения и т.д., заниматься самопроектированием и личностным самопостроением. Безусловно, каждый взрослый человек достаточно индивидуален в своих ценностях, стремлениях и смыслах, тем не менее, в содержании его сознания присутствуют в качестве опор-ориентиров обнаруженные в общем культурном пространстве значения и смыслы, образцы и стратегемы, уже реализованные, опробованные другими и оправдавшими свою эффективность» [10]. Своеобразными образцами выстраивания жизни для человека служат судьбы исторических и литературных персонажей, героев кинофильмов и реальных людей.

Таким образом, чтобы показать экзистенциальный проект человека, надо выяснить сущность его жизненного пути, установить зависимость этого пути от времени, от истории общества, народа, определить границы свободного выбора, свободного жизнетворчества. Мы полагаем, что начало формирования экзистенциально жизненного проекта ознаменовано достижением человеком определённой границы в своем развитии, когда он начинает все больше и больше задаваться вопросами о смысле своей жизни, о своей роли в обществе, о правильности своего жизненного пути.

Человек, имеющий сформированный экзистенциальный проект, обладает сильнейшим внутренним стимулом, который служит фактором внутренней мотивации и саморазвития. Экзистенциальный проект придаёт всему жизненному проекту устойчивость, подчиняя его определённым целям и смыслам. Человек, нашедший смысл жизни, определивший свое жизненное предназначение постоянен в следовании своей миссии, достижении своей высшей жизненной цели.

По сути, экзистенциальный жизненный проект — это принятие человеком определённых жизненных смыслов и ценностей как своих. Мы полагаем, что в основе какого принятия лежит экзистенциальная рефлексия, которая рассматривается нами как основной механизм формирования экзистенциального жизненного проекта. Под экзистенциальной рефлексией мы понимаем осознание большей или меньшей значимости определённых жизненных ценностей по сравнению с остальными. Экзистенциальная рефлексия даёт человеку возможность сформировать уникальный неповторимый набор жизненных ценностей и смыслов. Данный вид рефлексии является одновременно процессом и результатом анализа сознанием отдельного человека групповых экзистенциальных ценностей. Как пишет

В.И. Красиков, «…впервые экзистенциальные состояния человека, т. е. состояния жизненного самоопределения и выбора, стали объектом концептуальной рефлексии… приобрели качественно новый метафизический статус, став предметом иного, нежели традиционный, способа философствования -экзистенциального подхода» [4, с.165].

Следует отметить, что экзистенциальные проекты, как и другие виды жизненных проектов, у разных людей могут иметь существенные различия. Различия экзистенциальных жизненных проектов в первую очередь обусловлены ориентацией на разные экзистенциальные ценности. Вербализованной формой экзистенциальных жизненных проектов могут быть следующие высказывания: «семья для меня важнее всего», «главное в жизни не потерять свою свободу, ни от кого не зависеть», «главное быть честным перед собой и людьми»…

По мнению Е.Е. Сапоговой, субъект производит смыслы и символы, принуждает смысл существовать через него, т.е. смысл выступает не как причина, а как результат жизнетворчества [9]. Другими словами, начиная реализовывать событийный проект и проект жизненных изменений, человек находит ценности и смыслы собственной жизни, формирует мировоззрение, что способствует образованию экзистенциального проекта. В свою очередь, сформировавшись, экзистенциальный проект начинает оказывать непосредственное влияние на событийный проект и проект личностных изменений, в конечном счете становясь центральным звеном целостного жизненного проекта.

Рассмотрев три вида жизненных проектов, мы может сделать вывод об их соподчинении. Событийный проект является базовым в жизненном проектировании, так как именно анализ поступков даёт человеку возможность планировать варианты личностных изменений и определять значимые жизненные ценности и смыслы. Выстраивая проект изменения личностных характеристик, человек ориентируется на собственные желания и предпочтения, жизненный опыт и социальный запрос. Событийный проект и проект изменения личностных характеристик являются более простыми и присутствуют в жизненном проекте большинства людей. Основными ме-

ханизмами формирования этих видов жизненного проекта мы считаем личностную рефлексию и анализ жизненного опыта человека. В основе экзистенциального проекта лежит экзистенциальная рефлексия, позволяющая человеку определять жизненные ценности и цели, а также планировать их реализацию. Применяя по отношению к себе определённые социокультурные концепты в качестве инструментальных средств самопонимания, субъект пытается «расслышать» смыслы своего существования, распознать собственную подлинность. Таким образом, тексты о себе, развёрнутые на основе лингвизированных и символизированных событий, отражают собственные усилия субъекта в самопостижении, самоинтерпретации, самопостроении. Они же становятся носителями складывающейся в течение жизни субъективной микрокультуры личности. Пока жизнь длится в виде непрерывной цепочки пересекающихся происшествий и случаев, даже самому человеку порой бывает сложно уловить смыслы, которые им движут в её целостном свершении. Осмысление отрезков жизненного пути и встраивание их в общую смысловую структуру возможно лишь тогда, когда они уже прожиты человеком [9]. Анализируя собственную жизнь, рассказывая о ней себе и окружающим, человек постепенно определяет для себя наиболее важные моменты жизни, ценности и смыслы. Однако уровень и глубина определения смысла жизни у разных людей не одинакова. Мы полагаем, что не все люди в силу личностных особенностей способны сформировать экзистенциальный проект и осознать смысл собственной жизни. Считая смысл жизни центральным звеном экзистенциального проекта, мы полагаем, что именно в тот момент, когда человек обретает смысл своей жизни, его жизненный проект становится завершённым, целостным. Смысл жизни упорядочивает все остальные элементы жизненного проекта. Он служит своеобразным ядром жизненного проекта, которое делает остальные его элементы более устойчивыми к внешним воздействиям.

Рассматривая время формирования каждого из видов жизненного проекта, мы выделили несколько этапов.

1. Подростковый возраст.

Подростковый возраст — это время, когда человек начинает осознавать и учится принимать на себя ответственность за собственные поступки и действия. Жизненный проект в этом возрасте характеризуется прежде всего зарождением событийного проекта, который в этом возрасте занимает ведущую позицию. Кроме того, в подростковом возрасте человек впервые задумывается о том, какой он на самом деле и в его сознании впервые появляется категория смысла. Говорить о присутствии в этом возрасте проекта изменения личностных качеств и экзистенциального проекта нельзя, однако мы отметить появление некоторых элементов, не база которых они могут быть выстроены в будущем.

2. Юношеский возраст.

Юношеский возраст — период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека [8]. Юность направлена на поиск своего места в мире. Но как бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает, ещё нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей [6]. Главное психологическое приобретение юности — открытие своего внутреннего мира [3].

Жизненный проект в этом возрасте может включать в себя элементы всех трех видов жизненного проекта. Однако говорить об их полном развитии мы не можем. В юношеском возрасте создаётся своеобразный каркас целостного жизненного проекта, который в дальнейшем может быть дополнен необходимыми элементами с учетом жизненного опыта.

3. Молодость.

Молодость является более стабильным жизненным периодом по сравнению с юностью. В молодости у человека уже есть определенные цели и ценности, которые выступают для молодого человека своеобразными ориентирами. Большинство молодых людей имеет более или менее четкое представление о своём внутреннем мире. Мы считаем, что к концу молодого возраста у человека присутствует полностью сформированный событийный проект и проект изменения личностных характеристик. Экзистенциальный жизненный проект в данном возрасте находится в стадии формирования, пик которой приходится на период зрелости (взрослости).

4. Взрослость.

Взрослость — это стабильный период жизни человека, в котором присутствует устоявшийся быт, привычки, мировоззрение. Жизненный проект в этом возрасте включает в себя событийной и проект изменения личностных характеристик. Говоря об экзистенциальном жизненном проекте, отметим, что его развитие зависит от особенностей самого человека. Мы полагаем, что при достаточном уровне развития экзистенциальной рефлексии взрослость может стать пиком развития экзистенциального проекта и пиком формирования целостного жизненного проекта. Однако при низком уровне экзистенциальной рефлексии человек может ограничиться событийным проектом и проектом изменения личностных характеристик. В таком случае жизненный проект так и останется незавершённым. В свою очередь, момент формирования экзистенциального жизненного проекта мы считаем пиком развития человека в духовном и нравственном плане. Наличие всех трёх форм жизненного проекта означает всестороннее развитие человека, позволяющее ему реализовать в разных сферах жизни и достигнуть наивысшей точки своего развития.

Таким образом, несмотря на то, что общая модель жизненного проекта включает в себя три вида жизненных проектов, их развёрнутость в

разных возрастах не одинакова. Для подросткового возраста характерно наличие событийного проекта с элементами более сложных видов. Для юношеского возраста характерно наличие всех трёх видов в стадии формирования. Для молодых людей характерно дополнение созданного в юности проекта деталями, его совершенствование. Для зрелости характерно формирование экзистенциального проекта и формирование целостного жизненного проета.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

299с.

2. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. Спб.: РХГА, 2006 384с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255с.

4. Красиков В. И. Философия как концептуальная рефлексия (Философская пропедевтика). Кемерово, 1999. 350 с.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. 487c.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 9-е изд. стереотип. М.: Издательский центр -Академия”, 2004.-456с.

7. Мэй Р. Открытие Бытия. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. 376 с.

8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 461с.

9. Сапогова Е.Е. Событие в структуре биографического текста.// Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С.60-64.

10. Сапогова Е.Е. Социокультурные прототипы и смысловые константы автобиографических текстов. Тексты в образовательном пространстве современной высшей школы / авт. колл. А.К.Юров, В.М.Розин, П.Н.Виноградов и др. Таганрог: Изд-во Таг. гос. пед. ин-та, 2007. Разд. III. Гл. 3. С.119-158.

11. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. Мн.: Хар-вест, 2005. 976с.

12.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// frankl.hpsy.ru

Чуева Наталья Александровна, аспирант, nalashka-barashka’a.mail.ru, Рос-сия,Тула, Тульский государственный университет.

Chueva N.A.

The structure and the matter of vital designing are considered. Three forms of the vital design are evolved: the event design, the design of change of personal characteristics, the existential design. The existential design is considered as the most complex form of the vital design. The existential reflexion is considered as the basic mechanism of formation of the existential vital design.

Key words: vital designing, the vital design, existential reflexion, event, the meaning

oflife.

Chueva Natalia Aleksandrovna, the post-graduate, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 159.922

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В РАЗНЫХ ВОЗРАСТАХ

К.Д. Чадаева

Представлена авторская позиция, которая заключается в том, что изучение возрастной динамики структурных элементов образа будущего позволит построить модель, определяющую специфику представлений о будущем в разных возрастах. В качестве структурных компонентов образа будущего выделены и описаны следующие: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, смысловой.

Ключевые слова: образ будущего, возрастные особенности, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент, смысловой компонент.

В исторической ретроспективе человек, осознав, что его жизнь протекает во времени, перешел к более высокой ступени существования, к планированию своей жизни, к самостоятельному выбору приоритетных направлений развития. Время в условиях постоянных системных изменений, которые сопровождают нашу жизнь, являет собой ресурс человека для адаптации к современным условиям его бытия. Вторжение новых информационных компьютерных технологий во все сферы общества, возникновение в связи с этим новых задач и возможностей позволяет определить специфические особенности психологического времени человека, дает возможность по-новому выстраивать временную перспективу жизни. Чем быстрее меняется окружение, тем больше требуется чувство будущего. Утрата перспектив собственного будущего, т. е. деформация временного поля сознания, влечет за собой дезадаптацию поведения. Эти аспекты наталкивают нас на мысль о необходимости изучения временной перспективы, связанной с будущим человека.

cyberleninka.ru

апробация технологии / Информация — Гимназия №210 «Корифей» Екатеринбург

Проект реализуется совместно с  Центром разработки образовательных систем «Умная школа» (г. Москва) и Центром психологического сопровождения образования «Точка Пси» (г. Москва)

С сентября 2017-2018 учебного года гимназия включилась в проект по тестированию технологии жизненного проектирования

По мысли разработчиков технологии (команды психологов из центра «Точка Пси»), современный школьник должен научиться управлять перспективой собственного развития.

Жизненный проект, в отличие от учебного и социального, предполагает постановку целей, отражающих личные смыслы и персональные жизненные планы. Это обучение тому, как распоряжаться жизнью, а не программировать её по заранее заданному алгоритму. 

Технология предназначена для работы со старшеклассниками (в «Корифее это 10-е классы – те ученики, которые сами выразили желание участвовать в апробации). 

Каждому участнику назначается педагог-наставник, помогающий ему анализировать собственные мотивы и ценности, ставить перед собой цели и  достигать значимых изменений.

То, чему учит жизненное проектирование, — ставить цели, планировать действия, принимать сложные решения, оценивать результаты и их соответствие целям — сегодня необходимо на рынке труда. 

Реализованный жизненный проект может послужить отличным стартом для новых проектов, которыми выпускник займётся уже после школы.

(Подробнее о технологии жизненного проектирования читайте в статье «Школа для личности»).

В течение учебного года 10-12 десятиклассников под руководством своих наставников разрабатывают и реализовывают по 1 индивидуальному жизненному проекту, отражающему их реальные потребности и устремления. Весной состоится публичная защита проектов – с демонстрацией достигнутых результатов (конкретных навыков, продуктов, освоенных позиций и пр.).

 

 

Установка на развитие

3 сентября в «Корифее» прошёл установочный день: дети и взрослые совместно планировали ключевые события учебного года.

С форума на форум

Руководители гимназии за неделю побывали на 3-х масштабных мероприятиях.

Проекты, изменяющие жизнь

21 мая в «Корифее» прошла защита семи проектов — в рамках апробации технологии жизненного проектирования.

www.koriphey.ru

Жизненные планы — Психологос

Жизненные планы — намерения прожить жизнь определенным образом. В отличие от жизненных целей, жизненные планы более общи и менее конкретны. Именно поэтому люди чаще говорят о жизненных планах, а не о жизненных целях.

Впрочем, если человек жизненные планы переводит в планирование жизни, ситуация меняется. Планирование жизни — это построение конкретного плана своей жизни на год, 3 года, 5 и 10 лет и далее, где ставятся высокие и воодушевляющие человека цели. Первым человеком, начавшим планировать свою жизнь (из известных людей), — был Бенджамин Франклин.

Люди, ставящие перед собой большие жизненные цели, продумывают свой максимум жизни. И живут свою жизнь — по максимуму.

Как начать новую жизнь? Набросав план своей жизни, может быть даже испугавшись своего плана — все равно принимайте решение его реализовать. Сделать. И как только вы его приняли — двигайтесь, начинайте двигаться сразу. Нельзя «стараться», нельзя «обещать» себе, потому что это значит откладывать движение в будущее, а будущего — нет. Есть только настоящее, которое вы предаете каждую секунду, если не используете его. Мир существует сейчас, а не в будущем. Бессмысленно ждать будущего — позже оно тоже станет настоящим. Начинать надо всегда сейчас. Потом — всегда поздно.

Надо начинать Делать. Начинать делать СЕЙЧАС же. Нельзя размышлять — размышление всегда докажет вам, что для вас Это слишком трудно. «Я не могу. Мои обстоятельства мне этого не позволяют. У меня такой характер. У меня было такое детство. Я живу в такой стране. Я не могу», — все это абсолютная правда и великолепные отговорки, чтобы оставаться прежним.

www.psychologos.ru

Предназначение VS Потенциал. Реализация жизненных проектов • Life Design

Вся «инструкция по применению» умещается в одну фразу: если не знаешь, что делать, делай что-нибудь!

 

Оши­бить­ся невоз­мож­но по той про­стой при­чине, что одно­го-един­ствен­но­го пред­на­зна­че­ния на всю жизнь нет и в помине — зато есть наш потен­ци­ал. Он мно­го­гра­нен, и его мож­но реа­ли­зо­вать мно­же­ством раз­ных спо­со­бов в самых раз­ных при­ме­не­ни­ях. Это как калей­до­скоп – есть мно­же­ство раз­но­цвет­ных хру­ста­ли­ков, и в наших руках сло­жить из них тот узор, кото­рый нам боль­ше все­го понра­вит­ся.

Дру­гое дело, что реа­ли­за­ция потен­ци­а­ла при любом рас­кла­де потре­бу­ет регу­ляр­ных и упор­ных уси­лий. Посмот­ри­те на Кла­удию Шиф­фер: у нее опре­де­лен­но был потен­ци­ал стать супер­мо­де­лью, но если бы она жра­ла, как свин­ка, не зани­ма­лась спор­том и не сле­ди­ла за собой, вряд ли бы это про­изо­шло. Да и Мике­лян­дже­ло с Бахом без еже­днев­ных мно­го­ча­со­вых заня­тий вряд ли бы нас пора­до­ва­ли бес­смерт­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми… Но если мы каж­дый день будем поли­вать это семеч­ко наше­го потен­ци­а­ла, что-то боль­шое и кра­си­вое из него одно­знач­но вырас­тет.

Что – чаще все­го в нача­ле мы сами не подо­зре­ва­ем. Но так даже инте­рес­нее!

Само­ре­а­ли­за­ция — это не дан­ность, суще­ству­ю­щая сама по себе и ожи­да­ю­щая, когда мы ее най­дем, и не клад, под­жи­да­ю­щий нас в сун­ду­ке в сек­рет­ном месте, а резуль­тат наших соб­ствен­ных дей­ствий! Нет дей­ствий — нет и сун­ду­ка, вне зави­си­мо­сти от того, какой огром­ный потен­ци­ал таил­ся внут­ри. Если не дви­гать­ся, эта дол­го­ждан­ная встре­ча так нико­гда и не состо­ит­ся.

Дело в том, что путь в прин­ци­пе не может родить­ся в голо­ве – его нуж­но про­кла­ды­вать соб­ствен­ны­ми шага­ми. Это не то, что мы сей­час с вами сде­ла­ем несколь­ко упраж­не­ний, и вы пой­ме­те ваше при­зва­ние. Надо дви­гать­ся, пусть даже вы с пер­во­го раза не уга­да­е­те. А может, и уга­да­е­те, кто зна­ет! Но если нет — это нор­маль­но.

Еще раз: если не зна­ешь что делать, делай хоть что-нибудь. 

Более того, нет и конеч­ной точ­ки, когда мож­но ска­зать — все, я пол­но­стью реа­ли­зо­вал­ся, мой потен­ци­ал рас­крыт, боль­ше в этой жиз­ни мне делать нече­го. Это было бы печаль­но, не так ли? А самое пре­крас­ное, что на самом деле не осо­бо важ­но, что имен­но делать и куда идти — это как кап­ля лимон­но­го сока, кото­рая быст­ро окра­сит всю чаш­ку чая, неза­ви­си­мо от того, куда имен­но капа­ли. Каж­до­му чело­ве­ку дают­ся талан­ты, и не один, а несколь­ко.

www.lifedesign.one

«Проект Жизнь» — сервис для создания личных и семейных мемуаров — Трибуна на vc.ru

Меня зовут Виктория Салтыкова, мне 23 года. В 2015 году я основала «Проект Жизнь», и уже в 2016 году он вошел в топ-5 стартапов по итогам конкурса StartUp Wars и победил в номинации «Лучший проект в сфере социального предпринимательства» в конкурсе «Предпринимательский прорыв года» бизнес-школы «Сколково» и фонда Zimin Foundation.

О создании

Над концепцией «Проекта Жизнь» я работала со своими знакомыми в формате мозгового штурма: они помогли мне систематизировать существовавшие на тот момент идеи. Я многого ожидала от будущего бизнеса: хотела, чтобы он был добрым и приносил пользу, в то же время оставаясь финансово выгодным. Однако за три года в бизнесе эти критерии не смогли сойтись в единое целое: мои попытки были нацелены исключительно на прибыль, тогда как «Проект Жизнь» с самого начала отличала идея чего-то масштабного и долговечного.

Поначалу я хотела сделать консьерж-сервис для пожилых людей и предлагать услугу по написанию мемуаров в качестве дополнительной опции, но вскоре поняла, что именно мемуары должны стать отправной точкой нового бизнеса, чтобы это было не обычное интервью, а взгляд на историю человека через накопленный им опыт. Уже на следующий день я проанализировала мировой и российский рынки на предмет мемуаров и обнаружила, что никто этим не занимается.

Мемуары

Это наш первый и главный продукт по сей день. Я хочу, чтобы «Проект Жизнь» ассоциировали главным образом с мемуарами. На мой взгляд, эта вещь необходима каждой семье, ведь немногие знают о жизни своих близких, потому что привыкли видеть их каждый день. Да, можно жить с ними под одной крышей, знать об их вкусовых предпочтениях и любить, но немногие знают о мечтах, первом поцелуе и самых ранних воспоминаниях своих родных. О таких простых, но важных для понимания человека вещах мы забываем и лишь позже задаемся вопросом: неужели за столько лет совместной жизни не нашлось времени узнать свою семейную историю?

Уже в ходе выполнения первого заказа мы поняли глубину эмоциональности и значимости того, что делаем. Сама работа начинается с интервью клиента. Такие встречи мы чаще проводим в семейном кругу, когда все близкие в сборе. После того, как журналист написал текст, а дизайнер выполнил верстку, мы отдаем книгу в печать. Книгу отличают крепкая бумага с использованием полиграфической печати, толстый корешок и качественный переплет из натуральной кожи. После того, как книга полностью готова, мы торжественно доставляем ее вместе с цветами.

Развитие

Идея сохранять жизненный опыт человека в одной книге для будущих поколений переросла в нечто большее: мы занялись генеалогическими исследованиями. Генеалогический поиск ­— процесс сложный и трудоемкий, потому что из-за уничтожения многих архивных документов историю рода удается проследить далеко не всегда.

Однажды у нас был кейс, когда удалось найти четырнадцать поколений предков. Не так давно мы начали принимать заказы на ДНК-генеалогию. Появились услуги по созданию и других книг: «Дневник путешественника» (яркие моменты и удивительные истории приключений), «История любви» (история знакомства и любви глазами обоих партнеров), «Моя первая история» (первые годы жизни ребенка), «Итоги года» (все самые значимые события и ценные впечатления за год)

В проекте трудится команда журналистов, фотографов, иллюстраторов, дизайнеров и генеалогов. Сейчас в штате восемь постоянных сотрудников и около пятнадцати подрядчиков, которых мы привлекаем на конкретные заказы.

Миссия

Мы стремимся способствовать формированию в России культуры уважения к истории своего рода через сохранение семейных ценностей. Помимо перечисленных услуг проект уделяет большое внимание популяризации генеалогии в рамках социальной деятельности: мы выступаем с рассчитанными на широкую аудиторию лекциями, а также разработали практический курс «Мои личные герои» для школьников младших классов, мотивирующий на изучение детьми своих предков в рамках четырех поколений.

Еще одна реализованная нами социальная программа — «Голос поколения». Она направлена на поиск и поддержку неординарных пожилых людей. Например, наш первый кейс был посвящен 90-летнему Медвецкому Анатолию Ивановичу — кандидату медицинских наук и бывшему ортопеду-травматологу Кремлевской больницы. За сорок один год врачебной практики среди его пациентов значились президент Ельцин, маршал Жуков, Анна Ахматова, Фаина Раневская и другие выдающиеся деятели прошлого.

Мы записали доктору Медвецкому видеоролик с методикой его гимнастики, а также организовали акцию по сбору денежных средств. Кроме того, в рамках программы наша команда выезжает в школы к пожилым учителям, таким образом давая возможность старшему поколению быть услышанным и передать свою мудрость поколению молодому.

vc.ru

НА ПУТИ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕЧТЫ…. Жизнь как проект

Жизнь – одна. Звучит банально (кто только не говорил подобного?!). И тем не менее, это истина, с которой не поспоришь. Примем это утверждение за аксиому.

Но работа – тоже одна (любимая, не очень – вопрос другой). Необходимая. Поэтому работе человек уделяет очень много времени, отдает все свои силы. Вновь и вновь доказывая теорему своего профессионализма.

Часто получается так, что работа стоит на первом месте. Тогда как жизнь – на втором (и то – в лучшем случае). Иногда – такой вот парадокс – человек вообще забывает о том, что живет. Доводит жизнь до автоматизма существования.

Между тем, жизнь – проект. Такой же рабочий проект, только сложный. Да и переделке не поддается, пишется сразу на чистовик. Поэтому к управлению этим проектом нужно подходить с умом. Не пускать жизнь на самотек.

Давно вы задумывались о жизни?

• Вы знаете свои цели?

• Какие у вас приоритеты?

• Сколько вы хотите зарабатывать, как планируете этого добиться?

• Зачем вам вообще нужны деньги?

• Как вы принимаете решения: все тщательно взвесив или на эмоциях?

• Что для вас важно?

• Каким вы видите свой жизненный путь?

• Чего планируете достигнуть в итоге?

Жизнь – проект. Жизнью можно и нужно управлять. Это – тоже аксиома.

Как именно? На этот вопрос я и постараюсь ответить в своей книге. Минимум теории, максимум практических рекомендаций, анализ жизненных ситуаций. А также алгоритмы и инструментарий для оценки и принятия решений.

УТРО… НАСТРОЕНИЕ…

Очень многое зависит от нашего настроения. Встречаются, как исключение, люди, которые решают задачи и идут вперед независимо от состояния и своих желаний… Но у нас, обычных людей, настрой играет большую роль. Как же он формируется и, что важно, как можно изменить его? Просыпаешься утром, и как будто все хорошо, все у тебя в порядке, но ничего не хочется… Мы успешны: семья, карьера, друзья (или знакомые?) – тогда что не так? Вопрос в том, а это ли нам надо и к чему мы идем, какие цели преследуем? Мы должны стремиться к реализации эмоциональной, физической и интеллектуальной сторон нашей личности. Может быть, дело как раз в балансе этих сторон и гармонии внутри нас, а не с точки зрения общества.

Я математик, нужен алгоритм… Жизнь… как проект. Давайте управлять им.

Искатель:

– Всегда есть причина в настроении. Она может находиться на поверхности: плохая погода, самочувствие, а бывает и глубоко в нас. Понять причины и устранить их – единственный, на мой взгляд, путь. Вот как найти эту причину – тут различные варианты для разных людей.

Философ:

– Согласен. Более того, на мой взгляд, следует помнить, что настроение влияет на наши мысли. А мысль материальна… Поэтому, действительно, следует четко и логично анализировать причины своего настроения и стараться избегать любых начинаний в дурном расположении духа.

Автор:

– Это верно, но порой сложно понять причину настроения «ничего не хочется…». Прежде всего нужно понять, для чего и зачем мы движемся… И если направление известно и шаги конкретны, то и настроение будет понятнее.

Философ:

– Найти причину иногда действительно сложно. Но, как мне кажется, если понять ее не удается, то в этот момент нужно постараться «сломать» этот настрой, отложив «разбор» причин до более удобного и благоприятного времени.

ЖИЗНЬ… КАК ПРОЕКТ…

Классика управления проектом: инициация, планирование, реализация, мониторинг и завершение. Первым и последним этапом мы управлять не в силах, примем это. Значит, можем планировать, реализовывать и осуществлять мониторинг развития нашего проекта – жизни. Думаете, слишком сухо? С этим не согласна. Эмоций в нашей жизни более чем достаточно, они придут сами, а вот разумного, четкого подхода как раз часто не хватает.

Итак, первый этап – Планирование и первый шаг – Цель, или, если хотите, Мечта. Для начала надо понять, что мы хотим, увидеть некую глобальную, но реализуемую цель, которая может состоять из нескольких пунктов в каждой из обозначенных нами сфер: физической, интеллектуальной и эмоциональной.

Идеалист:

– Смысл человеческой жизни – совершенствование себя и окружающей тебя среды, куда входят семья, друзья, «меньшие братья» и т.д. Конечно, компасом в этом процессе служат моральные основы, заложенные в детстве родителями, встреченными на жизненном пути хорошими людьми. А самосовершенствование заключается в расширении своего кругозора, приобретении все новых знаний в любой области, делании добра по первому порыву, а иногда и заставлении себя это делать. Любоваться природой и шире знать ее. Осуществление всего этого будет давать ощущение удовлетворения жизнью, почти счастье.

Философ:

– Друзья, здесь мы выделили пять основных стадий проекта «Жизнь» и соглашаемся с тем, что на две из них влиять мы не в силах. Но не кажется ли вам, что реально на все 100% мы можем выполнять только мониторинг? Планирование же во многом зависит от «изначально закладываемых надстроек», которые начинают формироваться еще с раннего детства родителями, учебными заведениями, средой, в которой вращается индивидуум? Реализация же уже зависит также от окружения, среды и еще от многих факторов. Нет, не спорю, мы реализовываем свой проект, но он кардинально может менять свои направления в зависимости от многих обстоятельств. И я не взялся бы утверждать, что мы на 100% влияем на реализацию.

Автор:

– Я все же буду настаивать, что мы имеем возможность управлять этими тремя стадиями. Да, конечно, на нас оказывают огромное влияние окружающие условия, но тут самое важное включить разум, не поддаваться и не плыть по течению, а думать и действовать. А если мы научимся планировать и реализовывать , то мы будем управлять.

ПРОЕКТ «КАРЬЕРА»

Весь наш большой проект можно разбить на подпроекты:

• Карьера/Деньги,

• Личная жизнь/ Семья и

• Эго.

Один из них все сильнее волнует нас, а многих, к сожалению, волнует более всего остального – это проект «Карьера».

Для реализации себя в рамках этого проекта прежде всего следует определить: чем бы вы хотели заниматься и как проводить время? А определившись – пробуйте! Настаиваю, возможности есть. И, несмотря на достаточно непростое время, это наше время и время для реализации себя.

Искатель:

Вы упоминаете восприятие времени. Это достаточно тонкий вопрос. Иногда дорожишь минуткой, а иногда ждешь, когда же эта неделя, месяц, год закончатся. Это во многом зависит от ощущения и настроя в данный момент. И как понять, что же для тебя истинно и естественно, и на что стоит тратить время? Для примера: на работе человек устает и мечтает об отпуске… Об этом я много слышал, но тогда почему через два-три дня отдыха человек возвращается мысленно к тому, что ему надоело… Незнакомая ситуация? И что же для человека является истинным?

Автор:

Мне нравится состояние, когда дорожишь каждой минуткой, думаю, это означает, что в эти моменты мы наслаждаемся жизнью. Мы торопим время тогда, когда находимся в ожидании чего-то, или то, что делаем – в тягость. Тут как раз важно разобраться. Да, очень часто бывает, что мы идем к цели, чем-то жертвуя, а достигая ее, тоже не ощущаем радости, как Вы верно указали. Ждем отпуска, но не можем наслаждаться отдыхом. Тогда зачем? Я не согласна, что это зависит от настроя в каждый конкретный момент. Это зависит как раз от поставленных целей и задач. Или человек ставит цели, не основываясь на своих приоритетах и желаниях, или задачи формирует, не учитывая ограничивающих условий, но в итоге и движение и сама достигнутая цель приносят не желаемое удовлетворение, а все то же потраченное время. И движение к цели, и ее достижение могут приносить позитив и внутреннюю гармонию. Не стоит забывать, что целью может быть уже само движение, это важно осознавать.

Что делать, если на работе мы думаем об отдыхе, в деталях представляя, как его проведем, а едва дождавшись отпуска, вдруг снова начинаем думать о работе… Так часто бывает, не правда ли?

Подобные ситуации происходят из-за неверного посыла на этапе Планирования или отсутствия планирования вообще. Часто мы просто оглядываемся на других.

Так как же разомкнуть этот круг? Возможны варианты.

1. Нам нравится проводить время на своей работе, нравится общение с коллегами, мы получаем общественное признание за свои заслуги. В этом случае мы ставим цели, учитывая этот фактор, – и пребывание в офисе уже не тяготит нас, а отпуск (если захотим уйти в него) становится заслуженным отдыхом.

2. Подобное времяпрепровождение угнетает нас, но оно вынужденно, так как для нас это единственная возможность зарабатывать. В этом случае стараемся изменить отношение к этому, не надо искусственно вливаться в некомфортную для нас атмосферу, нужно лишь четко выполять рабочие задачи и выделить для себя больше свободного от работы времени. Учимся отвлекаться и наслаждаться отдыхом и попутно ищем другие варианты.

3. Второй вариант, но с наличием других возможностей. В этом случае проводим оценку вариантов и формируем эффективный портфель занятий, который позволяет достичь наши цели.

Так мы или они? И кто такие мы, и кто такие они? Ответ на этот вопрос для каждого свой, но он должен быть сформулирован.

ЭТАП «ПЛАНИРОВАНИЕ»

Предлагаю вашему вниманию следующий алгоритм планирования на примере проекта «Карьера»:

1. Сформировать целевые значения.

Пример:

Цель 1. Накопить капитал в размере N (к моменту времени T1).

Цель 2. Занять позицию не ниже уровня X в компании, занимающей рейтинг не ниже Y (к моменту времени T2).

Цель 3. Стать профессионалом и получить мировое признание в области Z (к моменту времени T3).

Альтернативный пример:

Цель 1. Ежемесячный доход не менее M (к моменту времени T1).

Цель 2. Получить знания в областях P, P1, P2 (к моменту времени T2).

Цель 3. Написать книгу, нарисовать картину и т.д. (к моменту времени T3).

Для каждого формулировки будут свои, но, прошу заметить, все-таки в данном проекте мы говорим не о хобби, а о деятельности, которая должна потенциально приносить доход. Замечательно, если первое и второе совпадает.

2. Описать ограничивающие условия.

Пример:

Условие 1. Расход времени на достижение целей по проекту может составлять не более 1/3 суток.

Условие 2. Состояние нервного напряжения и дискомфорта не допускается.

Условие 3. Состояние здоровья является приоритетным и не подвергается риску.

Опять же, у каждого свои условия. Скажем так: здесь вы должны сформулировать цену, которую готовы заплатить за достижение целей по данному проекту.

3. Поставить задачи для достижения целей.

На данном этапе вы разбиваете свои цели на подцели и задачи, получаете своего рода график реализации проекта с учетом ограничивающих условий.

Важно! На каждом этапе цели, условия и задачи должны быть измеримы, достижимы и ограничены во времени.

Искатель:

– Как мне кажется, при соблюдении второго раздела («Описать ограничивающие условия»), достижение поставленных задач будет проходить идеально. То есть можно будет смело сказать, что человек добился полной гармонии в достижении своих карьерных вершин.

Автор:

– Да, нужно достичь цели и оставаться в гармонии. Но важно пройти все три этапа, и думаю, самый сложный из них как раз первый: большинство людей просто идут, не задаваясь вопросом о целях. И это в самом, казалось бы, определенном и наименее эмоциональном из жизненных проектов.

Философ:

– С течением времени первая часть может меняться. Предположил человек одно, но «вдруг» женился и дети появились, или случились другие обстоятельства… Как осуществлять пересчет в вашем алгоритме, и где критерии, инициирующие пересчет?

Автор:

– Безусловно, наиболее важный момент здесь – это необходимость размышлять и открыто говорить с самим собой (открытость и прямота – ключевые факторы не только в рассматриваемом проекте, но и еще в двух, о которых поговорим чуть позже). Данный алгоритм гибкий, мы управляем жизнью, управляя нашими проектами, и соответственно, с течением жизни корректируем цели, а за корректировкой целей будет следовать и корректировка второго и третьего шага в алгоритме. В какой-то мере это непрерывный процесс. Вы правы, вопрос как раз в системе критериев эффективности.

Скептик:

– Мне кажется, вы зря упускаете фактор «бремени страстей человеческих», потому что без них мы можем быть максимально эффективны, но только с ними появляется понятия счастья и удовлетворенности.

И я могу сказать, что весь ваш план в любой момент может как минимум удлиниться во времени, а как максимум стать недостижимым, если вы накануне важного события вдруг поругаетесь с близким человеком.

Вообще один из йогических постулатов о счастье гласит: «никого не люби и ничего не имей».

В центре обсуждаемой темы стоят внешние достижения и развитие, а вопрос зачем вообще это делать, никто не задал. Знай себе медитируй под пальмой, достигая внутреннего самосознания – и будешь счастлив.

Автор:

– У каждого набор целей, условий и задач будет свой. Но… самое главное: если цель поставлена (для кого-то это медитация под пальмой), ее надо достигать, не отвлекаясь на эмоции и «хочу»-«не хочу». Соответственно, надо формировать цели, исходя из своих приоритетов. Страсти человеческие искоренить невозможно и ненужно, только они могут приносить чистое истинное наслаждение… Так давайте наслаждаться ими. А для этого надо, чтобы вы знали, куда идете, зачем и для чего, и что вы делаете все от вас зависящее, чтобы достичь своих целей, а иначе все это будет грузом висеть над вами и не даст в полной мере насладиться эмоциональной стороной жизни. Я не соглашусь с высказыванием йогов, потому что ничто не дает такой силы и уверенности, кроме любви и поддержки близких и друзей.

Скептик:

– Мне кажется проектный, он же шаблонный, подход является вредным. Выставляя себе цель и достигая ее «через не могу (не хочу)», вы теряете мобильность, широту взгляда и навыки адаптации. Подумайте – какой процент людей вообще представляет, какими они хотят себя видеть в социуме (в плане карьеры), а теперь еще попробуйте оценить, сколько из них заведомо чувствуют себя на этом месте, ощущают это место. В результате вы получите те самые единицы успешных людей. Нельзя взять план и, следуя ему, стать, например, директором по развитию Apple. Это получится сделать только у одного человека, потому что это место всего одно на все население планеты.

То есть вы должны соответствовать тому месту, которое хотите занять.

Попробуйте представить ту сумму, которую вы хотите зарабатывать в месяц. Попробуйте внутренне ощутить, что вы достойны этой суммы, а не вам надо эту сумму.

Когда оцените, попробуйте подобрать работу под эту зарплату по открытым источникам.

Если вдруг произойдет пересечение, и позиция будет для вас интересна, значит, у вас есть куда двигаться и карьерный план вам не нужен. И так все сложится.

А вот если пересечения нет, то вам надо созреть и понять прежде всего себя изнутри, ваши стремления и чему вы больше отдадите предпочтение – интересу и делу либо деньгам.

Автор:

– Я против шаблонных подходов к жизни вообще, я за проектный подход. Проектный подход не значит шаблонный. Объясню. Каждый проект нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от целей, окружения и так далее. Так и в жизни, мы все время слушаем себя и контролируем ситуацию. И если мы ставим цель, которую достигаем через «не могу», значит, мы готовы заплатить за нее эту цену, либо идем не думая, а проектный подход и предложенный алгоритм как раз этого не допускают, предполагая осмысление на каждом шагу. Например, при формировании целей должно быть несколько, скажем, три возможных варианта: оптимистичный умеренный и пессимистичный. И если человек будет задумываться, вероятность ситуации, когда он оказывается не на своем месте, снижается, либо он осознанно идет на это ради денег, но тогда и разочарования в результате не будет. Повторюсь, я за то, чтобы мы знали, куда идем, зачем и что готовы за это заплатить.

ЦЕНА ИЛИ ЖЕРТВА

По каждому проекту у нас есть совокупность целей, условий (ограничений) и задач. Условия – это как раз цена нашего выбора, которую мы готовы заплатить. Нет, это не жертва, это цена. Давайте не будем прятаться за игрой слов. Человек по природе своей не жертва! Есть исключения, но в большинстве своем – нет, мы не готовы жертвовать! И если, например, женщина стоит перед выбором – проводить больше времени, строя карьеру или воспитывая ребенка, – значит, она будет делать этот выбор исходя именно из своих желаний, а если такой выбор возник, значит, именно ей в тягость сложившаяся ситуация, и именно она хочет ее изменить, а не потому что она готова жертвовать своей карьерой ради ребенка, нет! Возникло желание проводить больше времени с ребенком и для себя. И мужчины, которые живут в работе, в совещаниях, общении с коллегами, а потом сетуют, как им тяжко и как они устают, и как они хотят больше времени проводить с семьей… Так что же мешает, неужели сложно находить в своем графике больше времени? Давайте признаем, что мы делаем свой выбор, исходя из своих желаний! И давайте ценить свои слова: если говорим, значит делаем!

СКОЛЬКО СТОИТ МЕЧТА?

Очень важный шаг на этапе «Планирование» и не только для проекта Карьера/Деньги – монетизация наших целей. Так исторически сложилось, что практически за все надо платить и чаще всего цена имеет денежное выражение. Таким образом, необходимо оценить необходимые ресурсы для достижения целей. На первом шаге рассчитать и распределить во времени расходы по статьям – текущие и на долгосрочные цели, затем определить возможности покрытия – текущие доходы и капитал. Важно не только оценить свои расходы, но и спрогнозировать во времени денежные потоки. Таким образом, вы проведете планирование тех целей, которые могут иметь денежное выражение, а это уже не так мало.

Важно: данную процедуру надо провести для целей всех проектов, но это только часть нашего алгоритма!

В моем блоге «Жизнь как проект» (http://planiteasy.ru) вы обнаружите инструментарий для формирования плана по движению личных средств.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИЯ И МОНИТОРИНГ

Следующие этапы после Планирования – это Реализация и Мониторинг. В нашем проекте данные этапы осуществляются параллельно, и как раз именно на этапе Мониторинга может возникнуть вопрос пересмотра целей. Это своего рода цикличный процесс и постоянная работа, но это работа на себя. Предположим, что в ходе реализации проекта и достижения целей приходит понимание, что цена слишком высока для вас. Как пример: чтобы получить должность руководителя, вам необходимо проводить время в офисе до позднего вечера и выходные часто тоже там, при этом в достаточно нервной обстановке, платя за это временем, которое мы могли бы провести с близкими людьми, и своим здоровьем. Если удовлетворение, которое вы можете получить от этого, для вас важнее и ценнее – ОК, идем дальше, если нет – корректируем цели или задачи для достижения целей.

Весь вопрос в цене и эффективности. Планируем, реализуем и мониторим. Рекомендую осуществлять это на бумаге, либо в компьютере. Важно понимать, что Карьера – лишь один из проектов, и требуется их взаимосвязанность в нашем проекте под названием «Жизнь».

ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ

Я встретилась с этим человеком не в самый светлый период моей жизни, как раз когда находилась на перепутье, и в то время он поддержал меня. Его жизнь тоже не была легкой, но по отличным от моих причинам. И вот к 33-м годам жизни у него жена и ребенок, одна комната в квартире, где живет еще две семьи, работа, которая приносит ровно столько, сколько уходит, и которой нельзя заниматься до старости. В общем, требовалось что-то срочно менять. У меня была возможность помочь, и я предложила сменить профиль, занться имеющей перспективы работой в другой области. Причем для этого не требовалось прекращать свою текущую деятельность, можно было первое время для уверенности работать параллельно – да, это безусловно требовало больших затрат сил и энергии, но открывало совершенно другие возможности. Но человек не решился на этот шаг. Хотя в разговоре и на словах соглашался и был недоволен тем, как у него все складывается. Прошло два года, ситуация не изменилась, разве что он стал еще более понурым. Безусловно, каждый выбирает свой путь, но тогда его надо видеть и не соглашаться с доводами других, либо принимать решение и делать. И очень важно использовать возможности и шансы, которые нам даются по пути. Бывают исключения, но в большинстве случаев никто ничего за нас делать не будет. Для того чтобы выиграть в лотерею, надо хотя бы купить лотерейный билет…

СИСТЕМА… ОБЩЕСТВО… ОКРУЖЕНИЕ…

Хотелось бы затронуть роль окружения в нашей жизни, и в первую очередь вопрос, касающийся самореализации, а далее поднять проблему влияния общества на нас, на наши решения и действия, и порассуждать, взаимно ли это влияние.

Недавно я задалась вопросом, возможна ли для современного человека реализация себя в интеллектуальной сфере вне общества? Каждому из нас необходимо признание: просто что-то сделать хорошо и сказать себе: «Я молодец» недостаточно, надо чтобы это кто-то увидел, оценил и воскликнул: «Какой ты молодец!». Нам все сложнее радоваться природе, себе самим, просто тому, что мы хорошо умеем что-то делать, и так далее. Можем ли мы, успешные и испытавшие вкус признания, в системе отказаться от этого и спокойно вкушать плоды нашей когда-то бурной жизнедеятельности, не спеша наслаждаясь жизнью… Или всегда будет не хватать чего-то, ибо система затягивает и не отпускает? Приносит ли это общественное признание позитив или привязывает как наркотик, от которого надо отвыкать – вот в чем вопрос.

Для ответа на него необходимо прежде всего понять, какие ощущения и какие эмоции мы испытываем при взаимодействии с обществом. Если нет критики и самореализация приносит в большей степени позитив и удовлетворение; если мы реализуемся в обществе и нам сложно представить себя вне этой системы – OK, идем дальше. Если же все описанное начинает давить и несет негатив, стоит задуматься и найти разумный баланс, который восстановит гармонию внутри.

ЕЩЕ ДВА ПРОЕКТА…

Идем дальше. Мы достаточно подробно обсудили проект «Карьера/Деньги». Это область, отвечающая за финансовую составляющую нашей жизни и самореализацию в интеллектуальной сфере. Еще один проект – это «Личная жизнь/Семья». Опять через слэш, потому что для каждого выбирается индивидуально. И третий проект назовем «Эго». В данном проекте все, что касается только лично нас – кто-то хочет нарастить мускулы, кто-то рисовать картины или создавать деревянные шедевры и т.д.

Итак, для всех проектов мы проходим те же стадии – Планирование, Реализация и Мониторинг. Этапы на стадии Планирование – постановка целей, условий и задач.

Теперь самое важное – все проекты взаимосвязаны, и при планировании необходимо это учитывать! Это значит, что когда мы ставим цели в каждом из проектов, мы должны быть уверены, что они не исключают друг друга. Например, заниматься обучением детей и сделать офисную карьеру или заниматься тем, чем хочется, и заработать N миллионов одновременно, скорее всего, не представляется возможным (бывают исключения, но это исключения). Стало быть, нужно либо эти цели рассредоточить во времени, либо понять, что для вас в данный момент приоритетнее, и какую цену мы готовы платить. Отсюда правило – все цели и задачи должны быть соотнесены с временным диапазоном и, напомню, измеримы.

МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. АЛГОРИТМ.

Сведем вышеизложенную информацию в четкий алгоритм и последовательность действий для планирования и принятия решений на каждом шаге. Итак, по каждому из трех обозначенных выше проектов мы имеем совокупность целей, ограничивающих условий и задач.

Важно: на этапе Планирования необходимо согласовать цели и задачи, иначе риск их недостижения и невыполнения будет велик.

Каждая цель и задача должны быть охарактеризованы критериями достижения (когда можно считать, что цель достигнута или задача решена), финансовым (количество денег необходимое для реализации) и временным (желаемое время достижения цели) параметрами.

Важно: чем более детально вы охарактеризуете свои цели и задачи, тем более определенно вы поймете, к чему хотите идти и за что бороться.

Но ведь хочется всего и сразу. Поэтому в этом моменте планирования прибегаем к инструменту принятия решений, для того чтобы распределить цели и задачи во времени с точки зрения их значимости для нас. Метод принятия решений, который я предлагаю, позволяет учесть наше мнение и получить объективный результат, сгладив элемент субъективности. Этот замечательный подход часто применяется в науке, но, к сожалению, редко используется в жизненных ситуациях. Предлагаемый способ является достаточно универсальным при принятии различных решений – от покупки машины и недвижимости и выбора работы до принятия решения о замужестве. Одна моя знакомая очень удачно применила его, принимая решение, за кого из двух претендентов выйти замуж.

Что я имею в виду. Когда вы выбираете между разными вариантами, очень большое влияние имеет наше текущее состояние и настроение «хочу-не хочу», «нравится-не нравится». Используя инструмент принятия решений, вы выбираете между вариантами не напрямую, а косвенно, через систему критериев, и в итоге выбираете то, что для вас действительно важно и имеет значение.

Для этого нам нужно применить наши ограничивающие условия – что для нас имеет значение, что для нас важно, например:

• Свободное время

• Самореализация

• Деньги и др.

Далее сравниваем эти позиции между собой, что для нас более значимо, а что менее. В итоге получаем перечень критериев, расположенных в соответствии с их значимостью для нас. После этого оцениваем каждую цель с точки зрения критериев, присваивая балльные или абсолютные значения. Например, цель «Приобрести дом у воды к 2015 году» с точки зрения критерия «Деньги» может иметь значение 15 млн. В итоге получим ценностную иерархию целей. Возможно, вы посчитаете, что это лишний шаг, вы и так сами все знаете. Но цели, которые вы ставите, могут быть различными: от глобальных до покупки последней модели пылесоса, который просто необходим для вашего комфорта.

Итак, мы получили перечень целей и задач с основными характеристиками и поняли, что для нас более значимо, а что менее. Следующим шагом необходимо оценить возможности и реализуемость наших стремлений. Для этого переносим наши желания в финансовую плоскость, используя метод движения личных средств. И вот теперь может оказаться так, что в один и тот же период времени попали несколько задач, связанных, например, с покупкой пылесоса, уроками гольфа или курсами итальянского для ребенка, а сальдо покрытия кричит, что у вас минус в этом период!!! Рекомендую обратиться к результатам предыдущего шага и понять, что же вы можете сдвинуть и как это повлияет на другие цели. Таким образом, шаг за шагом получаем целостную взаимосвязанную систему целей и задач.

В итоге мы имеем комплекс своих проектов с набором целей и планов их реализации. Реализуем, мониторим и корректируем с учетом реалий. Безусловно, можно держать всю эту систему в голове или на бумаге, но, на мой взгляд, современные методы могут значительно помочь и упростить процесс (можно применить инструменты, предлагаемые на сайте www.planiteasy.ru).

Мы на пути реализации своих желаний.

СИСТЕМА… ОБЩЕСТВО… ОКРУЖЕНИЕ… (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Мы так тесно связаны с тем, что нас окружает, и оставляем себе все меньше места по собственной воле, теряя себя, забывая, что хотим, о чем думаем. Выдаем мысль, которую где-то слышали, за свою и делаем это все чаще и чаще… Школа, офис, тусовки – как можно прожить без этого? Зачем это нужно? Никто не может объяснить зачем, просто это атрибуты, которые привычны большинству, нашим родителям, знакомым. Нам так сложно объективно мыслить, отрываясь от стереотипов, подумать самим. Ребенок должен ходить в школу не потому, что мы считаем это необходимым, а потому что «все» вокруг ходят, нас не поймут, нам придется объяснять, почему мы не такие, как остальные. Ты не работаешь??? О, ужас! Как ты живешь… Не общаешься??? А что, основное общение у нас происходит в созданных системой заведениях? Но там происходит не общение, а прикрепление к системе, чтобы ты даже не думал выйти из нее и начать мыслить самостоятельно. Опять же, не нужна и другая крайность – «я не такой как вы и буду делать все наоборот», нет! Надо думать и размышлять, мы субъекты, мы индивидуумы, мы личности. Так давайте уважать себя и ценить свое мнение, не меняя его при первой же сложности или замечании со стороны. Мы выбираем свой путь, мы идем. Мы не боимся быть другими.

ВОЗМОЖНО, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПРОЕКТ В ЖИЗНИ…

Нет, это не проект «Эго», это проект «Личная жизнь/Семья». Все-таки человек не волк, и тот, кто способен прожить жизнь в одиночестве – скорее, исключение. Причина, возможно, лежит изначально в социальном окружении, а может, просто мы не созданы быть одни… Пока не об этом.

Многие сомневаются, можно ли спланировать карьеру, ведь существует слишком много сторонних факторов и зависимостей: от людей, от их настроения, от их родственных и не очень связей – так что и говорить о личном… Но, как ни странно, опыт показывает обратное. К примеру, мой друг спроектировал свою семью, подруга выбрала мужа, используя математический алгоритм, – и это счастливые семьи.

Конечно, в этом проекте влияние эмоций и чувств сильно как ни в каком другом, но давайте стремиться, чтобы они не были против нас. Подход один: надо знать, что мы хотим и к чему идем. Да-да, опять те же цели, условия и задачи. Например, как цель – семья, в которой муж будет отвечать за доход и внешнюю защиту, а жена за детей, комфорт и уют. Нужно, чтобы все было конкретно и определенно. Считаете, это помешает чувственно-эмоциональному началу? Нет, напротив, благодаря такому подходу текущие дела не будут мешать и отвлекать, потому что каждый из «участников проекта» знает, за что отвечает он и спокоен за сферу ответственности другого, все открыто и без игр. А что может быть важнее! То же касается и отношений между мужчиной и женщиной, не связанных семейными узами.

Определенность и открытость порождают новые возможности. Не надо тратить время и силы на игры разума, можно проводить время гораздо приятнее – и пусть эта область нашей жизни будет нашим миром, где можно расслабиться и насладиться обществом друг друга, а не очередной работой, где нужно убеждать, спорить и доказывать.

Искатель:

– Уважаемый Автор! Разве есть смысл разделять подход в отношениях … Какая разница: родители, мужчина, женщина, дети, или просто человек … Разве не должен быть один подход к общению, хоть и разное отношение к ним?

Автор:

– Считаю, что подход не может быть один. Мы можем быть открыты только в кругу близких людей, да и то, если нам удастся такой круг создать. Вне его, во внешней среде, это битва и борьба, откроешься –и можно проиграть. Поэтому и считаю, что как раз область личного – это, вероятно, самый главный проект в нашей жизни, требующий пристального внимания, потому что это единственная возможность для нас быть самими собой.

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ

Мой знакомый – обычный человек, в котором многие, возможно, узнают себя или своих знакомых. Семья, двое детей. Как раз не так давно он потерял работу, а в наше время это не очень позитивное происшествие с учетом состояния рынка труда. Но после довольно длительного поиска удалось устроиться на новое место, правда, то ли из-за перерыва, то ли из-за размышлений в свободное время, но работа стала в тягость. К тому же, возвращаясь, он не находил поддержки семьи, несмотря на то, что жена занималась домом и детьми. Но как раз этот груз она умело переносила на его плечи, как только он появлялся дома… Неумение выстроить свой собственный мир и отношения с близкими приводит к тому, что мы загоняем сами себя в ловушку, не находя нигде возможности расслабиться и в чем-то побыть слабым, почувствовать себя нужным, ощутить понимание и уважение. И эта ситуация опасна… Мы и так не очень уверены в себе, а когда еще и все вокруг, не поддерживая, еще и разубеждают нас в наших способностях и возможностях… Нужно создавать свой мир, это тоже работа, но более серьезная и значимая, чем та, на которую мы тратим 70% своего времени.

И СОВСЕМ «НЕМНОГО» О СЕБЕ… ПРОЕКТ «ЭГО»

Очень часто можно слышать, что все люди эгоисты, думают только о себе и так далее. А на деле… да, не спорю, мы действительно эгоисты, но не пользуемся этим! Мы как будто играем в эгоистов, мы играем в жизнь. Мы не верим в себя. И мы не думаем о себе.

Итак, проект «Эго» – давайте подумаем о себе, вспомним себя. Помните, в детстве вы мечтали вырезать лобзиком, заниматься боксом или танцевать… По каким-то причинам (либо родители не разделяли наших страстей, либо просто не было возможностей) мы не реализовали свои склонности. Но и по прошествии времени, когда мы стали взрослыми и принимаем решения самостоятельно (?), мы редко воплощаем в жизнь свои истинные желания и мечты, мы редко даже задумываемся, а что же нам хочется. Здесь опять же наши истинные желания подменяются видениями общества: машины, квартиры и т.д.

Спросим себя еще раз: чего хочется нам? Давайте подумаем, что мы хотим, давайте управлять своей жизнью и находить время наслаждаться ею. Рисовать, танцевать, петь… пусть даже не очень получается, какая разница, нам нравится это делать и нет дела до мнения окружающих. Давайте делать, ведь лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал. И когда будете формировать цели и задачи, не забудьте о тех мелочах, которые не так много стоят, но действительно радуют.

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ

Этот тип вы, скорее, назвали бы успешным. Дом за городом, квартира в центре Москвы, красавица жена, понимающая и без вопросов отпускающая на пати с друзьями, работа, нормальная работа, тоже приносящая доход выше среднего и которая вроде бы даже нравится… Что не так? Красивая картина. Приятно любоваться со стороны, но когда ты внутри ее… это оковы. И он позабыл, чего же сам хотел, к чему стремился, что желает сейчас, он перестал думать об этом, стал частью чего-то, не индивидуальностью, не личностью. Его глаза не горят… Есть обратный пример: в погоне за сохранением себя и страхом потерять себя в эмоциях, чувствах и привязанности другой мой знакомый до сих пор один. Хотя очень нуждается в тепле и заботе.

Тоже успешный, но одинокий человек и короткие знакомства не восполняют потребность в общении и в близости, просто иногда нужно поделиться радостью или грустью с другим человеком и тяжело, когда нет никого рядом. Но создавая что-то новое, не надо забывать и терять себя. Мы личности, со своими желаниями, непохожими на другие. Давайте мечтать и реализовывать свои мечты. Ведь это делает нас счастливыми и возникает желание подарить счастье тем, кто рядом.

НА ПУТИ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕЧТЫ…

Жизнь прекрасна… это аксиома =) и нет необходимости доказывать ее каждый день, в это надо поверить и почувствовать, и этим чувством надо дорожить. Подход, который был предложен в этой книге, поможет планировать и управлять жизненными проектами и ценить время. Выделить, что значимо и важно, и не расходовать силы и эмоции на «пустое». Заниматься тем, что действительно нравится и ясно видеть свои цели. Создать свой мир, в котором тепло, есть поддержка и уважение друг к другу. Не бояться мечтать и чувствовать. Оставаться собой и идти своим путем, даже если это необычно, не опасаясь быть другими.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

5 простых правил проектирования жизни

17 Январь 2013 ⋅ Зоя ⋅ Банк идей ⋅ Просмотров: 3733 ⋅

Чем мне нравятся выражения «дизайнер жизни» или «архитектор жизни», так это тем, что они ясно дают понять: контроль над собственной жизнью находится в руках самого человека, он ее творец. Если здание, в котором вы жили, перестает удовлетворять вашим потребностям, его можно отремонтировать, перестроить, отреставрировать и только в самом крайнем случае оно подлежит сносу. Если это здание – ваша жизнь, легко поддаться иллюзии, что строить лучше на пустом месте, уничтожив старое и возведя новое. Я предлагаю отказаться от иллюзорных и крайних мер и опробовать меры реальные – правила проектирования, которые вы можете применять в своей жизни, постепенно изменяя ее и приводя «здание» в такой вид, чтобы вам в нем было комфортно и хорошо.

  1. Ваша жизнь должна быть отражением ваших сильных сторон. Мы часто тратим время, развивая те области, в которых мы не сильны – с одной стороны, это хорошо, с другой – со зданием нашей жизни ничего хорошего при таком подходе не происходит. Развивайте и используйте свои сильные стороны, выдвигайте их на первый план, потому что достоинства и особенности вашего характера создают фундамент вашей жизни.
  2. Ваша жизнь должна быть последовательной. Перескакивать с фундамента на крышу до появления стен – не логично и не эффективно. В ваших действиях должна быть логика, в проектировании жизни она такова: действуйте так, как вы чувствуете. Если идти вразрез со своим внутренним миром, возникает диссонанс и здание перекашивается.
  3. Проект вашей жизни должен быть придуман и воплощен на основании ваших желаний и целей, а не чьих-то других. Можно выстроить жизнь по-маминому вкусу или так, чтобы было удобно мужу/жене, но тогда вам внутри собственной жизни будет дискомфортно и невыносимо. Зачем?
  4. Ваша жизнь должна быть легко управляема. Избавьтесь от искусственных сложностей, надуманных лишних этажей и мнимых проблем. Они создают «добавочную стоимость» в глазах окружающих (чем больше дел ворочаю, тем я круче и успешнее), но снижают эффективность и качество вашей жизни. «Легко» — не синоним к слову «бедно», это синоним к слову «счастливо».
  5. Жизнь должна иметь высокую скорость загрузки, подобно веб-странице в минималистичном дизайне. Лишний блеск, мишуру и лепнину, если они не приносят пользы, а замедляют движение, необходимо отправить в мусор.

improve-me.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *