Значение рисунков в психологии — символика подсознания / Psi-Technology.net
Специалисты утверждают, что те рисунки, которые мы, не задумываясь, рисуем на листе бумаги, случайно попавшем под руку, могут достаточно много рассказать о нашем характере или настроении.
Спирали, волнистые линии говорят о том, что человека не интересуют чужие проблемы. Когда такой человек вынужден заниматься делами других, он стремиться как можно быстрее их закончить. Если человек рисует спирали во время заседания или телефонного разговора ему следует помнить, что нужно себя контролировать, чтобы не обидеть своего коллегу, а то и вообще – не испортить все дело.
Сетки появляются обычно в то время, когда человек попадает в рискованное или неудобное положение. Каждая толстая линия на рисунке символизирует атаку, которую человек пытается начать. Такой человек склонен к «проглатыванию» обид, из-за чего в его душе накапливается разочарование и тогда он чувствует себя еще более несчастным. Поэтому психологи советуют таким людям иногда жаловаться кому-нибудь на свою судьбу, чтобы «разгрузится».
Гирлянды, цветы, солнце, к сожалению, не говорят о светлом восприятии мира. Скорее всего у такого человека на душе не совсем весело, он подсознательно мечтает о дружбе, нежности и чьем-то внимании. Специалисты советуют таким людям посетить хороших друзей, или хотя бы побыть в обществе приятных людей.
Человечки — как утверждают психологи — это признак непосредственности или желания увильнуть от каких-нибудь обязанностей. В большинстве случаев, человек рисует человечков тогда, когда ему нужно сказать решительное «нет», но он не в силах заставить себя произнести это слово. Поэтому «человечков» следует расценивать как предупреждение о том, что нужно быть непоколебимым и решительным.
Пчелиные соты говорят о стремлении человека к покою, порядку в жизни, гармонии. Они также могут означать подсознательное желание сотворить семейное гнездо.
Рекомендуем почитать интересные статьи о подсознаии и его секретах
Шахматные поля обычно рисуют те люди, которые оказались в очень сложном положении.
Они мечтают о ясном и надежном пути, который смог бы их вывести с трудной ситуации.Кресты на рисунках символизируют чувство вины. Подобная символика подсознания встречается довольно часто. Кресты не обязательно должны присутствовать в своем обычном виде. Женщины чаще всего их скрывают под рисунками украшений, а мужчины им придают более суровые очертания. Человека, который рисует кресты, что-нибудь волнует, возможно, он себя за что-нибудь наказывает или же ему чувство вины просто внушили.
Переплетение контуров сердец раскрывает чувства человека. Он желает расцеловать весь мир, но внешне по виду – он сама скромность. И чем те слова, которые говорит человек, будут скупее, тем беднее рисунок, поэтому не стоит сдерживать себя до такой степени. Таким людям специалисты рекомендуют выразить свои чувства.
Орнамент, который повторяет рисунок из острых углов и плавных овальных линий, говорит, что человеку нудно, возможно ему надоел телефонный разговор, возможно тема заседания, или вообще способ жизни. На подсознательном уровне такой человек ожидает изменений, мечтает о новых переживаниях, которые должны избавить его от чувства зря потраченного времени.
Рисунок со сложным переплетением линий чаще всего отражает желание человека принимать в чем-нибудь участие. Возможно, это мысль о стабильной связи, но скорее всего человек просто чувствует, что находится вне игры.
Значение рисунков в психологии трудно переоценить, поэтому не стоит относиться к ним, как к неким суевериям или предрассудкам. Рисунки отражают наше внутреннее состояние. Посредством рисунков наше подсознание говорит с нами, пытаясь предупредить об опасности или просто привлекая наше внимание к самому себе. Ведь порой мы думаем о ком угодно, но только не о себе…
05.04.2012 94852 78
Читать другие статьи
Пройти бесплатные психологические тесты
Значение проективного рисунка в психике человека.
Главная страница » Психология рисунка » Значение проективного рисунка в психике человека.
Проективный рисунок как метод самопознания.
Хотите узнать, как проективный рисунок может помочь человеку познать самого себя и заглянуть в самые потаенные уголки своего внутреннего мира?
Наша психика включает в себя две области :
- сознание
- бессознательное
Проективные рисунки позволяют раскрыть и то, и другое.
Сознание – это высший уровень развития психики человека.
Это внутренний мир его чувств, мыслей, идей; его способность рассуждать и мыслить абстрактно, и выявлять себя из окружающего мира.
Таким образом, сознание включает в себя ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.
Ощущения и восприятия помогают создать в сознании человека чувственную картину такого мира, каким он представляется ему в данный момент.
Воображение позволяет человеку строить образные модели объектов его потребностей, отсутствующих в настоящее время.
Память позволяет возобновлять в его сознании образы прошлого.
Мышление позволяет решать задачи путем использования полученных и обобщенных знаний.
На основе всех этих данных человек управляет своим поведением .
Кроме сознания, у человека есть также сфера бессознательного.
Бессознательное включает в себя явления, процессы, свойства и состояния, оказывающие влияние на поведение человека, но не осознающиеся им.
Бессознательное включает в себя :
- бессознательное мышление (психические явления, которые возникают во сне, то есть сновидения)
- бессознательные ощущения (ответные реакции, вызываемые реально воздействующими, но неощущаемыми раздражителями)
- бессознательную память – движения, которые когда-то были сознательными, но, в силу повторения, доведенные до автоматизма и поэтому ставшие неосознаваемыми
- бессознательную мотивацию – некие побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели
Изучая проективные рисунки человека, можно наблюдать взаимодействие его бессознательного с жизнью.
Очень часто наше бессознательное несовместимо с сознательными установками и намерениями. Вот почему важно его выявить. Вы можете жить «по своим законам», но в глубине души понимать, что хотели бы действовать совершенно по-другому.
Ведь душа человека – это саморегулирующаяся система . Она способна сама себя регулировать и приводить в равновесие по мере надобности. Поэтому в критических ситуациях наше бессознательное может «всплывать наружу» в виде подсказок, проявляющихся в сновидениях, проективных рисунках , «случайных» оговорках, «забывчивости». Почему два слова я выделила в кавычках? Потому что это не случайные явления. Вспомните, было ли у вас такое, когда вы забывали что-то сделать, а потом оказалось, что это было совершенно не нужно или вы подумали: «Хорошо, что я этого не сделал!», потому что это принесло бы вам отрицательный результат? Или взять те же истории с самолетами, когда самому человеку или его близкому приснилась катастрофа, и он отменил свой полет, а потом оказалось, что самолет разбился.
Посмотрите, насколько мала область сознания по сравнению с бессознательной!
В случае с проективными рисунками важно понять, какая функция выполняется рисунком по отношению к психике – компенсирующая или комплементарная . Затем важно узнать, что человек может извлечь для себя из этой информации.
Например:
1) Человек всегда сохраняет спокойствие, не выказывая никогда свой гнев. А в его сновидениях персонажи дерутся, прибегают к насилию.
Роль этих сновидений – компенсирующая .
Это значит, что данные сны компенсируют внешне пассивное сознательное поведение человека и приводят его психику в равновесие, что обеспечивает движение энергии гнева.
2) Человек постоянно присутствует на встречах, совершая перелеты в разные страны мира. В сновидениях он садится в самолет, чтобы совершить путешествие.
Это сновидение выполняет комплементарную функцию :
по содержанию оно совпадает с реальным миром этого человека.
В проективном рисунке любой символ из бессознательного в любом случае действует компенсаторно или комплементарно по отношению к сознанию в конкретный момент жизни человека.
Сознательное отношение бывает так вовлечено в какой-либо аспект жизни человека, что при этом исключает другие. И тогда компенсирующая энергия может проявиться в виде символа из области бессознательного. Этот вытесненный аспект жизни тем или иным способом старается обратить на себя внимание сознания в виде компенсирующего символа, проявляющегося в
Рассмотрим такой пример.
В проективных рисунках одного человека вытесненным аспектом жизни выступили интимные отношения (человек живет один, не может найти свою «вторую половинку»). Это проявилось в символах трубы дома, хвоста несуществующего животного. Компенсирующую роль в его проективных рисунках играет интеллект (сконцентрированы усилия на самообразовании). Символы, указывающие на это, проявились в рисунке крыши дома, головы нарисованного человечка.
Символ призван освобождать бессознательную энергию и обеспечивать возможность ее свободного перемещения на тот уровень, где происходит преобразование. Если объем такой перемещающейся психической энергии увеличивается, то человек получает возможность переносить элементы из области своего бессознательного в сознание. Тогда можно начинать с ними работать и, таким образом, решать свои проблемы . Если раньше проблема владела человеком, то теперь он ее контролирует. Она, конечно, может продолжать свое существование, но осознаваться будет уже по-другому. И действовать человек может уже неоднозначно. У него появится выбор.
Например, человек может нести груз в обеих руках, а может положить его в рюкзак за спину. Тогда обе руки его будут свободны, и он сможет их использовать в случае надобности. Человек в обоих случаях несет груз, но может делать это по-разному, и оттого результаты получаются разные.
Посредством аналитической интерпретации символов в проективных рисунках мы учимся распознавать наши отрицательные черты, слабости и страхи, а также наши сильные стороны, неиспользованные возможности и достижения. В самовыражении психики как таковой и заключается ценность проективных рисунков.
Смысл достоверной расшифровки того, что заключено в проективном рисунке, состоит не в том, чтобы предсказать будущее его автора, а больше в том, чтобы предельно четко сформулировать вопросы по поводу того, что сообщает этот рисунок.
Большую роль в познании бессознательного играют спонтанные рисунки (такие, которые человек рисует не по заданию, неосознанно).
Спонтанные рисунки содержат материал, извлеченный непосредственно из области бессознательного, который тесно соединен с комплексами данного человека.
К созданию спонтанных рисунков человека может подталкивать внутренняя потребность. Например, сидя на совещании, человек рисует что-нибудь машинально.
Когда рисунки рождаются из области бессознательного, они несут в себе огромный объем психической информации, позволяют проследить полет души и определить ее состояние на момент создания рисунка.
Любой рисунок действует на человека очищающе. И именно это очищение позволяет символу перемещать внутреннюю энергию с одного уровня на другой и тем самым инициировать процесс решения проблемы.
Рассматривать проективный рисунок непредвзято очень непросто. Тем не менее, нужно попытаться принять его и провести параллель между его содержанием и жизнью автора. Самая главная опасность в проецировании заключается в предвзятом отношении к рисунку.
Чтобы понять язык проективных рисунков , нужно исходить из таких предпосылок:
1) бессознательное существует. Это источник содержания рисунков и сновидений.
Часто возникает вопрос, откуда появилась та или иная деталь рисунка – как проявление бессознательного, или потому, что человек «не умеет» рисовать? В каждом таком случае нужно постараться увидеть его действительный смысл.
2) рисунок необходимо воспринимать как действенное средство взаимодействия с бессознательным, которое достоверно передает его содержание.
Содержание рисунка всегда имеет под собой фактическую основу.
Иногда в проективных рисунках (как и в сновидениях) можно увидеть некоторые элементы будущего (что может произойти с душой или телом, или с ними обоими). Но они являются просто ожидаемой комбинацией возможностей, а не предсказанием. Они могут действительно совпасть частично или полностью с реальным положением вещей.
На этом мы пока, пожалуй, и остановимся. Надеюсь, что этот экскурс в «дебри психологии» оказался вам полезен и интересен.
С уважением , Наталия .
Метки: интерпретация рисунков , рисуночные тесты
Тест «Злое животное».
Предыдущая запись
«Ключи» к проективным тестам.
Следующая запись
Исследователи говорят, что способность рисоватьимеет психологическую основу в восприятии и памяти
Автор: Натали Волховер Было ясно: есть люди, которые могут без особых усилий набросать подобие объекта, и люди, которые часами бьются только за то, чтобы правильно подобрать углы и пропорции (в любом случае, к этому моменту изображение уже испачкано ластиком). Что отличает ящики от ящиков?
Текущие исследования дают ответ на этот давний вопрос. Похоже, что способность к реалистичному рисованию зависит от трех факторов: от того, как человек воспринимает реальность, насколько хорошо он или она запоминает визуальную информацию от одного момента к другому и какие элементы объекта он или она выбирает для рисования.
Реклама
Если вы застряли на фигурках, хорошая новость, по мнению исследователей из Университетского колледжа Лондона, заключается в том, что люди могут улучшить все эти умственные процессы с практикой.
Во-первых, люди, которые плохо рисуют, не видят мир таким, какой он есть на самом деле. Когда мы смотрим на объект, наши зрительные системы автоматически неверно оценивают такие атрибуты, как размер, форма и цвет; исследования, проведенные за последние три года, показывают, что по крайней мере некоторые из этих неправильных представлений приводят к ошибкам в рисовании. Как это ни парадоксально, в других обстоятельствах неправильное восприятие помогает нам понять мир. Например, объекты кажутся больше, когда они находятся ближе, чем когда они находятся далеко. Тем не менее, зрительная система практикует «постоянство размера», воспринимая объект примерно одного размера, независимо от того, как далеко он находится. Зрительная система, «знающая», что удаленный объект на самом деле больше, чем кажется, посылает в мозг ложную информацию о том, что видит глазное яблоко.
Люди, у которых больше всего проблем с оценкой видимого размера, формы, цвета и яркости, также могут быть худшими в рисовании, показало недавнее исследование, проведенное Джастином Острофски и его коллегами из Бруклинского колледжа и Центра выпускников Городского университета Нью-Йорка. Те, кто хорошо рисует, лучше способны преодолевать эти зрительные ложные восприятия и воспринимать то, что на самом деле видят их собственные глазные яблоки. [Красно-зеленый и сине-желтый: потрясающие цвета, которых вы не видите]
Однако, неточное восприятие изображения — это только часть истории, говорит Ребекка Чемберлен, психолог из Университетского колледжа Лондона. Чемберлен и ее коллеги недавно провели эксперименты по изучению роли зрительной памяти в процессе рисования. Они считают, что умение рисовать отчасти является результатом способности запоминать простые отношения в объекте. например, угол между двумя линиями? с момента восприятия угла до момента его рисования. Кроме того, «рисование, по-видимому, предполагает сосредоточение внимания как на целостных пропорциональных отношениях, так и на деталях, изолированных от целого. Возможно, именно способность переключаться между этими двумя режимами видения лежит в основе успешного рисования», — сказал Чемберлен. Маленькие тайны жизни.
Реклама
Кроме того, как подробно описано в журнале «Психология эстетики, творчества и искусства» в декабре, Островский и его коллеги обнаружили убедительные доказательства того, что опытные художники лучше выбирают, какие элементы объекта необходимо включить, чтобы передать форма объекта. А раз уж художники выбрали важный элемент, то лучше сосредоточить на нем свое внимание и проигнорировать посторонние детали рядом.
Дьявол кроется в деталях, и исследователи все еще выясняют взаимодействие между всеми факторами, влияющими на точность рисования. Однако всему можно научиться. «Нет никаких сомнений в том, что практика является важным компонентом умения рисовать», — сказал Чемберлен. В то время как некоторые могут быть предрасположены к лучшей точности восприятия и зрительной памяти, чем другие, «остальные из нас используют уловки, чтобы подражать этому». [6 забавных способов улучшить память]
В ходе исследования, представленного на недавнем симпозиуме в Колумбийском университете и вскоре опубликованного издательством Columbia University Press, Чемберлен и ее коллеги обнаружили, что занятия рисованием со временем значительно улучшили способности людей, по оценке других людей, принимавших участие в исследовании.
Основываясь на своих исследованиях, психологи рекомендовали следующие приемы для улучшения навыков рисования: Сосредоточьтесь на масштабировании рисунка, чтобы он соответствовал размеру бумаги; закрепите объект в его окружении, показав, как он расположен в пространстве; ориентироваться на расстояние между элементами объекта и на их относительные размеры; и сосредоточьтесь на размере и форме «негативного пространства» или пустого пространства между частями объекта. Наконец, они рекомендуют думать о «линиях» как о том, чем они на самом деле являются — границами между светлыми и темными областями.
Как заметил Крис МакМанус, член исследовательской группы, «Есть несколько человеческих навыков, которые не совершенствуются с практикой».
Реклама
Следите за новостями Натали Волховер в Твиттере @nattyover. Следите за новостями Life’s Little Mysteries в Твиттере @llmysteries и присоединяйтесь к нам на Facebook.
- 10 Повседневные вещи, которые вызывают пукание мозга
- Слайд-шоу: Ученые анализируют рисунки художника, который любит кислоту
- Как цвета получили свое символическое значение
Copyright 2012 Lifes Little Mysteries, компания TechMediaNetwork. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, транслировать, переписывать или распространять.
Связанная
Психология творчества. Новости.Успешная регистрация!
Реальность доставлена на ваш почтовый ящик
Вводя адрес электронной почты и нажимая «Зарегистрироваться», вы разрешаете нам отправлять вам персонализированные маркетинговые сообщения о нас и наших рекламных партнерах. Вы также соглашаетесь с нашими Условиями обслуживания и Политикой конфиденциальности.
Магия развития детского рисунка
Источник: Thalia R. Goldstein
В соавторстве с доктором Джереми Сойером, постдокторантом Университета Темпл
Дети любят рисовать. В разных странах и обществах, даже если единственными доступными материалами являются палка и грязь, дети создают картины, образы и сцены, оживляя их историями и намерениями. [1] Дети, начиная с 1 года и на протяжении всего детства, часами поглощены раскрашиванием, рисованием и рисованием всевозможных реалистичных и фантастических изображений. Детские рисунки часто визуально поразительны и давно очаровывали психологов, которые видели в них ключи к личности, эмоциям и умственному развитию. [2] Рисунки — это окно в замечательное детское творчество и расцвет художественной чувствительности. Их логическое мышление и символическое представление также растут, когда дети пытаются понять, как представить мир и людей вокруг них в двух измерениях. Рисование может улучшить пространственное восприятие детей, способствовать их обучению STEM [3] и даже помочь детям регулировать эмоции во время стресса! [4] Психолог Лев Выготский писал, что рисование является частью системы символической коммуникации, которая включает в себя говорение, чтение и письмо по мере развития. [5] В самом прямом смысле детские каракули, каракули и наброски служат развивающим мостом между устной и письменной формой языка.
Но как родители и учителя могут способствовать развитию детских рисунков? Должны ли? И как будет выглядеть такая помощь? В то время как специализированные художественные классы, безусловно, обучают определенным приемам рисования, [6] как насчет повседневных занятий в раннем детстве, таких как игра с кубиками, драматическая игра и чтение сборника рассказов? Могут ли они оказать положительное влияние на детский рисунок? Чтобы выяснить это, мы провели 8-недельное вмешательство из 23 занятий с участием 91 дошкольника в рамках летней программы Head Start. Детям случайным образом назначали одно из трех вмешательств: чтение сборника рассказов, сборка кубиков или драматические притворные игры. Дети рисовали во время каждого занятия, и мы измеряли влияние этих занятий на важные аспекты детского рисунка с точки зрения художественных навыков или когнитивных способностей. Судьи оценивали детские рисунки по пяти параметрам: креативность, талант, пространственная сложность, использование цвета и человеческое содержание. В этот пост включены несколько показательных рисунков детей из исследования, опубликованного в журнале 9.0034 Эмпирические исследования в искусстве.
Наши результаты показали, что общая способность детей рисовать (сочетание всех пяти параметров рисования) улучшилась в течение 8-недельного вмешательства. Хотя изначально умелые рисовальщики улучшились больше, чем дети, которые изначально были менее умелыми, все дети добились успехов. Из трех видов деятельности чтение сборника рассказов было наиболее полезным для общего развития детей в рисовании. Работы детей в группе чтения сборников были оценены выше всего с точки зрения креативности, таланта и пространственной сложности, в то время как детские рисунки из группы сборки кубиков, в которых использовались различные цветные кубики для построения различных структур, были оценены лучше всего с точки зрения использования цвета. В то время как драматические игровые игры не помогали рисованию детей так сильно, как другие занятия, дети в этом вмешательстве были оценены наравне с другими по человеческому содержанию, что, возможно, отражает акцент на человеческих персонажах и ролевых играх, связанных с этим занятием.
Что сделало чтение сборника рассказов самым полезным занятием для детского рисования? Когда мы проанализировали видеоролики об условиях чтения сборника рассказов, мы обнаружили, что инструкторы, ведущие группу, задавали детям много вопросов об иллюстрациях книги. Читая рассказ, они ненадолго остановились, чтобы задать вопросы о цветах, пространственном расположении и элементах сюжета, изображенных на каждой картинке. Затем детям дали возможность дать краткие ответы и обсудить эти элементы. Мы считаем, что, поскольку иллюстрации так важны в детской литературе, а взрослые направляли внимание детей на детали этих иллюстраций, дети смогли еще больше развить свое представление о том, как выглядят искусные рисунки. Затем, внимательно изучив стиль и значение этих высококачественных иллюстраций, дети смогли развить творческий потенциал, сложность и реалистичность своих собственных рисунков. Другими словами, они перешли от наблюдения к созданию!
Источник: Талия Р. Гольдштейн
Поскольку рисование связано с когнитивным, эмоциональным и символическим развитием детей, а также с пространственным обучением и обучением STEM, полезно знать, какие виды деятельности — помимо формальных уроков рисования — могут способствовать его развитию. разработка. Наше исследование предполагает, что родители и учителя могут подумать о совмещении чтения сборника рассказов с рисованием. Подчеркивание цветов, форм, сюжетных элементов, общей художественности иллюстраций в детских книгах может дать детям вдохновение и идеи для обогащения собственных рисунков.