Роль информации
Информатизация и компьютеризация образования
Многие педагоги до сих пор путают информатизацию и компьютеризацию образования. В этой статье я собираюсь раскрыть суть понятий, отделить одно от другого дабы избавить читателя от трудностей с определением понятий, хотя и не буду глубоко рассматривать все проблемы информатизации образования, а некоторые вообще не обозначу.
Начнем с определения, которое все мы знаем по законодательным и иным официальным документам.
Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов

Информатизация образования есть по сути приложение общей социальной информатизации к процессу образования. Вот как определяют суть информатизации на сайте Национального фонда подготовки кадров: «создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе школы».
Нельзя не согласиться с выводами 6-ой школы города Новгорода (http://sch6-nov.narod.ru/Informatiz.htm)
«Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс,
который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными
учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени
необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону
использования технических средств. Техническое обеспечение,
безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса
информатизации.
Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства.»
Действительно, информатизацию нельзя рассматривать в отдельности от информационного субъекта. В любом более-менее направленном процессе информационного обмена должен существовать и существует объект и субъект, сама информация в виде некоторых данных (информация свойство личности, не может быть передана ни одному материальному, но бездуховному носителю), канал связи и т. д.
Компьютер и Интернет в данном аспекте может выступать в качестве
основного носителя и канала передачи информации, кроме того,
компьютер и соответствующее программное обеспечение способно помочь
в процессе перевода информации в приемлемого качества данные
(способны «оцифровать» информацию), а затем воспроизвести ее на
стороне информационного объекта.
Конечно, не факт, что можно признать состоятельным информационный подход к гуманитарным наукам (хотя существует немало диссертаций, в том числе и по философии, где рассматривается информационный подход в качестве основного в понимании Универсума), но мы как практики можем себе позволить забыть на время об этой несуразице в понятиях и попробовать использовать эту модель.
Итак, компьютер — это одно из средств информатизации, то есть с помощью компьютера и Интернет мы можем удовлетворить информационные потребности у учащихся, их родителей и педагогов. Правда, для этого придется создавать единое информационное пространство, например, посредством сайта. (Но об этом уже и говорить — оскомину набить.)
Но
все ли информационные потребности мы удовлетворим? Полностью ли
школа удовлетворяет потребности учеников в знании? По моему
скромному мнению, если бы это было так, то школьник не стал бы
смотреть телевизор, слушать радио и другими способами «приобщаться к
культуре» (суть образовательного процесса). Действительно, школа не
удовлетворяет на сегодня потребностей школьника в
духовно-эстетическом плане (общении, творчестве). Конечно, у
неоднократно упоминавшегося здесь Сухомлинского В.А. школа была
центром воспитательной работы, но все-таки в первую очередь школа —
это учебное заведение, где получают знания (только недавно стали
говорить о школе как о «доме воспитания», но пока непонятно во что
это выльется и чем закончится, на практике пока вроде бы все
наоборот). Потребности души школьник удовлетворяет как умеет и где
умеет (одни — во Дворцах творчества, другие — в наркопритонах).
Должна ли информатизация образования обращаться к духовному? Думаю, что да, ведь информатизация должна удовлетворить всю информационную потребность воспитанника. Возможно, этот факт даже способен оправдать экспансию религии в школы.
Остается за пределами внимания еще один немаловажный аспект —
реализация прав граждан.
Осталось сказать о работе с информационными ресурсами, на основе которых и будет проходить весь процесс информатизации. Информационные ресурсы, их качество и точность, доступность реализации управления доступом — вот то, что обуславливает динамику процесса информатизации образования, о чем так много написано в тезисах любой (а не только этой) конференции. Это и сайты, и медиатеки, и социальные педагогические сети, и т. д.
Таким образом,
· как
непреложный минимум включает в себя процесс создания и накопления
образовательных информационных
ресурсов для педагогов, учеников, родителей,
· обуславливается качеством реализации единого образовательного пространства школы,
· использует компьютер как основной инструмент сбора, хранения, обработки информации,
· использует в качестве канала связи Интернет,
· реализует
гуманистическую парадигму образования.
Другими словами, информатизация образования не может ограничиваться компьютеризацией, хотя на данном этапе развития техники включает ее в себя в качестве основного элемента, ведь информатизация (в отличие от компьютеризации) явление гуманитарное, что обуславливает наличие эстетических и этических, моральных аспектов процесса.
3.Какую роль играет информация в жизни человека?
3.Какую роль играет информация в жизни человека?
|
Анализ роли информационных и телекоммуникационных технологий в человеческом развитии: анализ панельных данных
Аббас С.З., Кусар А., Раззак С., Саид А., Алам М., Махмуд А. (2018) Управление энергопотреблением в Южной Азии. Энергетическая стратегия, ред. 21:25–34. https://doi.org/10.1016/j.esr.2018.04.004
Артикул Google ученый
Альбиман М.М., Сулонг З. (2017) Линейное и нелинейное воздействие ИКТ на экономический рост групп с разбивкой по доходам в регионе АЮС. Политика в области телекоммуникаций 41: 555–572. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2017.07.007
Артикул Google ученый
Asongu SA (2018) Пороговые значения выбросов CO2 для инклюзивного человеческого развития в странах Африки к югу от Сахары. Environ Sci Pollut Res 25(26):26005–26019
Статья КАС Google ученый
Асонгу С.А., Ле Ру С. (2017) Совершенствование ИКТ для инклюзивного человеческого развития в странах Африки к югу от Сахары. Technol Forecast Soc Change 118:44–54. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.01.026
Артикул Google ученый
Асонгу С., Нвачукву Дж. (2017) Не все то золото, что блестит: ИКТ и инклюзивное человеческое развитие в странах Африки к югу от Сахары. Int J Happiness и Dev 3: 303–322. https://doi.org/10.2139/ssrn. 2889201
Артикул Google ученый
Асонгу С.А., Нвачукву Дж.К. (2018) Пороговые значения качества образования при распространении знаний с помощью мобильных телефонов для инклюзивного человеческого развития в странах Африки к югу от Сахары. Technol Прогноз изменения Soc 129: 164–172. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2018.01.004
Артикул Google ученый
Асонгу С.А., Ле Ру С., Биекпе Н. (2017) Деградация окружающей среды, ИКТ и инклюзивное развитие в странах Африки к югу от Сахары. Энергетическая политика 111:353–361. https://doi.org/10.1016/j.enpol.2017.09.049
Артикул Google ученый
Baloch MA, Danish, Meng F (2019) Моделирование нелинейной зависимости между финансовым развитием и потреблением энергии: статистический опыт стран ОЭСР. Environ Sci Pollut Res. https://doi.org/10.1007/s11356-019-04317-9
Банколе Ф.О., Мимби Л. (2017) Инфраструктура ИКТ и ее влияние на национальное развитие: направление исследований для Африки. Африканская система J Inf 9: 77–357. https://doi.org/10.1016/0014-2921(91)
-7Артикул Google ученый
Биггери М., Мауро В. (2018) На пути к более «устойчивому» индексу человеческого развития: интеграция окружающей среды и свободы. Экол Индик 91: 220–231. https://doi.org/10.1016/j.ecolind.2018.03.045
Артикул Google ученый
Буччи А., Эрайдин Л., Мюллер М. (2018) Эффекты разбавления, рост населения и экономический рост в условиях накопления человеческого капитала и эндогенных технологических изменений. Дж Макроэкон. https://doi.org/10.1016/j.jmacro.2018.08.003
Chung H (2018) Технологические изменения и рост производительности, связанные с инвестициями в ИКТ, в Корее: сравнение 1996–2005 и 2006–2015 годов. Политика в области телекоммуникаций 42:78–90. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2017.08.005
Артикул Google ученый
Датчанин, Ван З. (2018) Динамическая взаимосвязь между туризмом, экономическим ростом и качеством окружающей среды. J Sustain Tour 26 (11): 1928–1943. https://doi.org/10.1080/09669582.2018.1526293
Даниш, Хан Н., Белох М.А., Сауд С., Фатима Т. (2018a) Влияние ИКТ на выбросы CO2 в странах с развивающейся экономикой: имеет ли значение уровень дохода? Environ Sci Pollut Res 25(23):22850–22860
District SS, Nardo M, Saisana M, et al (2014) Измерение ИЧР – старое, новое и элегантное: значение для многомерного развития и социальной инклюзивности. Int J Environ Sustain Dev 12: 1–5. Дои: https://doi.org/10.1007/s13398-014-0173-7.2
Дону-Адонсу Ф. (2018) Технологии, образование и экономический рост в странах Африки к югу от Сахары. Телекоммуникационная политика. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2018.08.005
Дрисколл Дж. К., Краай А. С. (1998) Непротиворечивая оценка ковариационной матрицы с пространственно зависимыми панельными данными. Rev Econ Stat 80: 549–560. https://doi.org/10.1162/003465398557825
Артикул Google ученый
Edquist H, Henrekson M (2017) По-разному ли влияют НИОКР и ИКТ на общий рост факторной производительности? Политика в области телекоммуникаций 41:106–119. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2016.11.010
Артикул Google ученый
Frey WJ (2016) Технологии и человеческое развитие. Дж. Хум Дев Капаб 17: 141–143. https://doi.org/10.1080/19452829.2016.1140936
Артикул Google ученый
Хафнер К. А., Майер-Фоулкс Д. (2013) Рождаемость, экономический рост и развитие человеческого потенциала как причинные детерминанты развитого образа жизни. Дж Макроэкон 38: 107–120. https://doi.org/10.1016/j.jmacro.2013.04.001
Артикул Google ученый
Хеберле Дж., Саттархофф К. (2017) Быстрый алгоритм вычисления оценок ковариационной матрицы HAC. Эконометрика 5:9. https://doi.org/10.3390/эконометрика5010009
Артикул Google ученый
Heeks R (2015) В поисках новой связи между ИКТ и человеческим развитием. Inf Technol Int Dev 12:51–54
Google ученый
Hong JP, Byun JE, Kim PR (2016) Структурные изменения и факторы роста индустрии ИКТ в Корее: 1995-2009 гг. Политика в области телекоммуникаций 40:502–513. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2015.08.001
Артикул Google ученый
Хоу Дж. , Пол П., Чжан Дж. и др. (2015) Динамика индекса человеческого развития. Soc Sci J 52: 331–347. https://doi.org/10.1016/j.soscij.2014.07.003
Артикул Google ученый
Хван В., Шин Дж. (2017a) Технологические изменения и экономический рост в Корее, связанные с ИКТ. Политика в области телекоммуникаций 41: 282–294. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2016.12.006
Артикул Google ученый
Хван В.С., Шин Дж. (2017b) Технологические изменения и экономический рост в Корее, связанные с ИКТ. Политика в области телекоммуникаций 41: 282–294. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2016.12.006
Артикул Google ученый
Иоаннидес Ю.М., Оверман Х.Г., Росси-Хансберг Э., Шмидхайни К. (2008) Влияние информационных и коммуникационных технологий на городскую структуру. Экономическая политика 23: 201–242. https://doi.org/10.1111/j.1468-0327.2008.00200.x
Артикул Google ученый
МСЭ (2015 г.) Глобальные профили кибербезопасности и киберблагополучия. http://handle.itu.int/11.1002/pub/80c63097-en
Jin S, Moon C (2015) Являются ли ИКТ новой важной составляющей национального экономического роста в информационном обществе? Gov Inf Q 32: 253–260. https://doi.org/10.1016/j.giq.2015.04.007
Артикул Google ученый
Йоргенсон Д.В., Ву К.М. (2016) Влияние инвестиций в ИКТ на мировой экономический рост. Политика в области телекоммуникаций 40:381–382. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2016.02.006
Артикул Google ученый
Jung HJ, Na KY, Yoon CH (2013) Роль ИКТ в экономическом росте Кореи: изменения производительности в различных отраслях с 1990-х годов. Политика в области телекоммуникаций 37: 292–310. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2012.06.006
Артикул Google ученый
Хан Н.Х., Джу Й., Хассан С.Т. (2018) Моделирование влияния экономического роста и терроризма на индекс человеческого развития: сбор данных из Пакистана. Environ Sci Pollut Res 25:34661–34673
Статья Google ученый
Ходабахши А. (2011) Взаимосвязь между индексами ВВП и человеческого развития в Индии. Int J Trade, Econ Financ 2: 251–253. https://doi.org/10.7763/IJTEF.2011.V2.111
Артикул Google ученый
Kooshki M, Ismail R (2011) Влияние внешних факторов, связанных с инвестициями в информационные и коммуникационные технологии, на экономический рост в новых индустриальных странах. Автобус Эконом 17:1282–1292
Google ученый
Куйоро С. О., Аводеле О., Околи С.О. (2012) ИКТ: эффективный инструмент человеческого развития. Int J Humanit Soc Sci 2:157–162
Google ученый
Latif Z, Mengke Y, Danish et al (2017a) Динамика ИКТ, прямых иностранных инвестиций, глобализации и экономического роста: панельная оценка устойчива к неоднородности и межсекторальной зависимости. Телемат Информатика 35:318–328. https://doi.org/10.1016/j.tele.2017.12.006
Артикул Google ученый
Латиф З., Синь В., Хан Д. и др. (2017b) ИКТ и устойчивое развитие в странах Южной Азии. Hum Syst Manag 36: 353–362. https://doi.org/10.3233/HSM-17166
Артикул Google ученый
Lee SO, Hong A, Hwang J (2017) Распространение ИКТ как детерминанта человеческого прогресса*. Inf Technol Dev 23: 687–705. https://doi.org/10.1080/02681102. 2017.1383874
Артикул Google ученый
Лукас Р. (1990) Почему капитал не течет из богатых стран в бедные? Am Econ Откр. 80:92–96. https://doi.org/10.1162/rest.90.2.347
Артикул Google ученый
Мехта С., Калра М. (2006 г.) Информационные и коммуникационные технологии: мост к социальной справедливости и устойчивому развитию в Индии. Int Inf Libr Rev 38: 147–160. https://doi.org/10.1080/10572317.2006.10762716
Артикул Google ученый
Mikucka M, Sarracino F, Dubrow JK (2017) Когда экономический рост повышает удовлетворенность жизнью? Многоуровневый анализ роли социального доверия и неравенства доходов в 46 странах, 1981–2012. World Dev 93: 447–459. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2017.01.002
Артикул Google ученый
Миреку М. О., Мюллер В., Флеминг С. и др. (2018) Общее запоминание в когорте SCAMP: подтверждение самоотчетов об использовании мобильных телефонов в эпоху смартфонов. Окружающая среда Рез. 161: 1–8. https://doi.org/10.1016/j.envres.2017.10.034
Артикул КАС Google ученый
Мохсин М., Чжоу П., Икбал Н., Шах С.А.А. (2018) Оценка надежности поставок нефти в Южной Азии. Энергия 155: 438–447. https://doi.org/10.1016/j.energy.2018.04.116
Артикул Google ученый
Мукерджи С., Чакраборти Д. (2010) Есть ли связь между экономическим ростом и человеческим развитием? Свидетельства из индийских штатов. Документ MPRA 22997, Университетская библиотека Мюнхена, Германия
Мустафа Г., Ризов М., Кернохан Д. (2017) Рост, человеческое развитие и торговля: азиатский опыт. Экономическая модель 61: 93–101. https://doi. org/10.1016/j.econmod.2016.12.007
Артикул Google ученый
Niebel T (2018) ИКТ и экономический рост – сравнение развивающихся, развивающихся и развитых стран. World Dev 104: 197–211. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2017.11.024
Огундари К., Авокузе Т. (2018) Вклад человеческого капитала в экономический рост в странах Африки к югу от Сахары: имеет ли состояние здоровья большее значение, чем образование? Экономическая анальная политика 58: 131–140. https://doi.org/10.1016/j.eap.2018.02.001
Артикул Google ученый
Озокчу С., Оздемир О. (2017) Кривая Кузнеца экономического роста, энергетики и окружающей среды. Renew Sustain Energy Rev 72:639–647. https://doi.org/10.1016/j.rser.2017.01.059
Артикул Google ученый
Pei Y, Huang T, You J (2017) Непараметрическая модель с фиксированными эффектами для панельных данных с локально стационарными регрессорами. J Эконом. 202: 286–305. https://doi.org/10.1016/j.jeconom.2017.06.023
Артикул Google ученый
Прадхан Р.П., Арвин М.Б., Норман Н.Р. (2015) Динамика инфраструктуры информационных и коммуникационных технологий, экономический рост и финансовое развитие: данные из азиатских стран. Технол Сок 42: 135–149. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2015.04.002
Артикул Google ученый
Прадхан Р.П., Маллик Г., Багчи Т.П. (2018) Инфраструктура информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и экономический рост: причинно-следственная связь, подтвержденная панельными данными по разным странам. IIMB Manag Rev 30: 91–103. https://doi.org/10.1016/j.iimb.2018.01.001
Qiu Q, Sung J, Davis W, Tchernis R (2018) Использование анализа пространственных факторов для измерения человеческого развития. Дж. Дев Экон 132: 130–149. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2017.12.007
Артикул Google ученый
Куреши С., Наджар Л. (2017) Использование информационных и коммуникационных технологий и рост доходов: свидетельство эффекта мультипликатора в очень малых островных государствах. Inf Technol Dev 23: 212–234. https://doi.org/10.1080/02681102.2016.1173634
Артикул Google ученый
Ривера М.А. (2017) Взаимодействие человеческого развития, экономического роста и туризма в развивающейся стране: эмпирическая модель для Эквадора. Дж. Дестин Марк Манаг 6: 221–232. https://doi.org/10.1016/j.jdmm.2016.04.002
Артикул Google ученый
Ромер П. (1989) Человеческий капитал и рост: теория и факты. Natl Bur Econ Res 51. doi: https://doi. org/10.1016/0167-2231(90)
Сепердуст H (2018) Влияние информационных и коммуникационных технологий и финансового развития на экономический рост развивающихся стран ОПЕК. Kasetsart J Soc Sci: 6–11. https://doi.org/10.1016/j.kjss.2018.01.008
Солоу Р. (1965) Вклад в теорию экономического роста. J Polit Econ J Polit Econ 73:552–553
Статья Google ученый
Teixeira AAC, Queirós ASS (2016) Экономический рост, человеческий капитал и структурные изменения: анализ динамических панельных данных. Политика рез. 45: 1636–1648. https://doi.org/10.1016/j.respol.2016.04.006
Артикул Google ученый
Ву К.М. (2011) ИКТ как источник экономического роста в век информации: эмпирические данные за период 1996-2005 гг. Политика в области телекоммуникаций 35:357–372. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2011.02.008
Артикул Google ученый
Vu KM (2013) Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и экономический рост Сингапура. Inf Econ Policy 25:284–300. https://doi.org/10.1016/j.infoecopol.2013.08.002
Артикул Google ученый
Vu KM (2017) Распространение и производство ИКТ в странах АСЕАН: модели, эффективность и направления политики. Телекоммуникационная политика 41:962–977. https://doi.org/10.1016/j.telpol.2017.04.005
Артикул Google ученый
Wang Z, Danish ZB, Wang B (2018) Потребление возобновляемых источников энергии, индекс экономического роста и человеческого развития в Пакистане: данные из модели с одновременным уравнением. J Clean Prod 184: 1081–1090. https://doi. org/10.1016/j.jclepro.2018.02.260
Артикул Google ученый
Якунина Р.П., Бычков Г.А. (2015) Корреляционный анализ компонентов индекса человеческого развития по странам. Procedia Econ Financ 24: 766–771. https://doi.org/10.1016/S2212-5671(15)00692-9
Артикул Google ученый
Информационные технологии и человеческое развитие
Информационные технологии и человеческое развитие Большинство из нас знакомы с двумя наиболее важными периодами технологического развития в истории человечества: Сельскохозяйственная революция , то есть развитие сельского хозяйства и животноводство, и Промышленная революция , т. е. развитие промышленного оборудования. К ним я добавляю « механическую революцию », или изобретение использования инструментов, как предыдущий этап в ключевой исторической последовательности.
Сельскохозяйственная революция представляет собой еще один фундаментальный шаг вперед
в использовании энергии.
До сих пор ограниченные использованием энергии, производимой их собственными телами,
люди научились использовать тела растений и других животных для создания,
собирать и производить энергию для нужд человека — растения для сбора энергии
от солнца для кормления людей и животных или для варки пива;
животных для переноски грузов, транспортировки, а также для копания и пахоты и
строительство. Результатом снова стал фундаментальный сдвиг в природе человеческой жизни и
общества, в результате чего появляются города и поселки, культурные достижения, которые они поддерживают,
и, наконец, цивилизация.
Наконец, промышленная революция произошла, когда люди научились использовать
энергия неживых объектов (вода, уголь и другие углеводороды, а позже
ядерная, солнечная и ветровая энергия) с помощью машин для полезных целей.
Еще раз, воздействие было глубоким; наш образ жизни, безусловно, как
отличался от римского земледельца или монгольского всадника, каким был их
доземледельческий охотник-собиратель.
На мой взгляд, существует аналогичный и не менее важный
серия «революций» в общении человека .
Первый, который я назову Speech Revolution ,
было развитие речи и языка.
До этого знания и опыт всех существ были ограничены
тому, что они могли наблюдать сами; речь позволяла нашим предкам
делиться знаниями с теми, кто пересек их путь.
Нет ничего более важного и уникального для человека, чем речь. не в последнюю очередь потому, что разработка, обслуживание и распространение нового инструмента и
сельскохозяйственные технологии, безусловно, были бы трудными или невозможными
без разговорного общения.
Следующим важным шагом в коммуникации стала разработка Письмо .
Ранее общение было ограничено отдельными лицами, находящимися в одном месте.
во времени и пространстве и с учетом задержек, упущений и деградации
устного общения; благодаря письменности люди смогли общаться с
другие люди, далекие как во времени, так и в пространстве.
Опять же, воздействие было глубоким; цивилизация или хотя бы история,
Часто справедливо говорят, что оно началось с изобретения письменности.
Многие ученые считают, что аграрная революция и комплекс
общества, которое она создала, была необходимой предпосылкой для развития
пишу; точно так же почти немыслимо, чтобы промышленный
Революция могла произойти без распространения научных
и технические знания, обеспечиваемые письмом.
Мы находимся в разгаре очередной революции в общении,
которую мы могли бы также назвать информационной революцией . Недавние достижения, наиболее очевидные для неспециалиста, — это быстрое продвижение
в телекоммуникациях, беспроводной связи и Интернете, но позволяя
это нечто более глубокое.
До сих пор общение ограничивалось людьми; компьютерные технологии
позволил передать наши идеи и команды машинам .
Из программного обеспечения, которое управляет нашими ПК и другим электронным оборудованием
(и действительно, большая часть нашей техники сегодня) к роботам к автопилотам
которые теперь могут летать на наших самолетах, информационные технологии позволяют нашим идеям
и команды, которые должны быть реализованы в наших артефактах и с их помощью.
Пока мы находимся на начальных этапах этой революции и не можем в полной мере
понять последствия, конечно, они будут по крайней мере столь же глубокими
как те, которые были произведены предыдущими революциями как в использовании энергии, так и в
коммуникация.
Таким образом, развитие информационных технологий, на мой взгляд,
следующий великий проект человечества, и это происходит сейчас.