советы психолога о том, как не навредить ребенку ▸ Amur.Life
Новый учебный год вот-вот уже начнется, и, чтобы этот насыщенный период в жизни школьника наполнился интересом, легкостью, радостными моментами и учебными успехами, важно не упустить момент психологической подготовки к школе. Рекомендациями о том, как настроиться на учебу и сделать учебный процесс комфортным как для школьников, так и для родителей, поделилась с Amur.life Татьяна Григорьева – практикующий психолог с восьмилетним педагогическим стажем, автор онлайн-курса «Общение с подростком в семье: я тебя понимаю».
– С чего начать подготовку к школе?
– Первое, на что нужно обратить внимание, чтобы настроиться на учебу, – это режим дня. Уже сейчас нужно выравнивать режим дня под учебный ритм. Например, если в период каникул ребенок ложится ближе к 23:00, а во время учебного года ему нужно ложиться в 22:00, значит, нужно каждый день сдвигать время начала сна на 10-15-20 минут. Важно не делать это резко. Недосып нагружает нервную систему и затрудняет адаптацию. Начало учебного года – это всегда маленький, для кого-то средний, а для кого-то большой стресс, и здесь нужна устойчивость, сила нервной системы, а сон – это одно из условий ее укрепления.
Очень важно уже сейчас сокращать время детей в гаджетах – телевизорах, смартфонах, играх. Опять же это нагрузка на нервную систему, и очень трудно резко сократить время использования гаджетов, так как за лето ребенок привык к этому.
– Как сделать подготовку к школе комфортной для ребенка?
– Ребенка поддержит и настроит на учебный год, если родители в той или иной степени позволят выбирать одежду для учебы или какие-то учебные предметы. Можно вместе с ребенком выбрать букет для учителя или обсудить вместе с ребенком подарок для учителя. Нужно позволить ребенку хотя бы принять участие в обсуждении. А если ребенок проявляет инициативу самостоятельно, то его нужно поддерживать, не критикуя. В первую очередь, это его учебная жизнь, мы можем что-то порекомендовать, корректно высказать свое мнение, но дать ему в этом самостоятельность.
– Что делать, если за все лето не успели ничего сделать?
– Есть такая ошибка у некоторых родителей, когда в последний месяц или в последнюю неделю родитель начинает паниковать и заражать своих детей этой тревогой: «Учебный год начался, а ты ничего за лето не сделал. Последнюю неделю будешь сидеть за учебниками». Очень важно не делать этого, потому что это даст дополнительную нагрузку ребенку и создаст дополнительный стресс перед началом учебного года. Лучше позвольте ребенку отдохнуть. Я бы предложила такой вариант: если ребенок что-то не прочитал из списка произведений, можно уделить время и почитать вместе, посмотреть документальный фильм на нужную тему или посмотреть художественный фильм по произведению. Делать это лучше вместе, чтобы это был мягкий вариант изучения и сближения с ребенком.
– Как правильно мотивировать ребенка на учебу?
– Учеба – это полностью ответственность ребенка. Всегда нужно понимать, для чего ребенок учится. Мотив обучения должен быть ребенку четко понятен. В большинстве случаев родители сами не понимают, для чего ребенок учится, поэтому родитель начинает делать это за ребенка или ребенок начинает учиться за то, что ему платят деньги или поощряют подарками. Самая лучшая мотивация обучения – познавательная, когда ребенок идет в первый класс, чтобы многое познать, многому научиться, быть умелым, компетентным. В дальнейшем к этой мотивации может добавиться интересное общение со сверстниками, а затем получение образования для своей дальнейшей взрослой жизни. Если мотивация выстраивается так, то учебный процесс строится нормально. А иногда мотивация обучения зависит от того, что родители, подталкивая ребенка к тому, чтобы он согласился пойти в школу, говорят первокласснику о том, что в школе интересно, потому что на переменах он будет играть с одноклассниками, а в столовой его будут кормить вкусными булочками. Ребенок верит родителю, поэтому он идет туда за булочками и играми на переменах, а в школе, оказывается, нужно еще учиться, сидеть, слушать, соответствовать режиму и так далее.
– Как не отбить у школьника желание учиться?
– Чтобы не отбить у школьника желание учиться, желательно его поощрять. Я всегда за то, чтобы опираться на что-то позитивное, что происходит с ребенком. В каждом дне он может отмечать, что у него произошло хорошего, что получилось, и это не обязательно про оценки. Это может быть и про его внешний вид, и про то, как он ответил на уроке, что интересного узнал. То есть прежде всего нужно отмечать хорошее. Разговаривать с ребенком не о том, как дела в школе, какую оценку получил, а задавать вопросы по типу: «Как ты себя сегодня чувствовал в школе?», «Что у тебя было интересного?», «Что тебе сегодня понравилось?», «Какие у тебя были проблемы?», «В чем тебе нужна помощь и поддержка?». Такое тесное, близкое эмоциональное общение и поддержка мотивируют. Потому что, когда ребенка ругают, возникает страх. А когда мы что-то делаем из страха, это не приносит удовольствия и не является каким-то хорошим результатом.
– Нужна ли рефлексия с предыдущим периодом обучения?
– Очень важно с ребенком накануне, когда прошло много времени после окончания учебного года и ребенок относится к каким-то школьным моментам спокойно, обсудить ситуации, которые происходили в прошлом году. Начать лучше с хорошего: вспомнить достижения, интересные дела, мероприятия, отношения с друзьями, учителями, поговорить о том, что нравилось, что бы хотелось повторить. А уже потом можно поговорить о трудностях и о том, какие воспоминания беспокоят. Важно говорить об этом бережно, постепенно переводя разговор на то, что можно сделать сейчас для того, чтобы эта трудность не повторилась.
Например, весь предыдущий год ребенку было трудно учиться по математике, он постоянно переживал за итоговые оценки. И сейчас вам, как родителю, важно обсудить с ребенком, что можно сделать, чтобы эта ситуация не воспринималась как большая трудность, вызывающая стресс. Может быть, вы договоритесь о том, что вы, родитель, не будете делать акцент на оценке по математике, а договоритесь о том, что «тройки» будет достаточно. А может быть, ребенок скажет, что не хочет «тройку», и тогда можно будет найти какие-то варианты: поговорить с учителем, нанять репетитора, пойти на онлайн-уроки.
Таким образом вы заранее дадите ребенку опору в том, что любая трудность преодолима.
– Как помочь школьнику в преодолении трудностей?
– Конечно, ребенку необходимо дать поддержку. Если есть трудности с тем, что школьнику трудно учиться, он не хочет ходить в школу, то первое, на что нужно обратить внимание, – это выявить причину трудности. За каждой стоит какая-то причина. Причина может быть в том, что у ребенка не складываются отношения с учителями или с одноклассниками. Может быть, у ребенка есть проблемы с какими-то познавательными процессами, например, проседает внимание, память, какой-то вид мышления. Может, иногда у ребенка вообще трудности со здоровьем: ребенок говорит, что не любит читать, а потом оказывается, что нужно было обратиться к окулисту и понять, что у ребенка испортилось зрение. Мы вносим корректировку зрения, и ребенку становится читать легко и просто. Это пример того, как нужно выявить причину той трудности или нежелания, по которым ребенок не хочет ходить в школу или учиться.
– Что лучше: контроль или полная ответственность ребенка?
– Контроль со стороны родителя и личная ответственность ребенка должны сочетаться. Школьник отвечает за учебу, его задача – учиться, задача родителя – помочь в этом, поддержать. Такое разграничение очень хорошее, потому что ребенок учится самостоятельно, а если ему сложно, он должен сказать об этом, и родитель в свою очередь выявляет эту трудность, понимая, где может помочь он, а где – учитель.
Если включен бесконечный контроль – каждый день, что в первом, что в 6-м классе, родитель проверяет у ребенка, собран ли портфель, все ли он туда положил, сделаны ли уроки, – это, конечно, не нормально. Нормально, когда в первом классе родитель помогает ребенку, чтобы он сам научился собирать портфель, складывать свои вещи, вешать вещи в шкаф, делать уроки в определенное время. Но когда это длится из класса в класс, из года в год и до самого выпуска, то родитель не дает своему ребенку стать самостоятельным и нести ответственность за свою жизнь.
– Нужно ли наказывать?
– Что касается наказаний, я за санкции. Это когда мы четко оговариваем с ребенком, где его ответственность, где моя, а где ответственность учителя. И если ребенок что-то не делает, следуют санкции. Например, «если ты не выполняешь уроки, учитель имеет право поставить тебе плохую оценку. Твои поступки будут иметь последствия, что ты с этим будешь делать?» То есть необходим такой серьезный разговор с ребенком, где он должен осознавать последствия своих действий. Но не для того, чтобы школьник испугался и начал из страха что-то делать, а чтобы начал видеть причинно-следственные связи. Без внимания нельзя оставлять плохое поведение и плохие оценки. Нужно просто определить, что для родителя и ребенка является нормой, а что нет.
– Какую сторону должен занимать родитель в конфликтах?
– Мне очень хочется сказать о том, что родитель ни в коем случае не должен быть адвокатом учителя, директора школы, соседей, родственников, которые осуждают и наказывают ребенка.
Родитель всегда должен быть объективным адвокатом своего ребенка, потому что ребенку опереться больше не на кого, значимые люди в его жизни – это именно родители. И если мы выстраиваем доверительные отношения со своими детьми, то и с трудностями, и с радостями они придут к нам, и тогда мы сможем поощрить, поддержать, в чем-то им помочь и получать радость от родительства!«Ну почему опять в школу?» 10 советов, как войти в учебный год без стресса
Перед 1 сентября у родителей школьников всегда уйма дел, но среди них есть особенно важные. Мы поговорили с нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой о том, как помочь ребёнку подготовиться к ранним подъёмам, почему с одноклассниками полезно встретиться ещё до начала учебного года и зачем нужно читать книги вслух на ночь даже подросткам.
1. Ложиться спать чуть раньше — каждый день
После лета школьникам тяжело вернуться в рабочий режим. Это абсолютно нормально — такие трудности после каникул и отпуска возникают не только у детей, но и у взрослых. Наш мозг склонен к тому, чтобы действовать по инерции, и, когда устоявшиеся процессы сбиваются, ему требуется время, чтобы привыкнуть к новым схемам.
Невыспавшимся детям и правда тяжело адаптироваться к учебе, поэтому постарайтесь недели за две до начала учебного года начать возвращение к школьному режиму сна — бодрствования. Первый шаг — не просыпаться раньше, а ложиться. Если ребёнок сейчас засыпает в полночь (а в школе, чтобы выспаться, ему нужно ложиться в 10 вечера), то пытаться уложить его на два часа раньше бессмысленно: он не уснет. Пусть сегодня он ляжет в 23:40, завтра — в 23:20 и так далее. А потом уже и просыпаться начнёт пораньше.
Фото: Mladen Zivkovic / shutterstock / fotodom2. Сократить экранное время
На каникулах многие дети проводят много времени перед телевизорами, с телефонами и планшетами — и сейчас самое время обсудить с ребёнком, что скоро такой возможности уже не будет. Я не сторонник категорических запретов, но считаю, что полезно вместе заключить двусторонний договор об ограничениях. А оставшиеся до 1 сентября дни можно сделать переходным периодом, чтобы школьнику было проще привыкнуть к новому ритму жизни. Договоритесь, что сегодня он проведет в смартфоне на 15 минут меньше, чем вчера, а завтра — на 15 минут меньше, чем сегодня. И заодно не будет хвататься за телефон сразу после пробуждения: в учебном году на это просто не останется времени.
3. Обсудить планы на учебный год
В августе дети обычно чувствуют себя отдохнувшими от учебы и готовы к небольшой рефлексии. Спросите у ребенка: доволен ли он предыдущим учебным годом? Что бы он хотел сделать в наступающем учебном году? Но учтите: важно говорить с ребенком о его эмоциях, а не о ваших переживаниях. Тот факт, что вы расстроились из-за тройки в четверти по математике полгода назад, сейчас не так важен, как планы школьника на новый учебный год. Вполне возможно, его беспокоят не оценки, а то, что у него мало друзей в классе и ему хотелось бы сблизиться с кем-нибудь, выстроить доверительные отношения. И напомните, что во время учёбы к вам всегда можно будет обратиться за помощью.
4. Устроить встречу со школьными друзьями
Если вы в городе (или возвращаетесь хотя бы за несколько дней до 1 сентября), постарайтесь организовать ребёнку встречу со школьными друзьями. Смысл вот в чём: если ребёнок не видится с приятелями летом, то общение с ними станет главной целью первой учебной недели. Вы будете сердиться, что школьник вместо уроков идет гулять с одноклассниками, а ему будет катастрофически не хватать времени, чтобы обсудить с ними всё, что случилось за каникулы. Если ребенок учится в младшей школе и пока не может самостоятельно договориться о встрече с друзьями, свяжитесь с родителями и попробуйте организовать совместную прогулку, пикник.
5. Проверить зрение ребёнка
Судя по всему, наш зрительный аппарат в процессе эволюции не успел адаптироваться к такому количеству работы вблизи разных объектов. Мы слишком мало смотрим вдаль, слишком много смотрим вблизь, и глаза не справляются. Эта проблема особенно актуальна для школьников, которые часто пользуются компьютерами, учебниками, телефонами. К сожалению, у многих семей не хватает времени, чтобы регулярно посещать врачей, но раз в год проверять зрение в кабинете офтальмолога на специальном аппарате просто необходимо. Один из десяти детей, которые приходят ко мне с жалобами на то, что им не нравится читать или они устают читать, в итоге уходят от меня с рекомендацией показаться окулисту.
Фото: New Africa / shutterstock / fotodom6. Купить канцтовары и букет на 1 сентября — чур, всё выбирает школьник!
Самостоятельность — отличный источник мотивации для детей, нам всем нравится выбирать себе ежедневники, карандаши, краски. Даже если вы закупаете тетради вместе с родительским комитетом, все равно сходите вместе с ребёнком в магазин и найдите то, чем он захочет пользоваться во время уроков.
То же правило касается букетов учителям на 1 сентября. Конечно, в спешке не всегда хватает времени обстоятельно выбирать цветы, однако воспользуйтесь этим моментом, чтобы поинтересоваться мнением ребенка. Даже если он сам не интересуется цветами, велика вероятность, что ему просто будет приятно оттого, что вам интересна его точка зрения.
7. Почитать ребёнку перед сном (даже подростку)
Практически всем дошкольникам и ученикам начальных классов родители читают книги на ночь. Очень зря, на мой взгляд, эта традиция забывается, когда ребёнок становится подростком. Последние недели августа — отличное время, чтобы вместе прочитать оставшиеся книги из списка литературы на лето. Современным подросткам тяжело дается язык русской классики. К тому же дети не всегда понимают исторический контекст произведений: пятиклассники, например, читают «Муму», но плохо представляют, что такое крепостное право. Возможность привыкнуть к авторскому слогу и услышать правильную интонацию, с которой читает взрослый, поможет подростку лучше прочувствовать историю. Заодно можно обсудить книгу и мотивацию героев: это поможет ребёнку лучше рассуждать на уроках.
Фото: fizkes / shutterstock / fotodom8. Поговорить о переживаниях ребёнка
Если ребенок в этом году идет в новую школу или в новый класс и вы чувствуете, что он волнуется, обсудите его эмоции. Тревога — это не всегда плохо. Это просто один из защитных механизмов, подготовка к новому. Люди тревожатся перед свадьбой с любимым человеком — и это не означает, что случится что-то нехорошее. Объясните ребенку, что в разумной тревоге ничего страшного нет и она постепенно пройдет.
Не обесценивайте переживания ребенка фразами вроде «Да ладно, чего ты боишься?» или «Что тут такого? Просто новые люди». Проговорите чувства, признайте право школьника на тревогу: «Тебе кажется, что у тебя могут возникнуть сложности при общении с новыми ребятами. Я понимаю, что ты чувствуешь, но ты интересный и дружелюбный человек, поэтому все получится». Позвольте школьнику выговориться и спокойно обсудить страхи. Расскажите о своем похожем опыте — например, как вы переживали, устраиваясь на новую работу или переезжая в другой город.
9. Оставить учебники для школы
Мамы и папы заставляют детей заранее проходить школьную программу, чтобы унять свою собственную тревогу. Они беспокоятся о том, как у ребенка сложатся дела в новом году, и заставляют осваивать программу летом: «Ну вот, я хороший родитель, мой ребенок занят учебой». Родители спокойны — но не факт, что принудительная зубрежка во время каникул даст школьнику новые знания.
Если ребенку самому интересно, что он будет изучать в новом классе, и он возьмется за книги по собственному желанию, то, возможно, это будет иметь смысл. В другом случае — вряд ли.
Родители, которые переживают из-за учебной нагрузки в сентябре, могут предложить школьнику альтернативное знакомство с программой. Например, если в 7-м классе предстоит читать «Алые паруса», можно посмотреть вместе фильм или сходить на спектакль. Если по истории ждут Средние века, можно купить комиксы про Средневековье.
10. Проверить обувь ребёнка
Рекомендую это не как нейропсихолог, а как мама: за неделю до начала учёбы проверьте школьную обувь ребенка — не стала ли она мала. Дети летом быстро растут, и, даже если вы в июне были уверены, что у вас есть школьная форма и обувь на следующий учебный год, ещё раз перепроверьте школьные туфли и кроссовки. Это спасет вас от бесконечных очередей 31 августа в ближайшем магазине детской одежды.
Изображение на обложке: Evgeny Atamanenko / shutterstock / fotodom
В начале: Советы нового школьного психолога
В этом году будет мой четвертый год в моей школе (не могу в это поверить!), и кажется, что только вчера я нервно обустраивал свой кабинет и понятия не имел чего ожидать, но взволнован, чтобы взять мир.
Прошлым летом я прочитал «Руководство по выживанию школьного психолога», которое немного помогло мне, но, как вам скажет любой школьный психолог, ни аспирантура, ни книги не подготовят вас к настоящему.
Вот несколько советов, которые я могу дать вам в первые годы обучения.
Поставьте себя на ноги
Моя мама, которая работала учителем с тех пор, как я пошел в школу, дала мне несколько коротких советов, которые были идеальными, когда я только начинал. Во-первых, у меня в офисе должна была быть ваза с конфетами, которой можно было поделиться. Во-вторых, протянуть руку помощи другим.
В первый день, когда прибыли сотрудники, я отложила обустройство собственного офиса, чтобы помочь передвигать мебель в нескольких других. Это помогло мне узнать их и сблизило нас в первые несколько дней.
Walk The Halls
Мы школьные психологи. Что, учитывая мое положение в школе, означает много общения со студентами и учителями. И нет лучшего способа познакомиться с учениками и учителями, чем пройтись по коридорам и присутствовать в своей школе. Когда мне нечего было делать в первый год (точнее, я не знал, что должен чем-то заниматься), я заходил в класс или ходил и смотрел, что происходит. Помогло, очень. Я также проводил (и до сих пор трачу!) много времени на обед и перемены. Это помогает детям познакомиться со мной, а мне — с детьми.
Держите дверь открытой
В первый год мой офис располагался в нашем главном офисе, поэтому у меня было много посетителей. Я всегда держал дверь открытой, когда мог, что побуждало людей здороваться, заходить и болтать о студентах или высказываться.
Не ждите, что будете знать все – совершайте ошибки!
Повторяйте за мной: «Это мой первый год, и я не должен все знать». Это правда! Я принял это в свой первый год, и вы тоже должны! Мы прошли через много школ, которые дали нам представление о работе, которую мы делаем. Мы проходили стажировку, где следили за школьным психологом, но на самом деле нам не удалось увидеть внутреннюю работу. Теперь у нас есть совершенно новая позиция для изучения! Примите тот факт, что вы делаете ошибки, потому что это означает, что вы учитесь.
Не делай вид, что все знаешь
Давайте будем честными — никто не любит знать все. Особенно когда они новички. Делайте свою работу хорошо, и люди это заметят и оценят. Нет причин делать вид, что вы все знаете (потому что вы, вероятно, не знаете, но вы не должны знать!) может быть одинокой работой — обычно в каждой школе только один из нас! Но вы не одиноки. У вас есть команда по специальному обучению, ваша команда лидеров и другие психологи в вашем районе, к которым можно обратиться, и вы должны это сделать. У меня есть несколько экстрасенсов, с которыми я начинал, и они до сих пор помогают мне, когда я чувствую, что понятия не имею, что делаю.
Создайте себе шаблон отчета
Посмотрим правде в глаза, составление отчетов — большая часть нашей работы. И вы, несомненно, напишете много отчетов. Сэкономьте себе много времени и в течение первых нескольких месяцев настройте шаблон отчета, который вы сможете использовать. Вы можете (и должны) изменить его со временем. Я обновляю свой в течение всего года, а большой — в начале года, но возможность всегда быть начеку — это спасение.
Получите себе полезный календарь и список дел
У каждого свой стиль. Раньше, когда я училась в аспирантуре и на предыдущих работах, я была бумажной девочкой, но с годами я обнаружила, что электроника — это то, что мне нужно. Для календаря я использую Outlook на своем компьютере/телефоне и iPad и подключаю ВСЕ. Я также использую приложение Wunderlist , и оно спасает жизнь. В первый год я потерял из виду так много вещей, потому что это были заметки, затерянные в бездне. Если вам нравятся бумажные и цветные встречи, продолжайте. Просто есть система, которая работает на вас.
Подружитесь
Есть определенные люди, с которыми вам захочется познакомиться прямо сейчас — люди, которые знают все о здании и персонале фронт-офиса! Мои прекрасные люди, и они всегда в курсе того, что происходит. Обращение к хранителю и представление себя — это еще одно. Вам понадобится вся их помощь в будущем.
Поставьте перед собой цель
Каждый год я ставлю перед собой цель. И я не стыжусь сказать, что в первый год моей целью было: Выжить. Есть много общешкольных программ, которые нужно внедрить, новые тесты, в которых нужно стать экспертом, и т. д., но для этого есть будущее. Сделайте свою цель на первый год реалистичной и достижимой. И если это просто чтобы выжить, я буду рядом с тобой~
Работай усердно, но получай удовольствие!
Было много дней, когда я был последним человеком в офисе в первый год — и я этого ожидал. Было много дней, когда я обедал в своем офисе за 5 минут. Но я также старался выходить по пятницам после обеда с коллегами, когда они собирались, посещал праздничную вечеринку и время от времени приносил печенье. Наслаждаться!
Что бы вы посоветовали начинающим?
Правильное начало года: советы школьного психолога для родителей
Перейти к статье
Настройте погоду
Укажите свое местоположение:
Введите город и штат или почтовый индекс
Легко забыть ощущение ходьбы по флуоресцентно освещенным коридорам большой школы в первый день учебного года.
Волнение может быть первым воспоминанием, но стресс от новой среды, сложных занятий и социального давления так же распространен.
Аарон Милнер, директор городских школ Сараленда, призывает родителей задуматься о психическом здоровье своего ребенка до начала года. По его словам, установление ожиданий на раннем этапе, установление четкого распорядка и поиск способов снятия стресса имеют решающее значение для успешного учебного года.
Есть простые шаги, которые родители могут предпринять, чтобы создать прочную основу для своего ученика в начале года, — сказала Терри Джо Напп, школьный психолог школы Сараленд-Сити. Вот несколько ее советов для родителей, которые хотят знать, как наилучшим образом поддержать своих детей:
- Воспользуйтесь днями открытых дверей в школе вашего ребенка. Встретьтесь с учителем, консультантом или другими руководителями школы, чтобы познакомить себя и своего ребенка со школьными личностями. Это идеальное время, чтобы сообщить о любых особых потребностях вашего ученика. Обязательно сообщите учителю вашего ученика о любых изменениях в жизни, которые могли произойти в последнее время.
- Впервые в школе? Отправляйтесь на экскурсию. Помогите своему ученику найти его шкафчик. Первый день в школе будет немного менее нервным, если они будут в немного более знакомом месте.
- Ставьте цели и помогайте ученику их придерживаться. Вступление в клубы, спортивные или другие внеклассные занятия — это прекрасная возможность для вашего ученика найти поддержку вне родителей или опекунов. Сядьте со своим учеником перед началом занятий и узнайте, что его интересует. Это также хорошее время, чтобы установить академические ожидания для ваших учеников.
- Подготовьте тело и разум к школе. Лето — прекрасное время, чтобы отказаться от графика сна, но не ждите ночи перед школой, чтобы ввести новый распорядок. Перед первым днем в школе ложитесь спать немного раньше, чтобы избежать утренних драк. Начните проводить больше времени на улице вдали от технологий, так как ваш ученик скоро будет дома.
- Создавайте возможности для необходимых личных бесед. Эти разговоры не время для нытья о работе или оценках. Найдите время вдали от повседневного шума, чтобы спросить своего ученика, как у него дела на самом деле, как он себя чувствует и нужно ли ему что-нибудь. Это может быть отличным способом помочь им начать каждую неделю с чистого листа.
- Не попадайтесь на вопрос «Как прошел ваш день?» ловушка. Во-первых, дайте вашему ученику минуту или две, прежде чем задавать слишком много вопросов. Они могут захотеть после рабочего дня не думать о своем дне.