Подросток 12 лет не хочет учиться советы психолога: Ребёнок подросток не хочет учиться и ходить в школу советы психолога

Ребёнок не хочет учиться и всё время сидит в телефоне — что делать? | Мел

Ссоры из-за гаджетов и успеваемости в школе — больной вопрос как для родителей, так и для детей. Как поговорить с ребенком, чтобы не настроить его против себя, и помочь найти мотивацию для учебы? Рассказывает детский психолог Марина Бородкина.

Вопрос. Сыну 12 лет, и, кроме игр в телефоне, его ничего не интересует. Учиться он не хочет, домашние задания не выполняет. Мы постоянно ругаемся из-за уроков, стали с ним злейшими врагами. Как привить ему интерес к учёбе, наладить отношения и достичь взаимопонимания?

Ответ. Самый простой и распространённый среди родителей способ борьбы с привычкой ребёнка играть в телефоне — отобрать гаджет. Но это не выход. Для того чтобы дети научились тратить на гаджеты столько времени, сколько будет безопасно для их здоровья и психики, лучшее средство — это родительская любовь и мудрость.

Несколько советов в помощь родителям:

  • Родители должны стать примером для ребёнка, для этого нужно сократить то время, которое вы сами тратите на гаджеты.
  • Проводите больше времени вместе с ребенком. Это должно быть полноценное общение: играйте в активные развивающие игры, читайте, готовьте еду, делайте уборку.
  • Совместно договаривайтесь о том количестве времени, которое ребёнку можно будет провести с телефоном. Очень важно, чтобы он сам контролировал это время.
  • Найдите замену гаджетам: это может быть творчество, робототехника, плавание, фотография и многое другое.
  • Заведите семейные правила, например: пришёл домой — выключи телефон.

Важно помнить, что успеваемость школьников может страдать не только из-за гаджетов, на которые родители списывают все проблемы. Нужно рассмотреть и другие причины, из-за которых у ребенка падает мотивация учиться.

Ребёнок сконцентрирован на хобби

В этом случае важно мотивировать ребёнка. Нужно постараться грамотно убедить его, что образование важно, и доказать на примерах, что другие предметы пригодятся ему в жизни и помогут в его мечте заниматься спортом или творчеством. Например, чтобы путешествовать, нужно знать английский язык. Чтобы быть успешным, нужно быть интересным и разносторонним человеком, который может поддержать разговор на любую тему.

Объясните, что важно иметь базовые знания и умения, которые помогут устроиться в жизни, как бы ни складывалась ситуация вокруг. По возможности не требуйте высоких оценок по всем предметам. Объясните: вы тоже хотите, чтобы он окончил школу и чтобы ее окончание и сдача экзаменов прошли легко, а не стали испытанием.

Ребёнку скучно в школе

Нужно выяснить причину: почему он испытывает скуку на уроках. Образование может казаться однообразным, медленным и неинтересным на контрасте с короткими и яркими роликами из соцсетей. Учите ребёнка ждать: объясните, что скучать — это нормально. Приучайте его выполнять монотонную работу: убирать за собой игрушки, вешать одежду на вешалку, заправлять постель.

Дело может быть и в том, что ребёнок выполняет все задания раньше других. Поговорите с учителем: возможно, он будет давать дополнительные задания на уроке.

Или наоборот: у ребёнка пропадает интерес к предметам, которые ему не даются. В этом случае нужно попробовать ему помочь, что-то объяснить, при необходимости нанять репетитора.

На учёбу нет сил и энергии

Бывает такое, что ребёнок приходит из школы уставший, без сил, его раздражает всё вокруг. Нужно выяснить причину такого состояния, в первую очередь — понять, здоров ли ребёнок. Далее следует уточнить, хорошие ли у школьника отношения с одноклассниками и учителями.

Причина может быть в неправильном режиме дня. Возможно, ребёнок не спит ночью или посещает несколько секций, кружков, которые вызывают переутомление.

В любом случае родителям стоит быть рядом, слышать своего ребенка и стараться помочь ему в его проблемах, какими бы они ни были.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Материал подготовила стажёр Светлана Мезенцева.

Изображение на обложке: ProStockStudio / shutterstock

Подросток не хочет учиться, что делать?

Подросток не хочет учиться, что делать?

С таким вопросом к нам в центр психологической помощи обращаются довольно часто. И в большинстве своём это родители учащихся 6-7 классов, то есть ребятам по 12-13 лет.

Что происходит, почему в большинстве своём в прошлом послушные и успешные ученики, добрые и отзывчивые сыновья и дочери перестают выполнять домашние задания, на уроках не слушают учителей, а на справедливое возмущение родителей огрызаются или уходят, хлопнув дверью.

Причин тому несколько, самая глобальная из которых – начавшаяся гормональная перестройка организма. Учитывая этот фактор необходимо обратить внимание на режим: достаточный сон (9 часов), прогулки, питание, витамины. Как правило, это первое, что грамотные родители стараются обеспечить столкнувшись с данной проблемой. Но результата либо нет, либо он недолог.

Вторая из причин нежелания учится – изменение отношений к учителям. К этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего.

Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков.

А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на лень ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, используйте интернет-ресурсы, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Следующая немаловажная причина понижения интереса к учебной деятельности в том, что в подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью. Сама природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку.

Родителям остаётся только признать тот факт, что ребёнок ходит в школу общаться, это для него сейчас важнее выполненного домашнего задания. У части детей здесь обнаруживаются проблемы, когда именно из-за несложившихся отношений с одноклассниками подросток отказывается посещать школу.

Как часто выясняется, проблема с общением со сверстниками была у ребёнка и раньше, да на неё внимания не обращали: учится хорошо, дома послушен, в школе со взрослыми вежлив и предупредителен. Что делать в этом случае? Учить ребёнка общению: посещать тренинги общения, мероприятия с участием сверстников, спортивные секции и кружки.

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка — познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали.

По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке.

В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно — в компании.»

Татьяна Черноситова

 

Что делать, если ваш ребенок/подросток не хочет с вами разговаривать, и когда обращаться за помощью: взгляд детского психолога

Когда дети становятся старше и переходят в подростковый возраст, для них естественно хотеть проводить больше времени со своими друзьями и открываться им больше, чем своим родителям. Тем не менее, для родителей по-прежнему очень важно участвовать в жизни своих подростков и продолжать устанавливать границы. Исследования показывают, что даже будучи подростками, дети по-прежнему ценят вклад своих родителей больше, чем кого бы то ни было.

Некоторые идеи для развития общения между родителями и детьми в любом возрасте включают в себя моделирование хороших коммуникативных навыков для ваших детей, уделение времени открытому общению в рамках вашего обычного распорядка дня и наличие более позитивных, чем негативных взаимодействий.

1. Продемонстрируйте хорошие коммуникативные навыки

Чтобы продемонстрировать хорошие коммуникативные навыки, расскажите своим детям о том, как прошел день, включая информацию, соответствующую их возрасту. Когда они разговаривают с вами, уделяйте им все свое внимание, чтобы развить в них навыки слушания.

2. Находите время для общения

Старайтесь хотя бы раз в день есть вместе всей семьей, не используя электронику во время еды, чтобы способствовать открытому общению. В некоторых семьях есть «карточки для начала разговора» или стандартные вопросы, которые все задают друг другу, чтобы убедиться, что у каждого есть возможность поделиться своими идеями или опытом.

Если вы обнаружите, что ваша семья очень занята, и вы изо всех сил пытаетесь найти время, когда вы можете быть вместе, регулярно назначайте «встречи» друг с другом и относитесь к ним так же серьезно, как к визитам к врачу или рабочим встречам.

3. Сосредоточьтесь на позитивном общении

В своей повседневной деятельности обязательно ищите способы позитивного общения со своими детьми. Вам обоим будет веселее, и вам обоим будет больше нравиться общаться, если вы не будете постоянно ссориться друг с другом. Хорошим соотношением, к которому нужно стремиться, является 5 положительных комментариев на каждый 1 отрицательный комментарий, который вы оставляете.

4. Распознайте симптомы подростковой депрессии

Однако иногда подросток уходит в себя далеко за пределы «нормального», и родители могут делать все это и многое другое и все еще не достигать своего подростка. В этих обстоятельствах ваш подросток может страдать от депрессии и/или беспокойства. Распознать, когда ребенок или подросток находится в депрессии или тревоге, может быть сложно, потому что симптомы малозаметны, и все люди время от времени испытывают грусть и беспокойство. Для детей, как и для взрослых, может быть нормальным чувствовать грусть в связи с трудными обстоятельствами, даже в течение нескольких дней.

Тяжелая депрессия, однако, включает симптомы, сохраняющиеся с течением времени. У детей симптомы депрессии могут включать:

  • Чувство печали
  • Повышенная раздражительность
  • Мысли о самоубийстве
  • Озабоченность смертью или умиранием
  • Понижение оценок
  • Нарастающие физические симптомы (например, боли в животе, головные боли)
  • Уход от семьи и друзей
  • Потеря интереса к вещам, которыми они раньше наслаждались

5. Распознайте симптомы тревоги

Существует множество тревожных расстройств, и симптомы конкретных тревожных расстройств могут сильно различаться. Однако в целом дети с клинически значимым уровнем тревожности часто беспокоятся об успеваемости в школе, здоровье или безопасности членов семьи или самих себя, факторах окружающей среды (например, погоде) и будущем. Это беспокойство может, как и депрессия, повлиять на социальные отношения, привести к снижению успеваемости и вызвать физическую боль.

Знайте, когда обращаться за помощью

Если ваш ребенок или подросток страдает депрессией или тревожным расстройством, важно понимать, что он или она не может просто «выйти из себя» или «перестать беспокоиться». Хотя это может разочаровывать, одна из лучших вещей, которую можно сделать как родителю, — это попытаться проявить терпение, понимание и поддержку. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш ребенок, даже если это не имеет смысла для вас. Постарайтесь помочь своему ребенку увидеть вещи с другой точки зрения, но постарайтесь не говорить ребенку, что он или она «не правы» из-за своих чувств. Если вам кажется, что вашему ребенку становится хуже, а не лучше, или вы не знаете, как помочь своему ребенку, обратитесь за профессиональной помощью к терапевту или врачу.

Без лечения депрессия и тревога у молодых людей могут оказывать долгосрочное вредное воздействие на развитие ребенка различными способами. Поэтому для взрослых важно распознавать симптомы депрессии и тревоги и действовать быстро, чтобы лечить детей или подростков с этими состояниями. Научные исследования показали, что и терапия, и лекарства могут быть полезны при лечении беспокойства и депрессии. Некоторые семьи предпочитают один подход к лечению другому, в то время как другие семьи считают наиболее полезным комбинированный подход.

Вот два примера пациентов, с которыми я работал в психотерапии, состояние которых со временем улучшилось благодаря лечению. (Имена изменены.)

История Джо (Беспокойство)

«Джо» и его мать всегда были очень близки, и его мать знала, что Джо беспокоился о вещах немного больше, чем другие дети его возраста. . Однако, будучи маленьким мальчиком, он все еще играл с друзьями и довольно хорошо перешел в школу. Пока он учился в начальной школе, его мать заметила, что Джо начал отказываться от приглашений на дни рождения и ночевки, говоря, что он предпочел бы просто остаться дома и тусоваться с ней. Он становился более раздражительным, а временами даже злым, когда она заставляла его делать что-то отдельно от нее.

Когда он начал терапию, Джо сказал, что он часто беспокоился о том, что с его мамой может случиться что-то плохое. Он боялся, что она может попасть в автокатастрофу, заболеть или что кто-то может ворваться в их дом и причинить ей вред. Рядом с ней он чувствовал себя в большей безопасности и мог «присматривать» за ней.

В ходе терапии мы определили ситуации, из-за которых он меньше всего боялся разлуки с мамой (например, она шла к почтовому ящику без него), и ситуации, из-за которых он больше всего боялся разлуки с мамой (например, ночевка). Изучив некоторые навыки выживания, которые помогут ему расслабиться, когда он начнет бояться, и более реалистично думать о вероятности того, что с его матерью что-то случится, Джо постепенно начал практиковаться в том, чтобы быть вдали от матери на короткие, а затем на более длительные периоды времени.

К концу терапии он смог провести ночь с друзьями, не звоня матери, чтобы она забрала его. Хотя он все еще иногда беспокоится о своей маме, он смог расслабиться и не позволил тревоге помешать ему делать то, что он действительно хотел сделать.

История Салли (Депрессия)

Когда «Салли» исполнилось 14 лет, ее родители заметили, что она проводит больше времени в своей комнате и меньше времени с семьей. Она сказала, что у нее все еще есть друзья, но ее родители не слышали, чтобы она много о них говорила, и она больше не просила пойти с ними что-нибудь сделать. Ее оценки начали падать, и Салли, которая когда-то была отличницей и отличницей, провалила пару уроков. У нее снизился аппетит, и она все время казалась уставшей. Она также начала жаловаться на головные боли и большую часть времени проводила в постели, чтобы отдохнуть. Когда ее родители спросили, что случилось, Салли просто сказала, что устала и хочет, чтобы ее оставили в покое.

Во время терапии Салли рассказала, что чувствует себя подавленной из-за школьных занятий и беспокоится о том, что она не такая умная, как ее друзья. Она считала себя глупой и что она будет чувствовать себя так всегда. Со временем Салли узнала, что часто трактует ситуации негативно и предполагает, что должно произойти самое худшее.

Как только она определила эти негативные модели мышления, она смогла напомнить себе, что обычно существует более одного взгляда на ситуацию. Она практиковалась в поиске нескольких решений своих проблем и составила список нескольких вещей, которые она могла бы сделать, чтобы помочь себе почувствовать себя лучше, когда она расстроена. Депрессия Салли стала менее интенсивной, и она реже грустила. Она начала заниматься тем, что раньше ей нравилось, и ее оценки улучшились.

По данным Национального института психического здоровья, депрессия затрагивает около 11% молодых людей, а тревога затрагивает около 8% молодых людей. Показатели как депрессии, так и тревожности одинаковы у мальчиков и девочек в детстве, но в подростковом возрасте девочки чаще, чем мальчики, испытывают симптомы каждого . Существуют также различия в распространенности в зависимости от возраста, при этом депрессия и тревога чаще возникают у подростков старшего возраста.

При отсутствии лечения дети и подростки с депрессией и тревогой подвергаются более высокому риску низкой самооценки, злоупотребления психоактивными веществами, самоубийства, проблем с психическим здоровьем во взрослом возрасте и физических состояний, таких как болезни сердца и диабет во взрослом возрасте. Тем не менее, многие дети и подростки, получающие соответствующее лечение на ранних стадиях депрессии и тревоги, могут значительно снизить риск этих долгосрочных последствий.

Поговорите с врачом вашего ребенка

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка может быть депрессия или беспокойство, важно поговорить с врачом вашего ребенка, чтобы он или она могли получить лечение. Дополнительную информацию о депрессии и тревоге у детей и подростков можно найти на веб-сайтах Национального института психического здоровья (www.nimh.nih.gov) и Национального альянса по психическим заболеваниям (www.nami.org).

Этот блог также был опубликован на сайте www.muscogeemoms.com, и его можно найти здесь.

Подростковая агрессия и споры — NHS

Узнайте, как справиться с горячими спорами с подростком и что делать, если они переросли в насилие.

На этой странице:

Как разрядить обстановку с подростком

Как справиться с агрессивным поведением

Беспокоитесь о проблемах с психическим здоровьем?

Помощь и поддержка

Как разрядить споры с подростком

Полезно помнить, что ваше собственное поведение может улучшить или ухудшить агрессивную ситуацию, поэтому важно быть хорошим образцом для подражания для вашего подростка.

Если вы ведете себя агрессивно, но говорите подростку не делать этого, он не будет слушать. Также полезно помнить, что их гнев часто основан на страхе, что они теряют контроль.

Попробуйте эти советы:

  • старайтесь сохранять спокойствие и миролюбие – вам нужно быть сильным, но не угрожающим
  • убедитесь, что ваш язык тела отражает вашу готовность слушать
  • не смотрите ему в глаза и дайте ему личное пространство
  • если спор выходит из-под контроля, объясните подростку, что вы собираетесь уйти и вернуться снова через полчаса, чтобы все успокоилось

Дыхательные упражнения помогут снизить остроту ссоры. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на несколько секунд, а затем выдохните. Повторить 5 раз.

Когда ваш подросток успокоится, предложите ему эту технику, чтобы он тоже научился контролировать свой гнев.

Помните, что подростки могут не знать, как справляться со своим гневом, и это может их расстроить и напугать.

Однако, как и в случае с малышами, если вы уступаете подросткам, потому что их крики и вопли пугают или сбивают вас с толку, вы, по сути, поощряете их повторять неразумное поведение, чтобы получить то, что они хотят.

Как справиться с агрессивным поведением

Иногда подростковая агрессия может перерасти в насилие. Если они набросятся на вас, кого-то или что-то еще, поставьте безопасность на первое место.

Дайте подростку понять, что насилие неприемлемо, и вы будете уходить от него, пока он не успокоится. Если выход из комнаты или дома не помогает, позвоните в полицию. В конце концов, если вы чувствуете угрозу или страх, то вы имеете право защитить себя.

Family Lives предлагает следующие советы, как справиться с агрессивным подростком и помочь ему:

  • дайте ему личное пространство — когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о том, что произошло, и предложить, чтобы он позволил вам найти им помощь
  • будьте ясны – подростки должны знать, что вы будете придерживаться установленных вами границ. Им нужно знать, что любое насилие недопустимо
  • поговорить с их школой – выяснить, не имеет ли место их агрессивное поведение и там. Некоторые школы предлагают консультации
  • избегать применения насилия по отношению к вашему подростку – это подает положительный пример того, что насилие недопустимо
  • организовать консультацию – если ваш подросток признает, что у него есть проблема, и хочет получить помощь, запишитесь на прием с консультантом или психологом как можно скорее. Поговорите с врачом общей практики или в школе о том, какая помощь доступна

Беспокоитесь о проблемах с психическим здоровьем?

Если вы обеспокоены тем, что у вашего подростка проблемы с психическим здоровьем, например, депрессия, поговорите с врачом общей практики. Они могут направить их в Службу охраны психического здоровья детей и подростков, которая, в свою очередь, может направить всех или некоторых из вас на семейную терапию.

Вы также можете обратиться в справочную службу для родителей Young Minds по телефону 0808 802 5544 (с 9:30 до 16:00 с понедельника по пятницу) для получения совета и поддержки по вопросам психического здоровья у молодых людей.

Если вам трудно совладать с подростком и вы подозреваете, что у вас могут быть симптомы депрессии или другие проблемы с психическим здоровьем, обсудите это с врачом общей практики. Затем они могут предложить подходящее лечение.

Вас могут, например, направить на консультацию или направить в группы поддержки или другие службы в вашем районе.

Узнайте больше о преимуществах лечения разговором.

Помощь и поддержка

Существует множество организаций, предлагающих эмоциональную поддержку и практические советы вам и вашему подростку. На таком важном этапе развития важно, чтобы подростки научились хорошо общаться и выражать гнев здоровым способом.

  • , звоните в Family Lives по телефону 0808 800 2222 (с 9:00 до 21:00 с понедельника по пятницу, с 10:00 до 15:00 с субботы по воскресенье). Благотворительная организация также предлагает онлайн-курсы для родителей по телефону
  • .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *