Знания это в психологии – Знание — Википедия

Знание — Психологос

Фильм «Меч в камне»

Что сильнее — волшебство, сила или знания? Волшебник Мерлин убежден, что главное — это знания.
скачать видео

​​​​​​​

Фильм «Непобедимый»

Чем сильнее знания, тем более они становятся оружием, тем более они — опасны.
скачать видео

​​​​​​​ Знание — зафиксированная и проверенная практикой информация, которая может многократно использоваться людьми для решения тех или иных задач.

Знание — это информация, которая запомнилась: то ли специально, то ли случайно.

Чем сильнее знания, тем более они становятся оружием, тем более они — опасны.

Знания отличают от умений и навыков. Например, я знаю, как научиться печатать на клавиатуре дестипальцевым методом — знаю, но печатать не умею.

Виды знаний

Поверхностные знания — знания о видимых, очевидных взаимосвязях между событиями и фактами предметной области, близкие чисто эмпирическому опыту, которые могут быть представлены в простых моделях, например, основанных на правилах типа «Если (условие), то (действие)».

Глубинные знания — знания, отражающие структуру и природу существующих отношений и процессов, протекающих в предметной области. Эти знания могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Явные знания — накопленный опыт, который может быть выделен и представлен в форме методик, инструкций, руководств, рекомендаций к действию. Явные знания являются сформулированными, зафиксированными.

Неявные знания — знания, которые трудно либо затруднительно формализовать; интуитивные знания, ощущения, впечатления, мнения. Этот вид знаний может быть легко утерян.

Скрытое знание — персональное знание, неразрывно связанное с индивидуальным опытом. Его можно передать путем прямого контакта — «с глазу на глаз», в виде рекомендаций «делай как я» или при помощи специальных процедур извлечения знаний. Скрытое знание — это знание, которое неразрывно связано с его носителем, человеком, малой группой, организацией. Скрытое знание может быть заключено в рабочих навыках, в навыках общения, в культуре организации и т.п.

Декларативные знания — термин, предложенный американским нейропсихологом Л. Сквайром в книге: Squire L.R., Memory and Brain, Oxford, 1987 и означает, что человек имеет ясный и доступный отчет о своем опыте, чувство знакомства с этим опытом.

Процедурные знания — в отличие от декларативных знаний, человек, обладающий процедурными знаниями, представляет, как нужно действовать.

Частный случай знаний — так называемые know-how.

Знание и чувство

Знание и чувство — два разных способа восприятия. Знание — образно-визуальное или понятийное восприятие, восприятие через ум (голову). Чувство — кинестетическое восприятие, восприятие через тело. См.→

www.psychologos.ru

Знание (понятие) — это… Что такое Знание (понятие)?

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Зна́ние — субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Зна́ние в широком смысле — совокупность понятий, теоретических построений и представлений.

Зна́ние в узком смысле — признак определённого объёма информации, определяющий её статус и отделяющий от всей прочей информации по критерию способности к решению поставленной задачи.

Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

Зна́ние — в теории искусственного интеллекта, базах знаний и экспертных системах — совокупность данных, фактов, сведений и правил вывода (у индивидуума, общества или у системы ИИ) о мире, включающих в себя информацию о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования этой информации для принятия решений. Правила использования включают систему причинно-следственных связей. Главное отличие знаний от данных состоит в их активности, то есть появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.

3на́ния фиксируются в знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо).

Классификация знаний

По природе

Знания могут быть

Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам. Например: высшее учебное заведение есть совокупность факультетов, а каждый факультет в свою очередь есть совокупность кафедр.

Процедурные же знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. Это алгоритмы разного рода. Например: метод мозгового штурма для поиска новых идей.

По степени научности

Знания могут быть научными и вненаучными.

Научные

знания могут быть

  • эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
  • теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.

Теоретические знания — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания обьясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Вненаучные знания могут быть:

  • паранаучными — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
  • лженаучными — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
  • квазинаучными — они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.д;
  • антинаучными — как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
  • псевдонаучными — представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
  • обыденно-практическими — доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер.
  • личностными — зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятелности.
  • «народной наукой» — особой формой вненаучного и внерационального знания, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания и выступала как этнонаука. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективности расположилась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Она также иногда проявляется в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

По местонахождению

Выделяют : личностные (неявные, скрытые) знания и формализованные (явные) знания;

Неявные знания:

Формализованные (явные) знания:

  • знания в документах,
  • знания на компакт дисках,
  • знания в персональных компьютерах,
  • знания в Интернете,
  • знания в базах данных,
  • знания в базах знаний,
  • знания в экспертных системах.

Отличительные характеристики знания

Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетье, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозика в пользу требования «прослеживания истины» и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев «через неисправность, изъян, ошибку» обладает знанием. Ричард Киркхэм делает предположение, что наши определение знания должно требовать, чтобы свидетельства верящего были таковы, чтобы они логически влекли за собой истину убеждения.

Управление знаниями (Knowledge Management)

Управление знаниями пытается понять способ, которым знание используется и распространяется в организациях и рассматривает знание как соотносящееся с самим собой и возможное к повторному использованию. Повторное использование означает, что определение знания находится в состоянии постоянного изменения. Управление знаниями трактует знание как форму информации, которая наполнена контекстом, основанном на опыте. Информация — это данные, которые существенны для наблюдателя из-за их значимости для наблюдателя. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением. Этот подход находится в согласии с данные, информацию, знание, мудрость в виде пирамиды по увеличивающейся степени полезности.

Непосредственное (интуитивное) знание является продуктом интуиции — способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина. [1][2]


Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Сложные системы искусственного интеллекта, основанные на нейросетевой технологии, а также экспертные системы, основанные на логической модели баз знаний демонстрируют поведение, которое имитирует человеческое мышление и интуицию. Обучение таких систем — эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточная осознанность его логических оснований. [3]

Логический вывод информации, конкретных и обобщенных сведений и данных производится в базах знаний и экспертных системах, использующих языки средства логического программирования на базе языка Пролог. Эти системы явно демонстрируют логический вывод новой информации, осмысленных сведений, данных, используя правила логического вывода и факты, закладываемые в базы знаний.

Обусловленное знание

Житейские знания

Житейские знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории.

Научные (теоретические) знания

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.

Эмпирические (опытные) знания

Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими.

Теоретические знания

Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.

Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими.

Термины описания теоретического знания относятся к идеализированным, абстрактным объектам. Подобные объекты невозможно подвергнуть непосредственной экспериментальной проверке.

Личностные (неявные) знания

— это то, что мы не знаем (ноу-хау, секреты мастерства, опыт, озарение, интуиция)

Формализованные (явные) знания

Основная статья: Явные знания

Формализованные знания объективизируются знаковыми средствами языка. охватывают те знания, о которых мы знаем, мы можем их записать, сообщить другим (пример: кулинарный рецепт)

Социология знания

Основные статьи: Социология знания и Социология научного знания

Производство знаний

Основная статья: Производство знаний

Для экспертных оценок процесса появления новых знаний используют объём знания, накопленного в библиотеках. Экспериментальным путём изучают способность человека извлекать информацию в процессе самообучения на нормированных по информации средах. Экспертная оценка показала скорость производства знаний в 103 бит/ (чел-год), а экспериментальные данные — 128 бит/ (чел-час). Пока не представляется возможным в полном объёме измерить темпы производства знания, поскольку нет адекватных универсальных моделей.


Производство знаний из эмпирических данных — одна из основных проблем интеллектуального анализа данных. Существуют различные подходы к решению этой проблемы, в том числе — на основе нейросетевой технологии[4]

Цитаты

«Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нём сведения.» С. Джонсон

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Хочешь быть умным? Следуй трем гносеологическим принципам
  2. Пол Кругман «Как я работаю»
  3. Доррер М. Г., Психологическая интуиция искусственных нейронных сетей, Диссертация,… 1998. Другие копии онлайн: [1], [2]
  4. Горбань П. А. Нейросетевое извлечение знаний из данных и компьютерный психоанализ

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Знание | Мир Психологии

ЗНАНИЕ

Знание (англ. knowledge)

1. Текущий результат открытого для обсуждения и критики (в рамках некоторого сообщества) изучения проблем, явлений (согласно правилам описания и нормам удовлетворительности, принятым данным сообществом) по некоторым формальным или неформальным процедурам. Существенный момент в понятии З. — это претензия на то, что оно является обобщающим выражением, отражающим деятельность ума, и притязает на объективную истину (в отличие, напр., от мнений и фантазий, к которым не предъявляются столь же жесткие правила и нормы отбора), которая подтверждается практикой.

Еще в античной философии одной из центральных была проблема отношения Знания и мнения, истины и заблуждения. Уже тогда выяснилось, что мнения и теоретические конструкты, применяемые разными натурфилософами при описании одного и того же явления, могут сильно различаться. В XIX-XX вв. была развернута программа исключения или минимизации теоретических компонент в З. — позитивизм и неопозитивизм. Одним из итогов ее развития можно считать отказ от нее и признание того, что почти все измерения или факты являются «теоретически нагруженными». З. об одном и том же явлении разных субъектов и сообществ м. б. не только различно по объему, но и плохо соизмеримо, ибо способы познания разными субъектами и сообществами могут принципиально отличаться. В науковедении популярна позиция Т. Куна, анализировавшего состояние науки (как системы рационального знания) с помощью понятия парадигмы (фиксирующего принятые сообществом правила формирования З., норм и критериев). При этом в каждый конкретный момент может существовать несколько принципиально различных парадигм, поддерживаемых разными сообществами.

Знание обычно противопоставляется незнанию как отсутствию проверенной информации о явлении (или процессе) и псевдознанию (паразнанию), способы получения которого не удовлетворяют некоторым базисным критериям З.

2. В более широком смысле знание отождествляется с более или менее адекватными результатами познавательных (когнитивных) процессов. Иногда элементарные З., обусловленные биологическими закономерностями, приписывают и животным, у которых они служат способом адаптации к меняющимся условиям. С позиций современного системного подхода, порождение и функционирование систем (в частности, человека и человеко-машинных систем), использующих З., во многом успешно описывается схемами, сходными с используемыми при описании биологических систем (схема афферентного синтеза и ее обобщения).

Процессы получения, обоснования, проверки и распространения З. изучаются логикой, методологией, теорией познания, науковедением, социологией. Знание классифицируют самым разным образом. Иногда их разделяют на эмпирические и теоретические, на явные и неявные, на декларативные, процедурные, эпистемические. М. Полани ввел понятие о личностных З. (тесно граничащих с неявными З. и умениями), трансляция которых в знаковой форме затруднена. С ним же граничит понятие непосредственное З. (интуиция), обозначающее З., получаемое путем прямого усмотрения, без рационального обоснования с помощью доказательства. В философии отдельно выделяют спекулятивное З. — тип теоретического З., которое выводится без обращения к внешнему опыту, при помощи рефлексии. (Б.Н. Еникеев)

Добавление ред.: Знание нередко смешивают с опытом, с пониманием, с информацией, отражением. Наряду с этим сплошь и рядом смешивается подлинное понимание, эрудированность и информированность. В обыденном сознании грани между ними размываются, как и грани между З. и информацией. Тем не менее такие грани существуют. Знание всегда чье-то, кому-то принадлежащее, его нельзя купить, украсть у знающего (разве что вместе с головой), а информация — это ничейная территория, она безлична, ее можно купить, ею можно обменяться или украсть, что часто и происходит. К этой разнице чувствителен Язык. Есть жажда З. и есть информационный голод. З. впитываются, в них впиваются, а информация жуется или глотается (ср. «глотатели пустот, читатели газет»). Жажда З., видимо, имеет духовную природу: «духовной жаждою томим». Однако и одной, и др. жажде испокон века противостоят «суета сует и томление духа».

Н.Л. Мусхелишвили и Ю.А. Шрейдер (1998) считают З. первичным понятием. Не определяя З., они привели 4 метафоры З., имеющиеся в культуре. Античная метафора восковой таблички, на которой отпечатываются внешние впечатления. Более поздняя метафора сосуда, который наполняется либо внешними впечатлениями, либо текстом, несущим информацию об этих впечатлениях. В 2 первых метафорах З. неотличимо от информации, соответственно, главное средство учения — память, которая идентифицируется с опытом и З. След. метафора родовспоможения — метафора Сократа: у человека есть З., которое он не может осознать сам и ему нужен помощник, наставник. Последний майевтическими методами помогает родить это З. Наконец, евангельская метафора выращивания зерна: З. вырастает в сознании человека, как зерно в почве, т.е. Знание не детерминируется лишь внешним сообщением; оно возникает как результат познающего воображения, стимулированного сообщением. В сократовской метафоре отчетливо указано место педагога-посредника, в евангельской — оно подразумевается. В последних метафорах познающий выступает не как «приёмник», а как источник собственного З., как минимум — в качестве «преемника» др. З.

В 2 последних метафорах речь идет о событии знания или его событийности. А.М. Пятигорский (1996) различает «событие З.», «З. о событии» и «З. о событии З.». Средний член — З. о событии — ближе к информации, а 1-й и 3-й — это З. в подлинном смысле слова, т.е. З. как со-бытие, от которого один шаг до сознания. Co-бытийное знание и сознание субъективны, осмысленны, аффективны. Эти свойства З. и сознания делают их живыми образованиями или функциональными органами индивида.

Каковы бы ни были источники и происхождение, З. о мире, о человеке, о себе имеется у каждого, и оно существенно отличается от научного З. даже тогда, когда принадлежит ученому. Это З. живого о живом, т.е. живое З. См. Знание живое, Человекознание. (В.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Знание

  1. Собирательное значение – массив информации, которой обладает человек, или более широкое значение: группа людей или культура.
  2. Те психические компоненты, которые возникают из любых и всех процессов, являются ли они данными от рождения или приобретенными в соо-ственном опыте. Этот термин используется в обоих этих значениях с явной импликацией, что знание является «глубоким» или «прочным» и что это более чем просто набор предрасположенностей к определенным реакциям или совокупность условных реакций.

Употребление этого термин, на первый взгляд, означает отрицание применимости бихевиористской модели к человеческому мышлению. В философских и когнитивных психологических подходах к эпистемологии и когнитивистике обычно различаются различные формы знания; о наиболее часто упоминаемых см. следующие словарные статьи. Обратите внимание, что память часто употребляется как фактический синоним знания. Такие составные термины, как «эпизодическое знание» и «декларативное знание», будут использоваться взаимозаменяемо с терминами «эпизодическая память», «декларативная память». Более подробно и о других составных терминах, не приведенных здесь, см. память и следующие статьи.

предметная область термина

ЗНАНИЕ, ДЕКЛАРАТИВНОЕ — знание о мире, которое может быть представлено как осознанно известное, фактическое знание. То есть знание, которое человек может декларировать; например, «роза – вид цветка». Гильберт Райль любил обозначать это фразой «знание, что…». Также называется фактическим знанием. Ср. с процедурным знанием.

ДЕКЛАРИРУЕМОЕ ЗНАНИЕ (declarative knowledge) — фактическое знание; знание того, «что».

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ — объективное знание о действительности получаемое специальными научными методами (см. Метод научного познания) и отвечающее определенным критериям научности.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

6.Уровни психологического знания

1.»житейские» представления людей о психике, возникающие в их реальной жизненной практике, в разных ее сферах (материальной, производственной деятельности, в бытовой области, в воспитательно-обучающем процессе, в искусстве и т.д.) и основывающиеся на непосредственном отражении разных аспектов бытия и философии «здравого смысла»;

2.психологические знания, вычленяющиеся в рамках мифологии и религии как исторически первых форм познания мира и человека и отражающие канонические требования указанных видов культурного творчества человечества;

3.психологические знания, накопленные в рамках художественно-образного наблюдения за окружающей действительностью в работах художников, архитекторов, писателей;

4.психологические знания, возникающие на определенном этапе развития общества в связи с выделением нового способа реконструкции действительности — науки — и включающие целенаправленный процесс сбора и анализа психологической фактологии, логические формы ее объяснения и доказательства, переход от описательной стратегии и методов исследования к объяснительной, т.е. — научного знания. В свою очередь, научные психологические знания, зародившиеся впервые в античном мире, сами проходят длительный путь эволюции — от существования в лоне других наук (философии, истории, естествознания) и до выделения и дальнейшего их развития в рамках самостоятельной научной дисциплины (вторая половина XIX в.).

7.Причины и условия зарождения первых научных представлений о психоки.

Хронологические рамки античной психологии — XVI в. до н.э. — IV в. н.э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации.           Именно в этот период зарождаются и оформляются рациональные научные знания о психике, ростки которых появляются уже в рамках древневосточной культуры. Труды греческих мыслителей знаменуют подлинную революцию в научном мировоззрении: была опровергнута мифологическая картина мира и ей противопоставлен рационалистический, научный взгляд на окружающую действительность — природу, человека, его внутренний психический мир. И хотя основным понятием, отражающим психические явления, остается понятие «душа», зародившееся в глубокой древности и уходящее своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации, но существенно преобразуется его содержание, предпринимаются попытку его рационалистического объяснения.

8.Основные положения учения о душе в античной психологии.

Основные положения и особенности развития психологических знаний в эпоху Античности. 1.Центральной областью познания в античной цивилизации явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. В этот период была предпринята первая попытка построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира. 2. Характерная черта античной науки в исследовании психологических явлений – ограниченность средств познания. Отсутствие объективных методов исследования обусловило стремление греков к созерцательности, философским размышлениям свойственным, подавляющему большинству научных концепций этой эпохи. 3. В античную эпоху утверждается принцип дуализма – различие между душой и телом, миром идей и реальным миром. Античные ученые расширили список противоположностей, положив их в основу решения психологических проблем: божественное и природное, телесное и духовное, биологическое и социальное. 4. Противоречие между «земной» деятельностью человека и обожествлением его духовной природы породило жестоко детерминистские концепции души. Так, душа в античной культуре представлена в качестве единственного источника движения тела. Однако античные ученые не только провозгласили идею полярности бытия, но и впервые попытались обосновать их соотношение. Например, между телесным и духовным в человеке, мышление и общением, личностным и социокультурным, разумным и иррациональным.

studfiles.net

Психологические знания в жизни людей — Мегаобучалка

Где и как применяются психологические знания в сфе­ре образования.Образование явилось одной из первых обла­стей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно поэтому психология как учебная дисциплина давно стала обязательной при под­готовке работников образования. Впервые это произошло в начале XX в. в США. Во второй половине XX в. в высших учебных педагогических заведениях России изучалось уже не менее четырех обязательных психологических дисциплин. Это — общая психология, психология развития, педагогиче­ская психология и социальная психология.

Приведем лишь некоторые иллюстрации к использова­нию психологических знаний в современном образовании. Для того, например, чтобы точно определить цели и содер­жание образования, надо знать не только задачи, которые общество ставит перед системой образования, но и возмож­ности человека по освоению соответствующих знаний. Ме­тоды обучения должны учитывать индивидуальные осо­бенности учащихся, позволять им не только успешно осва­ивать предлагаемые знания, но и психологически разви­ваться. Эти требования касаются и подбора учебной лите­ратуры.

Учителю психологические знания необходимы для того, чтобы он мог успешно обучать детей, а также, понимая их психологию, находить индивидуальный подход к каждому ребенку, рассчитанный на то, чтобы максимально помочь ему в психологическом развитии.

Как используются психологические знания в медици­не.Медицинская практика, связанная с предупреждением, диагностикой и лечением различных заболеваний, пожалуй еще раньше, чем образование, оказалась самым тесным об­разом связанной с использованием психологических знаний. С древнейших времен было замечено, что успешность лече­ния прямо зависит от того, поверит ли больной в возможно­сти врача, в излечимость его заболевания.

На протяжении нескольких тысячелетий тело и душу че­ловека лечили не только медики, но и представители различ­ного рода вероучений, например с помощью разного рода культов, обрядов. Все они активно использовали знания о психологии человека и оказывали психологическое воздейст­вие на него, с тем, чтобы избавить от разного рода недугов, переживаний. Более того, начиная с XVIII в. некоторые вра­чи стали добиваться даже официального признания в меди­цине методов психологического воздействия на человека с помощью внушения, гипноза именно как методов терапии или лечения различных заболеваний и к началу XIX в. доби­лись этого.



В XIX в. возникла и получила распространение психоте­рапия как практика использования психологических знаний и методов для лечения не только нервных и душевных, но также органических заболеваний. В XX в. получение науч­ных и практических психологических знаний стало обяза­тельным для врача, правда, несколько позднее, чем в сфере образования для учителя. Сейчас, например, во всех меди­цинских вузах России преподают такие психологические ди­сциплины, как клиническая психология1, нейропсихология, патопсихология и ряд других.

1 Клиническая психология — это отрасль психологических знаний, касаю­щихся нарушений психики при различных заболеваниях, способов их психоло­гической диагностики и лечения с помощью психологических средств.

Каково значение психологических знаний в экономике, политике, области права, других сферах человеческой де­ятельности.Не в последнюю очередь профессия психолога стала привлекательной в последние годы благодаря тому, что она нашла применение в экономике, политике, области пра­ва. Рассмотрим соответствующие этому примеры из жизни.

Успех в экономике, как известно, зависит от спроса на тот или иной товар, спрос — от рекламы, а то и другое, вместе взятое, — от людей, то есть от потенциальных покупателей. Как более или менее точно определить, будет ли данный товар пользоваться спросом? Для этого необходимо знать не только потребности людей, но и психологию потребителей. Принимая решение о приобретении того или иного товара, люди далеко не всегда руководствуются исключительно ра­циональными мотивами. Чаще люди склонны к эмоциональ­ному поведению, поэтому вряд ли человек будет покупать то­вар у продавца, который ему несимпатичен, даже если этот товар необходим покупателю. Он скорее продолжит поиски и обратится к другому продавцу. Реклама должна учитывать многое, что касается обыденной психологии людей, а также их образование, культуру, настроение, отношение и многое другое. С середины XX в. психологическое обеспечение и обоснование рекламы стало ее неотъемлемой частью.

Значение психологических знаний в политике было осоз­нано еще раньше, в начале XX в., когда эти знания стали применять в пропаганде для целенаправленного изменения отношения людей к тем или иным политикам и политиче­ским событиям. Несколько позднее психологические знания нашли обязательное применение в избирательных кампани­ях, и мы являемся живыми свидетелями того, как активно эти знания использовались на выборах, проходивших в на­шей стране за последнее десятилетие (имеются в виду выбо­ры двух российских президентов).

Что касается юридической практики, то там так же, как в образовании и в медицине, психологические знания используются не только в практике, но и при учебной подготов­ке юристов. Для юристов, например, преподают такие пси­хологические дисциплины, как юридическая психология, пе­нитенциарная психология1.

Пенитенциарная (исправительная) психология — отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений.

Психологические знания при­меняют в процессе дознания, в судопроизводстве, в местах отбывания наказания.

Научная психология

Что изучает психология как наука.Прежде чем отве­чать на этот вопрос, следует уточнить, что в настоящее вре­мя словом «психология» объединяются несколько десятков частных наук, поэтому сформулированный выше вопрос правильнее поставить так: что изучают современные психо­логические науки?

Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые вы­ше, в §1 этой главы, были названы психическими. В связи с необходимостью изучения данных явлений в науке ставят­ся и решаются вопросы о сущности, происхождении и клас­сификации этих явлений, о тех законах, которым они под­чиняются в своем функционировании и развитии.

Психология как наука изучает, как изменяются психоло­гические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают при­рода и общество. В психологии, вернее, в ее областях, кото­рые находятся на стыке психологических наук и наук о строении и работе организма (это — анатомия, физиология человека и животного), также рассматриваются вопросы о том, как психологические явления зависят от устройства и работы организма.

Для психологической науки познание психических явле­ний не выступает в качестве единственной задачи. Вторая задача, которую берет на себя психология, — это выяснение связей, которые существуют между психикой и поведением, и на этой основе — научное объяснение самого поведения че­ловека и животных.

Таково современное представление о предмете психоло­гии. Оно возникло в начале XX в. и сложилось к его середи­не. Однако таким понимание предмета психологии было не всегда. Раньше психологию просто определяли как науку о душе, или о психике, и ученые не ставили перед собой зада­чу использования психологических знаний для понимания всего поведения человека. Но такое определение оказалось явно недостаточным для решения задач, которые перед пси­хологией как практически ориентированной наукой поста­вил XX век. Для того чтобы психология стала признанной среди других наук, психологам XX в. пришлось обратиться к практике, и с этой задачей они успешно справились. Тем не менее поучительно кратко проследить историю становле­ния предмета психологии в прошлом.

Когда и как возникла научная психология.Отвечать на этот вопрос можно по-разному, в зависимости от того, что понимать под научной психологией. Если под научной пси­хологией иметь в виду только ту науку, которая существует и разрабатывается в наши дни, науку, которая соответству­ет современным требованиям, предъявляемым к наиболее развитым, естественным наукам, то временем возникнове­ния научной психологии следует считать лишь середину XIX в., когда она действительно стала экспериментальной наукой, когда были сделаны первые открытия, касающиеся связи психических явлений с физическими, когда была про­демонстрирована возможность точной количественной оцен­ки, то есть измерения психических явлений.

Однако если вести отсчет времени с тех пор, когда воз­никли научные знания вообще, когда знания о душе впер­вые стали рассматриваться как научные, тогда периодом возникновения научной психологии следует считать сере­дину I тыс. до н. э. Именно в это время были созданы и дошли до наших дней первые философские трактаты, где специально ставились и отдельно рассматривались вопросы человеческой души.

Так или иначе, но психология, как, впрочем, и многие другие современные науки, имеет как бы две даты своего рождения. Одна дата относится к древности и представляет собой момент зарождения научных знаний вообще, а другая дата касается современности и характеризует возникнове­ние науки, которая является признанной сегодня и отвеча­ет запросам нашего времени. Вместе с тем, несомненно, пер­воначально психология возникла, и долгое время разрабаты­валась как наука о душе в качестве философского знания наряду с логикой, этикой, эстетикой и рядом других облас­тей знаний, впоследствии ставших самостоятельными нау­ками.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *