Развитие речевого слуха на основе слухо-зрительного восприятия у школьников с нарушениями слуха
Автор(ы): Шлапакова Надежда Леонидовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015» (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 6067
Показать PDF версию Развитие речевого слуха на основе слухо-зрительного восприятия у школьников с нарушениями слуха
Шлапакова Надежда Леонидовна
Учитель-дефектолог высшей категории коррекционной школы-интернат
Россия г. Петропавловск-Камчатский
E-mail: [email protected]
Одной из важнейших задач для не слышащих и слабослышащих детей является формирование слухо-зрительного восприятия речи.
Работа по развитию слухового восприятия основывается, прежде всего, на аудиологической характеристике сохранившихся остатков слуха. Эта характеристика включает определение диапазона воспринимаемых порогов, динамического диапазона, нарушения слуха выявляются с помощью различных аудиологических методов.
Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает умение понимать речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Слуховое восприятие, развивающееся в условиях специально организованного обучения, создает принципиально новую полисенсорную основу для формирования развития и коррекции устной речи глухих школьников. Одним из условий формирования устной речи является развитие речевого слуха, т.е. способности глухого воспринимать речь на слух, которая может быть развита в результате специальной слуховой тренировки при использовании звукоусиливающей аппаратуры. Этот резерв — основа для становления речевого слуха и выявляется в процессе обучения с использованием звукоусиливающей аппаратуры и зависит не только от состояния тонального слуха, но и от уровня развития словесной речи.
Задачей работы по формированию речевого слуха является интенсивное развитие у глухих остаточного слуха, на базе которого создается слухо-зрительная основа восприятия ими устной речи, совершенствуется навык речевого общения.
При этом необходимо обогащать представления глухих о неречевых звуках, что помогает им ориентироваться в окружающем мире.
Важным условием развития речевого слуха является создание слухо-речевой среды, предусматривающей постоянное восприятие глухим школьником речи окружающих (детей и взрослых) с помощью звукоусиливающей аппаратуры разных типов (стационарные звукоусиливающие устройства и индивидуальные слуховые аппараты).
В условиях слухо-речевой среды основу формирования устной речи, наряду со зрительным восприятием и кинестетическими ощущениями, составляют и слуховое впечатления, формирующиеся в процессе специальной работы. Это способствует созданию единой системы слухо-кинестетических связей, влияющие на формирование устной речи. Известно, что восприятие речи при нормальном слухе предполагает вовлечение всей совокупности психических процессов, направленных на прогнозирование и переработку поступающей информации на основе запечатленных в памяти представлений общего и речевого опыта.
Развивающаяся у глухого школьника в процессе специального обучения слухо-речевая система основывается также на активном функционировании как вновь создаваемой слуховой системы, так и на семантической интерпретации поступающей речевой информации. При этом совершенствуется функциональная взаимозависимость между слуховыми, зрительными и кинестетическими раздражителями, возникающими при восприятии и воспроизведении глухими слов. Образы слов формируются на основе дифференцированного приема их звуковой структуры при слухо-зрительном и слуховом восприятии.
Широкое привлечение в обучение смыслового контекста в значительной степени компенсирует глухому слуховое восприятие звуковой информации. В процессе длительной слуховой тренировки формирующиеся образы слов становятся все более четкими, дифференцированными, в большей степени соответствующими предлагаемому образцу, что способствует лучшему пониманию речевой информации.
Успех в восприятии глухими школьниками слов на слух зависит в первую очередь от уровня владения ими устной речью, предшествующего речевого опыта, способности к моделированию высказывания по отдельным опознанным признакам.
Формирование речевого слуха глухих школьников происходит в результате длительной слуховой тренировки. В нем выделяются два этапа.
-
На первом этапе глухие школьники учатся с помощью звукоусиливающей аппаратуры дифференцированно воспринимать речевой сигнал, выделяя в нем длительность и интенсивность. Эти признаки на данном этапе глухой ученик еще не может самостоятельно выделять.
Требуется специальная тренировка, в процессе которой он с помощью педагога учится сравнивать различные звучания (фразы, слова). В этих условиях опознавание предлагаемого на слух речевого материала осуществляется лишь при ограниченном его выборе с привлечением наглядности. Результат опознавания зависит, прежде всего, от состояния тонального слуха ученика: чем больше остатки слух (особенно степень сохранности частот 250Гц и 500Гц), тем лучше результаты. - На втором этапе глухие школьники с помощью звукоусиливающей аппаратуры учатся дифференцированно воспринимать на слух элементы фонетической структуры речи. Эти элементы распознаются ими в различных условиях: при различении, опознавании и распознавании речевого материала на слух. На данном этапе под влиянием обучения при восприятии слов на слух начинают образовываться своеобразные связи между слуховыми, зрительными и кинестетическими раздражителями.
Глухой школьник научается выделять в воспринимаемом на слух слове отдельные элементы, которые в процессе тренировки распознаются в различных условиях: при различении и опознавании речевого материала на слух, а также при восприятии ряда слов, впервые предлагаемых на слух.
Дифференцированное восприятие речевого сигнала составляет основу для морфологического анализа слова и моделирования целостного высказывания. Формирующаяся в процессе слуховой тренировки возможность по звукового речевого сигнала позволяет глухому школьнику производить некоторый морфологический анализ и принимать определенное решение о смысле воспринимаемого на слух слова.
Список литературы.
- А.Г. Зыкеев, Обучение учащихся подготовительного I-IY классов школы глухих М. «Просвещение» 1984
- Г.Л. Выгодской, Б.Д. Корсунской, Формирование речи у глухих дошкольников М. 1964
- Ф.Ф. Pay, Формирование устной речь глухих М. «Педагогика» 1981
- М.И. Никитина, Уроки чтения в школе для слабослышащих детей М. «Просвещение» М. 1978 О.А. Красильникова
- Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения. КАРО Санкт-Петербург 2005
- В.А.Белущенко, А.Е. Наумова, М.Ю. Седова. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. КАРО Санкт-Петербург 2006
- Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина, «Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе». М.ВЛАДОС, 2000
- Т.К. Королевская, В.Я.Стаценко, Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса. М. 2005
- Л.П. Назарова, Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М. ВЛАДОС, 2001
Слуховое восприятие у детей дошкольного возраста, игры на развитие
Содержание
- 1 Слуховое восприятие как канал получения сенсорной информации
- 2 Особенности формирования слухового восприятия
- 2.1 Развитие фонематического слуха
- 3 Игры на развитие слухового восприятия
Слушая различные звуки, мелодии и человеческую речь, вряд ли кто-либо задумывается, какой сложный процесс позволяет нам воспринимать и понимать все звучащее в окружающем мире. Способность воспринимать на слух и различать особенности звуков заложена в здоровом организме ребенка от природы, но развивается постепенно. Слуховое восприятие у детей дошкольного возраста функционирует уже многогранно. Однако в большой степени характеризуется низкой организованностью.
Слуховое восприятие как канал получения сенсорной информации
Восприятие ребенка с первых месяцев его жизни становится главным инструментом познания действительности. Слуховые, зрительные и осязательные рецепторы обеспечивают передачу на первых порах самой доступной детскому мозгу информации, которая по крупицам собирается и постепенно формирует картину окружающего мира.
Ведущую роль в овладении перцептивными действиями играет зрительное восприятие, поскольку зрение наиболее полно позволяет обследовать предметы и явления и выявить их внешние свойства. Как только ребенок начинает сам передвигаться, активизируется тактильное восприятие.
Слуховой канал выполняет свои незаменимые функции и дает возможность познавать другие сенсорные качества объектов, которые не доступны зрительным и тактильным рецепторам.
Развитие слухового восприятия у дошкольников определяется тем, как они продвигаются в практической деятельности и осваивают конкретные действия. Ребенок не всегда обратит внимание на звук упавшего предмета где-то в стороне, но заметит, какой звон раздается, когда падает вследствие его действий погремушка или посуда. Ни один малыш не будет молча катать машинку. Он изобразит многообразный рокот машины, от буксующей до мчащейся на скорости.
Благодаря слуховому каналу в процесс познания предмета или явления добавляются такие единицы восприятия, которые позволяют открыть звуковые стороны объекта. Это значит, что ребенок открывает новое в уже знакомых объектах, знания об окружающем мире обогащаются и структурируются, закладываются основы словесно логического мышления.
Особенности формирования слухового восприятия
Если рассматривать слуховое восприятие как биологическую функцию психики, обеспечивающую прием и передачу информации при помощи органов слуха, то этот вид восприятия начинает развиваться с первых дней жизни. Но в данном случае нас больше интересует слуховое восприятие как познавательный процесс, и как продвигается ребенок в освоении мира с помощью слуха.
Самой природой детям поставлена задача научиться слушать и слышать обычные звуки, человеческую речь, звуки музыки.
Первые годы своей жизни ребенок учится слышать, то есть, приобретает слуховой опыт. Он накапливает сенсорные эталоны.
Еще не понимая, что ему говорят, малыш сосредоточенно прислушивается и улавливает тональные оттенки речи. Ребенок реагирует на музыку, замечает ее ритмичность. Вслушиваясь в интонацию и мелодичность обращенной к нему речи, малыш начинает лепетать в ответ, и это заслуга слухового восприятия.
На втором году жизни активно развиваются способы воспроизведения звука. Причем, дети пытаются воспроизвести как слова, так и окружающие звуки. Не зря первыми в «словарь» ребенка попадают междометия из мира животных: «ав», «мяу», «му-у».
Особо важным достижением является то, что детское ухо начинает улавливать смыслоразличительные единицы родного языка – фонемы. К концу второго года жизни у детей завершает формироваться фонематических слух. То есть, при правильном развитии ребенок уже различает все звуки родного языка.
Научившись слышать звук, а именно воспринимать звучание слуховыми анализаторами и соотносить или встраивать в свой эталонный ряд, ребенок приучается слушать. Он сосредотачивается на заинтересовавших его звуках, реагирует на интонации, прислушивается. Чувствительность к восприятию звучащей информации необходима ребенку для речевой активности. Также это важное условие для развития музыкальных способностей.
Развитие фонематического слуха
Отдельной и особенно сложной функцией слухового восприятия является фонематический слух. Слушая речь, ребенок автоматически выделяет такие параметры звуков, как тихий-громкий, высокий-низкий, мягкий-грубый, мелодичный-отрывистый…
На втором году жизни дети научаются отличать все речевые звуки, а в период от 2-х до 4-лет происходит постепенное уточнение звукового состава родного языка.
Нормой является овладение фонематической структурой слова и ритмико-мелодическим произношением фраз к 5-6 годам.
Развитие речи в большой степени зависит от развития фонематического слуха. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет то, как они разговаривают со своим малышом. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, и четко проговаривать слова.
У ребенка еще только формируется решетка фонем родного языка и звуковая культура речи. И формируется фонематическая система на основе тех звуков, которые слышит ребенок. Если взрослые не следят за своей речью, то детское ухо воспринимает искаженное звучание как эталон, что затрудняет формирование фонематического слуха.
Игры на развитие слухового восприятия
Игры на слуховое восприятие для дошкольников оказывают помощь и в развитии слухового внимания, и в формировании правильного произношения. Названные процессы должны максимально сформироваться в дошкольном детстве, иначе в более позднем возрасте придется не столько развивать, сколько корректировать рассеянное внимание и речевые нарушения. Поэтому так важно научить ребенка хорошо слушать и слышать.
Испорченный телефон
Развитию слухового восприятия способствуют такие популярные игры, как «Испорченный телефон» или «Глухой телефон». Разумеется, дети дошкольного возраста проговаривают на ушко не текст, а одно-два предложения. Несколько раз переданная фраза от одного игрока к другому по цепочке неизменно искажается.
Только в данной игре следует нацеливать ребятишек на то, чтобы они старались донести содержание фразы конечному игроку как можно полнее. Детям такая игра нравится, и они могут переключиться на шутливую сторону искажения информации.
Для развития слухового восприятия у дошкольников полезно выполнять специальные упражнения в игровой форме.
- Подготовить несколько подручных материалов: положить в стеклянную банку шарик, в пенал – несколько болтов или гвоздиков, в спичечный коробок – семечки и т.п. Разглядывая и слушая вместе с ребенком, обсудить, что и как звучит в подобных самодельных конструкциях. После чего ребенок отворачивается и на слух пытается определить, какой «набор» звучит в конкретном случае. Можно потряхивать с разной интенсивностью, что меняет силу и характер звука.
- Предложить детям закрыть глаза и сосредоточиться на звуках, которые доносятся из окружающей среды. Желательно, чтобы упражнение выполняли одновременно 2-3 человека. В этом случае подключается эффект соревновательности. Дети по очереди называют, какой звук они выделили из множества воспринимаемых. Если первыми ребенок улавливает голоса, звуки машин, бытовые шумы, то уже через несколько минут слуховое восприятие обостряется, и детское ухо начинает различать тиканье часов, чириканье птиц под окном и пр.
- Рассказать сказку, предусматривающую много ролей, где каждый персонаж говорит ярко выраженным тембром («Три медведя», «Теремок»). Предложить дошкольникам определить, голос какого персонажа звучит, характерно проговаривая отстраненную фразу. Например: «Лето заканчивается, и скоро наступит осень».
- Подготовить красный и зеленый кружочки, а также несколько карточек, на которых написаны буквы, для игры на восприятие речевых звуков. Задача ребенка заключается в том, чтобы слушать слово, которое произносит ведущий, и определять, есть ли в этом слове звук, изображенный на карточке в руке ведущего. Если звук присутствует в слове, нужно поднять зеленый кружок, если нет – красный.
Слуховое восприятие является фундаментальной стороной развития человека. Благодаря этому виду восприятия человек владеет речью, лучше ориентируется в пространстве, воспринимает музыку и звуковое богатство окружающего мира. Своевременное развитие слухового восприятия поможет ребенку лучше понимать происходящее и полноценно адаптироваться к жизни.
Нарушения обработки зрительной и слуховой информации
Введение
Обработка зрительной и слуховой информации – это процессы распознавания и интерпретации информации, поступающей через органы зрения и слуха. Термины «визуальная и слуховая обработка» и «зрительное и слуховое восприятие» часто используются взаимозаменяемо. Хотя существует много типов восприятия, двумя наиболее распространенными областями трудностей, связанных с неспособностью к обучению, являются зрительное и слуховое восприятие. Поскольку так много информации в классе и дома представляется визуально и/или вербально, ребенок с нарушениями слухового или зрительного восприятия может оказаться в невыгодном положении в определенных ситуациях. Следующая информация описывает эти два типа расстройств, их последствия для образования, некоторые основные вмешательства и что делать, если есть подозрение на проблему.
Для единообразия термины, используемые в этом пакете, — расстройство зрительной обработки и расстройство слуховой обработки. Другие термины, которые относятся к тому же набору расстройств, включают расстройства зрительного или слухового восприятия, нарушения зрительной или слуховой обработки, центральные расстройства слуховой обработки и другие подобные комбинации этих терминов.
Нарушение зрительной обработки
Что это такое?
Расстройство зрительной обработки или восприятия относится к затрудненной способности осмысливать информацию, получаемую глазами. Это отличается от проблем, связанных со зрением или остротой зрения. Трудности с обработкой изображений влияют на то, как визуальная информация интерпретируется или обрабатывается мозгом.
Общие области сложности и некоторые образовательные последствия: Пространственное отношение
Относится к положению объектов в пространстве. Это также относится к способности точно воспринимать объекты в пространстве по отношению к другим объектам.
Чтение и математика — два предмета, для которых очень важны точное восприятие и понимание пространственных отношений. Оба эти предмета в значительной степени зависят от использования символов (буквы, цифры, знаки препинания, математические знаки). Примерами того, как трудности могут мешать обучению, являются способность воспринимать слова и числа как отдельные единицы, проблемы с направленностью при чтении и математике, путаница букв одинаковой формы, таких как b/d/p/q. Важность способности воспринимать объекты по отношению к другим объектам часто проявляется в математических задачах. Чтобы добиться успеха, человек должен уметь ассоциировать, что определенные цифры соединяются вместе, образуя одно число (например, 14), что другие являются однозначными числами, что операционные знаки (+x,=) отличаются от чисел. , но продемонстрировать связь между ними. Единственными подсказками к таким математическим задачам являются интервалы и порядок между символами. Эти виды деятельности предполагают способность и понимание пространственных отношений.
Зрительная дискриминация
Это способность различать объекты на основе их индивидуальных характеристик. Визуальная дискриминация жизненно важна для распознавания общих объектов и символов. Атрибуты, которые дети используют для идентификации различных объектов, включают в себя: цвет, форму, фигуру, узор, размер и положение. Зрительное различение также относится к способности распознавать объект в отличие от окружающей его среды.
Что касается чтения и математики, трудности со зрительным распознаванием могут мешать способности точно идентифицировать символы, извлекать информацию из изображений, диаграмм или графиков или продуктивно использовать визуально представленный материал. Одним из примеров является способность различать / nl и Imp, где единственной отличительной чертой является количество горбов в букве. Способность распознавать отдельные формы на фоне фона, например объекты на картинке или буквы на доске, в значительной степени зависит от зрительного различения.
Визуальное закрытие
Визуальное закрытие часто считается функцией визуального различения. Это способность идентифицировать или распознавать символ или объект, когда весь объект не виден.
Трудности с визуальным закрытием можно увидеть в таких школьных занятиях, как, когда маленького ребенка просят идентифицировать или дорисовать человеческое лицо. Эта трудность может быть настолько серьезной, что даже одна отсутствующая черта лица (нос, глаз, рот) может сделать лицо неузнаваемым ребенком.
Распознавание объектов (зрительная агнозия)
Многие дети не могут визуально распознавать знакомые им предметы или даже объекты, которые они могут распознавать с помощью других органов чувств, таких как осязание или обоняние. Одна школа мысли об этой трудности состоит в том, что она основана на неспособности интегрировать или синтезировать визуальные стимулы в узнаваемое целое. Другая школа мысли приписывает эту трудность проблеме со зрительной памятью, из-за которой человек не может восстановить мысленное представление о просматриваемом объекте или установить связь между мысленным представлением и самим объектом.
В образовательном плане это может помешать ребенку последовательно распознавать буквы, цифры, символы, слова или изображения. Это, очевидно, может расстроить процесс обучения, поскольку того, что вы узнали в один день, может не быть или быть недоступным для ребенка на следующий день. В случаях частичной агнозии может вспоминаться то, что выучено в первый день, «забыто» на второй день.
Отношения «целое/часть»
Некоторым детям трудно воспринимать или интегрировать отношения между объектом или символом в целом и составными частями, из которых он состоит. Некоторые дети могут воспринимать только кусочки, в то время как другие способны видеть только целое. Обычная аналогия — это неспособность видеть лес за деревьями и, наоборот, способность распознавать лес, но не отдельные деревья, из которых он состоит.
В школе дети должны постоянно переходить от целого к частям и обратно. Например, «целостный воспринимающий» может быть очень искусным в распознавании сложных слов, но ему будет трудно назвать буквы в нем. С другой стороны, «частично воспринимающие» могут быть в состоянии назвать буквы или некоторые буквы в слове, но им очень трудно интегрировать их, чтобы составить целое, неповрежденное слово. Создавая художественные работы или рассматривая картины, «воспринимающие часть» часто уделяют большое внимание деталям, но не способны увидеть связь между деталями. С другой стороны, «воспринимающие в целом» могут быть в состоянии описать произведение искусства только в очень общих чертах или не иметь способности ассимилировать части, чтобы вообще придать им какой-либо смысл. Как и со всеми способностями и ограниченными возможностями, существует широкий диапазон в функционировании разных детей.
Взаимодействие с другими областями развития
Общей проблемой является зрительно-моторная интеграция. Это способность использовать визуальные подсказки (зрение) для управления движениями ребенка. Это относится как к крупной, так и к мелкой моторике. Часто детям с трудностями в этой области трудно ориентироваться в пространстве, особенно по отношению к другим людям и предметам. Это дети, которых часто называют «неуклюжими», потому что они натыкаются на предметы, кладут предметы на края столов или прилавков, где они падают, «промахиваются» по своим местам, когда садятся, и т. д. Это может мешать практически во всех областях. жизни ребенка: социальная, академическая, спортивная, прагматическая. Трудности с интеграцией мелкой моторики влияют на письмо ребенка, организацию на бумаге и способность переходить между рабочим листом или клавиатурой и другой необходимой информацией, которая находится в книге, на числовой линии, графике, диаграмме или на экране компьютера.
Вмешательства
Сначала несколько слов о вмешательствах в целом. Вмешательства должны быть направлены на конкретные потребности ребенка. Нет двух детей с одинаковым набором сильных или слабых сторон. Эффективным вмешательством является такое вмешательство, которое использует сильные стороны ребенка для развития конкретных областей, нуждающихся в развитии. Таким образом, интервенции следует рассматривать как динамичный и постоянно меняющийся процесс. Хотя поначалу это может показаться ошеломляющим, важно помнить, что процесс поиска успешных вмешательств со временем становится проще, а подход к обучению, стиль и способности ребенка становятся более заметными. Следующие примеры дают некоторые идеи относительно конкретной инвалидности. Это только начало, которое призвано побудить к дальнейшему осмыслению и разработке конкретных вмешательств и стратегий вмешательств.
Ниже представлен ряд общих вмешательств и приспособлений, используемых с детьми в их обычном классе:
- Для чтения
Увеличенный шрифт для книг, бумаг, рабочих листов или других материалов, которые, как ожидается, будет использовать ребенок, часто может значительно облегчить выполнение задач. Некоторые книги и другие материалы имеются в продаже; другие материалы должны быть увеличены с помощью копировального аппарата или компьютера, когда это возможно.
Есть несколько способов помочь ребенку сосредоточиться и не перегружаться при использовании нарисованной информации. Многим детям «окно», сделанное путем вырезания прямоугольника в каталожной карточке, помогает держать в фокусе соответствующие числа, слова, предложения и т. д., блокируя при этом большую часть второстепенного материала, который может отвлекать. По мере улучшения слежения за ребенком подсказку можно уменьшить. Например, через некоторое время можно заменить «окно» линейкой или другой линейкой, тем самым увеличив требования к задаче, но при этом обеспечивая дополнительную структуру. Затем это может быть сведено, возможно, к тому, чтобы ребенок указывал на слово, которое он/она читает, только пальцем.
- Для письма
Добавление большей структуры к бумаге, которую использует ребенок, часто может помочь ему/ей использовать бумагу более эффективно. Это можно сделать несколькими способами. Например, линии можно сделать темнее и четче. Доступна бумага с выпуклыми линиями для обеспечения кинестетической обратной связи. Рабочие листы могут быть упрощены по своей структуре, а количество материала, содержащегося в рабочем листе, можно контролировать. Использование бумаги, которая разделена на большие и отдельные части, часто может помочь с математическими задачами.
- Стиль преподавания
Знание и отслеживание развития навыков и способностей ребенка поможет определить, какие приспособления в структуре класса и/или материалах являются подходящими и выполнимыми. Кроме того, учитель может помочь, следя за тем, чтобы ребенок никогда не полагался исключительно на слабое место, если только это не является конкретной целью занятия. Например, если учитель имеет в виду запись на доске или листе бумаги, он/она может прочитать вслух то, что читается или пишется, предоставляя дополнительные средства для получения информации.
Нарушение обработки слуха
Что это такое?
Нарушение слуховой обработки влияет на способность человека анализировать или осмысливать информацию, поступающую через уши. Это отличается от проблем со слухом как таковых, таких как глухота или тугоухость. Трудности со слуховой обработкой не влияют на то, что слышит ухо, но влияют на то, как эта информация интерпретируется или обрабатывается мозгом.
Дефицит слуховой обработки может напрямую мешать речи и языку, но может повлиять на все области обучения, особенно на чтение и правописание. Когда обучение в школе опирается в основном на разговорную речь, у человека с нарушением слуховой обработки могут возникнуть серьезные трудности с пониманием урока или указаний.
Общие трудности и некоторые последствия для обучения:
Фонологическая осведомленность
Фонологическое осознание — это понимание того, что язык состоит из отдельных звуков (фонем), которые вместе образуют слова, которые мы пишем и произносим. Это фундаментальный предшественник чтения. Дети, у которых есть трудности с фонологическим восприятием, часто не могут распознать или изолировать отдельные звуки в слове, распознать сходство между словами (например, в рифмующихся словах) или определить количество звуков в слове. Эти дефициты могут повлиять на все области языка, включая чтение, письмо и понимание разговорной речи.
Хотя фонологическое осознание развивается естественным образом у большинства детей, необходимые знания и навыки можно научить посредством прямого обучения тех, у кого есть трудности в этой области.
Слуховая дискриминация
Слуховое различение — это способность распознавать различия в фонемах (звуках). Это включает в себя способность идентифицировать слова и звуки, которые похожи, и те, которые отличаются.
Слуховая память
Слуховая память – это способность запоминать и воспроизводить информацию, которая была передана в устной форме. Человек с трудностями в этой области может быть не в состоянии следовать инструкциям, данным в устной форме, или может иметь проблемы с вспоминанием информации из истории, прочитанной вслух.
Слуховое секвенирование
Слуховое определение последовательности — это способность запоминать или реконструировать порядок элементов в списке или порядок звуков в слове или слоге. Одним из примеров является произнесение или написание «ephelant» для «слона».
Смешение слуха
Слуховое смешивание — это процесс соединения фонем в слова. Например, отдельные фонемы «с», «а» и «т» образованы от слова «кошка».
Вмешательства:
Сначала несколько слов о вмешательствах в целом. Вмешательства должны быть направлены на конкретные потребности ребенка. Нет двух детей с одинаковым набором сильных или слабых сторон. Эффективным вмешательством является такое вмешательство, которое использует сильные стороны ребенка для развития конкретных областей, нуждающихся в развитии. Таким образом, интервенции следует рассматривать как динамичный и постоянно меняющийся процесс. Хотя поначалу это может показаться ошеломляющим, важно помнить, что процесс поиска успешных вмешательств становится легче со временем и по мере того, как подход к обучению, стиль и способности ребенка становятся более ясными. Следующие примеры дают некоторые идеи относительно конкретной инвалидности. Это только начало, которое призвано побудить к дальнейшему осмыслению и разработке конкретных вмешательств и стратегий вмешательств.
Ниже представлен ряд общих вмешательств и приспособлений, используемых с детьми в их обычном классе:
Не полагайтесь исключительно на слабые места.
Если инструкции даются устно, попробуйте дополнить их письменными или другими визуальными подсказками. Несмотря на то, что важно напрямую обращаться к проблемным областям и пытаться развивать слабые стороны, также необходимо, чтобы учащийся мог успешно работать в классе. Простое приспособление, такое как подкрепление словесных указаний визуальными или письменными подсказками, является одним из способов облегчить это.
Помните о трудностях.
Упрощение словесных указаний, замедление темпа речи и минимизация отвлекающих факторов могут иметь большое значение для человека с трудностями обработки слуха.
Запланируйте конкретные действия для проблемных областей.
Существует много видов деятельности, которые могут помочь развить навыки слуховой обработки, будь то фонологическая осведомленность, слуховое различение или любая другая область в этой области. Например, игры с рифмованием могут помочь развить фонологическую осведомленность, а также различать похожие и разные звуки. Сортировочные игры могут помочь развить слуховую память, поскольку количество переменных и шагов, участвующих в сортировке, можно легко контролировать, чтобы регулировать уровень сложности.
Что делать, если вы подозреваете проблему?
Следующие предложения представлены в последовательности, которая поможет гарантировать, что ваши проблемы не останутся без внимания. Что не менее важно, эта последовательность должна помочь избежать преждевременной тревоги, которая может быть не в интересах ребенка.
Запишите причины, по которым вы подозреваете, что проблема может присутствовать или развиваться, тщательно документируя примеры, в которых имеет место вызывающее беспокойство поведение.
Это поможет двояко. Во-первых, это поможет подтвердить или развеять ваши опасения. Если есть повод для беспокойства, это поможет вам получить более целенаправленное представление о том, в чем заключается трудность. Этот список также будет полезен, если необходимы дальнейшие действия или встречи с другими специалистами.
Свяжитесь со школой.
Поговорите с учителем ребенка и другими специалистами, которые взаимодействуют с вашим ребенком, чтобы узнать, не замечают ли они похожее поведение или не испытывают ли аналогичные опасения. Если ребенок уже работает со специалистами или получает специальные образовательные услуги, консультация с этими людьми может помочь в выявлении проблемы и выработке решений.
Если проблемы остаются, оценка специалистом, знакомым с этими проблемами, может помочь локализовать проблему.
Оценка может проводиться в государственных школах или у частных врачей. Пожалуйста, обратитесь к пакету юридических прав NCLD для полного объяснения ваших прав, процесса и обязанностей школы перед вами. Кроме того, оценка должна помочь определить сильные и слабые стороны в целом, а терапевт должен быть в состоянии порекомендовать приспособления и стратегии, которые наилучшим образом облегчат обучение вашего ребенка.
Если вы считаете, что требуются специальные услуги или приспособления, организуйте встречу со школьными специалистами, участвующими в обучении вашего ребенка, чтобы разработать планы удовлетворения конкретных потребностей вашего ребенка.
В некоторых случаях дети соответствуют требованиям, чтобы иметь право на получение специальных услуг по закону. В других случаях дети не соответствуют критериям законного права. В любом случае именно школе придется организовывать и реализовывать эти решения. Связанные законом или нет, некоторые люди и школьные системы более чутко реагируют на потребности людей, чем другие. По этой причине важно попытаться установить и поддерживать полезные отношения с людьми, которым вы доверяете образование своего ребенка. Часто имеются местные ресурсы, которые помогают удовлетворить и поддержать различные потребности, которые сопровождают любого человека и его/ее семью при обнаружении инвалидности. Эти организации часто оказываются чрезвычайно ценными, предоставляя дополнительные ресурсы и стратегии, которые могут повлиять на то, получит ли ваш ребенок необходимую помощь или нет.
Эта информация представляет материалы, доступные в Национальном центре информации и справочной системы для лиц с ограниченными возможностями обучения
Связанный ресурс от нашего партнера:
• Понимание проблем визуальной обработки
Блум, Джилл. (1990). Помогите мне помочь моим детям: справочник для родителей детей-инвалидов. Уолтем, Массачусетс: Литтл, Браун и компания.
Родительский журнал. (весна 1995 г.). «Центральное расстройство слуховой обработки». Сан-Матео, Калифорния: Центр образовательных ресурсов для родителей.
Хайден, А.Х., Смит, Р.К., фон Хиппель, К.С., и Баер, С.А. (1986). Интеграция дошкольников: дети с ограниченными возможностями обучения. Министерство здравоохранения и социальных служб США.
Лернер, Джанет. (1989) Неспособность к обучению: теории. Диагностика. и стратегии обучения. 6-е издание. Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин.
Левин, М. (1990). Впереди в школе. Кембридж, Массачусетс: Educators Publishing Services, Inc.
Понимание проблем с обучаемостью: руководство для родителей и рабочая тетрадь. (1991). Национальный центр инвалидов по обучению и Совет по обучению инвалидов. Ричмонд, Вирджиния.
Тема:
Дефицит обработки слуха
Нарушение обработки слуха (для родителей)
Что такое нарушение обработки слуха?
Нарушение обработки слуха (APD) — это проблема со слухом, которой страдают около 3–5% детей школьного возраста.
Дети с этим заболеванием, также известным как центральное расстройство слуховой обработки (ЦАРЛ), не могут понимать то, что они слышат, так же, как и другие дети. Это потому, что их уши и мозг не полностью координируются. Что-то мешает тому, как мозг распознает и интерпретирует звуки, особенно речь.
При правильном подходе дети с АРЛ могут добиться успеха в школе и в жизни. Важна ранняя диагностика. Если это состояние не выявить и не лечить на ранней стадии, у ребенка есть риск возникновения проблем со слушанием и обучением дома и в школе.
Проблемы с пониманием речи
Считается, что дети с АРЛ нормально воспринимают звуки, потому что они обычно могут слышать звуки, которые произносятся по одному в очень тихой обстановке (например, в комнате со звукоизоляцией). Проблема в том, что они обычно не могут легко распознать небольшие различия между звуками в словах, даже если звуки достаточно громкие, чтобы их можно было услышать.
Проблемы такого рода обычно возникают в условиях плохой слышимости — например, при наличии фонового шума или в комнате с реверберацией, такой как аудитория, — что часто имеет место в социальных ситуациях. Дети с APD могут иметь проблемы с пониманием того, что им говорят, когда они находятся в более шумных местах, таких как классная комната, игровая площадка, спортивное мероприятие, школьная столовая или вечеринка.
Каковы признаки и симптомы нарушения слуховой обработки?
Симптомы APD могут варьироваться от легких до тяжелых и могут принимать различные формы. Если вы считаете, что у вашего ребенка могут быть проблемы с обработкой звуков, спросите себя:
- Мой ребенок часто неправильно слышит звуки и слова?
- Шумная обстановка подавляет, когда мой ребенок пытается слушать?
- Улучшается ли слуховое поведение и успеваемость моего ребенка в более тихой обстановке?
- Есть ли у моего ребенка проблемы с выполнением словесных указаний, простых или сложных?
- Есть ли у моего ребенка проблемы с правописанием или произношением?
- Трудны ли моему ребенку словесные математические задачи?
- Моему ребенку трудно следить за разговорами?
APD часто неправильно понимают, потому что многие из его симптомов аналогичны симптомам других заболеваний. Кроме того, симптомы APD могут быть скрыты другими проблемами, такими как задержка речи, трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и депрессия. Дефицит слуховой памяти, проблемы со слуховым вниманием и звуковой чувствительностью не являются симптомами APD, но также могут вызывать проблемы с правильным использованием звуковой информации. Посещение аудиолога и других смежных специалистов может помочь родителям понять эти условия.
Что вызывает нарушение слуховой обработки?
Часто причина APD у ребенка неизвестна. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что дети с травмой головы, отравлением свинцом, судорожным синдромом или хроническими ушными инфекциями подвергаются большему риску. Иногда может быть более одной причины.
Как диагностируется нарушение слуховой обработки?
Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы со слухом или пониманием того, что говорят люди, попросите аудиолога (специалиста по слуху) осмотреть вашего ребенка. Только аудиологи могут диагностировать нарушение слуховой обработки.
Самый распространенный способ диагностики APD — использование определенной группы тестов прослушивания. Аудиологи часто ищут следующие основные проблемные области у детей с APD:
- Слуховая фигура-фон: Это когда у ребенка возникают проблемы с пониманием речи, когда на заднем плане есть речевой лепет или окружающий шум. Шумные, слабо организованные классы или классы под открытым небом могут сильно раздражать ребенка с АРЛ.
- Закрытие слуха: Это когда ребенок не может «заполнить пробелы» в речи, когда это более сложно. Это может произойти в более тихой обстановке, но чаще встречается, когда голос говорящего слишком быстрый или приглушенный, из-за чего ребенку трудно понять смысл звуков и слов.
- Дихотическое слушание: Это когда ребенку трудно понять конкурирующую осмысленную речь, которая произносится одновременно. Например, если учитель говорит с одной стороны от ребенка, а другой ученик говорит с другой стороны, ребенок с АРЛ не может понять речь одного или обоих говорящих.
- Временная обработка: Это синхронизация системы обработки информации ребенка, которая помогает ему распознавать различия в звуках речи (например, мат против похлопывания). Это также помогает им понимать высоту тона и интонацию (например, задавать вопрос вместо команды), понимать загадки и юмор и делать выводы.
- Бинауральное взаимодействие: Это способность знать, с какой стороны исходит речь или звуки, и локализовать звук в комнате. Хотя это менее распространено, эта проблема возникает у детей с травмой головного мозга или судорожными расстройствами в анамнезе.
Для большинства традиционных тестов APD ребенку должно быть не менее 7 лет. Таким образом, многие дети не диагностируются до первого класса или позже. Новые электрофизиологические тесты (в которых используются неинвазивные электроды для проверки реакции организма на речь) могут дать некоторую раннюю информацию о центральной слуховой системе у детей младше 7 лет.
Чем могут помочь родители и учителя?
Слуховая система не полностью развита, пока детям не исполнится 14 лет. Многие дети с диагнозом APD могут со временем развить лучшие навыки слушания по мере взросления их слуховой системы.
Излечения не существует, но различные стратегии могут помочь в слушании, а также улучшить развитие слухового пути с течением времени, особенно если начинать в более молодом возрасте. К ним относятся:
- физические приспособления для улучшения среды прослушивания
- индивидуальная терапия
- помощь от других специалистов, чтобы справиться с симптомами невозможности слушать. Например, ребенку могут быть полезны:
- логопедическая терапия при языковом дефиците
- консультации для помощи при депрессии или тревоге
- арт-терапия или музыкальная терапия для повышения самооценки
- трудотерапия для решения сенсорных проблем или проблем со слухом
Одним из распространенных физических приспособлений является система удаленных микрофонов, ранее известная как система частотной модуляции (FM). Это вспомогательное устройство для прослушивания выделяет голос говорящего по сравнению с фоновым шумом, делая голос более четким, чтобы ребенок мог его понять. Говорящий человек носит крошечный микрофон-передатчик, который посылает сигнал на беспроводной приемник, который ребенок носит на ухе, или на динамик.
Другие физические приспособления часто направлены на оптимизацию доступа ребенка к речи. Оптимизация речи означает уменьшение помех от других вещей, таких как фоновый лепет, звуки и зрительные отвлекающие факторы, а также плохая акустика в классе. Например, в классе учитель может замедлить речь, говорить четко и обдуманно (вспомните мистера Роджерса!), и посадить ребенка так, чтобы он мог лучше его видеть и слышать.
Некоторые индивидуальные методы лечения также могут помочь детям улучшить развитие слухового пути. Обычно их рекомендует отоларинголог на основании результатов анализов и опасений ребенка. Несколько компьютерных программ предназначены для детей с APD. В основном они помогают мозгу лучше обрабатывать звуки в шумной обстановке. Некоторые школы предлагают эти программы. Если у вашего ребенка APD, узнайте у администрации школы о том, что доступно.
Стратегии, используемые дома и в школе, могут облегчить некоторые проблемы, связанные с APD.
Дома
Дома эти стратегии могут помочь вашему ребенку:
- По возможности снижайте фоновый шум.
- Пусть ваш ребенок смотрит на вас, когда вы говорите. Это помогает дать вашему ребенку визуальные подсказки, чтобы «заполнить пробелы» в отсутствующей речевой информации.
- Используйте такие стратегии, как «разбиение на части», что означает давать ребенку простые словесные указания с меньшим количеством слов, ключевым словом для запоминания и меньшим количеством шагов.
- Говорите немного медленнее и четче. Громче не всегда помогает. (Опять же, подумайте о мистере Роджерсе!)
- Попросите ребенка повторить вам инструкции, чтобы убедиться, что они все поняли.
- Для инструкций, которые нужно выполнить позже, могут помочь написание заметок, ведение таблицы или списка дел, использование календарей с визуальными символами и соблюдение распорядка.
- Многие дети с APD находят полезным использование субтитров на телевидении и в компьютерных программах.
Поощряйте детей отстаивать свои интересы. Говорить взрослым, когда им трудно слушать, может помочь. Но застенчивым детям может понадобиться использовать согласованные визуальные карточки или сигналы для тренеров, родителей и учителей.
Самое главное, напомните своему ребенку, что здесь нечего стыдиться. Мы все учимся по-разному. Потерпи. Это тяжело для вашего ребенка и требует времени. Ваш ребенок хочет преуспеть и нуждается в терпении, любви и понимании, пока он стремится к успеху.
В школе
Учителя и другой школьный персонал могут мало знать о APD и о том, как это может повлиять на обучение. Обмен этой информацией и разговор о ней может помочь лучше понять расстройство.
APD технически не считается нарушением способности к обучению, и дети с APD обычно не включаются в специальные образовательные программы. В зависимости от степени трудности ребенка в школе, он может иметь право на план приспособления, такой как индивидуальная программа обучения (IEP) или план 504, в котором будут указаны любые особые потребности в классе. Приспособления для APD часто подпадают под категорию инвалидности «Другие нарушения здоровья».
Другие полезные корректировки:
- стратегическое (или предпочтительное) размещение, чтобы ребенок находился ближе всего к основному говорящему. Это уменьшает отвлечение звуков и зрения и улучшает доступ к речи.
- предварительное обучение новым или незнакомым словам
- наглядные пособия
- записанных уроков для последующего просмотра
- компьютерных программ, разработанных для детей с АПЛ
Оставайтесь на связи со школьной командой, чтобы узнать об успеваемости вашего ребенка.