Построение пространственной композиции хореографического номера с учетом зрительского восприятия — Информио
Приступая к работе над хореографическим номером, постановщик должен четко знать, какую цель он ставит перед собой. Он основательно продумывает драматургию будущего произведения, музыку, работает над рисунком и тщательно разрабатывает лексику будущего произведения. Но, зачастую, балетмейстер не задумывается, как хореографический номер воздействует на зрителя, а учет зрительского восприятия очень важен. Именно зритель в конечном итоге оценивает насколько удачно или неудачным оказалось композиционное решение видимого им танца, именно для зрителя балетмейстер и композитор создают свою танцевальную композицию. Как часто приходиться сталкиваться с явлениями, когда выступления хореографического ансамбля при наличии красочных костюмов, сценического освещения и технически сложного исполнения не впечатляет зрителей, оставляет равнодушным публику?
Зрительское восприятие, это процесс, в котором хореографическое произведение является источником воздействия ощущений на органы чувств зрителя: слуховые, зрительные, ритмические. Особенностью зрительного восприятия является четкое представление о целом, оно начинается с выделения общих структурных особенностей объекта, затем осваиваются отношения между предметами, и между деталями предметов, кроме этого оно основывается на таких процессах как, восприятие яркости и цвета, восприятии движения и восприятии формы[4]. Слуховое восприятие – это способность воспринимать и понимать звуки и различия между ними. А звук — это звуковые волны, которые образуются во круг нас. Звуковые волны характеризуются параметрами – громкость, частота звуковых волн, продолжительность звукового воздействия и ритм.
Пространственная композиция хореографического номера – это рисунки танца, созданные балетмейстером для передачи идеи, темы произведения и создание хореографического образа в пространстве сцены [3]. В хореографическом искусстве содержание танца раскрывается в пространстве и во времени. Исходя из этих двух закономерностей, можно определить две группы приемов построения пространственной композиции. К первой группе с учетом пространства и времени, относятся – приёмы дробления, укрупнения, наращивания и усложнения. Ко второй группе с учетом зрительского восприятия рисунка — «точка восприятия», прием контраста, прием построения от частного к общему [2, с.42].
Зрительское восприятие хореографического произведения происходит одновременно на двух уровнях, которые взаимосвязаны между собой. На физиологическом уровне зрители воспринимают внешнюю сторону содержательной формы. На психологическом уровне у зрителя при восприятии содержательной формы возникают эмоциональные, смысловые представления [1, с.56].
В работе изучены универсальные законы визуального восприятия, выделенные психологом Максом Вертгеймером и на основе их разработаны рекомендации по использованию законов зрительского восприятия для построения пространственной композиции хореографического номера.
При постановке хореографического номера, балетмейстер должен учитывать особенности, с помощью которых зритель лучше понимает замысел постановки хореографического номера, идею, заложенную балетмейстером. Важной особенностью является учет сценического пространства.
Особенности просцениума:
убираются силовые трюки;
допускаются компактные композиции;
Особенности первого плана:
допускает больший объем композиции;
позволяет больше свободы движению;
Особенности второго плана:
выходы солистов;
допускаются композиции с большим количеством людей;
внимание к внешнему образу, а не к психологии действующих лиц
Особенности заднего плана:
большие монументальные композиции, с обилием движений;
расположение массовки;
человеческая фигура воспринимается в уменьшенном виде;
вывод солистов уместен в эпических постановках;
Еще одной важной особенностью является геометрия мизансцены в построении пространственной композиции.
Движение по прямой:
дает композиции строгость, сухость;
движение на авансцену дает ощущение сильного напора;
Особенности кругового рисунка:
дает эффект стройности и строгости;
полный круг подчеркивает идею законченности;
раскрывает все ракурсы исполнителей;
по настроению выражает радость, вечность;
Особенности квадратного рисунка:
контрастный и очень статичный рисунок;
по настроению – это восклицание;
Особенности диагонального построения:
диагональ – это стремление, героизм;
в некоторых случаях – безысходность;
диагональ всегда очень эффектна;
Освещения так же играет большую роль:
для обогащения образов действующих лиц подбирается художественный свет, выражающий и подчёркивающий роль персонажа;
освещение костюмов позволяет выявить их объем и фактуру;
с помощью света можно обогащать цветовое решение хореографического номера;
Существуют универсальные законы визуального восприятия, с учетом которых, композиция, с большой вероятностью, будет оценена зрителем как понятная и приятная.
Закон подобия. Этот закон действует, когда балетмейстер строит свои рисунки по принципу симметрии.
Закон «фигура-фон». Этот закон используется, когда балетмейстеру нужно выделить главного персонажа. Это можно сделать, если кордебалет выполняет одни определенные движения, а солист совершенно противоположные.
Закон равновесия. Все рисунки, используемые в танце, должны равномерно распределяться по сценической площадке, строиться в зависимости друг от друга, отображать одну тему, нести одну мысль.
Закон замкнутости. Это закон возможно использовать для характеристики противоборствующих сил, которые нужно держать на расстоянии.
Закон дополнения до целого. Этот закон применяется балетмейстером, когда он выстраивает хореографическую композицию с помощью приема «полифонии». Так же этот закон выражается в феномене «константности восприятия». Восприятие за счет прошлого опыта «корректирует» увиденное.
Закон простоты. Этот закон употребим балетмейстером в постановке массовых номеров. Иногда простейшие «па», исполненные даже в унисон, выглядят гораздо интереснее и эффективнее, чем многосложные движения, втиснутые в скучные линии квадрата.
Закон структурности.
Этот закон можно применить балетмейстеру, когда он хочет донести до зрителя настроение, за счет построения композиции, движения исполнителей по вертикали или горизонтали, в зависимости от того, что хочет показать автор.
Список литературы
1.Богданов Г. Ф Основы хореографической драматургии [Текст]: учебное пособие. – Изд. 2-е, доп./ Богданов Г. Ф. – М.: МГУКИ, 2010. – 192.
2.Бухвостова Л.В., Шекотихина С. А. Композиция и постановка танца [Текст]: курс лекций/ Бухвостова Л.В., Шекотихина – Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2001. – 127 с.
3.Голейзовский К. Жизнь и творчество[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcanto.ru/goleyzovsky.html, свободный (17.11.18)
4.Зрительное восприятие, его особенности и функции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/112663, свободный (02.10.18)
Оригинал работы:
Построение пространственной композиции хореографического номера с учетом зрительского восприятия
Художественное восприятие (Аспекты и методы изучения)
1
Кто-то остроумно заметил, что рассмотрение любой проблемы обычно начинается так: «Еще Аристотель…» или «Уже Аристотель…». Но хотя восприятием искусства интересовались всегда – от Аристотеля до нашего времени, все же до сих пор эта проблема не только не заняла в науке подобающего места, но во всем объеме даже не поставлена. Очень слабо разработана методология и методика изучения.
Говорят, что осознание актуальности какой-либо проблемы предвещает дальнейшие успехи. Сейчас, кажется, все согласны, что художественное восприятие принадлежит к самым актуальным научным проблемам и вместе с тем к самым сложным. Однако на практике (особенно в преподавании литературы) восприятие чаще всего рассматривают лишь как однолинейное усвоение содержания. Нечто подобное встречается в подходе и к кинематографу, и к живописи, и к театру. Против упрощенных представлений о восприятии всегда протестовали прежде всего писатели. Горький говорил, что чтение книг, это столь привычное для нас, обыденное занятие, по существу – таинственный, мало познанный процесс. Анатоль Франс рассматривал чтение как равноправный диалог писателя и читателя, а Виктор Гюго сопоставил этот диалог с поединком, исход которого трудно предсказать. Но художественное восприятие – это ведь не только общение с автором произведения, мысленный спор или несогласие с ним; это и открытие нового в жизни, и познание самого себя, это и наслаждение и самовоспитание. Художественное восприятие как научную проблему нужно дифференцировать: она является, при всей ее целостности, многоаспектной. Программа исследования должна включать в себя выработку методологии предмета; изучение сущности восприятия, его законов; освещение эволюции читателя, зрителя, слушателя в различные периоды общественного развития в связи с историческими процессами развития искусства; конкретно-социологическое изучение современных интересов, вкусов, потребностей воспринимающей аудитории. Именно эти аспекты представляются основными и определяющими.
Художественное восприятие является, конечно, вполне самостоятельной проблемой. Однако ее нельзя отрывать от изучения творчества как целостного процесса, который включает в себя три звена – авторский замысел и все этапы работы автора над своим произведением, затем результат авторского труда в виде завершенного произведения и, наконец, восприятие произведения зрителем, читателем, слушателем. Не буду подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку о понимании творчества как динамической системы – от авторского замысла к восприятию – мне уже приходилось писать1. Ограничусь лишь кратким пояснением.
Общение художника с теми, для кого он создает произведение, начинается не только после того, как последнее стало достоянием публики. Это общение пусть с воображаемым, гипотетическим читателем или зрителем происходит у художника с самого начала зарождения замысла и до его претворения. Писатель, живописец, режиссер ориентируются на определенную модель восприятия. Степень такой ориентировки автора и степень ее осознанности различны. Но о том, что эта ориентировка существует, говорят многие свидетельства. Заданность восприятия, стремление предугадать его эффект – элемент самой творческой работы. Разумеется, это не жесткое планирование развития творческого замысла и эффекта восприятия: в ходе работы художника над произведением постоянно происходят и неожиданные, непредвиденные повороты, мгновенные озарения, часто меняющие намеченный ранее замысел; немало и таких случаев, когда намерения и результат автора не совпадают. Но тем не менее несомненна, с большей или меньшей степенью осознанности, ориентация автора на определенный тип восприятия.
Любопытно, например, что рукописи Достоевского пестрят пометками, которыми Достоевский постоянно напоминает самому себе о читателе, напоминает о необходимости добиться, чтобы читатель воспринял в нужном направлении ту или иную ситуацию или образ2. По отношению к киноискусству и живописи о предвосхищении художниками зрительского восприятия не раз говорил С. Эйзенштейн. Он доказывал, что произведение искусства, если его рассматривать динамически, и есть процесс становления образов, чувств и разума зрителя. Можно умножить примеры, которые убеждают, что при анализе проблемы восприятия нельзя отрешаться от процессов создания произведения.
Из этой методологической предпосылки следует и другая. Для того чтобы выяснить, в какой степени читательское, зрительское восприятие соответствует идейно-эстетическому содержанию произведения, нужно исследовать его структуру, то есть второе из упомянутых звеньев. И наконец, анализ восприятия, то есть третьего звена, логически определяется как исследование соотношений структуры произведения и структуры восприятия.
Попытки исследования системы «автор – читатель» (вернее, выдвижение такой задачи) предпринимались и в прошлом, однако строились они чаще всего на неверных теоретических основах. Д. Овсянико-Куликовский был убежден в том, что «восприятие (и, конечно, понимание) художественного произведения есть повторение процесса творчества, его создавшего» 3. Некоторые его последователи пошли еще дальше, считая восприятие полным репродуцированием творческого процесса художника. Таким путем стирается грань между созданием нового и восприятием уже созданного, не говоря уж о том, что личность воспринимающего оказывает влияние на характер и содержание самого акта восприятия. Другие же исследователи приходили к обратной крайности: они настолько элиминировали индивидуальность воспринимающего, что, по их логике, произведение определенного художника может быть с полной адекватностью воспринято лишь тем единственным субъектом, чей психологический душевный мир совпадает с миром автора. Зачатки этой теории содержались в нашумевшей в свое время книге Эмиля Геннекена «La critique scientifique» (1890) 4, а различные ее модификации встречаются в современной идеалистической критике и эстетике до сегодняшнего дня.
Предлагаемый нами подход к творчеству как к динамической системе: замысел – произведение – восприятие, – обязывает учитывать сложность этих звеньев, их связь и взаимозависимость, своеобразие каждого из них. Этот подход позволяет всесторонне исследовать ряд кардинальных вопросов, в том числе соотношение закономерностей творческого художественного мышления и закономерностей восприятия искусства. Разумеется, в творческом мышлении и восприятии имеется ряд общих элементов, иначе восприятие художественного произведения не могло бы происходить: воспринимающий субъект должен обладать способностью образно воспроизводить изображаемую жизнь в своем сознании, способностью воображения, ассоциативностью мышления и т. д. Но эти элементы восприятия не создают, в отличие от мышления художника, системы творчества, а являются именно системой восприятия. Сам характер художественного восприятия в значительной степени зависит от свойственных тому или иному типу человеческого мышления соотношений логико-аналитических и конкретно-чувственных элементов: от преобладания тех или иных элементов зависит и предпочтение, отдаваемое, скажем, рационалистическим методам изображения перед субъективно-экспрессивными, или наоборот5. Одни читатели не приемлют романтическую драму, другие начисто отвергают даже вершинные достижения поэзии классицизма, одни любят лирику, другие предпочитают ей описательную прозу, и никакие разъяснения самых опытных лекторов не могут в корне изменить читательских пристрастий.
Своими особенностями обладают и читатели, мышление которых отличается уравновешенностью элементов логико-аналитических и конкретно-чувственных. Все это позволяет проводить в известной степени параллели между творческим мышлением художника и восприятием его произведения читателем. И все же при этом, повторяем, говорить о репродуцировании творческого процесса нет оснований.
Изучение корреляции между реализованным авторским замыслом и его восприятием представляет собою, как я полагаю, центр интересующей нас проблемы. Как и по каким законам соотносится произведение с тем, что воспринято читателем; что преломилось в его сознании; что вызвало его эмоциональные реакции – вот главные вопросы.
В научной литературе они освещались с разных, зачастую взаимоисключающих, точек зрения. Школа А. А. Потебни абсолютизировала читательское восприятие как совершенно автономное, не зависящее даже от замысла произведения, от содержания, которое воплотил в нем писатель. «Раз созданное освобождается из-под власти художника, является чем-то посторонним для него самого…», «Автор во время своей творческой деятельности заботится лишь об утолении потребностей своей души» 6, – утверждает В. Харциев в статье «Основы поэтики А. А. Потебни», написанной на основе записей лекций ученого, прочитанных в конце 80-х годов прошлого века. Еще дальше пошел В. Харциев в статье «Психология поэтического образа в применении к воспитанию». Считая, что чтение поэтического произведения, его понимание «есть создание каждый раз нового поэтического образа», В. Харциев по существу отождествляет читателя с самим художником: «такое чтение, понимание требует от читателя того вдохновения, которое считалось раньше, да и теперь подчас считается привилегией избранников-поэтов» 7. При этом подходе совершенно снимается проблема корреляции авторского замысла и читательского восприятия.
Невозможна даже ее постановка и на основе теоретических принципов Н. Рубакина, ученого, заслуги которого в изучении читателей очень велики, но который своей теорией «библиопсихологии» дошел до крайнего субъективизма в истолковании интересующей нас проблемы. Полагая, что эта теория позволяет проводить точное, даже математическое исследование проблемы читателя, книги, автора, Н. Рубакин ошибался, поскольку утверждал, что художественное произведение не выражает даже частицу умонастроения автора, что понять его можно, только исследуя проекцию книги в читательском восприятии8. Конечно, в процессе читательского восприятия происходит трансформация образов художественного произведения. Однако это не значит, что эти образы не существуют в качестве объективно зафиксированных в произведении. Научное исследование восприятия возможно лишь при условии, если рассматривать искусство как объективное отражение действительности, преломленной через мировоззрение художника и его индивидуальность. Для читателя отражение действительности предстает в произведении как опосредствованное. Отрицание этих общепризнанных в материалистической философии положений может привести при изучении художественного восприятия к признанию полного произвола в интерпретации художественного творчества, будто бы не подчиненного никаким объективным закономерностям. По сути дела, к такого рода крайним субъективистским выводам и пришли некоторые из современных ученых на Западе9.
Субъективистским теориям восприятия противостояли попытки ряда ученых строить понимание проблемы на принципиально иной, объективной основе, но, к сожалению, здесь не обошлось без перегибов в другую сторону. Такой перегиб заметен и в рассуждениях о принципах конструирования читательского восприятия, которое содержится в ценном исследовании Л. Выготского «Психология искусства».
Пафос исследования Л. Выготского заключается в стремлении противопоставить субъективно-идеалистической психологии творчества теорию объективную. Он прав, утверждая, что вопросом «быть или не быть» для объективной психологии является вопрос метода10. Л. Выготский отвергает распространенные в его время психологические исследования искусства, которые производились в одном из двух направлений: изучались либо психология «творца», по ее воплощению в том или ином произведении, либо переживание зрителя, читателя, воспринимающего это произведение. Подчеркивая сложность творческих процессов и отсутствие всякого представления о законах, руководящих выражением психики творца в его произведении, Л. Выготский заключает, что восходить от произведения к психологии его создателя невозможно. Бесплодным считает он и анализ переживаний зрителя (по-видимому, это относится также к читателю, слушателю), поскольку они скрыты, по мнению Л. Выготского, в бессознательной сфере психики. В противоположность упомянутым двум направлениям Л. Выготский полагает, что объектом изучения должно быть самое произведение искусства, а не его автор и не зритель. Для этого необходимо восстановить эстетическую реакцию, которая «будет совершенно безличной, то есть она не будет… отражать никакого индивидуального психического процесса во всей его конкретности, но это только ее достоинство» 11. Общее направление предлагаемого метода Л.
- См., например, статьи: «Пути комплексного изучения художественного творчества», в сб. «Содружество наук и тайны творчества», «Искусство», М. 1968; «Замысел – фильм – восприятие. Творчество как динамический процесс», «Искусство кино», 1968, N 10.[↩]
- См. об этом: Б. Мейлах, Талант писателя и процессы творчества, «Советский писатель», Л. 1969, стр. 279-280, 300-302.[↩]
- Д. Овсянико-Куликовский, Из лекций об «Основах художественного творчества», в сб. «Вопросы теории и психологии творчества», т. I, Харьков, 1911, стр. 12.[↩]
- В русском переводе – «Опыт построения научной критики», СПб. 1892.[↩]
- Разумеется, при такой классификации речь идет о преобладающей тенденции в данном типе мышления, а не о целостной характеристике его творчества [↩]
- См. «Вопросы теории и психологии творчества», т. II, вып. 2, СПб. 1910, стр. 83, 85.[↩]
- «Вопросы теории и психологии творчества», т. I, 1911, стр. 420.[↩]
- N. Roubakine, Introduction à la psychologie bibliologique, Paris, v. I, pp. 88-89. См. также книги Н. А. Рубакина: «Что такое библиологическая психология?», «Колос», Л. 1924; «Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию», Гиз, М.-Л. 1929. Сжатую характеристику библиопсихологической теории и ошибочности ее исходных положений см. в кн.: А. Рубакин, Рубакин (Лоцман книжного моря), «Молодая гвардия», М. 1967.[↩]
- Такова, например, позиция Хилла в его книге «Интерпретация литературы» (Knox C. Hill, Interpreting Literature, Chicago, 1966). [↩]
- Л. С. Выготский, Психология искусства, «Искусство», М. 1968, стр. 38.[↩]
- Л. С. Выготский, Психология искусства, стр. 40.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.
Зрительное восприятие — Playstreet
Зрительное восприятие
Зрительное восприятие — это способность мозга расшифровывать, анализировать и интерпретировать информацию, которую наши глаза получают из окружающей среды. Зрительное восприятие часто путают с остротой зрения, которая означает, насколько хорошо вы видите, часто описываемую как зрение 20/20. Люди с идеальным зрением также могут иметь трудности с обработкой зрительного восприятия (трудности в ассоциации с объектами таким образом, который воспринимается как нормальный).
Важность визуального восприятия
Навыки визуального восприятия важны, поскольку они позволяют мозгу ребенка обрабатывать то, что он или она видит, помогают в распознавании и идентификации слов, последовательности алфавитов, понимании прочитанного, умственном счете, письме, головоломки, концептуализация и выполнение повседневных задач.
Дети, испытывающие трудности со зрительным восприятием, часто сталкиваются с трудностями в учебе, например, с трудностями в распознавании чисел или алфавитов, переворачивании похожих букв и слов, плохому письму, затруднениям в спорте и других занятиях на игровой площадке. Они также сталкиваются с трудностями в саморегуляции, поведении и концентрации.
Навыки визуального восприятия делятся на подкатегории на основе аналитической функции:
Зрительное различение
Это способность определять сходства и различия в двух разных вещах. Важно различать буквы и слова визуально, так как это важный компонент чтения. Например: при чтении это поможет детям различать слова с одинаковым написанием, такие как .когда/ то или было/увидел.
Постоянство визуальной формы
Сосредоточив внимание на визуальном различении, важно учитывать постоянство формы. Это способность манипулировать формами и находить их среди других форм, хотя они могут быть другого размера, повернуты или сжаты.
Он также определяет способность ребенка распознавать формы, буквы или слова независимо от ориентации. Например; алфавиты /q/ и /p/ имеют одинаковую форму, и если мы перевернем ее, она станет другой буквой; аналогично с /s/ и ‘5’ . Детям с постоянством зрительной формы будет трудно оценить размер и высоту объекта или распознать предметы повседневного обихода, когда они находятся в разных положениях, читают одни и те же буквы и слова, используя разные шрифты, книги, доски или тетради.Зрительная память
Это способность немедленно вспомнить черты объекта или формы. Это важный компонент в чтении и письме. Детям с дефицитом зрительной памяти трудно списывать с доски или книг; они борются с пониманием, трудностями в составлении букв или слов и не могут вспомнить слова, которые видятся глазами.
Визуальная последовательная память
Это способность вспоминать элементы в определенном порядке. Например, алфавиты, числа, дни недели и месяцы. У детей с плохой последовательной памятью часто возникают проблемы с чтением и правописанием. Чтобы читать, ребенок должен воспринимать буквы в определенной последовательности; ребенок может прочитать « осталось» как «почувствовал » или « имя» как «грива» .
Визуальные пространственные отношения
Это один из важных навыков Зрительного Восприятия, поскольку он полезен в функциональных задачах. Это помогает понять взаимосвязь объектов в окружающей среде. Это считается важным для латеральности, направленности и понимания правой и левой частей тела. Дети с плохими зрительно-пространственными навыками могут с трудом писать и читать « , следуя слева направо». O r понимание направления; « напишите свое имя в верхнем левом углу листа » или « передайте блокнот мальчику слева от вас ’.
Визуальная фигура Земля
Это способность находить объект или конкретную информацию на занятом фоне. Дети с плохим восприятием фигуры и фона путаются из-за слишком большого количества информации в книге или при поиске нужной информации на занятой доске, трудности с размещением предметов/игрушек в загроможденных местах, плохой концентрацией при сборе пазла.
Визуальное закрытие
Способность распознавать предмет, картинку и слово, даже если они частично скрыты, а небольшая часть показана. Этот навык важен для чтения и понимания. Дети с плохим зрительным закрытием часто испытывают трудности в принятии точных суждений. Ребенок столкнется с трудностями при заполнении частично нарисованных картинок или трафаретов, выполнении расставленных точек или головоломок, решении математических задач, включая геометрию, использовании рабочих листов, которые плохо фотокопированы, и завершении головоломок или заполнении пустых рабочих листов. Они также сталкиваются с трудностями в правописании или математических понятиях.
Общие проблемы зрительного восприятия:
- Перестановка букв и цифр.
- Путаешься слева направо.
- Порядковые числа в математических задачах.
- Плохая орфография.
- Проблемы с распознаванием тех же слов и букв в следующем предложении.
- Трудность в пространственных понятиях, таких как «над», «под», «внутри», «снаружи», «вверху», «внизу».
- Разборчивость в размерах предметов и букв.
- Трудности при копировании с доски.
- Сложность в головоломках, лабиринтах, точках.
- Сложность сопоставления и сортировки.
- Плохая зрительно-моторная координация.
Плохие навыки зрительного восприятия не только влияют на успеваемость ребенка, но и мешают ребенку удерживать внимание и концентрацию. Это также влияет на поведение ребенка и влияет на повседневную деятельность. Если его не лечить, это приводит к стрессу, беспокойству, низкой самооценке и трудностям в самостоятельной жизни. Поэтому важно учитывать навыки визуального восприятия вашего ребенка и обращаться за помощью к своему трудотерапевту, логопеду и педагогу.
Ссылки:
- https://childdevelopment.com.au/areas-of-concern/visual-perception/
- ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ: возможное влияние на успехи ребенка в школе и дома | Блог | Инструменты для роста, Inc.
- Айбала Чайир, «Анализ навыков чтения и уровня зрительного восприятия первоклассников», Универсальный журнал исследований в области образования, Vol. 2017. Т. 5, № 7. С. 1113 – 1116. DOI: 10.13189/ujer.2017.050704.
Зрительное восприятие — все о зрении
Том Манган
- Каковы основные источники зрительного восприятия?
- Каковы основные разновидности зрительного восприятия?
- Какие есть забавные или интересные упражнения для визуального восприятия?
- Каковы наиболее распространенные нарушения зрительного восприятия?
Зрительное восприятие сочетает в себе свет и оптику для рисования движущихся картинок в вашем воображении.
Процесс начинается с визуализации — как мозг преобразует световые импульсы в зрение. Но зрительное восприятие — гораздо более широкое понятие, потому что оно помогает вам понять, что вы видите.Подумайте об этом так: киноизображения имеют стандартную скорость 30 кадров в секунду. За один такт ваш мозг последовательно обрабатывает 30 изображений, сравнивает их с миллионами изображений в вашей памяти, смешивает саундтрек и переводит все в историю, которая имеет для вас смысл.
И это только одно из проявлений зрительного восприятия, которое фиксирует все процессы, которые создают в голове картинки и помогают ориентироваться в мире.
Если вы когда-нибудь задумывались о зрительном восприятии, прочтите некоторые из наиболее важных понятий.
Каковы первичные источники зрительного восприятия?
Зрительное восприятие состоит из трех основных компонентов:
Свет – Создание мысленных образов начинается с волн видимого света, которые несут мельчайшие частицы, называемые фотонами.
Оптика – Ваши глаза используют роговицу, хрусталик и радужную оболочку для проецирования фотонов на сетчатку. Здесь миллионы светочувствительных нервов реагируют на эти импульсы, передавая визуальные данные по зрительным нервам в мозг.
Обработка — Несколько отделов мозга захватывают данные изображения и переводят их в образы, которые вы понимаете как зрение.
Конечно, это лишь часть того, что происходит. Ведь целые профессии и научные дисциплины посвящены пониманию визуального восприятия. Например, воспитатели дошкольных учреждений применяют принципы зрительного восприятия, чтобы научить детей различать буквы и называть предметы в их окружении.
Люди, разрабатывающие пользовательские интерфейсы для программного обеспечения и приложений для смартфонов, понимают, как глаза, пальцы и мыслительные процессы работают вместе. Это помогает им решить, где разместить кнопки и функции приложения, чтобы вы могли научиться использовать его без прохождения шестинедельного учебного курса.
Каковы основные разновидности зрительного восприятия?
Зрительное восприятие помещает каждое изображение, форму или объект, который вы видите, в контекст чего-либо поблизости — в пространстве, времени и местоположении. Он также извлекает данные из центров памяти вашего мозга, чтобы сообщать вам все, что вам нужно знать, и тогда, когда вам нужно это знать.
Так легко воспринимать зрение как должное, что забываешь обо всех способах, которыми твоя система зрения выполняет свою работу.
Вот как это можно представить: представьте сочный чизбургер или хрустящий салат, если вы вегетарианец, и подумайте о том, как вы можете воспринимать это визуально. Вот основные разновидности зрительного восприятия:
Различение : Мозг помогает вам увидеть чизбургер и понять, что это не бутерброд с ветчиной или BLT.
Память . Вы будете помнить свой салат еще долго после того, как съели его, и сможете сравнить его со многими, которые видели раньше. Зрительная память также последовательна: вы можете вспомнить серию недавно съеденных салатов, даже не видя их.
Пространственные отношения . Если вы держите чизбургер вверх дном или под прямым углом, мозг все равно может сказать, что это чизбургер.
Постоянство . В вашем мозгу представление о салате остается постоянным. Таким образом, мозг понимает, что изображение вашего салата на гигантском рекламном щите — это то же самое, что вы видите в рекламе журнала или обзоре ресторана на своем смартфоне.
Рисунок заземления . Вам не нужно видеть весь чизбургер, чтобы понять, что это такое. Ваш мозг может найти его, даже если он находится на фоне изображения. Например, ваш мозг может посмотреть на один из них в обертке или увидеть один, частично закрытый заказом картофеля фри, и все же распознать, что это такое.
Закрытие . Вы можете посмотреть на листья салата, гренки и бутылку соуса ранч, и ваш мозг может замкнуть ментальную петлю, интерпретируя, что эти части представляют будущий салат.
Все эти процессы иллюстрируют сверхъестественную способность мозга заполнять пробелы.
Какие забавные или интересные упражнения для визуального восприятия вы можете назвать?
Зрительное восприятие позволяет проводить множество крутых интеллектуальных игр. Например, вы можете манипулировать цифровым изображением клубники, чтобы удалить все оттенки красного, оставив другие цвета нетронутыми. Клубника на картинке все равно будет красной, потому что мозг вставляет недостающий цвет по памяти.
Этот вид оптических иллюзий является популярным видом зрительного восприятия. Почему? Потому что они показывают, что делает мозг, чтобы сделать обоснованное предположение, когда он не может понять, что он видит.
Вы не рождаетесь с острым зрением. Вместо этого вы учитесь становиться лучше с течением времени. Если в вашей семье есть маленькие дети, вы можете помочь им отточить навыки зрительного восприятия с помощью таких упражнений, как:
Высыпание пакета M&Ms в тарелку и разделение их по цвету (визуальное заземление фигур)
Сопоставление контура картинки с цветным или черно-белым изображением (визуальное замыкание).
Дайте ребенку обложку журнала, чтобы он занимался в течение 15 минут, затем заберите ее и попросите описать все, что он видел (зрительная память).
Каковы наиболее распространенные расстройства зрительного восприятия?
Не все зрительное восприятие работает должным образом. Люди, потерявшие зрение на один глаз, могут обнаружить, что их восприятие глубины не работает так, как раньше.
Нарушения зрительного восприятия часто проявляются у детей раннего возраста. Специалисты по детскому развитию используют разновидности визуального восприятия, описанные выше, для классификации проблем, связанных со способностью детей понимать формы и изображения, которые они видят. Некоторым детям трудно запоминать определенные буквы и геометрические объекты, у других проблемы со зрительной памятью.
Хотя дислексия может показаться родственной, она не вызывается проблемами со зрением или зрительным восприятием. Скорее, это неспособность к обучению, основанная на обучении.