Суть понятия самовоспитание: Сущность, методы и этапы самовоспитания

Сущность, методы и этапы самовоспитания

Содержание

Введение 2

Сущность, методы и этапы самовоспитания 3

От самопознания к самовоспитанию 6

Этапы самовоспитания 8

Заключение 10

Список литературы 12

Введение

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно, прежде всего, с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи — век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего — плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему.

Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и т. д.

В книге “Воспитай себя” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.

Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность воспитывает себя” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.

Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.

Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дейла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.

Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.

Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание, непосредственно зависит от окружающей среды, содержания жизни, интересов, отношений, характерных для того или иного возраста.

Ключевые слова:самовоспитание, адаптация, окружающая среда, личность, самосовершенствование.

 

Все победы начинаются с побед над самим собой

Л. Леонов

Воспитание гармоничного и всесторонне развитого поколения является одной из важнейших стратегических задач, предполагающих реальный прогресс развития общества в ближайшей перспективе. Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось огромное значение. Только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах.

Человек, существо с развитым мозгом. Одним из важнейших принципов человека является «воспитание». Воспитание в педагогическом смысле специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. Первые шаги к воспитанию своей личности человек начинает в утробе матери, будучи зародышем. Сделав, первый вдох после рождения человек уже начинает приспосабливаться к окружающему миру. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. К. Гельвеции писал: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание» [1].

Одно из разновидностей воспитания является самовоспитание. Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования гармонично развитой личности. Исследователи доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании.

Самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения. Очень много лет существует мир. Многое в нем меняется, но всё же есть что- то непреходящее, вечное, что было, есть и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; будут проходить свой жизненный путь, кто-то учась на своих ошибках, кто-то на чужих. Но каждый человек будет стремиться к своему совершенству, преодолевая преграды, время и самого себя.

Жизнь всегда заставляла людей искать путь к самосовершенствованию. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

Сегодня, в эпоху технологий и массовой информации, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, проблема самовоспитания еще более актуальна. То, по какому пути пойдет молодое поколение, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому, чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться прежде всего в самом себе. Как говорит народная мудрость: «Век живи — век учись», значит и воспитывай себя пока живешь. В постоянно меняющемся мире только тот находит своё место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и целеустремленность.

И всё-таки, что такое самовоспитание?

Самовоспитание — естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Без самовоспитания процесс воспитания малоэффективен. Развитие человека, формирующее самовоспитание, зависит не только от обстоятельств жизни и воспитания, но и от его отношения к делу, от его трудолюбия, от его навыков и умения.

Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества, педагогическими воздействиями, которым подвергаются учащиеся в процессе обучения и воспитания [2].

Н. В. Гоголь рекомендовал к неудачам подходить оптимистически. Он писал, что все наши неудачи происходят от нас самих, мы или поспешили, или что-то пропустили. А потому следует вновь начать то же дело, чтобы исправить все свои прежние ошибки. Если и снова случится неудача, надо опять рассмотреть все обстоятельства, вновь исправить наши оплошности и вновь приняться за дело. Надо помнить о том, что «великие люди стали великими, потому что не смущались неудач, и не только от первой, но даже от нескольких, — и тогда, когда другие, видя их терпение, смеялись над ними, как над безумными, они с новым рвением принимались за свое неудавшееся дело и наконец успевали в нем в совершенстве» [3].

Научно-технический прогресс, увеличивая объем новой информации, ведет к быстрому старению знаний. Для того чтобы не отстать от современного уровня развития науки, культуры и требований практики, необходимо постоянно учиться, сочетать учение с трудом. Самообразование является одним из способов самовоспитания.

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание, непосредственно зависит от содержания жизни воспитанников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это — результат воспитания, чем больше учащийся сам стремится к совершенствованию, тем успешнее результат воспитания.

Благодаря самовоспитанию многие писатели, учёные стали выдающимися людьми. Их имена знамениты во всем мире.

Большое внимание уделял самовоспитанию А. П. Чехов. Благодаря самовоспитанию он выработал в себе высоконравственный характер и высокую культуру поведения. Он писал брату Николаю, относительно самовоспитания: «Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечные чтения, штудировка, воля… Тут дорог каждый час» [4].

Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявлять себя, может быть более полезен людям.

Для того чтобы правильно организовать процесс самовоспитания каждый студент должен хорошо знать «психологию». Поэтому ему рекомендуем прочесть книги Н. Левитова «Психология характера», Эрнест Цветкова «Мастер самопознания». Кроме этого студент должен вести дневник, определить режим распорядка жизни. В дневнике каждый студент должен записывать достижения и неудачи, а также то, какие коррективы нужно внести в задания и методы работы над собой.

Многие знаменитые люди вели дневники работы над собой, в которых придерживались следующих правил:

—        Верь в собственные силы.

—        Поставь разумную цель.

—        Решительность.

—        Постоянно контролируй свое поведение и поправляй себя, если это нужно.

—        Строго и неукоснительно придерживайся режима дня.

—        Проявляй терпение и мужество.

—        Будь верен своему слову, данному другим и себе самому.

—        Не стыдись публично дать обязательство исправиться.

—        В работе над собой недопустима разбросанность и торопливость.

—        Придерживайся плана над собой.

—        Никогда не откладывай на завтра то, что должно быть выполнено сегодня.

—        Овладевай методикой самовоспитания.

—        Овладевай науками о человеке, которые помогут познать себя в работе над собой.

Но помимо этих правил, которые мы указали, требуется ещё трудолюбие, внимательность и конечно самоконтроль. Программа должна содержать как далекие цели всестороннего гармонического развития личности, так и ближайшие, первоочередные цели, которые играют немаловажную роль в процесс самовоспитания.

Итак, самовоспитание может быть чрезвычайно эффективным в любом возрасте, но при условии, если оно ведется систематически, без каких — либо отступлений от плана.

 

Литература:

 

1.      Гельвеции К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. — М., 1938,-С. 10.

2.      Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь- справочник.- Минск.: Харвест, 2007. 355 с.

3.      Гоголь Н. В. О тех душевных расположениях и недостатках наших, которые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии.- Наука и жизнь, 1966, № 3, с. 91.

4.      Чехов А. П. Собр. Соч. В 12 — ти т., т. 12, с. 526.

Основные термины (генерируются автоматически): самовоспитание, процесс самовоспитания, воспитательный процесс, проблема самовоспитания, воспитание, деятельность человека, окружающая среда, окружающий мир, результат воспитания, сила воли.

Что такое самообучение? Преимущества для учащихся


Благодаря такому большому количеству информации, доступной учащимся, учащимся легче, чем когда-либо, учиться самостоятельно.

Самостоятельное обучение становится все более и более популярным способом вовлечения учащихся в то, что они изучают в классе. Учащиеся имеют доступ к такому количеству ресурсов, что теперь обучение может происходить где угодно и когда угодно, а не только в классе.

Что такое самообучение?

Самообучение — это метод обучения, при котором учащиеся сами руководят своим обучением вне классной комнаты и без непосредственного надзора. Поскольку студенты могут контролировать то, что (и как) они изучают, самообучение может быть очень ценным способом обучения для многих студентов.

Самостоятельное обучение и традиционное обучение в классе можно использовать вместе, чтобы помочь вашему ребенку получить максимальную отдачу от своего учебного опыта. Вместе эти методы помогают учащимся лучше усваивать и запоминать информацию, улучшая понимание, оценки и мотивацию.

Важность самообучения

Самостоятельное обучение — отличный метод, который студенты могут использовать для улучшения своего учебного опыта, независимо от того, готовятся ли они к курсу или изучают тему для развлечения.

Используя самообучение, учащиеся могут выйти за рамки простого изучения того, чему их учат учебники и преподаватели. Практикуя самообучение, они поощряются к дальнейшему изучению интересующих их тем, в результате чего развиваются более сильные навыки обучения.

Одним из основных преимуществ самостоятельного обучения является то, что учащиеся могут контролировать свое обучение. А когда учащиеся получают контроль, они становятся еще более заинтересованными в учебе.

Хорошая новость для всех!

Преимущества самостоятельного обучения для учащихся

1. Учащиеся учатся более эффективно. Самостоятельное изучение темы поощряет вашего ребенка к активному взаимодействию с информацией. Самостоятельно изучающие могут глубже размышлять над темами и устанавливать связи между тем, что они изучают. И когда студенты увлечены (и увлечены) тем, что они изучают, они могут лучше запомнить это.

Самообучение также помогает развивать учебные навыки, которые ваш ребенок может использовать для изучения новых тем или выполнения сложных школьных заданий.

2. Учащиеся узнают больше о темах, которые они изучают. Самостоятельная работа заключается в поиске новой информации по интересующей вашего ребенка теме. Самостоятельный поиск этой информации дает учащимся возможность узнать больше об этой теме (а не только о том, чему их учат в классе).

3. Это может повысить самооценку учащихся. По мере того, как учащиеся больше занимаются самостоятельным изучением, многие из них становятся более уверенными в себе учениками. Они способны видеть себя независимым человеком, способным учиться новому без чьей-либо помощи. Это может стать серьезным стимулом для студентов.

4. Учащиеся могут учиться в своем собственном темпе. Самообучение позволяет учащимся учиться в своем собственном темпе, сосредоточив внимание на областях, которые им наиболее интересны (или которые они хотят понять немного лучше). Это помогает уменьшить чувство разочарования, беспокойства или скуки, с которыми учащиеся могут бороться в классе.

5. Поощряет любопытство. Любопытство является одним из самых важных (и часто упускаемых из виду) элементов мотивации учащихся к учебе. Когда студенты не вовлечены в то, что они изучают, они усваивают меньше информации. Они учатся запоминать, а не понимать. Самообучение позволяет учащимся выбирать то, что им интересно и интересно узнать, что ведет к более эффективному обучению

Помогите своему ребенку стать эффективным самоучителем

1. Найдите ресурсы по этой теме. Помогите своему ребенку найти ресурсы, которые предоставляют больше информации по теме, которую он изучает. Книги, статьи и образовательные видеоролики — все это очень эффективные способы расширить его или ее понимание новых концепций.

2. Расскажите о том, что изучает ваш ребенок. Поговорите со своим ребенком о том, что он изучает и какие темы его больше всего интересуют. Разговор о том, что он или она изучает, — отличный способ для вашего ребенка улучшить понимание и мотивацию учиться (и делиться!) больше.

3. Используйте разные методы обучения. У каждого учащегося есть свой предпочтительный метод обучения, и это не является исключением при самостоятельном обучении. Самое замечательное в самообучении то, что ваш ребенок может выбрать то, что лучше всего подходит для него или нее. Поощряйте вашего ребенка пробовать различные методы обучения, такие как чтение книг, просмотр видео, создание ментальных карт или другие действия, которые помогают вашему ребенку обрабатывать информацию.

4. Иметь необходимые инструменты. Быть готовым — это секрет номер один, чтобы стать великим самоучителем. Убедитесь, что у вашего ребенка есть все учебные инструменты, необходимые ему или ей, чтобы максимально использовать каждую сессию самостоятельного обучения. Инструменты, которые потребуются вашему ребенку для наиболее эффективного занятия по самообучению, включают:

  • Учебная зона — например, хороший рабочий стол, аналогичный просторному учебному столу в Сингапуре , свободный от отвлекающих факторов и беспорядка
  • Компьютер, чтобы ваш ребенок мог читать, смотреть и слушать онлайн-ресурсы
  • Учебные принадлежности, включая ручки, маркеры и бумагу, чтобы ваш ребенок мог систематизировать учебные заметки

Еще больше полезных учебных материалов

Как перестать откладывать на потом и начать учиться
9 вещей, которые нужно сделать накануне следующего экзамена
8 методов запоминания для лучшей учебной сессии

Будущее самообразования | Лаборатория вирусных медиа

Александра Рангельс

В эпоху технологических прорывов и ярких научных открытий природа нашего любопытства заставляет нас искать альтернативные способы изучения и понимания мира в целом. Мы вступили в революционную эпоху с возможностью строить и внедрять инновации, как никогда раньше. С мощью сетевых технологий образовательный потенциал безграничен. У нас есть выбор, который нужно сделать, когда мы движемся вперед. Продолжаем ли мы укреплять старую модель, чтобы воспроизводить и повторно применять одни и те же концепции 60-х и 70-х годов, или мы набираемся смелости, чтобы заново изобретать и создавать собственные результаты? Образование должно быть учебным опытом, помогающим продвигать наши уникальные индивидуальные дары и таланты, а не формировать нас в соответствии с системными требованиями. К счастью, появились новые формы образования, наметившие для нас другой путь исследования.

Два моих личных фаворита:

Передача навыков:

    В Skillshare «будущее принадлежит любознательным, потому что любознательность — это компас, который ведет нас к нашим личным увлечениям». Штаб-квартира находится в Нью-Йорке, где большинство занятий можно посетить лично, и вы можете получить практические, практические навыки о чем угодно и от кого угодно. Инструкторы оцениваются по производительности, и спрос на лучших естественным образом повышается. Нет ограничений на то, сколько вы учитесь, поскольку суть образования заключается в обучении после окончания учебы. Здесь вы учитесь, проявляя инициативу и развивая свои проекты за пределами классной комнаты.

 

«Это чудо, что любознательность переживает формальное образование»  ~Альберт Эйнштейн

 

Восемнадцатилетний студент Кайл Райан довольно хорошо объясняет:

   «Мое любопытство нуждалось лишь в некотором поощрении. Поскольку в школе мне этого не дали, пришлось. До этого у меня не было никаких заметных интересов. До этого момента у меня было очень линейное образование. Я был в той же школе с теми же детьми в том же месте. Как только я решил исследовать интересы самостоятельно, я стал совершенно другим человеком. Самообучение было моим единственным вариантом. Изучая свои собственные интересы и делая собственные наблюдения, мое обучение стало гораздо более органичным».

Курсера:

     В Coursera предлагаются бесплатные онлайн-курсы для всех, кто может принять участие, с доступом к высококлассному образованию в некоторых школах и организациях Лиги плюща, которые ранее были доступны только избранным. Если вы достаточно решительны, вы можете завершить материал курса и получить официальный сертификат, чтобы добавить в свой список навыков резюме, что увеличивает шансы получить желаемую работу.

 

Что еще более важно, у нас есть возможность изучить обширную базу данных ресурсов, которые может предложить наше сетевое общество. Хотя стоимость образования продолжает расти, у нас есть доступ к бесплатным платформам с открытым исходным кодом, таким как Wikipedia, Connexions, OpenCourseWare, OpenLearn, Udacity, ISKME, Khan Academy и многим другим. Это позволяет трансформировать процесс обучения в процессе сотрудничества и дает нам лучшие и улучшенные знания, как никогда раньше.

     Этот новый сдвиг бросает вызов стандартизированным образовательным нормам, использующим подход «один размер подходит всем», и еще больше способствует дифференциации и несоответствию. Здесь индивидуальная автономия стимулирует внутреннюю мотивацию, а не поиск внешнего вознаграждения или одобрения. В школе нас учат ожидать того, что произойдет, что то, что нам велят выучить в классе, завтра будет на тесте. Тогда жизнь случается, и ее красота заключается в элементе неожиданности, неожиданности. В таком случае, если мы не возьмем дело в свои руки, мы можем потерять саму способность проявлять инициативу, реализовывать свой истинный потенциал и добиваться успеха. Самообразование строится на предпосылке любопытства и личных открытий. Мы никогда не должны прекращать учиться, постоянно улучшать и открывать новые, неизведанные части себя. Это основа чистой саморефлексии, позволяющая нам прояснить, что мы любим делать и чем увлечены. Каждая ситуация предоставляет нам возможность учиться, нам просто нужно знать об этом.

  • Будущее обучения, сетевое общество (youtube/ericsson)

  • Изменение парадигмы образования ( youtube/thersa.org)
  • 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *