Значение речи в жизни человека | Статья по логопедии:
«Если человек не может грамотно, правильно
изложить свои мысли, значит, он и мыслит так же
бессмысленно, хаотично».
А. С. Яковлев.
Значение речи в жизни человека
Способность человека говорить является одной из ярких его особенностей. Чем богаче и правильней его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в получении информации, в оперировании ею, полноценнее будут его взаимоотношения с окружающим миром. Этим объясняется большое внимание, которое уделяется проблеме речи в общей, специальной психологии и педагогике.
Речь играет исключительную роль в жизни человека. Она служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться знаниями, опытом, согласовывать действия. В этом заключается коммуникативная функция речи, которая лежит в основе всего вербального развития ребенка. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. Слово, таким образом, как психологическая единица речи, с одной стороны, служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции. С другой стороны, необходимым условием развития речи ребенка является накопление представлений, понятий, знаний об окружающем мире, которые становятся содержанием для высказываний, суждений, умозаключений.
Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.
Вместе с тем речь является и средством регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет она и в формировании, протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих « ошибок», легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций.
Но кроме всего этого, речь является средством обучения. Вне речи сам процесс обучения становится невозможным, так как содержание его в конечном счете сводится к формированию у ребенка ясных и осмысленных понятий о предметах и явлениях окружающего мира, а они всегда выражаются в словах.
Речь представляет собой сложную, специфически организованную форму сознательной деятельности человека. Но, как правило, нормально развивающийся ребенок овладевает речью без специального обучения, в процессе живого общения с окружающими его людьми. К концу дошкольного периода он обычно полностью осваивает фонетику родного языка; их активный словарь достигает иногда до 5 тыс. слов; в основном завершено и практическое овладение грамматикой устной речи. Ребенок приходит в школу, как утверждает В.Г Петрова, с развитой разговорно-бытовой речью, легко общается с окружающими, свободно принимает участие в беседах на доступные ему темы, может рассказать о событиях, которые ему пришлось пережить, без труда выполняет несложные поручения и т.д. Таким образом, можно считать, что устная речь нормально развивающегося ребенка, приходящего в школу, в основном сформирована, хотя у нее есть свои своеобразные черты, которые отличают ее от речи взрослого.
Совсем иначе обстоит дело, когда имеются те или иные нарушения речевого развития ребенка. Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении человека. Л. Г. Парамонова указывает, что важнейшая роль речи в процессе обучения и в развитии человеческой личности становится особенно ясной, когда встречаются случаи тяжелой речевой патологии. Именно здесь наиболее отчетливо проявляется связь между развитием речи у ребенка и развитием его мышления. И связь эта настолько велика, что детей с резко выраженной задержкой речевого развития нередко относят к умственно отсталым, хотя у них интеллект первично сохранен. При этом необходимо помнить, что недостатки речи оказывают отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка. У него может возникнуть речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость. Особенно резко обнаруживается неуверенность в своих силах и знаниях. Это понижает интерес к окружающему, подавляет любознательность.
Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. В связи с этим становится понятным, какую огромную роль призваны выполнять специальные детские сады для детей с нарушениями речи.
Литература :
- Р. С. Немов «Психология». «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М. 1991.
- Л.Г.Парамонова « Говори и пиши правильно». «Дельта». 1996
- В.Г. Петрова «Развитие речи у уч-ся вспомогательной школы». М. 1977.
Сочинение на тему речь | Сочинение и анализ произведений, биографии, образ героев
Один античный философ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». На первый взгляд эта фраза кажется несколько абсурдной, но в ней есть глубокая истина. Ведь действительно, когда мы впервые слышим человека или знакомимся с кем-то, мы делаем о нем первые выводы не только из одежды или поведения, но и со слов.
Речь, я считаю, является одним из показателей воспитания. Воспитанный человек употребляет слова вежливости, пытается не грубить, не кричать, не говорить быстро или неуверенно, он старается смотреть в глаза собеседнику. Умного человека можно обнаружить тоже по его речи: его предложение чистые, грамотно построенные.
А может быть наоборот: речь человека переполнено простроченными, ненормативной лексикой, он постоянно кричит и перебивает других. Что можно подумать о таком человеке? Очевидно, что об особом воспитании речи здесь не идет.
Речь – это не только слова, которые мы говорим. Это также и то, каким тоном мы говорим, какую интонацию используем, умеем сориентироваться в ситуации общения. Когда мы общаемся с друзьями, мы подбираем одни слова. Мы можем громко смеяться, шутить, использовать сленговые слова. Совсем иная ситуация при разговоре с учителями: здесь уже не пошутишь как с товарищем, и сленговое словцо не вставишь в свое предложение. Тон должен быть уважительным, а интонация взвешенной.
Речь играет важную роль в жизни людей. В первую очередь – это средство общения, а общение – это то, без чего человек не может существовать. Ведь он постоянно требует обмена информацией. Большее значение здесь имеет не столько информация, сколько необходимость человека быть услышанным. Люди имеют потребность излагать другим свои чувства, мысли, переживания, искать поддержки и советы. Если человек постоянно держит все в себе, такой человек (сочинение) начинает плохо себя чувствовать, у него зарождаются комплексы, неуверенность, замкнутость. Не зря говорят, что когда выговоришься – становится легче. Следовательно, важным в речи и общении является не только умение говорить и делиться информацией, но и умение слушать.
Умение слушать – одно из культурного вещания. Воспитанные люди не перебивают друг друга, не комментируют и не исправляют, а дослушивают до конца, а тогда уж высказывают свое мнение. Нельзя критиковать других людей, осуждать их. Для того чтобы убедить в чем-то человека не надо на него кричать – это ничего не даст. А вот взвешенная аргументация, убедительные доказательства — сильнее любого крика и истерики.
Речь – это искусство. И это не громкие слова. Каждое наше слово, каждое наше предложение – произведение, ведь требует определенных затрат, энергии. И каждое слово имеет в этом мире свое влияние. Словом можно обидеть, вдохновить, убить надежду или внушить любовь. Оно имеет невероятную энергетику и силу. Поэтому речь можно справедливо считать даром, который дается человеку при рождении и развивается в течение своей жизни. Будет ли это вещание низким, некрасивым, грубым, станет ли оно высоким, прекрасным и чистым – зависит от человека, от его стремлений, от того, какой образ жизни она ведет, что на него влияет и что его сопровождает на жизненном пути.
Gale Apps — Технические трудности
Приложение, к которому вы пытаетесь получить доступ, в настоящее время недоступно. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Повторите попытку через несколько секунд.
Если проблемы с доступом сохраняются, обратитесь за помощью в наш отдел технической поддержки по телефону 1-800-877-4253. Еще раз спасибо, что выбрали Gale, обучающую компанию Cengage.
org.springframework.remoting.RemoteAccessException: невозможно получить доступ к удаленной службе [authorizationService@theBLISAuthorizationService]; вложенным исключением является com.zeroc.Ice.UnknownException unknown = «java.lang.IndexOutOfBoundsException: индекс 0 выходит за границы для длины 0 в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBounds(Preconditions.java:64) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBoundsCheckIndex(Preconditions.java:70) в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.checkIndex(Preconditions.java:266) в java.base/java.util.Objects.checkIndex(Objects.java:359) в java.base/java.util.ArrayList.get(ArrayList.java:427) в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.populateSessionProperties(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:60) в com.
Как слова формируют людей, культура
Алекс Шашкевич
Устная речь, письмо и чтение являются неотъемлемой частью повседневной жизни, где язык является основным средством выражения и общения. Изучение того, как люди используют язык — какие слова и фразы они бессознательно выбирают и комбинируют, — может помочь нам лучше понять самих себя и почему мы ведем себя так, а не иначе.
Ученые-лингвисты стремятся определить, что является уникальным и универсальным в используемом нами языке, как он усваивается и как он меняется с течением времени. Они рассматривают язык как культурный, социальный и психологический феномен.
«Понимание того, почему и как различаются языки, говорит о разнообразии человеческих качеств», — сказал Дэн Джурафски, профессор гуманитарных наук и заведующий кафедрой лингвистики Школы гуманитарных и естественных наук Стэнфордского университета имени Джексона Эли Рейнольдса. «Обнаружение универсального в языках может помочь нам понять суть нашей человечности».
Приведенные ниже истории представляют некоторые из способов, которыми лингвисты исследовали многие аспекты языка, включая его семантику и синтаксис, фонетику и фонологию, а также его социальные, психологические и вычислительные аспекты.
концепция республиканцев и демократов мыслящих по-разному
Изображение предоставлено: Getty Images
Понимание стереотипов
Стэнфордские лингвисты и психологи изучают, как люди интерпретируют язык. Согласно исследованию, даже малейшие различия в использовании языка могут соответствовать предвзятым убеждениям говорящих.
Одно исследование показало, что относительно безобидное предложение, такое как «девочки так же хороши в математике, как и мальчики», может увековечить сексистские стереотипы. По словам исследователей, из-за грамматической структуры утверждения предполагается, что хорошие математические способности более распространены или естественны для мальчиков, чем для девочек.
Язык может играть большую роль в том, как мы и другие воспринимаем мир, и лингвисты работают над тем, чтобы выяснить, какие слова и фразы могут неосознанно влиять на нас.
Изображение предоставлено: Getty Images
Общественные науки
Алгоритмы выявляют изменения в стереотипах
Исследования в Нью-Стэнфорде показывают, что за последнее столетие языковые изменения в гендерных и этнических стереотипах коррелировали с основными социальными движениями и демографическими изменениями в данных переписи населения США.
Гуманитарные науки
Изучение того, что такое перебивание в разговоре
Кандидат в докторантуру Стэнфорда Кэтрин Хилтон обнаружила, что люди по-разному воспринимают прерывание разговора, и это восприятие различается в зависимости от собственного стиля разговора слушателя, а также пола.
Как другие языки влияют на наш собственный
Люди говорят примерно на 7000 языков по всему миру. Хотя между языками много общего, каждый из них уникален как по своей структуре, так и по тому, как он отражает культуру людей, говорящих на нем.
Джурафски сказал, что важно изучать языки, отличные от нашего, и то, как они развиваются с течением времени, потому что это может помочь ученым понять, что лежит в основе уникального способа общения людей друг с другом.
«Все эти исследования могут помочь нам понять, что значит быть человеком», — сказал Джурафски.
Крис Мэннинг: Как компьютеры учатся понимать язык
Ученый-компьютерщик обсуждает эволюцию компьютерной лингвистики и ее дальнейшее развитие.
Язык как линза в поведении
Лингвисты анализируют, как определенные речевые паттерны соответствуют определенному поведению, в том числе то, как язык может повлиять на решения людей о покупке или на использование ими социальных сетей.
Например, в одной исследовательской работе группа исследователей из Стэнфорда изучила различия в том, как республиканцы и демократы выражают себя в Интернете, чтобы лучше понять, как поляризация убеждений может происходить в социальных сетях.