Стадии развития взрослого человека
3 апреля в 07:00
Исследовния в психологии, Личность
В периодизации развития взрослого человека отражены представления о жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Границы юности и молодости устанавливаются в 20 — 23 г., молодости и зрелости в 28 — 30, иногда 35 лет, зрелости и старости в 60 — 70 лет (иногда выделяется период дряхлости), последнюю границу сложно определить, т.к. некоторые долгожители продлевают последний жизненный период до 100 и более лет. В мировой психологии наиболее признанной считается периодизация Э. Эриксона: периодизация всего жизненного цикла человека.
Периодизации развития взрослого человека
В качестве примеров приведу различные периодизации как зарубежных так и отечественных психологов.
Периодизация Ш. Бюллера
Ш. Бюллер считал зрелость — периодом расцвета, а 50 лет — временем старения и угасания, окрашивающего жизнь мрачными красками. До 16 — 20 лет у человека нет семьи, профессии, жизненного опыта. От 16 — 20 до 25 — 30 лет происходит предварительное самоопределение, выбор супруга, начало построения семьи. От 25 — 30 до 45 — 50 лет наступает зрелость: появляется семья, призвание, самореализация, постановка конкретных жизненных целей. От 45 — 50 до 65 — 70 — старение — это период душевного кризиса, в конце периода нет ни самоопределения, ни конкретных жизненных целей. После 65 — 70 лет наступает старость: у человека потеряны социальные связи, он бесцельно существует, обращается к прошлому, пассивно ожидает смерти. Достаточно пессимистичная периодизация.
Периодизация Р. Гулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта
Американские психологи более оптимистично рассматривали взрослый период жизни человека. Они считали, что во взрослой жизни наступает душевное равновесие, только в 30 и 40 лет человек переживает кризис.
16 — 22 года ученые определяют как время взросления: человек ещё пребывает в неопределённости, но уже стремится к самостоятельности. Это время ухода из родительского дома и родительской опеки.
23 — 28 лет — время осознания себя взрослым человеком с правами и обязанностями, начало формирования представлений о своей будущей работе и жизни, попытки построения семьи.
29 — 32 года — переходный период в жизни человека: прежние представления о жизни претерпевают изменения, иногда жизнь строится заново.
33 — 39 лет — время «бури и натиска» (как бы возвращается период отрочества). Достигнутое кажется недостаточным, семейные отношения не особо радуют, все силы вкладываются в работу.
40 — 42 года — кризисный период: «взрыв в середине жизни», впечатление, что жизнь проходит зря, а молодость уже утрачена.
43 — 50 лет — новое равновесие, привязанность к семье.
После 50 лет — источником постоянного удовлетворения является семья и успехи детей. Осмысление вопросов о смысле жизни и ценностях сделанного за истекший возрастной период.
Периодизация В. Ф. Моргуна
В отечественной психологии проблеме периодизации развития зрелой личности было уделено меньше внимания, а интерес возрос только в последние десятилетия. В. Ф. Моргун выделил 10 стадий развития
18 — 23 г. — период юности. Молодые люди переступают порог взрослой жизни, ищут своё место в обществе, происходит личностное и профессиональное самоопределение.
24 — 30 лет — молодость. Осознание нереальности юношеских мечтаний, выработка индивидуальности, поиск спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.
Около 30 лет — переход к расцвету. Если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения, наступает кризис.
31 — 40 лет — расцвет. Это время высокой работоспособности и отдачи. Приобретается богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом в своей профессии и семьянином. Впервые задумывается над вопросом: «Что остаётся людям?»
Около 40 лет — переход к зрелости. Если ранее не было целенаправленной работы по самосовершенствованию, возможны личностные сдвиги и кризис.
40 — 55 лет — зрелость. Это вершина жизненного пути личности. Приобретено профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим.
50 — 55 лет — кризис. Начало и осознание возрастных перестроек: физиологическое старение приводит к пессимизму или к изменению образа жизни, постановке новых целей.
55 — 75 лет — пожилой возраст. Человек стремится передать накопленный жизненный опыт, возникает желание продолжать творческую активность, больше общаться.
75 — 90 лет — старческий возраст. Время выполнения функций бабушки и дедушки, общение с широким кругом друзей и близких, включение в посильные виды деятельности.
Свыше 90 лет — период долгожительства. Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе и на уровне личности.
Периодизация Г. С. Абрамовой
Не буду подробно описывать содержательную сторону периодизаций, т. к. во многом психологическое содержание совпадает, укажу только возрастные границы.
18 — 22 года — юность
23 — 30 лет — взросление
30 — 33 г. — переходный возраст
36 — 50 лет — зрелость
51 — 65 лет — пожилой возраст
Старше 65 лет — старость
В заключение
Я описала лишь малую часть периодизаций развития зрелой личности. Как видите рамки возрастных границ у учёных разнятся. Однако психологическое содержание возрастных периодов во многом схожи. Подробно содержательную сторону, например, представляли А. В. Толстых и Г. С. Абрамова, Э. Эриксон. О периодизации развития личности по Эриксону я напишу в следующей статье. Большая часть научных исследований посвящена всё-таки начальному периоду развития человека: детству и отрочеству.
Этапы взросления человека и обучение взрослых. Модель Кигана и Лейхи
Наталья Тренина и Юрий Литвиненко из компании «Scrumguides» стали одними из первых, кто оценил идею создания принципов качественного обучения взрослых — Манифеста хорошей школы. Неделю назад Наталья объявила о закрытии компании, которая обучала гибким подходам, системному мышлению, профессиональным коммуникациям и помогала проводить организационные изменения на протяжении 10 лет. Среди причин, по словам Натальи Трениной, — «иное будущее, которое желает проявиться».
СуХаРи решили пообщаться с экс CEO «Scrumguides» Натальей Трениной о пяти этапах развития мышления по модели
Роберта Кигана и Лизы Лейхи, которые помогают понять специфику обучения взрослых.«Ценность, которую может дать преподаватель, напрямую зависит от того, насколько он понимает и учитывает то, с каким человеком работает. Причем образ участника курса включает не только его потребности, но и окружение: среду работы и жизни, его взгляды, паттерны мышления, поведенческие привычки. Понимая, кто перед ним, преподаватель может подстроить не только программу, но и способ передачи смыслов: понятийный аппарат, образы, метафоры, учебные примеры. Обучение взрослых — это в бОльшей мере работа с устоявшимися убеждениями и расширение границ, чем просто передача знаний», — считает Наталья.
Наталья Тренина — специалист по личному и организационному развитию. Более 10 лет помогает украинским компаниям проводить структурные, культурные и процессные изменения на основе гибких подходов и системного мышления. Аккредитованный коуч The Leadership Profile — целостной и научно обоснованной системы оценки руководителей. Использует в своей коучинговой практике системы Immunity to Change ™ и Immunity to Change for Teams. Прошла обучение в CRR Global по программе Organization Relationship System Coaching и помогает развивать системные отношения на рабочем месте, аккредитованный Certified Scrum Trainer®, Agile-коуч (ICAgile), фасилитатор LEGO® SERIOUS PLAY®, выпускник программы развития лидерских компетенций Deep Democracy Institute.
Справка. Роберт Киган — профессор Высшей школы педагогических наук Гарвардского университета (в 2016 году вышел на пенсию). Роберт разработал теорию развития субъектно-объектной дифференциации и порядков сознания. Он является лицензированным психологом и практикующим терапевтом, автором лекций в области профессионального развития. Лиза Лейхи тоже преподает в Гарварде. Она основатель и директор компании, занимающейся обучающими программами для руководителей.
Согласно их модели, человек проходит следующие этапы развития:
- Этап 1 — Impulsive mind (раннее детство)
- Этап 2 — Imperial mind (юность, 6% взрослого населения)
- Этап 3 — Socialized mind (58% взрослого населения)
- Этап 4 — Self-Authoring mind (35% взрослого населения)
- Этап 5 — Self-Transforming mind (1% взрослого населения)
Данные из исследований автора в блоге Natali Morad.
Импульсивный ум (0-6 лет)
Это первый этап мышления человека, который можно наблюдать с рождения до 5-6 лет. Если ребенок хочет пить, он топает ногами и кричит. Его действия определены этим желанием. И несмотря на любовь к родителям, в жаркую погоду он вполне мог бы обменять маму на стакан холодного лимонада.
Со временем он понимает, что окружение не одобряет такие сомнительные сделки. Но на этом этапе импульсы сильнее мышления, а желания создают поведение человека.
Имперский ум (6-20 лет и выше)
Человек овладел импульсами, эмоциями.
Человеком владеют нужды, интересы, желания.
Затем до 17-20 лет подрастающий человек учится контролировать свои импульсы и уже не впадает в истерику из-за мороженого. Правда, все еще остаются трудности с контролем желаний и интересов. Например, если хочется играть, то подросток будет защищать свое право на игру, не учитывая других потребностей — как чужих, так и собственных.
Что интересно с точки зрения обучения: на этом уровне фигура учителя должна быть абсолютом. Подросток, который находит изъян в преподавателе, со свойственным в этом возрасте максимализмом будет ставить под сомнение и отношения учитель–ученик, и сами знания. Намного позднее взрослый учится учиться у каждого события и человека делать собственные выводы, проверять догмы, искать рациональное зерно даже в словах людей, которым мало доверяет.
Что касается правил и отношений с другими, то человек в этом возрасте следует предписаниям не потому, что верит в них, а чтобы заслужить награду или избежать порицания.
Социализированный ум (от 20 лет и выше)Человек овладел нуждами, интересами, желаниями.
Человеком владеют межперсональные отношения, общность.
Эта фаза мышления у многих людей может длиться до конца жизни. Здесь в полной мере раскрывается влияние окружения, стаи. Человек — социальное существо, и его важной биологической задачей является попросту… остаться в обществе. Для этого в нашем мышлении заложены забавные, но действующие механизмы.
К примеру, обучаясь в новой группе людей, на первом занятии обычно начинаешь «сортировать» людей на интересных и не очень. И само собой, выделяются один-два наиболее «странных» участника. Я долго не могла понять, откуда во мне эта дурацкая оценка, которая возникает несмотря на осознанное желание избегать шаблонов о людях. А затем узнала, что это базовый механизм калибровки, который позволяет нам проверить, «а не я ли здесь самый странный?», и предупредить таким образом «изгнание» из общества.
По этой же причине мнение других так важно для нас в этой фазе. Мы формируем свое отношение на основе того, что скажут авторитеты, ищем самые крутые источники знаний, чрезмерно учитываем мнение своего окружения. Другими словами, окружающие создают нас.
В этот период перед человеком стоит вопрос: кому и чему доверять? Зачастую мы копируем модели поведения людей, которые являются для нас достойным примером. Здесь формируются базовые убеждения и представление о жизни, которые со временем будет очень сложно изменить.
Сертификаты. Если говорить о процессе обучения, то для этого типа мышления важны социальные доказательства, такие как мировое признание или сопричастность к доверительным источникам. Я много лет обучаю философии гибких подходов на основе Scrum. Качество наших курсов не зависит от того, являются они сертификационными, или нет. Тем не менее обучение с «удостоверяющим знаком» выбирают чаще, чем это необходимо, на мой взгляд. И зачастую в ответ на мой прямой вопрос «вам шашечки или ехать?» человек принимает решение «ехать с шашечками» — в пользу более дорогой программы.
Рекомендации. Позитивная сторона социального одобрения для меня как предпринимателя — то, что люди охотно доверяют рекомендациям авторитетов. И только если нет надежного советчика, обращаются к статистике, метрикам, обратной связи незнакомцев. Если человеку нужны цифры, мы стараемся их дать, хотя сами не слишком доверяем их доказательности. По этой же причине приходится в анонсах приводить описание всех возможных регалий. Выглядит нескромно, но это важно для тех людей, которые хотят опереться на них в своем выборе.
Инструменты. Третий пример: желание получить инструменты и практику, но не углубленное понимание и взгляды. Сейчас довольно много курсов, которые предлагают узнать, что угодно «за час». Давайте проследим это на простом примере техники «фидбек-гамбургер». Вам нужно дать обратную связь? Просто похвалите человека, затем дайте порцию критики и в конце снова похвалите! Легко?
В итоге любитель быстрой техники вызывает в своем окружении примерно такую реакцию: «о, хвалят, значит сейчас дрючить будут». А все богатство обратной связи, как способа совместного развития людей, остается заблокированным. Я не берусь обучать тонкому искусству обратной связи меньше чем за день, и даже из полудневных ознакомительных мастер-классов участники выходят с объемным «домашним заданием». Почему так интересны инструменты? Потому что их можно использовать как магический амулет или артефакт героя, вдохновляя последователей и побеждая врагов.
Самоавторствующий ум
Человек овладел отношениями, чувством общности.
Человеком владеют создание себя, идентичность, идеология.
В этой фазе человек сам определяет себя и формирует свое окружение. Мы можем видеть примеры лидеров нашего времени, которые силой своего влияния меняют мир, в котором мы живем. Это фаза пронизана полной ответственностью за свою жизнь: человек больше не ищет оправданий извне, постоянно проверяет свои ограничения, как внешние так и внутренние. На таких сильных примерах, как жизнь Махатма Ганди, мы можем видеть, как сознание определяет форму, а не наоборот.
Но на этой фазе человек все еще остается привязан к своим идеям, своей воле, идеологии, которой следует или которую создает. Ему сложно усомниться в созданном образе себя или подставить под сомнение созданные им ментальные конструкции.
По разным источникам лишь 28–30% взрослого населения способно «повзрослеть» до этого уровня. Чтобы добраться даже на это ментальное плато, необходимо сильное намерение и много практики. Мероприятия, приносящие такие результаты, мы называем трансформационными. Они затрагивают не только голову, но сердце и руки. Знание (интеллект), понимание (мудрость) и воля (действие) создают целостный опыт, который помогает человеку перейти от социализированного мышления к самоавторствующему.
Людей с этим типом мышления крайне мало — 1–2% взрослого населения. Такой человек не захвачен идеей себя и рассматривает все, что проявляется, как равные и взаимообусловленные части целого. Поэтому второе название этого уровня — взаимозависимый.
Роли, занятия, миссия и призвание больше не сковывают человека. Он свободен выбирать себя и свои проявления без привязанности к созданному образу. Такие люди могут удерживать в уме много идей и взглядов одновременно, строить свои модели, выходить за их рамки, ставить под сомнение, отказываться, развивать и т.п. Путь к этому уровню предполагает сильную внутреннюю работу над идеей себя или «эго». Это фаза высшей свободы — свободы от внутренних ограничений и жестких представлений о мире. Кроме этого, пройдя самоавторствующую фазу мышления, человек готов полностью принимать авторство других.
Такими качествами могут обладать духовные мастера, старейшины общин, современные мыслители, которые развивались не только интеллектуально, но и духовно. Встреча с таким человеком большая удача, ведь мы лучше всего обучаемся на живом примере.
Что дальше? В следующем гостевом посте я поделюсь наблюдениями об особенностях перехода с третьего на четвертую фазу. И для тех, кто желает инструментов и практик, поделюсь тем, что помогает мне отслеживать поведенческие привычки и задумываться над их первопричиной — убеждениями.
Дизайн главной картинки: Алеся Гужва
Рекомендуем почитать:
Полная картина курсов проектных менеджеров в IT
«Опускаться на уровень подопечного и не учить, а наставлять»: колонка ІТ-ментора Алексея Радченко
Перевірити навчальні курси тепер можна з Маніфестом хорошої школи
1
12.2: Жизненный цикл человека
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 1918
Развитие навыков
- Определение и определение различных этапов жизненного цикла человека.
- Объясните, как развивается человеческое тело от младенчества до раннего возраста.
Согласно Американскому журналу клинического питания , продолжительность жизни человека, или максимально возможная продолжительность человеческой жизни, составляет 130 лет. Ордовас, Дж. М. «Дожить до 100 лет: питание, генетика, воспаление». Am J Clin Nutr 83 (2006): 401S490S. Человеческие тела значительно меняются с течением времени, и пища является топливом для этих изменений. Людям всех возрастов нужны одни и те же основные питательные вещества — незаменимые аминокислоты, углеводы, незаменимые жирные кислоты и двадцать восемь витаминов и минералов — для поддержания жизни и здоровья. Однако количество необходимых питательных веществ различается. На протяжении всего жизненного цикла человека тело постоянно изменяется и проходит различные периоды, известные как стадии. Основные этапы жизненного цикла человека определяются следующим образом:
- Беременность. Развитие зиготы в эмбрион, а затем в плод при подготовке к родам.
- Детство. Самая ранняя часть детства. Это период от рождения до годовалого возраста.
- Детские годы. Возникают в возрасте двух и трех лет и являются концом раннего детства.
- Детство. Действие происходит в возрасте от четырех до восьми лет.
- Половое созревание. Период от девяти до тринадцати лет, который является началом подросткового возраста.
- Старший подростковый возраст. Стадия, происходящая в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
- Совершеннолетие. Период от подросткового возраста до конца жизни и начинается в девятнадцать лет.
- Средний возраст. Период взрослой жизни, который длится с тридцати одного до пятидесяти лет.
- Старшие годы или старость. Продлить с пятидесяти одного года до конца жизни.
Изменения во время беременности
Изменения в младенчестве
В младенчестве происходит ряд крупных физиологических изменений. Туловище растет быстрее, чем руки и ноги, а голова становится менее заметной по сравнению с конечностями. Органы и системы органов растут с большой скоростью. Также в этот период формируется бесчисленное количество новых синапсов, связывающих нейроны головного мозга. Две мягкие точки на черепе ребенка, известные как роднички, позволяют черепу приспосабливаться к быстрому росту мозга. Задний родничок закрывается первым, к восьминедельному возрасту. Передний родничок закрывается примерно через год, в среднем в восемнадцать месяцев. Вехи развития включают сидение без поддержки, обучение ходьбе, прорезывание зубов и вокализацию среди многих, многих других. Все эти изменения требуют адекватного питания, чтобы обеспечить развитие с соответствующей скоростью. Беверли Макмиллан, 9 лет.
0032 Иллюстрированный атлас человеческого тела (Сидней, Австралия: Weldon Owen, 2008), 248.Изменения в детском возрасте
Основные физиологические изменения продолжаются и в раннем возрасте. В отличие от младенческого возраста конечности растут значительно быстрее туловища, что придает телу более пропорциональный вид. К концу третьего года малыш становится выше и стройнее, чем младенец, с более прямой осанкой. По мере роста ребенка плотность кости увеличивается, и костная ткань постепенно заменяет хрящевую. Этот процесс, известный как окостенение, не завершается до полового созревания. Элейн У. Полан, RNC, MS, и Дафна Р. Тейлор, RN, MS, Путешествие через всю жизнь: развитие человека и укрепление здоровья (Филадельфия: F.A. Davis Company, 2003), 108. Вехи развития включают бег, рисование, приучение к туалету и самостоятельное кормление. То, как малыш ведет себя, говорит, учится и ест, дает важные подсказки об его развитии.
Изменения в детстве
Раннее детство включает младенчество и годы раннего возраста, от рождения до трехлетнего возраста. Оставшаяся часть детства — это период от четырех до восьми лет, когда дети идут в школу. На этом жизненном этапе происходит ряд критических физиологических и эмоциональных изменений. Например, конечности ребенка неуклонно удлиняются, тогда как рост других частей тела начинает замедляться. К десяти годам череп и мозг вырастают почти до размеров взрослого человека. Беверли Макмиллан, 9 лет.0032 Human Body: A Visual Guide (Сидней, Австралия: Weldon Owen, 2006), 258. Также происходят эмоциональные и психологические изменения. Отношения и мнения детей о еде углубляются. Они начинают получать информацию о предпочтениях в еде не только от членов семьи, но и от сверстников и более широкой культуры. Все эти факторы должны влиять на выбор питания, который родители делают для своих детей. На этот раз в жизни ребенка у родителей и других опекунов есть возможность укрепить хорошие привычки в еде и ввести в рацион новые продукты, не забывая при этом о предпочтениях ребенка. Родители также должны служить образцом для подражания для своих детей, которые часто будут подражать их поведению и привычкам в еде.
Изменения в период полового созревания
Начало полового созревания является началом подросткового возраста и является мостом между детством и юношеской взрослой жизнью. С медицинской точки зрения подростковый возраст определяется как период от одиннадцати до четырнадцати лет для девочек и от двенадцати до пятнадцати лет для мальчиков. С целью обсуждения влияния выбора питания в течение жизненного цикла, этот текст будет следовать Руководству по питанию для американцев 2010 года , которое делит подростковый возраст на два этапа: от девяти до тринадцати лет, или половое созревание, и от четырнадцати до восемнадцати лет. или поздний подростковый возраст. Сначала мы обсудим половое созревание. Некоторые из важных физиологических изменений, которые происходят на этом этапе, включают развитие первичных половых признаков или репродуктивных органов, а также начало менструации у женщин. Этот этап жизни также характеризуется появлением вторичных половых признаков, таких как рост волос на лице и теле, развитие молочных желез у девочек и огрубление голоса у мальчиков. Другие физические изменения включают быстрый рост и изменение пропорций тела. Элейн У. Полан, RNC, MS, и Дафна Р. Тейлор, RN, MS, Путешествие через всю жизнь: развитие человека и укрепление здоровья (Филадельфия: FA Davis Company, 2003), 170–71. Все эти изменения, а также сопутствующие психические и эмоциональные изменения должны поддерживаться правильным питанием.
Изменения в позднем подростковом возрасте
Диетические рекомендации определяют следующую фазу жизненного цикла человека, поздний подростковый возраст, как период от четырнадцати до восемнадцати лет. После полового созревания скорость физического роста замедляется. Девочки перестают расти в возрасте около шестнадцати лет, в то время как мальчики продолжают расти в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. Одно из психологических и эмоциональных изменений, которые происходят на этом жизненном этапе, включает стремление к независимости, поскольку подростки развивают индивидуальную идентичность отдельно от своей семьи. Элейн У. Полан, RNC, MS, и Дафна Р. Тейлор, RN, MS, Путешествие через всю жизнь: развитие человека и укрепление здоровья (Филадельфия: FA Davis Company, 2003), 171–76. По мере того, как подростки принимают все больше и больше решений о своем питании, родители или другие лица, осуществляющие уход, и авторитетные лица должны направлять их к правильному выбору питательных веществ.
Ключевые выводы
Человеческое тело постоянно развивается и изменяется на протяжении всей жизни, а пища служит топливом для этих изменений. Основные этапы жизненного цикла человека включают беременность, младенчество, ранние годы, детство, половое созревание, старшую юность, взрослую жизнь, средний возраст и пожилые годы. Правильное питание и физические упражнения обеспечивают здоровье и хорошее самочувствие на каждом этапе жизненного цикла человека.
Начало обсуждения
- При подготовке к этой и следующей главам спрогнозируйте, как, по вашему мнению, могут отличаться потребности в питательных веществах в начале жизни и в конце жизни. Затем, прочитав эту и следующую главы, обсудите, были ли ваши прогнозы правильными или нет.
12.2: Жизненный цикл человека распространяется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0, автором, ремиксом и/или куратором является LibreTexts.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Лицензия
- CC BY-NC-SA
- Версия лицензии
- 4,0
- Показать оглавление
- нет
- Теги
6 стадий человеческого развития и роста
Изучение следующих шести стадий человеческого развития и роста, синтезированных по Маслоу и Кольбергу, поможет вам понять свои более глубокие потребности в развитии и понять, что и когда делать.
Прежде чем читать о взрослых стадиях человеческого развития и роста, рассмотрите следующие два момента:
1. Стадии человеческого развития и роста исходят из психологии развития. Эта психология делает более широкие обобщения, так что откройте свой разум для мышления в терминах паттернов за десятилетия.
Это сильно отличается от рассмотрения индивидуальных эмоций и целей, как это делается в большинстве тренингов и терапии личностного развития.
2. Основной принцип, лежащий в основе этапов человеческого развития и роста, заключается в том, что определенные вещи в жизни можно узнать только с возрастом и опытом. Когда два подростка решают пожениться, они понятия не имеют, что их ждет, и вы тоже не можете им об этом сказать. Им просто нужно пройти через это, выйти на другую сторону своей кривой обучения, оглянуться назад, и тогда они это поймут.
В мире нет техники, которая могла бы дать им то, чего им не хватает: жизненный опыт. Жизненный опыт требует времени. По мере того как мы идем по жизни, если мы готовы взять на себя ответственность и учиться как можно большему на этом пути, мы разовьем зрелость и характер.
Однако это не данность. Течение времени не обязательно ведет к росту, но для тех, кто к этому склонен, рост необходим.
Причина, по которой нам необходимо понимать этапы развития человека, заключается в том, чтобы знать, что и когда делать.
Когда у нас есть широкое понимание этапов человеческого развития, мы знаем, где мы находимся в жизни. Мы знаем, какие цели подходят для какой стадии развития и какие должны быть удовлетворены. Мы также понимаем, о чем не стоит беспокоиться.
Общаясь с людьми или помогая другим расти и развиваться, вы можете знать, какие цели реалистичны и соответствуют их уровню роста и развития.
Все начинается с понимания модели развития и обучения применению ее к людям.
Ниже приведен краткий обзор того, что происходит на каждой из шести стадий человеческого развития и роста. Наша цель здесь — применить это к взрослым, начиная примерно с 18-20 лет. Это не модель развития ребенка.
Все возрасты считаются психологическими, а не хронологическими, так как отставание в развитии (не игра на свой возраст) — универсальное явление.
Зависимость: Как мне выжить?
Уровень человеческого развития I (несовершеннолетний). На первом уровне живет немного взрослых. Это состояние высокой зависимости, как у ребенка. Взрослый уровень один не может хорошо позаботиться о себе. Не могу сохранить работу. Не имеет особых социальных навыков. Есть люди на первом уровне, и они больше всего озабочены тем, откуда принесут их следующую еду и что происходит сегодня. Они не планируют будущее. Они не инициативны. Ключевое слово, которое применимо к ним, — крайняя зависимость.
Личная сила: как мне утвердиться в мире?
Уровень человеческого развития 2 (возраст 20-30 лет) . Большинство взрослых начинают со второго уровня. Жизненные трудности заключаются в том, как выжить и стать жизнеспособным человеком. Главные заботы — утвердиться в мире, а это значит продвинуться вперед, получить образование, заработать деньги, завязать связи, соперничать за место в обществе.
Из-за своей потребности в уверенности и жизнеспособности люди Уровня II озабочены властью, контролем над собой и другими, правильным и неправильным, победой/поражением. Это время высокой тревоги в жизни, и проблемы велики. Большинство книг и семинаров по расширению личных возможностей сознательно или бессознательно разрабатываются для удовлетворения потребностей Уровня II.
Принадлежность: Где я вписываюсь?
Уровень человеческого развития 3 (возраст 30-35 лет) . Как только потребность в жизнеспособности в мире удовлетворена, мы, как правило, немного расслабляемся и сосредотачиваемся на более социальных потребностях, таких как принадлежность. Мы склонны протягивать руку помощи и участвовать в жизни сообщества. Возможно, в этот момент мы воспитываем семью, поэтому мы хотим быть более вовлеченными. Дети могут привести нас к более активному участию в жизни церкви, школы и других семей. Или, поскольку мы меньше озабочены деньгами, конкуренцией и миром собачьего поедания (выиграв множество сражений и удовлетворив большую часть потребностей), мы хотим обратиться к другим и выяснить, где мы принадлежим.
Уровень 3 — это время для социальной активности. Мы можем стремиться к одобрению других или угождать социальным ожиданиям. Мы находим свое место в мире, постоянно обращаясь к другим и получая обратную связь.
Глубокое самосознание: что для меня действительно важно?
Уровень человеческого развития 4 (35-45 лет). Как только мы станем жизнеспособными в этом мире и поймем, к чему мы принадлежим, мы будем готовы исследовать нашу идентичность на более глубоком уровне. Мы можем начать сомневаться в том, что действительно важно в жизни. Это приводит нас к открытию наших ценностей.
Наши ценности могут отличаться от ценностей наших родителей, а могут и совпадать. Мы можем обнаружить, что ценим вещи, которые не ценят наши друзья. Часто это период самоанализа, хотя обычно он приводит к личному кризису. Мы много работали. Мы присоединились и поиграли. Теперь мы хотим знать, что действительно важно для нас. Мы прожили половину своей жизни. За что? Что действительно важно?
Узнайте, что действительно важно, что выделяет нас из толпы, и на четвертом уровне мы меньше заботимся о том, что думают другие люди. Наша личность, наконец, становится ясной. Мы знаем, что ценим, даже если это не соответствует общественным ожиданиям. В результате, по мере нашего прогресса, мы часто становимся более избирательными в том, как мы общаемся.
Жизненная миссия: Какова моя цель?
Уровень человеческого развития 5 (возраст 45-65 лет). После длительного периода зрелого самоанализа и прояснения ценностей мы готовы полностью понять и принять цель нашей жизни.
На данный момент мы жизнеспособны, довольны своим положением и знаем, что важнее всего в жизни. Это идеальная ситуация для определения и расширения нашей миссии.
С этого момента уровень сосредоточенности на самом важном чрезвычайно высок. Мы полны цели, которая может прийти только после долгих лет уплаты взносов.
Самопринятие
Уровень человеческого развития 6 (возраст 65+) . Успешно пройдя так много важных вех развития в течение жизни, мы теперь входим в редкое, самоактуализированное состояние бытия, в котором мы в основном находимся в мире с самими собой. Мы чувствуем себя как дома в своем теле, комфортно в собственной коже. Мы вне внутренних раздоров и конфликтов, вне всякой потребности в социальном одобрении и довольстве своей жизнью.
Нам нравится то, кем мы стали, и что мы можем выражать себя искренне и честно. Несмотря на то, что мы принимаем жизнь и наслаждаемся ею, мы понимаем и принимаем нашу конечную смерть.
- Автор
- Последние сообщения
Персонал центра iNLP
Обладая более чем 130-летним опытом работы в сфере лайф-коучинга, НЛП и личного развития, наши сотрудники стремятся предоставить вам руководство и возможность учиться в удобной, онлайн формат.