Зона перспективного развития это: зона развития | это… Что такое зона развития?

Содержание

Зона актуального развития: теория Л. С. Выготского

Содержание статьи

  • Самостоятельное развитие и обучение
  • Зона актуального развития – способность к самостоятельной работе
  • Зона ближайшего развития с точки зрения Л. С. Выготского
  • Как использовать теорию зон развития?
  • Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

Не каждая мама знает, что такое зона ближайшего развития, хотя на практике почти все родители на занятиях пользуются этой концепцией. Вы знаете, что ребенок может сделать самостоятельно, даете ему задание и не вмешиваетесь со своим руководством. Через некоторое время хвалите за хороший результат, деликатно указываете на ошибки и на основе уже закрепившихся навыков разбираете следующую тему. Вскоре новые задачи и примеры, которые ваш маленький ученик мог решить только при помощи взрослых, становятся понятными, и он уже может справиться с ними сам. Так в упрощенном виде и выглядит теория Л. С. Выготского.

Самостоятельное развитие и обучение

Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.

Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.

Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек. Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.

Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.

При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:

  • материал должен быть прост для понимания, но содержать неизвестную ребенку информацию;
  • новые знания должны быть связаны с уже усвоенными;
  • планомерность изучения материала;
  • перед изучением новой темы нужно повторить предыдущую.

Зона актуального развития – способность к самостоятельной работе

По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

  • ребенок твердо усвоил материал;
  • он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития;
  • решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя.

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

Зона ближайшего развития с точки зрения Л.

С. Выготского

Когда ребенок полностью усвоил пройденный материал, этот навык переходит на актуальный уровень развития. Такое умение дает широкий простор для творчества, фантазии, решения различных задач, только развитие малыша ограничивается прежним барьером. Чтобы не топтаться на месте, нужно дать ребенку новую информацию. Способность к усвоению незнакомого, но тесно связанного с предыдущими знаниями материала определяет потенциальные возможности ученика.

Л. С. Выготский является автором понятия «Зона ближайшего развития». Он назвал этот показатель уровнем формирования навыков, проявляющихся в совместной деятельности с взрослым человеком и не действующих при самостоятельных занятиях. Автор считал, что обучение только тогда дает результаты, когда опережает развитие, – именно такие требования к созданию программ для индивидуального обучения должны стать приоритетными.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в том, что мозг готов к определенной деятельности, но без помощи наставника дело не сдвинется с места. В качестве иллюстрации ученый описал эксперимент с двумя восьмилетними мальчиками. Сначала им дали решить задачу, соответствующую их возрасту, – дети справились с решением. Потом им предложили выполнить более сложные задания под руководством взрослого. Один ученик справился с работой для детей 9 лет, другой – 12. Выготский сделал вывод, что потенциал одного мальчика опережает его существующее развитие на год, а у второго на 3 года. Двухлетняя разница между их возможностями может реализоваться во внеклассной работе, участии в работе исследовательских кружков и факультативов.

Деление развития на 2 зоны по Выготскому произвело настоящий переворот в педагогике. Прежде для определения уровня способности к учению использовались только навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такая диагностика не дает полной картины, нужно определить дальнейшие перспективы. Дошкольник может совершенно не ориентироваться в циферблате, поскольку все его окружение пользуется исключительно электронными часами. На этом основании нельзя утверждать, что он отстает от сверстников. Если ученик имеет понятие о времени и знает цифры, пара наглядных уроков решит проблему.

Созданная около века назад теория востребована до сих пор. Она вышла за рамки получения знаний и используется в других областях. Концепцию применяют и преподаватели, и тренеры, по телосложению определяющие перспективного спортсмена. Применяется эта система в психологии и социологии для определения способности детей контактировать с педагогом и одноклассниками. Дошкольник может иметь богатый багаж знаний и умений, который характеризует зону актуального развития как хорошо подготовленную основу. Но в учебном заведении он начнет резко отставать от одноклассников. Причина может крыться и в низком потенциале и в том, что ученик привык получать информацию только от мамы и не воспринимает то, что говорит учитель.

Как использовать теорию зон развития?

С практической точки зрения концепцию зоны ближайшего развития  Л. С. Выготского можно охарактеризовать так: то, что ребенок сейчас делает с помощью взрослого, является перспективой его развития в ближайшее время. И чем шире перечень этих совместных дел, тем больше малыш имеет возможностей раскрыть заложенный в него природой потенциал и способности.

Эти совместные занятия касаются всех сфер развития малыша.

Л.С. Выготский пояснял:  «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает» (цитата Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410).

Родителям надо наблюдать за интересами ребенка и подбирать упражнения и игры так, чтобы информация соответствовала развитию, была не слишком простой и не очень сложной. Мама не должна быть строгой учительницей, она не преподает, а сотрудничает с малышом. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции

Дошкольник изучил буквы, узнает их в любом цвете и размере, находит на вывесках, но не может прочитать даже самого короткого слова. Пора переходить к следующему уровню. Для начала возьмите слово или слог из 2 букв, например «да». Проводите занятие в виде игры, ученику должно быть интересно и радостно, иначе через 5 минут он все забудет. Скажите, что не слышите ответов на свои вопросы, можете только прочитать их. Дайте малышу карточки с буквами и спросите, хочет ли он конфету. Правильные ответы характеризуют положительную реакцию, ребенку подходит такая схема обучения.

Каждое занятие должно быть не намного сложнее предыдущего. Если после изучения букв сразу дать ребенку «Войну и мир», его интерес к чтению пропадет надолго. Постепенно, от этапа к этапу, ребенок научится и составлять слова, и читать их, тогда можно переходить к небольшим предложениям. Забудьте традиционное «Мама мыла раму», эта фраза не вызовет никаких эмоций. Развеселите маленького ученика смешным высказыванием, например, «Кукла мыла маму». Такие занятия вызовут интерес у ребенка, ему захочется прочитать еще что-нибудь. Вы кормите своего малыша, покупаете ему новую одежду вместо той, из которой он вырос, не забывайте подготовить необходимые материалы и для умственного роста.

Если дошкольник уже научился читать, но никак не хочет развивать дальше это умение, сыграйте с ним в перепутаницу. Возьмите 2 веселых стишка, по очереди мама читает строчку из одного, малыш из другого. Сочетания получаются настолько смешными, что ребенок сам станет просить поиграть еще раз.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

Зона ближайшего развития это

Чтобы понять, что подразумевает под собой термин «зона ближайшего развития», взгляните на трехлетнего ребенка – что он может сделать самостоятельно?

Основные навыки, которые он осваивает с помощью родителей, — это умение есть, одеваться, застегивать пуговички и т.д. Но вот шнурки мало кому из маленьких маминых помощников самому удастся завязать в возрасте 3 лет, даже если родители множество раз будут демонстрировать пример своему чаду.

Эти и другие подобные бытовые ситуации – наглядный пример понятия областей ближайшего и актуального развития.

То, что ребенок может самостоятельно сделать, – явления из зоны ближайшего развития, а то, для совершения чего он будет нуждаться в помощи, – зона актуального развития. Расположение этих уровней позволило создать основу отечественной концепции психологического познания соотношения возможностей обучения и способностей умственного развития детей.

Рекомендуем: Задатки и способности у ребенка

Выделить уровни (зоны) развития психического здоровья ребенка смог в свое время Л.С. Выготский. Своим открытием он продемонстрировал, что фактическое сопоставление степени умственного развития и изучения нового может быть определено путем выявления уровня реального (актуального) развития индивида и ближайшей к нему зоны (обучение).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В частности, благодаря существованию зоны ближайшего развития (ЗБР) возможен прогресс, улучшение и перспектива развития характеристик детей. Соответственно, действенным будет только тот метод, прием или навык обучения, который будет опережать реальное состояние развития индивида.

Где применяются подходы и каково их практическое использование

В настоящее время понятие «зона ближайшего развития» можно встретить не только в научной сфере психологии и педагогической деятельности, но и в рамках отрасли социально-психологического познания личности. И в этой ситуации контекст термина может быть преображен, обретя определенное своеобразие.

Поэтому в психологии данное понятие соотношения развития применяется для демонстрации потенциальных перспектив развития конкретной группы личностей, которые она принимает в условиях осуществляемого извне социального контроля либо под руководством конкретного лидера.

Но для того чтобы понять, где могут применяться обозначающие степени развития индивидов термины, а также понять: зона ближайшего и зона актуального развития — что это, можно вернуться к примеру с ребенком.

Рекомендуем: Методы игровой терапии

Ни для кого не секрет, что дети могут познакомиться с окружающим миром, познать его либо посредством восприятия и повторения (подражания), либо путем присвоения собственного опыта в результате неоднократных проб и попыток. В большинстве случаев ребенок познает мир через адаптацию и взаимодействие с обстоятельствами и людьми, которые окружают его.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Происходить это может на фоне общения со взрослыми и одногодками, в процессе игр, совместной деятельности. И такой вариант развития детей считается оптимальным, ведь эффективнее всего обучение человека происходит через непосредственный контракт с окружающими его людьми.

Несомненным остается тот факт, что впервые знакомясь с новым термином (или понятием, проявлением эмоции, социальным статусом), ребенок до этого ничего о нем не знает. Таким образом, можно утверждать, что ежедневно происходящие в его жизни события – из зоны опережающего развития, так как они минимум на одну ступень стоят выше его настоящих знаний, навыков, умений. Согласитесь, отрезок между ранее знакомым и незнакомым (привычным и новым) в одиночку осилить практически нереально, не говоря о том, что для детей это особенно сложно.

Рекомендуем: Логопедия: основные понятия

Таким образом, зоны развития ребенка обусловливают процессы становления личности и принятия ею психических функций более высокого ранга. К этой категории можно отнести возможность самостоятельного восприятия, запоминания, мышления, а также речевые ресурсы. Как и другие качества и характеристики ребенка, эти психические функции формируются под воздействием его окружения и, в частности, благодаря тесному взаимодействию его с людьми во время применения знаний на практике.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Изначально новые психологические функции ребенка выступают внешними явлениями для него. Однако с течением времени они становятся составляющими внутренних психических процессов. В результате индивид начинает использовать их так же, как и другие, полученные им при появлении на свет.

Поэтому когда только начинается формирование психического процесса, он пребывает еще в области ближайшего развития. По мере того как происходит становление, полное формирование процессов, они переходят к области развития актуального.

Если обратить внимание на практические примеры, то они полностью подтверждают, что понятие «зона ближайшего развития» обладает широким спектром применения. Оно может использоваться в совершенно разных отраслях жизнедеятельности детей, влиять на формирование у них всевозможных навыков и умений, а также способствовать накоплению новых знаний.

Рекомендуем: Акселерация — это

В то же время при первых упоминаниях о зоне ближайшего развития изначально подразумевалось описание развития умственных способностей. В некоторых случаях это понятие было отражением соотношения развития детей и их обучения.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Возвращаясь к теории знаменитого отечественного психолога и педагога Льва Выготского, отметим: считается нормой, если психика индивида в некоторой степени отстает от уровня материалов, которые ему преподносятся для обучения. То есть психическое развитие как бы тянется к изучаемому.

 И «зазор», который постоянно присутствует между зонами ближайшего и актуального развития, очень важен. Именно этот промежуток позволяет индивиду (ребенку) развиваться, совершенствоваться, прогрессировать. При отсутствии такого «зазора» потенциально развивающийся психический уровень ребенка и происходящие внутри процессы могут остаться навсегда нереализованными, пребывая в зоне нераскрытого потенциала.

Рекомендуем: Синдром гиперактивности

Именно поэтому в педагогике особое внимание уделяется зоне ближайшего развития. В связи с этим появилась особая форма преподнесения знаний, основой которого стала ЗБР, развивающее обучение. Эта форма направлена на развитие допустимых характеристик и скрытых возможностей ребенка, а потому применяется в качестве дополнительной методики к традиционной школьной программе обучения.

Приемы и позиции обучения

Теория опережающего развития использует приемы, которые демонстрируют великолепные результаты обучения на практике, когда необходимо повысить уровень развития слабоуспевающих детей. Такие методы использует каждый современный и грамотный педагог или учитель.

Они помогают также родителям, дети которых ходят в школу (особенно в младшие классы). Дело в том, что у младшеклассников большинство свойств памяти и мыслительные процессы, необходимые для успешного обучения, являются несформированными, но уже пребывают на стадии «созревания».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

На практике применение понятия «зона ближайшего развития ребенка» можно рассмотреть на примере ученика второго класса. При выполнении домашнего задания у него не получается решить задачу. Причин тому несколько, но выход из ситуации всего один – ребенку нужна помощь со стороны. С решением задачи ему могут помочь родители, используя один из методов:

1. Расписать условие и путь решения задачи и попросить ребенка повторить.

2. Спросить, что именно в задаче ему непонятно, и разъяснить только этот момент.

3. Задавать наводящие вопросы в надежде, что он сам сможет найти решение.

4. Представить задачу в игровой форме, чтобы ребенок стал ее непосредственным участником и сам нашел путь решения.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Каждый из этих вариантов – актуальное взаимодействие ребенка со взрослым, представляющие общение с разных позиций. В данной ситуации прогресс индивида зависит непосредственно от того, к какому варианту объяснения прибегнет родитель. Помимо этого выбранный вариант общения сможет охарактеризовать ширину зоны ЗБР.

Таким образом, можно выделить несколько позиций общения:

  • Независимая – взрослый проявляет лишь самую малую помощь, чтобы стимулировать ребенка к нахождению необходимого пути и разрешению процесса.
  • Равная (соревнование) – взрослый и ребенок представляют две команды, которые действуют одновременно.
  • «Снизу» — позиция, при которой взрослый стимулирует мышление ребенка при помощи наводящих вопросов, подсказок.
  • «Сверху» — позиция, при которой взрослый является учителем, разъясняющим детально условие, решение и ответ.
  • «Мы» — объединяющая взрослого и ребенка позиция, при которой они действуют заодно, пытаясь найти верный ответ.

Все дети разные, а потому к каждому нужен индивидуальный подход, что предусматривает использование той или иной позиции общения. Но чем меньше подсказок и помощи будет проявлено со стороны человека с более высоким уровнем знаний, тем шире будет близкий круг развития индивида. Если ему сложно справляться с ситуацией даже с дополнительной поддержкой, значит, данный материал пока пребывает в зоне ближайшего развития. Пока на время отложите освоение подобных знаний.

Советы для родителей, как эффективно использовать ЗБР

Чтобы максимально эффективно применять понятие зоны ЗБР на практике в отношении своего ребенка, достаточно соблюдать основные рекомендации:

1. Определить спектр действия зоны ближайшего развития своего чада, применяя разные принципы общения в различных ситуациях, либо последить за чадом во время освоения им нового материала в условиях спонтанности. На фоне полученных данных сделайте выводы, какие методы наиболее эффективны.

2. Постепенно помогайте расширять ЗБР ребенка, пока материалы из зоны ближайшего развития не окажутся в области актуального. Увеличение зоны возможно посредством применения разных вариантов общения, начиная с самой значительной помощи и сводя ее «на нет», ограничиваясь только подсказками.

3. Поместить ребенка в условия, где один взрослый имитирует позицию «сверху», а другой – «мы»-позицию. В этом случае оба взрослых окажут ребенку необходимую помощь, стимулируя его развитие «изнутри», чтобы расширить границы ЗБР. Этот прием считается самым эффективным.

4. Мнение родителей о том, что в условиях постоянной помощи ребенок самостоятельно не будет развивать ЗБР, является ошибочным. В связи с этим нужно видеть, когда ребенок в одиночку не может справиться с новым материалом, и оказывать ему посильную помощь, а чтобы дети стали самостоятельными, достаточно не выполнять за них то, что они могут делать сами.

Применяя на практике понятие ЗБР, учитывайте индивидуальность и реальные потребности детей, не форсируйте события. Старайтесь следить не за скоростью, а за качеством и глубиной восприятия. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Зона ближайшего развития Связь с образованием детей

Зона ближайшего развития (ZPD), также известная как зона потенциального развития, представляет собой концепцию, часто используемую в классах, чтобы помочь учащимся в развитии навыков.

Основная идея ZPD заключается в том, что более знающий человек может повысить эффективность обучения учащегося, помогая ему выполнить задание, чуть превышающее уровень его способностей.

По мере того, как ученик становится более компетентным, эксперт постепенно прекращает помогать, пока ученик не сможет выполнять навык самостоятельно.

Идея ЗБР принадлежит русскому психологу Льву Выготскому в начале 1900-х годов. Выготский считал, что у каждого человека есть две стадии развития навыков:

  1. уровень, которого он может достичь самостоятельно
  2. уровень, которого он может достичь с помощью опытного наставника или учителя

Он говорил об уровне, которого может достичь человек с помощью их ZPD.

Идея совместного обучения с учеником известна как строительные леса, что является одним из основных понятий идеи Выготского о ZPD. Человек, выполняющий строительные леса, может быть учителем, родителем или даже сверстником.

Леса и ZPD часто используются в дошкольных и начальных классах, но те же принципы могут применяться и за пределами школы.

Родитель, обучающий ребенка кататься на велосипеде, или тренер, обучающий спортсмена тому, как бросать мяч, также являются примерами этих концепций.

В этой статье мы разберем различные этапы ZPD и объясним, как ZPD и строительные леса могут применяться на практике для помощи в обучении человека.

ZPD можно разбить на три этапа. Думайте о них как о ряде перекрывающихся кругов:

  1. Задания, которые учащийся может выполнить без посторонней помощи. В эту категорию входит все, что человек может сделать без помощи более опытного человека.
  2. Задания, которые учащийся может выполнять с помощью. В эту категорию входят задачи, с которыми человек не может справиться самостоятельно, но может справиться с помощью, также известной как ZPD.
  3. Задания, которые учащийся не может выполнить без посторонней помощи. В последнюю категорию входят задания, которые слишком сложно выполнить даже с помощью инструктора. Например, маленький ребенок может сам написать свое имя по буквам, но ему может понадобиться помощь кого-то еще, чтобы написать полный алфавит. Задача выше их уровня квалификации и вне их ZPD.

Учебные леса — это метод обучения, который помогает ученику освоить новый навык.

В нем участвует более знающий человек, который помогает учащемуся выполнить задание, указанное в его ZPD. По мере того, как способность учащегося развивать навык улучшается, инструктор должен уменьшить объем помощи, которую он оказывает.

Эту концепцию можно применять на занятиях по различным предметам, включая языки, математику и естествознание.

Учителя могут использовать строительные леса, используя такие методы, как:

  • моделирование
  • предоставление примеров
  • работа с учениками один на один
  • использование наглядных пособий

Леса также можно использовать на улице класс. Многие тренеры могут использовать строительные леса в спорте, чтобы научить спортсменов новым двигательным навыкам.

Scaffolding предоставляет учащимся благоприятную учебную среду, в которой они могут задавать вопросы и получать отзывы. Ниже приведены некоторые преимущества строительных лесов для студента:

  • мотивирует учащегося
  • сводит к минимуму разочарование учащегося
  • позволяет учащемуся быстро учиться
  • обеспечивает индивидуальный подход к обучению э во время строительных лесов помочь им в обучении:

    • Что еще вы могли бы сделать здесь?
    • Что происходит, когда вы это делаете?
    • Что вы заметили?
    • Что нам делать дальше?
    • Как вы думаете, почему это произошло?

    Кто может быть «более осведомленным другим»?

    В рамках Выготского «более осведомленный другой» — это термин для того, кто помогает учащемуся овладеть новым навыком.

    Это может быть любой, кто владеет обучаемым навыком. В классе это часто учитель или репетитор.

    Тем не менее, даже сверстник со знанием предмета потенциально может помочь другому ученику.

    При правильном выполнении концепция ZPD и строительных лесов может помочь учащимся решить проблемы, которые в противном случае были бы им не по силам. Вот несколько примеров того, как это можно использовать в классе.

    Пример 1

    Воспитанник детского сада учится складывать два числа. Они могут успешно складывать числа, которые меньше 10, но имеют проблемы с большими числами.

    Их учитель показывает им пример того, как решить задачу с использованием больших чисел, прежде чем предложить им самим решить аналогичную задачу. Когда ученик застревает, учитель дает подсказки.

    Пример 2

    Ребенок в дошкольном возрасте пытается научиться рисовать прямоугольник. Их учитель объясняет им процесс, сначала рисуя две горизонтальные линии, а затем две вертикальные линии. Они просят студента сделать то же самое.

    Несмотря на то, что использование строительных лесов имеет много преимуществ для учащихся, в классе могут возникнуть некоторые проблемы.

    Чтобы правильно построить леса, учитель должен иметь представление о ZPD ученика, чтобы убедиться, что ученик работает на соответствующем уровне.

    Леса работают лучше всего, когда ученик работает в рамках своего уровня навыков. Если они работают выше своего ZPD, им не нужны леса.

    Следующие проблемы также могут возникнуть в классе, когда речь заходит о строительных лесах:

    • Это может занять очень много времени.
    • На каждого ученика может не хватить инструкторов.
    • Чтобы получить все преимущества, инструкторы должны пройти соответствующую подготовку.
    • Легко ошибиться в оценке ZPD учащегося.
    • Учителя должны учитывать потребности каждого ученика.

    ZPD и строительные леса — две концепции, которые могут эффективно помочь кому-то освоить навык.

    В строительных лесах опытный инструктор помогает учащемуся выполнить задание, указанное в его ZPD. ZPD человека включает в себя любую задачу, которую можно выполнить только с помощью.

    Целью обучения учащегося является не дать ученику ответы, а помочь ему в обучении с помощью определенных методов, таких как подсказки, моделирование или предоставление подсказок.

    По мере того, как учащийся начинает осваивать навык, количество оказываемой поддержки должно уменьшаться.

    Краткий обзор темы 4: Зона ближайшего развития: позитивная перспектива в обучении ELL и ML

    Щелкните здесь, чтобы получить печатную версию (в формате pdf) приведенного ниже обзора темы​

    Эльза Биллингс и Аида Уолки, WestEd

    Что Зона ближайшего развития?

    «Зона ближайшего развития» (ЗБР), пожалуй, один из наиболее часто используемых терминов в сфере образования. Тем не менее, как это часто бывает, мы используем терминологию с ограниченным пониманием соответствующих понятий. ЗБР была ключевой конструкцией в теории обучения и развития Льва Выготского (Выготский, 19).78). Выготский определил ZPD как:

    «[T]дистанция между фактическим уровнем развития (учащегося), определяемым путем самостоятельного решения проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым посредством решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с другими людьми». способные сверстники» (Выготский, 1978, с. 86).

    Два важнейших элемента в определении ZPD, данное Выготским, — это понятие потенциального развития учащегося и роль сотрудничества в процессе обучения.

    Потенциальное развитие учащегося

    Понятие потенциального развития учащегося относится к пространству за пределами текущих способностей и понимания учащегося. Это то, на что ученик способен, но еще не достиг. В случае изучающих английский язык (ELL) и многоязычных учащихся (ML), огромный потенциал, который они привносят в наши классы, состоит из их интеллектуальных, языковых и творческих способностей, которые ждут своего развития. Наша ответственность как педагогов заключается в том, чтобы предоставить учащимся соответствующий опыт обучения и поддержку, чтобы помочь им реализовать свой потенциал развития. Цель обучения состоит в том, чтобы способствовать автономии наших ELL и ML и их способности участвовать в деятельности, которая позволяет им применять и модифицировать то, что они узнали, в новых ситуациях.

    Этот процесс влечет за собой педагогический баланс высокой сложности и высокой поддержки, в котором мы используем перспективу обучения, ориентированную на будущее. Это означает, что мы признаем, что обучение, сопровождаемое преднамеренной педагогической поддержкой, происходит раньше того развития, которое мы хотим видеть. Таким образом, обучение предшествует развитию. Когда мы рассматриваем образование как ориентированное на будущее, мы одновременно опираемся на опыт учащихся и рассматриваем их следующие уровни развития и новые способности. Это пространство потенциального развития и есть ЗБР, и это пространство, в котором происходит обучение, а значит, и место, где должно находиться обучение. Для наших ELL и ML это означает, что нам не нужно ждать, пока их английский станет «идеальным», чтобы вовлечь их в интеллектуально стимулирующие и сложные задачи. Наоборот, обучение может происходить только тогда, когда оно построено до развития в ZPD.

    Обучение как социальный процесс

    Как происходит это обучение, предшествующее развитию? Сотрудничество является важным элементом продуктивной работы в ZPD, поскольку Выготский рассматривал обучение как социальный процесс. Выготский понял, что обучение происходит в ЗБР, в области, выходящей за пределы уровня самостоятельных навыков или знаний учащихся, что мы учимся через наше диалогическое взаимодействие с другими. Когда учащиеся выполняют в своей ZPD заданную задачу, они учатся и, следовательно, не могут выполнять задачу самостоятельно. Они нуждаются в соответствующем руководстве, моделировании и помощи, и все это обеспечивается в сотрудничестве со сверстниками или учителями. Таким образом, преподаватели должны сознательно создавать эти структуры сотрудничества, гарантируя, что они приглашают студентов к участию в полезных концептуальных и аналитических практиках, в то же время развивая английский язык, необходимый для их выполнения. Таким образом, учащийся проходит через свою зону ближайшего развития и, в конечном счете, попадает в пространство интериоризации и автономии, что и является целью обучения. Обучение в этой зоне «строительства» представляет собой нечто большее, чем простой процесс партнерства студентов, обучение в этой «строительной» зоне происходит посредством создания и исполнения приглашений к взаимодействию в интеллектуально стимулирующих задачах. Эти приглашения основаны на глубоком понимании наших студентов, что требует формирующей их оценки, чтобы определить, где следует разместить следующие знания, и в сочетании с тщательной и условной поддержкой. Таким образом, строительные леса одновременно учитывают текущее понимание и интересы наших студентов, а также их будущий потенциал для развития.

    Scaffolding

    1

    Scaffolding включает в себя как структурную, так и процедурную поддержку, которая направляет и позволяет учащимся работать в рамках своей ZPD, чтобы они могли полностью раскрыть свой, но еще не реализованный потенциал. Структурный элемент строительных лесов относится к запланированным, ритуализированным структурам, которые окружают учебные задачи. Примером структурных строительных лесов являются пошаговые рекомендации, используемые в задаче «Думай, соединяй, делись» (TPS). 2 В задаче TPS есть три момента:

    • Подумай: Учитель задает ученикам один или два вопроса для размышления. Чтобы увидеть, о чем думают учащиеся, а также при необходимости обеспечить дополнительные леса, учитель просит учащихся записывать ключевые элементы своего ответа, используя слова или фразы, но не полные предложения. В зависимости от сложности вопросов учитель может выделить ученикам от трех до пяти минут на то, чтобы записать свои идеи. Тем временем учитель ходит по классу, чтобы контролировать и проверять, что написали ученики. Пустой лист бумаги может указывать на то, что учащемуся нужна дальнейшая поддержка со стороны учителя.
    • Пара: Учащимся предлагается сформировать диады. Есть много способов сделать это, в зависимости от наличия времени, характера вопросов или даже времени суток (занятия сразу после обеда могут потребовать возможности для движения).
    • Поделиться: Диады устно делятся друг с другом своими ответами. Все учащиеся должны быть готовы — если потребуется — сначала представить классу ответы своего партнера, а затем свои собственные.

    TPS представляет собой каркасную структуру, позволяющую учащимся устно запрашивать идеи у партнера, выслушивать идеи своих сверстников, а также задавать вопросы и отвечать на них, тем самым внося свой вклад и получая новые точки зрения на рассматриваемую тему. В результате оба ученика получают возможность совместно конструировать смысл. Строительные леса должны поддерживать тщательный баланс поддержки учащегося, не будучи настолько жесткими или ограниченными, чтобы задушить учащегося. Они одновременно постоянны и гибки. Например, в рамках TPS структура остается неизменной, в то время как основная тема или вопрос задачи TPS является гибкой и меняется каждый раз. Таким образом, ELL и ML не испытывают когнитивной перегрузки из-за необходимости понимать и применять новую структуру для обмена идеями и могут мысленно ориентироваться на центральную тему или вопрос задачи TPS, что позволяет им искренне участвовать в задаче. После участия в TPS несколько раз учащиеся знакомятся с этой совместной структурой для обмена идеями, чтобы она стала автоматизированной. В конце концов, учитель может добавить гибкости самой структуре TPS, внеся небольшие изменения, например, включив в шаги рисунок или вариант записи.

    Процедурный аспект строительных лесов проявляется через незапланированную поддержку, которая происходит в данный момент и в ответ на что-то новое, что учащийся вводит во время взаимодействия в классе. Мгновенный характер процедурных строительных лесов делает их зависимыми от учащегося и конкретной ситуации, в которой они происходят. Это означает, что в дополнение к постоянному мониторингу понимания учащимися учитель также оценивает их собственные структурные каркасы, чтобы иметь возможность быстро модифицировать их, чтобы помочь учащимся перейти к ZPD. Таким образом, именно через запланированную структуру вместе с непредвиденным, сиюминутным процессом создания лесов учитель создает как обстоятельства, так и поддержку, которые позволяют учащимся войти в свою ZPD и участвовать в ней и которые способствуют их автономии как учащихся. Мы должны позаботиться о том, чтобы полностью понять, что наша цель — автономия учащегося.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *